«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Тема автоспорта близка не каждому водителю. Гонки на колесных средствах передвижения – целый мир. В нем сложные правила, жесткие условия. Там господствует фанатизм, кипят дикие страсти.
Нет, мы понаблюдаем со стороны, а вы соревнуйтесь, догоняйте друг друга. Переживайте запредельные физические напряжения, колоссальные моральные перегрузки. А риск аварий и травматизма висит над всеми одинаково.
Как-то не задумываешься, что спорт – великая движущая сила отрасли. По наблюдениям историков машиностроения, 150 лет назад автомобили «не были особо практичными и полезными в повседневной жизни». Масса народа благополучно перемещалась на конном транспорте. Автомобили строили, в основном, для этих, одержимых.
Скорость побуждала инженеров засовывать под капот паровой котел, аккумулятор, ДВС. Первой универсальной машиной, между прочим, считают фордовскую «Жестянку Лиззи». Усовершенствования конструкций моторов и ходовой, эксперименты с видами топлива – все ради Ее Величества Скорости.
Как часто мы наблюдаем, что сначала разрабатывается гоночная версия авто, а затем, на ее основе, серийный дорожный вариант. В автоспорте рождаются великие машины. А создают их неординарные личности. Одной из них – титулованному гонщику Кэрроллу Шелби – без повода и «круглой даты» мы выражаем свое восхищение.
Наш былинный Илья Муромец, если не врут, до 33 лет лежал на печи парализованный. Потом получил силу от «калик перехожих» и… Дальнейшие славные деяния русского богатыря известны.
Не странно ли, что и великий автогонщик Кэрролл Шелби (1923-2012) начинал с того же. Небольшая разница: сын сельского техасского почтальона провел в постели 14 лет. Проблемы сердечного клапана не давали получать простые мальчишеские радости: шалить, воровать яблоки, играть в футбол.
Упоминаний о «каликах» в биографических справках легендарного пилота Формулы-1 нет. Но, как говорил сам Кэрролл, в какой-то момент он «перерос» болезнь. Далее с энтузиазмом наверстывал упущенное.
Нет, обносить чужие сады уже не успел. Парень стал учиться в школе им. Вудро Вильсона (кто бы это ни был), катался на папином Willys. Увлеченный аэронавтикой, поступил в Технологический колледж Джорджии. Но Вторая мировая спутала планы: пошел в армию, где обучал курсантов-авиаторов владеть штурвалом, затем стал летчиком-испытателем.
Отчаянная голова! И романтичная: остались воспоминания, как пролетая над домом любимой девушки, Кэрролл сбрасывал ей записочки в ботинке. Сколько пар солдатской обуви разбилось о землю, история умалчивает.
Зато помнит, что после службы техасец занялся сельским хозяйством. Но бросил хлопотное дело, когда 27 тысяч пеструшек пали, сраженные куриным ботулизмом (что бы это ни было). В память о фермерской юности Шелби всю жизнь в неформальной обстановке носил полосатый комбинезон и ковбойскую шляпу.
Путь на Олимп начался с одолженного у приятеля 50-сильного родстер MG TC. Любительские гонки по гравийкам Кэрролл выигрывал на одном упрямстве: профессионализм пришел много позже.
Талант, бесстрашие, воля к победе (хотя и звучит излишне пафосно) не могли остаться незамеченными. Перспективный автогонщик пошел нарасхват: последовали приглашения от Aston Martin, Cad-Allard и Maserati.
Веселые послевоенные принесли Шелби 16 местных и мировых рекордов скорости на модели Austin-Healey 100S. Какими захватывающими, бешеными были заезды на Соляных озерах Бонневилля! А крутой подъем на 1917-метровую гору Вашингтон за 10:21.8 секунды?
В 1954-ом Кэрролл не справился с управлением на трассе Carrera Panamericana, о сложности которой известно нашим читателям. Результатом 4-кратного переворота стали множественные операции и шина на руке. Авария, впрочем, не убавила соревновательный азарт техасца. Не удивительно, что ковбойский головной убор и фермерская спецовка красовались на обложке журнала Sports Illustrated с подписью «Лучший автогонщик 1956-1957».
Однако сердце взбунтовалось: абсолютную победу на 24 часа Ле-Мана 1959 пилот одержал с глицерином под языком. Высший пьедестал Ф-1 американцу не дался, но лихие заезды на Aston Martin вошли в летопись чемпионата. Заметим, что на тот момент ни один американец не взял первого приза на Формуле.
По завершении спортивного периода К. Шелби остался с шестью долларами в кармане и тремя детьми на руках. И с огромным опытом, пониманием, как строить быстрые машины.
Первый проект был чистой авантюрой. Прослышав, что британский производитель AC Cars ищет моторы на новое шасси, Кэрролл заверил руководство: агрегаты есть. Сам же кинулся искать двигатели. Компании Austin Healy и Chevrolet отказали автогонщику, вышедшему в тираж. А в «Голубом овале» он встретил гениального управленца Ли Якокку.
Дальновидный менеджер увидел жирное рациональное зерно в планах бывшего владельца курятника. Дал моторы и 25 тыс. долларов на раскрутку. Работа закипела.
Трудился, собственно, один Кэрролл. Машину, которую он выставил на смотринах 1962 в Нью-Йорке, новоиспеченный инженер-механик конструировал собственноручно в сарае. Набирать штат было не за что. Лишь часть узкоспециализированных операций выполнили профессионалы.
Говорят, слово «кобра» на борту спорткара, по аналогии с таблицей нашего Д.И. Менделеева, привиделось Шелби во сне. Так ловкий метатель ботинок с небес и назвал первую модель. Этим положил начало знаменитому «ядовитому» бренду.
В августе 2016 года автомобильный мир облетела весть: на аукционе элитных транспортных средств в Монтерее, Калифорния, продается «Кобра Шелби» с шасси под номером CSX 2000. Двухместный заднеприводный родстер был заявлен как «бесценный». Первоначальную сумму все же назвали – $5 млн. Шквал заявок обрушил сайт продавца на несколько часов.
Машину, как физическое тело, уложим в несколько цифр:
✅ длина, ширина, высота – 3848х1549х1245 мм при базе колес 2286 мм и весе 916 кг
✅ объем двигателя – 4,3 л
✅ количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
✅ мощность мотора – 264 л. с. и 365 Н*м пикового момента
✅ скорость – 247 км/ч, ускорение до «ста» – 4,6 сек
Но при чем тут эта конкретика! Куда важнее историческая значимость экземпляра, магическая аура, окружающая легенду. Ценен непередаваемый дух 60-х. В 1963-ем модель положила на лопатки Corvette Stingray. Со своим «первенцем» идейный вдохновитель и создатель, человек в ковбойской шляпе не расставался до конца дней.
Когда мониторы на аукционе заработали, публика увидела окончательную цену лота – $13 750 000. Самый дорогой американский автомобиль! Для сравнения: Ford GT40 1968 ушел с молотка в 2012-ом за $11 млн.
Нашумевшая модель, однако, не впечатлила Европу скоростью. Поэтому «серпентарий» продолжал развиваться: появился усовершенствованный спорткар Cobra Daytona Coupe. А потом…
Впрочем, ограниченные рамками материала, мы расскажем о дальнейших событиях в другой раз. Вы узнаете о сотрудничестве К. Шелби с Ли Якоккой, в результате которого свету явился великолепный «Форд Мустанг». Надеемся, вас заинтересует соперничество с «Феррари» и женитьба неисправимого романтика с уже пересаженным сердцем. Уверены, тронет поступок сына, отдавшего отцу свою почку. История американского Ильи Муромца насыщена, богата, красочна. Продолжение следует...
Нет, мы понаблюдаем со стороны, а вы соревнуйтесь, догоняйте друг друга. Переживайте запредельные физические напряжения, колоссальные моральные перегрузки. А риск аварий и травматизма висит над всеми одинаково.
Размышления об автоспорте
Как-то не задумываешься, что спорт – великая движущая сила отрасли. По наблюдениям историков машиностроения, 150 лет назад автомобили «не были особо практичными и полезными в повседневной жизни». Масса народа благополучно перемещалась на конном транспорте. Автомобили строили, в основном, для этих, одержимых.
Родстер Shelby Cobra CSX2000 с создателем за рулем. Фото: YouTube.com
Скорость побуждала инженеров засовывать под капот паровой котел, аккумулятор, ДВС. Первой универсальной машиной, между прочим, считают фордовскую «Жестянку Лиззи». Усовершенствования конструкций моторов и ходовой, эксперименты с видами топлива – все ради Ее Величества Скорости.
Как часто мы наблюдаем, что сначала разрабатывается гоночная версия авто, а затем, на ее основе, серийный дорожный вариант. В автоспорте рождаются великие машины. А создают их неординарные личности. Одной из них – титулованному гонщику Кэрроллу Шелби – без повода и «круглой даты» мы выражаем свое восхищение.
Краткая биография гонщика: яблоки, записочки, куры
Наш былинный Илья Муромец, если не врут, до 33 лет лежал на печи парализованный. Потом получил силу от «калик перехожих» и… Дальнейшие славные деяния русского богатыря известны.
Историк марки «Шелби» Джим Кинг рассказывает о первой модели «Кобра». Фото: YouTube.com
Не странно ли, что и великий автогонщик Кэрролл Шелби (1923-2012) начинал с того же. Небольшая разница: сын сельского техасского почтальона провел в постели 14 лет. Проблемы сердечного клапана не давали получать простые мальчишеские радости: шалить, воровать яблоки, играть в футбол.
Упоминаний о «каликах» в биографических справках легендарного пилота Формулы-1 нет. Но, как говорил сам Кэрролл, в какой-то момент он «перерос» болезнь. Далее с энтузиазмом наверстывал упущенное.
Номер шасси CSX2000 первой Shelby Cobra. Фото: YouTube.com
Нет, обносить чужие сады уже не успел. Парень стал учиться в школе им. Вудро Вильсона (кто бы это ни был), катался на папином Willys. Увлеченный аэронавтикой, поступил в Технологический колледж Джорджии. Но Вторая мировая спутала планы: пошел в армию, где обучал курсантов-авиаторов владеть штурвалом, затем стал летчиком-испытателем.
Отчаянная голова! И романтичная: остались воспоминания, как пролетая над домом любимой девушки, Кэрролл сбрасывал ей записочки в ботинке. Сколько пар солдатской обуви разбилось о землю, история умалчивает.
Салон Shelby Cobra CSX2000. Фото: YouTube.com
Зато помнит, что после службы техасец занялся сельским хозяйством. Но бросил хлопотное дело, когда 27 тысяч пеструшек пали, сраженные куриным ботулизмом (что бы это ни было). В память о фермерской юности Шелби всю жизнь в неформальной обстановке носил полосатый комбинезон и ковбойскую шляпу.
Спортивная карьера: гравийка, «Каррера Панамерикана», Ф-1
Путь на Олимп начался с одолженного у приятеля 50-сильного родстер MG TC. Любительские гонки по гравийкам Кэрролл выигрывал на одном упрямстве: профессионализм пришел много позже.
Кэрролл Шелби до конца жизни не расстался со своей первой моделью. Фото: YouTube.com
Талант, бесстрашие, воля к победе (хотя и звучит излишне пафосно) не могли остаться незамеченными. Перспективный автогонщик пошел нарасхват: последовали приглашения от Aston Martin, Cad-Allard и Maserati.
Веселые послевоенные принесли Шелби 16 местных и мировых рекордов скорости на модели Austin-Healey 100S. Какими захватывающими, бешеными были заезды на Соляных озерах Бонневилля! А крутой подъем на 1917-метровую гору Вашингтон за 10:21.8 секунды?
Austin-Healey 100S: на этой модели Шелби устанавливал мировые рекорды скорости. Фото: YouTube.com
В 1954-ом Кэрролл не справился с управлением на трассе Carrera Panamericana, о сложности которой известно нашим читателям. Результатом 4-кратного переворота стали множественные операции и шина на руке. Авария, впрочем, не убавила соревновательный азарт техасца. Не удивительно, что ковбойский головной убор и фермерская спецовка красовались на обложке журнала Sports Illustrated с подписью «Лучший автогонщик 1956-1957».
Однако сердце взбунтовалось: абсолютную победу на 24 часа Ле-Мана 1959 пилот одержал с глицерином под языком. Высший пьедестал Ф-1 американцу не дался, но лихие заезды на Aston Martin вошли в летопись чемпионата. Заметим, что на тот момент ни один американец не взял первого приза на Формуле.
Автопроизводство: судьбоносная встреча, вещий сон, рождение «ядовитого» бренда
По завершении спортивного периода К. Шелби остался с шестью долларами в кармане и тремя детьми на руках. И с огромным опытом, пониманием, как строить быстрые машины.
Первый проект был чистой авантюрой. Прослышав, что британский производитель AC Cars ищет моторы на новое шасси, Кэрролл заверил руководство: агрегаты есть. Сам же кинулся искать двигатели. Компании Austin Healy и Chevrolet отказали автогонщику, вышедшему в тираж. А в «Голубом овале» он встретил гениального управленца Ли Якокку.
Музейный экземпляр Shelby Cobra CSX2000. Фото: YouTube.com
Дальновидный менеджер увидел жирное рациональное зерно в планах бывшего владельца курятника. Дал моторы и 25 тыс. долларов на раскрутку. Работа закипела.
Трудился, собственно, один Кэрролл. Машину, которую он выставил на смотринах 1962 в Нью-Йорке, новоиспеченный инженер-механик конструировал собственноручно в сарае. Набирать штат было не за что. Лишь часть узкоспециализированных операций выполнили профессионалы.
Говорят, слово «кобра» на борту спорткара, по аналогии с таблицей нашего Д.И. Менделеева, привиделось Шелби во сне. Так ловкий метатель ботинок с небес и назвал первую модель. Этим положил начало знаменитому «ядовитому» бренду.
Cobra CSX 2000 (1962)
В августе 2016 года автомобильный мир облетела весть: на аукционе элитных транспортных средств в Монтерее, Калифорния, продается «Кобра Шелби» с шасси под номером CSX 2000. Двухместный заднеприводный родстер был заявлен как «бесценный». Первоначальную сумму все же назвали – $5 млн. Шквал заявок обрушил сайт продавца на несколько часов.
Моторный отсек Shelby Cobra CSX2000. Фото: YouTube.com
Машину, как физическое тело, уложим в несколько цифр:
✅ длина, ширина, высота – 3848х1549х1245 мм при базе колес 2286 мм и весе 916 кг
✅ объем двигателя – 4,3 л
✅ количество цилиндров – 8 с архитектурой V8
✅ мощность мотора – 264 л. с. и 365 Н*м пикового момента
✅ скорость – 247 км/ч, ускорение до «ста» – 4,6 сек
Но при чем тут эта конкретика! Куда важнее историческая значимость экземпляра, магическая аура, окружающая легенду. Ценен непередаваемый дух 60-х. В 1963-ем модель положила на лопатки Corvette Stingray. Со своим «первенцем» идейный вдохновитель и создатель, человек в ковбойской шляпе не расставался до конца дней.
Когда мониторы на аукционе заработали, публика увидела окончательную цену лота – $13 750 000. Самый дорогой американский автомобиль! Для сравнения: Ford GT40 1968 ушел с молотка в 2012-ом за $11 млн.
Заключение
Нашумевшая модель, однако, не впечатлила Европу скоростью. Поэтому «серпентарий» продолжал развиваться: появился усовершенствованный спорткар Cobra Daytona Coupe. А потом…
Модель Shelby Cobra CSX2000: вид сзади. Фото: YouTube.com
Впрочем, ограниченные рамками материала, мы расскажем о дальнейших событиях в другой раз. Вы узнаете о сотрудничестве К. Шелби с Ли Якоккой, в результате которого свету явился великолепный «Форд Мустанг». Надеемся, вас заинтересует соперничество с «Феррари» и женитьба неисправимого романтика с уже пересаженным сердцем. Уверены, тронет поступок сына, отдавшего отцу свою почку. История американского Ильи Муромца насыщена, богата, красочна. Продолжение следует...
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...