Дефицит дальнобойщиков в России: даже зарплата в 140 тысяч не может повлиять на нехватку кадров
В последние годы логистические компании стали испытывать острую нехватку водителей большегрузов. В этом году дефицит поднялся на рекордные 50%. Не помогает рост зарплат и улучшение условий труда. Средний возраст наших дальнобойщиков давно превысил 54 года, а молодые люди не стремятся идти в профессию.
Эксперты прогнозируют еще большее ухудшение ситуации. Эта проблема приводит к удорожанию грузоперевозок и, как следствие, к повышению цен на полках наших магазинов. Решили разобраться с причинами сложившегося дефицита кадров.
В 2024 году средняя зарплата дальнобойщика выросла до 125 тыс. рублей. Некоторые компании предлагают и больший доход. Пожалуй, это одна из самых очевидных мер привлечения новых водителей.
Для российских экономических реалий – неплохая зарплата. Но нужно понимать, что обещанные 125 тыс. и больше можно получать только в том случае, если дальнобойщик буквально живет в своем тягаче. Это длительные командировки и пробеги по несколько тысяч километров ежемесячно.
Те же деньги человек может зарабатывать, работая на заводе или водителем небольшого грузовика. Только в этом случае график будет нормирован, а труд не так будет связан с повышенным риском.
Для сравнения, посмотрим на зарплаты дальнобойщиков в других странах. В Европе водители большегрузов получают от 2 до 3,6 тыс. евро в месяц. В США – 4 тыс. долларов. А вот в Китае средний доход не превышает среднероссийские показатели. Однако из-за большого населения, отрасль не испытывает дефицита кадров.
Сегодня только половина российских автошкол готовит водителей категорий «C» и «CE». Стоимость обучения начинается от 30 тыс рублей. Продолжительность от 1,5 до 12 месяцев.
Как правило, обучение происходит на устаревших машинах. Автошколы не уделяют большого внимания управлению современными тягачами, не учат заполнять необходимые документы и правильно крепить грузы. Эти навыки в большинстве случаев водители получают уже в рейсах.
Часто дальнобойщик выступает не только водителем, но и экспедитором, механиком, грузчиком или автомойщиком. Особенно это относится к частникам, к тем, кто выполняет заказы на своих машинах. Но нередки случаи, когда даже водители компаний вынуждены выполнять самые разные функции, не связанные с непосредственным вождением фуры от точки «А» до точки «Б».
Все реже можно встретить водителей, работающих в паре. Когда-то это было нормой. Но «оптимизация затрат» сделала свое дело. Логистическим компаниям выгоднее платить повышенную зарплату одному водителю. Это привело к тому, что рейсы в 1 тыс. км и больше выполняются в одиночку. Нередко водителям приходится недосыпать, чтобы доставить груз в назначенное время.
Профессия связана с большими рисками для жизни и здоровья. Отправляясь в рейс, нет никаких гарантий, что с машиной ничего не случится. Лопнувшее колесо – одна из самых частых поломок. И вот, водитель остается один на один с проблемой где-нибудь на обочине.
Очевидно, что повышение зарплат дальнобойщиков не приводит к результату. Возможно, двукратное увеличение как-то улучшит ситуацию, но это незамедлительно приведет к удорожанию грузоперевозок и отразится на ценах в магазинах.
Крупные компании уже сейчас думают над усовершенствованием программы подготовки водителей, а также прорабатывают меры поддержки. Одно из предложений – субсидии на грузоперевозки от государства, которые позволят увеличить зарплаты, но не повышать цены на услуги.
Учитывая, что в России около 2 млн. дальнобойщиков, речь может идти о десятках миллиардов рублей. Есть ли у государства такие деньги для субсидий – большой вопрос.
Еще одним вариантом выхода из кризиса могло бы стать привлечение трудовых мигрантов. Но и этот сегмент рынка сегодня также в дефиците. Грузоперевозчикам необходимо применять срочные меры для ликвидации дефицита кадров. И одним только повышением зарплат дело не обойдется.
Необходима модернизация всей системы. В том числе и полное техническое обеспечение – помощь водителям на дорогах в случае поломок. Такая модель уже давно работает в США и странах Западной Европы. Если машина пробивает колесо, водителю не нужно брать домкрат и ключ. Достаточно лишь передать необходимую информацию в диспетчерскую. Уже через пару часов на место прибывает бригада механиков, которая и производит ремонт.
Изменится ли ситуация на рынке грузоперевозок – покажет время. Мы же благодарим водителей большегрузов за их нелегкий труд и желаем удачи на дорогах.
Эксперты прогнозируют еще большее ухудшение ситуации. Эта проблема приводит к удорожанию грузоперевозок и, как следствие, к повышению цен на полках наших магазинов. Решили разобраться с причинами сложившегося дефицита кадров.
Сколько получают дальнобойщики
В 2024 году средняя зарплата дальнобойщика выросла до 125 тыс. рублей. Некоторые компании предлагают и больший доход. Пожалуй, это одна из самых очевидных мер привлечения новых водителей.
Для российских экономических реалий – неплохая зарплата. Но нужно понимать, что обещанные 125 тыс. и больше можно получать только в том случае, если дальнобойщик буквально живет в своем тягаче. Это длительные командировки и пробеги по несколько тысяч километров ежемесячно.
Тягач FAW. Фото: rutube.ru
Те же деньги человек может зарабатывать, работая на заводе или водителем небольшого грузовика. Только в этом случае график будет нормирован, а труд не так будет связан с повышенным риском.
Для сравнения, посмотрим на зарплаты дальнобойщиков в других странах. В Европе водители большегрузов получают от 2 до 3,6 тыс. евро в месяц. В США – 4 тыс. долларов. А вот в Китае средний доход не превышает среднероссийские показатели. Однако из-за большого населения, отрасль не испытывает дефицита кадров.
Долго и дорого учиться
Сегодня только половина российских автошкол готовит водителей категорий «C» и «CE». Стоимость обучения начинается от 30 тыс рублей. Продолжительность от 1,5 до 12 месяцев.
Как правило, обучение происходит на устаревших машинах. Автошколы не уделяют большого внимания управлению современными тягачами, не учат заполнять необходимые документы и правильно крепить грузы. Эти навыки в большинстве случаев водители получают уже в рейсах.
Трудная профессия
Часто дальнобойщик выступает не только водителем, но и экспедитором, механиком, грузчиком или автомойщиком. Особенно это относится к частникам, к тем, кто выполняет заказы на своих машинах. Но нередки случаи, когда даже водители компаний вынуждены выполнять самые разные функции, не связанные с непосредственным вождением фуры от точки «А» до точки «Б».
Тягач Volvo. Фото: rutube.ru
Все реже можно встретить водителей, работающих в паре. Когда-то это было нормой. Но «оптимизация затрат» сделала свое дело. Логистическим компаниям выгоднее платить повышенную зарплату одному водителю. Это привело к тому, что рейсы в 1 тыс. км и больше выполняются в одиночку. Нередко водителям приходится недосыпать, чтобы доставить груз в назначенное время.
Профессия связана с большими рисками для жизни и здоровья. Отправляясь в рейс, нет никаких гарантий, что с машиной ничего не случится. Лопнувшее колесо – одна из самых частых поломок. И вот, водитель остается один на один с проблемой где-нибудь на обочине.
Возможные пути решения проблемы
Очевидно, что повышение зарплат дальнобойщиков не приводит к результату. Возможно, двукратное увеличение как-то улучшит ситуацию, но это незамедлительно приведет к удорожанию грузоперевозок и отразится на ценах в магазинах.
Крупные компании уже сейчас думают над усовершенствованием программы подготовки водителей, а также прорабатывают меры поддержки. Одно из предложений – субсидии на грузоперевозки от государства, которые позволят увеличить зарплаты, но не повышать цены на услуги.
Фуры на трассе. Фото: rutube.ru
Учитывая, что в России около 2 млн. дальнобойщиков, речь может идти о десятках миллиардов рублей. Есть ли у государства такие деньги для субсидий – большой вопрос.
Еще одним вариантом выхода из кризиса могло бы стать привлечение трудовых мигрантов. Но и этот сегмент рынка сегодня также в дефиците. Грузоперевозчикам необходимо применять срочные меры для ликвидации дефицита кадров. И одним только повышением зарплат дело не обойдется.
Грузовой полуприцеп и тягач «Камаз». Фото: rutube.ru
Необходима модернизация всей системы. В том числе и полное техническое обеспечение – помощь водителям на дорогах в случае поломок. Такая модель уже давно работает в США и странах Западной Европы. Если машина пробивает колесо, водителю не нужно брать домкрат и ключ. Достаточно лишь передать необходимую информацию в диспетчерскую. Уже через пару часов на место прибывает бригада механиков, которая и производит ремонт.
Изменится ли ситуация на рынке грузоперевозок – покажет время. Мы же благодарим водителей большегрузов за их нелегкий труд и желаем удачи на дорогах.
- Карпов Андрей
- rutube.ru
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....