Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Просторный семейный седан с одной из лучших в классе аэродинамикой, независимой системой подвески и превосходным обзором из салона по всем направлениям. Это далеко не полный список достижений автомобиля, который буквально опередил свое время и стал, пожалуй, одной из самых достойных неудач в автоиндустрии. Сегодня речь пойдет о модели Ro 80 от немецкого бренда NSU.
Компания, выпустившая необычный седан, начала свою историю еще в 1901 году. В 1950-х годах, после появления четырехцилиндрового Prinz, инженеры начали экспериментировать с роторными двигателями. Именно один из таких в конечном счете был взят за основу для нового автомобиля.
Чтобы доказать, что концепция роторного ДВС может использоваться в куда более широком масштабе, чем компактные и легкие спортивные машины, представителям NSU надо было мыслить шире. В итоге получился один из самых авантюрных и передовых седанов из когда-либо созданных.
Разработка начиналась с абсолютно чистого листа. Клаус Люте создал визуально «скользкий» кузов с коэффициентом аэродинамического сопротивления в 0,35 единиц. Компактный двухроторный ДВС мощностью 117 л. с. при объеме 995 куб.см. хорошо поместился в передний моторный отсек. По характеристикам он был сравним с 2-литровыми поршневыми двигателями-современниками.
Трансмиссия соответствовала двигателю: вместо набиравшей популярность в те годы АКПП Ro80 оснащался 3-ступенчатым «полуавтоматом», точно таким же, как у Porsche Sportomatic 1968 года.
Микропереключатель, спрятанный в рычаге переключения передач, включал вакуумное сцепление для ручного переключения ступеней. Гидротрансформатор позволял делать это куда более плавно.
Спереди автомобиль опирался на стойки MacPherson, сзади стоял на полусферических рычагах. На всех колесах устанавливались мощные и довольно крупные дисковые тормоза производства ATE.
Интересный факт: компания NSU была куплена Volkswagen в 1969 году и позже объединилась с Auto Union. Последняя в конечном итоге получила известное практически каждому наименование Audi.
Ro80 не был первым серийным автомобилем с роторным мотором, так как это звание принадлежит спортивному автомобилю Spider, созданному той же NSU. Тем не менее, это была первая попытка применить технологию Феликса Ванкеля в полноразмерном седане для семейного использования.
Множество автопроизводителей, включая Citroen, Rolls-Royce, Alfa Romeo и Ford, имели лицензии на производство собственных роторных двигателей. Но только NSU вместе с Mazda были полны решимости преодолеть многочисленные проблемы, которые возникли буквально в самом начале.
Двигатель Ванкеля, патент на который был получен в 1934 году, требовал значительных доработок, прежде чем его можно было использовать в серийных машинах. Этим и решили заняться немцы.
В оригинальном моторе трапециевидный ротор и его корпус вращались вокруг центрального вала по идеальной круговой траектории. Такая конструкция считалась сложной и непрактичной, поэтому руководитель исследовательского отдела NSU Вальтер Фроеде решил разработать несколько иной вариант, предложенный инженером Ханнсом-Дитером Пашке. Именно так на свет появился KKM.
Новый агрегат имел неподвижный корпус, внутри которого ротор с тремя наконечниками вращался в овальной камере, проходя над впускными и выпускными отверстиями, а топливно-воздушная смесь, попадая в рабочую камеру, сжималась и воспламенялась сдвоенными свечами зажигания.
Ванкель был недоволен и даже жаловался, что его «гоночную лошадку» превратили в «лошадь для пахоты», и предупреждал, что колебательное движение ротора будет создавать слишком большую нагрузку на три вершинных уплотнения. Как оказалось, такие опасения имели под собой почву.
Экземпляры Ro80 возвращались к дилерам один за другим с такими проблемами, как снижение мощности, дымный запуск, чрезмерный расход топлива и моторного масла. Некоторые авто проезжали немногим более 25000 км прежде, чем ремонт ДВС становился необходимостью.
Основная проблема заключалась в материале, из которого был изготовлен трехсекционный наконечник ротора – часть, соприкасавшаяся с корпусом, внутри которого происходило вращение.
Все три секции были изготовлены из одного и того же материала, при этом средняя изнашивалась заметно быстрее, чем внешние. В результате последние дестабилизировались, буквально позволяя продуктам сгорания выходить из уплотнений. Отсюда дым, падение мощности и прочие проблемы.
Многочисленные гарантийные претензии владельцев сильно ударили как по финансам NSU, так и по репутации марки. В конечном итоге, именно из-за проблем с мотором производство свернули, а сама компания в 1969 году была вынуждена пойти на слияние с Auto Union, принадлежавшей VW.
На базе Ro 80 Concept неоднократно строились довольно «дикие» концепты. Пожалуй, лучше всего получился проект 2 Porte + 2. Его впервые показали в 1971 году на автосалоне в итальянском Турине и закрепили успех на аналогичном мероприятии, которое проводилось в Брюсселе годом позднее.
Слово Porte в названии указывает на необычную конструкцию задних дверей, которые открываются против хода, как у Rolls-Royce. Чтобы во время движения авто они не распахнулись, на них немного «наезжают» передние. Таким образом, не открыв двери спереди, вы не сможете раскрыть задние.
Еще одна особенность версии 2 Porte + 2 – это внутренние усилители, установленные в дверях авто. Они призваны поглотить энергию удара при боковом столкновении и защитить пассажиров. Такое в 70-х годах ХХ века никто не делал: с подачи Volvo усиление стало массовым явлением уже в 90-х.
Съемная крыша тоже была чем-то новым для NSU Ro 80, ее реализовали только в этом концепте. С конструкцией намудрили: установили съемную центральную панель, которая задвигалась в слот на крышке багажника и закреплялась специальными фиксаторами. Очевидно, это делалось вручную.
Большинство деталей салона изготавливалось для 2 Porte + 2 с нуля. В том числе это более дорогие и комфортные сиденья со встроенными в них подголовниками, а еще консоль с радиоприемником.
Ныне прототип 2 Porte + 2 принадлежит Руди Кляйну – популярному коллекционеру автомобилей из США. После покупки концепта в 1995 году он любезно предоставил его немецкому музею Audi в качестве экспоната на условиях долгосрочной аренды. Именно там авто находилось все это время.
Несмотря на возраст, экземпляр практически сохранил свое оригинальное состояние. Автомобиль не реставрировали, так что даже лакокрасочные материалы здесь заводские, не без потертостей и мелких дефектов. Тем не менее, кузов и салон выглядят прилично, так как пробег очень небольшой.
26 октября 2024 года уникальный экземпляр Ro 80 Concept будет выставлен на аукционе в Лос-Анджелесе, а его предполагаемая цена составит около 80000 долларов США или около 7,6 млн рублей по актуальному курсу. Много это или мало для такой машины – решать исключительно вам. Остается надеяться, что новый владелец сможет сохранить необычный авто в хорошем состоянии.
Краткая история модели
Компания, выпустившая необычный седан, начала свою историю еще в 1901 году. В 1950-х годах, после появления четырехцилиндрового Prinz, инженеры начали экспериментировать с роторными двигателями. Именно один из таких в конечном счете был взят за основу для нового автомобиля.
Чтобы доказать, что концепция роторного ДВС может использоваться в куда более широком масштабе, чем компактные и легкие спортивные машины, представителям NSU надо было мыслить шире. В итоге получился один из самых авантюрных и передовых седанов из когда-либо созданных.
Седан не отличался уникальным дизайном, но был интересен с технической точки зрения. Фото: youtube.com
Разработка начиналась с абсолютно чистого листа. Клаус Люте создал визуально «скользкий» кузов с коэффициентом аэродинамического сопротивления в 0,35 единиц. Компактный двухроторный ДВС мощностью 117 л. с. при объеме 995 куб.см. хорошо поместился в передний моторный отсек. По характеристикам он был сравним с 2-литровыми поршневыми двигателями-современниками.
Трансмиссия соответствовала двигателю: вместо набиравшей популярность в те годы АКПП Ro80 оснащался 3-ступенчатым «полуавтоматом», точно таким же, как у Porsche Sportomatic 1968 года.
Микропереключатель, спрятанный в рычаге переключения передач, включал вакуумное сцепление для ручного переключения ступеней. Гидротрансформатор позволял делать это куда более плавно.
Спереди автомобиль опирался на стойки MacPherson, сзади стоял на полусферических рычагах. На всех колесах устанавливались мощные и довольно крупные дисковые тормоза производства ATE.
Большим плюсом был просторный салон, которому позавидовали бы многие современные седаны. Фото: youtube.com
Интересный факт: компания NSU была куплена Volkswagen в 1969 году и позже объединилась с Auto Union. Последняя в конечном итоге получила известное практически каждому наименование Audi.
Что не так с мотором?
Ro80 не был первым серийным автомобилем с роторным мотором, так как это звание принадлежит спортивному автомобилю Spider, созданному той же NSU. Тем не менее, это была первая попытка применить технологию Феликса Ванкеля в полноразмерном седане для семейного использования.
Множество автопроизводителей, включая Citroen, Rolls-Royce, Alfa Romeo и Ford, имели лицензии на производство собственных роторных двигателей. Но только NSU вместе с Mazda были полны решимости преодолеть многочисленные проблемы, которые возникли буквально в самом начале.
Тот самый злополучный роторный двигатель. Фото: youtube.com
Двигатель Ванкеля, патент на который был получен в 1934 году, требовал значительных доработок, прежде чем его можно было использовать в серийных машинах. Этим и решили заняться немцы.
В оригинальном моторе трапециевидный ротор и его корпус вращались вокруг центрального вала по идеальной круговой траектории. Такая конструкция считалась сложной и непрактичной, поэтому руководитель исследовательского отдела NSU Вальтер Фроеде решил разработать несколько иной вариант, предложенный инженером Ханнсом-Дитером Пашке. Именно так на свет появился KKM.
Новый агрегат имел неподвижный корпус, внутри которого ротор с тремя наконечниками вращался в овальной камере, проходя над впускными и выпускными отверстиями, а топливно-воздушная смесь, попадая в рабочую камеру, сжималась и воспламенялась сдвоенными свечами зажигания.
Ванкель был недоволен и даже жаловался, что его «гоночную лошадку» превратили в «лошадь для пахоты», и предупреждал, что колебательное движение ротора будет создавать слишком большую нагрузку на три вершинных уплотнения. Как оказалось, такие опасения имели под собой почву.
Экземпляры Ro80 возвращались к дилерам один за другим с такими проблемами, как снижение мощности, дымный запуск, чрезмерный расход топлива и моторного масла. Некоторые авто проезжали немногим более 25000 км прежде, чем ремонт ДВС становился необходимостью.
Салон классический и с правым расположением руля. Фото: youtube.com
Основная проблема заключалась в материале, из которого был изготовлен трехсекционный наконечник ротора – часть, соприкасавшаяся с корпусом, внутри которого происходило вращение.
Все три секции были изготовлены из одного и того же материала, при этом средняя изнашивалась заметно быстрее, чем внешние. В результате последние дестабилизировались, буквально позволяя продуктам сгорания выходить из уплотнений. Отсюда дым, падение мощности и прочие проблемы.
Многочисленные гарантийные претензии владельцев сильно ударили как по финансам NSU, так и по репутации марки. В конечном итоге, именно из-за проблем с мотором производство свернули, а сама компания в 1969 году была вынуждена пойти на слияние с Auto Union, принадлежавшей VW.
История одного концепта
На базе Ro 80 Concept неоднократно строились довольно «дикие» концепты. Пожалуй, лучше всего получился проект 2 Porte + 2. Его впервые показали в 1971 году на автосалоне в итальянском Турине и закрепили успех на аналогичном мероприятии, которое проводилось в Брюсселе годом позднее.
Слово Porte в названии указывает на необычную конструкцию задних дверей, которые открываются против хода, как у Rolls-Royce. Чтобы во время движения авто они не распахнулись, на них немного «наезжают» передние. Таким образом, не открыв двери спереди, вы не сможете раскрыть задние.
Еще одна особенность версии 2 Porte + 2 – это внутренние усилители, установленные в дверях авто. Они призваны поглотить энергию удара при боковом столкновении и защитить пассажиров. Такое в 70-х годах ХХ века никто не делал: с подачи Volvo усиление стало массовым явлением уже в 90-х.
Впридачу к большому салону прилагался еще и вместительный багажник. Фото: youtube.com
Съемная крыша тоже была чем-то новым для NSU Ro 80, ее реализовали только в этом концепте. С конструкцией намудрили: установили съемную центральную панель, которая задвигалась в слот на крышке багажника и закреплялась специальными фиксаторами. Очевидно, это делалось вручную.
Большинство деталей салона изготавливалось для 2 Porte + 2 с нуля. В том числе это более дорогие и комфортные сиденья со встроенными в них подголовниками, а еще консоль с радиоприемником.
Что с концептом сейчас?
Ныне прототип 2 Porte + 2 принадлежит Руди Кляйну – популярному коллекционеру автомобилей из США. После покупки концепта в 1995 году он любезно предоставил его немецкому музею Audi в качестве экспоната на условиях долгосрочной аренды. Именно там авто находилось все это время.
Несмотря на возраст, экземпляр практически сохранил свое оригинальное состояние. Автомобиль не реставрировали, так что даже лакокрасочные материалы здесь заводские, не без потертостей и мелких дефектов. Тем не менее, кузов и салон выглядят прилично, так как пробег очень небольшой.
26 октября 2024 года уникальный экземпляр Ro 80 Concept будет выставлен на аукционе в Лос-Анджелесе, а его предполагаемая цена составит около 80000 долларов США или около 7,6 млн рублей по актуальному курсу. Много это или мало для такой машины – решать исключительно вам. Остается надеяться, что новый владелец сможет сохранить необычный авто в хорошем состоянии.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...