«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
В следующем году исполняется 70 лет со дня основания космодрома «Байконур». Отсюда был запущен первый искусственный спутник, стартовал космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. «Байконур» и сегодня имеет огромное значение для освоения космоса. Со стартовых площадок комплекса на околоземную орбиту отправляются десятки кораблей.
В далеком 1954 году комиссия принимает решение построить в казахской степи испытательный полигон. Уже действующие на тот момент стартовые комплексы «Плесецк» в Архангельской и «Капустин Яр» в Астраханской области соответствовали не всем требованиям. Работы по возведению нового космодрома шли в строжайшей секретности. Американцы только в 1957 году смогли достоверно подтвердить локацию «Байконура».
Район современного города Байконура (бывш. – Ленинск) как нельзя лучше подходил для строительства нового космодрома. Во-первых, чем ближе к экватору находится стартовая площадка для ракет, тем проще выводить корабли на околоземную орбиту.
Во-вторых, рядом с будущим космодром уже была проложена железнодорожная ветка, позволяющая подвозить не только строительные материалы на первых этапах, но и элементы ракет в будущем. Еще одной важной причиной выбора именно этого места стали наличие пресной воды для обеспечения нужд работников полигона и космодрома.
Уже к началу 60-х годов «Байконур» стал главным космопортом Советского Союза. Отсюда совершали запуски ракет «Восток», «Восход», «Протон», «Союз», «Энергия» и других. С космодрома выводили на орбиту обитаемую станцию «Мир» и искусственные спутники.
После распада Советского Союза Казахстан стал обладателем одного из самых технологичных космодромов в мире. Вот только обеспечивать работоспособность комплекса без России молодая республика не могла. В 1992 году стороны подписали соглашение о порядке использования «Байконура». Спустя два года Россия арендовала эту территорию.
На сегодняшний день площадь космодрома занимает 6717 км². На территории расположены 15 стартовых площадок для разных типов носителей. Также предусмотрены 4 пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. По космодрому проложены более 500 километров железнодорожных путей и автомобильные дороги. Рядом с городом Байконур работает гражданский аэропорт.
Кроме этого на территории функционируют 11 монтажно-испытательных корпусов, где собирают и проверяют ракеты перед стартом. Комплекс включает несколько гостиниц, столовых, жилых и технических модулей, а также прочую инфраструктуру.
К сожалению, часть зданий и других объектов сегодня заброшены. Например, пустует городок, построенный специально для инженеров и ученых программы пилотируемых полетов «Энергия» – «Буран». Ее свернули еще в 1993-м. Заброшен и специальный аэродром для приземления космических кораблей.
Для обеспечения нужд комплекса на балансе числится целый автопарк специальной техники. Начиная от легковушек, заканчивая пожарными машинами и уборочной техникой.
Но наибольший интерес представляет уникальный железнодорожный транспорт. Весь подвижной состав контролируется отдельным предприятием «Космотранс». На сегодняшний день главным маневровым тягачом является тепловоз ТЭМ2, однако уже в скором времени «Байконур» может получить новую современную технику.
Для перевозки ракет используются специальные транспортеры-установщики – несколько железнодорожных платформ повышенной грузоподъемности. На них же устанавливается специальный кран, приводящий ракету в вертикальное положение на стартовой площадке.
Также в «космический поезд» входит так называемый климатический вагон, которые поддерживает температуру, влажность и другие параметры, необходимые при транспортировке ракет.
Состав замыкается еще одним тепловозом ТЭМ2, который поддерживает необходимую скорость. Ракеты перевозят не быстрее 5 км/ч.
В Перми заканчивают работу над локомотивом на электрической тяге, который предназначен специально для транспортировки собранных ракет по территории космодрома. Главная особенность прототипа – огромный аккумулятор, который позволяет длительное время обеспечивать работу локомотива.
Предприятие пока не раскрывает технические подробности своей разработки. Но уже сейчас известно, что большая часть компонентов производится в России. Кроме полноценного локомотива предприятие ведет разработку малогабаритного тягача с совмещенным колесным и железнодорожным ходом.
Переход на электроэнергию объясняется дороговизной постоянного подвоза топлива на космодром. Электрическая техника позволит экономить значительные средства.
Согласно действующему договору, Россия арендует космодром «Байконур» у Казахстана до 2050 года. Ежегодно из федерального бюджета в счет оплаты перечисляется более 7,5 млрд рублей. Еще 1,5 млрд расходуется на поддержание инфраструктуры. Кроме того, Россия на безвозмездной основе выделяет средства на содержание города Байконур. В среднем – около 1 млрд ежегодно.
В итоге аренда и поддержание инфраструктуры стоит свыше 10 млрд рублей. Всего за более чем 20 лет бюджет Казахстана получил свыше $3 млрд благодаря необходимости использования космодрома Байконур.
Ситуация с арендой и нестабильная внешнеполитическая обстановка вынудили правительство России рассматривать альтернативные варианты запуска космических кораблей. Так, в 2011 году началось строительство космодрома «Восточный» в Амурской области.
В перспективе инфраструктура нового объекта должна стать основой всей космической отрасли России. Всего за годы эксплуатации с «Восточного» запустили 17 кораблей. В будущем этот показатель будет увеличиваться. Работы по строительству новых стартовых площадок и сопутствующей инфраструктуры не прекращаются даже сегодня.
«Точкой невозврата» и новой эрой в отечественной космонавтике называют запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома «Восточный» в апреле этого года. К тому же, в 2028 году Россия собирается прекратить участие в программе развития МКС. Стартующие с «Байконура» корабли «Союз», предназначенные для доставки космонавтов на станцию скоро будут не нужны.
Справедливости ради стоит отметить, что и «Роскосмос», и правительство России предпринимали попытки переустройства космодрома. Однако Казахстан пытается «усидеть на двух стульях». С одной стороны, подписывает договоры, с другой, опасается вторичных санкций за сотрудничество с отечественными компаниями и не желает вкладывать значительные средства на развитие инфраструктуры.
К сожалению, «Байконур» в современном виде – это балласт для России и «Роскосмоса». Строительство «Восточного» и выход из программы МКС это подтверждают.
Казахстан не сможет самостоятельно поддерживать этот уникальный объект, даже если найдутся иностранные инвесторы. Но хочется надеяться, что самый большой космодром планеты Земля все же будет жить. Но пока будущее «Байконура» стоит под большим вопросом.
В далеком 1954 году комиссия принимает решение построить в казахской степи испытательный полигон. Уже действующие на тот момент стартовые комплексы «Плесецк» в Архангельской и «Капустин Яр» в Астраханской области соответствовали не всем требованиям. Работы по возведению нового космодрома шли в строжайшей секретности. Американцы только в 1957 году смогли достоверно подтвердить локацию «Байконура».
Выбор площадки
Район современного города Байконура (бывш. – Ленинск) как нельзя лучше подходил для строительства нового космодрома. Во-первых, чем ближе к экватору находится стартовая площадка для ракет, тем проще выводить корабли на околоземную орбиту.
Во-вторых, рядом с будущим космодром уже была проложена железнодорожная ветка, позволяющая подвозить не только строительные материалы на первых этапах, но и элементы ракет в будущем. Еще одной важной причиной выбора именно этого места стали наличие пресной воды для обеспечения нужд работников полигона и космодрома.
Ракета на стартовой площадке космодрома «Байконур». Фото: https://vk.com/video
Уже к началу 60-х годов «Байконур» стал главным космопортом Советского Союза. Отсюда совершали запуски ракет «Восток», «Восход», «Протон», «Союз», «Энергия» и других. С космодрома выводили на орбиту обитаемую станцию «Мир» и искусственные спутники.
После распада Советского Союза Казахстан стал обладателем одного из самых технологичных космодромов в мире. Вот только обеспечивать работоспособность комплекса без России молодая республика не могла. В 1992 году стороны подписали соглашение о порядке использования «Байконура». Спустя два года Россия арендовала эту территорию.
Комплекс «Байконур»
На сегодняшний день площадь космодрома занимает 6717 км². На территории расположены 15 стартовых площадок для разных типов носителей. Также предусмотрены 4 пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. По космодрому проложены более 500 километров железнодорожных путей и автомобильные дороги. Рядом с городом Байконур работает гражданский аэропорт.
Кроме этого на территории функционируют 11 монтажно-испытательных корпусов, где собирают и проверяют ракеты перед стартом. Комплекс включает несколько гостиниц, столовых, жилых и технических модулей, а также прочую инфраструктуру.
Открытие космопарка на «Байконуре». Фото: https://vk.com/video
К сожалению, часть зданий и других объектов сегодня заброшены. Например, пустует городок, построенный специально для инженеров и ученых программы пилотируемых полетов «Энергия» – «Буран». Ее свернули еще в 1993-м. Заброшен и специальный аэродром для приземления космических кораблей.
Техника космодрома «Байконур»
Для обеспечения нужд комплекса на балансе числится целый автопарк специальной техники. Начиная от легковушек, заканчивая пожарными машинами и уборочной техникой.
Но наибольший интерес представляет уникальный железнодорожный транспорт. Весь подвижной состав контролируется отдельным предприятием «Космотранс». На сегодняшний день главным маневровым тягачом является тепловоз ТЭМ2, однако уже в скором времени «Байконур» может получить новую современную технику.
Стартовая площадка. Фото: https://vk.com/video
Для перевозки ракет используются специальные транспортеры-установщики – несколько железнодорожных платформ повышенной грузоподъемности. На них же устанавливается специальный кран, приводящий ракету в вертикальное положение на стартовой площадке.
Также в «космический поезд» входит так называемый климатический вагон, которые поддерживает температуру, влажность и другие параметры, необходимые при транспортировке ракет.
Состав замыкается еще одним тепловозом ТЭМ2, который поддерживает необходимую скорость. Ракеты перевозят не быстрее 5 км/ч.
Новые тягачи для «Байконура»
В Перми заканчивают работу над локомотивом на электрической тяге, который предназначен специально для транспортировки собранных ракет по территории космодрома. Главная особенность прототипа – огромный аккумулятор, который позволяет длительное время обеспечивать работу локомотива.
Предприятие пока не раскрывает технические подробности своей разработки. Но уже сейчас известно, что большая часть компонентов производится в России. Кроме полноценного локомотива предприятие ведет разработку малогабаритного тягача с совмещенным колесным и железнодорожным ходом.
Переход на электроэнергию объясняется дороговизной постоянного подвоза топлива на космодром. Электрическая техника позволит экономить значительные средства.
Сколько стоит аренда
Согласно действующему договору, Россия арендует космодром «Байконур» у Казахстана до 2050 года. Ежегодно из федерального бюджета в счет оплаты перечисляется более 7,5 млрд рублей. Еще 1,5 млрд расходуется на поддержание инфраструктуры. Кроме того, Россия на безвозмездной основе выделяет средства на содержание города Байконур. В среднем – около 1 млрд ежегодно.
Ночной запуск ракеты. Фото: https://vk.com/video
В итоге аренда и поддержание инфраструктуры стоит свыше 10 млрд рублей. Всего за более чем 20 лет бюджет Казахстана получил свыше $3 млрд благодаря необходимости использования космодрома Байконур.
Перспективы космодрома «Байконур»
Ситуация с арендой и нестабильная внешнеполитическая обстановка вынудили правительство России рассматривать альтернативные варианты запуска космических кораблей. Так, в 2011 году началось строительство космодрома «Восточный» в Амурской области.
В перспективе инфраструктура нового объекта должна стать основой всей космической отрасли России. Всего за годы эксплуатации с «Восточного» запустили 17 кораблей. В будущем этот показатель будет увеличиваться. Работы по строительству новых стартовых площадок и сопутствующей инфраструктуры не прекращаются даже сегодня.
«Точкой невозврата» и новой эрой в отечественной космонавтике называют запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома «Восточный» в апреле этого года. К тому же, в 2028 году Россия собирается прекратить участие в программе развития МКС. Стартующие с «Байконура» корабли «Союз», предназначенные для доставки космонавтов на станцию скоро будут не нужны.
Макет корабля «Буран» на космодроме «Байконур». Фото: https://vk.com/video
Справедливости ради стоит отметить, что и «Роскосмос», и правительство России предпринимали попытки переустройства космодрома. Однако Казахстан пытается «усидеть на двух стульях». С одной стороны, подписывает договоры, с другой, опасается вторичных санкций за сотрудничество с отечественными компаниями и не желает вкладывать значительные средства на развитие инфраструктуры.
К сожалению, «Байконур» в современном виде – это балласт для России и «Роскосмоса». Строительство «Восточного» и выход из программы МКС это подтверждают.
Казахстан не сможет самостоятельно поддерживать этот уникальный объект, даже если найдутся иностранные инвесторы. Но хочется надеяться, что самый большой космодром планеты Земля все же будет жить. Но пока будущее «Байконура» стоит под большим вопросом.
- Карпов Андрей
- vk.com/video
Рекомендуем для вас
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
Модернизация «Авроры» – легенда снова на рельсах
Это поезд курсировал между Москвой и Ленинградом еще в 60-е. Сегодня технику из прошлого снова запускают в эксплуатацию. А ведь в истории состава было много...
Российский завод «Кургандормаш» «расширяется» семимильными шагами
Завод открыл новую производственную площадку, которая позволит кратно нарастить объемы производства, и останавливаться на этом не собирается. Подробнее об этом...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Российские авиадвигатели будут делать быстрее – внедрено новое сварочное оборудование
Оборудование тоже отечественного производства, кстати. А это значит, что выпуск российских авиалайнеров ускорится....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
Два обхода трассы Р-255 запустят раньше срока
Долгожданные обходы планировались уже больше 50 лет. Ожидается запуск двух важных объектов. Проект планируют сдать раньше срока....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...