Первый российский пассажирский электровоз на постоянном токе ЭП2К
В советское время отечественное локомотивостроение являлось довольно динамичной отраслью промышленности. Несмотря на это, сохранялись секторы использования, которые намеренно не развивались долгие годы. И в будущем это, конечно же, аукнулось.
Вот несколько примеров. Для станционной маневровой работы использовались закупаемые у чехословацкой стороны надежные и выносливые ЧМЭ3. В качестве пригородных дизель-поездов выступала венгерская техника. А в скоростном пассажирском сообщении бестселлером считалась серия ЧС от пльзенского завода Skoda.
К чему это привело? Долгое время «мадьярам» искали достойную замену. ЧМЭ3 до сих пор кажется некоторым безальтернативным вариантом. А в пассажирском сообщении к началу нового тысячелетия уже российские железнодорожники столкнулись с немалыми сложностями.
То, что долгое время отечественные производители абсолютно не касались сферы скоростных пассажирских электровозов, в новых реалиях стало большой проблемой. Когда-то казалось, что закупка чехословацких локомотивов (от ЧС1 до ЧС8 или ЧС200) – лучшее решение. Но исчезли обе сотрудничавшие страны, а предприятие-изготовитель пережило заметное перепрофилирование.
Российское пассажирское хозяйство к началу нулевых получило следующую ситуацию. Старая чехословацкая техника уже нуждалась в обновлении, да и ее ремонт производился в стрессовом режиме из-за сильной нехватки запасных частей.
На повестке дня встал вопрос о создании отечественного аналога для работы в сетях постоянного тока, адаптированного к современным российским реалиям. Тем более что в то время наступил период модернизации всего железнодорожного хозяйства.
Задание поручили опытным специалистам предприятия из Коломны. В качестве базы они использовали перспективный тип ТЭП70БС. На выходе планировалось получение современного шестиосного пассажирского электровоза с характеристиками сходными (или лучшими) с чехословацкой техникой прошлых десятилетий. На эти работы ушло долгих четыре года.
Данная аббревиатура означает, что мы имеем дело с пассажирским электровозом второго типа. Последняя буква названия указывает на то, что в конструкции применен коллекторный тяговый привод. Вот некоторые другие особенности данного локомотива:
✅ магистральное назначение
✅ шестиосная односекционная конструкция
✅ предназначен только для линий на постоянном токе
✅ транспортировка составов средней длины
Изначально в эту категорию включались как скорые, так и пассажирские поезда. Учитывая тот факт, что локомотив являлся однозначной новинкой, на его тщательные испытания и опытную эксплуатацию понадобилось более двух лет.
К 2008 году профильные специалисты получили отличные результаты, что позволило уверенно рекомендовать ЭП2К к серийной сборке. Этот процесс был дополнен официальной отечественной сертификацией и допуском к производству. В целом он являлся продуктом плодотворного сотрудничества трех предприятий, входящих в состав АО «Трансмашхолдинг»:
✅ Коломенский завод – основные компоненты и финишная сборка
✅ НЭВЗ – основное электрооборудование
✅ Калужский НПЭМЗ – вспомогательное электромеханическое оборудование
После того как сотрудничество внутри холдинга получило полную согласованность, настало время начала серийной сборки электровозов ЭП2К. Она стартовала в январе 2011 года. Особой гордостью производителей стал тот факт, что почти полностью конструкция машины состояла из отечественных компонентов. Вот некоторые из основных ее показателей:
✅ питание от постоянного тока напряжением 3 кВ
✅ масса электровоза – 135 т
✅ ширина колеи – 1520 мм
Последний показатель позволяет использовать технику на аналогичных участках стран СНГ или Прибалтики. В конструкции ЭП2К инженерам удалось применить модульную компоновку бортового оборудования. Она уже применялась раньше на пассажирских типах, здесь также получив успешную реализацию.
Кузов локомотива вагонного типа с бесраскосным каркасом. Он имеет стальную обшивку, приваренную к основе. Электровоз выполнен двухсторонним, с двумя кабинами с торцов и тамбурами. В первом находятся блоки основных и вспомогательных аппаратов управления локомотивом, автомашинист.
Между ними расположено машинное отделение с механическим и электрооборудованием. Для удобства эксплуатации оно получило узкий проход шириной всего 50 см. А крыша локомотива состоит из нескольких съемных секций.
Если обратить более пристальное внимание на рабочее место машиниста, то оно имеет удобный пульт с современным оснащением. На нем расположены как органы управления, так и новомодные экраны. В данном случае речь идет о цветном графическом дисплее и КЛУБ-У. Последнее – это панели, предоставляющие полные данные о безопасности эксплуатации электровоза.
Конструкция самого пульта является уникальной, поэтому получила патентную защиту. Также для обеспечения необходимых условий работы обслуживающего персонала в кабине установлены кондиционер воздуха и экологичное сантехническое оборудование. Имеется система отопления, все стекла и зеркала получили электрообогрев.
В дополнение к этому стоит упомянуть локомотивную радиостанцию и автоматическую систему аварийной остановки. Есть и приспособление для предотвращения возгорания электровоза или контроль бодрствования машиниста. Все это выводит безопасность эксплуатации локомотива на довольно высокий уровень. Вот и другие особенности ЭП2К:
✅ светодиодные элементы в буферных фонарях
✅ тележки, подходящие для мощных ТЭД
✅ максимальная скорость – 160 (рекомендуемая – 120) км/ч
✅ мощность электродвигателя – 4800 кВт
✅ патентные гребнесмазыватели
✅ аппарат осушки воздуха для тормозной системы
Все вышеперечисленное позволило ЭП2К стать достойной заменой легендарных ветеранов ЧС2 и ЧС2Т, многие десятилетия безотказно служивших на советских (и российских) железных дорогах. Современные электровозы получили такую популярность и распространение, что уже несколько раз засветились в отечественных телесериалах. Осталось лишь привести их физические параметры и динамику производства:
✅ длина – 21,8 м
✅ ширина – 3,29 м
✅ высота (при опущенном токоприемнике) – 5,1 м
✅ колесная база – 16850 мм
В первый же год серийного производства на дороги страны отправилось 40 единиц техники. В последующем работники Коломенского завода придерживались примерно того же темпа, а годовой объем не превышал пяти с небольшим десятков электровозов ЭП2К.
Исключением стал 2017 год, когда было собрано всего семь единиц. Вся техника получала то красный, то белый окрас (№ 101 – корпоративный). Пока со 109-й единицы не пришли к красно-серому заводскому цвету, который сохраняется и по сей день. Электровозы ЭП2К продолжают активно собираться в Коломне и сейчас, за девять месяцев 2024 года предприятие выпустило 18 образцов техники, доведя общую серию до 495 локомотивов.
Вот несколько примеров. Для станционной маневровой работы использовались закупаемые у чехословацкой стороны надежные и выносливые ЧМЭ3. В качестве пригородных дизель-поездов выступала венгерская техника. А в скоростном пассажирском сообщении бестселлером считалась серия ЧС от пльзенского завода Skoda.
ЭП2К – оптимальная замена для ЧС2Т. Фото: youtube.com
К чему это привело? Долгое время «мадьярам» искали достойную замену. ЧМЭ3 до сих пор кажется некоторым безальтернативным вариантом. А в пассажирском сообщении к началу нового тысячелетия уже российские железнодорожники столкнулись с немалыми сложностями.
Срочно наладить выпуск пассажирских электровозов
То, что долгое время отечественные производители абсолютно не касались сферы скоростных пассажирских электровозов, в новых реалиях стало большой проблемой. Когда-то казалось, что закупка чехословацких локомотивов (от ЧС1 до ЧС8 или ЧС200) – лучшее решение. Но исчезли обе сотрудничавшие страны, а предприятие-изготовитель пережило заметное перепрофилирование.
Российское пассажирское хозяйство к началу нулевых получило следующую ситуацию. Старая чехословацкая техника уже нуждалась в обновлении, да и ее ремонт производился в стрессовом режиме из-за сильной нехватки запасных частей.
ЭП2К рассчитан на колею шириной 1520 мм. Фото: youtube.com
На повестке дня встал вопрос о создании отечественного аналога для работы в сетях постоянного тока, адаптированного к современным российским реалиям. Тем более что в то время наступил период модернизации всего железнодорожного хозяйства.
Задание поручили опытным специалистам предприятия из Коломны. В качестве базы они использовали перспективный тип ТЭП70БС. На выходе планировалось получение современного шестиосного пассажирского электровоза с характеристиками сходными (или лучшими) с чехословацкой техникой прошлых десятилетий. На эти работы ушло долгих четыре года.
Первый прототип начали собирать на исходе 2005-го, завершив к февралю следующего. Он же стал и стартовой точкой отсчета истории отечественного пассажирского электровозостроения для сетей с постоянным током питания. Техника получила наименование ЭП2К.
Данная аббревиатура означает, что мы имеем дело с пассажирским электровозом второго типа. Последняя буква названия указывает на то, что в конструкции применен коллекторный тяговый привод. Вот некоторые другие особенности данного локомотива:
✅ магистральное назначение
✅ шестиосная односекционная конструкция
✅ предназначен только для линий на постоянном токе
✅ транспортировка составов средней длины
Изначально в эту категорию включались как скорые, так и пассажирские поезда. Учитывая тот факт, что локомотив являлся однозначной новинкой, на его тщательные испытания и опытную эксплуатацию понадобилось более двух лет.
Выход в серию и показатели ЭП2К
К 2008 году профильные специалисты получили отличные результаты, что позволило уверенно рекомендовать ЭП2К к серийной сборке. Этот процесс был дополнен официальной отечественной сертификацией и допуском к производству. В целом он являлся продуктом плодотворного сотрудничества трех предприятий, входящих в состав АО «Трансмашхолдинг»:
✅ Коломенский завод – основные компоненты и финишная сборка
✅ НЭВЗ – основное электрооборудование
✅ Калужский НПЭМЗ – вспомогательное электромеханическое оборудование
После того как сотрудничество внутри холдинга получило полную согласованность, настало время начала серийной сборки электровозов ЭП2К. Она стартовала в январе 2011 года. Особой гордостью производителей стал тот факт, что почти полностью конструкция машины состояла из отечественных компонентов. Вот некоторые из основных ее показателей:
✅ питание от постоянного тока напряжением 3 кВ
✅ масса электровоза – 135 т
✅ ширина колеи – 1520 мм
Последний показатель позволяет использовать технику на аналогичных участках стран СНГ или Прибалтики. В конструкции ЭП2К инженерам удалось применить модульную компоновку бортового оборудования. Она уже применялась раньше на пассажирских типах, здесь также получив успешную реализацию.
Современный пульт управления. Фото: youtube.com
Кузов локомотива вагонного типа с бесраскосным каркасом. Он имеет стальную обшивку, приваренную к основе. Электровоз выполнен двухсторонним, с двумя кабинами с торцов и тамбурами. В первом находятся блоки основных и вспомогательных аппаратов управления локомотивом, автомашинист.
Между ними расположено машинное отделение с механическим и электрооборудованием. Для удобства эксплуатации оно получило узкий проход шириной всего 50 см. А крыша локомотива состоит из нескольких съемных секций.
Если обратить более пристальное внимание на рабочее место машиниста, то оно имеет удобный пульт с современным оснащением. На нем расположены как органы управления, так и новомодные экраны. В данном случае речь идет о цветном графическом дисплее и КЛУБ-У. Последнее – это панели, предоставляющие полные данные о безопасности эксплуатации электровоза.
Конструкция самого пульта является уникальной, поэтому получила патентную защиту. Также для обеспечения необходимых условий работы обслуживающего персонала в кабине установлены кондиционер воздуха и экологичное сантехническое оборудование. Имеется система отопления, все стекла и зеркала получили электрообогрев.
Электродвигатели в машинном отделении. Фото: youtube.com
В дополнение к этому стоит упомянуть локомотивную радиостанцию и автоматическую систему аварийной остановки. Есть и приспособление для предотвращения возгорания электровоза или контроль бодрствования машиниста. Все это выводит безопасность эксплуатации локомотива на довольно высокий уровень. Вот и другие особенности ЭП2К:
✅ светодиодные элементы в буферных фонарях
✅ тележки, подходящие для мощных ТЭД
✅ максимальная скорость – 160 (рекомендуемая – 120) км/ч
✅ мощность электродвигателя – 4800 кВт
✅ патентные гребнесмазыватели
✅ аппарат осушки воздуха для тормозной системы
Все вышеперечисленное позволило ЭП2К стать достойной заменой легендарных ветеранов ЧС2 и ЧС2Т, многие десятилетия безотказно служивших на советских (и российских) железных дорогах. Современные электровозы получили такую популярность и распространение, что уже несколько раз засветились в отечественных телесериалах. Осталось лишь привести их физические параметры и динамику производства:
✅ длина – 21,8 м
✅ ширина – 3,29 м
✅ высота (при опущенном токоприемнике) – 5,1 м
✅ колесная база – 16850 мм
В первый же год серийного производства на дороги страны отправилось 40 единиц техники. В последующем работники Коломенского завода придерживались примерно того же темпа, а годовой объем не превышал пяти с небольшим десятков электровозов ЭП2К.
ЭП2К трудится на многих российских маршрутах. Фото: youtube.com
Исключением стал 2017 год, когда было собрано всего семь единиц. Вся техника получала то красный, то белый окрас (№ 101 – корпоративный). Пока со 109-й единицы не пришли к красно-серому заводскому цвету, который сохраняется и по сей день. Электровозы ЭП2К продолжают активно собираться в Коломне и сейчас, за девять месяцев 2024 года предприятие выпустило 18 образцов техники, доведя общую серию до 495 локомотивов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
Модернизация «Авроры» – легенда снова на рельсах
Это поезд курсировал между Москвой и Ленинградом еще в 60-е. Сегодня технику из прошлого снова запускают в эксплуатацию. А ведь в истории состава было много...
Российский завод «Кургандормаш» «расширяется» семимильными шагами
Завод открыл новую производственную площадку, которая позволит кратно нарастить объемы производства, и останавливаться на этом не собирается. Подробнее об этом...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Российские авиадвигатели будут делать быстрее – внедрено новое сварочное оборудование
Оборудование тоже отечественного производства, кстати. А это значит, что выпуск российских авиалайнеров ускорится....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
Два обхода трассы Р-255 запустят раньше срока
Долгожданные обходы планировались уже больше 50 лет. Ожидается запуск двух важных объектов. Проект планируют сдать раньше срока....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...