Москвич-408 «Турист» – советское купе, так и не ставшее серийным
Советский легковой автомобиль Москвич-408 еще помнят многие водители. Кто-то даже считает его самой красивой машиной в производственной гамме завода АЗЛК, который тогда назывался МЗМА.
Но вот про купе на шасси этой модели знают единицы. А ведь было время, когда такой автомобиль мог стать серийным! Но увы, обстоятельства сложились неудачно. Всего выпущено два опытных экземпляра, которые до наших дней не сохранились.
Зато в России существует несколько автомобилей, созданных энтузиастами своими силами. Конечно, они не имеют ничего общего с настоящим купе из СССР, но дают возможность увидеть, как выглядела эта модель хотя бы примерно.
Начинать историю появления Москвич-408 «Турист» нужно с 1961 года, когда руководители МЗМА представили план развития предприятия до 1980 года. Предполагалась масштабная реконструкция завода и увеличение выпуска автомобилей на 60%.
Зная ситуацию на рынке в то время, проект можно назвать перспективным – машины марки Москвич в начале 1960-х годов пользовались высоким спросом в Европе. Примерно половина продукции МЗМА уходило на экспорт, принося стране нужную ей валюту.
Одним из главных пунктов плана была разработка и освоение массового производства двигателей с рабочим объемом 1,5 литра. Это должно было поднять Москвичи на новую ступень – превратить их в модели более высокого класса.
Завод планировал освоение новой машины – Москвич-408.
Это стандартный седан, но его собирались выпускать еще в нескольких типах кузова:
Да, в планах был и откровенно «буржуйский» тип автомобиля – этот кузов назвали «гранд-туризм». В бумагах имелись и базовые параметры машины – она должна иметь двигатель с объемом 1,5 литра и развивать максимальную скорость около 135 км/ч.
Чтобы вписать автомобиль в кузове купе в советскую систему ценностей, в документации было прописано, что он предназначен для продажи на экспорт, для эксплуатации в службах проката и индивидуального использования в теплых республиках СССР.
Понимая, что «сверху» к такому автомобилю отнесутся настороженно, было указано, что купе запустят в серию только после освоения других типов кузова Москвич-408.
Сейчас точно никто не скажет, почему главный конструктор МЗМА Андронов решил запустить в серию спортивно-туристическую модификацию автомобиля. Скорее всего, он просто хотел разнообразить модельный ряд стильным и действительно красивым Москвичом.
С прокатом нужно объяснить. При Хрущеве в стране в таксопарках организовывали специальные базы. Там легковые автомобили можно было взять на прокат. Это был шаг к коммунизму – общие машины, отказ от личной собственности.
Была еще одна причина для создания купе – в те годы участвовать в спортивных соревнованиях седаны не могли. Москвич-408 «Турист» стал бы базой для доработки авто для гонок.
Конструктор МЗМА Андронов прекрасно понимал, что спортивная машина должна получить более мощный двигатель. Им мог стать верхнеклапанный мотор под индексом 406.
Но попытки внедрить этот мотор за несколько лет до этого встретили в штыки. Главными противниками Андронова и его мотора были Островцев, Грачев и Липгард. Они настояли на том, чтобы Москвичи оставались малолитражками, иначе в них видели конкурентов автомобилям ГАЗ. Эти же товарищи «зарезали» и полноприводные опытные модели МЗМА, кстати.
Именно Москвич-408 «Турист» нужен был для подстраховки и объяснения разработки и запуска в серию двигателя 1,5 литра.
В начале 1963 года были подготовлены седаны, универсалы и фургоны М-408. После этого началась разработка кузова для спортивной модификации. Занимался этим молодой конструктор Веселов.
Автомобиль предполагалось сделать со съемной жесткой крышей, опционально вместо нее можно было ставить складной тент. Такая конструкция была подсмотрена и скопирована у французского Renault Floride.
К концу 1963 года было готово два Москвич «Турист». Интересно, что кузов первого автомобиля был сделан из стали, часть панелей взяли от опытных седанов 63С12 (будущих Москвич-408).
Второй образец получил кузовные детали из алюминия.
Подходящих двигателей к моменту создания Москвич-408 «Турист» так и не выпустили, поэтому пришлось под капоты ставить экспериментальные силовые агрегаты с объемом 1 358 см3. Есть мнение, что один из автомобилей получил мотор с опытным впрыском топлива. Но документально это нигде не подтверждается.
Работы по запуску в серию Москвичей 408 затянулись надолго. Производственники сорвали сроки. Базовый седан начали серийно выпускать только в 1964 году.
Следующие пару лет посвятили разработке медицинских, экспортных и праворульных модификаций.
Универсалы и фургоны на базе Москвич-408 освоили только в 1966 году.
Много времени ушло на разработку и запуск в серию двигателя М-412. Потом МЗМА помогал новому заводу в городе Ижевске.
В итоге в 1967 году появился Москвич-412 – новая модель. После этого запускать в серию спортивную двухдверную модификацию в старом кузове было просто глупо.
Казалось бы, для запуска спортивного автомобиля осталось пара шагов. Был готов новый двигатель и современная платформа Москвич-412. Но по ряду причин от купе отказались.
По официальной версии, надобность в автомобиле подобного класса просто отпала – прокаты легковых машин в СССР оказались нерентабельны и закрылись в 1964 году.
Но самое основное – мотор с рабочим объемом 1,5 литра был готов. Главная заслуга в этом Андронова и Полякова – бывшего инженера МЗМА.
Ну и последнее – выпускать Москвич-408 «Турист» планировалось около 150 штук в год. Ради таких ничтожных объемов не стоило и начинать.
В Европе идея по созданию купе со съемной крышей понравилась. Руководство фирмы Scaldia-Volga S.A. предлагало директору МЗМА помочь с двигателем. В качестве силового агрегата хотели использовать мотор от Ford Cortina.
Но иностранцам пришлось отказать, аргументируя это тем, что автомобили Москвич-408 «Турист» изготовлены всего в двух опытных экземплярах, которые даже друг от друга отличаются. Запустить их в серию не удастся в таком виде – придется строить новые предсерийные модели, проводить испытания.
Глядя на фотографии Москвич-408 «Турист», становится жаль, что их так и не запустили в серию. Но периодически находятся энтузиасты, которые самостоятельно делают такие автомобили из седанов Москвич-408.
Но вот про купе на шасси этой модели знают единицы. А ведь было время, когда такой автомобиль мог стать серийным! Но увы, обстоятельства сложились неудачно. Всего выпущено два опытных экземпляра, которые до наших дней не сохранились.
Зато в России существует несколько автомобилей, созданных энтузиастами своими силами. Конечно, они не имеют ничего общего с настоящим купе из СССР, но дают возможность увидеть, как выглядела эта модель хотя бы примерно.
Догоним и перегоним!
Начинать историю появления Москвич-408 «Турист» нужно с 1961 года, когда руководители МЗМА представили план развития предприятия до 1980 года. Предполагалась масштабная реконструкция завода и увеличение выпуска автомобилей на 60%.
Современные реплики чаще всего делают простыми кабриолетами. Фото: Youtube.com
Зная ситуацию на рынке в то время, проект можно назвать перспективным – машины марки Москвич в начале 1960-х годов пользовались высоким спросом в Европе. Примерно половина продукции МЗМА уходило на экспорт, принося стране нужную ей валюту.
Одним из главных пунктов плана была разработка и освоение массового производства двигателей с рабочим объемом 1,5 литра. Это должно было поднять Москвичи на новую ступень – превратить их в модели более высокого класса.
Мелкосерийный спортивный автомобиль
Завод планировал освоение новой машины – Москвич-408.
Это стандартный седан, но его собирались выпускать еще в нескольких типах кузова:
- ? Универсал
- ? Фургон
- ? Купе
Да, в планах был и откровенно «буржуйский» тип автомобиля – этот кузов назвали «гранд-туризм». В бумагах имелись и базовые параметры машины – она должна иметь двигатель с объемом 1,5 литра и развивать максимальную скорость около 135 км/ч.
А вот это уже оригинал. Фото: Youtube.com
Чтобы вписать автомобиль в кузове купе в советскую систему ценностей, в документации было прописано, что он предназначен для продажи на экспорт, для эксплуатации в службах проката и индивидуального использования в теплых республиках СССР.
Понимая, что «сверху» к такому автомобилю отнесутся настороженно, было указано, что купе запустят в серию только после освоения других типов кузова Москвич-408.
Зачем стране «буржуйское» авто?
Сейчас точно никто не скажет, почему главный конструктор МЗМА Андронов решил запустить в серию спортивно-туристическую модификацию автомобиля. Скорее всего, он просто хотел разнообразить модельный ряд стильным и действительно красивым Москвичом.
Для галочки, появление Москвич-408 «Турист» было обоснованно. С формулировкой «на экспорт» все понятно – за рубежом такие автомобили востребованы.
С прокатом нужно объяснить. При Хрущеве в стране в таксопарках организовывали специальные базы. Там легковые автомобили можно было взять на прокат. Это был шаг к коммунизму – общие машины, отказ от личной собственности.
Седан и купе со снятой крышей. Фото: Youtube.com
Была еще одна причина для создания купе – в те годы участвовать в спортивных соревнованиях седаны не могли. Москвич-408 «Турист» стал бы базой для доработки авто для гонок.
Реальная причина появления
Конструктор МЗМА Андронов прекрасно понимал, что спортивная машина должна получить более мощный двигатель. Им мог стать верхнеклапанный мотор под индексом 406.
Но попытки внедрить этот мотор за несколько лет до этого встретили в штыки. Главными противниками Андронова и его мотора были Островцев, Грачев и Липгард. Они настояли на том, чтобы Москвичи оставались малолитражками, иначе в них видели конкурентов автомобилям ГАЗ. Эти же товарищи «зарезали» и полноприводные опытные модели МЗМА, кстати.
Именно Москвич-408 «Турист» нужен был для подстраховки и объяснения разработки и запуска в серию двигателя 1,5 литра.
Кузов
В начале 1963 года были подготовлены седаны, универсалы и фургоны М-408. После этого началась разработка кузова для спортивной модификации. Занимался этим молодой конструктор Веселов.
Вот так выглядел автомобиль с крышей. Фото: Youtube.com
Автомобиль предполагалось сделать со съемной жесткой крышей, опционально вместо нее можно было ставить складной тент. Такая конструкция была подсмотрена и скопирована у французского Renault Floride.
В ходе работ стало ясно, что открытый кузов от Москвич-408 не имеет достаточной жесткости. Пришлось усиливать его дополнительными лонжеронами Х-образной конструкции.
Опытные образцы
К концу 1963 года было готово два Москвич «Турист». Интересно, что кузов первого автомобиля был сделан из стали, часть панелей взяли от опытных седанов 63С12 (будущих Москвич-408).
Второй образец получил кузовные детали из алюминия.
Подходящих двигателей к моменту создания Москвич-408 «Турист» так и не выпустили, поэтому пришлось под капоты ставить экспериментальные силовые агрегаты с объемом 1 358 см3. Есть мнение, что один из автомобилей получил мотор с опытным впрыском топлива. Но документально это нигде не подтверждается.
Время упущено
Работы по запуску в серию Москвичей 408 затянулись надолго. Производственники сорвали сроки. Базовый седан начали серийно выпускать только в 1964 году.
Следующие пару лет посвятили разработке медицинских, экспортных и праворульных модификаций.
Москвич-408 «Турист» и его создатели. Фото: Youtube.com
Универсалы и фургоны на базе Москвич-408 освоили только в 1966 году.
Много времени ушло на разработку и запуск в серию двигателя М-412. Потом МЗМА помогал новому заводу в городе Ижевске.
В итоге в 1967 году появился Москвич-412 – новая модель. После этого запускать в серию спортивную двухдверную модификацию в старом кузове было просто глупо.
Почему не стали выпускать купе на шасси Москвич-412?
Казалось бы, для запуска спортивного автомобиля осталось пара шагов. Был готов новый двигатель и современная платформа Москвич-412. Но по ряду причин от купе отказались.
По версии «для народа», считалось, что стране не нужны буржуазные двухдверные автомобили. Этот транспорт выглядел слишком стильно и предназначался для неспешных прогулок. Такого советские граждане не могли себе позволить.
По официальной версии, надобность в автомобиле подобного класса просто отпала – прокаты легковых машин в СССР оказались нерентабельны и закрылись в 1964 году.
Из таких седанов часто делают кабриолеты, но с жесткой крышей возникают проблемы. Фото: Youtube.com
Но самое основное – мотор с рабочим объемом 1,5 литра был готов. Главная заслуга в этом Андронова и Полякова – бывшего инженера МЗМА.
Ну и последнее – выпускать Москвич-408 «Турист» планировалось около 150 штук в год. Ради таких ничтожных объемов не стоило и начинать.
А иностранцы ведь заинтересовались!
В Европе идея по созданию купе со съемной крышей понравилась. Руководство фирмы Scaldia-Volga S.A. предлагало директору МЗМА помочь с двигателем. В качестве силового агрегата хотели использовать мотор от Ford Cortina.
Но иностранцам пришлось отказать, аргументируя это тем, что автомобили Москвич-408 «Турист» изготовлены всего в двух опытных экземплярах, которые даже друг от друга отличаются. Запустить их в серию не удастся в таком виде – придется строить новые предсерийные модели, проводить испытания.
Глядя на фотографии Москвич-408 «Турист», становится жаль, что их так и не запустили в серию. Но периодически находятся энтузиасты, которые самостоятельно делают такие автомобили из седанов Москвич-408.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...