
ИМЗ-НАМИ-050 «Белка» - прототип так и не ставший народным автомобилем
В стенах НАМИ родилось множество моделей, опередивших свое время на десятилетия. Может, поэтому им и не нашлось места среди серийных образцов. Сегодня мы расскажем об одном из таких автомобилей – малолитражке сверхмалого класса НАМИ-050 «Белка».
Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.
Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.
Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.
Сохранившиеся старые фото прототипа. Фото: youtube.com
Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.
Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.
Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:
✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)
Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.
Необычно открывающаяся дверь повышала полезный объем салона. Фото: youtube.com
Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.
Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:
✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм
Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.
Оригинальную конструкцию двери позаимствовали у «Изетты». Фото: youtube.com
Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.
Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.
Изящный дизайн «Белки» и сегодня привлекает внимание. Фото: youtube.com
Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.
Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».
30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».
ЗАЗ-965, ставший народным вместо «Белки». Фото: youtube.com
Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.
Руководители Советского государства, выезжающие за рубеж, прекрасно видели, какой огромный скачок вперед сделала автомобильная промышленность западных стран за первые послевоенные годы. Мирная жизнь буквально подталкивали конструкторов к созданию все более комфортабельных и необычных моделей. Там хотели все общество посадить на четыре колеса, появилась идея народного автомобиля. Неужели страна, победившая фашизм, должна быть позади всех, задумались в Кремле. И претворили в жизнь директиву.
Создание советского автомобиля для народа
Начало 50-х стало временем, когда советский автопром обязан был включить резервы и воплотить указание сверху в жизнь. Советские люди разных слоев и достатка должны иметь возможность приобрести доступный автомобиль. Сами они тоже не молчали, а обращались в разные инстанции, в том числе автомобильные и мотоциклетные заводы. Просьба у них была одна: сделайте для нас простой и дешевый автомобиль! В результате заработала инженерная мысль и процесс пошел.
НАМИ, в котором собрались многие талантливые советские инженеры-конструкторы, первым предложил необычный проект. Им стал ИМЗ-НАМИ-050, получивший красивое наименование «Белка».
Произошло все описанное с подачи заместителя главного конструктора Ирбитского мотозавода Ф. Реппиха. Он смог убедить руководителей института, что спрос на такую модель в огромной стране будет очень стойким. Там же, в Ирбите, славившимся в дореволюционные времена пушными ярмарками, родилось и красивое название компактного автомобиля.

Положительный ответ руководства научно–исследовательского института предоставил возможность Юрию Долматовскому и Владимиру Арямову создать что-то необычное. Удобный, недорогой, компактный, но вместительный автомобиль. Все это было успешно реализовано в «Белке». Изготовление двух прототипов было поручено Ирбитскому заводу, как вдохновителю самой идеи проекта.
Особенности экспериментальной малолитражки
Работа велась в непростых условиях. О чем только говорит то, что кузовные детали первого образца пришлось выстукивать сторонним специалистам-медникам. Ими оказались цыгане из табора, расположенного в окрестностях Ирбита. На заводе специалистов необходимого уровня просто не оказалось. Обращение с просьбами о помощи к смежникам тоже заканчивались элементарными отписками.
Зато когда появился первый прототип, о нем очень живо заговорили не только представители автомобильной отрасли страны, но и журналисты ведущих средств массовой информации. Все так торопились сделать прогнозы, что кто-то даже написал о предполагаемом годовом тираже перспективной малолитражки – 20 тысяч в год. И это еще до того, как свыше одобрили серийное производство модели. Автомобиль и вправду получился очень необычным:
✅ сухой вес – 500 кг
✅ расход горючего – 5л/100 км (расчетный показатель)
✅ двигатель объемом – 750 куб. см.
✅ мощность – 23 л. с.
✅ количество мест – 5 (после сократилось до 4)
Особо хочется обратить внимание на последний показатель. С такими скромными параметрами, а вместимость та же, что и у «Волги». Поразительная эргономичность! Чтобы добиться этого, создатели предложили сразу несколько неординарных решений. Это, к примеру, откидывающаяся вперед передняя дверь. С той же целью были установлены маленькие 10-дюймовые колеса. Предлагался и салон с пластиковым колпаком вместо крыши или тентованный вариант кузова.

Два последних образца внешнего дизайна были рассчитаны для эксплуатации в сельских условиях. Были планы и приспособить новинку для нужд инвалидов, которых было очень много в послевоенной стране. Это лишний раз подтверждало стремление создателей изготовить доступный автомобиль для совершенно разных слоев советского общества.
Возможность посадки пассажиров на второй ряд сидений обеспечивала расположенная с правой стороны кузова дверь. КПП послужил модернизированный вариант от «Москвича-401». Сам автомобиль имел очень скромные параметры:
✅ длина – 3324 мм
✅ ширина – 1500 мм
✅ высота – 1450 мм
Все работы на заводе были проведены в срочном порядке и уже осенью 1955 года в Москву отправили два маленьких авто. Сделано это было в багажном железнодорожном вагоне. На перроне их торжественно встречали не только творцы из НАМИ, но и журналисты советских изданий. Все происходящее показывало важность предстоящего события. Кажется, все были уверены в успешной реализации перспективного проекта.

Недоработки и слабые места конструкции
Основные две проблемы, с которыми столкнулись во время испытания «Белки», были связаны с двигателем и герметизацией кузова. И встали они потому, что конструкторам приходилось исходить из того, что было под рукой и всячески изощряться, чтобы салон оказался максимально просторным.
Если остановиться подробнее на двигателе, то он был взят от одной из моделей мотоцикла, производимых на Ирбитском мотозаводе. Это был М-72 с воздушным охлаждением. Для расположения в месте, недоступном для прямых потоков воздуха, его пришлось сделать принудительным. Силовой агрегат расположили в задней части малолитражки. Испытательные поездки показали недостаток его мощности для использования в 640-килограммовом автомобиле. Тем более, при полной загрузке салона. К заявленной максимальной скорости 80 км/ч он смог разогнаться только на второй минуте поездки.

Не меньшие проблемы возникли и с фронтальной дверью. Ее вагонная конструкция, позволившая сделать автомобиль максимально вместительным, требовала качественной герметизации. С этим были проблемы, поэтому даже при небольшом дожде, в салон начинала проникать влага. Возможно, эти и другие недоработки и предрешили печальный конец проекта.
Проект, не утвержденный свыше
Тщательная продуманность инженерных разработок выдавала явный прицел на серийное производство. Но, в советской системе последнее слово было не за конструкторами или руководством завода. Окончательное решение было принято на заседании Совмина СССР. И оно было не в пользу «Белки».
30 января 1957 года чиновники озвучили идею создания нового заднемоторного малолитражного авто. За основу был взят итальянский Фиат-600. А двигатель рекомендовали использовать не мотоциклетный, а автомобильный, 4-цилиндровый. Проект НАМИ-050 закрывался, а опытные образцы подлежали уничтожению. Так конструкторам НАМИ пришлось с нуля начинать новый проект, который вылился в «Москвича-444». Но, автомобилисты узнали его уже как ЗАЗ-965. Так народным автомобилем стал «горбатый», а не «Белка».

Все же оригинальная разработка оставила свой след и здесь. Вышло так, что кузов нового «Москвича-444» сумели изготовить раньше, чем двигатель для этой модели. Конструкторам не оставалось больше ничего, как установить на опытные образцы созданных экземпляров двигатели, снятые с уничтоженных «Белок». Так, послужив последний раз отечественному автопрому, интересный и перспективный проект завершил свою историю.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....