
Небольшой семейный автомобиль Fiat Ritmo Abarth
Полвека назад итальянский Fiat попытался потягаться с конкурентами в сфере хэтчбеков с современным дизайном и автоматизированным производством. Это породило несколько достойных вариантов, а общий тираж одного из них за десятилетие достиг двух миллионов.
138-я модель, появившаяся в 1972-м, представляла собой небольшой семейный автомобиль класса С. Тогдашняя Европа еще не совсем была готова к такому решению, но итальянцы пытались бить на опережение. Более ранний 127-й уже имел складную заднюю стенку. Позже такую же компоновку получила и лицензионная югославская «Застава».
Fiat Ritmo с 2-миллионным тиражом. Фото: youtube.com
Ситуация осложнилась, когда конкуренты «проснулись», предложив Volkswagen Golf (1974 г.) и Renault 14 (1976 г.). Кроме того, первые прототипы из-под пера небезызвестного Вальтера де Сильвы были отвергнуты руководством компании, поскольку казались слишком нетрадиционными.
Такая зыбкая ситуация требовала какой-то прорывной модели, которая сумела бы добавить веса бренду и слегка потеснить конкурентов. Она задумывалась как преемник типа 128, имевшего на рынке переменный успех. К концу 70-х, кажется, у туринской компании все срослось.
Этот автомобиль собирался в Италии до середины 80-х. Он унаследовал от предшественника все основные технологии, включая передний привод. В целом, здесь присутствовала концепция «все – спереди». А вот кузов у него оказался совершенно новым. Скажем больше, для того периода все выглядело ультрасовременным.
Перед ним поставили высокую планку по объемам продаж и Fiat Ritmo полностью ее оправдал. Удивительно, но за таким прорывным дизайном не стояла студия Bertone. Правда, ее специалисты позже представили производную версию универсала. А вот элегантные формы хэтча разработал Серджио Сарторелли из компании Centro Stile Fiat, которой тогда руководил Джанпаоло Боано.
Задняя часть хэтчбека Fiat Ritmo Abarth. Фото: youtube.com
Да, именно Сарторелли, ставший «козлом отпущения» во время кризиса начала 80-х. Не прошло и десяти лет со времени представления стильного авто, как в 1984 году концерн Fiat попросту уволил таланливого инженера и дизайнера, по причине сокращения штата на фоне финансовых проблем.
Всколыхнув европейскую автомобильную общественность, компания кинулась на динамичное развитие проекта. Новинка очень быстро набирала показатели счетчиков на сборочных конвейерах «Фиата», но скоро стартовали лицензионная сборка и создание более мощных модификаций:
✅ Fiat Strada
✅ Seat Ritmo
✅ Fiat Ritmo Abarth и др.
Передовой дизайн автомобиля стал объектом для подражания будущих новинок. Отголоски мы можем видеть не только в наших «Самарах», но и в чешской «Шкода-Фаворит», спроектированной снаружи главным стилистом Bertone Марком Дешамом. А вот экстерьер первого переднеприводного авто ЧССР был работой все того же Серджио Сарторелли.
Итальянские цены на модель изначально колебались от 4,4 до 5,61 миллиона лир, но инфляция их очень быстро подняла. Она выпускалась в двух комплектациях: L и CL. Клиентура без колебаний инвестировала в более дорогую версию, на которую изначально приходилось до 80% продаж в самой Италии. Почему? Просто потому, что это окупалось по сравнению с социальной, у которой даже не было обтянутых тканью дверных панелей.
Первое поколение Ritmo вышло в серию с 1979 года, имея кузов типа хэтчбек. В ответ на спортивный Golf GTI и его успех, компания Fiat не сидела сложа руки. Она отреагировала в 1981-м, представив крутые модели 105 TC и, особенно, Abarth 125 TC.
Ritmo первым в Италии получил большие матово-серые пластиковые бамперы. В них же разместили и вентиляционные решетки. В задней части тогда появились цельные узкие прямоугольные фонари и место для номерного знака. Крышка багажника заканчивалась над ним, что было несколько непрактично, но в то время являлось довольно распространенным решением.
Двигатель Fiat Ritmo Abarth. Фото: youtube.com
Дверные ручки получили овальную форму, интересно выглядели и выступающие края крыльев. Общий стиль автомобиля оказался на голову выше аналогичных моделей от других брендов. К тому же, и коэффициент лобового сопротивления составлял прекрасные 0,38.
Хотя еще и оставались сомнения, как новинку примут покупатели, не очень привыкшие к тому, что бамперы могут адаптировать в общий силуэт автомобиля (первым такое решение продемонстрировал компактный Renault 5). Ниже можно увидеть физические параметры Fiat Ritmo:
✅ длина – 3,94 м
✅ ширина – 1,65 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2448 мм
✅ вес – от 820 до 995 кг
✅ объем багажника – 300 л (со сложенными сиденьями – 1100 л)
Как видите, мы имеем дело с классическим хэтчбеком низшего среднего класса. Но в первозданном виде он просуществовал очень недолго. Хороший спрос на автомобиль побудил производителя провести срочную омологацию. Уже через год после старта серийного выпуска подоспело второе поколение Fiat Ritmo, имевшее довольно много перемен в компоновке:
✅ на 70 кг легче
✅ меньше шума и вибраций
✅ запаска переместилась в багажник
✅ иная маска с четырьмя круглыми фарами
В чем-то он, безусловно выглядел лучше, но утратилась та оригинальность, за которую многие полюбили исходную версию. Но новый виток популярности пришел, когда в 1983 году на рынке появилась спортивная модель Fiat Ritmo Abarth 130 TC. Она поставлялась с более мощным двигателем и имела улучшенные характеристики. Поэтому если даже и с 1,1-литровым мотором автомобиль выглядел неплохо, то в таком исполнении вообще приносил максимум удовольствия от быстрой и уверенной езды.
В оставшееся пятилетие производства компания продолжала вносить в конструкцию серийного автомобиля небольшие доработки. Два года спустя изменились дизайн бамперов и внутренний интерьер. Также применены нетрадиционные круглые шатуны и зеркала, разместившиеся на резине-гармошке. Приятной переменой стало то, что средние стойки спрятали под дверями. А, значит, выходя под дождем, можно было уже не переживать о том, что из-за грязного порога пострадают ваши брюки.
Панель приборов Fiat Ritmo Abarth. Фото: youtube.com
Несмотря на имевшиеся сомнения, новинка стала законодателем моды на автомобили Fiat без цифрового обозначения в названии. Музыкальное имя Ritmo выбрали из более чем 400 различных предложений. Его пластиковые бампера также очень скоро стали отраслевым стандартом.
А приборная панель выполнена в универсальном виде – с модульными отверстиями для элементов. Это означало, что их можно было компоновать разными «будильниками» и переключателями, в зависимости от варианта сборки. А вот и характеристики базовых двигателей:
✅ рабочий объем – от 1116 до 1498 куб. см
✅ мощность – от 60 до 75 л. с
✅ расход топлива – от 6,3 до 8,6 л/100 км
Коробки передач (4/5-ступенчатая механика) устанавливались соосно. Трехступенчатый автомат от Volkswagen был доступен только для роскошных версий автомобиля. Запас топлива составлял 51 литр, а 13-дюймовые колеса наделили крышками с симпатичным дизайном.
Abarth 130 TC стал верхней точкой развития модели. Он получил не только иной интерьер, но и двухлитровый двигатель мощностью 130 л. с. Он позволял машине разгоняться до 195 км/ч. До первой «сотни» она добиралась всего лишь за 7,8 секунды. В двигателе использовалось цифровое электронное зажигание Marelli-Digiplex.
Во внутреннем интерьере имелись руль Momo, спортивные педали Sparco и рычаг переключения передач с круглой головкой. Экипаж мог расположиться на анатомических сиденьях Recaro. Приличную картину дополняли электростеклоподъемники спереди. Не хватало авто лишь системы впрыска топлива, на который уже перешли большинство конкурентов.
Сбоку чем-то напоминает нашу «восьмерку». Фото: youtube.com
Богатая история включала дизельную версию (позже – с турбонаддувом), роботизированную линию по сборке автомобилей и социальный вариант с литровым двигателем, производимым в Бразилии. В 1984 году подоспела третья серия с новыми силовыми агрегатами и пришли спортивные успехи. Но все когда-то подходит к своему концу.
Последний Ritmo из 2 044 393 экземпляров, выпущенных менее чем за десять лет, сошел с конвейера в ноябре 1988 года. Несмотря на такой успех, проблемы с коррозией стали реальной ложкой дегтя в истории модели. Все же сегодня на европейском рынке можно купить Abarth 130 TC в отличном состоянии по цене от 12,5 до 20 тысяч евро.
138-я модель, появившаяся в 1972-м, представляла собой небольшой семейный автомобиль класса С. Тогдашняя Европа еще не совсем была готова к такому решению, но итальянцы пытались бить на опережение. Более ранний 127-й уже имел складную заднюю стенку. Позже такую же компоновку получила и лицензионная югославская «Застава».

Ситуация осложнилась, когда конкуренты «проснулись», предложив Volkswagen Golf (1974 г.) и Renault 14 (1976 г.). Кроме того, первые прототипы из-под пера небезызвестного Вальтера де Сильвы были отвергнуты руководством компании, поскольку казались слишком нетрадиционными.
Хэтчбек с самым современным дизайном
Такая зыбкая ситуация требовала какой-то прорывной модели, которая сумела бы добавить веса бренду и слегка потеснить конкурентов. Она задумывалась как преемник типа 128, имевшего на рынке переменный успех. К концу 70-х, кажется, у туринской компании все срослось.
В марте 1978 года производитель представил Fiat Ritmo. Его выставочная премьера состоялась в апреле на местном автосалоне в Турине.
Этот автомобиль собирался в Италии до середины 80-х. Он унаследовал от предшественника все основные технологии, включая передний привод. В целом, здесь присутствовала концепция «все – спереди». А вот кузов у него оказался совершенно новым. Скажем больше, для того периода все выглядело ультрасовременным.
Перед ним поставили высокую планку по объемам продаж и Fiat Ritmo полностью ее оправдал. Удивительно, но за таким прорывным дизайном не стояла студия Bertone. Правда, ее специалисты позже представили производную версию универсала. А вот элегантные формы хэтча разработал Серджио Сарторелли из компании Centro Stile Fiat, которой тогда руководил Джанпаоло Боано.

Да, именно Сарторелли, ставший «козлом отпущения» во время кризиса начала 80-х. Не прошло и десяти лет со времени представления стильного авто, как в 1984 году концерн Fiat попросту уволил таланливого инженера и дизайнера, по причине сокращения штата на фоне финансовых проблем.
Дальнейшее развитие успешного проекта
Всколыхнув европейскую автомобильную общественность, компания кинулась на динамичное развитие проекта. Новинка очень быстро набирала показатели счетчиков на сборочных конвейерах «Фиата», но скоро стартовали лицензионная сборка и создание более мощных модификаций:
✅ Fiat Strada
✅ Seat Ritmo
✅ Fiat Ritmo Abarth и др.
Передовой дизайн автомобиля стал объектом для подражания будущих новинок. Отголоски мы можем видеть не только в наших «Самарах», но и в чешской «Шкода-Фаворит», спроектированной снаружи главным стилистом Bertone Марком Дешамом. А вот экстерьер первого переднеприводного авто ЧССР был работой все того же Серджио Сарторелли.
Итальянские цены на модель изначально колебались от 4,4 до 5,61 миллиона лир, но инфляция их очень быстро подняла. Она выпускалась в двух комплектациях: L и CL. Клиентура без колебаний инвестировала в более дорогую версию, на которую изначально приходилось до 80% продаж в самой Италии. Почему? Просто потому, что это окупалось по сравнению с социальной, у которой даже не было обтянутых тканью дверных панелей.
Первое поколение Ritmo вышло в серию с 1979 года, имея кузов типа хэтчбек. В ответ на спортивный Golf GTI и его успех, компания Fiat не сидела сложа руки. Она отреагировала в 1981-м, представив крутые модели 105 TC и, особенно, Abarth 125 TC.
Особенности конструкции автомобиля
Ritmo первым в Италии получил большие матово-серые пластиковые бамперы. В них же разместили и вентиляционные решетки. В задней части тогда появились цельные узкие прямоугольные фонари и место для номерного знака. Крышка багажника заканчивалась над ним, что было несколько непрактично, но в то время являлось довольно распространенным решением.

Дверные ручки получили овальную форму, интересно выглядели и выступающие края крыльев. Общий стиль автомобиля оказался на голову выше аналогичных моделей от других брендов. К тому же, и коэффициент лобового сопротивления составлял прекрасные 0,38.
Хотя еще и оставались сомнения, как новинку примут покупатели, не очень привыкшие к тому, что бамперы могут адаптировать в общий силуэт автомобиля (первым такое решение продемонстрировал компактный Renault 5). Ниже можно увидеть физические параметры Fiat Ritmo:
✅ длина – 3,94 м
✅ ширина – 1,65 м
✅ высота – 1,4 м
✅ колесная база – 2448 мм
✅ вес – от 820 до 995 кг
✅ объем багажника – 300 л (со сложенными сиденьями – 1100 л)
Как видите, мы имеем дело с классическим хэтчбеком низшего среднего класса. Но в первозданном виде он просуществовал очень недолго. Хороший спрос на автомобиль побудил производителя провести срочную омологацию. Уже через год после старта серийного выпуска подоспело второе поколение Fiat Ritmo, имевшее довольно много перемен в компоновке:
✅ на 70 кг легче
✅ меньше шума и вибраций
✅ запаска переместилась в багажник
✅ иная маска с четырьмя круглыми фарами
В чем-то он, безусловно выглядел лучше, но утратилась та оригинальность, за которую многие полюбили исходную версию. Но новый виток популярности пришел, когда в 1983 году на рынке появилась спортивная модель Fiat Ritmo Abarth 130 TC. Она поставлялась с более мощным двигателем и имела улучшенные характеристики. Поэтому если даже и с 1,1-литровым мотором автомобиль выглядел неплохо, то в таком исполнении вообще приносил максимум удовольствия от быстрой и уверенной езды.
Дальнейшие доработки и линейка моторов
В оставшееся пятилетие производства компания продолжала вносить в конструкцию серийного автомобиля небольшие доработки. Два года спустя изменились дизайн бамперов и внутренний интерьер. Также применены нетрадиционные круглые шатуны и зеркала, разместившиеся на резине-гармошке. Приятной переменой стало то, что средние стойки спрятали под дверями. А, значит, выходя под дождем, можно было уже не переживать о том, что из-за грязного порога пострадают ваши брюки.

Несмотря на имевшиеся сомнения, новинка стала законодателем моды на автомобили Fiat без цифрового обозначения в названии. Музыкальное имя Ritmo выбрали из более чем 400 различных предложений. Его пластиковые бампера также очень скоро стали отраслевым стандартом.
А приборная панель выполнена в универсальном виде – с модульными отверстиями для элементов. Это означало, что их можно было компоновать разными «будильниками» и переключателями, в зависимости от варианта сборки. А вот и характеристики базовых двигателей:
✅ рабочий объем – от 1116 до 1498 куб. см
✅ мощность – от 60 до 75 л. с
✅ расход топлива – от 6,3 до 8,6 л/100 км
Коробки передач (4/5-ступенчатая механика) устанавливались соосно. Трехступенчатый автомат от Volkswagen был доступен только для роскошных версий автомобиля. Запас топлива составлял 51 литр, а 13-дюймовые колеса наделили крышками с симпатичным дизайном.
Самый мощный в линейке
Abarth 130 TC стал верхней точкой развития модели. Он получил не только иной интерьер, но и двухлитровый двигатель мощностью 130 л. с. Он позволял машине разгоняться до 195 км/ч. До первой «сотни» она добиралась всего лишь за 7,8 секунды. В двигателе использовалось цифровое электронное зажигание Marelli-Digiplex.
Во внутреннем интерьере имелись руль Momo, спортивные педали Sparco и рычаг переключения передач с круглой головкой. Экипаж мог расположиться на анатомических сиденьях Recaro. Приличную картину дополняли электростеклоподъемники спереди. Не хватало авто лишь системы впрыска топлива, на который уже перешли большинство конкурентов.

Богатая история включала дизельную версию (позже – с турбонаддувом), роботизированную линию по сборке автомобилей и социальный вариант с литровым двигателем, производимым в Бразилии. В 1984 году подоспела третья серия с новыми силовыми агрегатами и пришли спортивные успехи. Но все когда-то подходит к своему концу.
Последний Ritmo из 2 044 393 экземпляров, выпущенных менее чем за десять лет, сошел с конвейера в ноябре 1988 года. Несмотря на такой успех, проблемы с коррозией стали реальной ложкой дегтя в истории модели. Все же сегодня на европейском рынке можно купить Abarth 130 TC в отличном состоянии по цене от 12,5 до 20 тысяч евро.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....