ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию
837

ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию

В 30-е годы советская промышленность совершила настоящий прорыв в машиностроении. Были разработаны или адаптированы десятки новых моделей автомобильной и грузовой техники. Но далеко не все пошли в большую серию. Некоторые виды транспорта создавались в единственном экземпляре.


Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.

Четыре оси и все ведущие


ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.

ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в сериюГрузовик ЯГ-12. Фото: bronetehnika.narod.ru

В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.

Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.

Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.

ЯГ-12 мог преодолевать рвы до 1,5 метра. Фото: bronetehnika.narod.ru

Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.

Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.

Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.

ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.

Судьба ЯГ-12


Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».

ЯГ-12 на испытаниях. Фото: bronetehnika.narod.ru

Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.

Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
Интересны ли вам статьи про редкую советскую технику?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Зачем трактору треугольные гусеницы

Зачем трактору треугольные гусеницы

Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...