Швейцарский инновационный дизель-поезд Stadler Regio-Shuttle RS1
Швейцарская компания Stadler Rail берет свое начало с 1942 года. Основанному Эрнстом Штадлером предприятию понадобилось около трех лет, чтобы представить свои первые локомотивы. Среди них были как аккумуляторные на электротяге, так и дизельные варианты.
Почти вся история развития бренда сосредоточена вокруг конструкторского бюро ее основателя. Оно функционировало как относительно небольшой семейный бизнес, не выходящий за пределы альпийской Швейцарии. В линейке присутствовали высокоиндивидуализированные модели железнодорожного транспорта, адаптированные под потребности отдельных клиентов. В общем, что-то сродни штучному производству элитных авто.
Вот только потребители у швейцарцев были специфические – операторы узкоколейных либо горных участков ж/д. Для производства такого особого товара компания вполне обходилась штатом всего из 100 работников. Ничего не поменялось и после смерти Штадлера в 1981 году, когда управление перешло к его второй жене Ирме.
Если, конечно, не считать того, что в 1984 году Stadler Rail решили впервые попробовать себя в классическом стиле – предложив обычный пассажирский подвижной состав. Еще дальше пошел родственник семьи Петер Шпулер, перенявший в 1989 году бразды правления у 66-летней Ирмы.
К концу прошлого века компания уже приобрела несколько заводов, производивших узкоколейную технику и значительно расширила свою клиентскую базу, став одной из самых быстрорастущих инновационных ж/д компаний Европы.
Но этот факт совсем не умаляет достоинств техники. Скорее, наоборот, большинство из собираемого мелкосерийно как раз и отличается более высоким качеством. Чего нельзя гарантировать при массовом производстве, когда просто невозможно уделить достойное внимание каждому сходящему с конвейера образцу. А если говорить о рассматриваемом пригородном составе, то он имел в своей конструкции:
✅ низкий пол для удобства инвалидов-колясочников
✅ туалет с закрытой системой
✅ кондиционер
✅ двухстворчатые автоматические входные двери шириной 1300 мм
И это – только верхушка айсберга. Ниже мы с вами убедимся, что для середины 90-х конструкция Regio-Shuttle RS1 и вправду могла считаться передовой и инновационной. Еще одно подтверждение – его очень быстрая география распространения, продолжающаяся и по сей день:
✅ Швейцария
✅ Германия
✅ Франция (TER Alsace)
✅ Чехия и др.
Создавая технику специалисты не боялись слишком отличаться от других и этим отпугнуть клиентов. Скорее, наоборот, ее инновационный стиль и фахверковый дизайн позволили оптимизировать пассажирское пространство, получив большие низкопольные входные площадки.
В дополнение к этому – необычные трапециевидные окна в салоне, которые являлись не просто желанием привлечь внимание вычурной формой. Они способствуют снижению общей массы кузова, параллельно повышая его прочность и жесткость.
Общий динамичный вид короткого состава дополняют просторный салон и современные системы информирования. Кроме того, дизель-поезд снабдили пневматической подвеской, способной предоставить транспортному средству исключительно плавный ход. Также хорошо продумано и пассажирское пространство, в котором нашлось место для:
✅ складных сидений
✅ колясок
✅ велосипедов
✅ багажа
✅ инвалидных колясок
RS1 достигает прочности кузова на сжатие до 1500 кН (норма, установленная МСЖД для пассажирских вагонов). Это означает, что поезд вполне возможно использовать на общих магистралях и основных маршрутах. А отличное ускорение и достаточная максимальная скорость позволяют составу легко интегрироваться из региональной или городской эксплуатации в магистральное движение.
Stadler Regio-Shuttle RS1 спроектирован как автономная единица. При необходимости также существует возможность буксировки до шести пассажирских вагонов. Поезд обслуживается в одно лицо. Эргономичное рабочее место персонала, имеющее кондиционер, расположено в торце, с обеих концов состава.
Сиденье машиниста установлено по продольной оси кузова, который сварили из стальных профилей. А уже к нему приклеили боковые сэндвич-панели толщиной 20 мм. Приводные агрегаты расположили под полом, что не только добавило внутреннего простора, но и поспособствовало значительному снижению уровня шума в салоне.
Просторный санузел также прекрасно продуман. В нем не только есть условия для использования пассажирами с ограниченной подвижностью. В арсенале имеется и раскладной столик для пеленания самых маленьких путешественников. Вот только курильщики будут не в восторге. Внутри туалета установлены специальные датчики, реагирующие на сигаретный или иной дым. В целом, у RS1 много и других полезных функций:
✅ кнопки управления салонными элементами с подсветкой
✅ система акустического и визуального информирования пассажиров
✅ розетки 230 В – для питания мелкой бытовой электротехники
✅ связь с поездной бригадой через систему, расположенную на стенке вагона
Все это выполнено с интуитивно понятной логикой даже для детей или пожилых пользователей. Само пассажирское пространство разделено на два высоких отделения меньшего размера и одно большое – с низким полом. Сообщение между ними – свободное, без каких-либо перегородок или дверей. Все они полностью кондиционированы. Обратите внимание и на некоторые физические параметры дизель-поезда:
✅ длина по бамперам – 25,5 м
✅ ширина – 2,9 м
✅ высота – 4,1 м
✅ высота пола – 600 мм (нижняя) и 1000 мм (верхняя часть)
✅ ширина посадочного места – 1,3 м
✅ количество сидений – 71 (20 из них – складные)
Стоит добавить, что диаметр его ведущих колес составляет 710-770 мм, а колесная база – 1800 мм. Общая масса Stadler Regio-Shuttle RS1 вылилась в 45 тонн (некоторые модификации – 48). А ходовые качества у него очень приличные. Максимальная скорость техники достигает 120 км/ч, плюс – очень быстрое ускорение.
Привод Stadler RS1 выполнен в виде двух агрегатов. Это – дизельные двигатели Iveco Cursor 8, каждый мощностью 265 кВт, действующие независимо. Они отвечают строгим требованиям экологической эксплуатации и соответствуют условиям по вредным выбросам (степень III В).
Силовая передача гидромеханическая, с двумя трехступенчатыми редукторами Voith DIWA (каждый обеспечивает ретрансляцию мощности на шасси). С гидродинамическим преобразователем, для непрерывной и плавной работы. Regio-Shuttle RS1 имеет четырехосную конструкцию с двумя ведущими мостами.
Специально для компании «Чески драги» швейцарский производитель изготовил две модификации с различными характеристиками. Они получили названия: серия 841 и серия 840. Если первые предназначались для эксплуатации на равнинных участках магистрали, то вторые – для гористой местности.
Все это – благодаря добавлению в 840-е составы пятой тормозной системы (автопневматической). А электропневматические диски для обоих типов предоставлены компанией Knorr. Также у «горных» поездов иное передаточное число. Поэтому они обслуживают даже участок Танвальд – Гаррахов, имеющий зубчатые рельсы (хотя Stadler RS1 и не располагает оборудованием для зубчатой ж/д).
Всего 840-х изготовлено в количестве 16 штук (2011/2012 гг.), а 841-х – 17 составов (2011/2013 гг.). Их средняя цена - около 2 млн. евро. Продолжает техника успешно эксплуатироваться и во французском Эльзасе. А вот некоторые составы, приписанные к германским дорогам, перекочевали в соседнюю Чехию, будучи выкуплены частными ж/д компаниями. Все это дает возможность утверждать, что и в наше время Stadler RS1 работают «как швейцарские часы».
Почти вся история развития бренда сосредоточена вокруг конструкторского бюро ее основателя. Оно функционировало как относительно небольшой семейный бизнес, не выходящий за пределы альпийской Швейцарии. В линейке присутствовали высокоиндивидуализированные модели железнодорожного транспорта, адаптированные под потребности отдельных клиентов. В общем, что-то сродни штучному производству элитных авто.
Stadler Regio-Shuttle RS1 на станции Теплице в Чехах. Фото автора
Вот только потребители у швейцарцев были специфические – операторы узкоколейных либо горных участков ж/д. Для производства такого особого товара компания вполне обходилась штатом всего из 100 работников. Ничего не поменялось и после смерти Штадлера в 1981 году, когда управление перешло к его второй жене Ирме.
Начало производства обычных поездов
Если, конечно, не считать того, что в 1984 году Stadler Rail решили впервые попробовать себя в классическом стиле – предложив обычный пассажирский подвижной состав. Еще дальше пошел родственник семьи Петер Шпулер, перенявший в 1989 году бразды правления у 66-летней Ирмы.
К концу прошлого века компания уже приобрела несколько заводов, производивших узкоколейную технику и значительно расширила свою клиентскую базу, став одной из самых быстрорастущих инновационных ж/д компаний Европы.
На фоне такого заметного прогресса, в 1996 году прошло представление новой серии рельсовых автобусов на дизельной тяге – Stadler Regio-Shuttle RS1. Их производство не стало массовым, за все время собрано лишь 415 экземпляров этого типа во всевозможных модификациях.
Но этот факт совсем не умаляет достоинств техники. Скорее, наоборот, большинство из собираемого мелкосерийно как раз и отличается более высоким качеством. Чего нельзя гарантировать при массовом производстве, когда просто невозможно уделить достойное внимание каждому сходящему с конвейера образцу. А если говорить о рассматриваемом пригородном составе, то он имел в своей конструкции:
✅ низкий пол для удобства инвалидов-колясочников
✅ туалет с закрытой системой
✅ кондиционер
✅ двухстворчатые автоматические входные двери шириной 1300 мм
И это – только верхушка айсберга. Ниже мы с вами убедимся, что для середины 90-х конструкция Regio-Shuttle RS1 и вправду могла считаться передовой и инновационной. Еще одно подтверждение – его очень быстрая география распространения, продолжающаяся и по сей день:
✅ Швейцария
✅ Германия
✅ Франция (TER Alsace)
✅ Чехия и др.
Создавая технику специалисты не боялись слишком отличаться от других и этим отпугнуть клиентов. Скорее, наоборот, ее инновационный стиль и фахверковый дизайн позволили оптимизировать пассажирское пространство, получив большие низкопольные входные площадки.
Трапециевидные окна в салоне поезда RS1. Фото автора
В дополнение к этому – необычные трапециевидные окна в салоне, которые являлись не просто желанием привлечь внимание вычурной формой. Они способствуют снижению общей массы кузова, параллельно повышая его прочность и жесткость.
Другие особенности швейцарского дизель-поезда
Общий динамичный вид короткого состава дополняют просторный салон и современные системы информирования. Кроме того, дизель-поезд снабдили пневматической подвеской, способной предоставить транспортному средству исключительно плавный ход. Также хорошо продумано и пассажирское пространство, в котором нашлось место для:
✅ складных сидений
✅ колясок
✅ велосипедов
✅ багажа
✅ инвалидных колясок
RS1 достигает прочности кузова на сжатие до 1500 кН (норма, установленная МСЖД для пассажирских вагонов). Это означает, что поезд вполне возможно использовать на общих магистралях и основных маршрутах. А отличное ускорение и достаточная максимальная скорость позволяют составу легко интегрироваться из региональной или городской эксплуатации в магистральное движение.
Stadler Regio-Shuttle RS1 спроектирован как автономная единица. При необходимости также существует возможность буксировки до шести пассажирских вагонов. Поезд обслуживается в одно лицо. Эргономичное рабочее место персонала, имеющее кондиционер, расположено в торце, с обеих концов состава.
1300-миллиметровые автоматические входные двери RS1. Фото автора
Сиденье машиниста установлено по продольной оси кузова, который сварили из стальных профилей. А уже к нему приклеили боковые сэндвич-панели толщиной 20 мм. Приводные агрегаты расположили под полом, что не только добавило внутреннего простора, но и поспособствовало значительному снижению уровня шума в салоне.
Просторный санузел также прекрасно продуман. В нем не только есть условия для использования пассажирами с ограниченной подвижностью. В арсенале имеется и раскладной столик для пеленания самых маленьких путешественников. Вот только курильщики будут не в восторге. Внутри туалета установлены специальные датчики, реагирующие на сигаретный или иной дым. В целом, у RS1 много и других полезных функций:
✅ кнопки управления салонными элементами с подсветкой
✅ система акустического и визуального информирования пассажиров
✅ розетки 230 В – для питания мелкой бытовой электротехники
✅ связь с поездной бригадой через систему, расположенную на стенке вагона
Все это выполнено с интуитивно понятной логикой даже для детей или пожилых пользователей. Само пассажирское пространство разделено на два высоких отделения меньшего размера и одно большое – с низким полом. Сообщение между ними – свободное, без каких-либо перегородок или дверей. Все они полностью кондиционированы. Обратите внимание и на некоторые физические параметры дизель-поезда:
✅ длина по бамперам – 25,5 м
✅ ширина – 2,9 м
✅ высота – 4,1 м
✅ высота пола – 600 мм (нижняя) и 1000 мм (верхняя часть)
✅ ширина посадочного места – 1,3 м
✅ количество сидений – 71 (20 из них – складные)
Стоит добавить, что диаметр его ведущих колес составляет 710-770 мм, а колесная база – 1800 мм. Общая масса Stadler Regio-Shuttle RS1 вылилась в 45 тонн (некоторые модификации – 48). А ходовые качества у него очень приличные. Максимальная скорость техники достигает 120 км/ч, плюс – очень быстрое ускорение.
Дизельный привод и эксплуатация в других странах
Привод Stadler RS1 выполнен в виде двух агрегатов. Это – дизельные двигатели Iveco Cursor 8, каждый мощностью 265 кВт, действующие независимо. Они отвечают строгим требованиям экологической эксплуатации и соответствуют условиям по вредным выбросам (степень III В).
Кабина машиниста Stadler Regio-Shuttle RS1. Фото автора
Силовая передача гидромеханическая, с двумя трехступенчатыми редукторами Voith DIWA (каждый обеспечивает ретрансляцию мощности на шасси). С гидродинамическим преобразователем, для непрерывной и плавной работы. Regio-Shuttle RS1 имеет четырехосную конструкцию с двумя ведущими мостами.
Специально для компании «Чески драги» швейцарский производитель изготовил две модификации с различными характеристиками. Они получили названия: серия 841 и серия 840. Если первые предназначались для эксплуатации на равнинных участках магистрали, то вторые – для гористой местности.
Все это – благодаря добавлению в 840-е составы пятой тормозной системы (автопневматической). А электропневматические диски для обоих типов предоставлены компанией Knorr. Также у «горных» поездов иное передаточное число. Поэтому они обслуживают даже участок Танвальд – Гаррахов, имеющий зубчатые рельсы (хотя Stadler RS1 и не располагает оборудованием для зубчатой ж/д).
Кресла пассажирского салона Stadler RS1. Фото автора
Всего 840-х изготовлено в количестве 16 штук (2011/2012 гг.), а 841-х – 17 составов (2011/2013 гг.). Их средняя цена - около 2 млн. евро. Продолжает техника успешно эксплуатироваться и во французском Эльзасе. А вот некоторые составы, приписанные к германским дорогам, перекочевали в соседнюю Чехию, будучи выкуплены частными ж/д компаниями. Все это дает возможность утверждать, что и в наше время Stadler RS1 работают «как швейцарские часы».
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....