
Как работают авторефрижераторы и какие виды этой техники бывают
Проблема перевозки скоропортящихся продуктов особенно остро обозначилась в 19 веке, когда торговые связи постепенно стали опутывать всю планету. Товары, требующие низкой температуры, перевозили в основном поездами, морскими судами, используя для охлаждения обычный лед, чего было недостаточно. Но первый рефрижератор на машине появился спустя десятилетия после демонстрации первого авто – в 1938 году. Автором изобретения стал Маккинли Джонс (США), запатентовавший через пару лет портативный агрегат для воздушного охлаждения грузов, устанавливаемый на транспортных средствах. Широкое практическое применение такие системы получили уже в годы Второй мировой войны. Это поспособствовало распространению изобретения.
Машина, предназначенная для перевозки скоропортящихся продуктов, имеет серьезные отличия от обычного грузовика:
Лучший способ сберечь холод – обработка фургона жидким ППУ, что позволяет сделать грузовой отсек герметичным и не подверженным влиянию извне.
Она действует и на территории России. В соответствии с правилами, холодильный автомобильный агрегат должен удовлетворять требованиям одной из шести групп:
Классы D, E и F устанавливают не диапазоны, а предельные значения. Первая группа допускает максимальную температуру в +2°, что позволяет перевозить молочные изделия, лекарства, цветы. Под классом Е подразумевают установки, обеспечивающие в фургоне мороз от -10°. В группе F – агрегаты, поддерживающие температуру не выше -20°, что подходит для транспортировки мяса, рыбы и т. п., подвергшихся глубокой заморозке. Классификационный регламент требует, чтобы определенный микроклимат поддерживался в фургоне в течение 12 ч (не менее) вне зависимости от погоды за бортом.
Наиболее надежный вариант, подходящий для крупных партий грузов объемом не менее 30 куб. м – использование автономного агрегата, работающего на дизельном топливе. В этом случае формирование и поддержание необходимого микроклимата происходит без «участия» автомобильного двигателя. Второй вариант заключается в использовании генератор пикапа или грузовика, когда установка имеет свой компрессор. Обычно такой способ сохранения холода используют, как запасной вариант при ремонте автономного или основного агрегата. Еще один способ поддержки микроклимата – подключение установки к мотору авто посредством ременной передачи. Такой вариант подойдет для маломощных агрегатов при перевозке продукции в пределах одного населенного пункта.
Для рефрижераторов, регулярно передвигающихся в крупных городах, мегаполисах, используют эвтектические системы. Они хорошо работают при поездках по магазинам, когда необходимо регулярно открывать/закрывать двери на непродолжительное время. Здесь для поддержания низкой температуры применяются аккумуляторы холода – плоские модули, заполняемые раствором с солью. Через такую «батарейку» проходит магистраль с хладагентом, соединяющая отдельные блоки с конденсатором. Если подключить систему к обычной сети, соляные плиты заморозятся (на первый раз придется ждать 12 ч, потом 8 ч). Эвтектические системы идеально подходят для развозки мороженого и иных охлажденных продуктов по торговым точкам.
Чаще всего используют фронтальное размещение модуля на передней части фургона, прямо над кабиной. Если объем кузова небольшой, установку могут расположить на крыше. Это можно видеть, например, на пикапах и не только.
Иное дело – полуприцепы. Здесь монтируют автономные установки, использующие энергию отдельного дизельного двигателя. Наиболее часто встречающееся месторасположение – «корма» прицепа. Какие автоустановки пользуются в РФ наибольшей популярностью?
Это один из мировых лидеров по производству холодильных агрегатов на колесах. Корпорация предлагает рефрижераторы в трех основных вариантах, различающихся мощностью, способом подключения и предназначенные для машин с разной грузоподъемностью.
Оснащаются тонким испарителем, размещаемым на потолке и не занимающим много места. Данные модели предназначены для авто грузоподъемностью не более 1,5 т. Например, установка В-100-10 работает от аккумулятора и только «на холод» (стоит от 147 тыс. руб.). Агрегат В-100-20 поддерживает температуру -20°, функционирует от той же батареи или сети 220/380 вольт (цена 171 тыс. руб.)
Отличаются несложной конструкцией, сравнительно невысокой стоимостью. Агрегаты, работающие «на холод» до 0°, стоят (включая монтаж) от 87,5 до 136 тыс. руб. и используются на авто, перевозящих до 5 т продукции. Модели серии «Се» в своем сегменте считаются самыми производительными. Здесь можно подобрать агрегат для транспортных средств грузоподъемностью от 5 до 15 т. Цена устройства – в пределах 98,5-217 тыс. руб.
Системы от компании «Автохолод» (РФ) способны охлаждать грузовой отсек до -20°. Характеризуются небольшими габаритами и относительно низкой ценой. Исполнение – фронтальное или крышное. В управлении рефрижератором предусмотрена функция самодиагностики. Стоимость зависит от мощности установки, требуемой температуры в фургоне и составляет от 110 до 170 тыс. руб.
Это итальянские системы, работающие в автономном режиме, от двигателя машины и электропривода. Оснащение отличается надежностью, качеством и продолжительным ресурсом. Роль хладагента играет безопасный в экологическом плане фреон марки R404A. Итальянские установки подходят к российскому климату, т. к. работают при температуре внешней среды от -45° до +45°. Агрегаты для машин, перевозящих не более 1,5 т, можно купить за 170-250 тыс. руб. Установки, рассчитанные на авто большей грузоподъемности, обойдутся в 330-1140 тыс. руб.
Оно может быть любым: начиная от Laga Largus и заканчивая КАМАЗом. Если говорить о коммерческих автомобилях, то чаще всего в роли авторефрижератора используют Isuzu, Iveco, Hino, Fuso или ГАЗель. Главное при покупке холодильного оборудования – знать объем грузового отсека, учитывать модель авто и специфику использования установки: в небольшом населенном пункте, городе, мегаполисе или для регулярной транспортировки скоропортящегося груза по трассе.
Что представляет собой авторефрижератор
Машина, предназначенная для перевозки скоропортящихся продуктов, имеет серьезные отличия от обычного грузовика:
- ✅ наличие в специальном отсеке или прицепе холодильного агрегата, работающего автономно или от двигателя машины, АКБ
- ✅ стены, пол и потолок фургона обшиваются металлическими листами из алюминия либо нержавеющей стали
- ✅ в качестве теплоизолятора применяют фольгу, пенопласт и пенополиуретан, способствующие не только поддержанию микроклимата в закрытом объеме, но и препятствующие впитыванию запахов продуктов поверхностями грузового отсека
Лучший способ сберечь холод – обработка фургона жидким ППУ, что позволяет сделать грузовой отсек герметичным и не подверженным влиянию извне.
Любой рефрижератор на колесах должен быть сертифицирован, что возможно только при его установке компанией, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае в ГИБДД авто не зарегистрируют.
Европейская классификация
Она действует и на территории России. В соответствии с правилами, холодильный автомобильный агрегат должен удовлетворять требованиям одной из шести групп:
- ✅ «А» – класс рефрижераторов, используемый для транспортировки молочных продуктов, зелени, фруктов и овощей, лекарств, цветов в диапазоне температур от +12° до 0°
- ✅ «В» – эти агрегаты востребованы при перевозке мяса, рыбы, молока в условиях от +12° до -10°
- ✅ «С» – рефрижераторы этого типа подходят для доставки продуктов глубокой заморозки (температура – не ниже -20° и не выше +12°)
Классы D, E и F устанавливают не диапазоны, а предельные значения. Первая группа допускает максимальную температуру в +2°, что позволяет перевозить молочные изделия, лекарства, цветы. Под классом Е подразумевают установки, обеспечивающие в фургоне мороз от -10°. В группе F – агрегаты, поддерживающие температуру не выше -20°, что подходит для транспортировки мяса, рыбы и т. п., подвергшихся глубокой заморозке. Классификационный регламент требует, чтобы определенный микроклимат поддерживался в фургоне в течение 12 ч (не менее) вне зависимости от погоды за бортом.
Некоторые модели рефрижераторов могут работать не только «на холод», но и на «тепло».
Как происходит охлаждение
Наиболее надежный вариант, подходящий для крупных партий грузов объемом не менее 30 куб. м – использование автономного агрегата, работающего на дизельном топливе. В этом случае формирование и поддержание необходимого микроклимата происходит без «участия» автомобильного двигателя. Второй вариант заключается в использовании генератор пикапа или грузовика, когда установка имеет свой компрессор. Обычно такой способ сохранения холода используют, как запасной вариант при ремонте автономного или основного агрегата. Еще один способ поддержки микроклимата – подключение установки к мотору авто посредством ременной передачи. Такой вариант подойдет для маломощных агрегатов при перевозке продукции в пределах одного населенного пункта.
Для рефрижераторов, регулярно передвигающихся в крупных городах, мегаполисах, используют эвтектические системы. Они хорошо работают при поездках по магазинам, когда необходимо регулярно открывать/закрывать двери на непродолжительное время. Здесь для поддержания низкой температуры применяются аккумуляторы холода – плоские модули, заполняемые раствором с солью. Через такую «батарейку» проходит магистраль с хладагентом, соединяющая отдельные блоки с конденсатором. Если подключить систему к обычной сети, соляные плиты заморозятся (на первый раз придется ждать 12 ч, потом 8 ч). Эвтектические системы идеально подходят для развозки мороженого и иных охлажденных продуктов по торговым точкам.
Где располагают холодильные установки
Чаще всего используют фронтальное размещение модуля на передней части фургона, прямо над кабиной. Если объем кузова небольшой, установку могут расположить на крыше. Это можно видеть, например, на пикапах и не только.
Иное дело – полуприцепы. Здесь монтируют автономные установки, использующие энергию отдельного дизельного двигателя. Наиболее часто встречающееся месторасположение – «корма» прицепа. Какие автоустановки пользуются в РФ наибольшей популярностью?
Thermo King
Это один из мировых лидеров по производству холодильных агрегатов на колесах. Корпорация предлагает рефрижераторы в трех основных вариантах, различающихся мощностью, способом подключения и предназначенные для машин с разной грузоподъемностью.
Установки класса «В»
Оснащаются тонким испарителем, размещаемым на потолке и не занимающим много места. Данные модели предназначены для авто грузоподъемностью не более 1,5 т. Например, установка В-100-10 работает от аккумулятора и только «на холод» (стоит от 147 тыс. руб.). Агрегат В-100-20 поддерживает температуру -20°, функционирует от той же батареи или сети 220/380 вольт (цена 171 тыс. руб.)
Рефрижераторы класса «С»
Отличаются несложной конструкцией, сравнительно невысокой стоимостью. Агрегаты, работающие «на холод» до 0°, стоят (включая монтаж) от 87,5 до 136 тыс. руб. и используются на авто, перевозящих до 5 т продукции. Модели серии «Се» в своем сегменте считаются самыми производительными. Здесь можно подобрать агрегат для транспортных средств грузоподъемностью от 5 до 15 т. Цена устройства – в пределах 98,5-217 тыс. руб.
Установки Arctic
Системы от компании «Автохолод» (РФ) способны охлаждать грузовой отсек до -20°. Характеризуются небольшими габаритами и относительно низкой ценой. Исполнение – фронтальное или крышное. В управлении рефрижератором предусмотрена функция самодиагностики. Стоимость зависит от мощности установки, требуемой температуры в фургоне и составляет от 110 до 170 тыс. руб.
Оборудование от Zanotti
Это итальянские системы, работающие в автономном режиме, от двигателя машины и электропривода. Оснащение отличается надежностью, качеством и продолжительным ресурсом. Роль хладагента играет безопасный в экологическом плане фреон марки R404A. Итальянские установки подходят к российскому климату, т. к. работают при температуре внешней среды от -45° до +45°. Агрегаты для машин, перевозящих не более 1,5 т, можно купить за 170-250 тыс. руб. Установки, рассчитанные на авто большей грузоподъемности, обойдутся в 330-1140 тыс. руб.
Шасси
Оно может быть любым: начиная от Laga Largus и заканчивая КАМАЗом. Если говорить о коммерческих автомобилях, то чаще всего в роли авторефрижератора используют Isuzu, Iveco, Hino, Fuso или ГАЗель. Главное при покупке холодильного оборудования – знать объем грузового отсека, учитывать модель авто и специфику использования установки: в небольшом населенном пункте, городе, мегаполисе или для регулярной транспортировки скоропортящегося груза по трассе.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....