«Олдскульный байк», или советская юность на мопеде Riga-13
1 461

«Олдскульный байк», или советская юность на мопеде Riga-13

В СССР мопеды стоили, в среднем, 105-115 руб. Рижские модели дороже: обычная версия 155 руб., варианты с одним или двумя зеркалами заднего вида 160-165 руб. «Опции» влетали в копеечку – 5 руб. Рука по привычке чуть не набрала «тысяч».


От 19 000 до 25 000 бэушный, чиненный-перечиненный, но «в рабочем состоянии», мопед торгуется сегодня. А тогда и 100 рублей были деньги. Не всякое «мам, купииии» исполнялось. Так что владельца мопеда «Рига-13» относили если не к богачам, то к крепким середнякам.

Мопеды в СССР


«Везет чуваку, родаки у него мохнатые». Так сказал бы юнец 70-80-х, тихо завидуя дворовому дружбану, которому купили мопед. Не тачка, но все же… Хотя, какой он друг после этого? Покататься не выпросишь. Лизнуть мороженое, откусить бутерброд – это пожалуйста. А тут: «Шнурки в стакане, увидят, заругают». Ну, или примерно так.

«Олдскульный байк», или советская юность на мопеде Riga-13 «Рига-13» – мопед производства завода «Красная Звезда», Латвия. Фото: YouTube.com

Советские мопеды были накрепко связаны с юностью. Транспортное средство предназначали молодой аудитории. Ни прав с категориями, ни техосмотров, обязательной страховки и постановки на учет в ГАИ не требовалось. Десятилетний пацан мог выписывать на велике с моторчиком. А года через три уже катал «герлу».

Учитывая дефицит автомобилей, потребность в легком мототранспорте в Советском Союзе была высокой. Но и насыщенность рынка неплохой. В секторе работали Харьковский, Львовский и Рижский мотозаводы, предприятие в Коврове, Шяуляйский велосипедно-моторный. Однако крупнейшее производство было сосредоточено в Латвии. О его продукте и поговорим. Но сначала посмотрим, кто, что, когда?

Пляшем от велосипедов


Не очень глубоко копнем вглубь веков, чтобы вспомнить, чья голова придумала велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной энергией владельца. Историки называют имя немецкого профессора Карла фон Дреза из Карлсруэ. Двухколесную диковину барон запатентовал в 1817 году. Самокат, названный «машиной для бега», тоже соорудил он двумя годами позже.

Бензобак на Riga-13 расположен как на мотоцикле – спереди. Фото: YouTube.com

Тут, правда, возник спор: наши называют мастерового с тагильских заводов Ефима Артамонова. Крепостной, мол, изобрел велосипед еще в 1800-ом. Но доказательств по сей день не представили.

Тема велосипедов крайне увлекательная. Вспомнились забавные модели с несоразмерными, разновеликими колесами. Схема называлась «пенни-фартинг»: первая монета намного превышала вторую. Восседали на них джентльмены в котелках и жестких крахмальных воротничках. Дамам в пышных юбках не приличествовало седлать «пенни-фартинг».

Французский след


Однако, рискуя увлечься машинами с ножным приводом, поспешим перейти к Жоржу Готье и его работе 1902 года. Экспериментов и инноваций на базе велосипеда было множество. Но, как утверждают дотошные летописцы отрасли, французский инженер первым изобрел то, что является мопедом в современном понимании.

Riga-13 – малокубатурное транспортное средство. Фото: YouTube.com

Конструкция Ж. Готье выглядела просто, автор дал ей название «авто-кресло». Жорж соорудил удобное сиденье с подлокотниками и высокой спинкой. Под креслом разместил двигатель, который запускался от вращения традиционных педалей. Для удобства посадки разработчик оставил свободное место между силовой установкой и рулевой колонкой. Опля! Вот и мопед – мотор плюс педали.

Привычное уху слово выбирали, между прочим, всем миром на конкурсной основе. Событие с окончательным утверждением термина произошло на международной выставке веломототехники IFMA в 1953 году. Победили шведы, сложив первые слоги от «Motor» и «Pedal».

Одноцилиндровый 2-тактный мотор мопеда «Рига-13» объемом 45,5 см3. Фото: YouTube.com

Так и родился новый транспортный класс. А до середины прошлого века конструкцию называли «мотовелосипед». В технической документации значилось «велосипед со вспомогательным двигателем». Тогда же, на выставке, определили ПДД, объем двигателя не более 50 см3, скорость в пределах 50 км/ч и вес изделия порядка 30 кг.

«Рига-13»: о предприятии


В Европе бум мопедостроения пришелся на послевоенные годы: граждане остро нуждались в недорогих средствах передвижения. Под эту волну попал и Советский Союз. Выстроили в Латвии завод «Саркана звайгзне» – «Красная Звезда». Базой послужило частное предприятие г-на Г. Эренгрейса по выпуску велосипедов, национализированное в 1940-ом. Так что профиль менять не пришлось.

Riga-13: когда пешком далеко, на велосипеде трудно. Фото: YouTube.com

Производство было успешным и процветающим по 90-е годы. Часть продукции шла на экспорт. Мопеды линейки «Рига» выходили с 1958-го по 1998 год. Общее количество за советский период с трудом поддается исчислению: только в 1990-ом оно составило 174 169 единиц. После распада Союза фабрика еще поработала какое-то время. Теперь бывшая технологическая роскошь лежит в руинах.

Обзор Riga-13


Модельный ряд малокубатурной техники «Рига» широк. Предприятие постоянно совершенствовало аппарат, начиная от рамной конструкции, заканчивая двигателями. Первый опыт 1958-го был неудачным, поэтому разработчики побывали на чешской Jawa, где детально ознакомились с продуктом. Дома построили практически клон «Явы».

Выхлопная система мопеда Riga-13 с длинным глушителем. Фото: YouTube.com

Самым массовым из «Риг» стал вариант 1983 года под индексом 13. Последние экземпляры собирали в момент закрытия завода, поэтому «в рабочем состоянии» мопедов на вторичке еще действительно много. Над моделью Riga-13 производитель работал серьезно, так как рынок испытывал переизбыток товара. Пользователя нужно было удивлять и радовать.

Конструктив оставался общим для односкоростных (без коробки передач) аппаратов: трубчатая рама, руль, педали. Также 1-цилиндровый 2-тактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением. Ну, и цепная передача от педалей и движка на заднее колесо. Здесь установлены, соответственно, две пары звездочек: для мотопривода и педалей.

Под левой рукой владельца расположена ручка сцепления. Правая ручка мопеда (газ) вращается, управляя дроссельной заслонкой карбюратора. То есть скорость регулируется правой рукой.

Органы управления Riga-13: слева – сцепление, справа – газ. Фото: YouTube.com

Двигатель запускаем следующим образом: выжимаем сцепление, крутим педали. Набрав некоторую скорость, отпускаем сцепление – вал мотора начинает вращаться. Теперь едем на двигателе, газуем.

В гору моторчик не тянет, поэтому помогаем педалями. Отсюда, кстати, шутка о трех скоростях Riga-13: на первой – катишь мопед сам, на второй – крутишь педали, на третьей – едешь на двигателе. Во время кратковременной остановки агрегат не глушим: просто выжимаем сцепление. А газанув, трогаемся с места.

Особенности модели


Дизайн мопеда «Рига-13» выглядел современным и притягательным для тинейджеров 80-х. Высокий руль как у байков, телескопическая вилка с пружинными амортизаторами и фарой. Сзади тоже фонарь, но амортизаторов нет. Езду по ухабам спасает пружина под седлом. Кто побогаче, брали мопеды с зеркалами заднего вида.

Багажник мопеда Riga-13. Фото: YouTube.com

Модель в цифрах:

✅ Бензобак – емкость 5,5 л, установка спереди
✅ Расход топлива – 2,2 л/100 км
✅ Двигатель – Д-4, Д-6, Д-8 объемом 45,5 см3
✅ Мощность – 1-2,3 л. с.
✅ Скорость – 40-50 км/ч в зависимости от движка
✅ Колеса – 19 дюймов

Карбюратор – К-34 Б, выхлопная труба снабжена длинным глушителем. Для перевозки вещей (или чувих) предусмотрен багажник.

19-дюймовое колесо Riga-13. Фото: YouTube.com

Подытожим словами благодарности производителю. Вещь была функциональной, модной. Чего стоила двухцветная окраска некоторых моделей. Проблемы?.. Их создавали юные безбашенные пользователи, когда перед подружками рисовались. А солидные люди берегли технику, ухаживали на уровне смазал/подтянул. Riga-13 – отличная вещь на случай, когда пешком далеко, на велике трудно…
А вам знаком мопед «Рига-13»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас