
Гоночный автомобиль OSCA 1600S на базе Fiat
Итальянские кузовные мастерские в 50/60-х годах прошлого века были вне конкуренции. Десятки моделей, созданных при их участии, до сих пор являются вожделенной мечтой коллекционеров. Достойное место среди этих брендов занимает производитель гоночных и спортивных автомобилей OSCA.
Officine Specializzate Costruzione Automobili – Fratelli Maserati SpA – именно так расшифровывается аббревиатура бренда, основанного в 1947 году тремя выжившими братьями Мазерати. Хотя он и просуществовал в болонской Сан-Лаццаро-ди-Савена всего двадцать лет, но созданные им шедевры до сих пор вызывают восторг у многих ценителей ретро-техники.
Гоночный Fiat OSCA 1600S на фоне завоеванного им приза. Фото: youtube.com
Вектор развития был определен сразу же: выпуск ограниченных серий качественных гоночных автомобилей. На протяжении своего короткого существования компания всегда придерживалась заданного направления, а ежегодный тираж небольшого предприятия никогда не переваливал за 30 экземпляров.
Первенцем стал MT4 1948 года (Maserati Tipo 4) с 1,1-литровым двигателем, имевшим верхний распредвал. Попав к Луиджи Виллорези спорткар сразу же прославил модель. Позже ее мотор дорос до полуторалитрового объема, а авто заинтересовало бывшего конструктора Ferrari Аурелио Лампреди, что привело к началу сотрудничества со знаменитыми земляками из Fiat.
В 50-х двигатели, произведенные OSCA, иногда участвовали в гонках Формулы-1 или Формулы-2. А в Чемпионате мира по спортивным автомобилям бренд стабильно в этот период числился в десятке лучших, дважды (в 1954 и 1961 годах) даже поднимаясь до четвертого места.
OSCA 1600S: шикарный вид сзади. Фото: youtube.com
Поскольку OSCA сосредоточилась на гонках, у нее не было дорожной машины, которая могла бы обеспечить постоянный источник дохода. Поэтому приняли решение лицензировать двигатель MT4 для Fiat, который также поставлял силовые агрегаты для соревнований.
Это соглашение дало двухкамерный мотор топовому родстеру FIAT, а братья Мазерати (OSCA) получили возможность собственной разработки, избежав расходов на оснастку и рабочую силу. Так и стартовало плотное и взаимовыгодное сотрудничество этого тандема.
Fiat 1500S Coupe и Convertible оснащались 1,2-литровыми агрегатами собственной разработки. А вот их более мощные версии – уже полуторалитровыми OSCA Twin Cam. Всего было построено 3089 купе и кабриолетов Fiat с двигателем OSCA.
В такой форме исполнения автомобиль, опционально оснащенный двумя карбюраторами, выдавал до сотни «лошадок». Он стал своего рода уникальным творением, объединившим в себе творческий и технический потенциал трех «китов»:
✅ FIAT
✅ OSCA
✅ Pininfarina
Инженерные таланты братьев Мазерати создали конструкцию силового агрегата, FIAT внес свой вклад, создав платформу авто и двигатель. А Pininfarina отвечала за большую часть стиля и конструкцию кузова. Считается, что в период с 1962 по 1966-й было построено примерном 814 единиц 1600S. В течение первого года производства у этой модификации сохранялся уникальный дизайн:
✅ одиночные круглые фары
✅ элементы освещения – по бокам решетки радиатора
✅ смещенный функциональный ковш на капоте, расположенный перед водителем
Некоторые специалисты говорят, что если смешать Fiat, Pinin Farina, Dante Giacosa, Ernesto Maserati и OSCA, то можно получить именно Fiat OSCA 1600S. По причине такой солидной исходной базы и регалий, модель оказалась довольно дорогой и вышла лишь в мелкосерийное производство. Ее высокий статус подчеркивался сразу несколькими элементами внутреннего интерьера:
✅ обивкой из итальянской кожи (обычно красного цвета)
✅ стильным рулевым колесом Nardi
✅ двумя огромными привлекательными датчиками и др.
Разделяли эти датчики очаровательные миниатюрные часы. Интерьер усиленно источал традиционный итальянский шик из 60-х. В механическом отношении автомобиль, безусловно, так же красив, как и увлекателен в управлении. Все характеристики двигателя подчеркивают его гоночную родословную. Лучше всего моторчик чувствовал себя именно в диапазоне более высоких оборотов, уверенно распределяя свою мощь и прыть. Ниже можно ознакомиться с основными характеристиками силового агрегата:
✅ двухвальный, четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1568 куб. см
✅ мощность – 90 (100 в SAE) л. с/66 кВт
Ощущения и звук, исходящие от этого агрегата Twin-Cam, до сих пор притягивают к себе любителей спортивной техники. Эти автомобили получали характерный асимметричный воздухозаборник до 1963 года, когда 1600 S был модернизирован, а 1200-й – заменен на 1500 Cabriolet.
Последний тесно связан уже с другой кузовной мастерской – Pininfarina. Вариант типа купе выпустили в небольшом количестве. Он получил меньшее ветровое стекло и укороченную крышку багажника. Это сделали для установки большого заднего стекла.
Руль и приборная панель. Фото: youtube.com
Дизайн решетки выполнили более цельным (как в прототипе кабриолета), в отличие от разделенной у серийных моделей Fiat. Купе сохранялось с двухместным салоном, компонуясь 1,6-литровым двигателем и после фэйслифтинга 1963 года. Для кабриолетов производитель дополнительно предлагал съемную жесткую крышу.
Высокую популярность Fiat OSCA 1600S могут подчеркнуть статьи о его преимуществах в профильной прессе. Кроме английского журнала Auto Italia, положительную оценку дало и авторитетное немецкое издание Alles Auto. В наше время один из автомобилей можно увидеть в знаменитой Gallery Aaldering, располагающей около 400 оригинальных экземпляров различной ретро-техники.
Двигатель Fiat OSCA 1600S. Фото: youtube.com
Успех модели в немалой степени зависел и от прекрасно выполненного силового агрегата. Поэтому компания OSCA решила не останавливаться на достигнутом. Позже производитель предлагал и собственные версии автомобилей, работающих на 1,6-литровых двигателях, являющихся модификацией исходного Twin-Cam из Fiat 1600 S.
Эти оригинальные автомобили получили трубчатое шасси с независимой подвеской спереди и сзади. Имелся у них и ряд других особенностей. Из 128 экземпляров, выпущенных в начале 60-х, большая часть (98 штук) оснастили кузовами Zagato. Для остальных использованы элементы от других производителей: Fissore или Touring. Версии Zagato (иногда называемые 1600 GTZ) имели кузов из легкого сплава с фирменной крышей «double-bubble».
Существовала и небольшая серия (некоторые источники утверждают всего лишь о трех экземплярах), построенная на базе OSCA Fissore 1600 S Coupe. В них устанавливались более крупные двигатели OSCA на шасси Fiat. Сами Fissore экспортировали около двух с половиной десятков подобных авто в Аргентину. Там Пьеро Дузио реализовывал их под маркой Cisitalias.
Существовали и такие модификации. Фото: youtube.com
С 1963 года братья Мазерати уступили права на компанию графу Доменико Агуста (владельцу MV Agusta). Но они продолжили сотрудничество в новом формате до 1966 года. Одной из последних разработок братьев стал четырехцилиндровый двигатель с десмодромным клапаном. В конце 1967-го OSCA фактически прекратила свою производственную деятельность.
Officine Specializzate Costruzione Automobili – Fratelli Maserati SpA – именно так расшифровывается аббревиатура бренда, основанного в 1947 году тремя выжившими братьями Мазерати. Хотя он и просуществовал в болонской Сан-Лаццаро-ди-Савена всего двадцать лет, но созданные им шедевры до сих пор вызывают восторг у многих ценителей ретро-техники.

Вектор развития был определен сразу же: выпуск ограниченных серий качественных гоночных автомобилей. На протяжении своего короткого существования компания всегда придерживалась заданного направления, а ежегодный тираж небольшого предприятия никогда не переваливал за 30 экземпляров.
Первые успехи и союз с компанией Fiat
Первенцем стал MT4 1948 года (Maserati Tipo 4) с 1,1-литровым двигателем, имевшим верхний распредвал. Попав к Луиджи Виллорези спорткар сразу же прославил модель. Позже ее мотор дорос до полуторалитрового объема, а авто заинтересовало бывшего конструктора Ferrari Аурелио Лампреди, что привело к началу сотрудничества со знаменитыми земляками из Fiat.
В 50-х двигатели, произведенные OSCA, иногда участвовали в гонках Формулы-1 или Формулы-2. А в Чемпионате мира по спортивным автомобилям бренд стабильно в этот период числился в десятке лучших, дважды (в 1954 и 1961 годах) даже поднимаясь до четвертого места.

Поскольку OSCA сосредоточилась на гонках, у нее не было дорожной машины, которая могла бы обеспечить постоянный источник дохода. Поэтому приняли решение лицензировать двигатель MT4 для Fiat, который также поставлял силовые агрегаты для соревнований.
Это соглашение дало двухкамерный мотор топовому родстеру FIAT, а братья Мазерати (OSCA) получили возможность собственной разработки, избежав расходов на оснастку и рабочую силу. Так и стартовало плотное и взаимовыгодное сотрудничество этого тандема.
Рождение более мощной спортивной версии
Fiat 1500S Coupe и Convertible оснащались 1,2-литровыми агрегатами собственной разработки. А вот их более мощные версии – уже полуторалитровыми OSCA Twin Cam. Всего было построено 3089 купе и кабриолетов Fiat с двигателем OSCA.
Желание известного концерна создать еще более мощный вариант автомобиля, привело к появлению в 1963 году Fiat OSCA 1600S. Так изначальный родстер усилиями инженера Аурелио Лампреди преобразовали в дорожный стандарт для массового производства.
В такой форме исполнения автомобиль, опционально оснащенный двумя карбюраторами, выдавал до сотни «лошадок». Он стал своего рода уникальным творением, объединившим в себе творческий и технический потенциал трех «китов»:
✅ FIAT
✅ OSCA
✅ Pininfarina
Инженерные таланты братьев Мазерати создали конструкцию силового агрегата, FIAT внес свой вклад, создав платформу авто и двигатель. А Pininfarina отвечала за большую часть стиля и конструкцию кузова. Считается, что в период с 1962 по 1966-й было построено примерном 814 единиц 1600S. В течение первого года производства у этой модификации сохранялся уникальный дизайн:
✅ одиночные круглые фары
✅ элементы освещения – по бокам решетки радиатора
✅ смещенный функциональный ковш на капоте, расположенный перед водителем
Некоторые специалисты говорят, что если смешать Fiat, Pinin Farina, Dante Giacosa, Ernesto Maserati и OSCA, то можно получить именно Fiat OSCA 1600S. По причине такой солидной исходной базы и регалий, модель оказалась довольно дорогой и вышла лишь в мелкосерийное производство. Ее высокий статус подчеркивался сразу несколькими элементами внутреннего интерьера:
✅ обивкой из итальянской кожи (обычно красного цвета)
✅ стильным рулевым колесом Nardi
✅ двумя огромными привлекательными датчиками и др.
Разделяли эти датчики очаровательные миниатюрные часы. Интерьер усиленно источал традиционный итальянский шик из 60-х. В механическом отношении автомобиль, безусловно, так же красив, как и увлекателен в управлении. Все характеристики двигателя подчеркивают его гоночную родословную. Лучше всего моторчик чувствовал себя именно в диапазоне более высоких оборотов, уверенно распределяя свою мощь и прыть. Ниже можно ознакомиться с основными характеристиками силового агрегата:
✅ двухвальный, четырехцилиндровый
✅ рабочий объем – 1568 куб. см
✅ мощность – 90 (100 в SAE) л. с/66 кВт
Ощущения и звук, исходящие от этого агрегата Twin-Cam, до сих пор притягивают к себе любителей спортивной техники. Эти автомобили получали характерный асимметричный воздухозаборник до 1963 года, когда 1600 S был модернизирован, а 1200-й – заменен на 1500 Cabriolet.
Другие интересные модификации
Последний тесно связан уже с другой кузовной мастерской – Pininfarina. Вариант типа купе выпустили в небольшом количестве. Он получил меньшее ветровое стекло и укороченную крышку багажника. Это сделали для установки большого заднего стекла.

Дизайн решетки выполнили более цельным (как в прототипе кабриолета), в отличие от разделенной у серийных моделей Fiat. Купе сохранялось с двухместным салоном, компонуясь 1,6-литровым двигателем и после фэйслифтинга 1963 года. Для кабриолетов производитель дополнительно предлагал съемную жесткую крышу.
Высокую популярность Fiat OSCA 1600S могут подчеркнуть статьи о его преимуществах в профильной прессе. Кроме английского журнала Auto Italia, положительную оценку дало и авторитетное немецкое издание Alles Auto. В наше время один из автомобилей можно увидеть в знаменитой Gallery Aaldering, располагающей около 400 оригинальных экземпляров различной ретро-техники.

Успех модели в немалой степени зависел и от прекрасно выполненного силового агрегата. Поэтому компания OSCA решила не останавливаться на достигнутом. Позже производитель предлагал и собственные версии автомобилей, работающих на 1,6-литровых двигателях, являющихся модификацией исходного Twin-Cam из Fiat 1600 S.
Эти оригинальные автомобили получили трубчатое шасси с независимой подвеской спереди и сзади. Имелся у них и ряд других особенностей. Из 128 экземпляров, выпущенных в начале 60-х, большая часть (98 штук) оснастили кузовами Zagato. Для остальных использованы элементы от других производителей: Fissore или Touring. Версии Zagato (иногда называемые 1600 GTZ) имели кузов из легкого сплава с фирменной крышей «double-bubble».
Завершение истории компании
Существовала и небольшая серия (некоторые источники утверждают всего лишь о трех экземплярах), построенная на базе OSCA Fissore 1600 S Coupe. В них устанавливались более крупные двигатели OSCA на шасси Fiat. Сами Fissore экспортировали около двух с половиной десятков подобных авто в Аргентину. Там Пьеро Дузио реализовывал их под маркой Cisitalias.

С 1963 года братья Мазерати уступили права на компанию графу Доменико Агуста (владельцу MV Agusta). Но они продолжили сотрудничество в новом формате до 1966 года. Одной из последних разработок братьев стал четырехцилиндровый двигатель с десмодромным клапаном. В конце 1967-го OSCA фактически прекратила свою производственную деятельность.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....