![Успешная модернизация от Ярославского ЭРЗ – электровоз ЧС2К Успешная модернизация от Ярославского ЭРЗ – электровоз ЧС2К](/uploads/posts/2024-09/f4505034e0_glavnaja.webp)
Успешная модернизация от Ярославского ЭРЗ – электровоз ЧС2К
История легендарной «чебурашки» ЧС2 уходит своими корнями в далекий 1958 год. Тогда на Пльзенском локомотивном заводе (носившем в то время имя В. И. Ленина) построены первые четыре единицы нового шестиосного электровоза. Они работали на постоянном токе с тяговыми двигателями AL-4846zT, уже применяемыми в прежней модели.
Половина из них предназначались для советских партнеров, поэтому они получили соответствующее обозначение ЧС2-001 и 002. Незадолго перед наступлением нового 1959 года они прибыли в депо Москва-Техническая. Другие опытные локомотивы остались на родине, поэтому их обозначение сохранилось исходным – Е 699.0.
ЧС2К от Ярославского электровозоремонтного завода. Фото: youtube.com
В процессе проверочной эксплуатации советские специалисты обнаружили ряд слабых мест и недостатков в их конструкции, о чем незамедлительно уведомили производителя. Чехословацкая сторона доработала техническую часть, что привело к появлению нового типа электровоза. Позже (начиная с марта 1962 года) он пошел в серию и эксплуатировался в советском скоростном движении как Skoda Plzen ЧС2.
В течение 60-х чехи постоянно дорабатывали их конструкцию, что приводило к изменению заводского обозначения техники. Но в советском локомотивном хозяйстве для удобства все модификации продолжали именоваться ЧС2, получив у пользователей за дизайн головной части красивое прозвище – «чебурашка».
Общий тираж за полтора десятилетия выпуска техники приблизился к тысячной отметке. Впрочем, если к этому добавить и глубоко модернизированную версию ЧС2Т, то получим результат в 1062 машины (без них – 942 единицы). В 1973 году выпуск локомотивов был завершен. Но еще долгое время после этого «чебурашка» оставался визитной карточкой советского скоростного пассажирского движения, став однозначной легендой «застойных времен» и снявшись в ряде отечественных кинолент.
Штурвал машиниста ЧС2, уступивший место современному аналогу. Фото: youtube.com
Но уже к середине 90-х техника, несколько десятилетий верно служившая одним из основных скоростных локомотивов советских дорог, заметно поизносилась. Времена были довольно сложные и о создании или даже закупке новой техники речь не шла. Выход был лишь один – глубокая модернизация уже имевшегося парка электровозов ЧС2.
В этом направлении работали не только российские специалисты, но и их коллеги из ближнего зарубежья. Ведь чехословацкие локомотивы в большом количестве трудились на всем постсоветском пространстве. Одной из самых эффективных попыток стала предпринятая ремонтниками Ярославского завода.
Работу, проведенную специалистами Ярославского электровозоремонтного, отличала полная замена кузова на тип, схожий с более современным двухсекционным ЧС7. Также в завершение переделки локомотивы получили трехцветный окрас (бело-голубо-синий). Правда, в процессе дальнейшей эксплуатации РЖД решили придать им свою привычную корпоративную расцветку. Измененные кузова имели:
✅ осовремененный дизайн
✅ заниженные окна
✅ гофрированную боковую часть
✅ другую, более угловатую кабину
Для сохранения эргономичности и удобства дальнейшего ремонта или обслуживания, специалисты отказались от правосторонних дверей с обеих сторон локомотива. Правда, пространство не зашили полностью, сохранив коммуникации, обеспечивавшие доступ к окнам бывшего входа в кабину. Немало изменений произошло и в начинке электровоза:
✅ применены современные компрессоры ВУ-3,5
✅ электроаппараты от ВЛ10
✅ появилось автоматическое управление тормозной системой
✅ обновлены пульты машиниста
К общему набору оборудования добавлены и другие современные системы, касающиеся органов управления и безопасности движения. Групповые контроллеры переключения активировались при помощи МСУЛ. Некоторые из переделанных электровозов также оборудовались единой системой автоведения. Они получили иное обозначение – ЧС2К-Е и отправились на работу в Самару и Орел.
Такой сложный проект растянулся на несколько лет, заняв весь промежуток второй половины нулевых. Таким образом в Ярославле за 2006/10 годы преобразили 287 единиц легендарных ЧС2. Хотя они и получили намного лучшие показатели и характеристики, это уже не были привычные старшему поколению «чебурашки». Ведь трогательная пучеглазость техники исчезла вместе с оригинальным кузовом.
Несмотря на то, что в машины вдохнули вторую жизнь, все прекрасно понимали: «на леченном коне далеко не уедешь». Ведь оригинальные электровозы эксплуатировались, в лучшем случае, с начала 70-х. Учитывая востребованность техники и пик пассажирского сообщения на советских дорогах в тот период, они получили немалую степень износа.
В машинном отделении ЧС2К. Фото: youtube.com
Поэтому преображение почти трех сотен единиц чехословацких локомотивов однозначно являлось временной мерой. Железнодорожники пытались таким образом пережить период кризиса, дождавшись более стабильной эпохи. И им это вполне удалось.
Ведь уже в следующем десятилетии экономическое положение отрасли и страны в целом получило значительное улучшение. Это позволило финансировать как приобретение какой-то импортной ж/д техники, так и конструирование отечественных моделей пассажирских электровозов.
Одним из таких примеров можно считать выход в серийное производство ЭП2К – шестиосного пассажирского локомотива из Коломны. Для его появления понадобилось сотрудничество с коллегами из Новочеркасска (взявшими на себя электрическую часть конструкции). Опытный образец появился в 2006-м, а по прошествии двух лет предприятие освоило постоянную сборку техники. Общее количество производства на сегодняшний день достигло полутысячи единиц.
Существовали и такие версии модернизации ЧС2. Фото: youtube.com
А возвращаясь к ярославской переделке ЧС2К, можно смело сказать, что со своей задачей временного варианта решения локомотивы справились в полной мере. Они честно трудились до начала текущего десятилетия, и только в течение последних лет стартовало их активное списание и отправка на покой. Кстати, ниже вы можете ознакомиться с некоторыми показателями техники:
✅ высота – 3,67 и
✅ длина – 18,78 м
✅ ширина – 3,13 м
✅ максимальная скорость – 160 км/ч
✅ служебная масса – 128 т
Во время реконструкции внешность исходных ЧС2 претерпела кардинальные изменения. То же самое можно сказать и о многих элементах внутренней начинки. В то же время мощностные характеристики остались примерно на том же уровне, чего вполне хватало для текущих условий использования в скоростном пассажирском сообщении:
✅ тип примененных ТЭД – AL-4846eT (коллекторные)
✅ общая их длительная мощность – 3798 кВт (часовая – 4200)
✅ род используемого тока – постоянный, напряжением 3 кВ
Уже к началу 20-х в непосредственной эксплуатации сохранялось всего 16 единиц ЧС2К, трудившихся в Самаре и паре других локомотивных депо. Кроме того, двадцать девять электровозов находилось на консервации, в полной готовности в любой момент вернуться в строй.
На сегодняшний день все ЧС2К выведены из эксплуатации. Фото: youtube.com
Но эпоха чехословацких «чебурашек» (пусть даже и в реконструированном состоянии) стремительно приближалась к своему завершению. Ветераны, честно отдавшие советским (и российским) дорогам полвека своей жизни, вполне достойны того, чтобы уйти на заслуженный покой. К началу этого года все они полностью выведены из использования. Лишь борт № 931 остался в резерве депо Барабинск, а № 712 стал экспонатом Музея Московской железной дороги.
Половина из них предназначались для советских партнеров, поэтому они получили соответствующее обозначение ЧС2-001 и 002. Незадолго перед наступлением нового 1959 года они прибыли в депо Москва-Техническая. Другие опытные локомотивы остались на родине, поэтому их обозначение сохранилось исходным – Е 699.0.
![Успешная модернизация от Ярославского ЭРЗ – электровоз ЧС2К](/uploads/posts/2024-09/b8928f3004_1.webp)
В процессе проверочной эксплуатации советские специалисты обнаружили ряд слабых мест и недостатков в их конструкции, о чем незамедлительно уведомили производителя. Чехословацкая сторона доработала техническую часть, что привело к появлению нового типа электровоза. Позже (начиная с марта 1962 года) он пошел в серию и эксплуатировался в советском скоростном движении как Skoda Plzen ЧС2.
Эксплуатация электровоза ЧС2, растянувшаяся на десятилетия
В течение 60-х чехи постоянно дорабатывали их конструкцию, что приводило к изменению заводского обозначения техники. Но в советском локомотивном хозяйстве для удобства все модификации продолжали именоваться ЧС2, получив у пользователей за дизайн головной части красивое прозвище – «чебурашка».
Общий тираж за полтора десятилетия выпуска техники приблизился к тысячной отметке. Впрочем, если к этому добавить и глубоко модернизированную версию ЧС2Т, то получим результат в 1062 машины (без них – 942 единицы). В 1973 году выпуск локомотивов был завершен. Но еще долгое время после этого «чебурашка» оставался визитной карточкой советского скоростного пассажирского движения, став однозначной легендой «застойных времен» и снявшись в ряде отечественных кинолент.
![](/uploads/posts/2024-09/4503fbfb0a_2.webp)
Но уже к середине 90-х техника, несколько десятилетий верно служившая одним из основных скоростных локомотивов советских дорог, заметно поизносилась. Времена были довольно сложные и о создании или даже закупке новой техники речь не шла. Выход был лишь один – глубокая модернизация уже имевшегося парка электровозов ЧС2.
В этом направлении работали не только российские специалисты, но и их коллеги из ближнего зарубежья. Ведь чехословацкие локомотивы в большом количестве трудились на всем постсоветском пространстве. Одной из самых эффективных попыток стала предпринятая ремонтниками Ярославского завода.
На базе ЯЭЗ осуществили глубокую модернизацию электровозов самой последней серии 53Е. Они находились в менее изношенном состоянии, чем их предшественниками. После доработки машины получили индекс ЧС2К.
Работу, проведенную специалистами Ярославского электровозоремонтного, отличала полная замена кузова на тип, схожий с более современным двухсекционным ЧС7. Также в завершение переделки локомотивы получили трехцветный окрас (бело-голубо-синий). Правда, в процессе дальнейшей эксплуатации РЖД решили придать им свою привычную корпоративную расцветку. Измененные кузова имели:
✅ осовремененный дизайн
✅ заниженные окна
✅ гофрированную боковую часть
✅ другую, более угловатую кабину
Для сохранения эргономичности и удобства дальнейшего ремонта или обслуживания, специалисты отказались от правосторонних дверей с обеих сторон локомотива. Правда, пространство не зашили полностью, сохранив коммуникации, обеспечивавшие доступ к окнам бывшего входа в кабину. Немало изменений произошло и в начинке электровоза:
✅ применены современные компрессоры ВУ-3,5
✅ электроаппараты от ВЛ10
✅ появилось автоматическое управление тормозной системой
✅ обновлены пульты машиниста
К общему набору оборудования добавлены и другие современные системы, касающиеся органов управления и безопасности движения. Групповые контроллеры переключения активировались при помощи МСУЛ. Некоторые из переделанных электровозов также оборудовались единой системой автоведения. Они получили иное обозначение – ЧС2К-Е и отправились на работу в Самару и Орел.
ЧС2К как временный вариант
Такой сложный проект растянулся на несколько лет, заняв весь промежуток второй половины нулевых. Таким образом в Ярославле за 2006/10 годы преобразили 287 единиц легендарных ЧС2. Хотя они и получили намного лучшие показатели и характеристики, это уже не были привычные старшему поколению «чебурашки». Ведь трогательная пучеглазость техники исчезла вместе с оригинальным кузовом.
Несмотря на то, что в машины вдохнули вторую жизнь, все прекрасно понимали: «на леченном коне далеко не уедешь». Ведь оригинальные электровозы эксплуатировались, в лучшем случае, с начала 70-х. Учитывая востребованность техники и пик пассажирского сообщения на советских дорогах в тот период, они получили немалую степень износа.
![](/uploads/posts/2024-09/fa87edafa7_3.webp)
Поэтому преображение почти трех сотен единиц чехословацких локомотивов однозначно являлось временной мерой. Железнодорожники пытались таким образом пережить период кризиса, дождавшись более стабильной эпохи. И им это вполне удалось.
Ведь уже в следующем десятилетии экономическое положение отрасли и страны в целом получило значительное улучшение. Это позволило финансировать как приобретение какой-то импортной ж/д техники, так и конструирование отечественных моделей пассажирских электровозов.
Современные преемники и завершение эксплуатации ЧС2К
Одним из таких примеров можно считать выход в серийное производство ЭП2К – шестиосного пассажирского локомотива из Коломны. Для его появления понадобилось сотрудничество с коллегами из Новочеркасска (взявшими на себя электрическую часть конструкции). Опытный образец появился в 2006-м, а по прошествии двух лет предприятие освоило постоянную сборку техники. Общее количество производства на сегодняшний день достигло полутысячи единиц.
![](/uploads/posts/2024-09/4a8f9baf4a_4.webp)
А возвращаясь к ярославской переделке ЧС2К, можно смело сказать, что со своей задачей временного варианта решения локомотивы справились в полной мере. Они честно трудились до начала текущего десятилетия, и только в течение последних лет стартовало их активное списание и отправка на покой. Кстати, ниже вы можете ознакомиться с некоторыми показателями техники:
✅ высота – 3,67 и
✅ длина – 18,78 м
✅ ширина – 3,13 м
✅ максимальная скорость – 160 км/ч
✅ служебная масса – 128 т
Во время реконструкции внешность исходных ЧС2 претерпела кардинальные изменения. То же самое можно сказать и о многих элементах внутренней начинки. В то же время мощностные характеристики остались примерно на том же уровне, чего вполне хватало для текущих условий использования в скоростном пассажирском сообщении:
✅ тип примененных ТЭД – AL-4846eT (коллекторные)
✅ общая их длительная мощность – 3798 кВт (часовая – 4200)
✅ род используемого тока – постоянный, напряжением 3 кВ
Уже к началу 20-х в непосредственной эксплуатации сохранялось всего 16 единиц ЧС2К, трудившихся в Самаре и паре других локомотивных депо. Кроме того, двадцать девять электровозов находилось на консервации, в полной готовности в любой момент вернуться в строй.
![](/uploads/posts/2024-09/36811570a2_5.webp)
Но эпоха чехословацких «чебурашек» (пусть даже и в реконструированном состоянии) стремительно приближалась к своему завершению. Ветераны, честно отдавшие советским (и российским) дорогам полвека своей жизни, вполне достойны того, чтобы уйти на заслуженный покой. К началу этого года все они полностью выведены из использования. Лишь борт № 931 остался в резерве депо Барабинск, а № 712 стал экспонатом Музея Московской железной дороги.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
![Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России](/uploads/mini/shortstory/c71/b538ab2b7d52fc718480e48b7bfb1.jpg)
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
![Как в Китае плавают над горами Как в Китае плавают над горами](/uploads/mini/shortstory/b75/473827c7a4049def05168a4a59898.jpg)
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
![Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали](/uploads/mini/shortstory/f4e/0a6c802d313cf20952c700ede0620.jpg)
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
![Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей](/uploads/mini/shortstory/702/b9e35595cb8017e20d238ed110370.jpg)
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
![В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus](/uploads/mini/shortstory/2aa/036ad3b93b918e7b2bd4112b8781c.jpg)
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
![Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива» Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»](/uploads/mini/shortstory/b67/400737435ccdf859f3548a4e30c37.jpg)
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
![Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос](/uploads/mini/shortstory/a2f/19d4ab5e5707405d3dbd098bee6a6.jpg)
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
![Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России](/uploads/mini/shortstory/377/8353d9aa213656d5387ace1d4b5a4.jpg)
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
![Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть](/uploads/mini/shortstory/cdb/cc77e6e912376313a28743d816221.jpg)
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
![Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка» Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»](/uploads/mini/shortstory/e7f/c721ddea3b66f5886d2ae560031b9.jpg)
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
![Как «КАМАЗ» делает новые дизели Как «КАМАЗ» делает новые дизели](/uploads/mini/shortstory/5e9/53c2b3540a7b510b5ab33010694f3.jpg)
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
![Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке» Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»](/uploads/mini/shortstory/77c/db350e0ec05a4f0fb0dbf623fe2bf.jpg)
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
![Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров](/uploads/mini/shortstory/c26/4cecb78f505d96152be326b486255.jpg)
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
![Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня](/uploads/mini/shortstory/2a3/6c8466dc7bb0631998452416fbcf4.jpg)
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
![Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с. Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.](/uploads/mini/shortstory/49f/49647292c01735f1bf4a6cac2ce4b.jpg)
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
![Деревянный поезд в джунглях Эквадора Деревянный поезд в джунглях Эквадора](/uploads/mini/shortstory/fef/3fc509da0afbbd529d308fa05be43.jpg)
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...