«Лада-Эльф» ВАЗ-1152 или облегченная «Ока»
Волжский автомобильный завод всегда находился в авангарде советских профильных предприятий. Уже само его появление стало наиболее грандиозной стройкой народного хозяйства. А еще и получив в пользование технологии одного из ведущих итальянских брендов, можно было смело идти к новым вершинам.
И ими являлись очень интересные прототипы, создаваемые местным инженерно-конструкторским составом. Часто они выходили за рамки, очерченные на старте компанией «Фиат». Да и для скромного отечественного разнообразия они не слишком-то подходили ко двору.
Обычно это и становилось причиной того, что первичный восторг от создания чего-то особенного сталкивался с суровыми буднями. А последние преподносили чиновничьи препоны, отсутствие технической возможности для внедрения в серийное производство или какие-то другие препятствия.
Рассматривая сегодня такие симпатичные и часто неплохо продуманные и сконструированные опытные образцы, остается лишь вздыхать. Эх, если бы да кабы, и советский автопром мог получить достаточное разнообразие. А на фоне тех же немцев или итальянцев с французами мы не выглядели откровенно бледно.
Одним из явных отходов от классической концепции стало появление во второй половине 80-х автомобиля «Ока» из категории 1 группы особо малого класса. Да, впоследствии он вызвал немало насмешек и анекдотов, но с технической стороны машина являлась однозначной новинкой.
Выстраданная модель, развивавшаяся и дорабатываемая более десятилетия, вышла в серию с 1987 года. Но в процессе поисков имелся ряд и других интересных решений, которые постарались использовать после успешного старта массовой сборки «Оки».
В первую очередь, это – «Гном» или ВАЗ-1151. Начало его проектирования совпало с выходом самого маленького автомобиля СССР в серийное производство. Основным двигателем задумки стал заместитель главного конструктора предприятия П. Прусов. В дальнейшем к работе по созданию новинки подключились и другие опытные специалисты ВАЗа.
Готовый прототип, использовавший начинку от серийной «Оки», появился в 1990-м. Спустя пару лет состоялось его официальное представление в рамках московской выставки «Автоидустрия-92». Новинку приняли довольно активно и тепло.
Тем более, что она обладала всеми чертами современного автомобиля. Во-первых, это явный уход от угловатого дизайна 80-х. Во-вторых, авторы, может быть впервые в СССР, создали авто, позиционируемое для определенной категории граждан, а не массового использования. А вот и другие особенности «Гнома»:
✅ пластиковый кузов на металлическом каркасе в стиле «биодизайн»
✅ грузовая площадка, образуемая сложенным задним сиденьем
✅ 3-дверное исполнение
✅ четырехместный салон: два взрослых и два детских
Как раз последние и стало изюминкой. Создатели явно позиционировали свой прототип для использования молодой советской семьей. Этому содействовали и такие факторы, как экономичность автомобиля, предположительно невысокая цена и его компактные размеры.
В крупных городах страны он и вовсе мог стать идеальным вариантом для ежедневного использования. В поддержку таких выводов можно привести его 2,5-метровую длину или всего три с половиной метра, необходимых для полноценного и безопасного разворота. «Наполеоновские» планы конструкторов выдавала и озвученная перспектива создания в будущем сразу нескольких модификаций маленького автомобиля:
✅ прогулочный кабриолет
✅ городской пикап
✅ версия с электроприводом
Но оптимистичные теоретические раскладки столкнулись с суровой действительностью. За окном было начало 90-х, советская экономика находилась далеко не в лучшем состоянии, да и до завершения самой эпохи оставалось рукой подать.
«Вазовцы» ждали партнеров, готовых помочь в реализации проекта. Но так и не дождались. Последней отчаянной попыткой спасти плоды труда многих инженерных работников предприятия стало выставление техдокументации ВАЗ-1151 для торгов на Тольяттинской универсальной бирже. Но и здесь все завершилось ничем, а единственный ходовой экземпляр не без проблем приобретен Deutche-Lada.
Но если вы решили, что на этом история заканчивается, то не спешите с выводами. Я бы сказал, напротив, она только начинается. Ведь наш основной герой лишь готовится к тому, чтобы выйти на сцену истории.
Первый прототип новинки в Тольятти подготовили к 1994 году. Хотя он использовал те же агрегаты и комплектующие, что и предшественник, но имел от него ряд заметных отличий:
✅ больший дорожный просвет
✅ отказ от боковых дверей
✅ максимальную адаптивность для активного отдыха
Вся его конструкция говорила о том, что на дороге ему явно не место, а вот во время пляжного сезона – самое то. Он получил классический 30-сильный привод на 650 куб. см и четырехступенчатую коробку передач. В качестве топлива для него, конечно же, выступал бензин.
Два года спустя инженеры предприятия решили пойти еще дальше. Учитывая сверхновую моду и специфику использования «малыша», ему придали максимум экологичности. Это уже была модификация ВАЗ-1152Э со следующими характеристиками:
✅ электродвигатель мощностью 34 л. с
✅ 315-киллограммовая никель-кадмиевая батарея
✅ автономность поездки – до 110 км
✅ рекомендуемая скорость – 40 км/ч
К сожалению, как помнят представители старшего поколения, середина 90-х мало чем отличалась от конца предыдущего десятилетия. Разве что в худшую сторону, особенно, касательно преступности и гиперинфляции. Такой период времени тоже не благоприятствовал реализации амбициозных проектов.
Скажем больше, в тот момент, когда основная масса жителей страны месяцами не получала зарплату, создание пляжного автомобиля для отдыха могло выглядеть каким-то кощунством. В общем, собрав воедино все негативные аргументы, можно подвести логичный итог. А он заключается в том, что и этот проект не имел никакого продолжения.
Да, творческий состав ВАЗа очень хотел внести свою лепту в развитие популярного на тот момент сегмента сверхкомпактных пляжных автомобилей. И случись это при других политических и экономических обстоятельствах, все могло бы произойти вполне успешно.
Ведь созданный автомобиль (да еще и альтернативная версия на электротяге) представлял собой довольно современное зрелище, за которое не стыдно и три десятилетия спустя. Отказ от жесткого верха, раскосая передняя оптика и по-джиповому расположенная запаска создавали вокруг прототипа приятный ореол.
Добавив к этому оригинальные дуги в качестве силового каркаса верхней части и спроектированные с нуля сиденья с некоторым намеком на дополнительный комфорт – и мы получим очень приятную картину. Дуги также служили поручнями для пассажиров из багажника (мы на пляже, а не автобане, поэтому – прочь все запреты из ПДД!).
Что осталось от этого проекта сегодня? Лишь воспоминания главного дизайнера ВАЗ Евгения Лобанова (2001-2008) да единственный ходовой образец, выставленный в музее, находящемся на территории предприятия. Ну, и размышления о том, как все могло бы развиваться, но не пошло.
И ими являлись очень интересные прототипы, создаваемые местным инженерно-конструкторским составом. Часто они выходили за рамки, очерченные на старте компанией «Фиат». Да и для скромного отечественного разнообразия они не слишком-то подходили ко двору.
Прототип «Эльф» для пляжного отдыха. Фото: youtube.com
Обычно это и становилось причиной того, что первичный восторг от создания чего-то особенного сталкивался с суровыми буднями. А последние преподносили чиновничьи препоны, отсутствие технической возможности для внедрения в серийное производство или какие-то другие препятствия.
Нереализованные переспективы
Рассматривая сегодня такие симпатичные и часто неплохо продуманные и сконструированные опытные образцы, остается лишь вздыхать. Эх, если бы да кабы, и советский автопром мог получить достаточное разнообразие. А на фоне тех же немцев или итальянцев с французами мы не выглядели откровенно бледно.
Одним из явных отходов от классической концепции стало появление во второй половине 80-х автомобиля «Ока» из категории 1 группы особо малого класса. Да, впоследствии он вызвал немало насмешек и анекдотов, но с технической стороны машина являлась однозначной новинкой.
Салон не имел дверей и дуги – в качестве каркаса. Фото: youtube.com
Выстраданная модель, развивавшаяся и дорабатываемая более десятилетия, вышла в серию с 1987 года. Но в процессе поисков имелся ряд и других интересных решений, которые постарались использовать после успешного старта массовой сборки «Оки».
В первую очередь, это – «Гном» или ВАЗ-1151. Начало его проектирования совпало с выходом самого маленького автомобиля СССР в серийное производство. Основным двигателем задумки стал заместитель главного конструктора предприятия П. Прусов. В дальнейшем к работе по созданию новинки подключились и другие опытные специалисты ВАЗа.
Готовый прототип, использовавший начинку от серийной «Оки», появился в 1990-м. Спустя пару лет состоялось его официальное представление в рамках московской выставки «Автоидустрия-92». Новинку приняли довольно активно и тепло.
Внутри всего два, но не лишенных комфорта, кресла. Фото: youtube.com
Тем более, что она обладала всеми чертами современного автомобиля. Во-первых, это явный уход от угловатого дизайна 80-х. Во-вторых, авторы, может быть впервые в СССР, создали авто, позиционируемое для определенной категории граждан, а не массового использования. А вот и другие особенности «Гнома»:
✅ пластиковый кузов на металлическом каркасе в стиле «биодизайн»
✅ грузовая площадка, образуемая сложенным задним сиденьем
✅ 3-дверное исполнение
✅ четырехместный салон: два взрослых и два детских
Как раз последние и стало изюминкой. Создатели явно позиционировали свой прототип для использования молодой советской семьей. Этому содействовали и такие факторы, как экономичность автомобиля, предположительно невысокая цена и его компактные размеры.
Сами не смогли и никто не помог
В крупных городах страны он и вовсе мог стать идеальным вариантом для ежедневного использования. В поддержку таких выводов можно привести его 2,5-метровую длину или всего три с половиной метра, необходимых для полноценного и безопасного разворота. «Наполеоновские» планы конструкторов выдавала и озвученная перспектива создания в будущем сразу нескольких модификаций маленького автомобиля:
✅ прогулочный кабриолет
✅ городской пикап
✅ версия с электроприводом
Но оптимистичные теоретические раскладки столкнулись с суровой действительностью. За окном было начало 90-х, советская экономика находилась далеко не в лучшем состоянии, да и до завершения самой эпохи оставалось рукой подать.
«Вазовцы» ждали партнеров, готовых помочь в реализации проекта. Но так и не дождались. Последней отчаянной попыткой спасти плоды труда многих инженерных работников предприятия стало выставление техдокументации ВАЗ-1151 для торгов на Тольяттинской универсальной бирже. Но и здесь все завершилось ничем, а единственный ходовой экземпляр не без проблем приобретен Deutche-Lada.
Попытка номер два – «Эльф»
Но если вы решили, что на этом история заканчивается, то не спешите с выводами. Я бы сказал, напротив, она только начинается. Ведь наш основной герой лишь готовится к тому, чтобы выйти на сцену истории.
Выбранное направление выглядело очень перспективным и к вопросу коренной переделки «Оки» вновь вернулись пару лет спустя. Теперь, используя опыт концепта «Гном», конструкторы решили создать компактный двухместный автомобиль для отдыха ВАЗ-1152 «Эльф».
Первый прототип новинки в Тольятти подготовили к 1994 году. Хотя он использовал те же агрегаты и комплектующие, что и предшественник, но имел от него ряд заметных отличий:
✅ больший дорожный просвет
✅ отказ от боковых дверей
✅ максимальную адаптивность для активного отдыха
Вся его конструкция говорила о том, что на дороге ему явно не место, а вот во время пляжного сезона – самое то. Он получил классический 30-сильный привод на 650 куб. см и четырехступенчатую коробку передач. В качестве топлива для него, конечно же, выступал бензин.
Два года спустя инженеры предприятия решили пойти еще дальше. Учитывая сверхновую моду и специфику использования «малыша», ему придали максимум экологичности. Это уже была модификация ВАЗ-1152Э со следующими характеристиками:
✅ электродвигатель мощностью 34 л. с
✅ 315-киллограммовая никель-кадмиевая батарея
✅ автономность поездки – до 110 км
✅ рекомендуемая скорость – 40 км/ч
К сожалению, как помнят представители старшего поколения, середина 90-х мало чем отличалась от конца предыдущего десятилетия. Разве что в худшую сторону, особенно, касательно преступности и гиперинфляции. Такой период времени тоже не благоприятствовал реализации амбициозных проектов.
И вновь – нереализованный проект
Скажем больше, в тот момент, когда основная масса жителей страны месяцами не получала зарплату, создание пляжного автомобиля для отдыха могло выглядеть каким-то кощунством. В общем, собрав воедино все негативные аргументы, можно подвести логичный итог. А он заключается в том, что и этот проект не имел никакого продолжения.
Приборная панель осталась архаичной классикой. Фото: youtube.com
Да, творческий состав ВАЗа очень хотел внести свою лепту в развитие популярного на тот момент сегмента сверхкомпактных пляжных автомобилей. И случись это при других политических и экономических обстоятельствах, все могло бы произойти вполне успешно.
Ведь созданный автомобиль (да еще и альтернативная версия на электротяге) представлял собой довольно современное зрелище, за которое не стыдно и три десятилетия спустя. Отказ от жесткого верха, раскосая передняя оптика и по-джиповому расположенная запаска создавали вокруг прототипа приятный ореол.
Добавив к этому оригинальные дуги в качестве силового каркаса верхней части и спроектированные с нуля сиденья с некоторым намеком на дополнительный комфорт – и мы получим очень приятную картину. Дуги также служили поручнями для пассажиров из багажника (мы на пляже, а не автобане, поэтому – прочь все запреты из ПДД!).
Запаску установили сзади, как у популярных джипов. Фото: youtube.com
Что осталось от этого проекта сегодня? Лишь воспоминания главного дизайнера ВАЗ Евгения Лобанова (2001-2008) да единственный ходовой образец, выставленный в музее, находящемся на территории предприятия. Ну, и размышления о том, как все могло бы развиваться, но не пошло.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....