
Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музей
В советские годы в северо-восточной части Московской и в Ярославской областей велась массовая добыча торфа. Сырье было особенно необходимо в 20-40-е годы. Торф поступал на предприятия и в котельные. Для его вывоза из лесисто-болотистых местностей были построены сотни километров узкоколейных дорог, которые подходили к крупным узловым железнодорожным станциям.
Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.
Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.
Музей в Талицах. Фото автора.
Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.
В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.
Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.
Воссозданный кабинет начальника депо. Фото автора.
Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.
В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.
Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.
Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.
Танк-паровоз Фт4-028. Фото автора.
Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.
Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.
Осевая формула паровоза Фт4-028. Фото автора.
Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.
Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.
Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.
Паровоз Гр-269. Фото автора.
На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.
Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511. Фото автора.
Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.
Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.
Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.
Автодрезина ЗИМ. Фото автора.
Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.
Колесо и подвеска автодрезины ЗИМ. Фото автора.
К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.
Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.
Вагон-лавка в музее. Фото автора.
Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.
Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.
Лесовозный сцеп. Фото автора.
Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.
Переоборудованная для туристов ручная дрезина. Фото автора.
Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.
Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.

Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.
Создание музея под Переславлем-Залесским
В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.
Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.

Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.
750 миллиметров истории
В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.
Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.
Танк-паровоз Фт4-028
Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.

Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.
Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.

Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.
Паровоз Гр-269
Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.
Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.

На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511
Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.

Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.
Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.
Автодрезина ЗИМ
Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.

Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.

К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.
Автодрезины, локомобиль и снегоочиститель
Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.

Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.
Настоящее и будущее музея
Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.

Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.

Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
- Карпов Андрей
- Фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....