Flaris LAR 1 – польский реактивный самолет, который смог
Мир легкомоторных самолетов достаточно разнообразный. Сегодня в эксплуатации находятся сотни моделей. Как правило, на них устанавливаются турбовинтовые двигатели. В разное время конструкторы экспериментировали с реактивными установками на малых летальных аппаратах. Но спроектировать самолеты такого типа достаточно сложно из-за больших нагрузок на корпус.
До недавнего времени только американцы могли похвастаться достижениями в области построения легких реактивных самолетов. Но с апреля 2024 года на рынке появились польские машины. Производитель из небольшого города Еленя-Гура на юго-западе страны смог удивить все сообщество любителей малой авиации, основав новый бренд и представив прототип – Flaris LAR1.
Концепцию нового реактивного самолета представили на Парижском авиасалоне в 2013 году. Конструкторы хотели создать пятиместный летательный аппарат, который хорошо подходил бы для полетов на ближнемагистральные дистанции.
Модель рассчитывалась под эксплуатацию коммерческими, корпоративными и частными владельцами. Для тех, кто хотел бы уйти от использования самолетов с привычными поршневыми двигателями.
Первый полет прототипа должен был состояться до конца 2013 года, но испытания конструкции затянулись из-за выявившихся недочетов. План по производству первых 20-ти самолетов в 2014 году выполнить не удалось.
Однако работа продолжалась. К 2015 году поляки закончили строительство сборочной линии, начали оформление сертификата безопасности. К тому моменту собрали уже второй прототип, на который установили американский реактивный двигатель Williams FJ33-5A. Представить силовую установку собственной сборки инженеры так и не смогли.
Испытания в воздухе постоянно откладывали, но производитель заверял потенциальных заказчиков, что работа над проектом не прекращается. Только в 2019 году состоялся первый полет Flaris LAR 1. Прототип достиг высоты в 7600 метров за 3 минуты и 30 секунд. Пилот испытал работу системы шасси, гидравлику, герметичность кабины и автопилот. Flaris LAR1 мог летать, но о запуске серийного производства еще не говорили.
Сразу после первого демонстративного полета компания получила 50 предзаказов на новые Flaris LAR1. Однако производство и первые продажи начались только в апреле этого года. Покупатели пришли из ОАЭ.
Длина корпуса составляет 8,32 метра, размах крыльев – 8,68. Масса пустого самолета не превышает 900 кг. Вес при взлете – 1850 кг.
Силовая установка Williams FJ33 широко используется еще с конца 90-х. Модификацию 5A, которую и ставят на самолеты Flaris, сертифицировали в 2016 году. Максимальная тяга двигателя составляет 8,21 кН, средний расход топлива – 14 литров в час. Кроме Flaris LAR1 схожие силовые установки разных модификаций устанавливаются на самолеты Cirrus Vision SF50, Diamond D-Jet, Sport Jet II и другие.
«Потолок» для польского реактивного самолета – 9449 метров. Дальность полета ограничена дистанцией в 3500 км, этого вполне достаточно для таких типов летательных аппаратов. Крейсерская скорость – 800 км/ч.
Корпус выполнен из полимерного армированного углеводородного волокна – уже традиционная технология для современных легомоторников.
Важной конструктивной особенностью стали съемные крылья. Этот тренд в авиастроении активно развивается в последние годы. Недавно мы писали про гидросамолеты ICON A5, у которых также складываются крылья. Это упрощает перевозку и хранение машин. Но разработчики Flaris пошли дальше и предлагают снимать даже хвост самолета.
Производители подумали и о безопасности. Flaris LAR1 оснащен спасательными парашютами. Два купола расположены в фюзеляже в носовой и хвостовой части. Также разработчики предусмотрели и электрическую противообледенительную систему.
Предлагаются разные варианты использования модели. Первое и самое очевидное – частное владение для своих нужд. Второе – аэротакси. Действительно, непродолжительные авиаперелеты очень популярны в Европе и США. А наличие реактивного двигателя значительно ускоряет путешествие.
Flaris LAR1 может быть переоборудован в медицинский борт неотложной помощи. Рассматривается и военное применение для наблюдения и разведки. При модификации самолет Flaris LAR1 может стать беспилотным летательным аппаратом. Первый такой опытный образец представили на «Дубайском авиасалоне» в прошлом году.
По заверениям разработчиков, самолет можно посадить на грунтовую поверхность. Правда есть вероятность, что после этого потребуется капитальный ремонт двигателя или его замена. Все-таки реактивные силовые установки очень чувствительны к пыли и грязи. А попадание даже небольшого камня в турбину и вовсе может спровоцировать аварию.
Предполагается, что польскими самолетами будут управлять и частные пилоты. Поэтому дизайнеры, работавшие над проектом, создали имитацию салона автомобиля в кабине.
Несмотря на высокие скорости и необходимость владения навыками управления такими машинами, отмечается хорошая управляемость. Это проявляется в минимальном количестве действий пилота, безопасным сваливанием и склонностью к самопроизвольному выходу из штопора.
Элементы салона выполнены из натуральной кожи и качественного велюра. Передние сидения напоминают офисные кресла. Для задних пассажиров установили целый «диван».
Герметичность в салоне достигается путем закрытия дверей массивными ручками, расположенными в нижней части «дверных картов». В случае, если нет плотного прилегания к корпусу самолета, бортовой компьютер выдаст предупреждение.
На самолеты Flaris LAR1 устанавливается авионика Garmin G600Txi американской разработки, обеспечивающая пользователю максимальную безопасность и комфорт. Навигационный приемник, транспондер и радиостанция расположены на центральной консоли.
Управление осуществляется единственным штурвалом, который установлен между передними креслами. Приборная панель – цифровая. Авиагоризонт, высотомер и указатель скорости дублируются на отдельные приборы на тот случай, если по каким-то причинам отказала электроника.
Известно, что параллельно с выпуском первой модели, компания ведет разработку патрульного самолета. В настоящее время Flaris совместно со своим партнером EDGE Group работает над оснащением самолетов системами искусственного интеллекта и спутниковой связи.
Разработка должна исключить риски столкновения при групповых полетах нескольких аппаратов. Модель LAR1 OPV будет оснащена бортовым компьютером, самописцем, головкой наблюдения и устройствами радиосвязи, позволяющими самолету взаимодействовать с наземной станцией в радиусе 250 км.
Также ведется работа над созданием грузовой модификации LAR1 CARGO для нужд европейского рынка. Реактивные авиаперевозки на легких самолетах – почти незанятая ниша. И судя по всему, поляки хотят заявить о себе и в этом секторе.
Самолет Flaris LAR1 – интересный и технологичный летальный аппарат, который продемонстрировал возможности европейского легкого авиастроения. Есть все основания полагать, что производитель Flaris уже задал новый вектор развития этого направления.
До недавнего времени только американцы могли похвастаться достижениями в области построения легких реактивных самолетов. Но с апреля 2024 года на рынке появились польские машины. Производитель из небольшого города Еленя-Гура на юго-западе страны смог удивить все сообщество любителей малой авиации, основав новый бренд и представив прототип – Flaris LAR1.
Первый почти неамериканский
Концепцию нового реактивного самолета представили на Парижском авиасалоне в 2013 году. Конструкторы хотели создать пятиместный летательный аппарат, который хорошо подходил бы для полетов на ближнемагистральные дистанции.
Модель рассчитывалась под эксплуатацию коммерческими, корпоративными и частными владельцами. Для тех, кто хотел бы уйти от использования самолетов с привычными поршневыми двигателями.
Самолет Flaris LAR1. Фото: YouTube.com
Первый полет прототипа должен был состояться до конца 2013 года, но испытания конструкции затянулись из-за выявившихся недочетов. План по производству первых 20-ти самолетов в 2014 году выполнить не удалось.
Однако работа продолжалась. К 2015 году поляки закончили строительство сборочной линии, начали оформление сертификата безопасности. К тому моменту собрали уже второй прототип, на который установили американский реактивный двигатель Williams FJ33-5A. Представить силовую установку собственной сборки инженеры так и не смогли.
Испытания в воздухе постоянно откладывали, но производитель заверял потенциальных заказчиков, что работа над проектом не прекращается. Только в 2019 году состоялся первый полет Flaris LAR 1. Прототип достиг высоты в 7600 метров за 3 минуты и 30 секунд. Пилот испытал работу системы шасси, гидравлику, герметичность кабины и автопилот. Flaris LAR1 мог летать, но о запуске серийного производства еще не говорили.
Flaris LAR1 готовится к взлету. Фото: YouTube.com
Сразу после первого демонстративного полета компания получила 50 предзаказов на новые Flaris LAR1. Однако производство и первые продажи начались только в апреле этого года. Покупатели пришли из ОАЭ.
Технические характеристики Flaris LAR1
Длина корпуса составляет 8,32 метра, размах крыльев – 8,68. Масса пустого самолета не превышает 900 кг. Вес при взлете – 1850 кг.
Силовая установка Williams FJ33 широко используется еще с конца 90-х. Модификацию 5A, которую и ставят на самолеты Flaris, сертифицировали в 2016 году. Максимальная тяга двигателя составляет 8,21 кН, средний расход топлива – 14 литров в час. Кроме Flaris LAR1 схожие силовые установки разных модификаций устанавливаются на самолеты Cirrus Vision SF50, Diamond D-Jet, Sport Jet II и другие.
«Потолок» для польского реактивного самолета – 9449 метров. Дальность полета ограничена дистанцией в 3500 км, этого вполне достаточно для таких типов летательных аппаратов. Крейсерская скорость – 800 км/ч.
Хвост и реактивный двигатель Flaris LAR 1. Фото: YouTube.com
Корпус выполнен из полимерного армированного углеводородного волокна – уже традиционная технология для современных легомоторников.
Важной конструктивной особенностью стали съемные крылья. Этот тренд в авиастроении активно развивается в последние годы. Недавно мы писали про гидросамолеты ICON A5, у которых также складываются крылья. Это упрощает перевозку и хранение машин. Но разработчики Flaris пошли дальше и предлагают снимать даже хвост самолета.
Производители подумали и о безопасности. Flaris LAR1 оснащен спасательными парашютами. Два купола расположены в фюзеляже в носовой и хвостовой части. Также разработчики предусмотрели и электрическую противообледенительную систему.
Применение Flaris LAR1
Предлагаются разные варианты использования модели. Первое и самое очевидное – частное владение для своих нужд. Второе – аэротакси. Действительно, непродолжительные авиаперелеты очень популярны в Европе и США. А наличие реактивного двигателя значительно ускоряет путешествие.
Flaris LAR1 может быть переоборудован в медицинский борт неотложной помощи. Рассматривается и военное применение для наблюдения и разведки. При модификации самолет Flaris LAR1 может стать беспилотным летательным аппаратом. Первый такой опытный образец представили на «Дубайском авиасалоне» в прошлом году.
Шасси самолета Flaris LAR1. Фото: YouTube.com
По заверениям разработчиков, самолет можно посадить на грунтовую поверхность. Правда есть вероятность, что после этого потребуется капитальный ремонт двигателя или его замена. Все-таки реактивные силовые установки очень чувствительны к пыли и грязи. А попадание даже небольшого камня в турбину и вовсе может спровоцировать аварию.
Салон и управляемость
Предполагается, что польскими самолетами будут управлять и частные пилоты. Поэтому дизайнеры, работавшие над проектом, создали имитацию салона автомобиля в кабине.
Несмотря на высокие скорости и необходимость владения навыками управления такими машинами, отмечается хорошая управляемость. Это проявляется в минимальном количестве действий пилота, безопасным сваливанием и склонностью к самопроизвольному выходу из штопора.
Элементы салона выполнены из натуральной кожи и качественного велюра. Передние сидения напоминают офисные кресла. Для задних пассажиров установили целый «диван».
В салоне Flaris LAR1. Фото: Flaris.pl
Герметичность в салоне достигается путем закрытия дверей массивными ручками, расположенными в нижней части «дверных картов». В случае, если нет плотного прилегания к корпусу самолета, бортовой компьютер выдаст предупреждение.
На самолеты Flaris LAR1 устанавливается авионика Garmin G600Txi американской разработки, обеспечивающая пользователю максимальную безопасность и комфорт. Навигационный приемник, транспондер и радиостанция расположены на центральной консоли.
Управление осуществляется единственным штурвалом, который установлен между передними креслами. Приборная панель – цифровая. Авиагоризонт, высотомер и указатель скорости дублируются на отдельные приборы на тот случай, если по каким-то причинам отказала электроника.
Перспективы развития
Известно, что параллельно с выпуском первой модели, компания ведет разработку патрульного самолета. В настоящее время Flaris совместно со своим партнером EDGE Group работает над оснащением самолетов системами искусственного интеллекта и спутниковой связи.
Приборная панель Flaris LAR1. Фото: Flaris.pl
Разработка должна исключить риски столкновения при групповых полетах нескольких аппаратов. Модель LAR1 OPV будет оснащена бортовым компьютером, самописцем, головкой наблюдения и устройствами радиосвязи, позволяющими самолету взаимодействовать с наземной станцией в радиусе 250 км.
Также ведется работа над созданием грузовой модификации LAR1 CARGO для нужд европейского рынка. Реактивные авиаперевозки на легких самолетах – почти незанятая ниша. И судя по всему, поляки хотят заявить о себе и в этом секторе.
Самолет Flaris LAR1 – интересный и технологичный летальный аппарат, который продемонстрировал возможности европейского легкого авиастроения. Есть все основания полагать, что производитель Flaris уже задал новый вектор развития этого направления.
- Карпов Андрей
- youtube.com, flaris.pl
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....