Fiat 131 Abarth Rally – гоночный бестселлер конца 70-х
На рубеже 60-х и 70-х годов многочисленные частные клиенты просили Fiat поддержать их участие в ралли с отличным 124 Sport Spider. В тот период соревнования подобного типа стали самой популярной формой в сфере автоспорта.
Высокая степень общественного интереса к ралли помогла убедить руководство Fiat постепенно инвестировать в эту область. Все началось с полуофициальной регистрации некоторых моделей 124 в различных соревнованиях, действительных для чемпионатов Италии и мира.
В 1971 году Fiat приобрел Abarth и дела пошли веселее. Новая компания почти сразу же превратилась в официальный гоночный отдел итальянского концерна. Это было сделано для того, чтобы подготовить почву к запуску Fiat Racing Team, которая прекрасным образом дебютировала в гоночном сезоне 1972 года с 124 Abarth Rally Group 4.
Этот автомобиль показал превосходные результаты, выиграв сразу два чемпионата Европы (в 1972 и 1975 годах). Что, в свою очередь, убедило менеджеров Fiat в перспективности направления и побудило увеличить свои гоночные инвестиции.
Но конструкция из прошлого десятилетия уже не очень подходила в качестве полноценного варианта для середины 70-х. Поэтому стареющую линейку 124 решили заменить на новую. Это также могло стать имиджевым возвратом в строй, чтобы предстоящие гоночные успехи смогли увеличить объемы продаж модели.
Конечно, скоростная переделка лишь отдаленно напоминала исходный седан, обладая мощью и конкурентоспособными характеристиками гоночного авто высшего класса. Эта модель, отнесенная к действующей на тот момент группе 4 (Grand Touring Sport), была подготовлена командой Abarth Fiat Rally Team.
Основой стала двухдверная версия пятиместного Fiat 131 Mirafiori. Инженеры использовали не менее 75% деталей конструкции этой модели. Помимо Карла Абарта, в разработках кузова автомобиля участвовала знаменитая мастерская Бертоне. Для соблюдения необходимого по правилам требования понадобилась сборка базовой версии:
✅ в количестве 400 штук
✅ с двойным карбюратором
✅ мощностью 140 л. с
✅ максимальной скоростью в 190 км/ч
Bertone Style Centre при проектировании кузова использовали стекловолокно и алюминий. Это делалось с целью максимального облегчения будущего гоночного автомобиля. По той же причине капоты и брызговики выполнили из специальной смоляной смеси, а двери – из алюминиевого сплава.
Чтобы обеспечить ему достаточную прижимную силу на высоких скоростях, в конструкцию автомобиля добавили большие колесные арки и спойлеры. Увеличенные динамические воздухозаборники на левой стороне капота и по бокам обеспечивали охлаждение механических деталей Fiat 131 Abarth Rally. Вот некоторые из его показателей:
✅ переднее расположение двигателя
✅ задний ведущий мост
✅ впрыск топлива Kugelfischer
✅ электронное зажигание
Автомобиль Grand Tourisme к 1980 года получил оптимальные технические параметры. А оригинальный рядный двигатель с головками цилиндров из легкого сплава с двойным распредвалом в гоночной версии «Corsa» показывал следующие цифры:
✅ четыре цилиндра с 16 клапанами
✅ рабочий объем – 1995 куб. см
✅ мощность – 225 л. с
Дорожная версия этого автомобиля с двухкамерным карбюратором Weber, как упоминалось выше, имела скромные 140 «лошадок». А вот у гоночной она со временем выросла до 245-ти при 5750 об/мин. Ее сопровождали кованные поршни и зубчатый ременной привод клапанов.
Двигатель автомобиля получил циркуляционную смазку под давлением в сухом корпусе и однодисковое сухое сцепление. Коробка передач – пятиступенчатая несинхронизированная (альтернативно – десять положений от 3,64 до 6,83). Самоблокирующийся дифференциал.
Шасси у Fiat 131 Abarth Rally было безрамной конструкции. Все колеса имели независимую подвеску. У передних – на нижних поперечных рычагах, продольно направляемых торсионным стабилизатором (со стойками McPherson). У задних – той же системы, но с добавлением пружин и телескопических амортизаторов.
Для такой очень быстрой техники требовались и эффективные тормоза, способные гарантировать ее безопасную эксплуатацию во время соревнований. Их выполнили двухконтурными для всех колес, дискового типа. У передних – диаметром 300 мм, у задних – 252 мм. Автомобиль получил реечное рулевое управление.
Колеса могли похвалиться легкосплавными дисками, отлично подходившие для бешенного гоночного темпа. Их размер: 10х15 (спереди) и 11х15 (сзади). Шины чаще всего использовались марки Pireli P7: 205/60 VR 15 и 285/35 VR 15, соответственно. Для гонок по гравию устанавливались диски 7х15. Вот некоторые параметры Fiat 131 Abarth Rally:
✅ длина – 4,16 м
✅ ширина – 1,8 м
✅ высота в пустом состоянии – 1,39 м
✅ колесная база – 2490 мм
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
В зависимости от того, для какого типа соревнований предназначалась конкретная модель, ее готовый вес мог колебаться от 950 до 1020 кг. Итоговое влияние на это оказывала экипировка автомобиля. Подобная вариативность касалась и размера устанавливаемой емкости для топлива. Бак мог вмещать 60 либо 100 литров бензина.
Разрабатываемый для того, чтобы вновь вернуть итальянской команде ведущие позиции в соревнованиях, Fiat 131 Abarth Rally как экспериментальный образец принял участие в Джиро д’Италия 1975 года. Дебют оказался очень успешным, а уже на следующий год пришла первая победа. Она произошла в рамках ралли Эльба-1976.
Конечно, как и в любом серьезном проекте, не обошлось без слабых мест и каких-то доработок. Проблемной оказалась трансмиссия машины, некоторые сложности доставила и мудреная подвеска. Но с этими небольшими неприятностями технические работники компании быстро справились, представив раллийный аппарат в полной боевой готовности.
Fiat 131 Abarth очень быстро стал грозным конкурентом для Lancia Stratos и Ford Escort. Лучшим тому подтверждением можно считать его уверенную победу на чемпионате мира по ралли 1977 года. Когда за этим последовало еще две, «сто тридцать первая» модель четко заявила о себе, как о новом лидере этой спортивной дисциплины.
Высокий статус гоночной версии бренда подтверждает и тот факт, что за ее руль садились многие именитые гонщики, имеющими за своими плечами чемпионские титулы. К этому числу можно отнести:
✅ Алена
✅ Рерль
✅ Андруэта
✅ Верини
✅ Баккелли и многих других
Интересен и тот факт, что в 1979 году (самый разгар славы 131 Abarth) пассажиркой водителя «Лаки» на раллийной машине выступила очень известная впоследствии Фабриция Понс. Правда, тандем сошел с 1-го или 2-го места после пяти заездов.
А автомобиль Вальтера Реля, выигравшего чемпионат мира-1980, имел мощность до 235 лошадиных сил. В том году Fiat также победил в традиционном соревновании между различными брендами. Тогда же завершился выпуск мегауспешной раллийной версии, которая блистала на трассах еще пару лет, до прихода эры турбонаддува.
Всего собрано 400 (по другим данным – около полутысячи) экземпляров Fiat 131 Abarth Rally. Сегодня можно купить такую легендарную технику на вторичном рынке. Цены колеблются от 35 до 250 тысяч евро. Все зависит от состояния и компоновки автомобиля.
Высокая степень общественного интереса к ралли помогла убедить руководство Fiat постепенно инвестировать в эту область. Все началось с полуофициальной регистрации некоторых моделей 124 в различных соревнованиях, действительных для чемпионатов Италии и мира.
Fiat 131 Abarth Rally стал безусловным лидером гонок конца 70-х – начала 80-х годов. Фото: youtube.com
В 1971 году Fiat приобрел Abarth и дела пошли веселее. Новая компания почти сразу же превратилась в официальный гоночный отдел итальянского концерна. Это было сделано для того, чтобы подготовить почву к запуску Fiat Racing Team, которая прекрасным образом дебютировала в гоночном сезоне 1972 года с 124 Abarth Rally Group 4.
Этот автомобиль показал превосходные результаты, выиграв сразу два чемпионата Европы (в 1972 и 1975 годах). Что, в свою очередь, убедило менеджеров Fiat в перспективности направления и побудило увеличить свои гоночные инвестиции.
Достойная замена для гоночных треков
Но конструкция из прошлого десятилетия уже не очень подходила в качестве полноценного варианта для середины 70-х. Поэтому стареющую линейку 124 решили заменить на новую. Это также могло стать имиджевым возвратом в строй, чтобы предстоящие гоночные успехи смогли увеличить объемы продаж модели.
Именно по этим причинам в 1976 году подготовлена специальная настройка для нового седана Fiat 131. Так тихий семейный автомобиль преобразовали в феноменальную гоночную версию Fiat 131 Abarth Rally.
Конечно, скоростная переделка лишь отдаленно напоминала исходный седан, обладая мощью и конкурентоспособными характеристиками гоночного авто высшего класса. Эта модель, отнесенная к действующей на тот момент группе 4 (Grand Touring Sport), была подготовлена командой Abarth Fiat Rally Team.
Двухдверный кузов и обтекаемый дизайн. Фото: youtube.com
Основой стала двухдверная версия пятиместного Fiat 131 Mirafiori. Инженеры использовали не менее 75% деталей конструкции этой модели. Помимо Карла Абарта, в разработках кузова автомобиля участвовала знаменитая мастерская Бертоне. Для соблюдения необходимого по правилам требования понадобилась сборка базовой версии:
✅ в количестве 400 штук
✅ с двойным карбюратором
✅ мощностью 140 л. с
✅ максимальной скоростью в 190 км/ч
Bertone Style Centre при проектировании кузова использовали стекловолокно и алюминий. Это делалось с целью максимального облегчения будущего гоночного автомобиля. По той же причине капоты и брызговики выполнили из специальной смоляной смеси, а двери – из алюминиевого сплава.
Особенности гоночной модели
Чтобы обеспечить ему достаточную прижимную силу на высоких скоростях, в конструкцию автомобиля добавили большие колесные арки и спойлеры. Увеличенные динамические воздухозаборники на левой стороне капота и по бокам обеспечивали охлаждение механических деталей Fiat 131 Abarth Rally. Вот некоторые из его показателей:
✅ переднее расположение двигателя
✅ задний ведущий мост
✅ впрыск топлива Kugelfischer
✅ электронное зажигание
Автомобиль Grand Tourisme к 1980 года получил оптимальные технические параметры. А оригинальный рядный двигатель с головками цилиндров из легкого сплава с двойным распредвалом в гоночной версии «Corsa» показывал следующие цифры:
✅ четыре цилиндра с 16 клапанами
✅ рабочий объем – 1995 куб. см
✅ мощность – 225 л. с
Дорожная версия этого автомобиля с двухкамерным карбюратором Weber, как упоминалось выше, имела скромные 140 «лошадок». А вот у гоночной она со временем выросла до 245-ти при 5750 об/мин. Ее сопровождали кованные поршни и зубчатый ременной привод клапанов.
Двигатель автомобиля получил циркуляционную смазку под давлением в сухом корпусе и однодисковое сухое сцепление. Коробка передач – пятиступенчатая несинхронизированная (альтернативно – десять положений от 3,64 до 6,83). Самоблокирующийся дифференциал.
Шасси у Fiat 131 Abarth Rally было безрамной конструкции. Все колеса имели независимую подвеску. У передних – на нижних поперечных рычагах, продольно направляемых торсионным стабилизатором (со стойками McPherson). У задних – той же системы, но с добавлением пружин и телескопических амортизаторов.
Стильная приборная панель и сиденья в Fiat 131 Abarth Rally. Фото: youtube.com
Для такой очень быстрой техники требовались и эффективные тормоза, способные гарантировать ее безопасную эксплуатацию во время соревнований. Их выполнили двухконтурными для всех колес, дискового типа. У передних – диаметром 300 мм, у задних – 252 мм. Автомобиль получил реечное рулевое управление.
Колеса могли похвалиться легкосплавными дисками, отлично подходившие для бешенного гоночного темпа. Их размер: 10х15 (спереди) и 11х15 (сзади). Шины чаще всего использовались марки Pireli P7: 205/60 VR 15 и 285/35 VR 15, соответственно. Для гонок по гравию устанавливались диски 7х15. Вот некоторые параметры Fiat 131 Abarth Rally:
✅ длина – 4,16 м
✅ ширина – 1,8 м
✅ высота в пустом состоянии – 1,39 м
✅ колесная база – 2490 мм
✅ максимальная скорость – 220 км/ч
В зависимости от того, для какого типа соревнований предназначалась конкретная модель, ее готовый вес мог колебаться от 950 до 1020 кг. Итоговое влияние на это оказывала экипировка автомобиля. Подобная вариативность касалась и размера устанавливаемой емкости для топлива. Бак мог вмещать 60 либо 100 литров бензина.
Спортивные успехи автомобиля
Разрабатываемый для того, чтобы вновь вернуть итальянской команде ведущие позиции в соревнованиях, Fiat 131 Abarth Rally как экспериментальный образец принял участие в Джиро д’Италия 1975 года. Дебют оказался очень успешным, а уже на следующий год пришла первая победа. Она произошла в рамках ралли Эльба-1976.
2-литровый двигатель Fiat 131 Abarth. Фото: youtube.com
Конечно, как и в любом серьезном проекте, не обошлось без слабых мест и каких-то доработок. Проблемной оказалась трансмиссия машины, некоторые сложности доставила и мудреная подвеска. Но с этими небольшими неприятностями технические работники компании быстро справились, представив раллийный аппарат в полной боевой готовности.
Fiat 131 Abarth очень быстро стал грозным конкурентом для Lancia Stratos и Ford Escort. Лучшим тому подтверждением можно считать его уверенную победу на чемпионате мира по ралли 1977 года. Когда за этим последовало еще две, «сто тридцать первая» модель четко заявила о себе, как о новом лидере этой спортивной дисциплины.
Высокий статус гоночной версии бренда подтверждает и тот факт, что за ее руль садились многие именитые гонщики, имеющими за своими плечами чемпионские титулы. К этому числу можно отнести:
✅ Алена
✅ Рерль
✅ Андруэта
✅ Верини
✅ Баккелли и многих других
Интересен и тот факт, что в 1979 году (самый разгар славы 131 Abarth) пассажиркой водителя «Лаки» на раллийной машине выступила очень известная впоследствии Фабриция Понс. Правда, тандем сошел с 1-го или 2-го места после пяти заездов.
А автомобиль Вальтера Реля, выигравшего чемпионат мира-1980, имел мощность до 235 лошадиных сил. В том году Fiat также победил в традиционном соревновании между различными брендами. Тогда же завершился выпуск мегауспешной раллийной версии, которая блистала на трассах еще пару лет, до прихода эры турбонаддува.
Fiat 131 Abarth Rally выпускался до 1980 года. Фото: youtube.com
Всего собрано 400 (по другим данным – около полутысячи) экземпляров Fiat 131 Abarth Rally. Сегодня можно купить такую легендарную технику на вторичном рынке. Цены колеблются от 35 до 250 тысяч евро. Все зависит от состояния и компоновки автомобиля.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....