Москвич-408 «Турист» – советское купе, так и не ставшее серийным
Советский легковой автомобиль Москвич-408 еще помнят многие водители. Кто-то даже считает его самой красивой машиной в производственной гамме завода АЗЛК, который тогда назывался МЗМА.
Но вот про купе на шасси этой модели знают единицы. А ведь было время, когда такой автомобиль мог стать серийным! Но увы, обстоятельства сложились неудачно. Всего выпущено два опытных экземпляра, которые до наших дней не сохранились.
Зато в России существует несколько автомобилей, созданных энтузиастами своими силами. Конечно, они не имеют ничего общего с настоящим купе из СССР, но дают возможность увидеть, как выглядела эта модель хотя бы примерно.
Начинать историю появления Москвич-408 «Турист» нужно с 1961 года, когда руководители МЗМА представили план развития предприятия до 1980 года. Предполагалась масштабная реконструкция завода и увеличение выпуска автомобилей на 60%.
Зная ситуацию на рынке в то время, проект можно назвать перспективным – машины марки Москвич в начале 1960-х годов пользовались высоким спросом в Европе. Примерно половина продукции МЗМА уходило на экспорт, принося стране нужную ей валюту.
Одним из главных пунктов плана была разработка и освоение массового производства двигателей с рабочим объемом 1,5 литра. Это должно было поднять Москвичи на новую ступень – превратить их в модели более высокого класса.
Завод планировал освоение новой машины – Москвич-408.
Это стандартный седан, но его собирались выпускать еще в нескольких типах кузова:
Да, в планах был и откровенно «буржуйский» тип автомобиля – этот кузов назвали «гранд-туризм». В бумагах имелись и базовые параметры машины – она должна иметь двигатель с объемом 1,5 литра и развивать максимальную скорость около 135 км/ч.
Чтобы вписать автомобиль в кузове купе в советскую систему ценностей, в документации было прописано, что он предназначен для продажи на экспорт, для эксплуатации в службах проката и индивидуального использования в теплых республиках СССР.
Понимая, что «сверху» к такому автомобилю отнесутся настороженно, было указано, что купе запустят в серию только после освоения других типов кузова Москвич-408.
Сейчас точно никто не скажет, почему главный конструктор МЗМА Андронов решил запустить в серию спортивно-туристическую модификацию автомобиля. Скорее всего, он просто хотел разнообразить модельный ряд стильным и действительно красивым Москвичом.
С прокатом нужно объяснить. При Хрущеве в стране в таксопарках организовывали специальные базы. Там легковые автомобили можно было взять на прокат. Это был шаг к коммунизму – общие машины, отказ от личной собственности.
Была еще одна причина для создания купе – в те годы участвовать в спортивных соревнованиях седаны не могли. Москвич-408 «Турист» стал бы базой для доработки авто для гонок.
Конструктор МЗМА Андронов прекрасно понимал, что спортивная машина должна получить более мощный двигатель. Им мог стать верхнеклапанный мотор под индексом 406.
Но попытки внедрить этот мотор за несколько лет до этого встретили в штыки. Главными противниками Андронова и его мотора были Островцев, Грачев и Липгард. Они настояли на том, чтобы Москвичи оставались малолитражками, иначе в них видели конкурентов автомобилям ГАЗ. Эти же товарищи «зарезали» и полноприводные опытные модели МЗМА, кстати.
Именно Москвич-408 «Турист» нужен был для подстраховки и объяснения разработки и запуска в серию двигателя 1,5 литра.
В начале 1963 года были подготовлены седаны, универсалы и фургоны М-408. После этого началась разработка кузова для спортивной модификации. Занимался этим молодой конструктор Веселов.
Автомобиль предполагалось сделать со съемной жесткой крышей, опционально вместо нее можно было ставить складной тент. Такая конструкция была подсмотрена и скопирована у французского Renault Floride.
К концу 1963 года было готово два Москвич «Турист». Интересно, что кузов первого автомобиля был сделан из стали, часть панелей взяли от опытных седанов 63С12 (будущих Москвич-408).
Второй образец получил кузовные детали из алюминия.
Подходящих двигателей к моменту создания Москвич-408 «Турист» так и не выпустили, поэтому пришлось под капоты ставить экспериментальные силовые агрегаты с объемом 1 358 см3. Есть мнение, что один из автомобилей получил мотор с опытным впрыском топлива. Но документально это нигде не подтверждается.
Работы по запуску в серию Москвичей 408 затянулись надолго. Производственники сорвали сроки. Базовый седан начали серийно выпускать только в 1964 году.
Следующие пару лет посвятили разработке медицинских, экспортных и праворульных модификаций.
Универсалы и фургоны на базе Москвич-408 освоили только в 1966 году.
Много времени ушло на разработку и запуск в серию двигателя М-412. Потом МЗМА помогал новому заводу в городе Ижевске.
В итоге в 1967 году появился Москвич-412 – новая модель. После этого запускать в серию спортивную двухдверную модификацию в старом кузове было просто глупо.
Казалось бы, для запуска спортивного автомобиля осталось пара шагов. Был готов новый двигатель и современная платформа Москвич-412. Но по ряду причин от купе отказались.
По официальной версии, надобность в автомобиле подобного класса просто отпала – прокаты легковых машин в СССР оказались нерентабельны и закрылись в 1964 году.
Но самое основное – мотор с рабочим объемом 1,5 литра был готов. Главная заслуга в этом Андронова и Полякова – бывшего инженера МЗМА.
Ну и последнее – выпускать Москвич-408 «Турист» планировалось около 150 штук в год. Ради таких ничтожных объемов не стоило и начинать.
В Европе идея по созданию купе со съемной крышей понравилась. Руководство фирмы Scaldia-Volga S.A. предлагало директору МЗМА помочь с двигателем. В качестве силового агрегата хотели использовать мотор от Ford Cortina.
Но иностранцам пришлось отказать, аргументируя это тем, что автомобили Москвич-408 «Турист» изготовлены всего в двух опытных экземплярах, которые даже друг от друга отличаются. Запустить их в серию не удастся в таком виде – придется строить новые предсерийные модели, проводить испытания.
Глядя на фотографии Москвич-408 «Турист», становится жаль, что их так и не запустили в серию. Но периодически находятся энтузиасты, которые самостоятельно делают такие автомобили из седанов Москвич-408.
Но вот про купе на шасси этой модели знают единицы. А ведь было время, когда такой автомобиль мог стать серийным! Но увы, обстоятельства сложились неудачно. Всего выпущено два опытных экземпляра, которые до наших дней не сохранились.
Зато в России существует несколько автомобилей, созданных энтузиастами своими силами. Конечно, они не имеют ничего общего с настоящим купе из СССР, но дают возможность увидеть, как выглядела эта модель хотя бы примерно.
Догоним и перегоним!
Начинать историю появления Москвич-408 «Турист» нужно с 1961 года, когда руководители МЗМА представили план развития предприятия до 1980 года. Предполагалась масштабная реконструкция завода и увеличение выпуска автомобилей на 60%.
Современные реплики чаще всего делают простыми кабриолетами. Фото: Youtube.com
Зная ситуацию на рынке в то время, проект можно назвать перспективным – машины марки Москвич в начале 1960-х годов пользовались высоким спросом в Европе. Примерно половина продукции МЗМА уходило на экспорт, принося стране нужную ей валюту.
Одним из главных пунктов плана была разработка и освоение массового производства двигателей с рабочим объемом 1,5 литра. Это должно было поднять Москвичи на новую ступень – превратить их в модели более высокого класса.
Мелкосерийный спортивный автомобиль
Завод планировал освоение новой машины – Москвич-408.
Это стандартный седан, но его собирались выпускать еще в нескольких типах кузова:
- ? Универсал
- ? Фургон
- ? Купе
Да, в планах был и откровенно «буржуйский» тип автомобиля – этот кузов назвали «гранд-туризм». В бумагах имелись и базовые параметры машины – она должна иметь двигатель с объемом 1,5 литра и развивать максимальную скорость около 135 км/ч.
А вот это уже оригинал. Фото: Youtube.com
Чтобы вписать автомобиль в кузове купе в советскую систему ценностей, в документации было прописано, что он предназначен для продажи на экспорт, для эксплуатации в службах проката и индивидуального использования в теплых республиках СССР.
Понимая, что «сверху» к такому автомобилю отнесутся настороженно, было указано, что купе запустят в серию только после освоения других типов кузова Москвич-408.
Зачем стране «буржуйское» авто?
Сейчас точно никто не скажет, почему главный конструктор МЗМА Андронов решил запустить в серию спортивно-туристическую модификацию автомобиля. Скорее всего, он просто хотел разнообразить модельный ряд стильным и действительно красивым Москвичом.
Для галочки, появление Москвич-408 «Турист» было обоснованно. С формулировкой «на экспорт» все понятно – за рубежом такие автомобили востребованы.
С прокатом нужно объяснить. При Хрущеве в стране в таксопарках организовывали специальные базы. Там легковые автомобили можно было взять на прокат. Это был шаг к коммунизму – общие машины, отказ от личной собственности.
Седан и купе со снятой крышей. Фото: Youtube.com
Была еще одна причина для создания купе – в те годы участвовать в спортивных соревнованиях седаны не могли. Москвич-408 «Турист» стал бы базой для доработки авто для гонок.
Реальная причина появления
Конструктор МЗМА Андронов прекрасно понимал, что спортивная машина должна получить более мощный двигатель. Им мог стать верхнеклапанный мотор под индексом 406.
Но попытки внедрить этот мотор за несколько лет до этого встретили в штыки. Главными противниками Андронова и его мотора были Островцев, Грачев и Липгард. Они настояли на том, чтобы Москвичи оставались малолитражками, иначе в них видели конкурентов автомобилям ГАЗ. Эти же товарищи «зарезали» и полноприводные опытные модели МЗМА, кстати.
Именно Москвич-408 «Турист» нужен был для подстраховки и объяснения разработки и запуска в серию двигателя 1,5 литра.
Кузов
В начале 1963 года были подготовлены седаны, универсалы и фургоны М-408. После этого началась разработка кузова для спортивной модификации. Занимался этим молодой конструктор Веселов.
Вот так выглядел автомобиль с крышей. Фото: Youtube.com
Автомобиль предполагалось сделать со съемной жесткой крышей, опционально вместо нее можно было ставить складной тент. Такая конструкция была подсмотрена и скопирована у французского Renault Floride.
В ходе работ стало ясно, что открытый кузов от Москвич-408 не имеет достаточной жесткости. Пришлось усиливать его дополнительными лонжеронами Х-образной конструкции.
Опытные образцы
К концу 1963 года было готово два Москвич «Турист». Интересно, что кузов первого автомобиля был сделан из стали, часть панелей взяли от опытных седанов 63С12 (будущих Москвич-408).
Второй образец получил кузовные детали из алюминия.
Подходящих двигателей к моменту создания Москвич-408 «Турист» так и не выпустили, поэтому пришлось под капоты ставить экспериментальные силовые агрегаты с объемом 1 358 см3. Есть мнение, что один из автомобилей получил мотор с опытным впрыском топлива. Но документально это нигде не подтверждается.
Время упущено
Работы по запуску в серию Москвичей 408 затянулись надолго. Производственники сорвали сроки. Базовый седан начали серийно выпускать только в 1964 году.
Следующие пару лет посвятили разработке медицинских, экспортных и праворульных модификаций.
Москвич-408 «Турист» и его создатели. Фото: Youtube.com
Универсалы и фургоны на базе Москвич-408 освоили только в 1966 году.
Много времени ушло на разработку и запуск в серию двигателя М-412. Потом МЗМА помогал новому заводу в городе Ижевске.
В итоге в 1967 году появился Москвич-412 – новая модель. После этого запускать в серию спортивную двухдверную модификацию в старом кузове было просто глупо.
Почему не стали выпускать купе на шасси Москвич-412?
Казалось бы, для запуска спортивного автомобиля осталось пара шагов. Был готов новый двигатель и современная платформа Москвич-412. Но по ряду причин от купе отказались.
По версии «для народа», считалось, что стране не нужны буржуазные двухдверные автомобили. Этот транспорт выглядел слишком стильно и предназначался для неспешных прогулок. Такого советские граждане не могли себе позволить.
По официальной версии, надобность в автомобиле подобного класса просто отпала – прокаты легковых машин в СССР оказались нерентабельны и закрылись в 1964 году.
Из таких седанов часто делают кабриолеты, но с жесткой крышей возникают проблемы. Фото: Youtube.com
Но самое основное – мотор с рабочим объемом 1,5 литра был готов. Главная заслуга в этом Андронова и Полякова – бывшего инженера МЗМА.
Ну и последнее – выпускать Москвич-408 «Турист» планировалось около 150 штук в год. Ради таких ничтожных объемов не стоило и начинать.
А иностранцы ведь заинтересовались!
В Европе идея по созданию купе со съемной крышей понравилась. Руководство фирмы Scaldia-Volga S.A. предлагало директору МЗМА помочь с двигателем. В качестве силового агрегата хотели использовать мотор от Ford Cortina.
Но иностранцам пришлось отказать, аргументируя это тем, что автомобили Москвич-408 «Турист» изготовлены всего в двух опытных экземплярах, которые даже друг от друга отличаются. Запустить их в серию не удастся в таком виде – придется строить новые предсерийные модели, проводить испытания.
Глядя на фотографии Москвич-408 «Турист», становится жаль, что их так и не запустили в серию. Но периодически находятся энтузиасты, которые самостоятельно делают такие автомобили из седанов Москвич-408.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Горные дороги Китая: попробуй проедь!
Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...