ИМЗ-НАМИ-050 «Белка» - прототип так и не ставший народным автомобилем
В стенах НАМИ родилось множество моделей, опередивших свое время на десятилетия. Может, поэтому им и не нашлось места среди серийных образцов. Сегодня мы расскажем об одном из таких автомобилей – малолитражке сверхмалого класса НАМИ-050 «Белка».
Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.
Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.
Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.
Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.
Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.
Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:
✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)
Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.
Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.
Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:
✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм
Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.
Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.
Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.
Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.
Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».
30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».
Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.
Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.
Создание советского автомобиля для народа
Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.
НАМИ, в котором собрались многие талантливые советские инженеры-конструкторы, первым предложил необычный проект. Им стал ИМЗ-НАМИ-050, получивший красивое наименование «Белка».
Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.
Сохранившиеся старые фото прототипа. Фото: youtube.com
Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.
Особенности экспериментальной малолитражки
Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.
Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:
✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)
Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.
Необычно открывающаяся дверь повышала полезный объем салона. Фото: youtube.com
Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.
Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:
✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм
Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.
Оригинальную конструкцию двери позаимствовали у «Изетты». Фото: youtube.com
Недоработки и слабые места конструкции
Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.
Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.
Изящный дизайн «Белки» и сегодня привлекает внимание. Фото: youtube.com
Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.
Проект, не утвержденный свыше
Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».
30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».
ЗАЗ-965, ставший народным вместо «Белки». Фото: youtube.com
Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....