«Крым» – легендарная лодка из СССР
Советское кораблестроение и машиностроение совершило настоящий рывок в 60-70 годы. На свет появились десятки новых транспортных средств. Среди них и лодка «Крым». Модель производилась до 1990 года.
Лодка получилась настолько удачной, что пользуется большим спросом и сегодня. Алюминиевый корпус делает «Крым» почти вечным. А сочетание с хорошим двигателем и вовсе позволяет называть это плавсредство скоростным катером.
«Крым» разработали на ЦКБ «Нептун» в конце 60-х. Была поставлена цель – создать недорогую и практичную лодку, на которую можно поставить мощный мотор. В 1970-м на заводе «Кама» в Перми запустили серийное производство. Позже модель начнут выпускать и в Хабаровске.
На первые модели устанавливали лодочные моторы «Вихрь». К слову, на тот момент силовых установок мощнее 30 л. с. советская промышленность еще не выпускала. Только к концу истории СССР появились перспективные моторы «Бийск» и «Старт».
В первые годы эксплуатации выявились недостатки модели «Крым». Инженеры провели необходимую работу и предложили новую версию – «Крым-М». Изменилась прочность корпуса, компоновка кокпита, улучшились судоходные качества. Именно «Крым-М» в последующем и завоюет народную любовь.
К 80-м лодки «Крым» массово поступили в продажу. Но стоимость была невероятно высокой. За новую модель с мотором в 1983 году просили 900 рублей.
В комплекте с лодкой шли весла, крышка кормовой ниши, комплект дистанционного управления мотором «Вихрь» и ремкомплект, включающий два алюминиевых листа размерами 300х200х1,5, заклепки и уплотнительные ленты. Кроме этого суда оснащались пожарным покрывалом, спасательным линем и буксировочно-швартовочным канатом.
Длина лодки составляет 420 см, ширина – 160. Высота борта равна 65 см. «Крым» вмещает 5 пассажиров. Грузоподъемность не превышает 400 кг, но владельцы уверяют, что лодка уверенно держится на воде, если на борту даже 8 человек.
Масса лодки составляет 190 кг. Ее нельзя назвать легкой, но для таких размеров – это оптимальное значение. С мотором в 30 л. с. судно может достигать скорости в 40 км/ч.
Важно, что на лодке можно установить два подвесных двигателя. Однако второе устройство дистанционного управления в комплектацию не входило. Его приходилось покупать и устанавливать отдельно.
Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава, предназначенного для морских судов. Лодка не подвержена преждевременной коррозии. Элементы корпуса соединялись между собой методом аргоновой сварки. Толщина металла по днищу составляет 2 мм, по бортам – 1,5 мм.
С внешней стороны бортов добавлялся брызгоотбойник, чтобы предотвратить заливание воды в кокпит. Дополнительные выпукло-килеватые обводы на днище повышают ходовые характеристики.
Кокпит с габаритами 2,05х1,30 метра с завода имел задний диван и передний полудиван на всю ширину салона. Предусматривались мягкие накладки на сидения. Оба дивана раскладываются и образуют ровную поверхность, которую можно использовать для сна и отдыха.
Стоит отметить, что до наших дней почти не сохранились лодки с оригинальными сидениями. Чаще всего их меняют или переделывают.
Все лодки оснащались передним ветровым стеклом с боковыми секциями. В носовой части модели располагается вместительный рундук. Доступ к нему осуществляется через дверцу со стороны кокпита. На версиях «Крым-М» в торпедо предусмотрен бардачок. Еще один рундук находится за спинками заднего дивана.
Транец отделяется от кокпита водонепроницаемой переборкой. В моторный отсек помещается двигатель в сложенном состоянии и дополнительный топливный бак. Отсек можно закрыть крышкой. На дне лодки устанавливали спускные пробки.
Лодки «Крым» оборудованы пеноблоками в кормовой и носовой части. Это позволяет судам оставаться на плаву даже в подтопленном состоянии. В руководстве по эксплуатации указывается, что их запрещено вынимать и перемещать. Конструкция лодки предусматривает возможность весельного хода, на тот случай, если сломался двигатель.
Модели «Крым» и «Крым-М» часто подвергаются различным модификациям. Например, умельцы устанавливают обтекаемые лобовые стекла, натягивают тенты и даже оборудуют удобные спальные места на кокпите. Рыбаки часто размещают топливные баки вместимостью до 55 литров в задней части. Лодки оснащаются огнями, эхолотами, навигацией и аудиосистемой.
Управление осуществляется при помощи штурвала, расположенного в передней части кокпита. Здесь же находится рычаг реверса и газа подвесного мотора. Отдельно расположена кнопка экстренной остановки двигателя.
Транспортировка лодки возможна только в прицепе. Спуск на воду также осуществляется с грузовой платформы.
В наши дни на «Крым» устанавливают моторы Honda, Suzuki, Mercury и Johnson мощностью от 15 до 40 л. с. Двигатель Honda BF50 позволяет разогнать лодку до 61 км/ч. Однако такие скорости сопряжены с большим риском для пассажиров.
Плоское дно обеспечивает хорошую проходимость на мелководьях, но делает лодку неустойчивой на морской волне. Хотя, советские инженеры и закладывали в прочность конструкции возможность выдерживать шторм в 3 балла.
Лодки «Крым» получили широкое распространение в Сибири, на Дальнем Востоке и в северных регионах страны, где основное гражданское сообщение происходит по рекам. Их используют охотники, рыбаки, туристы и лесники. Для многих жителей дальних регионов такие лодки – чуть ли не единственное доступное транспортное средство для сообщения с «большой землей». Удивительно, но на некоторых экземплярах до сих пор попадаются двигатели «Вихрь».
«Крымоводы» хвалят лодки за долговечность, хорошую обитаемость и устойчивость к ржавчине, но мирятся с недостаточной мореходностью. Все-таки для открытой воды есть суда другой конструкции и размеров.
Производитель советует хранить лодку под навесом или в закрытом помещении. Тент необходимо также демонтировать, чтобы избежать преждевременного износа из-за перепада температур и ультрафиолета.
«Подуставшие» лодки без двигателя можно с легкостью найти в регионах примерно за 70-100 тыс. рублей. Такие суда будут требовать косметического ремонта, не всегда есть документы.
Цены на модели с мотором и прицепом начинаются от 150 тыс. Верхняя планка – 700 тыс. рублей. Стоимость зависит от марки двигателя и мощности, а также от общего состояния корпуса.
Купить лодку с хорошим двигателем – оптимальный вариант. Потому что цены на новые силовые установки в последние годы сильно выросли. Например, распространенный мотор Mercury 30 E сложно будет найти дешевле 330 тыс. рублей.
Можно встретить объявления о продаже полностью восстановленных лодок «Крым». Есть фирмы, которые занимается ремонтом, модернизацией и тюнингом разных судов.
В конечном итоге, лодки «Крым», которые производились еще в СССР, актуальны и востребованы и по сегодняшний день. Все еще находятся хорошие варианты за относительно небольшую цену, которые можно «довести до ума» и использовать для своих целей.
Лодка получилась настолько удачной, что пользуется большим спросом и сегодня. Алюминиевый корпус делает «Крым» почти вечным. А сочетание с хорошим двигателем и вовсе позволяет называть это плавсредство скоростным катером.
Разработка и производство лодки «Крым»
«Крым» разработали на ЦКБ «Нептун» в конце 60-х. Была поставлена цель – создать недорогую и практичную лодку, на которую можно поставить мощный мотор. В 1970-м на заводе «Кама» в Перми запустили серийное производство. Позже модель начнут выпускать и в Хабаровске.
Моторная лодка «Крым-М». Фото: rutube.ru
На первые модели устанавливали лодочные моторы «Вихрь». К слову, на тот момент силовых установок мощнее 30 л. с. советская промышленность еще не выпускала. Только к концу истории СССР появились перспективные моторы «Бийск» и «Старт».
В первые годы эксплуатации выявились недостатки модели «Крым». Инженеры провели необходимую работу и предложили новую версию – «Крым-М». Изменилась прочность корпуса, компоновка кокпита, улучшились судоходные качества. Именно «Крым-М» в последующем и завоюет народную любовь.
К 80-м лодки «Крым» массово поступили в продажу. Но стоимость была невероятно высокой. За новую модель с мотором в 1983 году просили 900 рублей.
Лодка «Крым» после ремонта. Фото: rutube.ru
В комплекте с лодкой шли весла, крышка кормовой ниши, комплект дистанционного управления мотором «Вихрь» и ремкомплект, включающий два алюминиевых листа размерами 300х200х1,5, заклепки и уплотнительные ленты. Кроме этого суда оснащались пожарным покрывалом, спасательным линем и буксировочно-швартовочным канатом.
Технические характеристики лодки «Крым»
Длина лодки составляет 420 см, ширина – 160. Высота борта равна 65 см. «Крым» вмещает 5 пассажиров. Грузоподъемность не превышает 400 кг, но владельцы уверяют, что лодка уверенно держится на воде, если на борту даже 8 человек.
Масса лодки составляет 190 кг. Ее нельзя назвать легкой, но для таких размеров – это оптимальное значение. С мотором в 30 л. с. судно может достигать скорости в 40 км/ч.
Внутри лодка «Крым». Фото: rutube.ru
Важно, что на лодке можно установить два подвесных двигателя. Однако второе устройство дистанционного управления в комплектацию не входило. Его приходилось покупать и устанавливать отдельно.
Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава, предназначенного для морских судов. Лодка не подвержена преждевременной коррозии. Элементы корпуса соединялись между собой методом аргоновой сварки. Толщина металла по днищу составляет 2 мм, по бортам – 1,5 мм.
С внешней стороны бортов добавлялся брызгоотбойник, чтобы предотвратить заливание воды в кокпит. Дополнительные выпукло-килеватые обводы на днище повышают ходовые характеристики.
Внутри лодки
Кокпит с габаритами 2,05х1,30 метра с завода имел задний диван и передний полудиван на всю ширину салона. Предусматривались мягкие накладки на сидения. Оба дивана раскладываются и образуют ровную поверхность, которую можно использовать для сна и отдыха.
«Крым» с доработанной системой управления. Фото: rutube.ru
Стоит отметить, что до наших дней почти не сохранились лодки с оригинальными сидениями. Чаще всего их меняют или переделывают.
Все лодки оснащались передним ветровым стеклом с боковыми секциями. В носовой части модели располагается вместительный рундук. Доступ к нему осуществляется через дверцу со стороны кокпита. На версиях «Крым-М» в торпедо предусмотрен бардачок. Еще один рундук находится за спинками заднего дивана.
Транец отделяется от кокпита водонепроницаемой переборкой. В моторный отсек помещается двигатель в сложенном состоянии и дополнительный топливный бак. Отсек можно закрыть крышкой. На дне лодки устанавливали спускные пробки.
Лодки «Крым» оборудованы пеноблоками в кормовой и носовой части. Это позволяет судам оставаться на плаву даже в подтопленном состоянии. В руководстве по эксплуатации указывается, что их запрещено вынимать и перемещать. Конструкция лодки предусматривает возможность весельного хода, на тот случай, если сломался двигатель.
Модели «Крым» и «Крым-М» часто подвергаются различным модификациям. Например, умельцы устанавливают обтекаемые лобовые стекла, натягивают тенты и даже оборудуют удобные спальные места на кокпите. Рыбаки часто размещают топливные баки вместимостью до 55 литров в задней части. Лодки оснащаются огнями, эхолотами, навигацией и аудиосистемой.
Управление осуществляется при помощи штурвала, расположенного в передней части кокпита. Здесь же находится рычаг реверса и газа подвесного мотора. Отдельно расположена кнопка экстренной остановки двигателя.
Применение лодок «Крым»
Транспортировка лодки возможна только в прицепе. Спуск на воду также осуществляется с грузовой платформы.
В наши дни на «Крым» устанавливают моторы Honda, Suzuki, Mercury и Johnson мощностью от 15 до 40 л. с. Двигатель Honda BF50 позволяет разогнать лодку до 61 км/ч. Однако такие скорости сопряжены с большим риском для пассажиров.
Плоское дно обеспечивает хорошую проходимость на мелководьях, но делает лодку неустойчивой на морской волне. Хотя, советские инженеры и закладывали в прочность конструкции возможность выдерживать шторм в 3 балла.
Лодка «Крым» после ремонта кокпита. Фото: rutube.ru
Лодки «Крым» получили широкое распространение в Сибири, на Дальнем Востоке и в северных регионах страны, где основное гражданское сообщение происходит по рекам. Их используют охотники, рыбаки, туристы и лесники. Для многих жителей дальних регионов такие лодки – чуть ли не единственное доступное транспортное средство для сообщения с «большой землей». Удивительно, но на некоторых экземплярах до сих пор попадаются двигатели «Вихрь».
«Крымоводы» хвалят лодки за долговечность, хорошую обитаемость и устойчивость к ржавчине, но мирятся с недостаточной мореходностью. Все-таки для открытой воды есть суда другой конструкции и размеров.
Производитель советует хранить лодку под навесом или в закрытом помещении. Тент необходимо также демонтировать, чтобы избежать преждевременного износа из-за перепада температур и ультрафиолета.
Актуальные цены
«Подуставшие» лодки без двигателя можно с легкостью найти в регионах примерно за 70-100 тыс. рублей. Такие суда будут требовать косметического ремонта, не всегда есть документы.
Цены на модели с мотором и прицепом начинаются от 150 тыс. Верхняя планка – 700 тыс. рублей. Стоимость зависит от марки двигателя и мощности, а также от общего состояния корпуса.
«Крым» с новым тентом. Фото: rutube.ru
Купить лодку с хорошим двигателем – оптимальный вариант. Потому что цены на новые силовые установки в последние годы сильно выросли. Например, распространенный мотор Mercury 30 E сложно будет найти дешевле 330 тыс. рублей.
Можно встретить объявления о продаже полностью восстановленных лодок «Крым». Есть фирмы, которые занимается ремонтом, модернизацией и тюнингом разных судов.
В конечном итоге, лодки «Крым», которые производились еще в СССР, актуальны и востребованы и по сегодняшний день. Все еще находятся хорошие варианты за относительно небольшую цену, которые можно «довести до ума» и использовать для своих целей.
- Карпов Андрей
- https://rutube.ru/
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....