«Олдскульный байк», или советская юность на мопеде Riga-13
В СССР мопеды стоили, в среднем, 105-115 руб. Рижские модели дороже: обычная версия 155 руб., варианты с одним или двумя зеркалами заднего вида 160-165 руб. «Опции» влетали в копеечку – 5 руб. Рука по привычке чуть не набрала «тысяч».
От 19 000 до 25 000 бэушный, чиненный-перечиненный, но «в рабочем состоянии», мопед торгуется сегодня. А тогда и 100 рублей были деньги. Не всякое «мам, купииии» исполнялось. Так что владельца мопеда «Рига-13» относили если не к богачам, то к крепким середнякам.
«Везет чуваку, родаки у него мохнатые». Так сказал бы юнец 70-80-х, тихо завидуя дворовому дружбану, которому купили мопед. Не тачка, но все же… Хотя, какой он друг после этого? Покататься не выпросишь. Лизнуть мороженое, откусить бутерброд – это пожалуйста. А тут: «Шнурки в стакане, увидят, заругают». Ну, или примерно так.
Советские мопеды были накрепко связаны с юностью. Транспортное средство предназначали молодой аудитории. Ни прав с категориями, ни техосмотров, обязательной страховки и постановки на учет в ГАИ не требовалось. Десятилетний пацан мог выписывать на велике с моторчиком. А года через три уже катал «герлу».
Учитывая дефицит автомобилей, потребность в легком мототранспорте в Советском Союзе была высокой. Но и насыщенность рынка неплохой. В секторе работали Харьковский, Львовский и Рижский мотозаводы, предприятие в Коврове, Шяуляйский велосипедно-моторный. Однако крупнейшее производство было сосредоточено в Латвии. О его продукте и поговорим. Но сначала посмотрим, кто, что, когда?
Не очень глубоко копнем вглубь веков, чтобы вспомнить, чья голова придумала велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной энергией владельца. Историки называют имя немецкого профессора Карла фон Дреза из Карлсруэ. Двухколесную диковину барон запатентовал в 1817 году. Самокат, названный «машиной для бега», тоже соорудил он двумя годами позже.
Тут, правда, возник спор: наши называют мастерового с тагильских заводов Ефима Артамонова. Крепостной, мол, изобрел велосипед еще в 1800-ом. Но доказательств по сей день не представили.
Тема велосипедов крайне увлекательная. Вспомнились забавные модели с несоразмерными, разновеликими колесами. Схема называлась «пенни-фартинг»: первая монета намного превышала вторую. Восседали на них джентльмены в котелках и жестких крахмальных воротничках. Дамам в пышных юбках не приличествовало седлать «пенни-фартинг».
Однако, рискуя увлечься машинами с ножным приводом, поспешим перейти к Жоржу Готье и его работе 1902 года. Экспериментов и инноваций на базе велосипеда было множество. Но, как утверждают дотошные летописцы отрасли, французский инженер первым изобрел то, что является мопедом в современном понимании.
Конструкция Ж. Готье выглядела просто, автор дал ей название «авто-кресло». Жорж соорудил удобное сиденье с подлокотниками и высокой спинкой. Под креслом разместил двигатель, который запускался от вращения традиционных педалей. Для удобства посадки разработчик оставил свободное место между силовой установкой и рулевой колонкой. Опля! Вот и мопед – мотор плюс педали.
Привычное уху слово выбирали, между прочим, всем миром на конкурсной основе. Событие с окончательным утверждением термина произошло на международной выставке веломототехники IFMA в 1953 году. Победили шведы, сложив первые слоги от «Motor» и «Pedal».
Так и родился новый транспортный класс. А до середины прошлого века конструкцию называли «мотовелосипед». В технической документации значилось «велосипед со вспомогательным двигателем». Тогда же, на выставке, определили ПДД, объем двигателя не более 50 см3, скорость в пределах 50 км/ч и вес изделия порядка 30 кг.
В Европе бум мопедостроения пришелся на послевоенные годы: граждане остро нуждались в недорогих средствах передвижения. Под эту волну попал и Советский Союз. Выстроили в Латвии завод «Саркана звайгзне» – «Красная Звезда». Базой послужило частное предприятие г-на Г. Эренгрейса по выпуску велосипедов, национализированное в 1940-ом. Так что профиль менять не пришлось.
Производство было успешным и процветающим по 90-е годы. Часть продукции шла на экспорт. Мопеды линейки «Рига» выходили с 1958-го по 1998 год. Общее количество за советский период с трудом поддается исчислению: только в 1990-ом оно составило 174 169 единиц. После распада Союза фабрика еще поработала какое-то время. Теперь бывшая технологическая роскошь лежит в руинах.
Модельный ряд малокубатурной техники «Рига» широк. Предприятие постоянно совершенствовало аппарат, начиная от рамной конструкции, заканчивая двигателями. Первый опыт 1958-го был неудачным, поэтому разработчики побывали на чешской Jawa, где детально ознакомились с продуктом. Дома построили практически клон «Явы».
Самым массовым из «Риг» стал вариант 1983 года под индексом 13. Последние экземпляры собирали в момент закрытия завода, поэтому «в рабочем состоянии» мопедов на вторичке еще действительно много. Над моделью Riga-13 производитель работал серьезно, так как рынок испытывал переизбыток товара. Пользователя нужно было удивлять и радовать.
Конструктив оставался общим для односкоростных (без коробки передач) аппаратов: трубчатая рама, руль, педали. Также 1-цилиндровый 2-тактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением. Ну, и цепная передача от педалей и движка на заднее колесо. Здесь установлены, соответственно, две пары звездочек: для мотопривода и педалей.
Под левой рукой владельца расположена ручка сцепления. Правая ручка мопеда (газ) вращается, управляя дроссельной заслонкой карбюратора. То есть скорость регулируется правой рукой.
Двигатель запускаем следующим образом: выжимаем сцепление, крутим педали. Набрав некоторую скорость, отпускаем сцепление – вал мотора начинает вращаться. Теперь едем на двигателе, газуем.
В гору моторчик не тянет, поэтому помогаем педалями. Отсюда, кстати, шутка о трех скоростях Riga-13: на первой – катишь мопед сам, на второй – крутишь педали, на третьей – едешь на двигателе. Во время кратковременной остановки агрегат не глушим: просто выжимаем сцепление. А газанув, трогаемся с места.
Дизайн мопеда «Рига-13» выглядел современным и притягательным для тинейджеров 80-х. Высокий руль как у байков, телескопическая вилка с пружинными амортизаторами и фарой. Сзади тоже фонарь, но амортизаторов нет. Езду по ухабам спасает пружина под седлом. Кто побогаче, брали мопеды с зеркалами заднего вида.
Модель в цифрах:
✅ Бензобак – емкость 5,5 л, установка спереди
✅ Расход топлива – 2,2 л/100 км
✅ Двигатель – Д-4, Д-6, Д-8 объемом 45,5 см3
✅ Мощность – 1-2,3 л. с.
✅ Скорость – 40-50 км/ч в зависимости от движка
✅ Колеса – 19 дюймов
Карбюратор – К-34 Б, выхлопная труба снабжена длинным глушителем. Для перевозки вещей (или чувих) предусмотрен багажник.
Подытожим словами благодарности производителю. Вещь была функциональной, модной. Чего стоила двухцветная окраска некоторых моделей. Проблемы?.. Их создавали юные безбашенные пользователи, когда перед подружками рисовались. А солидные люди берегли технику, ухаживали на уровне смазал/подтянул. Riga-13 – отличная вещь на случай, когда пешком далеко, на велике трудно…
От 19 000 до 25 000 бэушный, чиненный-перечиненный, но «в рабочем состоянии», мопед торгуется сегодня. А тогда и 100 рублей были деньги. Не всякое «мам, купииии» исполнялось. Так что владельца мопеда «Рига-13» относили если не к богачам, то к крепким середнякам.
Мопеды в СССР
«Везет чуваку, родаки у него мохнатые». Так сказал бы юнец 70-80-х, тихо завидуя дворовому дружбану, которому купили мопед. Не тачка, но все же… Хотя, какой он друг после этого? Покататься не выпросишь. Лизнуть мороженое, откусить бутерброд – это пожалуйста. А тут: «Шнурки в стакане, увидят, заругают». Ну, или примерно так.
«Рига-13» – мопед производства завода «Красная Звезда», Латвия. Фото: YouTube.com
Советские мопеды были накрепко связаны с юностью. Транспортное средство предназначали молодой аудитории. Ни прав с категориями, ни техосмотров, обязательной страховки и постановки на учет в ГАИ не требовалось. Десятилетний пацан мог выписывать на велике с моторчиком. А года через три уже катал «герлу».
Учитывая дефицит автомобилей, потребность в легком мототранспорте в Советском Союзе была высокой. Но и насыщенность рынка неплохой. В секторе работали Харьковский, Львовский и Рижский мотозаводы, предприятие в Коврове, Шяуляйский велосипедно-моторный. Однако крупнейшее производство было сосредоточено в Латвии. О его продукте и поговорим. Но сначала посмотрим, кто, что, когда?
Пляшем от велосипедов
Не очень глубоко копнем вглубь веков, чтобы вспомнить, чья голова придумала велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной энергией владельца. Историки называют имя немецкого профессора Карла фон Дреза из Карлсруэ. Двухколесную диковину барон запатентовал в 1817 году. Самокат, названный «машиной для бега», тоже соорудил он двумя годами позже.
Бензобак на Riga-13 расположен как на мотоцикле – спереди. Фото: YouTube.com
Тут, правда, возник спор: наши называют мастерового с тагильских заводов Ефима Артамонова. Крепостной, мол, изобрел велосипед еще в 1800-ом. Но доказательств по сей день не представили.
Тема велосипедов крайне увлекательная. Вспомнились забавные модели с несоразмерными, разновеликими колесами. Схема называлась «пенни-фартинг»: первая монета намного превышала вторую. Восседали на них джентльмены в котелках и жестких крахмальных воротничках. Дамам в пышных юбках не приличествовало седлать «пенни-фартинг».
Французский след
Однако, рискуя увлечься машинами с ножным приводом, поспешим перейти к Жоржу Готье и его работе 1902 года. Экспериментов и инноваций на базе велосипеда было множество. Но, как утверждают дотошные летописцы отрасли, французский инженер первым изобрел то, что является мопедом в современном понимании.
Riga-13 – малокубатурное транспортное средство. Фото: YouTube.com
Конструкция Ж. Готье выглядела просто, автор дал ей название «авто-кресло». Жорж соорудил удобное сиденье с подлокотниками и высокой спинкой. Под креслом разместил двигатель, который запускался от вращения традиционных педалей. Для удобства посадки разработчик оставил свободное место между силовой установкой и рулевой колонкой. Опля! Вот и мопед – мотор плюс педали.
Привычное уху слово выбирали, между прочим, всем миром на конкурсной основе. Событие с окончательным утверждением термина произошло на международной выставке веломототехники IFMA в 1953 году. Победили шведы, сложив первые слоги от «Motor» и «Pedal».
Одноцилиндровый 2-тактный мотор мопеда «Рига-13» объемом 45,5 см3. Фото: YouTube.com
Так и родился новый транспортный класс. А до середины прошлого века конструкцию называли «мотовелосипед». В технической документации значилось «велосипед со вспомогательным двигателем». Тогда же, на выставке, определили ПДД, объем двигателя не более 50 см3, скорость в пределах 50 км/ч и вес изделия порядка 30 кг.
«Рига-13»: о предприятии
В Европе бум мопедостроения пришелся на послевоенные годы: граждане остро нуждались в недорогих средствах передвижения. Под эту волну попал и Советский Союз. Выстроили в Латвии завод «Саркана звайгзне» – «Красная Звезда». Базой послужило частное предприятие г-на Г. Эренгрейса по выпуску велосипедов, национализированное в 1940-ом. Так что профиль менять не пришлось.
Riga-13: когда пешком далеко, на велосипеде трудно. Фото: YouTube.com
Производство было успешным и процветающим по 90-е годы. Часть продукции шла на экспорт. Мопеды линейки «Рига» выходили с 1958-го по 1998 год. Общее количество за советский период с трудом поддается исчислению: только в 1990-ом оно составило 174 169 единиц. После распада Союза фабрика еще поработала какое-то время. Теперь бывшая технологическая роскошь лежит в руинах.
Обзор Riga-13
Модельный ряд малокубатурной техники «Рига» широк. Предприятие постоянно совершенствовало аппарат, начиная от рамной конструкции, заканчивая двигателями. Первый опыт 1958-го был неудачным, поэтому разработчики побывали на чешской Jawa, где детально ознакомились с продуктом. Дома построили практически клон «Явы».
Выхлопная система мопеда Riga-13 с длинным глушителем. Фото: YouTube.com
Самым массовым из «Риг» стал вариант 1983 года под индексом 13. Последние экземпляры собирали в момент закрытия завода, поэтому «в рабочем состоянии» мопедов на вторичке еще действительно много. Над моделью Riga-13 производитель работал серьезно, так как рынок испытывал переизбыток товара. Пользователя нужно было удивлять и радовать.
Конструктив оставался общим для односкоростных (без коробки передач) аппаратов: трубчатая рама, руль, педали. Также 1-цилиндровый 2-тактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением. Ну, и цепная передача от педалей и движка на заднее колесо. Здесь установлены, соответственно, две пары звездочек: для мотопривода и педалей.
Под левой рукой владельца расположена ручка сцепления. Правая ручка мопеда (газ) вращается, управляя дроссельной заслонкой карбюратора. То есть скорость регулируется правой рукой.
Органы управления Riga-13: слева – сцепление, справа – газ. Фото: YouTube.com
Двигатель запускаем следующим образом: выжимаем сцепление, крутим педали. Набрав некоторую скорость, отпускаем сцепление – вал мотора начинает вращаться. Теперь едем на двигателе, газуем.
В гору моторчик не тянет, поэтому помогаем педалями. Отсюда, кстати, шутка о трех скоростях Riga-13: на первой – катишь мопед сам, на второй – крутишь педали, на третьей – едешь на двигателе. Во время кратковременной остановки агрегат не глушим: просто выжимаем сцепление. А газанув, трогаемся с места.
Особенности модели
Дизайн мопеда «Рига-13» выглядел современным и притягательным для тинейджеров 80-х. Высокий руль как у байков, телескопическая вилка с пружинными амортизаторами и фарой. Сзади тоже фонарь, но амортизаторов нет. Езду по ухабам спасает пружина под седлом. Кто побогаче, брали мопеды с зеркалами заднего вида.
Багажник мопеда Riga-13. Фото: YouTube.com
Модель в цифрах:
✅ Бензобак – емкость 5,5 л, установка спереди
✅ Расход топлива – 2,2 л/100 км
✅ Двигатель – Д-4, Д-6, Д-8 объемом 45,5 см3
✅ Мощность – 1-2,3 л. с.
✅ Скорость – 40-50 км/ч в зависимости от движка
✅ Колеса – 19 дюймов
Карбюратор – К-34 Б, выхлопная труба снабжена длинным глушителем. Для перевозки вещей (или чувих) предусмотрен багажник.
19-дюймовое колесо Riga-13. Фото: YouTube.com
Подытожим словами благодарности производителю. Вещь была функциональной, модной. Чего стоила двухцветная окраска некоторых моделей. Проблемы?.. Их создавали юные безбашенные пользователи, когда перед подружками рисовались. А солидные люди берегли технику, ухаживали на уровне смазал/подтянул. Riga-13 – отличная вещь на случай, когда пешком далеко, на велике трудно…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...