«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Тема автоспорта близка не каждому водителю. Гонки на колесных средствах передвижения – целый мир. В нем сложные правила, жесткие условия. Там господствует фанатизм, кипят дикие страсти.
Нет, мы понаблюдаем со стороны, а вы соревнуйтесь, догоняйте друг друга. Переживайте запредельные физические напряжения, колоссальные моральные перегрузки. А риск аварий и травматизма висит над всеми одинаково.
Как-то не задумываешься, что спорт – великая движущая сила отрасли. По наблюдениям историков машиностроения, 150 лет назад автомобили «не были особо практичными и полезными в повседневной жизни». Масса народа благополучно перемещалась на конном транспорте. Автомобили строили, в основном, для этих, одержимых.
Скорость побуждала инженеров засовывать под капот паровой котел, аккумулятор, ДВС. Первой универсальной машиной, между прочим, считают фордовскую «Жестянку Лиззи». Усовершенствования конструкций моторов и ходовой, эксперименты с видами топлива – все ради Ее Величества Скорости.
Как часто мы наблюдаем, что сначала разрабатывается гоночная версия авто, а затем, на ее основе, серийный дорожный вариант. В автоспорте рождаются великие машины. А создают их неординарные личности. Одной из них – титулованному гонщику Кэрроллу Шелби – без повода и «круглой даты» мы выражаем свое восхищение.
Наш былинный Илья Муромец, если не врут, до 33 лет лежал на печи парализованный. Потом получил силу от «калик перехожих» и… Дальнейшие славные деяния русского богатыря известны.
Не странно ли, что и великий автогонщик Кэрролл Шелби (1923-2012) начинал с того же. Небольшая разница: сын сельского техасского почтальона провел в постели 14 лет. Проблемы сердечного клапана не давали получать простые мальчишеские радости: шалить, воровать яблоки, играть в футбол.
Упоминаний о «каликах» в биографических справках легендарного пилота Формулы-1 нет. Но, как говорил сам Кэрролл, в какой-то момент он «перерос» болезнь. Далее с энтузиазмом наверстывал упущенное.
Нет, обносить чужие сады уже не успел. Парень стал учиться в школе им. Вудро Вильсона (кто бы это ни был), катался на папином Willys. Увлеченный аэронавтикой, поступил в Технологический колледж Джорджии. Но Вторая мировая спутала планы: пошел в армию, где обучал курсантов-авиаторов владеть штурвалом, затем стал летчиком-испытателем.
Отчаянная голова! И романтичная: остались воспоминания, как пролетая над домом любимой девушки, Кэрролл сбрасывал ей записочки в ботинке. Сколько пар солдатской обуви разбилось о землю, история умалчивает.
Зато помнит, что после службы техасец занялся сельским хозяйством. Но бросил хлопотное дело, когда 27 тысяч пеструшек пали, сраженные куриным ботулизмом (что бы это ни было). В память о фермерской юности Шелби всю жизнь в неформальной обстановке носил полосатый комбинезон и ковбойскую шляпу.
Путь на Олимп начался с одолженного у приятеля 50-сильного родстер MG TC. Любительские гонки по гравийкам Кэрролл выигрывал на одном упрямстве: профессионализм пришел много позже.
Талант, бесстрашие, воля к победе (хотя и звучит излишне пафосно) не могли остаться незамеченными. Перспективный автогонщик пошел нарасхват: последовали приглашения от Aston Martin, Cad-Allard и Maserati.
Веселые послевоенные принесли Шелби 16 местных и мировых рекордов скорости на модели Austin-Healey 100S. Какими захватывающими, бешеными были заезды на Соляных озерах Бонневилля! А крутой подъем на 1917-метровую гору Вашингтон за 10:21.8 секунды?
В 1954-ом Кэрролл не справился с управлением на трассе Carrera Panamericana, о сложности которой известно нашим читателям. Результатом 4-кратного переворота стали множественные операции и шина на руке. Авария, впрочем, не убавила соревновательный азарт техасца. Не удивительно, что ковбойский головной убор и фермерская спецовка красовались на обложке журнала Sports Illustrated с подписью «Лучший автогонщик 1956-1957».
Однако сердце взбунтовалось: абсолютную победу на 24 часа Ле-Мана 1959 пилот одержал с глицерином под языком. Высший пьедестал Ф-1 американцу не дался, но лихие заезды на Aston Martin вошли в летопись чемпионата. Заметим, что на тот момент ни один американец не взял первого приза на Формуле.
По завершении спортивного периода К. Шелби остался с шестью долларами в кармане и тремя детьми на руках. И с огромным опытом, пониманием, как строить быстрые машины.
Первый проект был чистой авантюрой. Прослышав, что британский производитель AC Cars ищет моторы на новое шасси, Кэрролл заверил руководство: агрегаты есть. Сам же кинулся искать двигатели. Компании Austin Healy и Chevrolet отказали автогонщику, вышедшему в тираж. А в «Голубом овале» он встретил гениального управленца Ли Якокку.
Дальновидный менеджер увидел жирное рациональное зерно в планах бывшего владельца курятника. Дал моторы и 25 тыс. долларов на раскрутку. Работа закипела.
Трудился, собственно, один Кэрролл. Машину, которую он выставил на смотринах 1962 в Нью-Йорке, новоиспеченный инженер-механик конструировал собственноручно в сарае. Набирать штат было не за что. Лишь часть узкоспециализированных операций выполнили профессионалы.
Говорят, слово «кобра» на борту спорткара, по аналогии с таблицей нашего Д.И. Менделеева, привиделось Шелби во сне. Так ловкий метатель ботинок с небес и назвал первую модель. Этим положил начало знаменитому «ядовитому» бренду.
В августе 2016 года автомобильный мир облетела весть: на аукционе элитных транспортных средств в Монтерее, Калифорния, продается «Кобра Шелби» с шасси под номером CSX 2000. Двухместный заднеприводный родстер был заявлен как «бесценный». Первоначальную сумму все же назвали – $5 млн. Шквал заявок обрушил сайт продавца на несколько часов.
Машину, как физическое тело, уложим в несколько цифр:
✅ длина, ширина, высота – 3848х1549х1245 мм при базе колес 2286 мм и весе 916 кг
✅ объем двигателя – 4,3 л
✅ количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
✅ мощность мотора – 264 л. с. и 365 Н*м пикового момента
✅ скорость – 247 км/ч, ускорение до «ста» – 4,6 сек
Но при чем тут эта конкретика! Куда важнее историческая значимость экземпляра, магическая аура, окружающая легенду. Ценен непередаваемый дух 60-х. В 1963-ем модель положила на лопатки Corvette Stingray. Со своим «первенцем» идейный вдохновитель и создатель, человек в ковбойской шляпе не расставался до конца дней.
Когда мониторы на аукционе заработали, публика увидела окончательную цену лота – $13 750 000. Самый дорогой американский автомобиль! Для сравнения: Ford GT40 1968 ушел с молотка в 2012-ом за $11 млн.
Нашумевшая модель, однако, не впечатлила Европу скоростью. Поэтому «серпентарий» продолжал развиваться: появился усовершенствованный спорткар Cobra Daytona Coupe. А потом…
Впрочем, ограниченные рамками материала, мы расскажем о дальнейших событиях в другой раз. Вы узнаете о сотрудничестве К. Шелби с Ли Якоккой, в результате которого свету явился великолепный «Форд Мустанг». Надеемся, вас заинтересует соперничество с «Феррари» и женитьба неисправимого романтика с уже пересаженным сердцем. Уверены, тронет поступок сына, отдавшего отцу свою почку. История американского Ильи Муромца насыщена, богата, красочна. Продолжение следует...
Нет, мы понаблюдаем со стороны, а вы соревнуйтесь, догоняйте друг друга. Переживайте запредельные физические напряжения, колоссальные моральные перегрузки. А риск аварий и травматизма висит над всеми одинаково.
Размышления об автоспорте
Как-то не задумываешься, что спорт – великая движущая сила отрасли. По наблюдениям историков машиностроения, 150 лет назад автомобили «не были особо практичными и полезными в повседневной жизни». Масса народа благополучно перемещалась на конном транспорте. Автомобили строили, в основном, для этих, одержимых.
Родстер Shelby Cobra CSX2000 с создателем за рулем. Фото: YouTube.com
Скорость побуждала инженеров засовывать под капот паровой котел, аккумулятор, ДВС. Первой универсальной машиной, между прочим, считают фордовскую «Жестянку Лиззи». Усовершенствования конструкций моторов и ходовой, эксперименты с видами топлива – все ради Ее Величества Скорости.
Как часто мы наблюдаем, что сначала разрабатывается гоночная версия авто, а затем, на ее основе, серийный дорожный вариант. В автоспорте рождаются великие машины. А создают их неординарные личности. Одной из них – титулованному гонщику Кэрроллу Шелби – без повода и «круглой даты» мы выражаем свое восхищение.
Краткая биография гонщика: яблоки, записочки, куры
Наш былинный Илья Муромец, если не врут, до 33 лет лежал на печи парализованный. Потом получил силу от «калик перехожих» и… Дальнейшие славные деяния русского богатыря известны.
Историк марки «Шелби» Джим Кинг рассказывает о первой модели «Кобра». Фото: YouTube.com
Не странно ли, что и великий автогонщик Кэрролл Шелби (1923-2012) начинал с того же. Небольшая разница: сын сельского техасского почтальона провел в постели 14 лет. Проблемы сердечного клапана не давали получать простые мальчишеские радости: шалить, воровать яблоки, играть в футбол.
Упоминаний о «каликах» в биографических справках легендарного пилота Формулы-1 нет. Но, как говорил сам Кэрролл, в какой-то момент он «перерос» болезнь. Далее с энтузиазмом наверстывал упущенное.
Номер шасси CSX2000 первой Shelby Cobra. Фото: YouTube.com
Нет, обносить чужие сады уже не успел. Парень стал учиться в школе им. Вудро Вильсона (кто бы это ни был), катался на папином Willys. Увлеченный аэронавтикой, поступил в Технологический колледж Джорджии. Но Вторая мировая спутала планы: пошел в армию, где обучал курсантов-авиаторов владеть штурвалом, затем стал летчиком-испытателем.
Отчаянная голова! И романтичная: остались воспоминания, как пролетая над домом любимой девушки, Кэрролл сбрасывал ей записочки в ботинке. Сколько пар солдатской обуви разбилось о землю, история умалчивает.
Салон Shelby Cobra CSX2000. Фото: YouTube.com
Зато помнит, что после службы техасец занялся сельским хозяйством. Но бросил хлопотное дело, когда 27 тысяч пеструшек пали, сраженные куриным ботулизмом (что бы это ни было). В память о фермерской юности Шелби всю жизнь в неформальной обстановке носил полосатый комбинезон и ковбойскую шляпу.
Спортивная карьера: гравийка, «Каррера Панамерикана», Ф-1
Путь на Олимп начался с одолженного у приятеля 50-сильного родстер MG TC. Любительские гонки по гравийкам Кэрролл выигрывал на одном упрямстве: профессионализм пришел много позже.
Кэрролл Шелби до конца жизни не расстался со своей первой моделью. Фото: YouTube.com
Талант, бесстрашие, воля к победе (хотя и звучит излишне пафосно) не могли остаться незамеченными. Перспективный автогонщик пошел нарасхват: последовали приглашения от Aston Martin, Cad-Allard и Maserati.
Веселые послевоенные принесли Шелби 16 местных и мировых рекордов скорости на модели Austin-Healey 100S. Какими захватывающими, бешеными были заезды на Соляных озерах Бонневилля! А крутой подъем на 1917-метровую гору Вашингтон за 10:21.8 секунды?
Austin-Healey 100S: на этой модели Шелби устанавливал мировые рекорды скорости. Фото: YouTube.com
В 1954-ом Кэрролл не справился с управлением на трассе Carrera Panamericana, о сложности которой известно нашим читателям. Результатом 4-кратного переворота стали множественные операции и шина на руке. Авария, впрочем, не убавила соревновательный азарт техасца. Не удивительно, что ковбойский головной убор и фермерская спецовка красовались на обложке журнала Sports Illustrated с подписью «Лучший автогонщик 1956-1957».
Однако сердце взбунтовалось: абсолютную победу на 24 часа Ле-Мана 1959 пилот одержал с глицерином под языком. Высший пьедестал Ф-1 американцу не дался, но лихие заезды на Aston Martin вошли в летопись чемпионата. Заметим, что на тот момент ни один американец не взял первого приза на Формуле.
Автопроизводство: судьбоносная встреча, вещий сон, рождение «ядовитого» бренда
По завершении спортивного периода К. Шелби остался с шестью долларами в кармане и тремя детьми на руках. И с огромным опытом, пониманием, как строить быстрые машины.
Первый проект был чистой авантюрой. Прослышав, что британский производитель AC Cars ищет моторы на новое шасси, Кэрролл заверил руководство: агрегаты есть. Сам же кинулся искать двигатели. Компании Austin Healy и Chevrolet отказали автогонщику, вышедшему в тираж. А в «Голубом овале» он встретил гениального управленца Ли Якокку.
Музейный экземпляр Shelby Cobra CSX2000. Фото: YouTube.com
Дальновидный менеджер увидел жирное рациональное зерно в планах бывшего владельца курятника. Дал моторы и 25 тыс. долларов на раскрутку. Работа закипела.
Трудился, собственно, один Кэрролл. Машину, которую он выставил на смотринах 1962 в Нью-Йорке, новоиспеченный инженер-механик конструировал собственноручно в сарае. Набирать штат было не за что. Лишь часть узкоспециализированных операций выполнили профессионалы.
Говорят, слово «кобра» на борту спорткара, по аналогии с таблицей нашего Д.И. Менделеева, привиделось Шелби во сне. Так ловкий метатель ботинок с небес и назвал первую модель. Этим положил начало знаменитому «ядовитому» бренду.
Cobra CSX 2000 (1962)
В августе 2016 года автомобильный мир облетела весть: на аукционе элитных транспортных средств в Монтерее, Калифорния, продается «Кобра Шелби» с шасси под номером CSX 2000. Двухместный заднеприводный родстер был заявлен как «бесценный». Первоначальную сумму все же назвали – $5 млн. Шквал заявок обрушил сайт продавца на несколько часов.
Моторный отсек Shelby Cobra CSX2000. Фото: YouTube.com
Машину, как физическое тело, уложим в несколько цифр:
✅ длина, ширина, высота – 3848х1549х1245 мм при базе колес 2286 мм и весе 916 кг
✅ объем двигателя – 4,3 л
✅ количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
✅ мощность мотора – 264 л. с. и 365 Н*м пикового момента
✅ скорость – 247 км/ч, ускорение до «ста» – 4,6 сек
Но при чем тут эта конкретика! Куда важнее историческая значимость экземпляра, магическая аура, окружающая легенду. Ценен непередаваемый дух 60-х. В 1963-ем модель положила на лопатки Corvette Stingray. Со своим «первенцем» идейный вдохновитель и создатель, человек в ковбойской шляпе не расставался до конца дней.
Когда мониторы на аукционе заработали, публика увидела окончательную цену лота – $13 750 000. Самый дорогой американский автомобиль! Для сравнения: Ford GT40 1968 ушел с молотка в 2012-ом за $11 млн.
Заключение
Нашумевшая модель, однако, не впечатлила Европу скоростью. Поэтому «серпентарий» продолжал развиваться: появился усовершенствованный спорткар Cobra Daytona Coupe. А потом…
Модель Shelby Cobra CSX2000: вид сзади. Фото: YouTube.com
Впрочем, ограниченные рамками материала, мы расскажем о дальнейших событиях в другой раз. Вы узнаете о сотрудничестве К. Шелби с Ли Якоккой, в результате которого свету явился великолепный «Форд Мустанг». Надеемся, вас заинтересует соперничество с «Феррари» и женитьба неисправимого романтика с уже пересаженным сердцем. Уверены, тронет поступок сына, отдавшего отцу свою почку. История американского Ильи Муромца насыщена, богата, красочна. Продолжение следует...
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....