Беларус-320.4М – простой и экономичный помощник фермера
Тракторы «Беларус» пользуются высоким спросом в России. Уж так сложилось исторически. Ведь во времена существования СССР слава о минских сельскохозяйственных машинах гремела далеко за пределами республики.
Сейчас Минский тракторный завод продолжает выпускать колесную технику для тружеников села, строителей и коммунальщиков. Чтобы конкурировать с зарубежными брендами, конструкторы предприятия периодически разрабатывают новые модели, дорабатывают старые.
Беларус-320.4М – это малогабаритный трактор, но он не относится к категории «мини». Эта модель скорее для фермеров, или владельцев больших земельных участков. Производитель, например, указывает, что она годится для сельскохозяйственных работ на площадях до 20 гектаров.
Неплохо зарекомендовал себя Беларус-320.4М и в коммунальных хозяйствах. Идеален он для уборки придомовых и других подведомственных территорий. Например, для условного ЖКХ техника будет идеальной.
Первый колесный пропашной трактор на заводе МТЗ построили в 1949 году. Понадобилось несколько лет, чтобы он стал серийным. Товарные образцы появились в 1953 году.
Белорусские тракторы ценились не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Они обладали рядом преимуществ:
✅ Простота конструкции
✅ Надежность
✅ Ремонтопригодность
✅ Доступная стоимость
Первый и последний пункты позволяли выпускать тракторы крупными партиями. В начале 90-х собирались было взять планку в 120 тысяч единиц техники в год, но увы – распад СССР этому помешал.
В новых экономических реалиях пришлось приспосабливаться и выживать. Благо, тракторы остались условно доступными, да и альтернативы им в постсоветских странах по сути и не было.
Рынку требовались компактные модели – не мотоблоки, а именно тракторы. В этой технике в первую очередь нуждались фермеры. Да и сельскохозяйственным предприятиям стало невыгодным использовать тот же МТЗ-80 в условных коровниках.
У Беларус-320.4 итальянский мотор Lombardini LDW1603/B3 сборки Словакии. А модернизированная модель получила мотор MMZ-3LD. Кстати, обе версии трактора сейчас можно купить в России. Не совсем понятно, как белорусам удалось обойти санкции, хотя, может они просто закупили большие партии силовых агрегатов в свое время.
Внешне Беларус-320.4М выглядит довольно несуразно. Все это из-за непропорционально большой кабины и маленьких, по сравнению с ней, колес. Зато внутри трактора просторно, а панорамное остекление обеспечивает обзорность во все стороны. Это немаловажно как для работы в поле, так и для коммунальщиков, которым приходится часто маневрировать в ограниченном пространстве.
Предусмотрен мощный отопитель в кабине, а вот кондиционера нет, даже под заказ. Окна, люк и двери фиксируются в открытом положении за счет газовых амортизаторов.
Но самый главный плюс Беларус-320.4М – это пластиковая облицовка кабины. Из этого материала крыша, капот и крылья. Получается, что гнить снаружи трактор не будет. Впрочем, это далеко не самое главное. Некоторые потенциальные клиенты предпочли бы стальную облицовку, но увы…
Беларус-320.4М получил силовой агрегат с маркировкой ММЗ-3LD. Это самый малокубатурный и легкий дизельный силовой агрегат, который производится на Минском моторном заводе. Двигатель трехцилиндровый, с рабочим объемом 1,6 литра. Мощность – 35,4 л. с.
Разрабатывать данный мотор начали еще в 90-х. Но потом, из-за сложной экономической ситуации в стране, от него отказались. Вернулись к проекту ближе к 2010 году, в связи с заказом от МТЗ.
Главная проблема трехцилиндрового двигателя – это повышенные вибрации. С ними справились за счет установки коленвала особой конструкции. Мотор атмосферный, но существуют и турбированные версии.
Силовой агрегат имеет принудительное жидкостное охлаждение. Экологический класс – Евро-2. Вес мотора – 220 кг. Максимальная скорость трактора – 25 км/ч. Заявленный расход горючего – 11,7 литра в час при работе на полную нагрузку. Топливный бак рассчитан на 32 л. горючего.
Беларус-320.4М оснащен механической КПП. У нее 16 передних и 8 задних передач. Благодаря этому, можно выбрать оптимальный режим передвижения. Имеется понижающий редуктор, но он работает только на остановленном и заглушенном тракторе.
Передний мост ведущий, соответственно, техника полноприводная. Рулевое управление гидрообъемное, работает за счет насоса, установленного на блоке силового агрегата.
Вал отбора мощности у трактора двухскоростной, расположен сзади. Там же имеется гидравлический выход. Есть возможность использования прицепного оборудования с трехточечным креплением. Длина, ширина и высота трактора – 3,22 х 1,55 х 2,15 метра.
В качестве дополнительного оборудования к трактору Беларус-320.4М можно заказать передний вал отбора мощности, вторую навесную систему, тормоза для прицепов и грузы. Последние рекомендуются в первую очередь фермерам. Особенно тем, которым приходится работать на тяжелых почвах или поднимать целину.
Что касается навесного и прицепного оборудования, то его только официально предлагается более 30 наименований. Например, для коммунальщиков это снегоотбрасыватель, пылесос, разбрасыватель песка, вакуумная машина.
Для строителей предлагается универсальный отвал, бур и даже экскаваторное оборудование. Для фермеров предусмотрены плуги, бороны, опрыскиватели, окучники, картофелекопалки и сажалки. Есть и несколько прицепов, в том числе и самосвальных.
Большинство наемных механизаторов, работающих на тракторе Беларус-320.4М, довольны техникой. В отличие от обычного 320.4 с двигателем Lombardini LDW1603/B3, белорусский мотор проще конструктивно. Да и детали для него найти легче, хотя, при поломках ждать однозначно придется.
А вот владельцы часто жалуются на качество сборки. Мол, не выдерживает трактор суровую эксплуатацию – на нем нужно работать аккуратно, тогда ничего не ломается. Есть жалобы на необоснованно дорогие запчасти. Кардан не самый надежный.
Получается, что трактор просто нужно использовать в соответствии с его предназначением. Не стоит перегружать его – это приведет к поломкам и простоям. Например, в садах, коровниках, при подвозе и вывозе материалов и продукции Беларус-320.4М работает годами без серьезных поломок. Главное обслуживать его вовремя.
Что касается стоимости, то в России такие новые тракторы предлагают примерно по 1,3 млн рублей. Это как за бюджетный легковой автомобиля марки Lada. Некоторые считают, что цена неоправданно высокая, но, кроме китайских моделей, в данной категории у Беларуса-320.4М конкурентов нет.
Стоимость трактора б/у примерно на 30% ниже, чем у нового. Связано это с тем, что модель достаточно новая. В продаже экземпляры с пробегом попадаются редко. Это намекает на то, что расставаться с ними не хотят, несмотря на недостатки.
А стоит ли покупать Беларус-320.4М, или лучше обратить внимание на модели китайских производителей, решать потенциальным покупателям. Одно можно сказать точно – достать детали на трактор МТЗ можно будет и через 5-10 лет.
Сейчас Минский тракторный завод продолжает выпускать колесную технику для тружеников села, строителей и коммунальщиков. Чтобы конкурировать с зарубежными брендами, конструкторы предприятия периодически разрабатывают новые модели, дорабатывают старые.
Беларус-320.4М – это малогабаритный трактор, но он не относится к категории «мини». Эта модель скорее для фермеров, или владельцев больших земельных участков. Производитель, например, указывает, что она годится для сельскохозяйственных работ на площадях до 20 гектаров.
Беларус-320.4М часто можно встретить у коммунальщиков. Фото: автора
Неплохо зарекомендовал себя Беларус-320.4М и в коммунальных хозяйствах. Идеален он для уборки придомовых и других подведомственных территорий. Например, для условного ЖКХ техника будет идеальной.
История появления
Первый колесный пропашной трактор на заводе МТЗ построили в 1949 году. Понадобилось несколько лет, чтобы он стал серийным. Товарные образцы появились в 1953 году.
После этого производство только развивалось, выпуская модели различных классов и мощностей. Впоследствии они стали родоначальниками семейств.
Белорусские тракторы ценились не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Они обладали рядом преимуществ:
✅ Простота конструкции
✅ Надежность
✅ Ремонтопригодность
✅ Доступная стоимость
Первый и последний пункты позволяли выпускать тракторы крупными партиями. В начале 90-х собирались было взять планку в 120 тысяч единиц техники в год, но увы – распад СССР этому помешал.
Мощные фары трактора Беларус-320.4М позволяют работать даже ночью. Фото: автора
В новых экономических реалиях пришлось приспосабливаться и выживать. Благо, тракторы остались условно доступными, да и альтернативы им в постсоветских странах по сути и не было.
Рынку требовались компактные модели – не мотоблоки, а именно тракторы. В этой технике в первую очередь нуждались фермеры. Да и сельскохозяйственным предприятиям стало невыгодным использовать тот же МТЗ-80 в условных коровниках.
В 2007 году стартовало серийное производство Беларус-320.4. Модель с литерой «М» в названии является модифицированной. Единственное серьезное отличие этого трактора, дебютировавшего в 2013 году – это иной двигатель.
У Беларус-320.4 итальянский мотор Lombardini LDW1603/B3 сборки Словакии. А модернизированная модель получила мотор MMZ-3LD. Кстати, обе версии трактора сейчас можно купить в России. Не совсем понятно, как белорусам удалось обойти санкции, хотя, может они просто закупили большие партии силовых агрегатов в свое время.
Кабина
Внешне Беларус-320.4М выглядит довольно несуразно. Все это из-за непропорционально большой кабины и маленьких, по сравнению с ней, колес. Зато внутри трактора просторно, а панорамное остекление обеспечивает обзорность во все стороны. Это немаловажно как для работы в поле, так и для коммунальщиков, которым приходится часто маневрировать в ограниченном пространстве.
Обзор в кабине трактора Беларус-320.4М организован на 360 градусов. Фото: автора
Предусмотрен мощный отопитель в кабине, а вот кондиционера нет, даже под заказ. Окна, люк и двери фиксируются в открытом положении за счет газовых амортизаторов.
Дизайн кабины трактора непритязательный. Такое ощущение, что он не менялся с советских времен. Простейшая панель с круглыми аналоговыми приборами, классический руль, мощные стальные рычаги с набалдажками.
Но самый главный плюс Беларус-320.4М – это пластиковая облицовка кабины. Из этого материала крыша, капот и крылья. Получается, что гнить снаружи трактор не будет. Впрочем, это далеко не самое главное. Некоторые потенциальные клиенты предпочли бы стальную облицовку, но увы…
Двигатель
Беларус-320.4М получил силовой агрегат с маркировкой ММЗ-3LD. Это самый малокубатурный и легкий дизельный силовой агрегат, который производится на Минском моторном заводе. Двигатель трехцилиндровый, с рабочим объемом 1,6 литра. Мощность – 35,4 л. с.
Двигатель у трактора Беларус-320.4М отечественного производства. Фото: автора
Разрабатывать данный мотор начали еще в 90-х. Но потом, из-за сложной экономической ситуации в стране, от него отказались. Вернулись к проекту ближе к 2010 году, в связи с заказом от МТЗ.
Главная проблема трехцилиндрового двигателя – это повышенные вибрации. С ними справились за счет установки коленвала особой конструкции. Мотор атмосферный, но существуют и турбированные версии.
Силовой агрегат имеет принудительное жидкостное охлаждение. Экологический класс – Евро-2. Вес мотора – 220 кг. Максимальная скорость трактора – 25 км/ч. Заявленный расход горючего – 11,7 литра в час при работе на полную нагрузку. Топливный бак рассчитан на 32 л. горючего.
Другие ТТХ
Беларус-320.4М оснащен механической КПП. У нее 16 передних и 8 задних передач. Благодаря этому, можно выбрать оптимальный режим передвижения. Имеется понижающий редуктор, но он работает только на остановленном и заглушенном тракторе.
Оборудование у трактора Беларус-320.4М бывает и комбинированным. Фото: автора
Передний мост ведущий, соответственно, техника полноприводная. Рулевое управление гидрообъемное, работает за счет насоса, установленного на блоке силового агрегата.
Вал отбора мощности у трактора двухскоростной, расположен сзади. Там же имеется гидравлический выход. Есть возможность использования прицепного оборудования с трехточечным креплением. Длина, ширина и высота трактора – 3,22 х 1,55 х 2,15 метра.
В качестве дополнительного оборудования к трактору Беларус-320.4М можно заказать передний вал отбора мощности, вторую навесную систему, тормоза для прицепов и грузы. Последние рекомендуются в первую очередь фермерам. Особенно тем, которым приходится работать на тяжелых почвах или поднимать целину.
Что касается навесного и прицепного оборудования, то его только официально предлагается более 30 наименований. Например, для коммунальщиков это снегоотбрасыватель, пылесос, разбрасыватель песка, вакуумная машина.
Приборная панель у трактора Беларус-320.4М выглядит аскетично. Фото: автора
Для строителей предлагается универсальный отвал, бур и даже экскаваторное оборудование. Для фермеров предусмотрены плуги, бороны, опрыскиватели, окучники, картофелекопалки и сажалки. Есть и несколько прицепов, в том числе и самосвальных.
Отзывы владельцев и цены
Большинство наемных механизаторов, работающих на тракторе Беларус-320.4М, довольны техникой. В отличие от обычного 320.4 с двигателем Lombardini LDW1603/B3, белорусский мотор проще конструктивно. Да и детали для него найти легче, хотя, при поломках ждать однозначно придется.
А вот владельцы часто жалуются на качество сборки. Мол, не выдерживает трактор суровую эксплуатацию – на нем нужно работать аккуратно, тогда ничего не ломается. Есть жалобы на необоснованно дорогие запчасти. Кардан не самый надежный.
Получается, что трактор просто нужно использовать в соответствии с его предназначением. Не стоит перегружать его – это приведет к поломкам и простоям. Например, в садах, коровниках, при подвозе и вывозе материалов и продукции Беларус-320.4М работает годами без серьезных поломок. Главное обслуживать его вовремя.
Многие жалуются, что Беларус-320.4М без груза спереди пробуксовывает. Фото: автора
Что касается стоимости, то в России такие новые тракторы предлагают примерно по 1,3 млн рублей. Это как за бюджетный легковой автомобиля марки Lada. Некоторые считают, что цена неоправданно высокая, но, кроме китайских моделей, в данной категории у Беларуса-320.4М конкурентов нет.
Стоимость трактора б/у примерно на 30% ниже, чем у нового. Связано это с тем, что модель достаточно новая. В продаже экземпляры с пробегом попадаются редко. Это намекает на то, что расставаться с ними не хотят, несмотря на недостатки.
А стоит ли покупать Беларус-320.4М, или лучше обратить внимание на модели китайских производителей, решать потенциальным покупателям. Одно можно сказать точно – достать детали на трактор МТЗ можно будет и через 5-10 лет.
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...