Швейцарский инновационный дизель-поезд Stadler Regio-Shuttle RS1
Швейцарская компания Stadler Rail берет свое начало с 1942 года. Основанному Эрнстом Штадлером предприятию понадобилось около трех лет, чтобы представить свои первые локомотивы. Среди них были как аккумуляторные на электротяге, так и дизельные варианты.
Почти вся история развития бренда сосредоточена вокруг конструкторского бюро ее основателя. Оно функционировало как относительно небольшой семейный бизнес, не выходящий за пределы альпийской Швейцарии. В линейке присутствовали высокоиндивидуализированные модели железнодорожного транспорта, адаптированные под потребности отдельных клиентов. В общем, что-то сродни штучному производству элитных авто.
Вот только потребители у швейцарцев были специфические – операторы узкоколейных либо горных участков ж/д. Для производства такого особого товара компания вполне обходилась штатом всего из 100 работников. Ничего не поменялось и после смерти Штадлера в 1981 году, когда управление перешло к его второй жене Ирме.
Если, конечно, не считать того, что в 1984 году Stadler Rail решили впервые попробовать себя в классическом стиле – предложив обычный пассажирский подвижной состав. Еще дальше пошел родственник семьи Петер Шпулер, перенявший в 1989 году бразды правления у 66-летней Ирмы.
К концу прошлого века компания уже приобрела несколько заводов, производивших узкоколейную технику и значительно расширила свою клиентскую базу, став одной из самых быстрорастущих инновационных ж/д компаний Европы.
Но этот факт совсем не умаляет достоинств техники. Скорее, наоборот, большинство из собираемого мелкосерийно как раз и отличается более высоким качеством. Чего нельзя гарантировать при массовом производстве, когда просто невозможно уделить достойное внимание каждому сходящему с конвейера образцу. А если говорить о рассматриваемом пригородном составе, то он имел в своей конструкции:
✅ низкий пол для удобства инвалидов-колясочников
✅ туалет с закрытой системой
✅ кондиционер
✅ двухстворчатые автоматические входные двери шириной 1300 мм
И это – только верхушка айсберга. Ниже мы с вами убедимся, что для середины 90-х конструкция Regio-Shuttle RS1 и вправду могла считаться передовой и инновационной. Еще одно подтверждение – его очень быстрая география распространения, продолжающаяся и по сей день:
✅ Швейцария
✅ Германия
✅ Франция (TER Alsace)
✅ Чехия и др.
Создавая технику специалисты не боялись слишком отличаться от других и этим отпугнуть клиентов. Скорее, наоборот, ее инновационный стиль и фахверковый дизайн позволили оптимизировать пассажирское пространство, получив большие низкопольные входные площадки.
В дополнение к этому – необычные трапециевидные окна в салоне, которые являлись не просто желанием привлечь внимание вычурной формой. Они способствуют снижению общей массы кузова, параллельно повышая его прочность и жесткость.
Общий динамичный вид короткого состава дополняют просторный салон и современные системы информирования. Кроме того, дизель-поезд снабдили пневматической подвеской, способной предоставить транспортному средству исключительно плавный ход. Также хорошо продумано и пассажирское пространство, в котором нашлось место для:
✅ складных сидений
✅ колясок
✅ велосипедов
✅ багажа
✅ инвалидных колясок
RS1 достигает прочности кузова на сжатие до 1500 кН (норма, установленная МСЖД для пассажирских вагонов). Это означает, что поезд вполне возможно использовать на общих магистралях и основных маршрутах. А отличное ускорение и достаточная максимальная скорость позволяют составу легко интегрироваться из региональной или городской эксплуатации в магистральное движение.
Stadler Regio-Shuttle RS1 спроектирован как автономная единица. При необходимости также существует возможность буксировки до шести пассажирских вагонов. Поезд обслуживается в одно лицо. Эргономичное рабочее место персонала, имеющее кондиционер, расположено в торце, с обеих концов состава.
Сиденье машиниста установлено по продольной оси кузова, который сварили из стальных профилей. А уже к нему приклеили боковые сэндвич-панели толщиной 20 мм. Приводные агрегаты расположили под полом, что не только добавило внутреннего простора, но и поспособствовало значительному снижению уровня шума в салоне.
Просторный санузел также прекрасно продуман. В нем не только есть условия для использования пассажирами с ограниченной подвижностью. В арсенале имеется и раскладной столик для пеленания самых маленьких путешественников. Вот только курильщики будут не в восторге. Внутри туалета установлены специальные датчики, реагирующие на сигаретный или иной дым. В целом, у RS1 много и других полезных функций:
✅ кнопки управления салонными элементами с подсветкой
✅ система акустического и визуального информирования пассажиров
✅ розетки 230 В – для питания мелкой бытовой электротехники
✅ связь с поездной бригадой через систему, расположенную на стенке вагона
Все это выполнено с интуитивно понятной логикой даже для детей или пожилых пользователей. Само пассажирское пространство разделено на два высоких отделения меньшего размера и одно большое – с низким полом. Сообщение между ними – свободное, без каких-либо перегородок или дверей. Все они полностью кондиционированы. Обратите внимание и на некоторые физические параметры дизель-поезда:
✅ длина по бамперам – 25,5 м
✅ ширина – 2,9 м
✅ высота – 4,1 м
✅ высота пола – 600 мм (нижняя) и 1000 мм (верхняя часть)
✅ ширина посадочного места – 1,3 м
✅ количество сидений – 71 (20 из них – складные)
Стоит добавить, что диаметр его ведущих колес составляет 710-770 мм, а колесная база – 1800 мм. Общая масса Stadler Regio-Shuttle RS1 вылилась в 45 тонн (некоторые модификации – 48). А ходовые качества у него очень приличные. Максимальная скорость техники достигает 120 км/ч, плюс – очень быстрое ускорение.
Привод Stadler RS1 выполнен в виде двух агрегатов. Это – дизельные двигатели Iveco Cursor 8, каждый мощностью 265 кВт, действующие независимо. Они отвечают строгим требованиям экологической эксплуатации и соответствуют условиям по вредным выбросам (степень III В).
Силовая передача гидромеханическая, с двумя трехступенчатыми редукторами Voith DIWA (каждый обеспечивает ретрансляцию мощности на шасси). С гидродинамическим преобразователем, для непрерывной и плавной работы. Regio-Shuttle RS1 имеет четырехосную конструкцию с двумя ведущими мостами.
Специально для компании «Чески драги» швейцарский производитель изготовил две модификации с различными характеристиками. Они получили названия: серия 841 и серия 840. Если первые предназначались для эксплуатации на равнинных участках магистрали, то вторые – для гористой местности.
Все это – благодаря добавлению в 840-е составы пятой тормозной системы (автопневматической). А электропневматические диски для обоих типов предоставлены компанией Knorr. Также у «горных» поездов иное передаточное число. Поэтому они обслуживают даже участок Танвальд – Гаррахов, имеющий зубчатые рельсы (хотя Stadler RS1 и не располагает оборудованием для зубчатой ж/д).
Всего 840-х изготовлено в количестве 16 штук (2011/2012 гг.), а 841-х – 17 составов (2011/2013 гг.). Их средняя цена - около 2 млн. евро. Продолжает техника успешно эксплуатироваться и во французском Эльзасе. А вот некоторые составы, приписанные к германским дорогам, перекочевали в соседнюю Чехию, будучи выкуплены частными ж/д компаниями. Все это дает возможность утверждать, что и в наше время Stadler RS1 работают «как швейцарские часы».
Почти вся история развития бренда сосредоточена вокруг конструкторского бюро ее основателя. Оно функционировало как относительно небольшой семейный бизнес, не выходящий за пределы альпийской Швейцарии. В линейке присутствовали высокоиндивидуализированные модели железнодорожного транспорта, адаптированные под потребности отдельных клиентов. В общем, что-то сродни штучному производству элитных авто.
Stadler Regio-Shuttle RS1 на станции Теплице в Чехах. Фото автора
Вот только потребители у швейцарцев были специфические – операторы узкоколейных либо горных участков ж/д. Для производства такого особого товара компания вполне обходилась штатом всего из 100 работников. Ничего не поменялось и после смерти Штадлера в 1981 году, когда управление перешло к его второй жене Ирме.
Начало производства обычных поездов
Если, конечно, не считать того, что в 1984 году Stadler Rail решили впервые попробовать себя в классическом стиле – предложив обычный пассажирский подвижной состав. Еще дальше пошел родственник семьи Петер Шпулер, перенявший в 1989 году бразды правления у 66-летней Ирмы.
К концу прошлого века компания уже приобрела несколько заводов, производивших узкоколейную технику и значительно расширила свою клиентскую базу, став одной из самых быстрорастущих инновационных ж/д компаний Европы.
На фоне такого заметного прогресса, в 1996 году прошло представление новой серии рельсовых автобусов на дизельной тяге – Stadler Regio-Shuttle RS1. Их производство не стало массовым, за все время собрано лишь 415 экземпляров этого типа во всевозможных модификациях.
Но этот факт совсем не умаляет достоинств техники. Скорее, наоборот, большинство из собираемого мелкосерийно как раз и отличается более высоким качеством. Чего нельзя гарантировать при массовом производстве, когда просто невозможно уделить достойное внимание каждому сходящему с конвейера образцу. А если говорить о рассматриваемом пригородном составе, то он имел в своей конструкции:
✅ низкий пол для удобства инвалидов-колясочников
✅ туалет с закрытой системой
✅ кондиционер
✅ двухстворчатые автоматические входные двери шириной 1300 мм
И это – только верхушка айсберга. Ниже мы с вами убедимся, что для середины 90-х конструкция Regio-Shuttle RS1 и вправду могла считаться передовой и инновационной. Еще одно подтверждение – его очень быстрая география распространения, продолжающаяся и по сей день:
✅ Швейцария
✅ Германия
✅ Франция (TER Alsace)
✅ Чехия и др.
Создавая технику специалисты не боялись слишком отличаться от других и этим отпугнуть клиентов. Скорее, наоборот, ее инновационный стиль и фахверковый дизайн позволили оптимизировать пассажирское пространство, получив большие низкопольные входные площадки.
Трапециевидные окна в салоне поезда RS1. Фото автора
В дополнение к этому – необычные трапециевидные окна в салоне, которые являлись не просто желанием привлечь внимание вычурной формой. Они способствуют снижению общей массы кузова, параллельно повышая его прочность и жесткость.
Другие особенности швейцарского дизель-поезда
Общий динамичный вид короткого состава дополняют просторный салон и современные системы информирования. Кроме того, дизель-поезд снабдили пневматической подвеской, способной предоставить транспортному средству исключительно плавный ход. Также хорошо продумано и пассажирское пространство, в котором нашлось место для:
✅ складных сидений
✅ колясок
✅ велосипедов
✅ багажа
✅ инвалидных колясок
RS1 достигает прочности кузова на сжатие до 1500 кН (норма, установленная МСЖД для пассажирских вагонов). Это означает, что поезд вполне возможно использовать на общих магистралях и основных маршрутах. А отличное ускорение и достаточная максимальная скорость позволяют составу легко интегрироваться из региональной или городской эксплуатации в магистральное движение.
Stadler Regio-Shuttle RS1 спроектирован как автономная единица. При необходимости также существует возможность буксировки до шести пассажирских вагонов. Поезд обслуживается в одно лицо. Эргономичное рабочее место персонала, имеющее кондиционер, расположено в торце, с обеих концов состава.
1300-миллиметровые автоматические входные двери RS1. Фото автора
Сиденье машиниста установлено по продольной оси кузова, который сварили из стальных профилей. А уже к нему приклеили боковые сэндвич-панели толщиной 20 мм. Приводные агрегаты расположили под полом, что не только добавило внутреннего простора, но и поспособствовало значительному снижению уровня шума в салоне.
Просторный санузел также прекрасно продуман. В нем не только есть условия для использования пассажирами с ограниченной подвижностью. В арсенале имеется и раскладной столик для пеленания самых маленьких путешественников. Вот только курильщики будут не в восторге. Внутри туалета установлены специальные датчики, реагирующие на сигаретный или иной дым. В целом, у RS1 много и других полезных функций:
✅ кнопки управления салонными элементами с подсветкой
✅ система акустического и визуального информирования пассажиров
✅ розетки 230 В – для питания мелкой бытовой электротехники
✅ связь с поездной бригадой через систему, расположенную на стенке вагона
Все это выполнено с интуитивно понятной логикой даже для детей или пожилых пользователей. Само пассажирское пространство разделено на два высоких отделения меньшего размера и одно большое – с низким полом. Сообщение между ними – свободное, без каких-либо перегородок или дверей. Все они полностью кондиционированы. Обратите внимание и на некоторые физические параметры дизель-поезда:
✅ длина по бамперам – 25,5 м
✅ ширина – 2,9 м
✅ высота – 4,1 м
✅ высота пола – 600 мм (нижняя) и 1000 мм (верхняя часть)
✅ ширина посадочного места – 1,3 м
✅ количество сидений – 71 (20 из них – складные)
Стоит добавить, что диаметр его ведущих колес составляет 710-770 мм, а колесная база – 1800 мм. Общая масса Stadler Regio-Shuttle RS1 вылилась в 45 тонн (некоторые модификации – 48). А ходовые качества у него очень приличные. Максимальная скорость техники достигает 120 км/ч, плюс – очень быстрое ускорение.
Дизельный привод и эксплуатация в других странах
Привод Stadler RS1 выполнен в виде двух агрегатов. Это – дизельные двигатели Iveco Cursor 8, каждый мощностью 265 кВт, действующие независимо. Они отвечают строгим требованиям экологической эксплуатации и соответствуют условиям по вредным выбросам (степень III В).
Кабина машиниста Stadler Regio-Shuttle RS1. Фото автора
Силовая передача гидромеханическая, с двумя трехступенчатыми редукторами Voith DIWA (каждый обеспечивает ретрансляцию мощности на шасси). С гидродинамическим преобразователем, для непрерывной и плавной работы. Regio-Shuttle RS1 имеет четырехосную конструкцию с двумя ведущими мостами.
Специально для компании «Чески драги» швейцарский производитель изготовил две модификации с различными характеристиками. Они получили названия: серия 841 и серия 840. Если первые предназначались для эксплуатации на равнинных участках магистрали, то вторые – для гористой местности.
Все это – благодаря добавлению в 840-е составы пятой тормозной системы (автопневматической). А электропневматические диски для обоих типов предоставлены компанией Knorr. Также у «горных» поездов иное передаточное число. Поэтому они обслуживают даже участок Танвальд – Гаррахов, имеющий зубчатые рельсы (хотя Stadler RS1 и не располагает оборудованием для зубчатой ж/д).
Кресла пассажирского салона Stadler RS1. Фото автора
Всего 840-х изготовлено в количестве 16 штук (2011/2012 гг.), а 841-х – 17 составов (2011/2013 гг.). Их средняя цена - около 2 млн. евро. Продолжает техника успешно эксплуатироваться и во французском Эльзасе. А вот некоторые составы, приписанные к германским дорогам, перекочевали в соседнюю Чехию, будучи выкуплены частными ж/д компаниями. Все это дает возможность утверждать, что и в наше время Stadler RS1 работают «как швейцарские часы».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....