Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
Piper J-3 Cub по праву можно считать легендой авиации общего назначения. Представленный буквально за пару лет до Второй мировой войны, этот «Пайпер» сразу стал востребованной машиной.
Его активно использовали летные школы для подготовки по гражданской программе Civilian Pilot Training. Позднее «желтый кузнечик» стал верным помощником союзных войск в различных задачах.
Предшественником третьей модели была, как нетрудно догадаться, вторая. С технической точки зрения, предмет нашего рассмотрения считается модернизированной конфигурацией J-2. За год до серийного выпуска, было создано 690 экземпляров переходной модели.
Первый официальный самолет с маркировкой J-3 Cub появился в 1938 году и на тот момент он стоил порядка 1300 долларов. На фоне своих предшественников он выделялся более производительным двигателем, который позднее дважды обновляли.
Спустя два года после запуска в серию, компания Piper приняла решение стандартизировать цветовую схему этого самолета. Знаменитый «желтый кузнечик», возможно, таковым бы и не стал, если бы не маркетинговый ход Генри Форда.
Модель «Т» появилась в 1909 году и впоследствии одной из его «фишек» стал черный цвет кузова. После этого многие компании перешли на стандартизированные форматы, а на момент выхода J-3 Cub этот «прием» уже использовался практически повсеместно.
Так «Джей-3» стали ярко-желтыми с черной полосой-молнией. Это не только помогло удешевить производство, но и создать узнаваемый образ даже среди людей, далеких от авиации.
Еще заметным толчком к популяризации стала рекламная кампания Piper. В числе заметных персон, которые одними из первых смогли оценить летные качества J-3, находилась Элеонора Рузвельт, на тот момент первая леди США. Фотографии ее полета также активно использовались для привлечения потенциальных покупателей.
К началу Второй мировой войны J-3 Cub уже успел получить признание и распространение. К примеру, он активно использовался в качестве основного учебного самолета в рамках подготовки гражданской авиации.
Согласно статистике, порядка 75 процентов американских пилотов того времени начинали именно с «желтого кузнечика». Разумеется, приближающаяся угроза мировой войны послужила еще большим толчком для популяризации J-3.
В период с 1937 по 1947 год было произведено более 19 тыс. экземпляров этого Piper. Во время активной фазы войны 6 тыс. из них адаптировали исключительно под нужды армии.
Помимо функции «летающей парты» для некоторых подразделений ВВС США, модель J-3 Cub использовалась для следующих задач:
✅ разведка
✅ транспортировка небольших грузов (курьерская служба)
✅ медицинская помощь
✅ корректировка артиллерийского огня
После войны многие экземпляры зарегистрировали лица, уже ставшие гражданскими. Их продолжили эксплуатировать, но уже в иных сценариях. Спрос на эту модель сохранялся. Этому послужила отличная ремонтопригодность, сравнительно бюджетная цена и относительно невысокий расход горючего.
Несмотря на то что Piper J-3 Cub уже, мягко говоря, давно не выпускается, в мире до сих пор насчитывается порядка 5 тыс. экземпляров в отличной летной форме. И это только те самолеты, которые находятся в соответствующем реестре.
Некоторые самолеты энтузиасты переделывали в «бушпланы», своего рода небесные «внедорожники». Последние, как известно, предназначены для эксплуатации в условиях, отдаленных от «цивилизации». Особое распространение этот тип воздушного судна получил в таких странах, как Канада, Австралия и США.
Они находятся в несколько ином «пласте» юридической плоскости. Поэтому не исключено, что сохранившихся и эксплуатирующихся J-3 Cub на самом деле еще больше, чем заявлено в реестре.
«Пайпер» выделяется простотой конструкции. Фюзеляж этого самолета легкий, с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение традиционное, шасси неубирающегося формата.
Основные параметры J-3 Cub выглядят следующим образом:
✅ экипаж – 1 чел.
✅ количество пассажиров – 1 чел.
✅ длина – 6,8 м
✅ высота – 2,3 м
✅ размах крыльев – 10,7 м
✅ пустой вес – 345 кг
✅ максимальный взлетный вес – 550 кг
✅ полезная нагрузка – 205 кг
Как упоминалось выше, практически все представители семейства J-3 Cub окрашены в желтый оттенок. Если экземпляр выполнен в другой цветовой схеме, то этот нюанс будет явным признаком военного самолета периода Второй мировой, который по каким-либо причинам не стали переоборудовать.
Кабину «Джей-3» можно коротко охарактеризовать, как аскетичную. Впрочем, это и неудивительно, учитывая год выпуска модели. Пилот и пассажир располагаются друг за другом.
Приборная панель включает в себя всего пять или шесть датчиков, в зависимости от конфигурации. Их набор вполне стандартный – температура масла, давление, скорость, обороты двигателя, совмещенные со счетчиком летных часов.
В наиболее часто встречающихся версиях по правую сторону борта находится откидывающаяся «половинчатая» дверца. Кроме того, выпускались модификации с полноразмерной. Существовали вариации без остекления и с деревянными вставками в кабине.
Также нередко можно встретить экземпляры с персональными доработками. Как правило, весь «кастом» производился пилотами-энтузиастами или увлеченными механиками. Чаще всего в список доработок входили дополнительные датчики или элементы кабины.
На момент выхода J-3 Cub оснащался силовыми агрегатами типа Continental, Lycoming или Franklin. Вначале это был 40-сильный мотор, позднее вышло два обновления до 50 и 60 «лошадей»
Технические характеристики этого самолета следующие:
✅ максимальная скорость – 140 км/час
✅ крейсерская скорость – 121 км/час
✅ потолок – 3500 м
За питание двигателя отвечает топливный бак с относительно небольшой емкостью в 45,4 литра. Однако, это не мешает «Джей-3 Каб» преодолевать до 354 км пути при полной заправке.
У этого самолета есть весомый недостаток. И это даже не его стоимость. Речь идет о наличии экземпляров на вторичном рынке, а, если быть точнее, их отсутствие. В России за последний год встречался только один Piper J3 Cub в открытой продаже на площадках.
Несмотря на относительно скромный ценник в 1,2 млн рублей, этот самолет был собран буквально «с нуля». Экземпляр восстанавливали по старым чертежам и схемам. Оригинальный двигатель не сохранился и пришлось воспользоваться «контрактным» автомобильным.
К слову, имеем еще один плюс в «копилку» ремонтопригодности этого культового самолета. ДВС от Subaru с редуктором Виноградова, по заверениям продавца, вполне неплохо себя показывает. При этом расход составляет порядка 20 литров бензина АИ-95 в час.
Что касается других возможностей приобретения, но на профильных форумах ситуация немногим лучше. В этом случае может помочь лишь широкая база знакомых пилотов, механиков и просто неравнодушных друзей. Тогда шанс найти свой Piper J3 Cub из невозможного перейдет в состояние маловероятного.
Мировой вторичный рынок также не блещет обилием экземпляров. На популярных площадках можно встретить до десяти одновременных предложений. Ценник стартует с отметки в 42 тыс. долларов (3,6 млн рублей).
Стоимость можно назвать относительно доступной, но не стоит забывать о том, что самолет необходимо «пригнать» и решить все вопросы с документами. Да и более «свежих» альтернатив в этом ценовом сегменте немало.
За вышеуказанный ценник это будет модификация 1938 года выпуска, но с оригинальным двигателем Continental A-75. Внешнее состояние также будет «на уровне», учитывая, что с момента выхода самолета прошло 85 лет.
Гораздо чаще встречаются модификации Super Cub. Но они стоят гораздо дороже, да и с технической точки зрения представляют собой уже совершенно другую машину.
Этот самолет и модификации PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper и PA18 Super Cub стали наиболее известными и популярными самолетами на «Западе» за последние 80 лет.
При этом даже сегодня попадаются экземпляры в летном состоянии. Поэтому трудно выбрать достойного конкурента такому воздушному судну.
Иногда встречаются сравнения Piper J-3 Cub и Aeronca 50 Chief. Последняя появилась в 1938 году, но ее тираж и близко не подобрался к «Джей-3».
Собственно, из-за изменения ситуации на рынке бюджетных самолетов, «Аэронка» и не смогла конкурировать «на равных» по цене и, как следствие, популярности.
Его активно использовали летные школы для подготовки по гражданской программе Civilian Pilot Training. Позднее «желтый кузнечик» стал верным помощником союзных войск в различных задачах.
Историческая справка
Предшественником третьей модели была, как нетрудно догадаться, вторая. С технической точки зрения, предмет нашего рассмотрения считается модернизированной конфигурацией J-2. За год до серийного выпуска, было создано 690 экземпляров переходной модели.
75 процентов пилотов США обучались на Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
Первый официальный самолет с маркировкой J-3 Cub появился в 1938 году и на тот момент он стоил порядка 1300 долларов. На фоне своих предшественников он выделялся более производительным двигателем, который позднее дважды обновляли.
Спустя два года после запуска в серию, компания Piper приняла решение стандартизировать цветовую схему этого самолета. Знаменитый «желтый кузнечик», возможно, таковым бы и не стал, если бы не маркетинговый ход Генри Форда.
Модель «Т» появилась в 1909 году и впоследствии одной из его «фишек» стал черный цвет кузова. После этого многие компании перешли на стандартизированные форматы, а на момент выхода J-3 Cub этот «прием» уже использовался практически повсеместно.
Так «Джей-3» стали ярко-желтыми с черной полосой-молнией. Это не только помогло удешевить производство, но и создать узнаваемый образ даже среди людей, далеких от авиации.
Еще заметным толчком к популяризации стала рекламная кампания Piper. В числе заметных персон, которые одними из первых смогли оценить летные качества J-3, находилась Элеонора Рузвельт, на тот момент первая леди США. Фотографии ее полета также активно использовались для привлечения потенциальных покупателей.
Роль в военное время
К началу Второй мировой войны J-3 Cub уже успел получить признание и распространение. К примеру, он активно использовался в качестве основного учебного самолета в рамках подготовки гражданской авиации.
Согласно статистике, порядка 75 процентов американских пилотов того времени начинали именно с «желтого кузнечика». Разумеется, приближающаяся угроза мировой войны послужила еще большим толчком для популяризации J-3.
В период с 1937 по 1947 год было произведено более 19 тыс. экземпляров этого Piper. Во время активной фазы войны 6 тыс. из них адаптировали исключительно под нужды армии.
У Piper J-3 Cub было множество задач во времена Второй мировой войны. Фото: YouTube.com
Помимо функции «летающей парты» для некоторых подразделений ВВС США, модель J-3 Cub использовалась для следующих задач:
✅ разведка
✅ транспортировка небольших грузов (курьерская служба)
✅ медицинская помощь
✅ корректировка артиллерийского огня
После войны многие экземпляры зарегистрировали лица, уже ставшие гражданскими. Их продолжили эксплуатировать, но уже в иных сценариях. Спрос на эту модель сохранялся. Этому послужила отличная ремонтопригодность, сравнительно бюджетная цена и относительно невысокий расход горючего.
Несмотря на то что Piper J-3 Cub уже, мягко говоря, давно не выпускается, в мире до сих пор насчитывается порядка 5 тыс. экземпляров в отличной летной форме. И это только те самолеты, которые находятся в соответствующем реестре.
Некоторые самолеты энтузиасты переделывали в «бушпланы», своего рода небесные «внедорожники». Последние, как известно, предназначены для эксплуатации в условиях, отдаленных от «цивилизации». Особое распространение этот тип воздушного судна получил в таких странах, как Канада, Австралия и США.
Они находятся в несколько ином «пласте» юридической плоскости. Поэтому не исключено, что сохранившихся и эксплуатирующихся J-3 Cub на самом деле еще больше, чем заявлено в реестре.
Внешний вид
«Пайпер» выделяется простотой конструкции. Фюзеляж этого самолета легкий, с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение традиционное, шасси неубирающегося формата.
Основные параметры J-3 Cub выглядят следующим образом:
✅ экипаж – 1 чел.
✅ количество пассажиров – 1 чел.
✅ длина – 6,8 м
✅ высота – 2,3 м
✅ размах крыльев – 10,7 м
✅ пустой вес – 345 кг
✅ максимальный взлетный вес – 550 кг
✅ полезная нагрузка – 205 кг
Как упоминалось выше, практически все представители семейства J-3 Cub окрашены в желтый оттенок. Если экземпляр выполнен в другой цветовой схеме, то этот нюанс будет явным признаком военного самолета периода Второй мировой, который по каким-либо причинам не стали переоборудовать.
Кабина
Кабину «Джей-3» можно коротко охарактеризовать, как аскетичную. Впрочем, это и неудивительно, учитывая год выпуска модели. Пилот и пассажир располагаются друг за другом.
Приборная панель включает в себя всего пять или шесть датчиков, в зависимости от конфигурации. Их набор вполне стандартный – температура масла, давление, скорость, обороты двигателя, совмещенные со счетчиком летных часов.
Вот так выглядит кабина Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
В наиболее часто встречающихся версиях по правую сторону борта находится откидывающаяся «половинчатая» дверца. Кроме того, выпускались модификации с полноразмерной. Существовали вариации без остекления и с деревянными вставками в кабине.
Также нередко можно встретить экземпляры с персональными доработками. Как правило, весь «кастом» производился пилотами-энтузиастами или увлеченными механиками. Чаще всего в список доработок входили дополнительные датчики или элементы кабины.
Технические данные
На момент выхода J-3 Cub оснащался силовыми агрегатами типа Continental, Lycoming или Franklin. Вначале это был 40-сильный мотор, позднее вышло два обновления до 50 и 60 «лошадей»
Технические характеристики этого самолета следующие:
✅ максимальная скорость – 140 км/час
✅ крейсерская скорость – 121 км/час
✅ потолок – 3500 м
За питание двигателя отвечает топливный бак с относительно небольшой емкостью в 45,4 литра. Однако, это не мешает «Джей-3 Каб» преодолевать до 354 км пути при полной заправке.
Стоимость
У этого самолета есть весомый недостаток. И это даже не его стоимость. Речь идет о наличии экземпляров на вторичном рынке, а, если быть точнее, их отсутствие. В России за последний год встречался только один Piper J3 Cub в открытой продаже на площадках.
Несмотря на относительно скромный ценник в 1,2 млн рублей, этот самолет был собран буквально «с нуля». Экземпляр восстанавливали по старым чертежам и схемам. Оригинальный двигатель не сохранился и пришлось воспользоваться «контрактным» автомобильным.
К слову, имеем еще один плюс в «копилку» ремонтопригодности этого культового самолета. ДВС от Subaru с редуктором Виноградова, по заверениям продавца, вполне неплохо себя показывает. При этом расход составляет порядка 20 литров бензина АИ-95 в час.
Piper J-3 Cub очень трудно найти на вторичном рынке. Фото: YouTube.com
Что касается других возможностей приобретения, но на профильных форумах ситуация немногим лучше. В этом случае может помочь лишь широкая база знакомых пилотов, механиков и просто неравнодушных друзей. Тогда шанс найти свой Piper J3 Cub из невозможного перейдет в состояние маловероятного.
Мировой вторичный рынок также не блещет обилием экземпляров. На популярных площадках можно встретить до десяти одновременных предложений. Ценник стартует с отметки в 42 тыс. долларов (3,6 млн рублей).
Стоимость можно назвать относительно доступной, но не стоит забывать о том, что самолет необходимо «пригнать» и решить все вопросы с документами. Да и более «свежих» альтернатив в этом ценовом сегменте немало.
За вышеуказанный ценник это будет модификация 1938 года выпуска, но с оригинальным двигателем Continental A-75. Внешнее состояние также будет «на уровне», учитывая, что с момента выхода самолета прошло 85 лет.
Гораздо чаще встречаются модификации Super Cub. Но они стоят гораздо дороже, да и с технической точки зрения представляют собой уже совершенно другую машину.
Заключение
Этот самолет и модификации PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper и PA18 Super Cub стали наиболее известными и популярными самолетами на «Западе» за последние 80 лет.
Aeronca 50 Chief – один из немногих конкурентов Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
При этом даже сегодня попадаются экземпляры в летном состоянии. Поэтому трудно выбрать достойного конкурента такому воздушному судну.
Иногда встречаются сравнения Piper J-3 Cub и Aeronca 50 Chief. Последняя появилась в 1938 году, но ее тираж и близко не подобрался к «Джей-3».
Собственно, из-за изменения ситуации на рынке бюджетных самолетов, «Аэронка» и не смогла конкурировать «на равных» по цене и, как следствие, популярности.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....