Citroen DS 19 (1955-1975): автомобиль «Богиня», операция «Шарлотта Корде» и генерал Шарль де Голль
503

Citroen DS 19 (1955-1975): автомобиль «Богиня», операция «Шарлотта Корде» и генерал Шарль де Голль

Выводы ученых-историков и общественное мнение французов показали: выдающимися правителями страны признаны три личности. Это Наполеон I Бонапарт, Шарль де Голль и Франсуа Миттеран.


Первый не был автомобилистом, поэтому отметаем. Идем по списку – Президент и основатель Пятой французской республики генерал де Голль (1890-1970).

Президентский гараж


Богач, наверное. Собрал, поди, под одной крышей лучшие образцы мирового автопрома. Обычно так и делают. Для машиностроителей честь и ответственность, когда продукт покупает глава государства. Пассивная, но мощная реклама.

Citroen DS 19 (1955-1975): автомобиль «Богиня», операция «Шарлотта Корде» и генерал Шарль де Голль Citroen DS – «боевой конь» генерала де Голля. Фото: YouTube.com

Ничего подобного не случилось с Шарлем де Голлем. Фанатичный патриот Франции, который возвел служение родине в культ, передвигался исключительно на отечественных машинах. Оно и понятно: «Ситроен», «Рено», «Пежо» шли в авангарде отрасли на всех континентах.

А генералу некогда было собирать коллекции автомобилей. Красочная, невероятно насыщенная событиями биография Шарля уложена в несколько томов. Истинный герой. Во время Первой мировой был трижды ранен. Капитана посчитали погибшим и посмертно наградили орденом Почетного Легиона.

Попавший в немецкий плен в бессознательном состоянии, он предпринял 6 попыток бежать. Впрочем, превратности судьбы государственного деятеля – не наша тема, хотя мы и поклоняемся великому человеку. Говорим об автомобилях, связанных с именем Шарля де Голля. Первой всплывает модель Citroen DS.

Операция «Шарлотта Корде»


Важнейшие заслуги генерала перед своим народом и человечеством – деколонизация, выход страны из НАТО и разрыв с США. Де Голль возглавлял нацию в 1959-1969 годах. Еще, кстати, отказался от доллара, как международной валюты. В марте 1962 года президент Пятой республики дал свободу Алжиру, 132 года бывшему французской колонией.

Музейный экспонат Citroen DS. Фото: YouTube.com

Этим актом прогрессивный политик настроил против себя ультраправых – «Организацию Секретной Армии» (OAS). Смелый, решительный, самостоятельный государственный деятель многим стоял поперек дороги. На жизнь де Голля покушались 23 раза, 13 попыток предпринимали оасовцы.

В сентябре 1961-го террористы намеревались подорвать лимузин Шарля Citroen DS в местечке Пон-сюр-Сен. Но 40-килограммовая самодельная взрывчатка подмокла, ослабив детонацию. Автомобиль президента отбросило на встречную полосу, пламя «поднялось до верхушек деревьев и охватило всю дорогу». Водитель Франсис Марру вдавил педаль газа до предела и вывез вверенное лицо с супругой Ивонной и адъютантом из зоны бедствия.

Бомбисты под руководством подполковника ВВС Франции Бастьена-Тири не успокоились, хотя шестеро из покушавшихся были арестованы. К августу 1962-го группа подготовила операцию «Шарлотта Корде». Название несло большой символизм: необыкновенной красоты юная дворянка в 1793 году заколола кинжалом лидера французской революции якобинца Жан-Поля Марата. Да, отчаянных дев рождает Франция периодически…

Подпольщики OAS готовились к нападению основательно: четыре автомобиля, 12 автоматчиков, взрывчатка. Главенствовал тот же Бастьен-Тири. Засаду устроили на улицах Парижа. Президентский кортеж состоял из двух мотоциклистов. Оба погибли. В машине де Голля Citroen DS снова находилась жена. Чета занимала задний диван. Рядом с водителем, а это был бесстрашный Франсис Марру, находился адъютант президента. Зять, к слову.

На модели Citroen DS впервые применили гидропневматическую подвеску, разработанную инженером Полем Мегасом. Фото: YouTube.com

Первые пули пробили передние колеса автомобиля, но Франсис только прибавил газу и вылетел из-под обстрела на бешеной скорости. Заднее стекло разлетелось вдребезги. В кузове и обшивке сидений застряло 14 пуль. Всего на месте преступления полиция обнаружила 187 стреляных гильз.

Почему «Ситроен» на спущенных скатах не потерял управление? Может, потому что индекс DS звучит во французском произношении как deesse – «богиня»? А она не могла допустить трагедии. Или «виной» была самовыравнивающаяся гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом? Новейшую конструкцию, впервые примененную на модели, изобрел Поль Мегас.

Но не стоит сбрасывать со счетов хладнокровие и шоферское мастерство Франсиса Марру. Как бы там ни было, ездоки не пострадали. А Шарль дал слово не изменять «двойным шевронам». После провальной операции «Шарлотта Корде» французские автопроизводители стали бронировать авто глав государства.

Обзор модели


Драматичная история, да еще с таким известным персонажем, сделает славу любому автомобилю. Но машина и без того была великолепна. Авторы – французский инженер-авиастроитель Андре Лефевр, а также итальянский художник и скульптор Фламинио Бертони.

Корму Citroen DS проектировали с учетом аэродинамики. Фото: YouTube.com

Конструкцию разрабатывали 18 лет в строжайшей секретности. Современники припоминают некий судебный процесс, когда сведения о модели просочились в прессу без ведома разработчиков. Производитель готовил пользователю сюрприз.

Презентация


Задуманное удалось на 42-ом Парижском автосалоне 1955, в момент глобальной гонки за технологиями. Более значимого и масштабного события столица «лягушатников» не видела. Публика побросала прочие стенды и кинулась к новомодному чуду.

Парад Citroen DS, которых за 20 лет выпущено 1 455 746 единиц. Фото: YouTube.com

Менее часа потребовалось, чтобы собрать 749 заявок на покупку. К концу дня цифра возросла до 12 тыс. За десять дней уже 80 000 автомобилистов жаждали приобрести Citroen DS. Мировой рекорд держался до 2016 года, когда Илон Маск выкатил Tesla Model 3. В первый день продаж «электричка» собрала 180 тыс. предзаказов.

Экстерьер


Это не могло быть «сегодня»: седан пришел из будущего, научно-фантастических романов. Кстати, забегая вперед: неслучайно наш красавчик-мужчина, любимчик Фантомас разъезжал на «Ситроен ДС 19». Не то, чтобы хотелось создать злодею компанию, но и знаменитая балерина Галина Уланова, и первый космонавт Юрий Гагарин тоже ездили на французской модели. А рекламировала машину неподражаемая Бриджит Бардо.

Мотор Citroen DS задвинут далеко за переднюю ось, а КП, запаска и радиатор для лучшей развесовки размещены в переднем свесе. Фото: YouTube.com

В 1999 году компетентная комиссия выбирала «Автомобиль века». Седану «Ситроен» досталось третье место среди самых красивых машин 20-го столетия. Но британская газета The Daily Telegraph присудила модели второе место. Ежемесячник Classic & Sports Car пошел дальше – вершина пьедестала!

Не забыть бы о размерах седана:

✅ длина – 4800 мм
✅ ширина – 1790 мм
✅ высота – 1470 мм
✅ между осями (передняя ведущая) – 3124 мм
✅ колеса – 15 дюймов
✅ вес – 1170 кг

Гладкие, обтекаемые формы, выверенные в аэротрубе, ниспадающая крыша и закрытые арки задних колес создавали коэффициент лобового сопротивления 0,382. Футуристический вид авто, словно упавшего с небес, вдохновлял художников и скульпторов на творчество.

Салон и односпицевый руль Citroen DS. Фото: YouTube.com

Мексиканец Г. Ороско создал арт-объект, вырезав из машины продольно среднюю часть, подчеркнув устремленность в будущее. Другой экземпляр лишили колес и поставили вертикально, как ракету. Но настоящие инновации скрывались в начинке.

Моторы, ходовая


О гидропневматической подвеске мы упомянули. Но был еще гидроусилитель руля. Замедлением заведовали диски в передних тормозах (сзади стояли барабанные гидравлические механизмы). Крутящий момент передавала 4-скоростная полуавтоматическая трансмиссия Citromatic. Питание – 2-камерный карбюратор Weber.

Рядный 4-цилиндровый 8-клапанный мотор, расположенный спереди продольно, обладал характеристиками:

✅ объем – 1911 см3
✅ мощность – 75 л. с. при 4,5 тыс. об/мин
✅ пик момента силы – 137 Н*м при 3,0 тыс. об/мин

Максималка, которую выжимал Ф. Марру, спасая босса от пуль, равнялась 145 км/ч. Ускорение 0-96 км/ч – 19,8 сек.

Моторный отсек Citroen DS. Фото: YouTube.com

Четырехдверный седан Citroen DS 19 был любимцем Шарля де Голля. Но генерал ездил и на франко-британском Talbot, о котором есть развернутый материал на страницах нашего журнала. А об авто среднего класса Simca Vedette, также возившем героического правителя Франции, расскажем позднее.

И последнее: информация для тех, кто хочет купить Citroen DS в России. Нет проблем! За 11,5 млн руб. отлично отреставрированная машина будет ваша.
Какое ощущение не покидает вас с момента знакомства с моделью Citroen DS 19?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас