ЯГ-12 – первый советский четырехосный грузовик, который так и не пошел в серию
В 30-е годы советская промышленность совершила настоящий прорыв в машиностроении. Были разработаны или адаптированы десятки новых моделей автомобильной и грузовой техники. Но далеко не все пошли в большую серию. Некоторые виды транспорта создавались в единственном экземпляре.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
Такая судьба была и у грузовика ЯГ-12, который произвели на Ярославском автомобильном заводе. В 30-е с конвейера этого предприятия сходили гусеничные тягачи и большегрузные автомобили. Широкой популярностью в армии и гражданском секторе пользовались грузовики Я-5, ЯГ-10 и другие. ЯГ-12 впервые показали во время демонстрации в Москве в 1932 году.
Четыре оси и все ведущие
ЯГ-12 стал одним из первых в мире четырехосным грузовиком повышенной грузоподъемности. Длина машины превышала 6,5, а ширина 2,3 метра. При собственной массе в 5,4 тоны, в грузовик можно было загрузить до 12 тонн. Клиренс в 320 мм повышал проходимость и делал машину пригодной для использования на пересеченной местности.
Грузовик ЯГ-12. Фото: bronetehnika.narod.ru
В качестве силовой установки использовался американский двигатель «Continental-22R» с объемом 8190 см³. Мощность – 120 л. с. Грузовик мог развивать скорость до 45 км/ч. Расход топлива составлял невероятные по современным меркам 52 литра на 100 км. Объем бака в 164 литра обеспечивал протяженность поездки до 300 км без дозаправки.
Многодисковое сухое сцепление осуществлялось при помощи коробки передач Brown Lipe-554. Надо отметить, что в основе агрегатной части стоял грузовик ЯГ-10. Но перед ярославцами была поставлена задача сконструировать машину с принципиально новой трансмиссией.
Главной технической особенность ЯГ-12 стала двухосная тележка, которая выполняла функцию передней оси. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми. Такое техническое решение вместе с сочетанием формулы «8х8» значительно повышало проходимость грузовика.
ЯГ-12 мог преодолевать рвы до 1,5 метра. Фото: bronetehnika.narod.ru
Однако в начале 30-х годов еще глубоко не задумывались над блокировкой дифференциалов. Конические роликовые подшипники были в большом дефиците, а их производство осложнялось высокой стоимостью. Поэтому инженеры применили классические для того времени шарниры, шариковые и роликовые подшипники.
Узлы и агрегаты подвески монтировали непосредственно к сваренной раме. Конструкция получалась надежной и ремонтопригодной, но тяжелой. В качестве рулевого механизма использовалась доработанная система грузовика Я-5.
Кабина грузовиков была деревянной, что было традиционным решением для советской промышленности того времени. В салон помещалось 3 человека, в кузове можно было расположить до 30 человек.
ЯГ-12 оснащался стандартными шинами 40х8 дюймов. В то время в Советском Союзе еще не выпускали резину с дополнительными грунтозацепами. Для колес задней тележки предусматривались гусеницы, которые повышали проходимость машины по мягкому грунту.
Судьба ЯГ-12
Основным заказчикам нового грузовика должна была стать Красная Армия. ЯГ-12 в теории подходил под нужды военных. Но машина выходила дорогой в производстве. Как позже покажет история, более востребованными будут легкие грузовики семейств «ГАЗ» и «Я».
ЯГ-12 на испытаниях. Фото: bronetehnika.narod.ru
Известно, что единственный образец ЯГ-12 был передан военной части в Саратов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не осталось ни машины, ни каких либо воспоминаний о ее судьбе. Возможно, грузовик разобрали на запчасти для ремонта другой техники.
Последующие модели советского грузового транспорта имели трехосное основание. К новым испытаниям и массовому производству таких тяжеловесов вернулись только ближе к 1960-м годам. ЯГ-12, хоть и не пошел в серию, но остался знаковым примером автомобилестроения Советского Союза.
- Карпов Андрей
- bronetehnika.narod.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....