Почему дорожают машины в России и что будет дальше
На днях в СМИ появилась информация о том, что в октябре этого года в очередной раз повысится утилизационный сбор на машины. Конечно, это потянет за собой цены не только на автомобили из салонов, но и на б/у транспорт.
Есть информация, что к 2030 году стоимость машин удвоится от нынешних показателей. В 2024 году примерно половина всех новых автомобилей в России покупается в кредит. Судя по всему, этот показатель будет только расти.
Мы решили разобраться в причинах сложившейся ситуации и предположить варианты дальнейшего развития рынка. Выделили несколько причин подорожания автомобилей в России.
Только в 2023 году в Россию завезли более 700 тыс. новых автомобилей. Больше всего, конечно же, из Китая. Во многом, стоимость авто определялась актуальным курсом. Если в начале года за 1 юань давали 10 рублей, то к концу этот показатель составил уже 12,5 рублей. То есть, дилеры прибавили примерно +20-25% к стоимости авто.
Сегодня юань постепенно подходит к 13 рублям. Достаточно часто китайцы продают свои машины по «завышенному курсу» из расчета 14 рублей за юань и выше.
Здесь же вспомним и про инфляцию. На сентябрь 2024 года этот показатель уже достиг 9%. Это много, но бывало и больше. Рост цен, связанный с этим феноменом, происходит во всех секторах. Поэтому, вероятнее всего в ценовой сетке на 2025 год дилеры будут учитывать и этот показатель.
До того как новая машина появляется в салоне где-нибудь в Подмосковье или в любом другом регионе России, она проделывает грандиозный путь на автовозе или в железнодорожных вагонах с Дальнего Востока или из Сибири. Стоимость доставки одного авто 230-300 тыс. рублей.
А теперь вспомним про повышение цен на бензин и дизельное топливо. Если год назад за литр дизеля надо было заплатить в районе 55 рублей, то сегодня на заправках приходится отдавать по 64 рубля или больше. Конечно, логистическим компаниям и дальнобойщикам приходится реагировать и повышать цены за услуги.
Стоит отметить, что китайцы сами активно инвестируют в логистику своих авто. Оплачивают перевозку и даже возврат пустых автовозов к приграничным хабам. Но это не значит, что они «дарят» эти деньги дилерам. Все траты уже заложены в стоимость авто.
Сегодня китайские производители и их дилеры делают все, чтобы продать новые машины. Это и рекламы «из всех щелей», и долговременные рассрочки, пресс-туры и расширенная гарантия. Хотя уже сейчас владельцы всем известных брендов сталкиваются с проблемами. «Летят» коробки передач, греются двигатели, есть вопросы к электронике. Пока есть гарантия, эти вопросы решаются.
А что будет дальше – покажет время. Но уже сейчас эксперты отрасли говорят, что продать на «вторичке» те же Haval и Jeely будет очень сложно. Во-первых, из-за выявившихся в ходе эксплуатации «болячек». Во-вторых, из-за перенасыщения рынка.
Показатели, которые также влияют на цену нового автомобиля. С апреля этого года в Россию нельзя ввозить электромобили и гибриды из стран ЕАЭС. К тому же, был увеличен и утилизационный сбор на автомобили, произведенные или растаможенные в Беларуси, Казахстане и в других странах экономического союза. Машины до трех лет – 300600 рублей, если старше – 528800.
Эти авто не облагаются таможенными пошлинами. Но если вы хотите привезти машину как физическое лицо из Европы, США или стран Азии, то придется заплатить по полной. Для юридических лиц этот показатель будет значительно ниже. Размер пошлины зависит от возраста и объема двигателя.
Для примера расчета возьмем Hyundai Solaris 2022 года. Двигатель – 1,6 литра, 123 л. с. Пошлина составит 48% от стоимости авто в Корее. Если вы купили машину за 1,5 млн через посредников или напрямую, то на российской границе придется доплатить еще 720 тыс. за ввоз. Прибавим к этому подключение к ГЛОНАСС – 20 тыс., утильсбор (около 3500 рублей), доставку и получаем 2,2 – 2,4 млн реальной стоимости.
Существуют пошлины на ввоз машинокомплектов для крупноузловой сборки. Вспомним хотя бы «Москвич-3», который, на самом деле, китайский JAC JS4. При ввозе комплектов пошлина составляет порядка 10%.
И вот, нас опять «радуют» повышением утилизационного сбора. Обещают рост на 75-80%. Думаю, причина всем ясна. Нужно как-то замедлить темпы продаж китайских автомобилей. Опыт последних лет показал, что население голосует рублем за машины наших соседей, а не за родной АвтоВАЗ, хоть он и дешевле.
Любой автосалон – это бизнес, который подразумевает получение прибыли. Чем она больше, тем лучше. Менеджеры хотят получить премии в конце месяца, а владельцы планируют слетать в отпуск с семьей на теплые острова. Поэтому дилеры могут завышать розничную стоимость авто на 4-8%. А это плюс 150-250 тыс. рублей к автомобилю стоимостью 3 млн.
Не забываем и про «допы». Самые дешевые коврики, комплект зимней резины с дисками, расширенная страховка от производителя, полка в багажник, аптечка и желтый жилет. Порой сильно удивляешься смекалке наших менеджеров. Все эти позиции также добавляют конечную стоимость и «бьют по кошельку» покупателя.
Разные эксперты и блогеры сходятся во мнении, что вопрос повышения тарифов утильсбора лоббируется в интересах российских производителей. Скорее всего, так и есть. Но давайте не будем «рубить с плеча» и попытаемся разобраться, почему правительство действует в интересах АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ и других.
Протекционизм – нормальное явление в развитых странах с собственной промышленностью. В той же Европе и США также вводят заградительные пошлины, повышают тарифы на импорт товаров из того же Китая, в том числе и на машины.
Представьте, что будет, если наши заводы не смогут выдержать конкуренцию и закроются. АвтоВАЗ – 44 тыс. сотрудников, ГАЗ – 20 тыс., УАЗ – около 25 тыс. Список можно продолжить. Сотни тысяч человек потеряют работу. Десятки городов, где заводы являются градообразующими предприятиями, станет не на что содержать. Кризис может затронуть миллионы сограждан. Мы просто потеряем гражданское машиностроение.
Поэтому повышенный утильсбор, это не только желание заработать, но и вполне рабочий инструмент поддержки отраслей машиностроения.
Да, наши машины критикуют за брак, за меньший комфорт, за «отсталость технологий» и отсутствие прогресса. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что до санкций вектор развития все же просматривался. Модели Vesta и XRay это подтверждают.
Покупать новые машины с каждым годом станет только сложнее. Выбор будет между «китайцами» в кредит или «жигулями» в кредит, но дешевле. Накопить точно не получится, учитывая все вышеперечисленное. Конечно, есть доля населения, кто может себе позволить купить авто здесь и сейчас за наличные. Но у большинства такой возможности нет. Даже условный рост зарплат в 2-3 раза не спасет ситуацию.
АвтоВАЗ сохранит лидирующие позиции по объемам продаж. Вероятно, появятся и новые предприятия по сборке машинокомплектов. Но с последним ситуация неопределенная, поскольку правительство Китая не рекомендует инвестировать в производства на территории других стран. Рост цен на новые машины потянет за собой и удорожание «вторички».
На чем будем ездить? Ответ – на машинах. Да, они будут старее. Это будут «гранты» или «хавейлы», на Дальнем Востоке и в Сибири сохранится доминирование «правого руля» из Японии. Повысится спрос на такси, каршеринги и общественный транспорт. Рынок изменится, но останется. Только вот, чтобы купить собственную машину, нам придется приложить больше усилий.
Есть информация, что к 2030 году стоимость машин удвоится от нынешних показателей. В 2024 году примерно половина всех новых автомобилей в России покупается в кредит. Судя по всему, этот показатель будет только расти.
Мы решили разобраться в причинах сложившейся ситуации и предположить варианты дальнейшего развития рынка. Выделили несколько причин подорожания автомобилей в России.
Нестабильный рубль
Только в 2023 году в Россию завезли более 700 тыс. новых автомобилей. Больше всего, конечно же, из Китая. Во многом, стоимость авто определялась актуальным курсом. Если в начале года за 1 юань давали 10 рублей, то к концу этот показатель составил уже 12,5 рублей. То есть, дилеры прибавили примерно +20-25% к стоимости авто.
Сегодня юань постепенно подходит к 13 рублям. Достаточно часто китайцы продают свои машины по «завышенному курсу» из расчета 14 рублей за юань и выше.
Минимальная цена Lada Largus в салоне – 1,6 млн рублей. Фото: Vk.com/video
Здесь же вспомним и про инфляцию. На сентябрь 2024 года этот показатель уже достиг 9%. Это много, но бывало и больше. Рост цен, связанный с этим феноменом, происходит во всех секторах. Поэтому, вероятнее всего в ценовой сетке на 2025 год дилеры будут учитывать и этот показатель.
Логистика
До того как новая машина появляется в салоне где-нибудь в Подмосковье или в любом другом регионе России, она проделывает грандиозный путь на автовозе или в железнодорожных вагонах с Дальнего Востока или из Сибири. Стоимость доставки одного авто 230-300 тыс. рублей.
А теперь вспомним про повышение цен на бензин и дизельное топливо. Если год назад за литр дизеля надо было заплатить в районе 55 рублей, то сегодня на заправках приходится отдавать по 64 рубля или больше. Конечно, логистическим компаниям и дальнобойщикам приходится реагировать и повышать цены за услуги.
Стоит отметить, что китайцы сами активно инвестируют в логистику своих авто. Оплачивают перевозку и даже возврат пустых автовозов к приграничным хабам. Но это не значит, что они «дарят» эти деньги дилерам. Все траты уже заложены в стоимость авто.
Маркетинг
Сегодня китайские производители и их дилеры делают все, чтобы продать новые машины. Это и рекламы «из всех щелей», и долговременные рассрочки, пресс-туры и расширенная гарантия. Хотя уже сейчас владельцы всем известных брендов сталкиваются с проблемами. «Летят» коробки передач, греются двигатели, есть вопросы к электронике. Пока есть гарантия, эти вопросы решаются.
HAVAL JOLION. Фото: Vk.com/video
А что будет дальше – покажет время. Но уже сейчас эксперты отрасли говорят, что продать на «вторичке» те же Haval и Jeely будет очень сложно. Во-первых, из-за выявившихся в ходе эксплуатации «болячек». Во-вторых, из-за перенасыщения рынка.
Акцизы, пошлины и утильсбор
Показатели, которые также влияют на цену нового автомобиля. С апреля этого года в Россию нельзя ввозить электромобили и гибриды из стран ЕАЭС. К тому же, был увеличен и утилизационный сбор на автомобили, произведенные или растаможенные в Беларуси, Казахстане и в других странах экономического союза. Машины до трех лет – 300600 рублей, если старше – 528800.
Эти авто не облагаются таможенными пошлинами. Но если вы хотите привезти машину как физическое лицо из Европы, США или стран Азии, то придется заплатить по полной. Для юридических лиц этот показатель будет значительно ниже. Размер пошлины зависит от возраста и объема двигателя.
Разгрузка машин из Азии в порту Владивостока. Фото: Vk.com/video
Для примера расчета возьмем Hyundai Solaris 2022 года. Двигатель – 1,6 литра, 123 л. с. Пошлина составит 48% от стоимости авто в Корее. Если вы купили машину за 1,5 млн через посредников или напрямую, то на российской границе придется доплатить еще 720 тыс. за ввоз. Прибавим к этому подключение к ГЛОНАСС – 20 тыс., утильсбор (около 3500 рублей), доставку и получаем 2,2 – 2,4 млн реальной стоимости.
Существуют пошлины на ввоз машинокомплектов для крупноузловой сборки. Вспомним хотя бы «Москвич-3», который, на самом деле, китайский JAC JS4. При ввозе комплектов пошлина составляет порядка 10%.
И вот, нас опять «радуют» повышением утилизационного сбора. Обещают рост на 75-80%. Думаю, причина всем ясна. Нужно как-то замедлить темпы продаж китайских автомобилей. Опыт последних лет показал, что население голосует рублем за машины наших соседей, а не за родной АвтоВАЗ, хоть он и дешевле.
Повышение стоимости дилерами
Любой автосалон – это бизнес, который подразумевает получение прибыли. Чем она больше, тем лучше. Менеджеры хотят получить премии в конце месяца, а владельцы планируют слетать в отпуск с семьей на теплые острова. Поэтому дилеры могут завышать розничную стоимость авто на 4-8%. А это плюс 150-250 тыс. рублей к автомобилю стоимостью 3 млн.
HAVAL DARGO. Фото: Vk.com/video
Не забываем и про «допы». Самые дешевые коврики, комплект зимней резины с дисками, расширенная страховка от производителя, полка в багажник, аптечка и желтый жилет. Порой сильно удивляешься смекалке наших менеджеров. Все эти позиции также добавляют конечную стоимость и «бьют по кошельку» покупателя.
Налог за право владения «не Жигулями»
Разные эксперты и блогеры сходятся во мнении, что вопрос повышения тарифов утильсбора лоббируется в интересах российских производителей. Скорее всего, так и есть. Но давайте не будем «рубить с плеча» и попытаемся разобраться, почему правительство действует в интересах АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ и других.
Протекционизм – нормальное явление в развитых странах с собственной промышленностью. В той же Европе и США также вводят заградительные пошлины, повышают тарифы на импорт товаров из того же Китая, в том числе и на машины.
Сборочная линия на заводе АвтоВАЗ. Vk.com/video
Представьте, что будет, если наши заводы не смогут выдержать конкуренцию и закроются. АвтоВАЗ – 44 тыс. сотрудников, ГАЗ – 20 тыс., УАЗ – около 25 тыс. Список можно продолжить. Сотни тысяч человек потеряют работу. Десятки городов, где заводы являются градообразующими предприятиями, станет не на что содержать. Кризис может затронуть миллионы сограждан. Мы просто потеряем гражданское машиностроение.
Поэтому повышенный утильсбор, это не только желание заработать, но и вполне рабочий инструмент поддержки отраслей машиностроения.
Да, наши машины критикуют за брак, за меньший комфорт, за «отсталость технологий» и отсутствие прогресса. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что до санкций вектор развития все же просматривался. Модели Vesta и XRay это подтверждают.
Что ждет автомобильный рынок России в будущем
Покупать новые машины с каждым годом станет только сложнее. Выбор будет между «китайцами» в кредит или «жигулями» в кредит, но дешевле. Накопить точно не получится, учитывая все вышеперечисленное. Конечно, есть доля населения, кто может себе позволить купить авто здесь и сейчас за наличные. Но у большинства такой возможности нет. Даже условный рост зарплат в 2-3 раза не спасет ситуацию.
АвтоВАЗ сохранит лидирующие позиции по объемам продаж. Вероятно, появятся и новые предприятия по сборке машинокомплектов. Но с последним ситуация неопределенная, поскольку правительство Китая не рекомендует инвестировать в производства на территории других стран. Рост цен на новые машины потянет за собой и удорожание «вторички».
На чем будем ездить? Ответ – на машинах. Да, они будут старее. Это будут «гранты» или «хавейлы», на Дальнем Востоке и в Сибири сохранится доминирование «правого руля» из Японии. Повысится спрос на такси, каршеринги и общественный транспорт. Рынок изменится, но останется. Только вот, чтобы купить собственную машину, нам придется приложить больше усилий.
- Карпов Андрей
- vk.com/video
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....