Как работают авторефрижераторы и какие виды этой техники бывают
4 298

Как работают авторефрижераторы и какие виды этой техники бывают

Проблема перевозки скоропортящихся продуктов особенно остро обозначилась в 19 веке, когда торговые связи постепенно стали опутывать всю планету. Товары, требующие низкой температуры, перевозили в основном поездами, морскими судами, используя для охлаждения обычный лед, чего было недостаточно. Но первый рефрижератор на машине появился спустя десятилетия после демонстрации первого авто – в 1938 году. Автором изобретения стал Маккинли Джонс (США), запатентовавший через пару лет портативный агрегат для воздушного охлаждения грузов, устанавливаемый на транспортных средствах. Широкое практическое применение такие системы получили уже в годы Второй мировой войны. Это поспособствовало распространению изобретения.


Что представляет собой авторефрижератор


Машина, предназначенная для перевозки скоропортящихся продуктов, имеет серьезные отличия от обычного грузовика:

  • ✅ наличие в специальном отсеке или прицепе холодильного агрегата, работающего автономно или от двигателя машины, АКБ
  • ✅ стены, пол и потолок фургона обшиваются металлическими листами из алюминия либо нержавеющей стали
  • ✅ в качестве теплоизолятора применяют фольгу, пенопласт и пенополиуретан, способствующие не только поддержанию микроклимата в закрытом объеме, но и препятствующие впитыванию запахов продуктов поверхностями грузового отсека


Лучший способ сберечь холод – обработка фургона жидким ППУ, что позволяет сделать грузовой отсек герметичным и не подверженным влиянию извне.

Теплоизоляция фургона под рефрижератор. Фото: YouTube. com


Любой рефрижератор на колесах должен быть сертифицирован, что возможно только при его установке компанией, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае в ГИБДД авто не зарегистрируют.


Европейская классификация


Она действует и на территории России. В соответствии с правилами, холодильный автомобильный агрегат должен удовлетворять требованиям одной из шести групп:

  • ✅ «А» – класс рефрижераторов, используемый для транспортировки молочных продуктов, зелени, фруктов и овощей, лекарств, цветов в диапазоне температур от +12° до 0°
  • ✅ «В» – эти агрегаты востребованы при перевозке мяса, рыбы, молока в условиях от +12° до -10°
  • ✅ «С» – рефрижераторы этого типа подходят для доставки продуктов глубокой заморозки (температура – не ниже -20° и не выше +12°)


Классы D, E и F устанавливают не диапазоны, а предельные значения. Первая группа допускает максимальную температуру в +2°, что позволяет перевозить молочные изделия, лекарства, цветы. Под классом Е подразумевают установки, обеспечивающие в фургоне мороз от -10°. В группе F – агрегаты, поддерживающие температуру не выше -20°, что подходит для транспортировки мяса, рыбы и т. п., подвергшихся глубокой заморозке. Классификационный регламент требует, чтобы определенный микроклимат поддерживался в фургоне в течение 12 ч (не менее) вне зависимости от погоды за бортом.

Некоторые модели рефрижераторов могут работать не только «на холод», но и на «тепло».


Как происходит охлаждение


Наиболее надежный вариант, подходящий для крупных партий грузов объемом не менее 30 куб. м – использование автономного агрегата, работающего на дизельном топливе. В этом случае формирование и поддержание необходимого микроклимата происходит без «участия» автомобильного двигателя. Второй вариант заключается в использовании генератор пикапа или грузовика, когда установка имеет свой компрессор. Обычно такой способ сохранения холода используют, как запасной вариант при ремонте автономного или основного агрегата. Еще один способ поддержки микроклимата – подключение установки к мотору авто посредством ременной передачи. Такой вариант подойдет для маломощных агрегатов при перевозке продукции в пределах одного населенного пункта.

Для рефрижераторов, регулярно передвигающихся в крупных городах, мегаполисах, используют эвтектические системы. Они хорошо работают при поездках по магазинам, когда необходимо регулярно открывать/закрывать двери на непродолжительное время. Здесь для поддержания низкой температуры применяются аккумуляторы холода – плоские модули, заполняемые раствором с солью. Через такую «батарейку» проходит магистраль с хладагентом, соединяющая отдельные блоки с конденсатором. Если подключить систему к обычной сети, соляные плиты заморозятся (на первый раз придется ждать 12 ч, потом 8 ч). Эвтектические системы идеально подходят для развозки мороженого и иных охлажденных продуктов по торговым точкам.

Эвтектический фургон для развоза мороженого. Фото: YouTube. com


Где располагают холодильные установки


Чаще всего используют фронтальное размещение модуля на передней части фургона, прямо над кабиной. Если объем кузова небольшой, установку могут расположить на крыше. Это можно видеть, например, на пикапах и не только.

Холодильная установка крышного типа. Фото: YouTube. com


Иное дело – полуприцепы. Здесь монтируют автономные установки, использующие энергию отдельного дизельного двигателя. Наиболее часто встречающееся месторасположение – «корма» прицепа. Какие автоустановки пользуются в РФ наибольшей популярностью?

Thermo King


Это один из мировых лидеров по производству холодильных агрегатов на колесах. Корпорация предлагает рефрижераторы в трех основных вариантах, различающихся мощностью, способом подключения и предназначенные для машин с разной грузоподъемностью.

Установки класса «В»


Оснащаются тонким испарителем, размещаемым на потолке и не занимающим много места. Данные модели предназначены для авто грузоподъемностью не более 1,5 т. Например, установка В-100-10 работает от аккумулятора и только «на холод» (стоит от 147 тыс. руб.). Агрегат В-100-20 поддерживает температуру -20°, функционирует от той же батареи или сети 220/380 вольт (цена 171 тыс. руб.)

Рефрижераторы класса «С»


Отличаются несложной конструкцией, сравнительно невысокой стоимостью. Агрегаты, работающие «на холод» до 0°, стоят (включая монтаж) от 87,5 до 136 тыс. руб. и используются на авто, перевозящих до 5 т продукции. Модели серии «Се» в своем сегменте считаются самыми производительными. Здесь можно подобрать агрегат для транспортных средств грузоподъемностью от 5 до 15 т. Цена устройства – в пределах 98,5-217 тыс. руб.

Пульт управления установкой Thermo King находится снаружи. Фото: YouTube. com


Установки Arctic


Системы от компании «Автохолод» (РФ) способны охлаждать грузовой отсек до -20°. Характеризуются небольшими габаритами и относительно низкой ценой. Исполнение – фронтальное или крышное. В управлении рефрижератором предусмотрена функция самодиагностики. Стоимость зависит от мощности установки, требуемой температуры в фургоне и составляет от 110 до 170 тыс. руб.

Холодильная система Arctic подойдет и для Lada Largus. Фото: YouTube. com


Оборудование от Zanotti


Это итальянские системы, работающие в автономном режиме, от двигателя машины и электропривода. Оснащение отличается надежностью, качеством и продолжительным ресурсом. Роль хладагента играет безопасный в экологическом плане фреон марки R404A. Итальянские установки подходят к российскому климату, т. к. работают при температуре внешней среды от -45° до +45°. Агрегаты для машин, перевозящих не более 1,5 т, можно купить за 170-250 тыс. руб. Установки, рассчитанные на авто большей грузоподъемности, обойдутся в 330-1140 тыс. руб.

Zanotti на КАМАЗе. Фото: YouTube. com


Шасси


Оно может быть любым: начиная от Laga Largus и заканчивая КАМАЗом. Если говорить о коммерческих автомобилях, то чаще всего в роли авторефрижератора используют Isuzu, Iveco, Hino, Fuso или ГАЗель. Главное при покупке холодильного оборудования – знать объем грузового отсека, учитывать модель авто и специфику использования установки: в небольшом населенном пункте, городе, мегаполисе или для регулярной транспортировки скоропортящегося груза по трассе.
А вы какую холодильную установку купили бы?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас