Flaris LAR 1 – польский реактивный самолет, который смог
Мир легкомоторных самолетов достаточно разнообразный. Сегодня в эксплуатации находятся сотни моделей. Как правило, на них устанавливаются турбовинтовые двигатели. В разное время конструкторы экспериментировали с реактивными установками на малых летальных аппаратах. Но спроектировать самолеты такого типа достаточно сложно из-за больших нагрузок на корпус.
До недавнего времени только американцы могли похвастаться достижениями в области построения легких реактивных самолетов. Но с апреля 2024 года на рынке появились польские машины. Производитель из небольшого города Еленя-Гура на юго-западе страны смог удивить все сообщество любителей малой авиации, основав новый бренд и представив прототип – Flaris LAR1.
Концепцию нового реактивного самолета представили на Парижском авиасалоне в 2013 году. Конструкторы хотели создать пятиместный летательный аппарат, который хорошо подходил бы для полетов на ближнемагистральные дистанции.
Модель рассчитывалась под эксплуатацию коммерческими, корпоративными и частными владельцами. Для тех, кто хотел бы уйти от использования самолетов с привычными поршневыми двигателями.
Первый полет прототипа должен был состояться до конца 2013 года, но испытания конструкции затянулись из-за выявившихся недочетов. План по производству первых 20-ти самолетов в 2014 году выполнить не удалось.
Однако работа продолжалась. К 2015 году поляки закончили строительство сборочной линии, начали оформление сертификата безопасности. К тому моменту собрали уже второй прототип, на который установили американский реактивный двигатель Williams FJ33-5A. Представить силовую установку собственной сборки инженеры так и не смогли.
Испытания в воздухе постоянно откладывали, но производитель заверял потенциальных заказчиков, что работа над проектом не прекращается. Только в 2019 году состоялся первый полет Flaris LAR 1. Прототип достиг высоты в 7600 метров за 3 минуты и 30 секунд. Пилот испытал работу системы шасси, гидравлику, герметичность кабины и автопилот. Flaris LAR1 мог летать, но о запуске серийного производства еще не говорили.
Сразу после первого демонстративного полета компания получила 50 предзаказов на новые Flaris LAR1. Однако производство и первые продажи начались только в апреле этого года. Покупатели пришли из ОАЭ.
Длина корпуса составляет 8,32 метра, размах крыльев – 8,68. Масса пустого самолета не превышает 900 кг. Вес при взлете – 1850 кг.
Силовая установка Williams FJ33 широко используется еще с конца 90-х. Модификацию 5A, которую и ставят на самолеты Flaris, сертифицировали в 2016 году. Максимальная тяга двигателя составляет 8,21 кН, средний расход топлива – 14 литров в час. Кроме Flaris LAR1 схожие силовые установки разных модификаций устанавливаются на самолеты Cirrus Vision SF50, Diamond D-Jet, Sport Jet II и другие.
«Потолок» для польского реактивного самолета – 9449 метров. Дальность полета ограничена дистанцией в 3500 км, этого вполне достаточно для таких типов летательных аппаратов. Крейсерская скорость – 800 км/ч.
Корпус выполнен из полимерного армированного углеводородного волокна – уже традиционная технология для современных легомоторников.
Важной конструктивной особенностью стали съемные крылья. Этот тренд в авиастроении активно развивается в последние годы. Недавно мы писали про гидросамолеты ICON A5, у которых также складываются крылья. Это упрощает перевозку и хранение машин. Но разработчики Flaris пошли дальше и предлагают снимать даже хвост самолета.
Производители подумали и о безопасности. Flaris LAR1 оснащен спасательными парашютами. Два купола расположены в фюзеляже в носовой и хвостовой части. Также разработчики предусмотрели и электрическую противообледенительную систему.
Предлагаются разные варианты использования модели. Первое и самое очевидное – частное владение для своих нужд. Второе – аэротакси. Действительно, непродолжительные авиаперелеты очень популярны в Европе и США. А наличие реактивного двигателя значительно ускоряет путешествие.
Flaris LAR1 может быть переоборудован в медицинский борт неотложной помощи. Рассматривается и военное применение для наблюдения и разведки. При модификации самолет Flaris LAR1 может стать беспилотным летательным аппаратом. Первый такой опытный образец представили на «Дубайском авиасалоне» в прошлом году.
По заверениям разработчиков, самолет можно посадить на грунтовую поверхность. Правда есть вероятность, что после этого потребуется капитальный ремонт двигателя или его замена. Все-таки реактивные силовые установки очень чувствительны к пыли и грязи. А попадание даже небольшого камня в турбину и вовсе может спровоцировать аварию.
Предполагается, что польскими самолетами будут управлять и частные пилоты. Поэтому дизайнеры, работавшие над проектом, создали имитацию салона автомобиля в кабине.
Несмотря на высокие скорости и необходимость владения навыками управления такими машинами, отмечается хорошая управляемость. Это проявляется в минимальном количестве действий пилота, безопасным сваливанием и склонностью к самопроизвольному выходу из штопора.
Элементы салона выполнены из натуральной кожи и качественного велюра. Передние сидения напоминают офисные кресла. Для задних пассажиров установили целый «диван».
Герметичность в салоне достигается путем закрытия дверей массивными ручками, расположенными в нижней части «дверных картов». В случае, если нет плотного прилегания к корпусу самолета, бортовой компьютер выдаст предупреждение.
На самолеты Flaris LAR1 устанавливается авионика Garmin G600Txi американской разработки, обеспечивающая пользователю максимальную безопасность и комфорт. Навигационный приемник, транспондер и радиостанция расположены на центральной консоли.
Управление осуществляется единственным штурвалом, который установлен между передними креслами. Приборная панель – цифровая. Авиагоризонт, высотомер и указатель скорости дублируются на отдельные приборы на тот случай, если по каким-то причинам отказала электроника.
Известно, что параллельно с выпуском первой модели, компания ведет разработку патрульного самолета. В настоящее время Flaris совместно со своим партнером EDGE Group работает над оснащением самолетов системами искусственного интеллекта и спутниковой связи.
Разработка должна исключить риски столкновения при групповых полетах нескольких аппаратов. Модель LAR1 OPV будет оснащена бортовым компьютером, самописцем, головкой наблюдения и устройствами радиосвязи, позволяющими самолету взаимодействовать с наземной станцией в радиусе 250 км.
Также ведется работа над созданием грузовой модификации LAR1 CARGO для нужд европейского рынка. Реактивные авиаперевозки на легких самолетах – почти незанятая ниша. И судя по всему, поляки хотят заявить о себе и в этом секторе.
Самолет Flaris LAR1 – интересный и технологичный летальный аппарат, который продемонстрировал возможности европейского легкого авиастроения. Есть все основания полагать, что производитель Flaris уже задал новый вектор развития этого направления.
До недавнего времени только американцы могли похвастаться достижениями в области построения легких реактивных самолетов. Но с апреля 2024 года на рынке появились польские машины. Производитель из небольшого города Еленя-Гура на юго-западе страны смог удивить все сообщество любителей малой авиации, основав новый бренд и представив прототип – Flaris LAR1.
Первый почти неамериканский
Концепцию нового реактивного самолета представили на Парижском авиасалоне в 2013 году. Конструкторы хотели создать пятиместный летательный аппарат, который хорошо подходил бы для полетов на ближнемагистральные дистанции.
Модель рассчитывалась под эксплуатацию коммерческими, корпоративными и частными владельцами. Для тех, кто хотел бы уйти от использования самолетов с привычными поршневыми двигателями.
Самолет Flaris LAR1. Фото: YouTube.com
Первый полет прототипа должен был состояться до конца 2013 года, но испытания конструкции затянулись из-за выявившихся недочетов. План по производству первых 20-ти самолетов в 2014 году выполнить не удалось.
Однако работа продолжалась. К 2015 году поляки закончили строительство сборочной линии, начали оформление сертификата безопасности. К тому моменту собрали уже второй прототип, на который установили американский реактивный двигатель Williams FJ33-5A. Представить силовую установку собственной сборки инженеры так и не смогли.
Испытания в воздухе постоянно откладывали, но производитель заверял потенциальных заказчиков, что работа над проектом не прекращается. Только в 2019 году состоялся первый полет Flaris LAR 1. Прототип достиг высоты в 7600 метров за 3 минуты и 30 секунд. Пилот испытал работу системы шасси, гидравлику, герметичность кабины и автопилот. Flaris LAR1 мог летать, но о запуске серийного производства еще не говорили.
Flaris LAR1 готовится к взлету. Фото: YouTube.com
Сразу после первого демонстративного полета компания получила 50 предзаказов на новые Flaris LAR1. Однако производство и первые продажи начались только в апреле этого года. Покупатели пришли из ОАЭ.
Технические характеристики Flaris LAR1
Длина корпуса составляет 8,32 метра, размах крыльев – 8,68. Масса пустого самолета не превышает 900 кг. Вес при взлете – 1850 кг.
Силовая установка Williams FJ33 широко используется еще с конца 90-х. Модификацию 5A, которую и ставят на самолеты Flaris, сертифицировали в 2016 году. Максимальная тяга двигателя составляет 8,21 кН, средний расход топлива – 14 литров в час. Кроме Flaris LAR1 схожие силовые установки разных модификаций устанавливаются на самолеты Cirrus Vision SF50, Diamond D-Jet, Sport Jet II и другие.
«Потолок» для польского реактивного самолета – 9449 метров. Дальность полета ограничена дистанцией в 3500 км, этого вполне достаточно для таких типов летательных аппаратов. Крейсерская скорость – 800 км/ч.
Хвост и реактивный двигатель Flaris LAR 1. Фото: YouTube.com
Корпус выполнен из полимерного армированного углеводородного волокна – уже традиционная технология для современных легомоторников.
Важной конструктивной особенностью стали съемные крылья. Этот тренд в авиастроении активно развивается в последние годы. Недавно мы писали про гидросамолеты ICON A5, у которых также складываются крылья. Это упрощает перевозку и хранение машин. Но разработчики Flaris пошли дальше и предлагают снимать даже хвост самолета.
Производители подумали и о безопасности. Flaris LAR1 оснащен спасательными парашютами. Два купола расположены в фюзеляже в носовой и хвостовой части. Также разработчики предусмотрели и электрическую противообледенительную систему.
Применение Flaris LAR1
Предлагаются разные варианты использования модели. Первое и самое очевидное – частное владение для своих нужд. Второе – аэротакси. Действительно, непродолжительные авиаперелеты очень популярны в Европе и США. А наличие реактивного двигателя значительно ускоряет путешествие.
Flaris LAR1 может быть переоборудован в медицинский борт неотложной помощи. Рассматривается и военное применение для наблюдения и разведки. При модификации самолет Flaris LAR1 может стать беспилотным летательным аппаратом. Первый такой опытный образец представили на «Дубайском авиасалоне» в прошлом году.
Шасси самолета Flaris LAR1. Фото: YouTube.com
По заверениям разработчиков, самолет можно посадить на грунтовую поверхность. Правда есть вероятность, что после этого потребуется капитальный ремонт двигателя или его замена. Все-таки реактивные силовые установки очень чувствительны к пыли и грязи. А попадание даже небольшого камня в турбину и вовсе может спровоцировать аварию.
Салон и управляемость
Предполагается, что польскими самолетами будут управлять и частные пилоты. Поэтому дизайнеры, работавшие над проектом, создали имитацию салона автомобиля в кабине.
Несмотря на высокие скорости и необходимость владения навыками управления такими машинами, отмечается хорошая управляемость. Это проявляется в минимальном количестве действий пилота, безопасным сваливанием и склонностью к самопроизвольному выходу из штопора.
Элементы салона выполнены из натуральной кожи и качественного велюра. Передние сидения напоминают офисные кресла. Для задних пассажиров установили целый «диван».
В салоне Flaris LAR1. Фото: Flaris.pl
Герметичность в салоне достигается путем закрытия дверей массивными ручками, расположенными в нижней части «дверных картов». В случае, если нет плотного прилегания к корпусу самолета, бортовой компьютер выдаст предупреждение.
На самолеты Flaris LAR1 устанавливается авионика Garmin G600Txi американской разработки, обеспечивающая пользователю максимальную безопасность и комфорт. Навигационный приемник, транспондер и радиостанция расположены на центральной консоли.
Управление осуществляется единственным штурвалом, который установлен между передними креслами. Приборная панель – цифровая. Авиагоризонт, высотомер и указатель скорости дублируются на отдельные приборы на тот случай, если по каким-то причинам отказала электроника.
Перспективы развития
Известно, что параллельно с выпуском первой модели, компания ведет разработку патрульного самолета. В настоящее время Flaris совместно со своим партнером EDGE Group работает над оснащением самолетов системами искусственного интеллекта и спутниковой связи.
Приборная панель Flaris LAR1. Фото: Flaris.pl
Разработка должна исключить риски столкновения при групповых полетах нескольких аппаратов. Модель LAR1 OPV будет оснащена бортовым компьютером, самописцем, головкой наблюдения и устройствами радиосвязи, позволяющими самолету взаимодействовать с наземной станцией в радиусе 250 км.
Также ведется работа над созданием грузовой модификации LAR1 CARGO для нужд европейского рынка. Реактивные авиаперевозки на легких самолетах – почти незанятая ниша. И судя по всему, поляки хотят заявить о себе и в этом секторе.
Самолет Flaris LAR1 – интересный и технологичный летальный аппарат, который продемонстрировал возможности европейского легкого авиастроения. Есть все основания полагать, что производитель Flaris уже задал новый вектор развития этого направления.
- Карпов Андрей
- youtube.com, flaris.pl
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...