Автотехника для Арктики и Антарктиды
Неуемное человечество покорило оба полюса Земли практически в одно и то же время – начале 20-го века. Тогда же встал вопрос освоения новых территорий. При этом далеко не всем выпускаемым тогда машинам и спецтехнике были под силу климатические условия Южного и Северного полюса. Конструкторы стран мира пошли по двум направлениям: приспосабливали под мороз и лед имеющиеся транспортные средства или разрабатывали совершенно новые, уникальные модели. Одни были удачными, другие – нет. О первых, и тех, что используются сегодня, стоит рассказать отдельно.
Советская разработка, воплотившаяся в реальность в 1958 году, изначально получившая заводское наименование «Изделие 404С». Вездеход имел массу в 35 т и мог буксировать по снегу прицеп с грузом, имеющий вес до 70 т! Более того: эта махина была способна и плавать, развивая скорость в 4 км/ч. По сути, это дом на гусеницах, приспособленный для суровых северных климатических условий. Были и минусы, связанные с размещением силовой установки, недостаточной теплоизоляцией (ее хватало только для температуры не ниже -60°. Но, невзирая на недостатки, первая модель прослужила почти 40 лет.
«Харьковчанка 2» получилась более комфортной и приспособленной к холоду. Внутри вездеход рассчитан на 3 полярника. Есть все бытовые условия – газовая плита, раковины, туалетная комната. Из жилого отсека можно через люк попасть в кабину и обратно.
Здесь нельзя не упомянуть и американскую разработку – Snow Cruiser. Это 34-тонный монстр, вмещающий 5 человек, был создан в 1939 году для экспедиций в Антарктиду: исследования береговой линии. Предполагалось, что запасов горючего на борту хватит на 8 тыс. км. Но конструкция оказалась неудачной – вездеход вяз в снегу, не мог ехать без цепей и дополнительных колес. В итоге вездеход сумел преодолеть 148 км и был превращен в стационарный объект. В скором времени финансирование прекратилось и «Крейсер» просто бросили. Последний раз он был замечен в 1958 году.
Ходовые испытания полярного вездехода начались в 2018 году. Требования к машине серьезные: она должна выдерживать температуру в -60°, передвигаясь в условиях полного бездорожья. Некоторые технические параметры «Арктики» моделей 6345 / 6355):
У автомобиля сочлененная рама и полный привод, сзади имеется лебедка, обеспечивающая тяговое усилие в 2,5 т. Модель 6Х6 оборудована МКПП на 16 скоростей ZF 16 S1822. КАМАЗ 6355 8Х8 оснащен шестидиапазонным «автоматом» Allison 4500.
В жилом модуле за кабиной вездехода есть собственный генератор, туалет, ванная, кухня, спальные места. Связь осуществляется через спутниковый телефон. В автономном режиме 3 человека могут провести с комфортом трое суток.
В ней использованы конструкторские идеи, воплощенные в БТР-60, а также запчасти японского внедорожника Toyota Land Cruiser, включая дизель на 145 «лошадей». А вот АКПП и шины низкого давления были специально заказаны в КНР. Имеющийся винт помогает амфибии маневрировать в ледовых разломах. В случае необходимости к силовому агрегату можно добраться прямо из салона, чтобы не вылезать на мороз. Есть спальня, кухня, туалет, рассчитанные на комфортное пребывание четырех человек. Испытания проводились в 2016 году в Карском море и на севере Урала. В течение 16 суток было преодолено 2800 км без единой поломки.
Снегоболотоход, сделанный из «буханки», производят с 2012 года на Заволжском предприятии, выпускающим тягачи. В первом отсеке машины – кабина на 5 человек, силовой и трансмиссионный блоки. Во втором модуле может находиться до 16 участников поездки. При необходимости эта часть вездехода переоборудуется в медблок или мастерскую. Характеристики:
Вездеход преодолевает траншеи шириной до 3-х м, может ехать с креном в 25° и подниматься в гору крутизной до 35°.
Канадская арктическая аварийно-спасательная машина. Тридцатидвухтонная махина состоит из двух частей, вмещает до 52 человек и может перевозить 20 т. Корпус амфибии сделан из кевлара и спокойно выдерживает как пожар, так и столкновения с льдинами. Вездеход сохраняет работоспособность в морозы до -50° и взбирается на склоны в 35°. Передвижение машины по снегу обеспечивает пара дизелей по 260 л. с. каждый, на море авто плавает с помощью водометов и понтонов. За Arktos Craft просят 3 млн. «зеленых», но несмотря на такую цену, амфибию закупила не только береговая охрана США, но и спасатели Казахстана, а также некоторые компании, занимающиеся добычей нефти на Севере.
Мощный арктический тягач, выпущенный немецкой компанией Kress для выполнения хозработ в зоне станций и научных исследований. Автопоезд состоит из самой машины и полуприцепа в виде трала с надстройкой (что-то вроде автобуса). В качестве силовой установки применяется доработанный для эксплуатации в морозы двигатель Caterpillar 730С. Супервездеход и сейчас используется на антарктической станции Мак-Мердо (США). Причем не только для доставки грузов, дежурных вахт, бригад, проведения научных исследований, но и как средство организации экскурсий. Любопытно, что канадцы в этом плане не отстают: совсем недавно они построили прицепной отель Tundra Buggy Lodge, находящийся на севере страны, который можно использовать для поездок в «гости» к белым медведям.
Самое интересное в этом полярном вездеходе – его электрический двигатель! Да: современные технологии добрались и до крайних точек планеты на севере и юге. Изделие компании Venturi Automobiles было презентовано в Монако в 2018 году. На мероприятии присутствовал и сам князь карликового государства Альберт II. Это он инициировал разработку полярного вездехода с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу. Двухтонная машина получила пластиковый корпус и пару электродвигателей мощностью по 100 кВт каждый. Правда, технические данные не особо впечатляют: максимальная скорость 25 км/ч, запас хода 45 км. Вездеход испытывался на севере Великобритании и Канады. Предполагается, что он будет использоваться для научных исследований в Антарктиде.
Привлекательность северных территорий Земли общеизвестна: в первую очередь это огромные запасы углеводородов, которыми особенно богат прибрежный шельф Арктики, принадлежащий России. Поэтому присутствие военных в регионе неудивительно. Для них разрабатывается специальная техника, и один из ее представителей – тактическая машина «Чаборз М-З», производимая в Чечне (г. Гудермес). Это легкий трехместный вездеход типа «багги». Только вместо колес здесь впереди установлены лыжи, а сзади – гусеницы. Помимо водителя, в машине находится пара стрелков. Огонь может вестись из 30-мм гранатомета либо пулемета. Вездеход массой 1,27 тонны способен разгоняться по снегу до 130 км/ч! При этом машина имеет настолько скромные габариты, что к месту ведения боевых действий может доставляться вертолетом Ми-17. Испытания вездеход проводились в 2018 году в ходе учений на Земле Франца-Иосифа.
Освоение Арктики и Антарктиды продолжается ударными темпами. Ведущие страны мира «механизируют» полюса, внедряя новейшую технику, способную быстро перевозить как гражданские, так и военные грузы. И отставание в этой области для РФ, граничащей с Арктикой и имеющей множество станций на Южном полюсе, недопустимо.
«Харьковчанка»
Советская разработка, воплотившаяся в реальность в 1958 году, изначально получившая заводское наименование «Изделие 404С». Вездеход имел массу в 35 т и мог буксировать по снегу прицеп с грузом, имеющий вес до 70 т! Более того: эта махина была способна и плавать, развивая скорость в 4 км/ч. По сути, это дом на гусеницах, приспособленный для суровых северных климатических условий. Были и минусы, связанные с размещением силовой установки, недостаточной теплоизоляцией (ее хватало только для температуры не ниже -60°. Но, невзирая на недостатки, первая модель прослужила почти 40 лет.
«Харьковчанка» – первый передвижной серийный комплекс для условий Крайнего Севера. Фото: YouTube. com
«Харьковчанка 2» получилась более комфортной и приспособленной к холоду. Внутри вездеход рассчитан на 3 полярника. Есть все бытовые условия – газовая плита, раковины, туалетная комната. Из жилого отсека можно через люк попасть в кабину и обратно.
Здесь нельзя не упомянуть и американскую разработку – Snow Cruiser. Это 34-тонный монстр, вмещающий 5 человек, был создан в 1939 году для экспедиций в Антарктиду: исследования береговой линии. Предполагалось, что запасов горючего на борту хватит на 8 тыс. км. Но конструкция оказалась неудачной – вездеход вяз в снегу, не мог ехать без цепей и дополнительных колес. В итоге вездеход сумел преодолеть 148 км и был превращен в стационарный объект. В скором времени финансирование прекратилось и «Крейсер» просто бросили. Последний раз он был замечен в 1958 году.
«Арктика» на базе КАМАЗа
Ходовые испытания полярного вездехода начались в 2018 году. Требования к машине серьезные: она должна выдерживать температуру в -60°, передвигаясь в условиях полного бездорожья. Некоторые технические параметры «Арктики» моделей 6345 / 6355):
- ✅ двигатель – V-образный дизель с 6/8 цилиндрами мощностью 400/450 л. с.
- ✅ максимальная скорость – 60 км/ч
- ✅ клиренс – 0,7 м
У автомобиля сочлененная рама и полный привод, сзади имеется лебедка, обеспечивающая тяговое усилие в 2,5 т. Модель 6Х6 оборудована МКПП на 16 скоростей ZF 16 S1822. КАМАЗ 6355 8Х8 оснащен шестидиапазонным «автоматом» Allison 4500.
В жилом модуле за кабиной вездехода есть собственный генератор, туалет, ванная, кухня, спальные места. Связь осуществляется через спутниковый телефон. В автономном режиме 3 человека могут провести с комфортом трое суток.
Арктическая амфибия «Бурлак»
В ней использованы конструкторские идеи, воплощенные в БТР-60, а также запчасти японского внедорожника Toyota Land Cruiser, включая дизель на 145 «лошадей». А вот АКПП и шины низкого давления были специально заказаны в КНР. Имеющийся винт помогает амфибии маневрировать в ледовых разломах. В случае необходимости к силовому агрегату можно добраться прямо из салона, чтобы не вылезать на мороз. Есть спальня, кухня, туалет, рассчитанные на комфортное пребывание четырех человек. Испытания проводились в 2016 году в Карском море и на севере Урала. В течение 16 суток было преодолено 2800 км без единой поломки.
ГАЗ-3344
Снегоболотоход, сделанный из «буханки», производят с 2012 года на Заволжском предприятии, выпускающим тягачи. В первом отсеке машины – кабина на 5 человек, силовой и трансмиссионный блоки. Во втором модуле может находиться до 16 участников поездки. При необходимости эта часть вездехода переоборудуется в медблок или мастерскую. Характеристики:
- ✅ двигатель – ЯМЗ на 190 «лошадей» или Cummins (США)
- ✅ скорость – до 60 км/ч, по воде – 6 км/ч
- ✅ расход горючего – до 50 л/100 км
Вездеход преодолевает траншеи шириной до 3-х м, может ехать с креном в 25° и подниматься в гору крутизной до 35°.
Arktos Craft
Канадская арктическая аварийно-спасательная машина. Тридцатидвухтонная махина состоит из двух частей, вмещает до 52 человек и может перевозить 20 т. Корпус амфибии сделан из кевлара и спокойно выдерживает как пожар, так и столкновения с льдинами. Вездеход сохраняет работоспособность в морозы до -50° и взбирается на склоны в 35°. Передвижение машины по снегу обеспечивает пара дизелей по 260 л. с. каждый, на море авто плавает с помощью водометов и понтонов. За Arktos Craft просят 3 млн. «зеленых», но несмотря на такую цену, амфибию закупила не только береговая охрана США, но и спасатели Казахстана, а также некоторые компании, занимающиеся добычей нефти на Севере.
Arktos Craft в бескрайней ледяной пустыне. Фото: YouTube. com
CAT Kress Antarctica
Мощный арктический тягач, выпущенный немецкой компанией Kress для выполнения хозработ в зоне станций и научных исследований. Автопоезд состоит из самой машины и полуприцепа в виде трала с надстройкой (что-то вроде автобуса). В качестве силовой установки применяется доработанный для эксплуатации в морозы двигатель Caterpillar 730С. Супервездеход и сейчас используется на антарктической станции Мак-Мердо (США). Причем не только для доставки грузов, дежурных вахт, бригад, проведения научных исследований, но и как средство организации экскурсий. Любопытно, что канадцы в этом плане не отстают: совсем недавно они построили прицепной отель Tundra Buggy Lodge, находящийся на севере страны, который можно использовать для поездок в «гости» к белым медведям.
Venturi Antarctica
Самое интересное в этом полярном вездеходе – его электрический двигатель! Да: современные технологии добрались и до крайних точек планеты на севере и юге. Изделие компании Venturi Automobiles было презентовано в Монако в 2018 году. На мероприятии присутствовал и сам князь карликового государства Альберт II. Это он инициировал разработку полярного вездехода с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу. Двухтонная машина получила пластиковый корпус и пару электродвигателей мощностью по 100 кВт каждый. Правда, технические данные не особо впечатляют: максимальная скорость 25 км/ч, запас хода 45 км. Вездеход испытывался на севере Великобритании и Канады. Предполагается, что он будет использоваться для научных исследований в Антарктиде.
«Чаборз М-З»
Привлекательность северных территорий Земли общеизвестна: в первую очередь это огромные запасы углеводородов, которыми особенно богат прибрежный шельф Арктики, принадлежащий России. Поэтому присутствие военных в регионе неудивительно. Для них разрабатывается специальная техника, и один из ее представителей – тактическая машина «Чаборз М-З», производимая в Чечне (г. Гудермес). Это легкий трехместный вездеход типа «багги». Только вместо колес здесь впереди установлены лыжи, а сзади – гусеницы. Помимо водителя, в машине находится пара стрелков. Огонь может вестись из 30-мм гранатомета либо пулемета. Вездеход массой 1,27 тонны способен разгоняться по снегу до 130 км/ч! При этом машина имеет настолько скромные габариты, что к месту ведения боевых действий может доставляться вертолетом Ми-17. Испытания вездеход проводились в 2018 году в ходе учений на Земле Франца-Иосифа.
Заключение
Освоение Арктики и Антарктиды продолжается ударными темпами. Ведущие страны мира «механизируют» полюса, внедряя новейшую технику, способную быстро перевозить как гражданские, так и военные грузы. И отставание в этой области для РФ, граничащей с Арктикой и имеющей множество станций на Южном полюсе, недопустимо.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....
Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Тоннели – привычная часть дорожной инфраструктуры. Сквозное отверстие в скале – пустяк. По морскому дну или под ним – очень сложно. Но тоннель, плавающий в...