Самодельный автомобиль-амфибия «Тритон»
Послевоенные годы были временем очень тяжелым – необходимо было восстановить из руин огромную страну. Тут было не до развлечений и всяких изобретений. А вот в 60-х все изменилось. Люди почувствовали больше свободы и простора для творческой мысли. Именно тогда и начиналась история советского «самавто». Одним из ярких его представителей является автомобиль-амфибия «Тритон», историю создания которого вы узнаете сегодня.
Конструкторская мысль парила, и неугомонным талантам-технарям хотелось чего-то необычного. Так появился «Ихтиандр» - катер, который мог передвигаться и по твердой поверхности. И его антипод – «Тритон», который, напротив, был автомобилем-амфибией.
Популярным лозунгом на заре Советского Союза было выражение: «Даже кухарка способна управлять страной!». Хотя, со временем, оно было подвергнуто заслуженной критике, курьезные случаи в нашей жизни все же встречались. Например, одну из лучших самодельных моделей автомобиля-амфибии создал… профессиональный музыкант!
Дмитрий Трофимович Кудрячков сразу после войны поступил и успешно окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории. Специализация – английский рожок. Разве это – подходящая биография для автоконструктора-любителя?!
В те времена, когда нельзя было двумя щелчками мыши подтвердить или опровергнуть информацию, многие не могли поверить в то, что такую сложную конструкцию придумал и воплотил какой-то музыкант. Намного правдоподобнее казалась версия, что это сделал человек с высшим техническим образованием.
На самом деле, Кудрячков был человеком, о которых говорят – талантлив во всем. Еще с детства он любил путешествовать, ходить на рыбалку и что-то мастерить собственными руками. Повезло ему и с хорошим помощником. Им стала преданная супруга Лариса Петровна. Она не только была надежным тылом, но и всячески поддерживала своего мужа в его техническом увлечении.
Набравшись жизненной мудрости и перешагнув полувековой рубеж, талантливый изобретатель созрел, чтобы замахнуться на нечто шедевральное. К этому времени список самоделок семьи уже состоял из нескольких пунктов, теперь они решили своими руками создать многофункциональный глиссер. Транспортное средство задумывалось как универсальный семейный трейлер для разнообразных путешествий. Будь то по воде, или по суше. В конструкции нашлось место и некоему подобию летней кухни.
Хотя амфибии способны передвигаться по комбинированной поверхности, все же, что-то одно у них получается гораздо успешнее. Говоря простым языком, мы имеем дело с катером, который «научили» двигаться по земле. Или с автомобилем, который оснастили возможностью плавать.
Такой стала главная задача, поставленная самому себе конструктором-самоучкой. Внимательно исследовав этот вопрос, Дмитрий Кудрячков пришел к выводу, что лучшим вариантом будет катер, умеющий двигаться и по твердой поверхности. А, может, ему это подсказал волк в одной из серий «Ну, погоди»? Но, шутки в сторону, было принято решение, что будущая амфибия получит очертания катера. Катера, к которому приделали колеса.
В будущем это позволило ей уверенно чувствовать себя в любой среде. На водной глади она разгонялась до 50 км/ч, а вот по асфальту могла двигаться в два раза быстрее.
Когда был решен вопрос с концепцией, встала еще более серьезная проблема. В условиях советского дефицита, даже перспективные заводские модели не всегда доходили до серийного производства, даже не могли встать на конвейер. Тем более, самодельная техника, на которую каждый компонент необходимо было где-то добывать.
В итоге «Тритон» получился обычной для того времени «солянкой». Если силовой агрегат взяли у самого мощного советского автомобиля – «Волги», то рулевое управление и подвеску колес – «сняли» со скромного «Запорожца».
Самодельный редуктор выполнили в виде единого силового блока. Устанавливался он прямо над водометом на амортизирующих резиновых подушках. За счет этого моторный отсек занимал намного меньше пространства. Корпус амфибии был выполнен из дерева, и, частично – из армированной фанеры.
Уже упомянутых ранее прекрасных ходовых показателей удалось добиться благодаря раздаче крутящего момента. В зависимости от поверхности движения, он направлялся либо на колеса, либо – на водометный движитель. При движении по воде колеса снимались или поднимались выше ватерлинии. Для речной романтики имелось все необходимое:
✅ эргономичная каюта, оборудованная для длительного путешествия
✅ увеличенный запас топлива
✅ герметичная оригинальная тормозная система
Расположенный на корме двигатель нуждался в дополнительном обдуве. Для этого применили двухконтурную систему охлаждения и направляющий кожух. Маслорадиатор был позаимствован у грузового ГАЗ-51. Для изготовления водомета потребовалась нержавеющая сталь и техническая поддержка. Создатель получил ее на страницах журнала «Катера и яхты». Немного изменив предлагаемую базовую конструкцию, он достиг оптимального результата.
Несмотря на то, что конструировать амфибии-самоделки советские любители техники начали еще в 60-х, настоящий успех пришел только два десятилетия спустя. И связан он был с «Тритоном» Кудрячкова. У конструктора-самоучки получилась необычайно качественная амфибия, вызвавшая восхищение даже у специалистов. Ее назвали одной из технологических сенсаций позднего СССР.
После этого создателя и его технику ждала заслуженная всесоюзная известность. Технические издания страны наперебой писали хвалебные статьи, телевидение снимало передачи о таланте самобытного конструктора. Дмитрия Трофимовича неоднократно приглашали вместе с его детищем на многие выставки техники, в том числе, и за рубеж.
Одно дело, как оказывается, создать передовую технику, а совсем другое – ее зарегистрировать. Ведь любой транспорт нужен для того, чтобы на нем ездить. И если в деревнях это можно делать и без регистрации, мотаясь по пыльным полевым дорогам, то в городе не уедешь дальше первого постового.
В Советском Союзе с этим было очень строго, тем более, в отношении техники, сделанной собственными руками из подручных средств и агрегатов. Поэтому, когда самодельной техники стало много, появились технические требования. Например, для сухопутного транспорта это было ограничение рабочего объема двигателя – не более 900 куб. см. А вместимость салона - до 4 человек включительно.
Сегодня непросто поверить, но строгие предписания нередко нарушались. Можно было встретить самоделки с двигателем, почти втрое превышающим предельные значения. Такое положение дел, и всеобщая известность помогли в официальном оформлении «Тритона». Причем, он получил сразу два регистрационных номера: как автомобиль, и как катер. После этого Дмитрий Трофимович и его супруга смогли путешествовать вполне законно.
Удивительная амфибия была обладателем различных премий и участницей множества автопробегов. Со временем супругам удалось создать еще один экземпляр – «Тритон-2». Хотя прошло уже несколько десятилетий, он существует и сейчас, в полностью рабочем состоянии.
Зародившиеся во время хрущевской оттепели движение конструкторов советских самоделок, имело множество направлений. Были и вездеходы, и туристические модели, и те, что сегодня отнесли бы к классу моноприводных кроссоверов.
Конструкторская мысль парила, и неугомонным талантам-технарям хотелось чего-то необычного. Так появился «Ихтиандр» - катер, который мог передвигаться и по твердой поверхности. И его антипод – «Тритон», который, напротив, был автомобилем-амфибией.
Лучшая амфибия, созданная руками музыканта
Популярным лозунгом на заре Советского Союза было выражение: «Даже кухарка способна управлять страной!». Хотя, со временем, оно было подвергнуто заслуженной критике, курьезные случаи в нашей жизни все же встречались. Например, одну из лучших самодельных моделей автомобиля-амфибии создал… профессиональный музыкант!
Дмитрий Трофимович Кудрячков сразу после войны поступил и успешно окончил Академический музыкальный колледж при Московской консерватории. Специализация – английский рожок. Разве это – подходящая биография для автоконструктора-любителя?!
С необычным внешним видом, но вполне уверенный на дороге. Фото: youtube.com
В те времена, когда нельзя было двумя щелчками мыши подтвердить или опровергнуть информацию, многие не могли поверить в то, что такую сложную конструкцию придумал и воплотил какой-то музыкант. Намного правдоподобнее казалась версия, что это сделал человек с высшим техническим образованием.
На самом деле, Кудрячков был человеком, о которых говорят – талантлив во всем. Еще с детства он любил путешествовать, ходить на рыбалку и что-то мастерить собственными руками. Повезло ему и с хорошим помощником. Им стала преданная супруга Лариса Петровна. Она не только была надежным тылом, но и всячески поддерживала своего мужа в его техническом увлечении.
Набравшись жизненной мудрости и перешагнув полувековой рубеж, талантливый изобретатель созрел, чтобы замахнуться на нечто шедевральное. К этому времени список самоделок семьи уже состоял из нескольких пунктов, теперь они решили своими руками создать многофункциональный глиссер. Транспортное средство задумывалось как универсальный семейный трейлер для разнообразных путешествий. Будь то по воде, или по суше. В конструкции нашлось место и некоему подобию летней кухни.
Успешный и на суше, и на воде
Хотя амфибии способны передвигаться по комбинированной поверхности, все же, что-то одно у них получается гораздо успешнее. Говоря простым языком, мы имеем дело с катером, который «научили» двигаться по земле. Или с автомобилем, который оснастили возможностью плавать.
Вода для «Тритона» также привычна, как и асфальт. Фото: youtube.com
Такой стала главная задача, поставленная самому себе конструктором-самоучкой. Внимательно исследовав этот вопрос, Дмитрий Кудрячков пришел к выводу, что лучшим вариантом будет катер, умеющий двигаться и по твердой поверхности. А, может, ему это подсказал волк в одной из серий «Ну, погоди»? Но, шутки в сторону, было принято решение, что будущая амфибия получит очертания катера. Катера, к которому приделали колеса.
В будущем это позволило ей уверенно чувствовать себя в любой среде. На водной глади она разгонялась до 50 км/ч, а вот по асфальту могла двигаться в два раза быстрее.
Внутренняя начинка чудо-техники
Когда был решен вопрос с концепцией, встала еще более серьезная проблема. В условиях советского дефицита, даже перспективные заводские модели не всегда доходили до серийного производства, даже не могли встать на конвейер. Тем более, самодельная техника, на которую каждый компонент необходимо было где-то добывать.
В итоге «Тритон» получился обычной для того времени «солянкой». Если силовой агрегат взяли у самого мощного советского автомобиля – «Волги», то рулевое управление и подвеску колес – «сняли» со скромного «Запорожца».
Самодельный редуктор выполнили в виде единого силового блока. Устанавливался он прямо над водометом на амортизирующих резиновых подушках. За счет этого моторный отсек занимал намного меньше пространства. Корпус амфибии был выполнен из дерева, и, частично – из армированной фанеры.
Выезжая из воды, можно и проехаться «на броне». Фото: youtube.com
Уже упомянутых ранее прекрасных ходовых показателей удалось добиться благодаря раздаче крутящего момента. В зависимости от поверхности движения, он направлялся либо на колеса, либо – на водометный движитель. При движении по воде колеса снимались или поднимались выше ватерлинии. Для речной романтики имелось все необходимое:
✅ эргономичная каюта, оборудованная для длительного путешествия
✅ увеличенный запас топлива
✅ герметичная оригинальная тормозная система
Расположенный на корме двигатель нуждался в дополнительном обдуве. Для этого применили двухконтурную систему охлаждения и направляющий кожух. Маслорадиатор был позаимствован у грузового ГАЗ-51. Для изготовления водомета потребовалась нержавеющая сталь и техническая поддержка. Создатель получил ее на страницах журнала «Катера и яхты». Немного изменив предлагаемую базовую конструкцию, он достиг оптимального результата.
Триумф «Тритона»
Несмотря на то, что конструировать амфибии-самоделки советские любители техники начали еще в 60-х, настоящий успех пришел только два десятилетия спустя. И связан он был с «Тритоном» Кудрячкова. У конструктора-самоучки получилась необычайно качественная амфибия, вызвавшая восхищение даже у специалистов. Ее назвали одной из технологических сенсаций позднего СССР.
В воде колеса можно просто поднять выше ватерлинии. Фото: youtube.com
После этого создателя и его технику ждала заслуженная всесоюзная известность. Технические издания страны наперебой писали хвалебные статьи, телевидение снимало передачи о таланте самобытного конструктора. Дмитрия Трофимовича неоднократно приглашали вместе с его детищем на многие выставки техники, в том числе, и за рубеж.
Регистрация в ГАИ и современная история
Одно дело, как оказывается, создать передовую технику, а совсем другое – ее зарегистрировать. Ведь любой транспорт нужен для того, чтобы на нем ездить. И если в деревнях это можно делать и без регистрации, мотаясь по пыльным полевым дорогам, то в городе не уедешь дальше первого постового.
В Советском Союзе с этим было очень строго, тем более, в отношении техники, сделанной собственными руками из подручных средств и агрегатов. Поэтому, когда самодельной техники стало много, появились технические требования. Например, для сухопутного транспорта это было ограничение рабочего объема двигателя – не более 900 куб. см. А вместимость салона - до 4 человек включительно.
Прекрасные ходовые качества при водном цикле движения. Фото: youtube.com
Сегодня непросто поверить, но строгие предписания нередко нарушались. Можно было встретить самоделки с двигателем, почти втрое превышающим предельные значения. Такое положение дел, и всеобщая известность помогли в официальном оформлении «Тритона». Причем, он получил сразу два регистрационных номера: как автомобиль, и как катер. После этого Дмитрий Трофимович и его супруга смогли путешествовать вполне законно.
Удивительная амфибия была обладателем различных премий и участницей множества автопробегов. Со временем супругам удалось создать еще один экземпляр – «Тритон-2». Хотя прошло уже несколько десятилетий, он существует и сейчас, в полностью рабочем состоянии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....