.d-md-none .d-lg-block bibimot

ИМЗ-НАМИ-050 «Белка» - прототип так и не ставший народным автомобилем

ИМЗ-НАМИ-050 «Белка» - прототип так и не ставший народным автомобилем
В стенах НАМИ родилось множество моделей, опередивших свое время на десятилетия. Может, поэтому им и не нашлось места среди серийных образцов. Сегодня мы расскажем об одном из таких автомобилей – малолитражке сверхмалого класса НАМИ-050 «Белка».


Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.

Создание советского автомобиля для народа


Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.

НАМИ, в котором собрались многие талантливые советские инженеры-конструкторы, первым предложил необычный проект. Им стал ИМЗ-НАМИ-050, получивший красивое наименование «Белка».


Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.

ИМЗ-НАМИ-050 «Белка» - прототип так и не ставший народным автомобилемСохранившиеся старые фото прототипа. Фото: youtube.com


Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.

Особенности экспериментальной малолитражки


Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.

Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:

✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)

Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.


Необычно открывающаяся дверь повышала полезный объем салона. Фото: youtube.com


Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.

Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:

✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм

Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.

Оригинальную конструкцию двери позаимствовали у «Изетты». Фото: youtube.com



Недоработки и слабые места конструкции


Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.

Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.

Изящный дизайн «Белки» и сегодня привлекает внимание. Фото: youtube.com


Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.

Проект, не утвержденный свыше


Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».

30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».

ЗАЗ-965, ставший народным вместо «Белки». Фото: youtube.com


Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как считаете, имела бы «Белка» успех, выйдя в серийное производство?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
УАЗ Архар, Кулан и другие интересные модели, не ставшие серийнымиКакие легковые иномарки были в СССР?