ИМЗ-НАМИ-050 «Белка» - прототип так и не ставший народным автомобилем
В стенах НАМИ родилось множество моделей, опередивших свое время на десятилетия. Может, поэтому им и не нашлось места среди серийных образцов. Сегодня мы расскажем об одном из таких автомобилей – малолитражке сверхмалого класса НАМИ-050 «Белка».
Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.
Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.
Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.
Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.
Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.
Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:
✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)
Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.
Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.
Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:
✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм
Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.
Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.
Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.
Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.
Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».
30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».
Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.
Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.
Создание советского автомобиля для народа
Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.
НАМИ, в котором собрались многие талантливые советские инженеры-конструкторы, первым предложил необычный проект. Им стал ИМЗ-НАМИ-050, получивший красивое наименование «Белка».
Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.
Сохранившиеся старые фото прототипа. Фото: youtube.com
Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.
Особенности экспериментальной малолитражки
Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.
Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:
✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)
Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.
Необычно открывающаяся дверь повышала полезный объем салона. Фото: youtube.com
Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.
Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:
✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм
Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.
Оригинальную конструкцию двери позаимствовали у «Изетты». Фото: youtube.com
Недоработки и слабые места конструкции
Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.
Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.
Изящный дизайн «Белки» и сегодня привлекает внимание. Фото: youtube.com
Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.
Проект, не утвержденный свыше
Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».
30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».
ЗАЗ-965, ставший народным вместо «Белки». Фото: youtube.com
Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...