Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музей
В советские годы в северо-восточной части Московской и в Ярославской областей велась массовая добыча торфа. Сырье было особенно необходимо в 20-40-е годы. Торф поступал на предприятия и в котельные. Для его вывоза из лесисто-болотистых местностей были построены сотни километров узкоколейных дорог, которые подходили к крупным узловым железнодорожным станциям.
Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.
Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.
Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.
В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.
Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.
Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.
В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.
Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.
Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.
Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.
Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.
Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.
Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.
Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.
На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.
Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.
Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.
Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.
Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.
Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.
К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.
Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.
Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.
Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.
Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.
Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.
Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.
Музей в Талицах. Фото автора.
Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.
Создание музея под Переславлем-Залесским
В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.
Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.
Воссозданный кабинет начальника депо. Фото автора.
Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.
750 миллиметров истории
В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.
Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.
Танк-паровоз Фт4-028
Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.
Танк-паровоз Фт4-028. Фото автора.
Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.
Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.
Осевая формула паровоза Фт4-028. Фото автора.
Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.
Паровоз Гр-269
Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.
Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.
Паровоз Гр-269. Фото автора.
На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511
Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511. Фото автора.
Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.
Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.
Автодрезина ЗИМ
Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.
Автодрезина ЗИМ. Фото автора.
Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.
Колесо и подвеска автодрезины ЗИМ. Фото автора.
К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.
Автодрезины, локомобиль и снегоочиститель
Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.
Вагон-лавка в музее. Фото автора.
Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.
Настоящее и будущее музея
Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.
Лесовозный сцеп. Фото автора.
Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.
Переоборудованная для туристов ручная дрезина. Фото автора.
Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
- Карпов Андрей
- Фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
С таким вертолетом можно снимать продолжение «Аватара»
На фото перед вами – не легендарный вертолет SA-2 Samson из популярного «Аватара», а почти точная его копия. Создатель полноразмерного макета двухроторного...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....