
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
История советских тракторов тесно связана с резким скачком в развитии страны. Именно эта техника позволила превратить отсталый аграрный сектор в современный и преуспевающий. Не сразу, конечно, но успехи колхозов признавали даже откровенные враги СССР.
Производить свои тракторы, как и автомобили, Советскому Союзу помогли американцы. Не просто так, естественно, а за деньги. Самой легендарной сельскохозяйственной машиной 1920-х годов стал «Фордзон-Путиловец». Это американский трактор, который выпускался в СССР без особых доработок.
В России сохранились только единичные экземпляры тракторов «Фордзон». Фото: youtube.com
Несмотря на многочисленные для СССР недостатки, модель полюбилась колхозникам. В первую очередь потому, что для большинства это был единственный трактор. Он работал сразу за несколько упряжек волов или лошадей. Естественно, такую машину уважали.
А недостатки – так это нужно сначала с чем-то сравнить. А подобной возможности в 1920-х не было. Итак, сегодня мы расскажем про «Фордзон-Путиловец».
Знаменитый изобретатель изначально интересовался только автомобилями. Уже после первой серийной модели, Ford Model A, он понял, что нужно развивать концепцию доступных транспортных средств.
Не ограничиваясь автомобилями, Генри Форд вместе со своими инженерами в 1907 году разработал бюджетный трактор. Но тогда модель никого не заинтересовала, а производитель предпочел сосредоточиться на автомобилях.
Работать на тракторе «Фордзон» без задних крыльев просто опасно. Фото: youtube.com
В 1915 году знаменитый изобретатель предложил акционерам компании повторить успех, но уже с доступным трактором. Они не поддержали Генри, чем вызвали его негодование.
А ведь предприниматель видел огромные барыши в будущем. Первая Мировая война не могла длиться вечно. Ясное дело, победившим и проигравшим в ней странам придется восстанавливать экономику. Да и фермеры в США уже тогда начали увеличивать посевные площади, ведь продовольствие в Европе стремительно дорожало.
Доступные тракторы покупали бы в первую очередь в:
✅ США
✅ Англии
✅ России
Последняя страна интересовала Генри Форда больше всего. И даже две революции не пошатнули это мнение.
Поэтому в 1917 году была основана компания Henry Ford and Son, она же Fordson, которая разработала и начала продавать доступные тракторы. До Советского Союза они добрались только через 6 лет.
В 1923 году завод «Красный Путиловец» получил первую партию тракторов «Фордзон». Их разобрали и тщательно изучили. Но не для того, чтобы украсть идею, а просто для скорейшего освоения.
Одноместное сиденье трактора «Фордзон-Путиловец» находится как раз между задними колесами. Фото: youtube.com
В 1924 году завод уже выпустил первые тракторы собственной сборки. Они назывались «Фордзон-Путиловец», но почти полностью состояли из американских узлов и комплектующих.
В процессе производства постоянно происходили изменения. Трактор всеми силами пытались «импортозаместить», и это получалось. Но многих узлов и агрегатов не хватало. Да и стране нужно было больше техники. Поэтому параллельно с деталями, из США массово «плыли» и готовые тракторы.
После этого процесса, полностью завершившегося в 1931 году, тракторы начали делать отечественные. Правда, технически, да и внешне, они почти ничем не отличались от американских. Да и выпуск их прекратили в 1932 году.
После запуска Сталинградского завода недостатки американских тракторов стали буквально бросаться в глаза. Эта техника была слишком проблемной для СССР.
До двигателя трактроа «Фордзон-Путиловец» еще нужно было как-то добраться. Фото: youtube.com
Во-первых, Генри Форд предпочитал работать за «живые» деньги, а не в кредит. Советский Союз же затягивал платежи, по крайней мере, есть такая версия.
Модель Fordson F была хороша в первую очередь своей бюджетной стоимостью. Предназначалась она для фермеров. А в СССР такие тракторы трудились в колхозах – часто даже в две-три смены.
Ничего удивительного, что «Фордзон-Путиловец» ломался. Тем более, что механизаторы в колхозах учились с нуля методом проб и ошибок. Да и заправлять технику приходилось не привычным в то время лингроином, а дефицитным керосином, который использовали для освещения.
В общем, другая модель из США, более тяжелая и выносливая – это International Harvester McCormick Deering 15-30, оказалась более приспособленной для советских реалий. Именно ее потом освоили под индексом СТЗ-15/30.
Начиная с 1932 года «Фордзон-Путиловец» производился на 100% из отечественных деталей. На заводе не стали ничего менять, даже надписи «Fordson» на тракторах часто имелись.
Этот «Фордзон-Путиловец» сохранился в одном из российских музеев. Фото: youtube.com
Хотя, сохранились фото, где шильдики от «Красного Путиловца». Сейчас сложно сказать, это какая-то модернизация, или партии, предназначенные для выставок.
У трактора металлические колеса. Некоторые утверждают, что советский вариант отличался отсутствием крыльев сзади. Но это не так – на большинстве экземпляров они ставились с завода. Если нет – крылья механизаторы мастерили самостоятельно. Ведь без них работать было банально опасно. Ноги или одежду могли зацепить колеса.
Самое важное в тракторе «Фордзон-Путиловец» – это его шасси. Она безрамная, а картер двигателя, муфта сцепления и задний мост являются основой конструкции.
Мотор у трактора «Фордзон-Путиловец» четырехтактный и карбюраторный. Вроде простейший, но из-за этого проблемный в эксплуатации. И это несмотря на высокую для своего времени мощность в 20 л. с.
О каких-то удобствах на тракторе «Фордзон-Путиловец» можно было и не мечтать. Фото: youtube.com
Например, система охлаждения хоть и жидкостная, но без всяких помп и прочих благ цивилизации. Оно термосифонное, а это значит, что внушительный объем в 46 литров циркулирует за счет разницы в плотности горячей и холодной воды. Не стоит уточнять, что жарким летом это часто приводило к перегревам.
Второй нюанс – это система смазки двигателя. Она тоже примитивная – центробежная, то есть, разбрызгивается движущимися деталями. Для легкового автомобиля это еще худо-бедно подходило, но для трактора не очень. Поэтому силовой агрегат перегревался и выходил из строя, если механизатор не понимал, что «ему плохо».
В паре с двигателем работала механическая трехступенчатая коробка передач. Она позволяла держать скорость от 2,3 до почти 11 км/ч. Грамотно подобранные передаточные числа в КПП обеспечивали «Фордзон-Путиловец» неплохим тяговым усилием.
Вкупе с 20 л. с. это позволяло тягать тяжести, но только в теории. На практике трактор с весом полторы тонны сразу же вставал «на дыбы». За это его недолюбливали после того, как на советских колхозных полях появились СТЗ-15/30.
Зато у техники была возможность подключения стационарных установок, включая молотилки. Для этого в конструкции предусмотрен шкив с ременным приводом.
А вот в США есть любители старых тракторов «Фордзон». Фото: youtube.com
Сейчас найти «Фордзон-Путиловец» в хорошем состоянии очень сложно. К сожалению, эта техника почти не интересует коллекционеров. Трактор – что с него возьмешь. Впрочем, это типичная ситуация со многими советскими моделями – грузовиками, автобусами и спецтехникой.
Радует только, что кое-где «Фордзон-Путиловец» можно найти в качестве памятника или экспоната. Но эта техника обычно далека от оригинального состояния и почти всегда не на ходу.
Что же, вспомним о ней хотя бы в нашей статье. Ведь даже о таких тракторах когда-то мечтали миллионы крестьян.
Производить свои тракторы, как и автомобили, Советскому Союзу помогли американцы. Не просто так, естественно, а за деньги. Самой легендарной сельскохозяйственной машиной 1920-х годов стал «Фордзон-Путиловец». Это американский трактор, который выпускался в СССР без особых доработок.

Несмотря на многочисленные для СССР недостатки, модель полюбилась колхозникам. В первую очередь потому, что для большинства это был единственный трактор. Он работал сразу за несколько упряжек волов или лошадей. Естественно, такую машину уважали.
А недостатки – так это нужно сначала с чем-то сравнить. А подобной возможности в 1920-х не было. Итак, сегодня мы расскажем про «Фордзон-Путиловец».
Мечта Генри Форда
Знаменитый изобретатель изначально интересовался только автомобилями. Уже после первой серийной модели, Ford Model A, он понял, что нужно развивать концепцию доступных транспортных средств.
Не ограничиваясь автомобилями, Генри Форд вместе со своими инженерами в 1907 году разработал бюджетный трактор. Но тогда модель никого не заинтересовала, а производитель предпочел сосредоточиться на автомобилях.

В 1915 году знаменитый изобретатель предложил акционерам компании повторить успех, но уже с доступным трактором. Они не поддержали Генри, чем вызвали его негодование.
А ведь предприниматель видел огромные барыши в будущем. Первая Мировая война не могла длиться вечно. Ясное дело, победившим и проигравшим в ней странам придется восстанавливать экономику. Да и фермеры в США уже тогда начали увеличивать посевные площади, ведь продовольствие в Европе стремительно дорожало.
Доступные тракторы покупали бы в первую очередь в:
✅ США
✅ Англии
✅ России
Последняя страна интересовала Генри Форда больше всего. И даже две революции не пошатнули это мнение.
Поэтому в 1917 году была основана компания Henry Ford and Son, она же Fordson, которая разработала и начала продавать доступные тракторы. До Советского Союза они добрались только через 6 лет.
Советская история производства
В 1923 году завод «Красный Путиловец» получил первую партию тракторов «Фордзон». Их разобрали и тщательно изучили. Но не для того, чтобы украсть идею, а просто для скорейшего освоения.

В 1924 году завод уже выпустил первые тракторы собственной сборки. Они назывались «Фордзон-Путиловец», но почти полностью состояли из американских узлов и комплектующих.
В процессе производства постоянно происходили изменения. Трактор всеми силами пытались «импортозаместить», и это получалось. Но многих узлов и агрегатов не хватало. Да и стране нужно было больше техники. Поэтому параллельно с деталями, из США массово «плыли» и готовые тракторы.
В 1928 году поставки «Фордзонов» из США, скорее всего, полностью прекратились, как и деталей для них. Поэтому на заводе «Красный Путиловец» тогда же срочно затеяли масштабную модернизацию.
После этого процесса, полностью завершившегося в 1931 году, тракторы начали делать отечественные. Правда, технически, да и внешне, они почти ничем не отличались от американских. Да и выпуск их прекратили в 1932 году.
Проблемы «Фордзонов»
После запуска Сталинградского завода недостатки американских тракторов стали буквально бросаться в глаза. Эта техника была слишком проблемной для СССР.

Во-первых, Генри Форд предпочитал работать за «живые» деньги, а не в кредит. Советский Союз же затягивал платежи, по крайней мере, есть такая версия.
Модель Fordson F была хороша в первую очередь своей бюджетной стоимостью. Предназначалась она для фермеров. А в СССР такие тракторы трудились в колхозах – часто даже в две-три смены.
Ничего удивительного, что «Фордзон-Путиловец» ломался. Тем более, что механизаторы в колхозах учились с нуля методом проб и ошибок. Да и заправлять технику приходилось не привычным в то время лингроином, а дефицитным керосином, который использовали для освещения.
В общем, другая модель из США, более тяжелая и выносливая – это International Harvester McCormick Deering 15-30, оказалась более приспособленной для советских реалий. Именно ее потом освоили под индексом СТЗ-15/30.
Особенности советского трактора
Начиная с 1932 года «Фордзон-Путиловец» производился на 100% из отечественных деталей. На заводе не стали ничего менять, даже надписи «Fordson» на тракторах часто имелись.

Хотя, сохранились фото, где шильдики от «Красного Путиловца». Сейчас сложно сказать, это какая-то модернизация, или партии, предназначенные для выставок.
У трактора металлические колеса. Некоторые утверждают, что советский вариант отличался отсутствием крыльев сзади. Но это не так – на большинстве экземпляров они ставились с завода. Если нет – крылья механизаторы мастерили самостоятельно. Ведь без них работать было банально опасно. Ноги или одежду могли зацепить колеса.
Самое важное в тракторе «Фордзон-Путиловец» – это его шасси. Она безрамная, а картер двигателя, муфта сцепления и задний мост являются основой конструкции.
Силовой агрегат и КПП
Мотор у трактора «Фордзон-Путиловец» четырехтактный и карбюраторный. Вроде простейший, но из-за этого проблемный в эксплуатации. И это несмотря на высокую для своего времени мощность в 20 л. с.

Например, система охлаждения хоть и жидкостная, но без всяких помп и прочих благ цивилизации. Оно термосифонное, а это значит, что внушительный объем в 46 литров циркулирует за счет разницы в плотности горячей и холодной воды. Не стоит уточнять, что жарким летом это часто приводило к перегревам.
Второй нюанс – это система смазки двигателя. Она тоже примитивная – центробежная, то есть, разбрызгивается движущимися деталями. Для легкового автомобиля это еще худо-бедно подходило, но для трактора не очень. Поэтому силовой агрегат перегревался и выходил из строя, если механизатор не понимал, что «ему плохо».
Что касается ремонта, то есть, переборки мотора, то, учитывая наличие баббитовых вкладышей коленвала, это было процедурой сложной.
В паре с двигателем работала механическая трехступенчатая коробка передач. Она позволяла держать скорость от 2,3 до почти 11 км/ч. Грамотно подобранные передаточные числа в КПП обеспечивали «Фордзон-Путиловец» неплохим тяговым усилием.
Вкупе с 20 л. с. это позволяло тягать тяжести, но только в теории. На практике трактор с весом полторы тонны сразу же вставал «на дыбы». За это его недолюбливали после того, как на советских колхозных полях появились СТЗ-15/30.
Зато у техники была возможность подключения стационарных установок, включая молотилки. Для этого в конструкции предусмотрен шкив с ременным приводом.

Сейчас найти «Фордзон-Путиловец» в хорошем состоянии очень сложно. К сожалению, эта техника почти не интересует коллекционеров. Трактор – что с него возьмешь. Впрочем, это типичная ситуация со многими советскими моделями – грузовиками, автобусами и спецтехникой.
Радует только, что кое-где «Фордзон-Путиловец» можно найти в качестве памятника или экспоната. Но эта техника обычно далека от оригинального состояния и почти всегда не на ходу.
Что же, вспомним о ней хотя бы в нашей статье. Ведь даже о таких тракторах когда-то мечтали миллионы крестьян.
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....