«Лада-Эльф» ВАЗ-1152 или облегченная «Ока»
747

«Лада-Эльф» ВАЗ-1152 или облегченная «Ока»

Волжский автомобильный завод всегда находился в авангарде советских профильных предприятий. Уже само его появление стало наиболее грандиозной стройкой народного хозяйства. А еще и получив в пользование технологии одного из ведущих итальянских брендов, можно было смело идти к новым вершинам.


И ими являлись очень интересные прототипы, создаваемые местным инженерно-конструкторским составом. Часто они выходили за рамки, очерченные на старте компанией «Фиат». Да и для скромного отечественного разнообразия они не слишком-то подходили ко двору.

«Лада-Эльф» ВАЗ-1152 или облегченная «Ока»Прототип «Эльф» для пляжного отдыха. Фото: youtube.com

Обычно это и становилось причиной того, что первичный восторг от создания чего-то особенного сталкивался с суровыми буднями. А последние преподносили чиновничьи препоны, отсутствие технической возможности для внедрения в серийное производство или какие-то другие препятствия.

Нереализованные переспективы


Рассматривая сегодня такие симпатичные и часто неплохо продуманные и сконструированные опытные образцы, остается лишь вздыхать. Эх, если бы да кабы, и советский автопром мог получить достаточное разнообразие. А на фоне тех же немцев или итальянцев с французами мы не выглядели откровенно бледно.

Одним из явных отходов от классической концепции стало появление во второй половине 80-х автомобиля «Ока» из категории 1 группы особо малого класса. Да, впоследствии он вызвал немало насмешек и анекдотов, но с технической стороны машина являлась однозначной новинкой.

Салон не имел дверей и дуги – в качестве каркаса. Фото: youtube.com

Выстраданная модель, развивавшаяся и дорабатываемая более десятилетия, вышла в серию с 1987 года. Но в процессе поисков имелся ряд и других интересных решений, которые постарались использовать после успешного старта массовой сборки «Оки».

В первую очередь, это – «Гном» или ВАЗ-1151. Начало его проектирования совпало с выходом самого маленького автомобиля СССР в серийное производство. Основным двигателем задумки стал заместитель главного конструктора предприятия П. Прусов. В дальнейшем к работе по созданию новинки подключились и другие опытные специалисты ВАЗа.

Готовый прототип, использовавший начинку от серийной «Оки», появился в 1990-м. Спустя пару лет состоялось его официальное представление в рамках московской выставки «Автоидустрия-92». Новинку приняли довольно активно и тепло.

Внутри всего два, но не лишенных комфорта, кресла. Фото: youtube.com

Тем более, что она обладала всеми чертами современного автомобиля. Во-первых, это явный уход от угловатого дизайна 80-х. Во-вторых, авторы, может быть впервые в СССР, создали авто, позиционируемое для определенной категории граждан, а не массового использования. А вот и другие особенности «Гнома»:

✅ пластиковый кузов на металлическом каркасе в стиле «биодизайн»
✅ грузовая площадка, образуемая сложенным задним сиденьем
✅ 3-дверное исполнение
✅ четырехместный салон: два взрослых и два детских

Как раз последние и стало изюминкой. Создатели явно позиционировали свой прототип для использования молодой советской семьей. Этому содействовали и такие факторы, как экономичность автомобиля, предположительно невысокая цена и его компактные размеры.

Сами не смогли и никто не помог


В крупных городах страны он и вовсе мог стать идеальным вариантом для ежедневного использования. В поддержку таких выводов можно привести его 2,5-метровую длину или всего три с половиной метра, необходимых для полноценного и безопасного разворота. «Наполеоновские» планы конструкторов выдавала и озвученная перспектива создания в будущем сразу нескольких модификаций маленького автомобиля:

✅ прогулочный кабриолет
✅ городской пикап
✅ версия с электроприводом

Но оптимистичные теоретические раскладки столкнулись с суровой действительностью. За окном было начало 90-х, советская экономика находилась далеко не в лучшем состоянии, да и до завершения самой эпохи оставалось рукой подать.

«Вазовцы» ждали партнеров, готовых помочь в реализации проекта. Но так и не дождались. Последней отчаянной попыткой спасти плоды труда многих инженерных работников предприятия стало выставление техдокументации ВАЗ-1151 для торгов на Тольяттинской универсальной бирже. Но и здесь все завершилось ничем, а единственный ходовой экземпляр не без проблем приобретен Deutche-Lada.

Попытка номер два – «Эльф»


Но если вы решили, что на этом история заканчивается, то не спешите с выводами. Я бы сказал, напротив, она только начинается. Ведь наш основной герой лишь готовится к тому, чтобы выйти на сцену истории.

Выбранное направление выглядело очень перспективным и к вопросу коренной переделки «Оки» вновь вернулись пару лет спустя. Теперь, используя опыт концепта «Гном», конструкторы решили создать компактный двухместный автомобиль для отдыха ВАЗ-1152 «Эльф».


Первый прототип новинки в Тольятти подготовили к 1994 году. Хотя он использовал те же агрегаты и комплектующие, что и предшественник, но имел от него ряд заметных отличий:

✅ больший дорожный просвет
✅ отказ от боковых дверей
✅ максимальную адаптивность для активного отдыха

Вся его конструкция говорила о том, что на дороге ему явно не место, а вот во время пляжного сезона – самое то. Он получил классический 30-сильный привод на 650 куб. см и четырехступенчатую коробку передач. В качестве топлива для него, конечно же, выступал бензин.

Два года спустя инженеры предприятия решили пойти еще дальше. Учитывая сверхновую моду и специфику использования «малыша», ему придали максимум экологичности. Это уже была модификация ВАЗ-1152Э со следующими характеристиками:

✅ электродвигатель мощностью 34 л. с
✅ 315-киллограммовая никель-кадмиевая батарея
✅ автономность поездки – до 110 км
✅ рекомендуемая скорость – 40 км/ч

К сожалению, как помнят представители старшего поколения, середина 90-х мало чем отличалась от конца предыдущего десятилетия. Разве что в худшую сторону, особенно, касательно преступности и гиперинфляции. Такой период времени тоже не благоприятствовал реализации амбициозных проектов.

И вновь – нереализованный проект


Скажем больше, в тот момент, когда основная масса жителей страны месяцами не получала зарплату, создание пляжного автомобиля для отдыха могло выглядеть каким-то кощунством. В общем, собрав воедино все негативные аргументы, можно подвести логичный итог. А он заключается в том, что и этот проект не имел никакого продолжения.

Приборная панель осталась архаичной классикой. Фото: youtube.com

Да, творческий состав ВАЗа очень хотел внести свою лепту в развитие популярного на тот момент сегмента сверхкомпактных пляжных автомобилей. И случись это при других политических и экономических обстоятельствах, все могло бы произойти вполне успешно.

Ведь созданный автомобиль (да еще и альтернативная версия на электротяге) представлял собой довольно современное зрелище, за которое не стыдно и три десятилетия спустя. Отказ от жесткого верха, раскосая передняя оптика и по-джиповому расположенная запаска создавали вокруг прототипа приятный ореол.

Добавив к этому оригинальные дуги в качестве силового каркаса верхней части и спроектированные с нуля сиденья с некоторым намеком на дополнительный комфорт – и мы получим очень приятную картину. Дуги также служили поручнями для пассажиров из багажника (мы на пляже, а не автобане, поэтому – прочь все запреты из ПДД!).

Запаску установили сзади, как у популярных джипов. Фото: youtube.com

Что осталось от этого проекта сегодня? Лишь воспоминания главного дизайнера ВАЗ Евгения Лобанова (2001-2008) да единственный ходовой образец, выставленный в музее, находящемся на территории предприятия. Ну, и размышления о том, как все могло бы развиваться, но не пошло.
А вам больше по душе «Гном» или «Эльф»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас