Самодельный автомобиль-амфибия «Тритон»
Послевоенные годы были временем очень тяжелым – необходимо было восстановить из руин огромную страну. Тут было не до развлечений и всяких изобретений. А вот в 60-х все изменилось. Люди почувствовали больше свободы и простора для творческой мысли. Именно тогда и начиналась история советского «самавто». Одним из ярких его представителей является автомобиль-амфибия «Тритон», историю создания которого вы узнаете сегодня.
Конструкторская мысль парила, и неугомонным талантам-технарям хотелось чего-то необычного. Так появился «Ихтиандр» - катер, который мог передвигаться и по твердой поверхности. И его антипод – «Тритон», который, напротив, был автомобилем-амфибией.
Популярным лозунгом на заре Советского Союза было выражение: «Даже кухарка способна управлять страной!». Хотя, со временем, оно было подвергнуто заслуженной критике, курьезные случаи в нашей жизни все же встречались. Например, одну из лучших самодельных моделей автомобиля-амфибии создал… профессиональный музыкант!
Дмитрий Трофимович Кудрячков сразу после войны поступил и успешно окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории. Специализация – английский рожок. Разве это – подходящая биография для автоконструктора-любителя?!
В те времена, когда нельзя было двумя щелчками мыши подтвердить или опровергнуть информацию, многие не могли поверить в то, что такую сложную конструкцию придумал и воплотил какой-то музыкант. Намного правдоподобнее казалась версия, что это сделал человек с высшим техническим образованием.
На самом деле, Кудрячков был человеком, о которых говорят – талантлив во всем. Еще с детства он любил путешествовать, ходить на рыбалку и что-то мастерить собственными руками. Повезло ему и с хорошим помощником. Им стала преданная супруга Лариса Петровна. Она не только была надежным тылом, но и всячески поддерживала своего мужа в его техническом увлечении.
Набравшись жизненной мудрости и перешагнув полувековой рубеж, талантливый изобретатель созрел, чтобы замахнуться на нечто шедевральное. К этому времени список самоделок семьи уже состоял из нескольких пунктов, теперь они решили своими руками создать многофункциональный глиссер. Транспортное средство задумывалось как универсальный семейный трейлер для разнообразных путешествий. Будь то по воде, или по суше. В конструкции нашлось место и некоему подобию летней кухни.
Хотя амфибии способны передвигаться по комбинированной поверхности, все же, что-то одно у них получается гораздо успешнее. Говоря простым языком, мы имеем дело с катером, который «научили» двигаться по земле. Или с автомобилем, который оснастили возможностью плавать.
Такой стала главная задача, поставленная самому себе конструктором-самоучкой. Внимательно исследовав этот вопрос, Дмитрий Кудрячков пришел к выводу, что лучшим вариантом будет катер, умеющий двигаться и по твердой поверхности. А, может, ему это подсказал волк в одной из серий «Ну, погоди»? Но, шутки в сторону, было принято решение, что будущая амфибия получит очертания катера. Катера, к которому приделали колеса.
В будущем это позволило ей уверенно чувствовать себя в любой среде. На водной глади она разгонялась до 50 км/ч, а вот по асфальту могла двигаться в два раза быстрее.
Когда был решен вопрос с концепцией, встала еще более серьезная проблема. В условиях советского дефицита, даже перспективные заводские модели не всегда доходили до серийного производства, даже не могли встать на конвейер. Тем более, самодельная техника, на которую каждый компонент необходимо было где-то добывать.
В итоге «Тритон» получился обычной для того времени «солянкой». Если силовой агрегат взяли у самого мощного советского автомобиля – «Волги», то рулевое управление и подвеску колес – «сняли» со скромного «Запорожца».
Самодельный редуктор выполнили в виде единого силового блока. Устанавливался он прямо над водометом на амортизирующих резиновых подушках. За счет этого моторный отсек занимал намного меньше пространства. Корпус амфибии был выполнен из дерева, и, частично – из армированной фанеры.
Уже упомянутых ранее прекрасных ходовых показателей удалось добиться благодаря раздаче крутящего момента. В зависимости от поверхности движения, он направлялся либо на колеса, либо – на водометный движитель. При движении по воде колеса снимались или поднимались выше ватерлинии. Для речной романтики имелось все необходимое:
✅ эргономичная каюта, оборудованная для длительного путешествия
✅ увеличенный запас топлива
✅ герметичная оригинальная тормозная система
Расположенный на корме двигатель нуждался в дополнительном обдуве. Для этого применили двухконтурную систему охлаждения и направляющий кожух. Маслорадиатор был позаимствован у грузового ГАЗ-51. Для изготовления водомета потребовалась нержавеющая сталь и техническая поддержка. Создатель получил ее на страницах журнала «Катера и яхты». Немного изменив предлагаемую базовую конструкцию, он достиг оптимального результата.
Несмотря на то, что конструировать амфибии-самоделки советские любители техники начали еще в 60-х, настоящий успех пришел только два десятилетия спустя. И связан он был с «Тритоном» Кудрячкова. У конструктора-самоучки получилась необычайно качественная амфибия, вызвавшая восхищение даже у специалистов. Ее назвали одной из технологических сенсаций позднего СССР.
После этого создателя и его технику ждала заслуженная всесоюзная известность. Технические издания страны наперебой писали хвалебные статьи, телевидение снимало передачи о таланте самобытного конструктора. Дмитрия Трофимовича неоднократно приглашали вместе с его детищем на многие выставки техники, в том числе, и за рубеж.
Одно дело, как оказывается, создать передовую технику, а совсем другое – ее зарегистрировать. Ведь любой транспорт нужен для того, чтобы на нем ездить. И если в деревнях это можно делать и без регистрации, мотаясь по пыльным полевым дорогам, то в городе не уедешь дальше первого постового.
В Советском Союзе с этим было очень строго, тем более, в отношении техники, сделанной собственными руками из подручных средств и агрегатов. Поэтому, когда самодельной техники стало много, появились технические требования. Например, для сухопутного транспорта это было ограничение рабочего объема двигателя – не более 900 куб. см. А вместимость салона - до 4 человек включительно.
Сегодня непросто поверить, но строгие предписания нередко нарушались. Можно было встретить самоделки с двигателем, почти втрое превышающим предельные значения. Такое положение дел, и всеобщая известность помогли в официальном оформлении «Тритона». Причем, он получил сразу два регистрационных номера: как автомобиль, и как катер. После этого Дмитрий Трофимович и его супруга смогли путешествовать вполне законно.
Удивительная амфибия была обладателем различных премий и участницей множества автопробегов. Со временем супругам удалось создать еще один экземпляр – «Тритон-2». Хотя прошло уже несколько десятилетий, он существует и сейчас, в полностью рабочем состоянии.
Зародившиеся во время хрущевской оттепели движение конструкторов советских самоделок, имело множество направлений. Были и вездеходы, и туристические модели, и те, что сегодня отнесли бы к классу моноприводных кроссоверов.
Конструкторская мысль парила, и неугомонным талантам-технарям хотелось чего-то необычного. Так появился «Ихтиандр» - катер, который мог передвигаться и по твердой поверхности. И его антипод – «Тритон», который, напротив, был автомобилем-амфибией.
Лучшая амфибия, созданная руками музыканта
Популярным лозунгом на заре Советского Союза было выражение: «Даже кухарка способна управлять страной!». Хотя, со временем, оно было подвергнуто заслуженной критике, курьезные случаи в нашей жизни все же встречались. Например, одну из лучших самодельных моделей автомобиля-амфибии создал… профессиональный музыкант!
Дмитрий Трофимович Кудрячков сразу после войны поступил и успешно окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории. Специализация – английский рожок. Разве это – подходящая биография для автоконструктора-любителя?!
С необычным внешним видом, но вполне уверенный на дороге. Фото: youtube.com
В те времена, когда нельзя было двумя щелчками мыши подтвердить или опровергнуть информацию, многие не могли поверить в то, что такую сложную конструкцию придумал и воплотил какой-то музыкант. Намного правдоподобнее казалась версия, что это сделал человек с высшим техническим образованием.
На самом деле, Кудрячков был человеком, о которых говорят – талантлив во всем. Еще с детства он любил путешествовать, ходить на рыбалку и что-то мастерить собственными руками. Повезло ему и с хорошим помощником. Им стала преданная супруга Лариса Петровна. Она не только была надежным тылом, но и всячески поддерживала своего мужа в его техническом увлечении.
Набравшись жизненной мудрости и перешагнув полувековой рубеж, талантливый изобретатель созрел, чтобы замахнуться на нечто шедевральное. К этому времени список самоделок семьи уже состоял из нескольких пунктов, теперь они решили своими руками создать многофункциональный глиссер. Транспортное средство задумывалось как универсальный семейный трейлер для разнообразных путешествий. Будь то по воде, или по суше. В конструкции нашлось место и некоему подобию летней кухни.
Успешный и на суше, и на воде
Хотя амфибии способны передвигаться по комбинированной поверхности, все же, что-то одно у них получается гораздо успешнее. Говоря простым языком, мы имеем дело с катером, который «научили» двигаться по земле. Или с автомобилем, который оснастили возможностью плавать.
Вода для «Тритона» также привычна, как и асфальт. Фото: youtube.com
Такой стала главная задача, поставленная самому себе конструктором-самоучкой. Внимательно исследовав этот вопрос, Дмитрий Кудрячков пришел к выводу, что лучшим вариантом будет катер, умеющий двигаться и по твердой поверхности. А, может, ему это подсказал волк в одной из серий «Ну, погоди»? Но, шутки в сторону, было принято решение, что будущая амфибия получит очертания катера. Катера, к которому приделали колеса.
В будущем это позволило ей уверенно чувствовать себя в любой среде. На водной глади она разгонялась до 50 км/ч, а вот по асфальту могла двигаться в два раза быстрее.
Внутренняя начинка чудо-техники
Когда был решен вопрос с концепцией, встала еще более серьезная проблема. В условиях советского дефицита, даже перспективные заводские модели не всегда доходили до серийного производства, даже не могли встать на конвейер. Тем более, самодельная техника, на которую каждый компонент необходимо было где-то добывать.
В итоге «Тритон» получился обычной для того времени «солянкой». Если силовой агрегат взяли у самого мощного советского автомобиля – «Волги», то рулевое управление и подвеску колес – «сняли» со скромного «Запорожца».
Самодельный редуктор выполнили в виде единого силового блока. Устанавливался он прямо над водометом на амортизирующих резиновых подушках. За счет этого моторный отсек занимал намного меньше пространства. Корпус амфибии был выполнен из дерева, и, частично – из армированной фанеры.
Выезжая из воды, можно и проехаться «на броне». Фото: youtube.com
Уже упомянутых ранее прекрасных ходовых показателей удалось добиться благодаря раздаче крутящего момента. В зависимости от поверхности движения, он направлялся либо на колеса, либо – на водометный движитель. При движении по воде колеса снимались или поднимались выше ватерлинии. Для речной романтики имелось все необходимое:
✅ эргономичная каюта, оборудованная для длительного путешествия
✅ увеличенный запас топлива
✅ герметичная оригинальная тормозная система
Расположенный на корме двигатель нуждался в дополнительном обдуве. Для этого применили двухконтурную систему охлаждения и направляющий кожух. Маслорадиатор был позаимствован у грузового ГАЗ-51. Для изготовления водомета потребовалась нержавеющая сталь и техническая поддержка. Создатель получил ее на страницах журнала «Катера и яхты». Немного изменив предлагаемую базовую конструкцию, он достиг оптимального результата.
Триумф «Тритона»
Несмотря на то, что конструировать амфибии-самоделки советские любители техники начали еще в 60-х, настоящий успех пришел только два десятилетия спустя. И связан он был с «Тритоном» Кудрячкова. У конструктора-самоучки получилась необычайно качественная амфибия, вызвавшая восхищение даже у специалистов. Ее назвали одной из технологических сенсаций позднего СССР.
В воде колеса можно просто поднять выше ватерлинии. Фото: youtube.com
После этого создателя и его технику ждала заслуженная всесоюзная известность. Технические издания страны наперебой писали хвалебные статьи, телевидение снимало передачи о таланте самобытного конструктора. Дмитрия Трофимовича неоднократно приглашали вместе с его детищем на многие выставки техники, в том числе, и за рубеж.
Регистрация в ГАИ и современная история
Одно дело, как оказывается, создать передовую технику, а совсем другое – ее зарегистрировать. Ведь любой транспорт нужен для того, чтобы на нем ездить. И если в деревнях это можно делать и без регистрации, мотаясь по пыльным полевым дорогам, то в городе не уедешь дальше первого постового.
В Советском Союзе с этим было очень строго, тем более, в отношении техники, сделанной собственными руками из подручных средств и агрегатов. Поэтому, когда самодельной техники стало много, появились технические требования. Например, для сухопутного транспорта это было ограничение рабочего объема двигателя – не более 900 куб. см. А вместимость салона - до 4 человек включительно.
Прекрасные ходовые качества при водном цикле движения. Фото: youtube.com
Сегодня непросто поверить, но строгие предписания нередко нарушались. Можно было встретить самоделки с двигателем, почти втрое превышающим предельные значения. Такое положение дел, и всеобщая известность помогли в официальном оформлении «Тритона». Причем, он получил сразу два регистрационных номера: как автомобиль, и как катер. После этого Дмитрий Трофимович и его супруга смогли путешествовать вполне законно.
Удивительная амфибия была обладателем различных премий и участницей множества автопробегов. Со временем супругам удалось создать еще один экземпляр – «Тритон-2». Хотя прошло уже несколько десятилетий, он существует и сейчас, в полностью рабочем состоянии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...