
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Русская Арктика – уникальный регион со своей спецификой. С одной стороны, экстремальный климат создает массу трудностей для освоения этих территорий и для постоянного проживания. С другой – этот край обладает колоссальным экономическим потенциалом.
Это и обилие нефте-газовых ресурсов, залежи угля и металлов, и Северный морской путь. Важность региона понимали еще в 20-30-е годы прошлого века. Именно тогда стали прокладывать железную дорогу до Воркуты и строить новые порты на берегу морей Северного Ледовитого океана, заложили Норильск и другие города.
По задумкам советской власти все добывающие и перерабатывающие предприятия северных регионов необходимо было связать единой инфраструктурной сетью. Так родилась идея о строительстве Трансполярной магистрали от Кольского полуострова до Чукотки.
На станции Лабытнанги. Фото: vk.com/video
Сначала помешала война, затем начались экономические проблемы. Да и освоение других территорий большой страны также требовали значительных ресурсов.
К идее строительства широтных железных дорог на нашем севере вернулись относительно недавно – 20 лет назад. Конечно, о Трансполярной магистрали уже никто не говорит, но об объединении главных экономических центров Арктики все-таки вспомнили. Так, в 2003 году был представлен проект Северного широтного хода.
Северный широтный ход – строящаяся железнодорожная магистраль от станции Обская возле города Лабытнанги до Нового Уренгоя. В долгосрочной перспективе дорога может быть продлена до Игарки на реке Енисей и далее до Норильска.
Протяженность утвержденного участка железной дороги составляет 707 км. Магистраль проходит по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект включает как возведение новых участков, так и реконструкцию уже построенных путей.
Северный широтный ход на карте. Фото: vk.com/video
Изначально предполагалось, что первые грузовые составы пойдут по Северному широтному ходу не позже 2015 года. Но кризисы и санкции отодвигали эти планы. В 2023 году велись работы на участке «Надым – Пангоды». Завершить проект намереваются к 2027 году.
Стоимость СШХ опередить сложно. В 2015 году называли 190 млрд рублей, к 2017 смета превышала 262 млрд. Какой будет итоговая цифра – вопрос открытый. Учитывая все инфляционные процессы и серьезные задержки с вводом в эксплуатацию всей магистрали.
В России есть экономические эксперты, которые утверждают, что инвестиции в Арктику – это утопия. Вроде как Советский Союз попробовал, ничего толкового не получилось. Только вот в то время не было необходимых технологий, специальной техники, а главное – не было острой потребности в ресурсах. Кавказ, Поволжье и Сибирь обеспечивали страну.
Сегодня с ростом производства в России, с появлением новых рынков сбыта в Азии и Африке появилась и потребность в разработке новых месторождений. По Северному широтному ходу будут возить сжиженный газ, нефтепродукты, уголь, строительные материалы, технику и оборудование.
Железнодорожный мост на СШХ. Фото: vk.com/video
Нельзя забывать и о пассажирском сообщении. Жители северных городов и малых населенных пунктов также ездят в отпуска и в командировки. Только в Ямало-Ненецком автономном округе живет свыше 515 тыс. человек.
Мост через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги – чрезвычайно важный проект для будущего Северного широтного хода. Сегодня сообщение поддерживается только при помощи паромной или ледовой переправы.
Объект позволит повысить транспортный потенциал. Отмечу, что до города Лабытнанги уже проложена железная дорога. Даже есть регулярное пассажирское сообщение с Москвой. Поэтому строительство моста и сращивание существующей ветки с будущим СШХ – логичное продолжение развития транспортной инфраструктуры региона.
Проект моста разработали еще в советские годы. Инженеры из Ленинграда просчитали и предложили двухуровневый переход через Обь для поездов и машин. В 2006 году правительство ЯНАО вернулось к проекту.
Место предполагаемого строительства Салехардского моста. Фото: yandex.ru/maps
Протяженность перехода должна составить около 2,5 км. Подходы к объекту протянутся еще на 40 км. Стоимость Салехардского моста оценивается в 113 млрд рублей.
Символическое начало строительства было отмечено в 2018 году. Но реальные работы так и не начались. Сроки подвинули, но не назвали никаких конкретных дат. Когда власти и крупные корпорации вернутся к проекту – также неясно.
Еще одним важным инфраструктурным объектом региона стал так называемой «СШХ-2» – магистраль от Бованенковского нефтегазового месторождения до порта Сабетта на Ямале.
Сабетта – еще один мегапроект в русской Артике. За несколько лет из поселка с населением в 19 человек удалось построить полноценный город. Здесь реализуется программа «Ямал СПГ». В Сабетте построили морской порт и международный аэропорт федерального значения.
Паромная переправа через Обь. Фото: vk.com/video
Однако для полноценной связи с «большой землей» не хватает сухопутного сообщения. Ответвление Северного широтного хода должно решить эту проблему.
В магистрали заинтересованы местные нефтегазовые компании, «Газпром», «НОВАТЭК», РЖД и другие. Однако ситуация «СШХ-2» такая же неопределенная, как и с Салехардским мостом. Нужно и выгодно всем, но кто и когда будет строить непонятно.
Еще один перспективный участок Северного широтного хода, который повысит транспортную доступность нашего Заполярья. Отметим, что железную дорогу от Норильска до Дудинки проложили еще в 1937 году.
Сегодня 333 км пути обслуживает более 50 тепловозов. В среднем за год по ветке перевозят до 15 млн тонн грузов. Это и продукция «Норникеля», и товары для обеспечения населения Норильска.
Строительство магистрали «Игарка-Дудинка» вдоль реки Енисей может значительно упростить «северный завоз» и обеспечить круглогодичное транспортное сообщение. Но пока об этом части пути речи не идет. Разобраться бы с уже объявленными проектами.
Неизвестно, когда даже утвержденный вариант Северного широтного хода заработает в полную силу. В 2027 году обещают достроить магистраль от Салехарда до Нового Уренгоя, но когда построят Салехардский мост? Проблема с затягиванием сроков реализации крупных инфраструктурных проектов – одна из ключевых в современной России.
Быстро строят то, что с первых дней приносит прибыль. Или то, что находится на прямом контроле президента или правительства. Если магистрали отдают «на откуп» частным компаниям даже с частично государственным капиталом, то проекты затягиваются на десятилетия.
Условный «Норникель» или «НОВАТЭК» не готовы вкладывать сотни миллиардов в железные дороги, которые окупятся через 20-30 лет.
Строительство СШХ. Фото: vk.com/video
Государство также не в состоянии покрыть все расходы. Но парадокс ситуации в том, что чем дольше тянут с началом работ и последующим вводом в эксплуатацию, тем дороже становятся эти проекты и тем дольше они будут окупаться.
В разные годы разрабатывались программы по привлечению иностранных инвестиций к инфраструктурным проектам России. В первую очередь рассматривали китайский капитал. Но китайцы не спешат вкладывать свои юани в наши мосты и железные дороги. Компании Поднебесной резонно опасаются как вторичных санкций, так и экономической нестабильности.
В любом случае будем надеяться, что мы станем свидетелями того, как поезда из центральных регионов страны дойдут до Норильска или хотя бы до Нового Уренгоя. Но когда это произойдет – большой вопрос.
Это и обилие нефте-газовых ресурсов, залежи угля и металлов, и Северный морской путь. Важность региона понимали еще в 20-30-е годы прошлого века. Именно тогда стали прокладывать железную дорогу до Воркуты и строить новые порты на берегу морей Северного Ледовитого океана, заложили Норильск и другие города.
По задумкам советской власти все добывающие и перерабатывающие предприятия северных регионов необходимо было связать единой инфраструктурной сетью. Так родилась идея о строительстве Трансполярной магистрали от Кольского полуострова до Чукотки.

Сначала помешала война, затем начались экономические проблемы. Да и освоение других территорий большой страны также требовали значительных ресурсов.
К идее строительства широтных железных дорог на нашем севере вернулись относительно недавно – 20 лет назад. Конечно, о Трансполярной магистрали уже никто не говорит, но об объединении главных экономических центров Арктики все-таки вспомнили. Так, в 2003 году был представлен проект Северного широтного хода.
Через вечную мерзлоту
Северный широтный ход – строящаяся железнодорожная магистраль от станции Обская возле города Лабытнанги до Нового Уренгоя. В долгосрочной перспективе дорога может быть продлена до Игарки на реке Енисей и далее до Норильска.
Протяженность утвержденного участка железной дороги составляет 707 км. Магистраль проходит по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект включает как возведение новых участков, так и реконструкцию уже построенных путей.

Изначально предполагалось, что первые грузовые составы пойдут по Северному широтному ходу не позже 2015 года. Но кризисы и санкции отодвигали эти планы. В 2023 году велись работы на участке «Надым – Пангоды». Завершить проект намереваются к 2027 году.
Стоимость СШХ опередить сложно. В 2015 году называли 190 млрд рублей, к 2017 смета превышала 262 млрд. Какой будет итоговая цифра – вопрос открытый. Учитывая все инфляционные процессы и серьезные задержки с вводом в эксплуатацию всей магистрали.
Что будут возить по Северному широтному ходу
В России есть экономические эксперты, которые утверждают, что инвестиции в Арктику – это утопия. Вроде как Советский Союз попробовал, ничего толкового не получилось. Только вот в то время не было необходимых технологий, специальной техники, а главное – не было острой потребности в ресурсах. Кавказ, Поволжье и Сибирь обеспечивали страну.
Сегодня с ростом производства в России, с появлением новых рынков сбыта в Азии и Африке появилась и потребность в разработке новых месторождений. По Северному широтному ходу будут возить сжиженный газ, нефтепродукты, уголь, строительные материалы, технику и оборудование.

Нельзя забывать и о пассажирском сообщении. Жители северных городов и малых населенных пунктов также ездят в отпуска и в командировки. Только в Ямало-Ненецком автономном округе живет свыше 515 тыс. человек.
Салехардский мост
Мост через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги – чрезвычайно важный проект для будущего Северного широтного хода. Сегодня сообщение поддерживается только при помощи паромной или ледовой переправы.
Объект позволит повысить транспортный потенциал. Отмечу, что до города Лабытнанги уже проложена железная дорога. Даже есть регулярное пассажирское сообщение с Москвой. Поэтому строительство моста и сращивание существующей ветки с будущим СШХ – логичное продолжение развития транспортной инфраструктуры региона.
Проект моста разработали еще в советские годы. Инженеры из Ленинграда просчитали и предложили двухуровневый переход через Обь для поездов и машин. В 2006 году правительство ЯНАО вернулось к проекту.

Протяженность перехода должна составить около 2,5 км. Подходы к объекту протянутся еще на 40 км. Стоимость Салехардского моста оценивается в 113 млрд рублей.
Символическое начало строительства было отмечено в 2018 году. Но реальные работы так и не начались. Сроки подвинули, но не назвали никаких конкретных дат. Когда власти и крупные корпорации вернутся к проекту – также неясно.
Второй Северный широтный ход
Еще одним важным инфраструктурным объектом региона стал так называемой «СШХ-2» – магистраль от Бованенковского нефтегазового месторождения до порта Сабетта на Ямале.
Сабетта – еще один мегапроект в русской Артике. За несколько лет из поселка с населением в 19 человек удалось построить полноценный город. Здесь реализуется программа «Ямал СПГ». В Сабетте построили морской порт и международный аэропорт федерального значения.

Однако для полноценной связи с «большой землей» не хватает сухопутного сообщения. Ответвление Северного широтного хода должно решить эту проблему.
В магистрали заинтересованы местные нефтегазовые компании, «Газпром», «НОВАТЭК», РЖД и другие. Однако ситуация «СШХ-2» такая же неопределенная, как и с Салехардским мостом. Нужно и выгодно всем, но кто и когда будет строить непонятно.
«Игарка – Дудинка – Норильск»
Еще один перспективный участок Северного широтного хода, который повысит транспортную доступность нашего Заполярья. Отметим, что железную дорогу от Норильска до Дудинки проложили еще в 1937 году.
Сегодня 333 км пути обслуживает более 50 тепловозов. В среднем за год по ветке перевозят до 15 млн тонн грузов. Это и продукция «Норникеля», и товары для обеспечения населения Норильска.
Строительство магистрали «Игарка-Дудинка» вдоль реки Енисей может значительно упростить «северный завоз» и обеспечить круглогодичное транспортное сообщение. Но пока об этом части пути речи не идет. Разобраться бы с уже объявленными проектами.
Перспективы Северного широтного хода
Неизвестно, когда даже утвержденный вариант Северного широтного хода заработает в полную силу. В 2027 году обещают достроить магистраль от Салехарда до Нового Уренгоя, но когда построят Салехардский мост? Проблема с затягиванием сроков реализации крупных инфраструктурных проектов – одна из ключевых в современной России.
Быстро строят то, что с первых дней приносит прибыль. Или то, что находится на прямом контроле президента или правительства. Если магистрали отдают «на откуп» частным компаниям даже с частично государственным капиталом, то проекты затягиваются на десятилетия.
Условный «Норникель» или «НОВАТЭК» не готовы вкладывать сотни миллиардов в железные дороги, которые окупятся через 20-30 лет.

Государство также не в состоянии покрыть все расходы. Но парадокс ситуации в том, что чем дольше тянут с началом работ и последующим вводом в эксплуатацию, тем дороже становятся эти проекты и тем дольше они будут окупаться.
В разные годы разрабатывались программы по привлечению иностранных инвестиций к инфраструктурным проектам России. В первую очередь рассматривали китайский капитал. Но китайцы не спешат вкладывать свои юани в наши мосты и железные дороги. Компании Поднебесной резонно опасаются как вторичных санкций, так и экономической нестабильности.
В любом случае будем надеяться, что мы станем свидетелями того, как поезда из центральных регионов страны дойдут до Норильска или хотя бы до Нового Уренгоя. Но когда это произойдет – большой вопрос.
- Карпов Андрей
- vk.com/video, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....