
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
В России много красивых дорог. Трассы проходят по живописным местам с нетронутой природой. Вспомнить хотя бы Карелию с ее реками и озерами. Или, например, проехать по югу России, когда дороги тянутся на километры вперед, а вокруг только золотые поля и степи.
Но у нас есть и Чуйский тракт на Алтае, где трасса проходит и по горным долинам, и по перевалам. Открывающиеся виды никого не оставляют равнодушными. Поэтому очень часто можно услышать утверждение, что Чуйский тракт – самая красивая дорога России.
Трасса берет свое начало в Новосибирске, пересекает Алтайский край, Республику Алтай и упирается в границу с Монголией. В последние годы эти места стали популярным местом среди туристов. Многие, побывав на Алтае всего один раз, решаются переехать сюда на постоянное место жительства.
Первые упоминания о существовании торгового пути на Алтае можно найти еще в древних китайских хрониках. Эту дорогу называли Мунгальский тракт. По этому маршруту шла торговля, передвигались армии. Но уже в среднее века дорога оказалась заброшенной. Хотя отдельные ее участки все же использовались местными народностями для перегона скота и местной торговли.
Чуйский тракт. Фото: YouTube.com
В XVIII веке эти земли вошли в состав Российской империи. Через Алтай снова потянулись торговые караваны из Китая и Монголии. В долинах рек Катунь, Сема и Чуя возникли десятки русских поселений и городов.
Поддержанием пути в надлежащем состоянии занимались местные купцы. Это было в их интересах. Они строили первые мосты и переправы, делали подпорные стенки, сравнивали некоторые участки дороги. Но маршрут больше был похож на тропу, чем на дорогу.
Чуйский тракт на карте. Фото: yandex.ru/maps
Только вначале XX века трассу расширили под колесный ход гужевого транспорта. В разные годы разрабатывались проекты обустройства и модернизации дороги, но государство не решалось выдавать большие деньги на это предприятие. В то время акцент делался на железнодорожное сообщение, строили Транссиб.
Реконструкция начала XX века дала свои плоды. Вырос торговый оборот. Но на поддержание дороги средств не находилось. В 1914-м году на Алтай прибыла экспедиция с целью изучения маршрута и подготовки проекта строительства автомобильной трассы. Только к 1916 году удалось определить с основными объектами и технологиями.
Уже при Советской власти, в 1922-м году Чуйский тракт стал дорогой государственного значения. К 30-м началась очередная реконструкция. Трассу выровняли гравием, построили несколько мостов. В это же время местные жители увидели первые советские тракторы, задействованные при работах.
Памятник на Чуйском тракте. Фото: YouTube.com
Важную роль Чуйский тракт сыграл в годы Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах из Монголии в Советский Союз шли караваны с продовольствием и обмундированием. Горные перевалы преодолевали на верблюдах. В низменных районах грузы перегружали на грузовики, в частности использовались легендарные «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5.
Уже в позднем Советском Союзе большая часть Чуйского тракта получила твердое основание. Дорога стала играть ключевую роль в экономическом развитии территорий Алтая.
Протяженность трассы Р-256 составляет около 963 км, включая подъездные пути к Барнаулу, Горно-Алтайску, к Телецкому озеру и обход Бийска. К 2007 году весь путь получил асфальтовое покрытие. Тракт спроектирован таким образом, что на всем маршруте нет ни одного тоннеля. Это значительно облегчает эксплуатацию, но, при этом, увеличивается перепробег машин.
Трасса имеет от 2 до 4 полос движения. Максимальная разрешенная скорость движения не превышает 90 км/ч. На территориях Новосибирской области и Алтайского края постепенно идет расширение трассы до 4-х полос.
Равнинная часть Чуйского тракта. Фото: YouTube.com
В районе Горно-Алтайска также запланированы работы по реконструкции в период с 2024 по 2027 гг. Сейчас инженеры проводят проектно-изыскательные работы. С 2025 года дорожники планируют начать строительно-монтажный этап. Также не так давно на окраине Горно-Алтайска была открыта первая двухуровневая развязка, которая сделала подъезд к городу более удобным для водителей.
Реализация проектов по реконструкции позволит местным жителям избегать пробок, особенно в летние периоды, когда в регион приезжает много туристов. Улучшится транспортная доступность и связность отдаленных поселков с крупными городами. Повысится туристический поток.
Туризм – один из главных источников дохода в бюджет субъектов Алтая. Благодаря Чуйскому тракту в легкой доступности для путешественников оказались десятки уникальных природных объектов. Они привлекают туристов не только из разных регионов России, но и из других стран.
Место слияния рек Чуи и Катуни. Фото: YouTube.com
Чуйский тракт популярен среди автомобильных туристов, мотоциклистов, велосипедистов и даже пеших путешественников. На всем протяжении пути доступны АЗС, столовые, дома отдыха и кемпинги. В больших городах и населенных пунктах работают гостиницы.
Вдоль трассы ведется развитие курортных зон с хорошим сервисом. Появляются новые горнолыжные курорты, санатории и экотропы. Местные жители устраивают короткие и продолжительные «офф-роуд» туры с охотой и рыбалкой.
Далеко не для всех трасс строят музеи. А у Чуйского тракта такой есть. Дорога настолько уникальная, что, по сути, она и есть одна большая достопримечательность. В Бийском краеведческом музее открыт отдел, посвященный истории этой дороги.
В экспозиции собраны картины, фотографии, воспоминания строителей, макеты и диорамы Чуйского тракта. Также в 2002 году в Бийске был открыт памятник к 80-летию трассы. На полукруглый постамент, символизирующий горный перевал, был установлен культовый грузовик ЗИС-5.
Паромная переправа на одном из ответвлений Чуйского тракта. Фото: YouTube.com
На перевале Чике-Таман находится знаковый мемориальный комплекс строителям Чуйского тракта. Еще одним важным памятником на Чуйском тракте являются расположенные на постаментах автомобиль ГАЗ-АА и американский внедорожник Willys MB.
На Чуйском тракте сняли несколько художественных фильмов. Про эту дорогу писали песни и стихи. В 2014 году издание National Geographic внесло Чуйский тракт в список из 10-ти самых красивых дорог мира. Участок трассы в 630 км между Бийском и селом Кош-Агач занял 5-е место.
Современная трасса Р-256, как и сотни лет назад, это прямой путь в западную Монголию и Китай. Учитывая рост товарооборота между Россией и азиатскими странами в последние годы, очевидно, что Чуйский тракт будет вновь очень востребован для развития международной торговли и логистики.
Красоты Чуйского тракта. Фото: YouTube.com
Постепенная модернизация инфраструктуры, увеличение количества полос движения, организация подъездных путей повышают транспортную доступность регионов. От этого сильно выигрывает местные предприниматели и население. Появляются новые рабочие места в сфере услуг.
Недавно мы писали про трассу Р-504 «Колыма», которую также постепенно модернизируют. Пройдет время и она станет полностью асфальтированной. Сейчас многие критикуют этот проект за чрезмерные траты и долгую окупаемость. Но пример Чуйского тракта служит отличным подтверждением того, что даже дорожные магистрали в отдаленных регионах могут быть значимым экономическим драйвером.
Но у нас есть и Чуйский тракт на Алтае, где трасса проходит и по горным долинам, и по перевалам. Открывающиеся виды никого не оставляют равнодушными. Поэтому очень часто можно услышать утверждение, что Чуйский тракт – самая красивая дорога России.
Трасса берет свое начало в Новосибирске, пересекает Алтайский край, Республику Алтай и упирается в границу с Монголией. В последние годы эти места стали популярным местом среди туристов. Многие, побывав на Алтае всего один раз, решаются переехать сюда на постоянное место жительства.
История Чуйского тракта
Первые упоминания о существовании торгового пути на Алтае можно найти еще в древних китайских хрониках. Эту дорогу называли Мунгальский тракт. По этому маршруту шла торговля, передвигались армии. Но уже в среднее века дорога оказалась заброшенной. Хотя отдельные ее участки все же использовались местными народностями для перегона скота и местной торговли.

В XVIII веке эти земли вошли в состав Российской империи. Через Алтай снова потянулись торговые караваны из Китая и Монголии. В долинах рек Катунь, Сема и Чуя возникли десятки русских поселений и городов.
Поддержанием пути в надлежащем состоянии занимались местные купцы. Это было в их интересах. Они строили первые мосты и переправы, делали подпорные стенки, сравнивали некоторые участки дороги. Но маршрут больше был похож на тропу, чем на дорогу.

Только вначале XX века трассу расширили под колесный ход гужевого транспорта. В разные годы разрабатывались проекты обустройства и модернизации дороги, но государство не решалось выдавать большие деньги на это предприятие. В то время акцент делался на железнодорожное сообщение, строили Транссиб.
Реконструкция начала XX века дала свои плоды. Вырос торговый оборот. Но на поддержание дороги средств не находилось. В 1914-м году на Алтай прибыла экспедиция с целью изучения маршрута и подготовки проекта строительства автомобильной трассы. Только к 1916 году удалось определить с основными объектами и технологиями.
Уже при Советской власти, в 1922-м году Чуйский тракт стал дорогой государственного значения. К 30-м началась очередная реконструкция. Трассу выровняли гравием, построили несколько мостов. В это же время местные жители увидели первые советские тракторы, задействованные при работах.

Важную роль Чуйский тракт сыграл в годы Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах из Монголии в Советский Союз шли караваны с продовольствием и обмундированием. Горные перевалы преодолевали на верблюдах. В низменных районах грузы перегружали на грузовики, в частности использовались легендарные «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5.
Уже в позднем Советском Союзе большая часть Чуйского тракта получила твердое основание. Дорога стала играть ключевую роль в экономическом развитии территорий Алтая.
Современное состояние Чуйского тракта
Протяженность трассы Р-256 составляет около 963 км, включая подъездные пути к Барнаулу, Горно-Алтайску, к Телецкому озеру и обход Бийска. К 2007 году весь путь получил асфальтовое покрытие. Тракт спроектирован таким образом, что на всем маршруте нет ни одного тоннеля. Это значительно облегчает эксплуатацию, но, при этом, увеличивается перепробег машин.
Трасса имеет от 2 до 4 полос движения. Максимальная разрешенная скорость движения не превышает 90 км/ч. На территориях Новосибирской области и Алтайского края постепенно идет расширение трассы до 4-х полос.

В районе Горно-Алтайска также запланированы работы по реконструкции в период с 2024 по 2027 гг. Сейчас инженеры проводят проектно-изыскательные работы. С 2025 года дорожники планируют начать строительно-монтажный этап. Также не так давно на окраине Горно-Алтайска была открыта первая двухуровневая развязка, которая сделала подъезд к городу более удобным для водителей.
Реализация проектов по реконструкции позволит местным жителям избегать пробок, особенно в летние периоды, когда в регион приезжает много туристов. Улучшится транспортная доступность и связность отдаленных поселков с крупными городами. Повысится туристический поток.
Туристический потенциал
Туризм – один из главных источников дохода в бюджет субъектов Алтая. Благодаря Чуйскому тракту в легкой доступности для путешественников оказались десятки уникальных природных объектов. Они привлекают туристов не только из разных регионов России, но и из других стран.

Чуйский тракт популярен среди автомобильных туристов, мотоциклистов, велосипедистов и даже пеших путешественников. На всем протяжении пути доступны АЗС, столовые, дома отдыха и кемпинги. В больших городах и населенных пунктах работают гостиницы.
Вдоль трассы ведется развитие курортных зон с хорошим сервисом. Появляются новые горнолыжные курорты, санатории и экотропы. Местные жители устраивают короткие и продолжительные «офф-роуд» туры с охотой и рыбалкой.
Чуйский тракт в культуре
Далеко не для всех трасс строят музеи. А у Чуйского тракта такой есть. Дорога настолько уникальная, что, по сути, она и есть одна большая достопримечательность. В Бийском краеведческом музее открыт отдел, посвященный истории этой дороги.
В экспозиции собраны картины, фотографии, воспоминания строителей, макеты и диорамы Чуйского тракта. Также в 2002 году в Бийске был открыт памятник к 80-летию трассы. На полукруглый постамент, символизирующий горный перевал, был установлен культовый грузовик ЗИС-5.

На перевале Чике-Таман находится знаковый мемориальный комплекс строителям Чуйского тракта. Еще одним важным памятником на Чуйском тракте являются расположенные на постаментах автомобиль ГАЗ-АА и американский внедорожник Willys MB.
На Чуйском тракте сняли несколько художественных фильмов. Про эту дорогу писали песни и стихи. В 2014 году издание National Geographic внесло Чуйский тракт в список из 10-ти самых красивых дорог мира. Участок трассы в 630 км между Бийском и селом Кош-Агач занял 5-е место.
Перспективы развития Чуйского тракта
Современная трасса Р-256, как и сотни лет назад, это прямой путь в западную Монголию и Китай. Учитывая рост товарооборота между Россией и азиатскими странами в последние годы, очевидно, что Чуйский тракт будет вновь очень востребован для развития международной торговли и логистики.

Постепенная модернизация инфраструктуры, увеличение количества полос движения, организация подъездных путей повышают транспортную доступность регионов. От этого сильно выигрывает местные предприниматели и население. Появляются новые рабочие места в сфере услуг.
Недавно мы писали про трассу Р-504 «Колыма», которую также постепенно модернизируют. Пройдет время и она станет полностью асфальтированной. Сейчас многие критикуют этот проект за чрезмерные траты и долгую окупаемость. Но пример Чуйского тракта служит отличным подтверждением того, что даже дорожные магистрали в отдаленных регионах могут быть значимым экономическим драйвером.
- Карпов Андрей
- youtube.com, yandex.ru/maps
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....