
Швейцарский инновационный дизель-поезд Stadler Regio-Shuttle RS1
Швейцарская компания Stadler Rail берет свое начало с 1942 года. Основанному Эрнстом Штадлером предприятию понадобилось около трех лет, чтобы представить свои первые локомотивы. Среди них были как аккумуляторные на электротяге, так и дизельные варианты.
Почти вся история развития бренда сосредоточена вокруг конструкторского бюро ее основателя. Оно функционировало как относительно небольшой семейный бизнес, не выходящий за пределы альпийской Швейцарии. В линейке присутствовали высокоиндивидуализированные модели железнодорожного транспорта, адаптированные под потребности отдельных клиентов. В общем, что-то сродни штучному производству элитных авто.
Stadler Regio-Shuttle RS1 на станции Теплице в Чехах. Фото автора
Вот только потребители у швейцарцев были специфические – операторы узкоколейных либо горных участков ж/д. Для производства такого особого товара компания вполне обходилась штатом всего из 100 работников. Ничего не поменялось и после смерти Штадлера в 1981 году, когда управление перешло к его второй жене Ирме.
Если, конечно, не считать того, что в 1984 году Stadler Rail решили впервые попробовать себя в классическом стиле – предложив обычный пассажирский подвижной состав. Еще дальше пошел родственник семьи Петер Шпулер, перенявший в 1989 году бразды правления у 66-летней Ирмы.
К концу прошлого века компания уже приобрела несколько заводов, производивших узкоколейную технику и значительно расширила свою клиентскую базу, став одной из самых быстрорастущих инновационных ж/д компаний Европы.
Но этот факт совсем не умаляет достоинств техники. Скорее, наоборот, большинство из собираемого мелкосерийно как раз и отличается более высоким качеством. Чего нельзя гарантировать при массовом производстве, когда просто невозможно уделить достойное внимание каждому сходящему с конвейера образцу. А если говорить о рассматриваемом пригородном составе, то он имел в своей конструкции:
✅ низкий пол для удобства инвалидов-колясочников
✅ туалет с закрытой системой
✅ кондиционер
✅ двухстворчатые автоматические входные двери шириной 1300 мм
И это – только верхушка айсберга. Ниже мы с вами убедимся, что для середины 90-х конструкция Regio-Shuttle RS1 и вправду могла считаться передовой и инновационной. Еще одно подтверждение – его очень быстрая география распространения, продолжающаяся и по сей день:
✅ Швейцария
✅ Германия
✅ Франция (TER Alsace)
✅ Чехия и др.
Создавая технику специалисты не боялись слишком отличаться от других и этим отпугнуть клиентов. Скорее, наоборот, ее инновационный стиль и фахверковый дизайн позволили оптимизировать пассажирское пространство, получив большие низкопольные входные площадки.
Трапециевидные окна в салоне поезда RS1. Фото автора
В дополнение к этому – необычные трапециевидные окна в салоне, которые являлись не просто желанием привлечь внимание вычурной формой. Они способствуют снижению общей массы кузова, параллельно повышая его прочность и жесткость.
Общий динамичный вид короткого состава дополняют просторный салон и современные системы информирования. Кроме того, дизель-поезд снабдили пневматической подвеской, способной предоставить транспортному средству исключительно плавный ход. Также хорошо продумано и пассажирское пространство, в котором нашлось место для:
✅ складных сидений
✅ колясок
✅ велосипедов
✅ багажа
✅ инвалидных колясок
RS1 достигает прочности кузова на сжатие до 1500 кН (норма, установленная МСЖД для пассажирских вагонов). Это означает, что поезд вполне возможно использовать на общих магистралях и основных маршрутах. А отличное ускорение и достаточная максимальная скорость позволяют составу легко интегрироваться из региональной или городской эксплуатации в магистральное движение.
Stadler Regio-Shuttle RS1 спроектирован как автономная единица. При необходимости также существует возможность буксировки до шести пассажирских вагонов. Поезд обслуживается в одно лицо. Эргономичное рабочее место персонала, имеющее кондиционер, расположено в торце, с обеих концов состава.
1300-миллиметровые автоматические входные двери RS1. Фото автора
Сиденье машиниста установлено по продольной оси кузова, который сварили из стальных профилей. А уже к нему приклеили боковые сэндвич-панели толщиной 20 мм. Приводные агрегаты расположили под полом, что не только добавило внутреннего простора, но и поспособствовало значительному снижению уровня шума в салоне.
Просторный санузел также прекрасно продуман. В нем не только есть условия для использования пассажирами с ограниченной подвижностью. В арсенале имеется и раскладной столик для пеленания самых маленьких путешественников. Вот только курильщики будут не в восторге. Внутри туалета установлены специальные датчики, реагирующие на сигаретный или иной дым. В целом, у RS1 много и других полезных функций:
✅ кнопки управления салонными элементами с подсветкой
✅ система акустического и визуального информирования пассажиров
✅ розетки 230 В – для питания мелкой бытовой электротехники
✅ связь с поездной бригадой через систему, расположенную на стенке вагона
Все это выполнено с интуитивно понятной логикой даже для детей или пожилых пользователей. Само пассажирское пространство разделено на два высоких отделения меньшего размера и одно большое – с низким полом. Сообщение между ними – свободное, без каких-либо перегородок или дверей. Все они полностью кондиционированы. Обратите внимание и на некоторые физические параметры дизель-поезда:
✅ длина по бамперам – 25,5 м
✅ ширина – 2,9 м
✅ высота – 4,1 м
✅ высота пола – 600 мм (нижняя) и 1000 мм (верхняя часть)
✅ ширина посадочного места – 1,3 м
✅ количество сидений – 71 (20 из них – складные)
Стоит добавить, что диаметр его ведущих колес составляет 710-770 мм, а колесная база – 1800 мм. Общая масса Stadler Regio-Shuttle RS1 вылилась в 45 тонн (некоторые модификации – 48). А ходовые качества у него очень приличные. Максимальная скорость техники достигает 120 км/ч, плюс – очень быстрое ускорение.
Привод Stadler RS1 выполнен в виде двух агрегатов. Это – дизельные двигатели Iveco Cursor 8, каждый мощностью 265 кВт, действующие независимо. Они отвечают строгим требованиям экологической эксплуатации и соответствуют условиям по вредным выбросам (степень III В).
Кабина машиниста Stadler Regio-Shuttle RS1. Фото автора
Силовая передача гидромеханическая, с двумя трехступенчатыми редукторами Voith DIWA (каждый обеспечивает ретрансляцию мощности на шасси). С гидродинамическим преобразователем, для непрерывной и плавной работы. Regio-Shuttle RS1 имеет четырехосную конструкцию с двумя ведущими мостами.
Специально для компании «Чески драги» швейцарский производитель изготовил две модификации с различными характеристиками. Они получили названия: серия 841 и серия 840. Если первые предназначались для эксплуатации на равнинных участках магистрали, то вторые – для гористой местности.
Все это – благодаря добавлению в 840-е составы пятой тормозной системы (автопневматической). А электропневматические диски для обоих типов предоставлены компанией Knorr. Также у «горных» поездов иное передаточное число. Поэтому они обслуживают даже участок Танвальд – Гаррахов, имеющий зубчатые рельсы (хотя Stadler RS1 и не располагает оборудованием для зубчатой ж/д).
Кресла пассажирского салона Stadler RS1. Фото автора
Всего 840-х изготовлено в количестве 16 штук (2011/2012 гг.), а 841-х – 17 составов (2011/2013 гг.). Их средняя цена - около 2 млн. евро. Продолжает техника успешно эксплуатироваться и во французском Эльзасе. А вот некоторые составы, приписанные к германским дорогам, перекочевали в соседнюю Чехию, будучи выкуплены частными ж/д компаниями. Все это дает возможность утверждать, что и в наше время Stadler RS1 работают «как швейцарские часы».
Почти вся история развития бренда сосредоточена вокруг конструкторского бюро ее основателя. Оно функционировало как относительно небольшой семейный бизнес, не выходящий за пределы альпийской Швейцарии. В линейке присутствовали высокоиндивидуализированные модели железнодорожного транспорта, адаптированные под потребности отдельных клиентов. В общем, что-то сродни штучному производству элитных авто.

Вот только потребители у швейцарцев были специфические – операторы узкоколейных либо горных участков ж/д. Для производства такого особого товара компания вполне обходилась штатом всего из 100 работников. Ничего не поменялось и после смерти Штадлера в 1981 году, когда управление перешло к его второй жене Ирме.
Начало производства обычных поездов
Если, конечно, не считать того, что в 1984 году Stadler Rail решили впервые попробовать себя в классическом стиле – предложив обычный пассажирский подвижной состав. Еще дальше пошел родственник семьи Петер Шпулер, перенявший в 1989 году бразды правления у 66-летней Ирмы.
К концу прошлого века компания уже приобрела несколько заводов, производивших узкоколейную технику и значительно расширила свою клиентскую базу, став одной из самых быстрорастущих инновационных ж/д компаний Европы.
На фоне такого заметного прогресса, в 1996 году прошло представление новой серии рельсовых автобусов на дизельной тяге – Stadler Regio-Shuttle RS1. Их производство не стало массовым, за все время собрано лишь 415 экземпляров этого типа во всевозможных модификациях.
Но этот факт совсем не умаляет достоинств техники. Скорее, наоборот, большинство из собираемого мелкосерийно как раз и отличается более высоким качеством. Чего нельзя гарантировать при массовом производстве, когда просто невозможно уделить достойное внимание каждому сходящему с конвейера образцу. А если говорить о рассматриваемом пригородном составе, то он имел в своей конструкции:
✅ низкий пол для удобства инвалидов-колясочников
✅ туалет с закрытой системой
✅ кондиционер
✅ двухстворчатые автоматические входные двери шириной 1300 мм
И это – только верхушка айсберга. Ниже мы с вами убедимся, что для середины 90-х конструкция Regio-Shuttle RS1 и вправду могла считаться передовой и инновационной. Еще одно подтверждение – его очень быстрая география распространения, продолжающаяся и по сей день:
✅ Швейцария
✅ Германия
✅ Франция (TER Alsace)
✅ Чехия и др.
Создавая технику специалисты не боялись слишком отличаться от других и этим отпугнуть клиентов. Скорее, наоборот, ее инновационный стиль и фахверковый дизайн позволили оптимизировать пассажирское пространство, получив большие низкопольные входные площадки.

В дополнение к этому – необычные трапециевидные окна в салоне, которые являлись не просто желанием привлечь внимание вычурной формой. Они способствуют снижению общей массы кузова, параллельно повышая его прочность и жесткость.
Другие особенности швейцарского дизель-поезда
Общий динамичный вид короткого состава дополняют просторный салон и современные системы информирования. Кроме того, дизель-поезд снабдили пневматической подвеской, способной предоставить транспортному средству исключительно плавный ход. Также хорошо продумано и пассажирское пространство, в котором нашлось место для:
✅ складных сидений
✅ колясок
✅ велосипедов
✅ багажа
✅ инвалидных колясок
RS1 достигает прочности кузова на сжатие до 1500 кН (норма, установленная МСЖД для пассажирских вагонов). Это означает, что поезд вполне возможно использовать на общих магистралях и основных маршрутах. А отличное ускорение и достаточная максимальная скорость позволяют составу легко интегрироваться из региональной или городской эксплуатации в магистральное движение.
Stadler Regio-Shuttle RS1 спроектирован как автономная единица. При необходимости также существует возможность буксировки до шести пассажирских вагонов. Поезд обслуживается в одно лицо. Эргономичное рабочее место персонала, имеющее кондиционер, расположено в торце, с обеих концов состава.

Сиденье машиниста установлено по продольной оси кузова, который сварили из стальных профилей. А уже к нему приклеили боковые сэндвич-панели толщиной 20 мм. Приводные агрегаты расположили под полом, что не только добавило внутреннего простора, но и поспособствовало значительному снижению уровня шума в салоне.
Просторный санузел также прекрасно продуман. В нем не только есть условия для использования пассажирами с ограниченной подвижностью. В арсенале имеется и раскладной столик для пеленания самых маленьких путешественников. Вот только курильщики будут не в восторге. Внутри туалета установлены специальные датчики, реагирующие на сигаретный или иной дым. В целом, у RS1 много и других полезных функций:
✅ кнопки управления салонными элементами с подсветкой
✅ система акустического и визуального информирования пассажиров
✅ розетки 230 В – для питания мелкой бытовой электротехники
✅ связь с поездной бригадой через систему, расположенную на стенке вагона
Все это выполнено с интуитивно понятной логикой даже для детей или пожилых пользователей. Само пассажирское пространство разделено на два высоких отделения меньшего размера и одно большое – с низким полом. Сообщение между ними – свободное, без каких-либо перегородок или дверей. Все они полностью кондиционированы. Обратите внимание и на некоторые физические параметры дизель-поезда:
✅ длина по бамперам – 25,5 м
✅ ширина – 2,9 м
✅ высота – 4,1 м
✅ высота пола – 600 мм (нижняя) и 1000 мм (верхняя часть)
✅ ширина посадочного места – 1,3 м
✅ количество сидений – 71 (20 из них – складные)
Стоит добавить, что диаметр его ведущих колес составляет 710-770 мм, а колесная база – 1800 мм. Общая масса Stadler Regio-Shuttle RS1 вылилась в 45 тонн (некоторые модификации – 48). А ходовые качества у него очень приличные. Максимальная скорость техники достигает 120 км/ч, плюс – очень быстрое ускорение.
Дизельный привод и эксплуатация в других странах
Привод Stadler RS1 выполнен в виде двух агрегатов. Это – дизельные двигатели Iveco Cursor 8, каждый мощностью 265 кВт, действующие независимо. Они отвечают строгим требованиям экологической эксплуатации и соответствуют условиям по вредным выбросам (степень III В).

Силовая передача гидромеханическая, с двумя трехступенчатыми редукторами Voith DIWA (каждый обеспечивает ретрансляцию мощности на шасси). С гидродинамическим преобразователем, для непрерывной и плавной работы. Regio-Shuttle RS1 имеет четырехосную конструкцию с двумя ведущими мостами.
Специально для компании «Чески драги» швейцарский производитель изготовил две модификации с различными характеристиками. Они получили названия: серия 841 и серия 840. Если первые предназначались для эксплуатации на равнинных участках магистрали, то вторые – для гористой местности.
Все это – благодаря добавлению в 840-е составы пятой тормозной системы (автопневматической). А электропневматические диски для обоих типов предоставлены компанией Knorr. Также у «горных» поездов иное передаточное число. Поэтому они обслуживают даже участок Танвальд – Гаррахов, имеющий зубчатые рельсы (хотя Stadler RS1 и не располагает оборудованием для зубчатой ж/д).

Всего 840-х изготовлено в количестве 16 штук (2011/2012 гг.), а 841-х – 17 составов (2011/2013 гг.). Их средняя цена - около 2 млн. евро. Продолжает техника успешно эксплуатироваться и во французском Эльзасе. А вот некоторые составы, приписанные к германским дорогам, перекочевали в соседнюю Чехию, будучи выкуплены частными ж/д компаниями. Все это дает возможность утверждать, что и в наше время Stadler RS1 работают «как швейцарские часы».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....