
Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга: через пятимиллионный мегаполис за 30 минут
Мы часто видим новости и слышим про большие инфраструктурные проекты, которые реализуются в Москве и области. Ежегодно в столичном регионе сдаются десятки объектов: строят хорды, дублеры, расширяют наиболее загруженные шоссе, возводят новые многоуровневые развязки.
Но далеко не только в Москве модернизируется транспортная инфраструктура. В Санкт-Петербурге тоже есть интересная магистраль, которая перераспределила потоки и повысила доступность сразу нескольких районов города. Это Западный скоростной диаметр (ЗСД), платная автомагистраль, протяженностью 46,6 км.
О необходимости строительства диаметральной трассы через Санкт-Петербург заговорили еще в начале 2000-х. Параллельно с этим власти запустили проект по возведению кольцевой автодороги. Опыт Москвы показал, что современным российским городам-миллионникам необходимы трассы по типу МКАД, когда грузовой и транзитный транспорт обходит стороной центральные районы.
Питерский КАД «замкнули» только в 2011 году. Но уже тогда было понятно, что его пропускной способности не хватает. Нужно было возвращаться к проекту скоростного диаметра.
Строительство ЗСД. Фото: vk.com/video
Еще в 2008 году открыли первый участок будущей ЗСД в Юго-Западной части Санкт-Петербурга. В 2012-2013 годах продолжалось строительство других южных и северных отрезков трассы. Но самое сложное было впереди.
Центральный участок ЗСД должен был пройти над водами Финского залива. Перед инженерами стояла сложная задача по проектированию нескольких мостов, эстакад и развязок.
ЗСД на карте Санкт-Петербурга. Фото: yandex.ru/maps
В 2013 году началась активная фаза строительства последнего участка ЗСД. Трассу полностью открыли в 2016 году. Проект в значительной мере изменил архитектуру города и позволил перераспределить транспортные потоки.
На некоторых участках ЗСД применялись уникальные технологии проектирования и строительства. Например, на Южном участке впервые в России обеспечили переход трассы на два уровня. Это позволило сократить площадь и «вместить» магистраль между плотной промышленной застройкой.
Транспортная развязка ЗСД. Фото: vk.com/video
Важными архитектурными объектами стали и вантовые мосты в Центральной части ЗСД. Технология очень распространенная в современной России. Мосты существенно дополнили городской пейзаж западных районов города.
ЗСД значительно упростил проезд через Северную столицу. Магистраль соединила трассы М-12 «Москва – Санкт-Петербург» и А-181 «Скандинавия», идущая до границы с Финляндией.
Кроме того, развитая сеть развязок позволяет жителям Московского, Кировского, Василеостровского и Приморского районов беспрепятственно использовать ЗСД для частных поездок в пределах города. Магистраль имеет от 6 до 8 полос на всем протяжении. На трассе действует ограничение скорости в 110 км/ч.
По расчетам, в 2025 году интенсивность движения превысит 300 тыс. автомобилей в стуки. Самым загруженным считается южный участок ЗСД.
Стоимость проекта составляет 212,7 млрд рублей. Лишь малая часть средств была направлена из городского бюджета. 71 млрд выделили из государственного инвестиционного фонда, еще 108 млрд вложили инвесторы в лице крупных банков и холдингов.
Центр контроля безопасности движения ЗСД. Фото: vk.com/video
Учитывая объем вложенных средств, а также наличие частных инвесторов, проезд по ЗСД предполагает платную основу. Конечная стоимость зависит от класса транспортного средства, времени суток, наличия транспондера и протяженности поездки.
Например, цена проезда на легковой машине днем и без транспондера от юга КАД до конечной точки – поселка Белоостров – составит 1000 рублей. На сайте ЗСД пользователям доступен калькулятор, где можно определить точную стоимость, учитывая все параметры.
Вантовый мост ЗСД. Фото: vk.com/video
Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга стал одним из важнейших инфраструктурных объектов Северной столицы последних десятилетий. Объект снизил нагрузку на КАД и центральные городские проспекты. Однако, с введением в эксплуатацию этого объекта, развитие транспортной связности города не прекратилось.
Уже сегодня в Санкт-Петербурге реализуется проект Восточного скоростного диаметра, который свяжет трассы М-12 и Р-21 «Кола».
Но далеко не только в Москве модернизируется транспортная инфраструктура. В Санкт-Петербурге тоже есть интересная магистраль, которая перераспределила потоки и повысила доступность сразу нескольких районов города. Это Западный скоростной диаметр (ЗСД), платная автомагистраль, протяженностью 46,6 км.
История проекта
О необходимости строительства диаметральной трассы через Санкт-Петербург заговорили еще в начале 2000-х. Параллельно с этим власти запустили проект по возведению кольцевой автодороги. Опыт Москвы показал, что современным российским городам-миллионникам необходимы трассы по типу МКАД, когда грузовой и транзитный транспорт обходит стороной центральные районы.
Питерский КАД «замкнули» только в 2011 году. Но уже тогда было понятно, что его пропускной способности не хватает. Нужно было возвращаться к проекту скоростного диаметра.

Еще в 2008 году открыли первый участок будущей ЗСД в Юго-Западной части Санкт-Петербурга. В 2012-2013 годах продолжалось строительство других южных и северных отрезков трассы. Но самое сложное было впереди.
Центральный участок ЗСД должен был пройти над водами Финского залива. Перед инженерами стояла сложная задача по проектированию нескольких мостов, эстакад и развязок.

В 2013 году началась активная фаза строительства последнего участка ЗСД. Трассу полностью открыли в 2016 году. Проект в значительной мере изменил архитектуру города и позволил перераспределить транспортные потоки.
Технологические решения
На некоторых участках ЗСД применялись уникальные технологии проектирования и строительства. Например, на Южном участке впервые в России обеспечили переход трассы на два уровня. Это позволило сократить площадь и «вместить» магистраль между плотной промышленной застройкой.

Важными архитектурными объектами стали и вантовые мосты в Центральной части ЗСД. Технология очень распространенная в современной России. Мосты существенно дополнили городской пейзаж западных районов города.
Транзитная магистраль
ЗСД значительно упростил проезд через Северную столицу. Магистраль соединила трассы М-12 «Москва – Санкт-Петербург» и А-181 «Скандинавия», идущая до границы с Финляндией.
Кроме того, развитая сеть развязок позволяет жителям Московского, Кировского, Василеостровского и Приморского районов беспрепятственно использовать ЗСД для частных поездок в пределах города. Магистраль имеет от 6 до 8 полос на всем протяжении. На трассе действует ограничение скорости в 110 км/ч.
По расчетам, в 2025 году интенсивность движения превысит 300 тыс. автомобилей в стуки. Самым загруженным считается южный участок ЗСД.
Финансовые затраты ЗСД и платный проезд
Стоимость проекта составляет 212,7 млрд рублей. Лишь малая часть средств была направлена из городского бюджета. 71 млрд выделили из государственного инвестиционного фонда, еще 108 млрд вложили инвесторы в лице крупных банков и холдингов.

Учитывая объем вложенных средств, а также наличие частных инвесторов, проезд по ЗСД предполагает платную основу. Конечная стоимость зависит от класса транспортного средства, времени суток, наличия транспондера и протяженности поездки.
Например, цена проезда на легковой машине днем и без транспондера от юга КАД до конечной точки – поселка Белоостров – составит 1000 рублей. На сайте ЗСД пользователям доступен калькулятор, где можно определить точную стоимость, учитывая все параметры.

Западный скоростной диаметр Санкт-Петербурга стал одним из важнейших инфраструктурных объектов Северной столицы последних десятилетий. Объект снизил нагрузку на КАД и центральные городские проспекты. Однако, с введением в эксплуатацию этого объекта, развитие транспортной связности города не прекратилось.
Уже сегодня в Санкт-Петербурге реализуется проект Восточного скоростного диаметра, который свяжет трассы М-12 и Р-21 «Кола».
- Карпов Андрей
- vk.com/video, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас