«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
В следующем году исполняется 70 лет со дня основания космодрома «Байконур». Отсюда был запущен первый искусственный спутник, стартовал космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. «Байконур» и сегодня имеет огромное значение для освоения космоса. Со стартовых площадок комплекса на околоземную орбиту отправляются десятки кораблей.
В далеком 1954 году комиссия принимает решение построить в казахской степи испытательный полигон. Уже действующие на тот момент стартовые комплексы «Плесецк» в Архангельской и «Капустин Яр» в Астраханской области соответствовали не всем требованиям. Работы по возведению нового космодрома шли в строжайшей секретности. Американцы только в 1957 году смогли достоверно подтвердить локацию «Байконура».
Район современного города Байконура (бывш. – Ленинск) как нельзя лучше подходил для строительства нового космодрома. Во-первых, чем ближе к экватору находится стартовая площадка для ракет, тем проще выводить корабли на околоземную орбиту.
Во-вторых, рядом с будущим космодром уже была проложена железнодорожная ветка, позволяющая подвозить не только строительные материалы на первых этапах, но и элементы ракет в будущем. Еще одной важной причиной выбора именно этого места стали наличие пресной воды для обеспечения нужд работников полигона и космодрома.
Уже к началу 60-х годов «Байконур» стал главным космопортом Советского Союза. Отсюда совершали запуски ракет «Восток», «Восход», «Протон», «Союз», «Энергия» и других. С космодрома выводили на орбиту обитаемую станцию «Мир» и искусственные спутники.
После распада Советского Союза Казахстан стал обладателем одного из самых технологичных космодромов в мире. Вот только обеспечивать работоспособность комплекса без России молодая республика не могла. В 1992 году стороны подписали соглашение о порядке использования «Байконура». Спустя два года Россия арендовала эту территорию.
На сегодняшний день площадь космодрома занимает 6717 км². На территории расположены 15 стартовых площадок для разных типов носителей. Также предусмотрены 4 пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. По космодрому проложены более 500 километров железнодорожных путей и автомобильные дороги. Рядом с городом Байконур работает гражданский аэропорт.
Кроме этого на территории функционируют 11 монтажно-испытательных корпусов, где собирают и проверяют ракеты перед стартом. Комплекс включает несколько гостиниц, столовых, жилых и технических модулей, а также прочую инфраструктуру.
К сожалению, часть зданий и других объектов сегодня заброшены. Например, пустует городок, построенный специально для инженеров и ученых программы пилотируемых полетов «Энергия» – «Буран». Ее свернули еще в 1993-м. Заброшен и специальный аэродром для приземления космических кораблей.
Для обеспечения нужд комплекса на балансе числится целый автопарк специальной техники. Начиная от легковушек, заканчивая пожарными машинами и уборочной техникой.
Но наибольший интерес представляет уникальный железнодорожный транспорт. Весь подвижной состав контролируется отдельным предприятием «Космотранс». На сегодняшний день главным маневровым тягачом является тепловоз ТЭМ2, однако уже в скором времени «Байконур» может получить новую современную технику.
Для перевозки ракет используются специальные транспортеры-установщики – несколько железнодорожных платформ повышенной грузоподъемности. На них же устанавливается специальный кран, приводящий ракету в вертикальное положение на стартовой площадке.
Также в «космический поезд» входит так называемый климатический вагон, которые поддерживает температуру, влажность и другие параметры, необходимые при транспортировке ракет.
Состав замыкается еще одним тепловозом ТЭМ2, который поддерживает необходимую скорость. Ракеты перевозят не быстрее 5 км/ч.
В Перми заканчивают работу над локомотивом на электрической тяге, который предназначен специально для транспортировки собранных ракет по территории космодрома. Главная особенность прототипа – огромный аккумулятор, который позволяет длительное время обеспечивать работу локомотива.
Предприятие пока не раскрывает технические подробности своей разработки. Но уже сейчас известно, что большая часть компонентов производится в России. Кроме полноценного локомотива предприятие ведет разработку малогабаритного тягача с совмещенным колесным и железнодорожным ходом.
Переход на электроэнергию объясняется дороговизной постоянного подвоза топлива на космодром. Электрическая техника позволит экономить значительные средства.
Согласно действующему договору, Россия арендует космодром «Байконур» у Казахстана до 2050 года. Ежегодно из федерального бюджета в счет оплаты перечисляется более 7,5 млрд рублей. Еще 1,5 млрд расходуется на поддержание инфраструктуры. Кроме того, Россия на безвозмездной основе выделяет средства на содержание города Байконур. В среднем – около 1 млрд ежегодно.
В итоге аренда и поддержание инфраструктуры стоит свыше 10 млрд рублей. Всего за более чем 20 лет бюджет Казахстана получил свыше $3 млрд благодаря необходимости использования космодрома Байконур.
Ситуация с арендой и нестабильная внешнеполитическая обстановка вынудили правительство России рассматривать альтернативные варианты запуска космических кораблей. Так, в 2011 году началось строительство космодрома «Восточный» в Амурской области.
В перспективе инфраструктура нового объекта должна стать основой всей космической отрасли России. Всего за годы эксплуатации с «Восточного» запустили 17 кораблей. В будущем этот показатель будет увеличиваться. Работы по строительству новых стартовых площадок и сопутствующей инфраструктуры не прекращаются даже сегодня.
«Точкой невозврата» и новой эрой в отечественной космонавтике называют запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома «Восточный» в апреле этого года. К тому же, в 2028 году Россия собирается прекратить участие в программе развития МКС. Стартующие с «Байконура» корабли «Союз», предназначенные для доставки космонавтов на станцию скоро будут не нужны.
Справедливости ради стоит отметить, что и «Роскосмос», и правительство России предпринимали попытки переустройства космодрома. Однако Казахстан пытается «усидеть на двух стульях». С одной стороны, подписывает договоры, с другой, опасается вторичных санкций за сотрудничество с отечественными компаниями и не желает вкладывать значительные средства на развитие инфраструктуры.
К сожалению, «Байконур» в современном виде – это балласт для России и «Роскосмоса». Строительство «Восточного» и выход из программы МКС это подтверждают.
Казахстан не сможет самостоятельно поддерживать этот уникальный объект, даже если найдутся иностранные инвесторы. Но хочется надеяться, что самый большой космодром планеты Земля все же будет жить. Но пока будущее «Байконура» стоит под большим вопросом.
В далеком 1954 году комиссия принимает решение построить в казахской степи испытательный полигон. Уже действующие на тот момент стартовые комплексы «Плесецк» в Архангельской и «Капустин Яр» в Астраханской области соответствовали не всем требованиям. Работы по возведению нового космодрома шли в строжайшей секретности. Американцы только в 1957 году смогли достоверно подтвердить локацию «Байконура».
Выбор площадки
Район современного города Байконура (бывш. – Ленинск) как нельзя лучше подходил для строительства нового космодрома. Во-первых, чем ближе к экватору находится стартовая площадка для ракет, тем проще выводить корабли на околоземную орбиту.
Во-вторых, рядом с будущим космодром уже была проложена железнодорожная ветка, позволяющая подвозить не только строительные материалы на первых этапах, но и элементы ракет в будущем. Еще одной важной причиной выбора именно этого места стали наличие пресной воды для обеспечения нужд работников полигона и космодрома.
Ракета на стартовой площадке космодрома «Байконур». Фото: https://vk.com/video
Уже к началу 60-х годов «Байконур» стал главным космопортом Советского Союза. Отсюда совершали запуски ракет «Восток», «Восход», «Протон», «Союз», «Энергия» и других. С космодрома выводили на орбиту обитаемую станцию «Мир» и искусственные спутники.
После распада Советского Союза Казахстан стал обладателем одного из самых технологичных космодромов в мире. Вот только обеспечивать работоспособность комплекса без России молодая республика не могла. В 1992 году стороны подписали соглашение о порядке использования «Байконура». Спустя два года Россия арендовала эту территорию.
Комплекс «Байконур»
На сегодняшний день площадь космодрома занимает 6717 км². На территории расположены 15 стартовых площадок для разных типов носителей. Также предусмотрены 4 пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. По космодрому проложены более 500 километров железнодорожных путей и автомобильные дороги. Рядом с городом Байконур работает гражданский аэропорт.
Кроме этого на территории функционируют 11 монтажно-испытательных корпусов, где собирают и проверяют ракеты перед стартом. Комплекс включает несколько гостиниц, столовых, жилых и технических модулей, а также прочую инфраструктуру.
Открытие космопарка на «Байконуре». Фото: https://vk.com/video
К сожалению, часть зданий и других объектов сегодня заброшены. Например, пустует городок, построенный специально для инженеров и ученых программы пилотируемых полетов «Энергия» – «Буран». Ее свернули еще в 1993-м. Заброшен и специальный аэродром для приземления космических кораблей.
Техника космодрома «Байконур»
Для обеспечения нужд комплекса на балансе числится целый автопарк специальной техники. Начиная от легковушек, заканчивая пожарными машинами и уборочной техникой.
Но наибольший интерес представляет уникальный железнодорожный транспорт. Весь подвижной состав контролируется отдельным предприятием «Космотранс». На сегодняшний день главным маневровым тягачом является тепловоз ТЭМ2, однако уже в скором времени «Байконур» может получить новую современную технику.
Стартовая площадка. Фото: https://vk.com/video
Для перевозки ракет используются специальные транспортеры-установщики – несколько железнодорожных платформ повышенной грузоподъемности. На них же устанавливается специальный кран, приводящий ракету в вертикальное положение на стартовой площадке.
Также в «космический поезд» входит так называемый климатический вагон, которые поддерживает температуру, влажность и другие параметры, необходимые при транспортировке ракет.
Состав замыкается еще одним тепловозом ТЭМ2, который поддерживает необходимую скорость. Ракеты перевозят не быстрее 5 км/ч.
Новые тягачи для «Байконура»
В Перми заканчивают работу над локомотивом на электрической тяге, который предназначен специально для транспортировки собранных ракет по территории космодрома. Главная особенность прототипа – огромный аккумулятор, который позволяет длительное время обеспечивать работу локомотива.
Предприятие пока не раскрывает технические подробности своей разработки. Но уже сейчас известно, что большая часть компонентов производится в России. Кроме полноценного локомотива предприятие ведет разработку малогабаритного тягача с совмещенным колесным и железнодорожным ходом.
Переход на электроэнергию объясняется дороговизной постоянного подвоза топлива на космодром. Электрическая техника позволит экономить значительные средства.
Сколько стоит аренда
Согласно действующему договору, Россия арендует космодром «Байконур» у Казахстана до 2050 года. Ежегодно из федерального бюджета в счет оплаты перечисляется более 7,5 млрд рублей. Еще 1,5 млрд расходуется на поддержание инфраструктуры. Кроме того, Россия на безвозмездной основе выделяет средства на содержание города Байконур. В среднем – около 1 млрд ежегодно.
Ночной запуск ракеты. Фото: https://vk.com/video
В итоге аренда и поддержание инфраструктуры стоит свыше 10 млрд рублей. Всего за более чем 20 лет бюджет Казахстана получил свыше $3 млрд благодаря необходимости использования космодрома Байконур.
Перспективы космодрома «Байконур»
Ситуация с арендой и нестабильная внешнеполитическая обстановка вынудили правительство России рассматривать альтернативные варианты запуска космических кораблей. Так, в 2011 году началось строительство космодрома «Восточный» в Амурской области.
В перспективе инфраструктура нового объекта должна стать основой всей космической отрасли России. Всего за годы эксплуатации с «Восточного» запустили 17 кораблей. В будущем этот показатель будет увеличиваться. Работы по строительству новых стартовых площадок и сопутствующей инфраструктуры не прекращаются даже сегодня.
«Точкой невозврата» и новой эрой в отечественной космонавтике называют запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома «Восточный» в апреле этого года. К тому же, в 2028 году Россия собирается прекратить участие в программе развития МКС. Стартующие с «Байконура» корабли «Союз», предназначенные для доставки космонавтов на станцию скоро будут не нужны.
Макет корабля «Буран» на космодроме «Байконур». Фото: https://vk.com/video
Справедливости ради стоит отметить, что и «Роскосмос», и правительство России предпринимали попытки переустройства космодрома. Однако Казахстан пытается «усидеть на двух стульях». С одной стороны, подписывает договоры, с другой, опасается вторичных санкций за сотрудничество с отечественными компаниями и не желает вкладывать значительные средства на развитие инфраструктуры.
К сожалению, «Байконур» в современном виде – это балласт для России и «Роскосмоса». Строительство «Восточного» и выход из программы МКС это подтверждают.
Казахстан не сможет самостоятельно поддерживать этот уникальный объект, даже если найдутся иностранные инвесторы. Но хочется надеяться, что самый большой космодром планеты Земля все же будет жить. Но пока будущее «Байконура» стоит под большим вопросом.
- Карпов Андрей
- vk.com/video
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....