ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию
В 30-е годы советская промышленность совершила настоящий прорыв в машиностроении. Были разработаны или адаптированы десятки новых моделей автомобильной и грузовой техники. Но далеко не все пошли в большую серию. Некоторые виды транспорта создавались в единственном экземпляре.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
Четыре оси и все ведущие
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
Грузовик ЯГ-12. Фото: bronetehnika.narod.ru
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
ЯГ-12 мог преодолевать рвы до 1,5 метра. Фото: bronetehnika.narod.ru
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Судьба ЯГ-12
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
ЯГ-12 на испытаниях. Фото: bronetehnika.narod.ru
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
- Карпов Андрей
- bronetehnika.narod.ru
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....
ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию
Грузовик, опередивший свое время. Разработка показала способности советских инженеров, но так и не получила большого распространения....