Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
Piper J-3 Cub по праву можно считать легендой авиации общего назначения. Представленный буквально за пару лет до Второй мировой войны, этот «Пайпер» сразу стал востребованной машиной.
Его активно использовали летные школы для подготовки по гражданской программе Civilian Pilot Training. Позднее «желтый кузнечик» стал верным помощником союзных войск в различных задачах.
Предшественником третьей модели была, как нетрудно догадаться, вторая. С технической точки зрения, предмет нашего рассмотрения считается модернизированной конфигурацией J-2. За год до серийного выпуска, было создано 690 экземпляров переходной модели.
Первый официальный самолет с маркировкой J-3 Cub появился в 1938 году и на тот момент он стоил порядка 1300 долларов. На фоне своих предшественников он выделялся более производительным двигателем, который позднее дважды обновляли.
Спустя два года после запуска в серию, компания Piper приняла решение стандартизировать цветовую схему этого самолета. Знаменитый «желтый кузнечик», возможно, таковым бы и не стал, если бы не маркетинговый ход Генри Форда.
Модель «Т» появилась в 1909 году и впоследствии одной из его «фишек» стал черный цвет кузова. После этого многие компании перешли на стандартизированные форматы, а на момент выхода J-3 Cub этот «прием» уже использовался практически повсеместно.
Так «Джей-3» стали ярко-желтыми с черной полосой-молнией. Это не только помогло удешевить производство, но и создать узнаваемый образ даже среди людей, далеких от авиации.
Еще заметным толчком к популяризации стала рекламная кампания Piper. В числе заметных персон, которые одними из первых смогли оценить летные качества J-3, находилась Элеонора Рузвельт, на тот момент первая леди США. Фотографии ее полета также активно использовались для привлечения потенциальных покупателей.
К началу Второй мировой войны J-3 Cub уже успел получить признание и распространение. К примеру, он активно использовался в качестве основного учебного самолета в рамках подготовки гражданской авиации.
Согласно статистике, порядка 75 процентов американских пилотов того времени начинали именно с «желтого кузнечика». Разумеется, приближающаяся угроза мировой войны послужила еще большим толчком для популяризации J-3.
В период с 1937 по 1947 год было произведено более 19 тыс. экземпляров этого Piper. Во время активной фазы войны 6 тыс. из них адаптировали исключительно под нужды армии.
Помимо функции «летающей парты» для некоторых подразделений ВВС США, модель J-3 Cub использовалась для следующих задач:
✅ разведка
✅ транспортировка небольших грузов (курьерская служба)
✅ медицинская помощь
✅ корректировка артиллерийского огня
После войны многие экземпляры зарегистрировали лица, уже ставшие гражданскими. Их продолжили эксплуатировать, но уже в иных сценариях. Спрос на эту модель сохранялся. Этому послужила отличная ремонтопригодность, сравнительно бюджетная цена и относительно невысокий расход горючего.
Несмотря на то что Piper J-3 Cub уже, мягко говоря, давно не выпускается, в мире до сих пор насчитывается порядка 5 тыс. экземпляров в отличной летной форме. И это только те самолеты, которые находятся в соответствующем реестре.
Некоторые самолеты энтузиасты переделывали в «бушпланы», своего рода небесные «внедорожники». Последние, как известно, предназначены для эксплуатации в условиях, отдаленных от «цивилизации». Особое распространение этот тип воздушного судна получил в таких странах, как Канада, Австралия и США.
Они находятся в несколько ином «пласте» юридической плоскости. Поэтому не исключено, что сохранившихся и эксплуатирующихся J-3 Cub на самом деле еще больше, чем заявлено в реестре.
«Пайпер» выделяется простотой конструкции. Фюзеляж этого самолета легкий, с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение традиционное, шасси неубирающегося формата.
Основные параметры J-3 Cub выглядят следующим образом:
✅ экипаж – 1 чел.
✅ количество пассажиров – 1 чел.
✅ длина – 6,8 м
✅ высота – 2,3 м
✅ размах крыльев – 10,7 м
✅ пустой вес – 345 кг
✅ максимальный взлетный вес – 550 кг
✅ полезная нагрузка – 205 кг
Как упоминалось выше, практически все представители семейства J-3 Cub окрашены в желтый оттенок. Если экземпляр выполнен в другой цветовой схеме, то этот нюанс будет явным признаком военного самолета периода Второй мировой, который по каким-либо причинам не стали переоборудовать.
Кабину «Джей-3» можно коротко охарактеризовать, как аскетичную. Впрочем, это и неудивительно, учитывая год выпуска модели. Пилот и пассажир располагаются друг за другом.
Приборная панель включает в себя всего пять или шесть датчиков, в зависимости от конфигурации. Их набор вполне стандартный – температура масла, давление, скорость, обороты двигателя, совмещенные со счетчиком летных часов.
В наиболее часто встречающихся версиях по правую сторону борта находится откидывающаяся «половинчатая» дверца. Кроме того, выпускались модификации с полноразмерной. Существовали вариации без остекления и с деревянными вставками в кабине.
Также нередко можно встретить экземпляры с персональными доработками. Как правило, весь «кастом» производился пилотами-энтузиастами или увлеченными механиками. Чаще всего в список доработок входили дополнительные датчики или элементы кабины.
На момент выхода J-3 Cub оснащался силовыми агрегатами типа Continental, Lycoming или Franklin. Вначале это был 40-сильный мотор, позднее вышло два обновления до 50 и 60 «лошадей»
Технические характеристики этого самолета следующие:
✅ максимальная скорость – 140 км/час
✅ крейсерская скорость – 121 км/час
✅ потолок – 3500 м
За питание двигателя отвечает топливный бак с относительно небольшой емкостью в 45,4 литра. Однако, это не мешает «Джей-3 Каб» преодолевать до 354 км пути при полной заправке.
У этого самолета есть весомый недостаток. И это даже не его стоимость. Речь идет о наличии экземпляров на вторичном рынке, а, если быть точнее, их отсутствие. В России за последний год встречался только один Piper J3 Cub в открытой продаже на площадках.
Несмотря на относительно скромный ценник в 1,2 млн рублей, этот самолет был собран буквально «с нуля». Экземпляр восстанавливали по старым чертежам и схемам. Оригинальный двигатель не сохранился и пришлось воспользоваться «контрактным» автомобильным.
К слову, имеем еще один плюс в «копилку» ремонтопригодности этого культового самолета. ДВС от Subaru с редуктором Виноградова, по заверениям продавца, вполне неплохо себя показывает. При этом расход составляет порядка 20 литров бензина АИ-95 в час.
Что касается других возможностей приобретения, но на профильных форумах ситуация немногим лучше. В этом случае может помочь лишь широкая база знакомых пилотов, механиков и просто неравнодушных друзей. Тогда шанс найти свой Piper J3 Cub из невозможного перейдет в состояние маловероятного.
Мировой вторичный рынок также не блещет обилием экземпляров. На популярных площадках можно встретить до десяти одновременных предложений. Ценник стартует с отметки в 42 тыс. долларов (3,6 млн рублей).
Стоимость можно назвать относительно доступной, но не стоит забывать о том, что самолет необходимо «пригнать» и решить все вопросы с документами. Да и более «свежих» альтернатив в этом ценовом сегменте немало.
За вышеуказанный ценник это будет модификация 1938 года выпуска, но с оригинальным двигателем Continental A-75. Внешнее состояние также будет «на уровне», учитывая, что с момента выхода самолета прошло 85 лет.
Гораздо чаще встречаются модификации Super Cub. Но они стоят гораздо дороже, да и с технической точки зрения представляют собой уже совершенно другую машину.
Этот самолет и модификации PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper и PA18 Super Cub стали наиболее известными и популярными самолетами на «Западе» за последние 80 лет.
При этом даже сегодня попадаются экземпляры в летном состоянии. Поэтому трудно выбрать достойного конкурента такому воздушному судну.
Иногда встречаются сравнения Piper J-3 Cub и Aeronca 50 Chief. Последняя появилась в 1938 году, но ее тираж и близко не подобрался к «Джей-3».
Собственно, из-за изменения ситуации на рынке бюджетных самолетов, «Аэронка» и не смогла конкурировать «на равных» по цене и, как следствие, популярности.
Его активно использовали летные школы для подготовки по гражданской программе Civilian Pilot Training. Позднее «желтый кузнечик» стал верным помощником союзных войск в различных задачах.
Историческая справка
Предшественником третьей модели была, как нетрудно догадаться, вторая. С технической точки зрения, предмет нашего рассмотрения считается модернизированной конфигурацией J-2. За год до серийного выпуска, было создано 690 экземпляров переходной модели.
75 процентов пилотов США обучались на Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
Первый официальный самолет с маркировкой J-3 Cub появился в 1938 году и на тот момент он стоил порядка 1300 долларов. На фоне своих предшественников он выделялся более производительным двигателем, который позднее дважды обновляли.
Спустя два года после запуска в серию, компания Piper приняла решение стандартизировать цветовую схему этого самолета. Знаменитый «желтый кузнечик», возможно, таковым бы и не стал, если бы не маркетинговый ход Генри Форда.
Модель «Т» появилась в 1909 году и впоследствии одной из его «фишек» стал черный цвет кузова. После этого многие компании перешли на стандартизированные форматы, а на момент выхода J-3 Cub этот «прием» уже использовался практически повсеместно.
Так «Джей-3» стали ярко-желтыми с черной полосой-молнией. Это не только помогло удешевить производство, но и создать узнаваемый образ даже среди людей, далеких от авиации.
Еще заметным толчком к популяризации стала рекламная кампания Piper. В числе заметных персон, которые одними из первых смогли оценить летные качества J-3, находилась Элеонора Рузвельт, на тот момент первая леди США. Фотографии ее полета также активно использовались для привлечения потенциальных покупателей.
Роль в военное время
К началу Второй мировой войны J-3 Cub уже успел получить признание и распространение. К примеру, он активно использовался в качестве основного учебного самолета в рамках подготовки гражданской авиации.
Согласно статистике, порядка 75 процентов американских пилотов того времени начинали именно с «желтого кузнечика». Разумеется, приближающаяся угроза мировой войны послужила еще большим толчком для популяризации J-3.
В период с 1937 по 1947 год было произведено более 19 тыс. экземпляров этого Piper. Во время активной фазы войны 6 тыс. из них адаптировали исключительно под нужды армии.
У Piper J-3 Cub было множество задач во времена Второй мировой войны. Фото: YouTube.com
Помимо функции «летающей парты» для некоторых подразделений ВВС США, модель J-3 Cub использовалась для следующих задач:
✅ разведка
✅ транспортировка небольших грузов (курьерская служба)
✅ медицинская помощь
✅ корректировка артиллерийского огня
После войны многие экземпляры зарегистрировали лица, уже ставшие гражданскими. Их продолжили эксплуатировать, но уже в иных сценариях. Спрос на эту модель сохранялся. Этому послужила отличная ремонтопригодность, сравнительно бюджетная цена и относительно невысокий расход горючего.
Несмотря на то что Piper J-3 Cub уже, мягко говоря, давно не выпускается, в мире до сих пор насчитывается порядка 5 тыс. экземпляров в отличной летной форме. И это только те самолеты, которые находятся в соответствующем реестре.
Некоторые самолеты энтузиасты переделывали в «бушпланы», своего рода небесные «внедорожники». Последние, как известно, предназначены для эксплуатации в условиях, отдаленных от «цивилизации». Особое распространение этот тип воздушного судна получил в таких странах, как Канада, Австралия и США.
Они находятся в несколько ином «пласте» юридической плоскости. Поэтому не исключено, что сохранившихся и эксплуатирующихся J-3 Cub на самом деле еще больше, чем заявлено в реестре.
Внешний вид
«Пайпер» выделяется простотой конструкции. Фюзеляж этого самолета легкий, с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение традиционное, шасси неубирающегося формата.
Основные параметры J-3 Cub выглядят следующим образом:
✅ экипаж – 1 чел.
✅ количество пассажиров – 1 чел.
✅ длина – 6,8 м
✅ высота – 2,3 м
✅ размах крыльев – 10,7 м
✅ пустой вес – 345 кг
✅ максимальный взлетный вес – 550 кг
✅ полезная нагрузка – 205 кг
Как упоминалось выше, практически все представители семейства J-3 Cub окрашены в желтый оттенок. Если экземпляр выполнен в другой цветовой схеме, то этот нюанс будет явным признаком военного самолета периода Второй мировой, который по каким-либо причинам не стали переоборудовать.
Кабина
Кабину «Джей-3» можно коротко охарактеризовать, как аскетичную. Впрочем, это и неудивительно, учитывая год выпуска модели. Пилот и пассажир располагаются друг за другом.
Приборная панель включает в себя всего пять или шесть датчиков, в зависимости от конфигурации. Их набор вполне стандартный – температура масла, давление, скорость, обороты двигателя, совмещенные со счетчиком летных часов.
Вот так выглядит кабина Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
В наиболее часто встречающихся версиях по правую сторону борта находится откидывающаяся «половинчатая» дверца. Кроме того, выпускались модификации с полноразмерной. Существовали вариации без остекления и с деревянными вставками в кабине.
Также нередко можно встретить экземпляры с персональными доработками. Как правило, весь «кастом» производился пилотами-энтузиастами или увлеченными механиками. Чаще всего в список доработок входили дополнительные датчики или элементы кабины.
Технические данные
На момент выхода J-3 Cub оснащался силовыми агрегатами типа Continental, Lycoming или Franklin. Вначале это был 40-сильный мотор, позднее вышло два обновления до 50 и 60 «лошадей»
Технические характеристики этого самолета следующие:
✅ максимальная скорость – 140 км/час
✅ крейсерская скорость – 121 км/час
✅ потолок – 3500 м
За питание двигателя отвечает топливный бак с относительно небольшой емкостью в 45,4 литра. Однако, это не мешает «Джей-3 Каб» преодолевать до 354 км пути при полной заправке.
Стоимость
У этого самолета есть весомый недостаток. И это даже не его стоимость. Речь идет о наличии экземпляров на вторичном рынке, а, если быть точнее, их отсутствие. В России за последний год встречался только один Piper J3 Cub в открытой продаже на площадках.
Несмотря на относительно скромный ценник в 1,2 млн рублей, этот самолет был собран буквально «с нуля». Экземпляр восстанавливали по старым чертежам и схемам. Оригинальный двигатель не сохранился и пришлось воспользоваться «контрактным» автомобильным.
К слову, имеем еще один плюс в «копилку» ремонтопригодности этого культового самолета. ДВС от Subaru с редуктором Виноградова, по заверениям продавца, вполне неплохо себя показывает. При этом расход составляет порядка 20 литров бензина АИ-95 в час.
Piper J-3 Cub очень трудно найти на вторичном рынке. Фото: YouTube.com
Что касается других возможностей приобретения, но на профильных форумах ситуация немногим лучше. В этом случае может помочь лишь широкая база знакомых пилотов, механиков и просто неравнодушных друзей. Тогда шанс найти свой Piper J3 Cub из невозможного перейдет в состояние маловероятного.
Мировой вторичный рынок также не блещет обилием экземпляров. На популярных площадках можно встретить до десяти одновременных предложений. Ценник стартует с отметки в 42 тыс. долларов (3,6 млн рублей).
Стоимость можно назвать относительно доступной, но не стоит забывать о том, что самолет необходимо «пригнать» и решить все вопросы с документами. Да и более «свежих» альтернатив в этом ценовом сегменте немало.
За вышеуказанный ценник это будет модификация 1938 года выпуска, но с оригинальным двигателем Continental A-75. Внешнее состояние также будет «на уровне», учитывая, что с момента выхода самолета прошло 85 лет.
Гораздо чаще встречаются модификации Super Cub. Но они стоят гораздо дороже, да и с технической точки зрения представляют собой уже совершенно другую машину.
Заключение
Этот самолет и модификации PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper и PA18 Super Cub стали наиболее известными и популярными самолетами на «Западе» за последние 80 лет.
Aeronca 50 Chief – один из немногих конкурентов Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
При этом даже сегодня попадаются экземпляры в летном состоянии. Поэтому трудно выбрать достойного конкурента такому воздушному судну.
Иногда встречаются сравнения Piper J-3 Cub и Aeronca 50 Chief. Последняя появилась в 1938 году, но ее тираж и близко не подобрался к «Джей-3».
Собственно, из-за изменения ситуации на рынке бюджетных самолетов, «Аэронка» и не смогла конкурировать «на равных» по цене и, как следствие, популярности.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....