Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музей
621

Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музей

В советские годы в северо-восточной части Московской и в Ярославской областей велась массовая добыча торфа. Сырье было особенно необходимо в 20-40-е годы. Торф поступал на предприятия и в котельные. Для его вывоза из лесисто-болотистых местностей были построены сотни километров узкоколейных дорог, которые подходили к крупным узловым железнодорожным станциям.


Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.

Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.

Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музейМузей в Талицах. Фото автора.

Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.

Создание музея под Переславлем-Залесским


В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.

Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.

Воссозданный кабинет начальника депо. Фото автора.

Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.

750 миллиметров истории


В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.

Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.

Танк-паровоз Фт4-028


Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.

Танк-паровоз Фт4-028. Фото автора.

Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.

Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.

Осевая формула паровоза Фт4-028. Фото автора.

Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.

Паровоз Гр-269


Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.

Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.

Паровоз Гр-269. Фото автора.

На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.

Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511


Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.

Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511. Фото автора.

Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.

Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.

Автодрезина ЗИМ


Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.

Автодрезина ЗИМ. Фото автора.

Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.

Колесо и подвеска автодрезины ЗИМ. Фото автора.

К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.

Автодрезины, локомобиль и снегоочиститель


Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.

Вагон-лавка в музее. Фото автора.

Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.

Настоящее и будущее музея


Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.

Лесовозный сцеп. Фото автора.

Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.

Переоборудованная для туристов ручная дрезина. Фото автора.

Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
Хотели бы посетить музей узкоколеек в Талицах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас