
ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию
В 30-е годы советская промышленность совершила настоящий прорыв в машиностроении. Были разработаны или адаптированы десятки новых моделей автомобильной и грузовой техники. Но далеко не все пошли в большую серию. Некоторые виды транспорта создавались в единственном экземпляре.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
Грузовик ЯГ-12. Фото: bronetehnika.narod.ru
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
ЯГ-12 мог преодолевать рвы до 1,5 метра. Фото: bronetehnika.narod.ru
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
ЯГ-12 на испытаниях. Фото: bronetehnika.narod.ru
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
Четыре оси и все ведущие
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.

В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.

Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Судьба ЯГ-12
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».

Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
- Карпов Андрей
- bronetehnika.narod.ru
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....