
«Крым» – легендарная лодка из СССР
Советское кораблестроение и машиностроение совершило настоящий рывок в 60-70 годы. На свет появились десятки новых транспортных средств. Среди них и лодка «Крым». Модель производилась до 1990 года.
Лодка получилась настолько удачной, что пользуется большим спросом и сегодня. Алюминиевый корпус делает «Крым» почти вечным. А сочетание с хорошим двигателем и вовсе позволяет называть это плавсредство скоростным катером.
«Крым» разработали на ЦКБ «Нептун» в конце 60-х. Была поставлена цель – создать недорогую и практичную лодку, на которую можно поставить мощный мотор. В 1970-м на заводе «Кама» в Перми запустили серийное производство. Позже модель начнут выпускать и в Хабаровске.
Моторная лодка «Крым-М». Фото: rutube.ru
На первые модели устанавливали лодочные моторы «Вихрь». К слову, на тот момент силовых установок мощнее 30 л. с. советская промышленность еще не выпускала. Только к концу истории СССР появились перспективные моторы «Бийск» и «Старт».
В первые годы эксплуатации выявились недостатки модели «Крым». Инженеры провели необходимую работу и предложили новую версию – «Крым-М». Изменилась прочность корпуса, компоновка кокпита, улучшились судоходные качества. Именно «Крым-М» в последующем и завоюет народную любовь.
К 80-м лодки «Крым» массово поступили в продажу. Но стоимость была невероятно высокой. За новую модель с мотором в 1983 году просили 900 рублей.
Лодка «Крым» после ремонта. Фото: rutube.ru
В комплекте с лодкой шли весла, крышка кормовой ниши, комплект дистанционного управления мотором «Вихрь» и ремкомплект, включающий два алюминиевых листа размерами 300х200х1,5, заклепки и уплотнительные ленты. Кроме этого суда оснащались пожарным покрывалом, спасательным линем и буксировочно-швартовочным канатом.
Длина лодки составляет 420 см, ширина – 160. Высота борта равна 65 см. «Крым» вмещает 5 пассажиров. Грузоподъемность не превышает 400 кг, но владельцы уверяют, что лодка уверенно держится на воде, если на борту даже 8 человек.
Масса лодки составляет 190 кг. Ее нельзя назвать легкой, но для таких размеров – это оптимальное значение. С мотором в 30 л. с. судно может достигать скорости в 40 км/ч.
Внутри лодка «Крым». Фото: rutube.ru
Важно, что на лодке можно установить два подвесных двигателя. Однако второе устройство дистанционного управления в комплектацию не входило. Его приходилось покупать и устанавливать отдельно.
Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава, предназначенного для морских судов. Лодка не подвержена преждевременной коррозии. Элементы корпуса соединялись между собой методом аргоновой сварки. Толщина металла по днищу составляет 2 мм, по бортам – 1,5 мм.
С внешней стороны бортов добавлялся брызгоотбойник, чтобы предотвратить заливание воды в кокпит. Дополнительные выпукло-килеватые обводы на днище повышают ходовые характеристики.
Кокпит с габаритами 2,05х1,30 метра с завода имел задний диван и передний полудиван на всю ширину салона. Предусматривались мягкие накладки на сидения. Оба дивана раскладываются и образуют ровную поверхность, которую можно использовать для сна и отдыха.
«Крым» с доработанной системой управления. Фото: rutube.ru
Стоит отметить, что до наших дней почти не сохранились лодки с оригинальными сидениями. Чаще всего их меняют или переделывают.
Все лодки оснащались передним ветровым стеклом с боковыми секциями. В носовой части модели располагается вместительный рундук. Доступ к нему осуществляется через дверцу со стороны кокпита. На версиях «Крым-М» в торпедо предусмотрен бардачок. Еще один рундук находится за спинками заднего дивана.
Транец отделяется от кокпита водонепроницаемой переборкой. В моторный отсек помещается двигатель в сложенном состоянии и дополнительный топливный бак. Отсек можно закрыть крышкой. На дне лодки устанавливали спускные пробки.
Лодки «Крым» оборудованы пеноблоками в кормовой и носовой части. Это позволяет судам оставаться на плаву даже в подтопленном состоянии. В руководстве по эксплуатации указывается, что их запрещено вынимать и перемещать. Конструкция лодки предусматривает возможность весельного хода, на тот случай, если сломался двигатель.
Модели «Крым» и «Крым-М» часто подвергаются различным модификациям. Например, умельцы устанавливают обтекаемые лобовые стекла, натягивают тенты и даже оборудуют удобные спальные места на кокпите. Рыбаки часто размещают топливные баки вместимостью до 55 литров в задней части. Лодки оснащаются огнями, эхолотами, навигацией и аудиосистемой.
Управление осуществляется при помощи штурвала, расположенного в передней части кокпита. Здесь же находится рычаг реверса и газа подвесного мотора. Отдельно расположена кнопка экстренной остановки двигателя.
Транспортировка лодки возможна только в прицепе. Спуск на воду также осуществляется с грузовой платформы.
В наши дни на «Крым» устанавливают моторы Honda, Suzuki, Mercury и Johnson мощностью от 15 до 40 л. с. Двигатель Honda BF50 позволяет разогнать лодку до 61 км/ч. Однако такие скорости сопряжены с большим риском для пассажиров.
Плоское дно обеспечивает хорошую проходимость на мелководьях, но делает лодку неустойчивой на морской волне. Хотя, советские инженеры и закладывали в прочность конструкции возможность выдерживать шторм в 3 балла.
Лодка «Крым» после ремонта кокпита. Фото: rutube.ru
Лодки «Крым» получили широкое распространение в Сибири, на Дальнем Востоке и в северных регионах страны, где основное гражданское сообщение происходит по рекам. Их используют охотники, рыбаки, туристы и лесники. Для многих жителей дальних регионов такие лодки – чуть ли не единственное доступное транспортное средство для сообщения с «большой землей». Удивительно, но на некоторых экземплярах до сих пор попадаются двигатели «Вихрь».
«Крымоводы» хвалят лодки за долговечность, хорошую обитаемость и устойчивость к ржавчине, но мирятся с недостаточной мореходностью. Все-таки для открытой воды есть суда другой конструкции и размеров.
Производитель советует хранить лодку под навесом или в закрытом помещении. Тент необходимо также демонтировать, чтобы избежать преждевременного износа из-за перепада температур и ультрафиолета.
«Подуставшие» лодки без двигателя можно с легкостью найти в регионах примерно за 70-100 тыс. рублей. Такие суда будут требовать косметического ремонта, не всегда есть документы.
Цены на модели с мотором и прицепом начинаются от 150 тыс. Верхняя планка – 700 тыс. рублей. Стоимость зависит от марки двигателя и мощности, а также от общего состояния корпуса.
«Крым» с новым тентом. Фото: rutube.ru
Купить лодку с хорошим двигателем – оптимальный вариант. Потому что цены на новые силовые установки в последние годы сильно выросли. Например, распространенный мотор Mercury 30 E сложно будет найти дешевле 330 тыс. рублей.
Можно встретить объявления о продаже полностью восстановленных лодок «Крым». Есть фирмы, которые занимается ремонтом, модернизацией и тюнингом разных судов.
В конечном итоге, лодки «Крым», которые производились еще в СССР, актуальны и востребованы и по сегодняшний день. Все еще находятся хорошие варианты за относительно небольшую цену, которые можно «довести до ума» и использовать для своих целей.
Лодка получилась настолько удачной, что пользуется большим спросом и сегодня. Алюминиевый корпус делает «Крым» почти вечным. А сочетание с хорошим двигателем и вовсе позволяет называть это плавсредство скоростным катером.
Разработка и производство лодки «Крым»
«Крым» разработали на ЦКБ «Нептун» в конце 60-х. Была поставлена цель – создать недорогую и практичную лодку, на которую можно поставить мощный мотор. В 1970-м на заводе «Кама» в Перми запустили серийное производство. Позже модель начнут выпускать и в Хабаровске.

На первые модели устанавливали лодочные моторы «Вихрь». К слову, на тот момент силовых установок мощнее 30 л. с. советская промышленность еще не выпускала. Только к концу истории СССР появились перспективные моторы «Бийск» и «Старт».
В первые годы эксплуатации выявились недостатки модели «Крым». Инженеры провели необходимую работу и предложили новую версию – «Крым-М». Изменилась прочность корпуса, компоновка кокпита, улучшились судоходные качества. Именно «Крым-М» в последующем и завоюет народную любовь.
К 80-м лодки «Крым» массово поступили в продажу. Но стоимость была невероятно высокой. За новую модель с мотором в 1983 году просили 900 рублей.

В комплекте с лодкой шли весла, крышка кормовой ниши, комплект дистанционного управления мотором «Вихрь» и ремкомплект, включающий два алюминиевых листа размерами 300х200х1,5, заклепки и уплотнительные ленты. Кроме этого суда оснащались пожарным покрывалом, спасательным линем и буксировочно-швартовочным канатом.
Технические характеристики лодки «Крым»
Длина лодки составляет 420 см, ширина – 160. Высота борта равна 65 см. «Крым» вмещает 5 пассажиров. Грузоподъемность не превышает 400 кг, но владельцы уверяют, что лодка уверенно держится на воде, если на борту даже 8 человек.
Масса лодки составляет 190 кг. Ее нельзя назвать легкой, но для таких размеров – это оптимальное значение. С мотором в 30 л. с. судно может достигать скорости в 40 км/ч.

Важно, что на лодке можно установить два подвесных двигателя. Однако второе устройство дистанционного управления в комплектацию не входило. Его приходилось покупать и устанавливать отдельно.
Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава, предназначенного для морских судов. Лодка не подвержена преждевременной коррозии. Элементы корпуса соединялись между собой методом аргоновой сварки. Толщина металла по днищу составляет 2 мм, по бортам – 1,5 мм.
С внешней стороны бортов добавлялся брызгоотбойник, чтобы предотвратить заливание воды в кокпит. Дополнительные выпукло-килеватые обводы на днище повышают ходовые характеристики.
Внутри лодки
Кокпит с габаритами 2,05х1,30 метра с завода имел задний диван и передний полудиван на всю ширину салона. Предусматривались мягкие накладки на сидения. Оба дивана раскладываются и образуют ровную поверхность, которую можно использовать для сна и отдыха.

Стоит отметить, что до наших дней почти не сохранились лодки с оригинальными сидениями. Чаще всего их меняют или переделывают.
Все лодки оснащались передним ветровым стеклом с боковыми секциями. В носовой части модели располагается вместительный рундук. Доступ к нему осуществляется через дверцу со стороны кокпита. На версиях «Крым-М» в торпедо предусмотрен бардачок. Еще один рундук находится за спинками заднего дивана.
Транец отделяется от кокпита водонепроницаемой переборкой. В моторный отсек помещается двигатель в сложенном состоянии и дополнительный топливный бак. Отсек можно закрыть крышкой. На дне лодки устанавливали спускные пробки.
Лодки «Крым» оборудованы пеноблоками в кормовой и носовой части. Это позволяет судам оставаться на плаву даже в подтопленном состоянии. В руководстве по эксплуатации указывается, что их запрещено вынимать и перемещать. Конструкция лодки предусматривает возможность весельного хода, на тот случай, если сломался двигатель.
Модели «Крым» и «Крым-М» часто подвергаются различным модификациям. Например, умельцы устанавливают обтекаемые лобовые стекла, натягивают тенты и даже оборудуют удобные спальные места на кокпите. Рыбаки часто размещают топливные баки вместимостью до 55 литров в задней части. Лодки оснащаются огнями, эхолотами, навигацией и аудиосистемой.
Управление осуществляется при помощи штурвала, расположенного в передней части кокпита. Здесь же находится рычаг реверса и газа подвесного мотора. Отдельно расположена кнопка экстренной остановки двигателя.
Применение лодок «Крым»
Транспортировка лодки возможна только в прицепе. Спуск на воду также осуществляется с грузовой платформы.
В наши дни на «Крым» устанавливают моторы Honda, Suzuki, Mercury и Johnson мощностью от 15 до 40 л. с. Двигатель Honda BF50 позволяет разогнать лодку до 61 км/ч. Однако такие скорости сопряжены с большим риском для пассажиров.
Плоское дно обеспечивает хорошую проходимость на мелководьях, но делает лодку неустойчивой на морской волне. Хотя, советские инженеры и закладывали в прочность конструкции возможность выдерживать шторм в 3 балла.

Лодки «Крым» получили широкое распространение в Сибири, на Дальнем Востоке и в северных регионах страны, где основное гражданское сообщение происходит по рекам. Их используют охотники, рыбаки, туристы и лесники. Для многих жителей дальних регионов такие лодки – чуть ли не единственное доступное транспортное средство для сообщения с «большой землей». Удивительно, но на некоторых экземплярах до сих пор попадаются двигатели «Вихрь».
«Крымоводы» хвалят лодки за долговечность, хорошую обитаемость и устойчивость к ржавчине, но мирятся с недостаточной мореходностью. Все-таки для открытой воды есть суда другой конструкции и размеров.
Производитель советует хранить лодку под навесом или в закрытом помещении. Тент необходимо также демонтировать, чтобы избежать преждевременного износа из-за перепада температур и ультрафиолета.
Актуальные цены
«Подуставшие» лодки без двигателя можно с легкостью найти в регионах примерно за 70-100 тыс. рублей. Такие суда будут требовать косметического ремонта, не всегда есть документы.
Цены на модели с мотором и прицепом начинаются от 150 тыс. Верхняя планка – 700 тыс. рублей. Стоимость зависит от марки двигателя и мощности, а также от общего состояния корпуса.

Купить лодку с хорошим двигателем – оптимальный вариант. Потому что цены на новые силовые установки в последние годы сильно выросли. Например, распространенный мотор Mercury 30 E сложно будет найти дешевле 330 тыс. рублей.
Можно встретить объявления о продаже полностью восстановленных лодок «Крым». Есть фирмы, которые занимается ремонтом, модернизацией и тюнингом разных судов.
В конечном итоге, лодки «Крым», которые производились еще в СССР, актуальны и востребованы и по сегодняшний день. Все еще находятся хорошие варианты за относительно небольшую цену, которые можно «довести до ума» и использовать для своих целей.
- Карпов Андрей
- https://rutube.ru/
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....