
Беларус-320.4М – простой и экономичный помощник фермера
Тракторы «Беларус» пользуются высоким спросом в России. Уж так сложилось исторически. Ведь во времена существования СССР слава о минских сельскохозяйственных машинах гремела далеко за пределами республики.
Сейчас Минский тракторный завод продолжает выпускать колесную технику для тружеников села, строителей и коммунальщиков. Чтобы конкурировать с зарубежными брендами, конструкторы предприятия периодически разрабатывают новые модели, дорабатывают старые.
Беларус-320.4М – это малогабаритный трактор, но он не относится к категории «мини». Эта модель скорее для фермеров, или владельцев больших земельных участков. Производитель, например, указывает, что она годится для сельскохозяйственных работ на площадях до 20 гектаров.
Беларус-320.4М часто можно встретить у коммунальщиков. Фото: автора
Неплохо зарекомендовал себя Беларус-320.4М и в коммунальных хозяйствах. Идеален он для уборки придомовых и других подведомственных территорий. Например, для условного ЖКХ техника будет идеальной.
Первый колесный пропашной трактор на заводе МТЗ построили в 1949 году. Понадобилось несколько лет, чтобы он стал серийным. Товарные образцы появились в 1953 году.
Белорусские тракторы ценились не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Они обладали рядом преимуществ:
✅ Простота конструкции
✅ Надежность
✅ Ремонтопригодность
✅ Доступная стоимость
Первый и последний пункты позволяли выпускать тракторы крупными партиями. В начале 90-х собирались было взять планку в 120 тысяч единиц техники в год, но увы – распад СССР этому помешал.
Мощные фары трактора Беларус-320.4М позволяют работать даже ночью. Фото: автора
В новых экономических реалиях пришлось приспосабливаться и выживать. Благо, тракторы остались условно доступными, да и альтернативы им в постсоветских странах по сути и не было.
Рынку требовались компактные модели – не мотоблоки, а именно тракторы. В этой технике в первую очередь нуждались фермеры. Да и сельскохозяйственным предприятиям стало невыгодным использовать тот же МТЗ-80 в условных коровниках.
У Беларус-320.4 итальянский мотор Lombardini LDW1603/B3 сборки Словакии. А модернизированная модель получила мотор MMZ-3LD. Кстати, обе версии трактора сейчас можно купить в России. Не совсем понятно, как белорусам удалось обойти санкции, хотя, может они просто закупили большие партии силовых агрегатов в свое время.
Внешне Беларус-320.4М выглядит довольно несуразно. Все это из-за непропорционально большой кабины и маленьких, по сравнению с ней, колес. Зато внутри трактора просторно, а панорамное остекление обеспечивает обзорность во все стороны. Это немаловажно как для работы в поле, так и для коммунальщиков, которым приходится часто маневрировать в ограниченном пространстве.
Обзор в кабине трактора Беларус-320.4М организован на 360 градусов. Фото: автора
Предусмотрен мощный отопитель в кабине, а вот кондиционера нет, даже под заказ. Окна, люк и двери фиксируются в открытом положении за счет газовых амортизаторов.
Но самый главный плюс Беларус-320.4М – это пластиковая облицовка кабины. Из этого материала крыша, капот и крылья. Получается, что гнить снаружи трактор не будет. Впрочем, это далеко не самое главное. Некоторые потенциальные клиенты предпочли бы стальную облицовку, но увы…
Беларус-320.4М получил силовой агрегат с маркировкой ММЗ-3LD. Это самый малокубатурный и легкий дизельный силовой агрегат, который производится на Минском моторном заводе. Двигатель трехцилиндровый, с рабочим объемом 1,6 литра. Мощность – 35,4 л. с.
Двигатель у трактора Беларус-320.4М отечественного производства. Фото: автора
Разрабатывать данный мотор начали еще в 90-х. Но потом, из-за сложной экономической ситуации в стране, от него отказались. Вернулись к проекту ближе к 2010 году, в связи с заказом от МТЗ.
Главная проблема трехцилиндрового двигателя – это повышенные вибрации. С ними справились за счет установки коленвала особой конструкции. Мотор атмосферный, но существуют и турбированные версии.
Силовой агрегат имеет принудительное жидкостное охлаждение. Экологический класс – Евро-2. Вес мотора – 220 кг. Максимальная скорость трактора – 25 км/ч. Заявленный расход горючего – 11,7 литра в час при работе на полную нагрузку. Топливный бак рассчитан на 32 л. горючего.
Беларус-320.4М оснащен механической КПП. У нее 16 передних и 8 задних передач. Благодаря этому, можно выбрать оптимальный режим передвижения. Имеется понижающий редуктор, но он работает только на остановленном и заглушенном тракторе.
Оборудование у трактора Беларус-320.4М бывает и комбинированным. Фото: автора
Передний мост ведущий, соответственно, техника полноприводная. Рулевое управление гидрообъемное, работает за счет насоса, установленного на блоке силового агрегата.
Вал отбора мощности у трактора двухскоростной, расположен сзади. Там же имеется гидравлический выход. Есть возможность использования прицепного оборудования с трехточечным креплением. Длина, ширина и высота трактора – 3,22 х 1,55 х 2,15 метра.
В качестве дополнительного оборудования к трактору Беларус-320.4М можно заказать передний вал отбора мощности, вторую навесную систему, тормоза для прицепов и грузы. Последние рекомендуются в первую очередь фермерам. Особенно тем, которым приходится работать на тяжелых почвах или поднимать целину.
Что касается навесного и прицепного оборудования, то его только официально предлагается более 30 наименований. Например, для коммунальщиков это снегоотбрасыватель, пылесос, разбрасыватель песка, вакуумная машина.
Приборная панель у трактора Беларус-320.4М выглядит аскетично. Фото: автора
Для строителей предлагается универсальный отвал, бур и даже экскаваторное оборудование. Для фермеров предусмотрены плуги, бороны, опрыскиватели, окучники, картофелекопалки и сажалки. Есть и несколько прицепов, в том числе и самосвальных.
Большинство наемных механизаторов, работающих на тракторе Беларус-320.4М, довольны техникой. В отличие от обычного 320.4 с двигателем Lombardini LDW1603/B3, белорусский мотор проще конструктивно. Да и детали для него найти легче, хотя, при поломках ждать однозначно придется.
А вот владельцы часто жалуются на качество сборки. Мол, не выдерживает трактор суровую эксплуатацию – на нем нужно работать аккуратно, тогда ничего не ломается. Есть жалобы на необоснованно дорогие запчасти. Кардан не самый надежный.
Получается, что трактор просто нужно использовать в соответствии с его предназначением. Не стоит перегружать его – это приведет к поломкам и простоям. Например, в садах, коровниках, при подвозе и вывозе материалов и продукции Беларус-320.4М работает годами без серьезных поломок. Главное обслуживать его вовремя.
Многие жалуются, что Беларус-320.4М без груза спереди пробуксовывает. Фото: автора
Что касается стоимости, то в России такие новые тракторы предлагают примерно по 1,3 млн рублей. Это как за бюджетный легковой автомобиля марки Lada. Некоторые считают, что цена неоправданно высокая, но, кроме китайских моделей, в данной категории у Беларуса-320.4М конкурентов нет.
Стоимость трактора б/у примерно на 30% ниже, чем у нового. Связано это с тем, что модель достаточно новая. В продаже экземпляры с пробегом попадаются редко. Это намекает на то, что расставаться с ними не хотят, несмотря на недостатки.
А стоит ли покупать Беларус-320.4М, или лучше обратить внимание на модели китайских производителей, решать потенциальным покупателям. Одно можно сказать точно – достать детали на трактор МТЗ можно будет и через 5-10 лет.
Сейчас Минский тракторный завод продолжает выпускать колесную технику для тружеников села, строителей и коммунальщиков. Чтобы конкурировать с зарубежными брендами, конструкторы предприятия периодически разрабатывают новые модели, дорабатывают старые.
Беларус-320.4М – это малогабаритный трактор, но он не относится к категории «мини». Эта модель скорее для фермеров, или владельцев больших земельных участков. Производитель, например, указывает, что она годится для сельскохозяйственных работ на площадях до 20 гектаров.

Неплохо зарекомендовал себя Беларус-320.4М и в коммунальных хозяйствах. Идеален он для уборки придомовых и других подведомственных территорий. Например, для условного ЖКХ техника будет идеальной.
История появления
Первый колесный пропашной трактор на заводе МТЗ построили в 1949 году. Понадобилось несколько лет, чтобы он стал серийным. Товарные образцы появились в 1953 году.
После этого производство только развивалось, выпуская модели различных классов и мощностей. Впоследствии они стали родоначальниками семейств.
Белорусские тракторы ценились не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Они обладали рядом преимуществ:
✅ Простота конструкции
✅ Надежность
✅ Ремонтопригодность
✅ Доступная стоимость
Первый и последний пункты позволяли выпускать тракторы крупными партиями. В начале 90-х собирались было взять планку в 120 тысяч единиц техники в год, но увы – распад СССР этому помешал.

В новых экономических реалиях пришлось приспосабливаться и выживать. Благо, тракторы остались условно доступными, да и альтернативы им в постсоветских странах по сути и не было.
Рынку требовались компактные модели – не мотоблоки, а именно тракторы. В этой технике в первую очередь нуждались фермеры. Да и сельскохозяйственным предприятиям стало невыгодным использовать тот же МТЗ-80 в условных коровниках.
В 2007 году стартовало серийное производство Беларус-320.4. Модель с литерой «М» в названии является модифицированной. Единственное серьезное отличие этого трактора, дебютировавшего в 2013 году – это иной двигатель.
У Беларус-320.4 итальянский мотор Lombardini LDW1603/B3 сборки Словакии. А модернизированная модель получила мотор MMZ-3LD. Кстати, обе версии трактора сейчас можно купить в России. Не совсем понятно, как белорусам удалось обойти санкции, хотя, может они просто закупили большие партии силовых агрегатов в свое время.
Кабина
Внешне Беларус-320.4М выглядит довольно несуразно. Все это из-за непропорционально большой кабины и маленьких, по сравнению с ней, колес. Зато внутри трактора просторно, а панорамное остекление обеспечивает обзорность во все стороны. Это немаловажно как для работы в поле, так и для коммунальщиков, которым приходится часто маневрировать в ограниченном пространстве.

Предусмотрен мощный отопитель в кабине, а вот кондиционера нет, даже под заказ. Окна, люк и двери фиксируются в открытом положении за счет газовых амортизаторов.
Дизайн кабины трактора непритязательный. Такое ощущение, что он не менялся с советских времен. Простейшая панель с круглыми аналоговыми приборами, классический руль, мощные стальные рычаги с набалдажками.
Но самый главный плюс Беларус-320.4М – это пластиковая облицовка кабины. Из этого материала крыша, капот и крылья. Получается, что гнить снаружи трактор не будет. Впрочем, это далеко не самое главное. Некоторые потенциальные клиенты предпочли бы стальную облицовку, но увы…
Двигатель
Беларус-320.4М получил силовой агрегат с маркировкой ММЗ-3LD. Это самый малокубатурный и легкий дизельный силовой агрегат, который производится на Минском моторном заводе. Двигатель трехцилиндровый, с рабочим объемом 1,6 литра. Мощность – 35,4 л. с.

Разрабатывать данный мотор начали еще в 90-х. Но потом, из-за сложной экономической ситуации в стране, от него отказались. Вернулись к проекту ближе к 2010 году, в связи с заказом от МТЗ.
Главная проблема трехцилиндрового двигателя – это повышенные вибрации. С ними справились за счет установки коленвала особой конструкции. Мотор атмосферный, но существуют и турбированные версии.
Силовой агрегат имеет принудительное жидкостное охлаждение. Экологический класс – Евро-2. Вес мотора – 220 кг. Максимальная скорость трактора – 25 км/ч. Заявленный расход горючего – 11,7 литра в час при работе на полную нагрузку. Топливный бак рассчитан на 32 л. горючего.
Другие ТТХ
Беларус-320.4М оснащен механической КПП. У нее 16 передних и 8 задних передач. Благодаря этому, можно выбрать оптимальный режим передвижения. Имеется понижающий редуктор, но он работает только на остановленном и заглушенном тракторе.

Передний мост ведущий, соответственно, техника полноприводная. Рулевое управление гидрообъемное, работает за счет насоса, установленного на блоке силового агрегата.
Вал отбора мощности у трактора двухскоростной, расположен сзади. Там же имеется гидравлический выход. Есть возможность использования прицепного оборудования с трехточечным креплением. Длина, ширина и высота трактора – 3,22 х 1,55 х 2,15 метра.
В качестве дополнительного оборудования к трактору Беларус-320.4М можно заказать передний вал отбора мощности, вторую навесную систему, тормоза для прицепов и грузы. Последние рекомендуются в первую очередь фермерам. Особенно тем, которым приходится работать на тяжелых почвах или поднимать целину.
Что касается навесного и прицепного оборудования, то его только официально предлагается более 30 наименований. Например, для коммунальщиков это снегоотбрасыватель, пылесос, разбрасыватель песка, вакуумная машина.

Для строителей предлагается универсальный отвал, бур и даже экскаваторное оборудование. Для фермеров предусмотрены плуги, бороны, опрыскиватели, окучники, картофелекопалки и сажалки. Есть и несколько прицепов, в том числе и самосвальных.
Отзывы владельцев и цены
Большинство наемных механизаторов, работающих на тракторе Беларус-320.4М, довольны техникой. В отличие от обычного 320.4 с двигателем Lombardini LDW1603/B3, белорусский мотор проще конструктивно. Да и детали для него найти легче, хотя, при поломках ждать однозначно придется.
А вот владельцы часто жалуются на качество сборки. Мол, не выдерживает трактор суровую эксплуатацию – на нем нужно работать аккуратно, тогда ничего не ломается. Есть жалобы на необоснованно дорогие запчасти. Кардан не самый надежный.
Получается, что трактор просто нужно использовать в соответствии с его предназначением. Не стоит перегружать его – это приведет к поломкам и простоям. Например, в садах, коровниках, при подвозе и вывозе материалов и продукции Беларус-320.4М работает годами без серьезных поломок. Главное обслуживать его вовремя.

Что касается стоимости, то в России такие новые тракторы предлагают примерно по 1,3 млн рублей. Это как за бюджетный легковой автомобиля марки Lada. Некоторые считают, что цена неоправданно высокая, но, кроме китайских моделей, в данной категории у Беларуса-320.4М конкурентов нет.
Стоимость трактора б/у примерно на 30% ниже, чем у нового. Связано это с тем, что модель достаточно новая. В продаже экземпляры с пробегом попадаются редко. Это намекает на то, что расставаться с ними не хотят, несмотря на недостатки.
А стоит ли покупать Беларус-320.4М, или лучше обратить внимание на модели китайских производителей, решать потенциальным покупателям. Одно можно сказать точно – достать детали на трактор МТЗ можно будет и через 5-10 лет.
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....