Citroen DS 19 (1955-1975): автомобиль «Богиня», операция «Шарлотта Корде» и генерал Шарль де Голль
Выводы ученых-историков и общественное мнение французов показали: выдающимися правителями страны признаны три личности. Это Наполеон I Бонапарт, Шарль де Голль и Франсуа Миттеран.
Первый не был автомобилистом, поэтому отметаем. Идем по списку – Президент и основатель Пятой французской республики генерал де Голль (1890-1970).
Богач, наверное. Собрал, поди, под одной крышей лучшие образцы мирового автопрома. Обычно так и делают. Для машиностроителей честь и ответственность, когда продукт покупает глава государства. Пассивная, но мощная реклама.
Ничего подобного не случилось с Шарлем де Голлем. Фанатичный патриот Франции, который возвел служение родине в культ, передвигался исключительно на отечественных машинах. Оно и понятно: «Ситроен», «Рено», «Пежо» шли в авангарде отрасли на всех континентах.
А генералу некогда было собирать коллекции автомобилей. Красочная, невероятно насыщенная событиями биография Шарля уложена в несколько томов. Истинный герой. Во время Первой мировой был трижды ранен. Капитана посчитали погибшим и посмертно наградили орденом Почетного Легиона.
Попавший в немецкий плен в бессознательном состоянии, он предпринял 6 попыток бежать. Впрочем, превратности судьбы государственного деятеля – не наша тема, хотя мы и поклоняемся великому человеку. Говорим об автомобилях, связанных с именем Шарля де Голля. Первой всплывает модель Citroen DS.
Важнейшие заслуги генерала перед своим народом и человечеством – деколонизация, выход страны из НАТО и разрыв с США. Де Голль возглавлял нацию в 1959-1969 годах. Еще, кстати, отказался от доллара, как международной валюты. В марте 1962 года президент Пятой республики дал свободу Алжиру, 132 года бывшему французской колонией.
Этим актом прогрессивный политик настроил против себя ультраправых – «Организацию Секретной Армии» (OAS). Смелый, решительный, самостоятельный государственный деятель многим стоял поперек дороги. На жизнь де Голля покушались 23 раза, 13 попыток предпринимали оасовцы.
В сентябре 1961-го террористы намеревались подорвать лимузин Шарля Citroen DS в местечке Пон-сюр-Сен. Но 40-килограммовая самодельная взрывчатка подмокла, ослабив детонацию. Автомобиль президента отбросило на встречную полосу, пламя «поднялось до верхушек деревьев и охватило всю дорогу». Водитель Франсис Марру вдавил педаль газа до предела и вывез вверенное лицо с супругой Ивонной и адъютантом из зоны бедствия.
Бомбисты под руководством подполковника ВВС Франции Бастьена-Тири не успокоились, хотя шестеро из покушавшихся были арестованы. К августу 1962-го группа подготовила операцию «Шарлотта Корде». Название несло большой символизм: необыкновенной красоты юная дворянка в 1793 году заколола кинжалом лидера французской революции якобинца Жан-Поля Марата. Да, отчаянных дев рождает Франция периодически…
Подпольщики OAS готовились к нападению основательно: четыре автомобиля, 12 автоматчиков, взрывчатка. Главенствовал тот же Бастьен-Тири. Засаду устроили на улицах Парижа. Президентский кортеж состоял из двух мотоциклистов. Оба погибли. В машине де Голля Citroen DS снова находилась жена. Чета занимала задний диван. Рядом с водителем, а это был бесстрашный Франсис Марру, находился адъютант президента. Зять, к слову.
Первые пули пробили передние колеса автомобиля, но Франсис только прибавил газу и вылетел из-под обстрела на бешеной скорости. Заднее стекло разлетелось вдребезги. В кузове и обшивке сидений застряло 14 пуль. Всего на месте преступления полиция обнаружила 187 стреляных гильз.
Почему «Ситроен» на спущенных скатах не потерял управление? Может, потому что индекс DS звучит во французском произношении как deesse – «богиня»? А она не могла допустить трагедии. Или «виной» была самовыравнивающаяся гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом? Новейшую конструкцию, впервые примененную на модели, изобрел Поль Мегас.
Но не стоит сбрасывать со счетов хладнокровие и шоферское мастерство Франсиса Марру. Как бы там ни было, ездоки не пострадали. А Шарль дал слово не изменять «двойным шевронам». После провальной операции «Шарлотта Корде» французские автопроизводители стали бронировать авто глав государства.
Драматичная история, да еще с таким известным персонажем, сделает славу любому автомобилю. Но машина и без того была великолепна. Авторы – французский инженер-авиастроитель Андре Лефевр, а также итальянский художник и скульптор Фламинио Бертони.
Конструкцию разрабатывали 18 лет в строжайшей секретности. Современники припоминают некий судебный процесс, когда сведения о модели просочились в прессу без ведома разработчиков. Производитель готовил пользователю сюрприз.
Задуманное удалось на 42-ом Парижском автосалоне 1955, в момент глобальной гонки за технологиями. Более значимого и масштабного события столица «лягушатников» не видела. Публика побросала прочие стенды и кинулась к новомодному чуду.
Менее часа потребовалось, чтобы собрать 749 заявок на покупку. К концу дня цифра возросла до 12 тыс. За десять дней уже 80 000 автомобилистов жаждали приобрести Citroen DS. Мировой рекорд держался до 2016 года, когда Илон Маск выкатил Tesla Model 3. В первый день продаж «электричка» собрала 180 тыс. предзаказов.
Это не могло быть «сегодня»: седан пришел из будущего, научно-фантастических романов. Кстати, забегая вперед: неслучайно наш красавчик-мужчина, любимчик Фантомас разъезжал на «Ситроен ДС 19». Не то, чтобы хотелось создать злодею компанию, но и знаменитая балерина Галина Уланова, и первый космонавт Юрий Гагарин тоже ездили на французской модели. А рекламировала машину неподражаемая Бриджит Бардо.
В 1999 году компетентная комиссия выбирала «Автомобиль века». Седану «Ситроен» досталось третье место среди самых красивых машин 20-го столетия. Но британская газета The Daily Telegraph присудила модели второе место. Ежемесячник Classic & Sports Car пошел дальше – вершина пьедестала!
Не забыть бы о размерах седана:
✅ длина – 4800 мм
✅ ширина – 1790 мм
✅ высота – 1470 мм
✅ между осями (передняя ведущая) – 3124 мм
✅ колеса – 15 дюймов
✅ вес – 1170 кг
Гладкие, обтекаемые формы, выверенные в аэротрубе, ниспадающая крыша и закрытые арки задних колес создавали коэффициент лобового сопротивления 0,382. Футуристический вид авто, словно упавшего с небес, вдохновлял художников и скульпторов на творчество.
Мексиканец Г. Ороско создал арт-объект, вырезав из машины продольно среднюю часть, подчеркнув устремленность в будущее. Другой экземпляр лишили колес и поставили вертикально, как ракету. Но настоящие инновации скрывались в начинке.
О гидропневматической подвеске мы упомянули. Но был еще гидроусилитель руля. Замедлением заведовали диски в передних тормозах (сзади стояли барабанные гидравлические механизмы). Крутящий момент передавала 4-скоростная полуавтоматическая трансмиссия Citromatic. Питание – 2-камерный карбюратор Weber.
Рядный 4-цилиндровый 8-клапанный мотор, расположенный спереди продольно, обладал характеристиками:
✅ объем – 1911 см3
✅ мощность – 75 л. с. при 4,5 тыс. об/мин
✅ пик момента силы – 137 Н*м при 3,0 тыс. об/мин
Максималка, которую выжимал Ф. Марру, спасая босса от пуль, равнялась 145 км/ч. Ускорение 0-96 км/ч – 19,8 сек.
Четырехдверный седан Citroen DS 19 был любимцем Шарля де Голля. Но генерал ездил и на франко-британском Talbot, о котором есть развернутый материал на страницах нашего журнала. А об авто среднего класса Simca Vedette, также возившем героического правителя Франции, расскажем позднее.
И последнее: информация для тех, кто хочет купить Citroen DS в России. Нет проблем! За 11,5 млн руб. отлично отреставрированная машина будет ваша.
Первый не был автомобилистом, поэтому отметаем. Идем по списку – Президент и основатель Пятой французской республики генерал де Голль (1890-1970).
Президентский гараж
Богач, наверное. Собрал, поди, под одной крышей лучшие образцы мирового автопрома. Обычно так и делают. Для машиностроителей честь и ответственность, когда продукт покупает глава государства. Пассивная, но мощная реклама.
Citroen DS – «боевой конь» генерала де Голля. Фото: YouTube.com
Ничего подобного не случилось с Шарлем де Голлем. Фанатичный патриот Франции, который возвел служение родине в культ, передвигался исключительно на отечественных машинах. Оно и понятно: «Ситроен», «Рено», «Пежо» шли в авангарде отрасли на всех континентах.
А генералу некогда было собирать коллекции автомобилей. Красочная, невероятно насыщенная событиями биография Шарля уложена в несколько томов. Истинный герой. Во время Первой мировой был трижды ранен. Капитана посчитали погибшим и посмертно наградили орденом Почетного Легиона.
Попавший в немецкий плен в бессознательном состоянии, он предпринял 6 попыток бежать. Впрочем, превратности судьбы государственного деятеля – не наша тема, хотя мы и поклоняемся великому человеку. Говорим об автомобилях, связанных с именем Шарля де Голля. Первой всплывает модель Citroen DS.
Операция «Шарлотта Корде»
Важнейшие заслуги генерала перед своим народом и человечеством – деколонизация, выход страны из НАТО и разрыв с США. Де Голль возглавлял нацию в 1959-1969 годах. Еще, кстати, отказался от доллара, как международной валюты. В марте 1962 года президент Пятой республики дал свободу Алжиру, 132 года бывшему французской колонией.
Музейный экспонат Citroen DS. Фото: YouTube.com
Этим актом прогрессивный политик настроил против себя ультраправых – «Организацию Секретной Армии» (OAS). Смелый, решительный, самостоятельный государственный деятель многим стоял поперек дороги. На жизнь де Голля покушались 23 раза, 13 попыток предпринимали оасовцы.
В сентябре 1961-го террористы намеревались подорвать лимузин Шарля Citroen DS в местечке Пон-сюр-Сен. Но 40-килограммовая самодельная взрывчатка подмокла, ослабив детонацию. Автомобиль президента отбросило на встречную полосу, пламя «поднялось до верхушек деревьев и охватило всю дорогу». Водитель Франсис Марру вдавил педаль газа до предела и вывез вверенное лицо с супругой Ивонной и адъютантом из зоны бедствия.
Бомбисты под руководством подполковника ВВС Франции Бастьена-Тири не успокоились, хотя шестеро из покушавшихся были арестованы. К августу 1962-го группа подготовила операцию «Шарлотта Корде». Название несло большой символизм: необыкновенной красоты юная дворянка в 1793 году заколола кинжалом лидера французской революции якобинца Жан-Поля Марата. Да, отчаянных дев рождает Франция периодически…
Подпольщики OAS готовились к нападению основательно: четыре автомобиля, 12 автоматчиков, взрывчатка. Главенствовал тот же Бастьен-Тири. Засаду устроили на улицах Парижа. Президентский кортеж состоял из двух мотоциклистов. Оба погибли. В машине де Голля Citroen DS снова находилась жена. Чета занимала задний диван. Рядом с водителем, а это был бесстрашный Франсис Марру, находился адъютант президента. Зять, к слову.
На модели Citroen DS впервые применили гидропневматическую подвеску, разработанную инженером Полем Мегасом. Фото: YouTube.com
Первые пули пробили передние колеса автомобиля, но Франсис только прибавил газу и вылетел из-под обстрела на бешеной скорости. Заднее стекло разлетелось вдребезги. В кузове и обшивке сидений застряло 14 пуль. Всего на месте преступления полиция обнаружила 187 стреляных гильз.
Почему «Ситроен» на спущенных скатах не потерял управление? Может, потому что индекс DS звучит во французском произношении как deesse – «богиня»? А она не могла допустить трагедии. Или «виной» была самовыравнивающаяся гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом? Новейшую конструкцию, впервые примененную на модели, изобрел Поль Мегас.
Но не стоит сбрасывать со счетов хладнокровие и шоферское мастерство Франсиса Марру. Как бы там ни было, ездоки не пострадали. А Шарль дал слово не изменять «двойным шевронам». После провальной операции «Шарлотта Корде» французские автопроизводители стали бронировать авто глав государства.
Обзор модели
Драматичная история, да еще с таким известным персонажем, сделает славу любому автомобилю. Но машина и без того была великолепна. Авторы – французский инженер-авиастроитель Андре Лефевр, а также итальянский художник и скульптор Фламинио Бертони.
Корму Citroen DS проектировали с учетом аэродинамики. Фото: YouTube.com
Конструкцию разрабатывали 18 лет в строжайшей секретности. Современники припоминают некий судебный процесс, когда сведения о модели просочились в прессу без ведома разработчиков. Производитель готовил пользователю сюрприз.
Презентация
Задуманное удалось на 42-ом Парижском автосалоне 1955, в момент глобальной гонки за технологиями. Более значимого и масштабного события столица «лягушатников» не видела. Публика побросала прочие стенды и кинулась к новомодному чуду.
Парад Citroen DS, которых за 20 лет выпущено 1 455 746 единиц. Фото: YouTube.com
Менее часа потребовалось, чтобы собрать 749 заявок на покупку. К концу дня цифра возросла до 12 тыс. За десять дней уже 80 000 автомобилистов жаждали приобрести Citroen DS. Мировой рекорд держался до 2016 года, когда Илон Маск выкатил Tesla Model 3. В первый день продаж «электричка» собрала 180 тыс. предзаказов.
Экстерьер
Это не могло быть «сегодня»: седан пришел из будущего, научно-фантастических романов. Кстати, забегая вперед: неслучайно наш красавчик-мужчина, любимчик Фантомас разъезжал на «Ситроен ДС 19». Не то, чтобы хотелось создать злодею компанию, но и знаменитая балерина Галина Уланова, и первый космонавт Юрий Гагарин тоже ездили на французской модели. А рекламировала машину неподражаемая Бриджит Бардо.
Мотор Citroen DS задвинут далеко за переднюю ось, а КП, запаска и радиатор для лучшей развесовки размещены в переднем свесе. Фото: YouTube.com
В 1999 году компетентная комиссия выбирала «Автомобиль века». Седану «Ситроен» досталось третье место среди самых красивых машин 20-го столетия. Но британская газета The Daily Telegraph присудила модели второе место. Ежемесячник Classic & Sports Car пошел дальше – вершина пьедестала!
Не забыть бы о размерах седана:
✅ длина – 4800 мм
✅ ширина – 1790 мм
✅ высота – 1470 мм
✅ между осями (передняя ведущая) – 3124 мм
✅ колеса – 15 дюймов
✅ вес – 1170 кг
Гладкие, обтекаемые формы, выверенные в аэротрубе, ниспадающая крыша и закрытые арки задних колес создавали коэффициент лобового сопротивления 0,382. Футуристический вид авто, словно упавшего с небес, вдохновлял художников и скульпторов на творчество.
Салон и односпицевый руль Citroen DS. Фото: YouTube.com
Мексиканец Г. Ороско создал арт-объект, вырезав из машины продольно среднюю часть, подчеркнув устремленность в будущее. Другой экземпляр лишили колес и поставили вертикально, как ракету. Но настоящие инновации скрывались в начинке.
Моторы, ходовая
О гидропневматической подвеске мы упомянули. Но был еще гидроусилитель руля. Замедлением заведовали диски в передних тормозах (сзади стояли барабанные гидравлические механизмы). Крутящий момент передавала 4-скоростная полуавтоматическая трансмиссия Citromatic. Питание – 2-камерный карбюратор Weber.
Рядный 4-цилиндровый 8-клапанный мотор, расположенный спереди продольно, обладал характеристиками:
✅ объем – 1911 см3
✅ мощность – 75 л. с. при 4,5 тыс. об/мин
✅ пик момента силы – 137 Н*м при 3,0 тыс. об/мин
Максималка, которую выжимал Ф. Марру, спасая босса от пуль, равнялась 145 км/ч. Ускорение 0-96 км/ч – 19,8 сек.
Моторный отсек Citroen DS. Фото: YouTube.com
Четырехдверный седан Citroen DS 19 был любимцем Шарля де Голля. Но генерал ездил и на франко-британском Talbot, о котором есть развернутый материал на страницах нашего журнала. А об авто среднего класса Simca Vedette, также возившем героического правителя Франции, расскажем позднее.
И последнее: информация для тех, кто хочет купить Citroen DS в России. Нет проблем! За 11,5 млн руб. отлично отреставрированная машина будет ваша.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....