
Гидросамолет ICON A5, который поместится у вас в гараже
В 2008 году американский авиационный стартап ICON Aircraft представил свой сверхлегкий гидросамолет ICON A5. Несколько лет ушло на поиски источников финансирования проекта. Быстрому старту помешал и нагрянувший финансовый кризис.
При этом уже к 2009 году компания получила около 700 предзаказов на свою модель. Только в 2015 году ICON Aircraft выпустила первый серийный аппарат, который сразу понравился авиаторам.
Модель позиционируют как летающую лодку. То есть, самолет может приземляться и взлетать с водных поверхностей. Кроме этого, в ICON A5 предусмотрена классическая система трехточечного шасси. Это позволяет использовать взлетно-посадочные полосы с твердым основанием.
Длина корпуса ICON A5 составляет 7, а высота 2,47 метра. Фюзеляж выполнен из многослойного углеродного волокна. Благодаря этому корпус не подвержен коррозии и имеет сравнительно небольшую массу. Размах крыльев достигает 10,61 метра.
Самолеты ICON A5 над мегаполисом. Фото: YouTube.com
В самолетах применяется проверенный временем двигатель Rotax 912. Их устанавливают с конца 80-х на различные модели легкомоторников и беспилотников. Четырехцилиндровый инжекторный двигатель имеет 100 л. с. или 75 кВт мощности. Толкающий винт расположен в верхней части фюзеляжа над кабиной пилотов.
Разрешенная взлетная масса – более 686 кг при полезной нагрузке в 195-249 кг. Топливный бак вмещает 76 литров горючего. Для заправки ICON A5 можно использовать как автомобильный бензин не ниже АИ-95, так и авиационное топливо 100LL.
Обладая такими характеристиками, самолет может развивать скорость до 176 км/ч. Максимальная дальность полета составляет 600 км. В среднем это 4 часа нахождения в воздухе.
Для взлета с твердой поверхности самолету требует «пробежать» 220 метров, с воды – 280. Пробег при посадке составляет 160 и 260 метров соответственно.
ICON A5 за миг до приводнения. Фото: YouTube.com
Плюсом модели является и возможность заправки в любой точке, где есть автомобильный бензин. Отмечается хорошая управляемость и простота посадки. Инженерам удалось добиться оптимальной аэродинамики для управления самолетом.
Шасси складываются, что очень важно для гидросамолета. Кстати, одна из самых распространенных аварий, связанных с этим типом самолетов, заключается в том, что пилоты забывают убирать шасси при посадке на воду.
В нижней части A5 предусмотрен руль управления на воде. Это инженерное решение значительно повысило ходовые качества машины. Благодаря этому рулю возможен и крутой разворот на большой скорости.
В случае самолета ICON A5 видна хорошая работа дизайнеров. Все элементы конструкции имеют красивые и обтекаемые формы. Внимание привлекают и более маленькие элементы. Например, карбоновые накладки вокруг выхлопа и на обтекателе толкающего винта. Элементы из этого же материала добавляют и в салоне самолета.
Легомоторник рассчитан на двух пассажиров. Интерьер больше напоминает салон автомобиля, а не кабину самолета. Единственное серьезное отличие – нет руля. Вместо него две ручки штурвала, которые располагаются между ног пассажиров. Тяга двигателя регулируется рычагом, установленным в центральной консоли. Кресла оборудованы ремнями безопасности.
В салоне ICON A5. Фото: YouTube.com
Единственная приборная панель расположена перед левым пилотом. На ней отображена скорость, обороты и температура двигателя и запас топлива. В кабине устанавливается радиолокационный ответчик, УКВ-радио, GPS-приемник и цифровой навигатор. В самолете установлен автономный отопитель.
Приборная панель в ICON A5. Фото: YouTube.com
Отдельно отмечается хороший обзор из кабины. Выгнутое лобовое стекло создает ощущение дополнительного объема в салоне. Для посадки необходимо поднять крышку кабины. Боковые форточки можно снять.
Производитель отмечает, что легкомоторники ICON A5 обладают высоким уровнем безопасности. Для предотвращения опрокидывания на воде, концы крыльев самолета оборудованы поплавками.
Для правильного приземления в кабине пилотов установлен датчик угла атаки. К тому же, конструкторы предусмотрели и аварийный парашют, который позволяет посадить самолет в горизонтальном положении.
Парашютная система в ICON A5. Фото: iconaircraft.com
На сайте производителя есть информация о том, что A5 стал первым в мире легким спортивным самолетом, устойчивым к штопору. Компания даже устраивала специальную демонстрацию, где пилоты наглядно показывали, что ICON A5 не может свалиться в штопор даже при желании летчика.
Также ICON Aircraft устраивает регулярные курсы по пилотированию самолетов такого типа. Наиболее важной частью философии компании является безопасность. Кажется, что разработчик делает все, чтобы закрепить за собой такую репутацию.
Справедливости ради стоит вспомнить и две подтвержденные авиакатастрофы, связанные с ICON A5. Но в обоих случаях главной причиной стали ошибки пилотирования.
Это, пожалуй, одна из самых главных «фишек» модели. Крылья ICON A5 можно сложить при транспортировке по суше. Манипуляции, в среднем, занимают не более 2 минут.
Процесс складывания достаточно простой. Под крылом расположены механические замки-фиксаторы. Несложным движением они опускаются вниз. После этого крыло вручную вытягивается из посадочного места и отводится в сторону хвоста самолета. Там предусмотрены специальные защелки для транспортировки. Раскладывается крыло в обратной последовательности без применения дополнительного инструмента.
Складывающиеся крылья в ICON A5. Фото: YouTube.com
Самолет помещается в двухосный прицеп. К слову, компания ICON Aircraft предлагает свои платформы для транспортировки. А поскольку масса не превышает 700 кг, перевозить легкомоторник сможет даже обычная легковушка.
С таким же успехом ICON A5 можно хранить в своем гараже. Он не займет больше места, чем средний автомобиль. Главное условие, чтобы длина бокса была хотя бы 8 метров, не забываем также про габариты высоты.
Но, в целом, идея со складывающимися крыльями нашла отклик у летчиков и любителей авиации. Для длительного хранения не нужно арендовать ангары и парковочные зоны на аэродромах.
Самолет часто называют игрушкой выходного дня. Да и в ICON Aircraft признавались, что они изначально создавали машину для развлечений. Самолет идеально подойдет для отдыха за городом, охоты или рыбалки. Любая водная поверхность без сильного волнения годится для взлета и посадки.
ICON A5 в прицепе. Фото: YouTube.com
Перед покупкой нового самолета производитель предоставляет возможность записаться на «тест-драйв». За несколько часов демонстративного полета потенциальный владелец сможет оценить все возможности аппарата, и решить, действительно ли он ему нужен.
Стоимость достигает $400 тыс. Это более 35 млн рублей по актуальному курсу. С одной стороны – очень внушительная сумма, с другой – это же самолет. Учитывая уникальность модели и ее многофункциональность и систему безопасности, цена кажется адекватной.
К слову, более вместительный самолет-амфибия российской разработки Л-65 стоит уже порядка 65 млн рублей.
Транспортировка самолета ICON A5. Фото: YouTube.com
Да, модель A5 не сильно подойдет тем людям, кто рассматривает самолеты исключительно как средство передвижения. Здесь нет большого багажного отсека. Да и семьей с детьми никуда не улетишь. Но как транспорт для досуга и отдыха выходного дня модель очень даже подходит.
При этом уже к 2009 году компания получила около 700 предзаказов на свою модель. Только в 2015 году ICON Aircraft выпустила первый серийный аппарат, который сразу понравился авиаторам.
Модель позиционируют как летающую лодку. То есть, самолет может приземляться и взлетать с водных поверхностей. Кроме этого, в ICON A5 предусмотрена классическая система трехточечного шасси. Это позволяет использовать взлетно-посадочные полосы с твердым основанием.
Конструкция самолета и технические характеристики
Длина корпуса ICON A5 составляет 7, а высота 2,47 метра. Фюзеляж выполнен из многослойного углеродного волокна. Благодаря этому корпус не подвержен коррозии и имеет сравнительно небольшую массу. Размах крыльев достигает 10,61 метра.

В самолетах применяется проверенный временем двигатель Rotax 912. Их устанавливают с конца 80-х на различные модели легкомоторников и беспилотников. Четырехцилиндровый инжекторный двигатель имеет 100 л. с. или 75 кВт мощности. Толкающий винт расположен в верхней части фюзеляжа над кабиной пилотов.
Разрешенная взлетная масса – более 686 кг при полезной нагрузке в 195-249 кг. Топливный бак вмещает 76 литров горючего. Для заправки ICON A5 можно использовать как автомобильный бензин не ниже АИ-95, так и авиационное топливо 100LL.
Обладая такими характеристиками, самолет может развивать скорость до 176 км/ч. Максимальная дальность полета составляет 600 км. В среднем это 4 часа нахождения в воздухе.
Для взлета с твердой поверхности самолету требует «пробежать» 220 метров, с воды – 280. Пробег при посадке составляет 160 и 260 метров соответственно.

Плюсом модели является и возможность заправки в любой точке, где есть автомобильный бензин. Отмечается хорошая управляемость и простота посадки. Инженерам удалось добиться оптимальной аэродинамики для управления самолетом.
Шасси складываются, что очень важно для гидросамолета. Кстати, одна из самых распространенных аварий, связанных с этим типом самолетов, заключается в том, что пилоты забывают убирать шасси при посадке на воду.
В нижней части A5 предусмотрен руль управления на воде. Это инженерное решение значительно повысило ходовые качества машины. Благодаря этому рулю возможен и крутой разворот на большой скорости.
В случае самолета ICON A5 видна хорошая работа дизайнеров. Все элементы конструкции имеют красивые и обтекаемые формы. Внимание привлекают и более маленькие элементы. Например, карбоновые накладки вокруг выхлопа и на обтекателе толкающего винта. Элементы из этого же материала добавляют и в салоне самолета.
В салоне
Легомоторник рассчитан на двух пассажиров. Интерьер больше напоминает салон автомобиля, а не кабину самолета. Единственное серьезное отличие – нет руля. Вместо него две ручки штурвала, которые располагаются между ног пассажиров. Тяга двигателя регулируется рычагом, установленным в центральной консоли. Кресла оборудованы ремнями безопасности.

Единственная приборная панель расположена перед левым пилотом. На ней отображена скорость, обороты и температура двигателя и запас топлива. В кабине устанавливается радиолокационный ответчик, УКВ-радио, GPS-приемник и цифровой навигатор. В самолете установлен автономный отопитель.

Отдельно отмечается хороший обзор из кабины. Выгнутое лобовое стекло создает ощущение дополнительного объема в салоне. Для посадки необходимо поднять крышку кабины. Боковые форточки можно снять.
Система безопасности
Производитель отмечает, что легкомоторники ICON A5 обладают высоким уровнем безопасности. Для предотвращения опрокидывания на воде, концы крыльев самолета оборудованы поплавками.
Для правильного приземления в кабине пилотов установлен датчик угла атаки. К тому же, конструкторы предусмотрели и аварийный парашют, который позволяет посадить самолет в горизонтальном положении.

На сайте производителя есть информация о том, что A5 стал первым в мире легким спортивным самолетом, устойчивым к штопору. Компания даже устраивала специальную демонстрацию, где пилоты наглядно показывали, что ICON A5 не может свалиться в штопор даже при желании летчика.
Также ICON Aircraft устраивает регулярные курсы по пилотированию самолетов такого типа. Наиболее важной частью философии компании является безопасность. Кажется, что разработчик делает все, чтобы закрепить за собой такую репутацию.
Справедливости ради стоит вспомнить и две подтвержденные авиакатастрофы, связанные с ICON A5. Но в обоих случаях главной причиной стали ошибки пилотирования.
Складывающиеся крылья
Это, пожалуй, одна из самых главных «фишек» модели. Крылья ICON A5 можно сложить при транспортировке по суше. Манипуляции, в среднем, занимают не более 2 минут.
Процесс складывания достаточно простой. Под крылом расположены механические замки-фиксаторы. Несложным движением они опускаются вниз. После этого крыло вручную вытягивается из посадочного места и отводится в сторону хвоста самолета. Там предусмотрены специальные защелки для транспортировки. Раскладывается крыло в обратной последовательности без применения дополнительного инструмента.

Самолет помещается в двухосный прицеп. К слову, компания ICON Aircraft предлагает свои платформы для транспортировки. А поскольку масса не превышает 700 кг, перевозить легкомоторник сможет даже обычная легковушка.
С таким же успехом ICON A5 можно хранить в своем гараже. Он не займет больше места, чем средний автомобиль. Главное условие, чтобы длина бокса была хотя бы 8 метров, не забываем также про габариты высоты.
Но, в целом, идея со складывающимися крыльями нашла отклик у летчиков и любителей авиации. Для длительного хранения не нужно арендовать ангары и парковочные зоны на аэродромах.
Применение ICON A5
Самолет часто называют игрушкой выходного дня. Да и в ICON Aircraft признавались, что они изначально создавали машину для развлечений. Самолет идеально подойдет для отдыха за городом, охоты или рыбалки. Любая водная поверхность без сильного волнения годится для взлета и посадки.

Перед покупкой нового самолета производитель предоставляет возможность записаться на «тест-драйв». За несколько часов демонстративного полета потенциальный владелец сможет оценить все возможности аппарата, и решить, действительно ли он ему нужен.
Стоимость достигает $400 тыс. Это более 35 млн рублей по актуальному курсу. С одной стороны – очень внушительная сумма, с другой – это же самолет. Учитывая уникальность модели и ее многофункциональность и систему безопасности, цена кажется адекватной.
К слову, более вместительный самолет-амфибия российской разработки Л-65 стоит уже порядка 65 млн рублей.

Да, модель A5 не сильно подойдет тем людям, кто рассматривает самолеты исключительно как средство передвижения. Здесь нет большого багажного отсека. Да и семьей с детьми никуда не улетишь. Но как транспорт для досуга и отдыха выходного дня модель очень даже подходит.
- Карпов Андрей
- youtube.com, iconaircraft.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....