ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию
В 30-е годы советская промышленность совершила настоящий прорыв в машиностроении. Были разработаны или адаптированы десятки новых моделей автомобильной и грузовой техники. Но далеко не все пошли в большую серию. Некоторые виды транспорта создавались в единственном экземпляре.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
Четыре оси и все ведущие
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
Грузовик ЯГ-12. Фото: bronetehnika.narod.ru
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
ЯГ-12 мог преодолевать рвы до 1,5 метра. Фото: bronetehnika.narod.ru
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Судьба ЯГ-12
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
ЯГ-12 на испытаниях. Фото: bronetehnika.narod.ru
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
- Карпов Андрей
- bronetehnika.narod.ru
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Пермские ученые нашли способ сделать самолеты тише
Всего одна деталь может сделать российские самолеты тише. Первые лабораторные исследования удачно завешены. Подробнее читайте в нашем материале....
Корейские автобренды возвращаются в Россию – KGM, бывший SsangYong, сделает это официально
Бренд будет предлагать кроссоверы как с передним, так и с полным приводом. Пока неизвестно, будут ли в российской линейке рамные внедорожники....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....
Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачем
Эти две операции сегодня почти забыты. А ведь когда-то их незнание могло привести к поломке коробки передач. Так что же делали советские водители грузовиков,...
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Советский ЛАЗ 1979-го года: возвращение к «жизни» после 15 лет свалки
Советскому автобусу ЛАЗ-965Н, представленному в ролике, исполняется 45 лет, из которых 15 он проторчал на свалке. Естественно, такое даром не проходит: кто-то...
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...
Honda представила первый в мире компрессорный двигатель для мотоциклов
У этого мотора не существует аналогов. Производитель ориентируется на модели с большим рабочим объемом и планирует наладить серийное производство....