Мотодрезины, паровозы и вагоны для узкоколеек годами свозили в Ярославскую область, чтобы создать музей
В советские годы в северо-восточной части Московской и в Ярославской областей велась массовая добыча торфа. Сырье было особенно необходимо в 20-40-е годы. Торф поступал на предприятия и в котельные. Для его вывоза из лесисто-болотистых местностей были построены сотни километров узкоколейных дорог, которые подходили к крупным узловым железнодорожным станциям.
Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.
Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.
Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.
В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.
Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.
Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.
В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.
Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.
Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.
Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.
Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.
Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.
Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.
Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.
На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.
Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.
Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.
Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.
Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.
Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.
К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.
Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.
Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.
Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.
Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.
Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
Сеть торфовозных узкоколеек начала формироваться возле Переславля-Залесского в конце 30-х годов. Постепенно протяженность дорог росла, открывались новые депо. Узкоколейки и торфяные месторождения стали важным фактором развития населенных пунктов, которые можно найти на карте и сегодня.
Один из них – поселок Купанское в 15 км от Переславля-Залесского. Населенный пункт стал важным узлом сети узкоколеек в этом районе. Отсюда в сторону Кубринска отходила отдельная ветка. Недалеко в поселке Талицы работало депо, которое и станет музеем, но уже в наши дни.
Музей в Талицах. Фото автора.
Узкоколейки были востребованы до 60-х годов. После открытия месторождений газа в Сибири и развития угольной промышленности потребность в массовой добыче торфа отпала. Дороги и депо постепенно закрывали, транспорт шел на лом. Такая ситуация была характерна для всех регионов Советского Союза.
Создание музея под Переславлем-Залесским
В 1989 годы ликвидировали Купанское транспортное управление. Но благодаря действиям бывших работников предприятия и группе энтузиастов, удалось выкупить участок железной дороги. Предполагалось, что в этих местах будет построен комплекс экологического туризма со всей инфраструктурой. Однако кризис 90-х нарушил и отодвинул эти планы.
Тем не менее, на базе депо в Талицах открылся музей узкоколейного транспорта. К сожалению, на Переславской железной дороге почти не осталось собственного подвижного состава. Все было «пущено под нож» еще в 70-е.
Воссозданный кабинет начальника депо. Фото автора.
Поэтому сотрудники музея на голом энтузиазме стали ездить по разным регионам некогда великой страны в поисках хоть каких-нибудь артефактов узкоколейной эпохи. В итоге, первые целые вагоны и паровозы стали привозить из Казахстана, Армении, Татарстана, Чечни и ряда других областей центральной России. Экспозиция музея пополнялась постепенно.
750 миллиметров истории
В современной коллекции музея представлены десятки экспонатов. Весь подвижной состав отреставрирован и на ходу. Сотрудники музея возвели уже второй навес для долговременного хранения вагонов и автодрезин, привели в порядок и депо, которое также можно назвать отдельным свидетельством ушедшей эпохи.
Хотелось бы подробнее рассказать о наиболее значимых экспонатах, которые сегодня может увидеть любой желающий.
Танк-паровоз Фт4-028
Это единственная сохранившаяся до наших дней машина финского завода «Тампелла». В 1945-м году выпустили всего 30 таких паровозов для Советского Союза в счет возмещения ущерба, нанесенного в годы Великой Отечественной. Они также работали на торфяных месторождениях и на производственных площадках.
Танк-паровоз Фт4-028. Фото автора.
Главная особенность модели – размещение резервуара для воды не в прицепном вагоне, а на самом паровозе. Отсюда и «танк» в названии. Tank (англ.) – бак, резервуар.
Осевая формула – 0-3-1. Это означает, что машина не имеет направляющей тележки спереди. У локомотива три основных движущих оси и одна поддерживающая под топкой и дровяным ящиком. Паровоз оборудован керосиновым освещением и ручным тормозом.
Осевая формула паровоза Фт4-028. Фото автора.
Фт4-028 привезли из Армении. Сначала его использовали на разработках туфа в Ленинакане, позже он непродолжительное время работал на детской железной дороге.
Паровоз Гр-269
Узкоколейный тягач производился с 1947 по 1956 в ГДР и поставлялся в СССР. Всего выпустили 420 таких паровозов. Стоит отметить, что это не самая удачная модель немецкого машиностроения. В ходе эксплуатации выяснилось, что при скорости выше 35 км/ч машина начинает раскачиваться. Это повышало износ железной дороги.
Паровоз имеет двухцилиндровый двигатель. Давление в котле может достигать 12 атмосфер. Масса превышает 25 тонн. Котел топится дровами.
Паровоз Гр-269. Фото автора.
На сегодняшний день в рабочем состоянии поддерживается лишь 7 локомотивов серии Гр. Один из них находится в музее в Талицах. Гр-269 перевезли из Грозного. Остальные работают на детских железных дорогах и на некоторых узкоколейках. Также эти паровозы можно встретить и на постаментах в разных городах бывшего Советского Союза.
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511
Семейство ЭСУ разрабатывалось специально для снабжения электроэнергией предприятий на месторождениях. Модель «2а» производилась с 1972 по 1988 год на Губинском машиностроительном заводе. Всего было выпущено 1025 единиц.
Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511. Фото автора.
Несмотря на конкретное предназначение, машину активно использовали для перевозки рабочих и для транспортировки вагонов. На мотовоз устанавливали дизельный двигатель мощностью в 108 л. с. Масса машины достигает 17 тонн. ЭСУ-2а может разгоняться до 40 км/ч. Электрогенератор выдает 62,5 кВт.
Сейчас мотовоз стоит в депо на реставрации. Но некоторые элементы можно рассмотреть через открытые ворота.
Автодрезина ЗИМ
Еще один интересный экспонат музея появился в коллекции в 1996 году. Автодрезина построена на базе автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Всего с 1950 по 1959 было произведено свыше 21 тыс. таких машин. На смену им пришла знаменитая ГАЗ-13 «Чайка». «ЗИМы» стали массово поступать на предприятия, где их модернизировали и дорабатывали под свои нужды.
Автодрезина ЗИМ. Фото автора.
Пожалуй, верхом советской смекалки в вопросе переоборудования ГАЗ-12 стала установка модели на железнодорожный узкоколейный ход. Сама концепция была очень распространена в те годы. Например, для нужд узкоколеек использовали грузовики разного типа.
Колесо и подвеска автодрезины ЗИМ. Фото автора.
К слову, недавно мы писали про пожарные поезда, вспомнили и про мотодрезины которые несли дежурство на торфяных месторождениях. Но вот автомобиль представительского класса на узкоколейках представить сложно.
Автодрезины, локомобиль и снегоочиститель
Кроме перечисленных экспонатов в музее есть и другие интересные объекты. Это и автодрезина серии Уа, паровоз 157-459 на ходу, локомобиль, вагонетки и даже лесовозные сцепы. На выставке представлены цистерны, грузовые и пассажирские вагоны. В одном из них оборудовали сувенирный магазин.
Вагон-лавка в музее. Фото автора.
Каждый год при уборке снега с путей задействуют музейный железнодорожный снегоочиститель. Для гостей в 2007 году восстановили ручную дрезину, на которой можно покататься по территории.
Настоящее и будущее музея
Музей узкоколеек в Талицах полностью частный. Он живет и развивается только благодаря туристам и любителям железнодорожного транспорта. Кроме реставрации, сотрудники проводят регулярные научные исследования по нескольким направлениям. Изучают историю железных дорог, участвуют в выставках и конференциях. Постепенно продолжается благоустройство, выполняются ландшафтные работы.
Лесовозный сцеп. Фото автора.
Как говорят сами энтузиасты, это должна быть не гламурная выставка ярко раскрашенных поездов на фоне фонарей и тротуарной плитки, а живая станция с заросшими железнодорожными путями и ржавчиной, которые смогли бы передать настоящий дух ушедшей эпохи.
Переоборудованная для туристов ручная дрезина. Фото автора.
Нам остается только пожелать удачи команде музея и процветания их делу. Если вдруг вы будете проезжать Переславль-Залесский, советуем свернуть и уделить пару часов на осмотр уникальной техники. Купленный входной билет поможет не только дальнейшему развитию проекта, но и сохранению истории железнодорожного транспорта России.
- Карпов Андрей
- Фото автора
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...