«Крым» – легендарная лодка из СССР
388

«Крым» – легендарная лодка из СССР

Советское кораблестроение и машиностроение совершило настоящий рывок в 60-70 годы. На свет появились десятки новых транспортных средств. Среди них и лодка «Крым». Модель производилась до 1990 года.


Лодка получилась настолько удачной, что пользуется большим спросом и сегодня. Алюминиевый корпус делает «Крым» почти вечным. А сочетание с хорошим двигателем и вовсе позволяет называть это плавсредство скоростным катером.

Разработка и производство лодки «Крым»


«Крым» разработали на ЦКБ «Нептун» в конце 60-х. Была поставлена цель – создать недорогую и практичную лодку, на которую можно поставить мощный мотор. В 1970-м на заводе «Кама» в Перми запустили серийное производство. Позже модель начнут выпускать и в Хабаровске.

«Крым» – легендарная лодка из СССРМоторная лодка «Крым-М». Фото: rutube.ru

На первые модели устанавливали лодочные моторы «Вихрь». К слову, на тот момент силовых установок мощнее 30 л. с. советская промышленность еще не выпускала. Только к концу истории СССР появились перспективные моторы «Бийск» и «Старт».

В первые годы эксплуатации выявились недостатки модели «Крым». Инженеры провели необходимую работу и предложили новую версию – «Крым-М». Изменилась прочность корпуса, компоновка кокпита, улучшились судоходные качества. Именно «Крым-М» в последующем и завоюет народную любовь.

К 80-м лодки «Крым» массово поступили в продажу. Но стоимость была невероятно высокой. За новую модель с мотором в 1983 году просили 900 рублей.

Лодка «Крым» после ремонта. Фото: rutube.ru

В комплекте с лодкой шли весла, крышка кормовой ниши, комплект дистанционного управления мотором «Вихрь» и ремкомплект, включающий два алюминиевых листа размерами 300х200х1,5, заклепки и уплотнительные ленты. Кроме этого суда оснащались пожарным покрывалом, спасательным линем и буксировочно-швартовочным канатом.

Технические характеристики лодки «Крым»


Длина лодки составляет 420 см, ширина – 160. Высота борта равна 65 см. «Крым» вмещает 5 пассажиров. Грузоподъемность не превышает 400 кг, но владельцы уверяют, что лодка уверенно держится на воде, если на борту даже 8 человек.

Масса лодки составляет 190 кг. Ее нельзя назвать легкой, но для таких размеров – это оптимальное значение. С мотором в 30 л. с. судно может достигать скорости в 40 км/ч.

Внутри лодка «Крым». Фото: rutube.ru

Важно, что на лодке можно установить два подвесных двигателя. Однако второе устройство дистанционного управления в комплектацию не входило. Его приходилось покупать и устанавливать отдельно.

Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава, предназначенного для морских судов. Лодка не подвержена преждевременной коррозии. Элементы корпуса соединялись между собой методом аргоновой сварки. Толщина металла по днищу составляет 2 мм, по бортам – 1,5 мм.

С внешней стороны бортов добавлялся брызгоотбойник, чтобы предотвратить заливание воды в кокпит. Дополнительные выпукло-килеватые обводы на днище повышают ходовые характеристики.

Внутри лодки


Кокпит с габаритами 2,05х1,30 метра с завода имел задний диван и передний полудиван на всю ширину салона. Предусматривались мягкие накладки на сидения. Оба дивана раскладываются и образуют ровную поверхность, которую можно использовать для сна и отдыха.

«Крым» с доработанной системой управления. Фото: rutube.ru

Стоит отметить, что до наших дней почти не сохранились лодки с оригинальными сидениями. Чаще всего их меняют или переделывают.

Все лодки оснащались передним ветровым стеклом с боковыми секциями. В носовой части модели располагается вместительный рундук. Доступ к нему осуществляется через дверцу со стороны кокпита. На версиях «Крым-М» в торпедо предусмотрен бардачок. Еще один рундук находится за спинками заднего дивана.

Транец отделяется от кокпита водонепроницаемой переборкой. В моторный отсек помещается двигатель в сложенном состоянии и дополнительный топливный бак. Отсек можно закрыть крышкой. На дне лодки устанавливали спускные пробки.

Лодки «Крым» оборудованы пеноблоками в кормовой и носовой части. Это позволяет судам оставаться на плаву даже в подтопленном состоянии. В руководстве по эксплуатации указывается, что их запрещено вынимать и перемещать. Конструкция лодки предусматривает возможность весельного хода, на тот случай, если сломался двигатель.

Модели «Крым» и «Крым-М» часто подвергаются различным модификациям. Например, умельцы устанавливают обтекаемые лобовые стекла, натягивают тенты и даже оборудуют удобные спальные места на кокпите. Рыбаки часто размещают топливные баки вместимостью до 55 литров в задней части. Лодки оснащаются огнями, эхолотами, навигацией и аудиосистемой.

Управление осуществляется при помощи штурвала, расположенного в передней части кокпита. Здесь же находится рычаг реверса и газа подвесного мотора. Отдельно расположена кнопка экстренной остановки двигателя.

Применение лодок «Крым»


Транспортировка лодки возможна только в прицепе. Спуск на воду также осуществляется с грузовой платформы.

В наши дни на «Крым» устанавливают моторы Honda, Suzuki, Mercury и Johnson мощностью от 15 до 40 л. с. Двигатель Honda BF50 позволяет разогнать лодку до 61 км/ч. Однако такие скорости сопряжены с большим риском для пассажиров.

Плоское дно обеспечивает хорошую проходимость на мелководьях, но делает лодку неустойчивой на морской волне. Хотя, советские инженеры и закладывали в прочность конструкции возможность выдерживать шторм в 3 балла.

Лодка «Крым» после ремонта кокпита. Фото: rutube.ru

Лодки «Крым» получили широкое распространение в Сибири, на Дальнем Востоке и в северных регионах страны, где основное гражданское сообщение происходит по рекам. Их используют охотники, рыбаки, туристы и лесники. Для многих жителей дальних регионов такие лодки – чуть ли не единственное доступное транспортное средство для сообщения с «большой землей». Удивительно, но на некоторых экземплярах до сих пор попадаются двигатели «Вихрь».

«Крымоводы» хвалят лодки за долговечность, хорошую обитаемость и устойчивость к ржавчине, но мирятся с недостаточной мореходностью. Все-таки для открытой воды есть суда другой конструкции и размеров.

Производитель советует хранить лодку под навесом или в закрытом помещении. Тент необходимо также демонтировать, чтобы избежать преждевременного износа из-за перепада температур и ультрафиолета.

Актуальные цены


«Подуставшие» лодки без двигателя можно с легкостью найти в регионах примерно за 70-100 тыс. рублей. Такие суда будут требовать косметического ремонта, не всегда есть документы.

Цены на модели с мотором и прицепом начинаются от 150 тыс. Верхняя планка – 700 тыс. рублей. Стоимость зависит от марки двигателя и мощности, а также от общего состояния корпуса.

«Крым» с новым тентом. Фото: rutube.ru

Купить лодку с хорошим двигателем – оптимальный вариант. Потому что цены на новые силовые установки в последние годы сильно выросли. Например, распространенный мотор Mercury 30 E сложно будет найти дешевле 330 тыс. рублей.

Можно встретить объявления о продаже полностью восстановленных лодок «Крым». Есть фирмы, которые занимается ремонтом, модернизацией и тюнингом разных судов.

В конечном итоге, лодки «Крым», которые производились еще в СССР, актуальны и востребованы и по сегодняшний день. Все еще находятся хорошие варианты за относительно небольшую цену, которые можно «довести до ума» и использовать для своих целей.
А вы бы хотели себе лодку «Крым»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас