
Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
Piper J-3 Cub по праву можно считать легендой авиации общего назначения. Представленный буквально за пару лет до Второй мировой войны, этот «Пайпер» сразу стал востребованной машиной.
Его активно использовали летные школы для подготовки по гражданской программе Civilian Pilot Training. Позднее «желтый кузнечик» стал верным помощником союзных войск в различных задачах.
Предшественником третьей модели была, как нетрудно догадаться, вторая. С технической точки зрения, предмет нашего рассмотрения считается модернизированной конфигурацией J-2. За год до серийного выпуска, было создано 690 экземпляров переходной модели.
75 процентов пилотов США обучались на Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
Первый официальный самолет с маркировкой J-3 Cub появился в 1938 году и на тот момент он стоил порядка 1300 долларов. На фоне своих предшественников он выделялся более производительным двигателем, который позднее дважды обновляли.
Спустя два года после запуска в серию, компания Piper приняла решение стандартизировать цветовую схему этого самолета. Знаменитый «желтый кузнечик», возможно, таковым бы и не стал, если бы не маркетинговый ход Генри Форда.
Модель «Т» появилась в 1909 году и впоследствии одной из его «фишек» стал черный цвет кузова. После этого многие компании перешли на стандартизированные форматы, а на момент выхода J-3 Cub этот «прием» уже использовался практически повсеместно.
Так «Джей-3» стали ярко-желтыми с черной полосой-молнией. Это не только помогло удешевить производство, но и создать узнаваемый образ даже среди людей, далеких от авиации.
Еще заметным толчком к популяризации стала рекламная кампания Piper. В числе заметных персон, которые одними из первых смогли оценить летные качества J-3, находилась Элеонора Рузвельт, на тот момент первая леди США. Фотографии ее полета также активно использовались для привлечения потенциальных покупателей.
К началу Второй мировой войны J-3 Cub уже успел получить признание и распространение. К примеру, он активно использовался в качестве основного учебного самолета в рамках подготовки гражданской авиации.
Согласно статистике, порядка 75 процентов американских пилотов того времени начинали именно с «желтого кузнечика». Разумеется, приближающаяся угроза мировой войны послужила еще большим толчком для популяризации J-3.
В период с 1937 по 1947 год было произведено более 19 тыс. экземпляров этого Piper. Во время активной фазы войны 6 тыс. из них адаптировали исключительно под нужды армии.
У Piper J-3 Cub было множество задач во времена Второй мировой войны. Фото: YouTube.com
Помимо функции «летающей парты» для некоторых подразделений ВВС США, модель J-3 Cub использовалась для следующих задач:
✅ разведка
✅ транспортировка небольших грузов (курьерская служба)
✅ медицинская помощь
✅ корректировка артиллерийского огня
После войны многие экземпляры зарегистрировали лица, уже ставшие гражданскими. Их продолжили эксплуатировать, но уже в иных сценариях. Спрос на эту модель сохранялся. Этому послужила отличная ремонтопригодность, сравнительно бюджетная цена и относительно невысокий расход горючего.
Несмотря на то что Piper J-3 Cub уже, мягко говоря, давно не выпускается, в мире до сих пор насчитывается порядка 5 тыс. экземпляров в отличной летной форме. И это только те самолеты, которые находятся в соответствующем реестре.
Некоторые самолеты энтузиасты переделывали в «бушпланы», своего рода небесные «внедорожники». Последние, как известно, предназначены для эксплуатации в условиях, отдаленных от «цивилизации». Особое распространение этот тип воздушного судна получил в таких странах, как Канада, Австралия и США.
Они находятся в несколько ином «пласте» юридической плоскости. Поэтому не исключено, что сохранившихся и эксплуатирующихся J-3 Cub на самом деле еще больше, чем заявлено в реестре.
«Пайпер» выделяется простотой конструкции. Фюзеляж этого самолета легкий, с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение традиционное, шасси неубирающегося формата.
Основные параметры J-3 Cub выглядят следующим образом:
✅ экипаж – 1 чел.
✅ количество пассажиров – 1 чел.
✅ длина – 6,8 м
✅ высота – 2,3 м
✅ размах крыльев – 10,7 м
✅ пустой вес – 345 кг
✅ максимальный взлетный вес – 550 кг
✅ полезная нагрузка – 205 кг
Как упоминалось выше, практически все представители семейства J-3 Cub окрашены в желтый оттенок. Если экземпляр выполнен в другой цветовой схеме, то этот нюанс будет явным признаком военного самолета периода Второй мировой, который по каким-либо причинам не стали переоборудовать.
Кабину «Джей-3» можно коротко охарактеризовать, как аскетичную. Впрочем, это и неудивительно, учитывая год выпуска модели. Пилот и пассажир располагаются друг за другом.
Приборная панель включает в себя всего пять или шесть датчиков, в зависимости от конфигурации. Их набор вполне стандартный – температура масла, давление, скорость, обороты двигателя, совмещенные со счетчиком летных часов.
Вот так выглядит кабина Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
В наиболее часто встречающихся версиях по правую сторону борта находится откидывающаяся «половинчатая» дверца. Кроме того, выпускались модификации с полноразмерной. Существовали вариации без остекления и с деревянными вставками в кабине.
Также нередко можно встретить экземпляры с персональными доработками. Как правило, весь «кастом» производился пилотами-энтузиастами или увлеченными механиками. Чаще всего в список доработок входили дополнительные датчики или элементы кабины.
На момент выхода J-3 Cub оснащался силовыми агрегатами типа Continental, Lycoming или Franklin. Вначале это был 40-сильный мотор, позднее вышло два обновления до 50 и 60 «лошадей»
Технические характеристики этого самолета следующие:
✅ максимальная скорость – 140 км/час
✅ крейсерская скорость – 121 км/час
✅ потолок – 3500 м
За питание двигателя отвечает топливный бак с относительно небольшой емкостью в 45,4 литра. Однако, это не мешает «Джей-3 Каб» преодолевать до 354 км пути при полной заправке.
У этого самолета есть весомый недостаток. И это даже не его стоимость. Речь идет о наличии экземпляров на вторичном рынке, а, если быть точнее, их отсутствие. В России за последний год встречался только один Piper J3 Cub в открытой продаже на площадках.
Несмотря на относительно скромный ценник в 1,2 млн рублей, этот самолет был собран буквально «с нуля». Экземпляр восстанавливали по старым чертежам и схемам. Оригинальный двигатель не сохранился и пришлось воспользоваться «контрактным» автомобильным.
К слову, имеем еще один плюс в «копилку» ремонтопригодности этого культового самолета. ДВС от Subaru с редуктором Виноградова, по заверениям продавца, вполне неплохо себя показывает. При этом расход составляет порядка 20 литров бензина АИ-95 в час.
Piper J-3 Cub очень трудно найти на вторичном рынке. Фото: YouTube.com
Что касается других возможностей приобретения, но на профильных форумах ситуация немногим лучше. В этом случае может помочь лишь широкая база знакомых пилотов, механиков и просто неравнодушных друзей. Тогда шанс найти свой Piper J3 Cub из невозможного перейдет в состояние маловероятного.
Мировой вторичный рынок также не блещет обилием экземпляров. На популярных площадках можно встретить до десяти одновременных предложений. Ценник стартует с отметки в 42 тыс. долларов (3,6 млн рублей).
Стоимость можно назвать относительно доступной, но не стоит забывать о том, что самолет необходимо «пригнать» и решить все вопросы с документами. Да и более «свежих» альтернатив в этом ценовом сегменте немало.
За вышеуказанный ценник это будет модификация 1938 года выпуска, но с оригинальным двигателем Continental A-75. Внешнее состояние также будет «на уровне», учитывая, что с момента выхода самолета прошло 85 лет.
Гораздо чаще встречаются модификации Super Cub. Но они стоят гораздо дороже, да и с технической точки зрения представляют собой уже совершенно другую машину.
Этот самолет и модификации PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper и PA18 Super Cub стали наиболее известными и популярными самолетами на «Западе» за последние 80 лет.
Aeronca 50 Chief – один из немногих конкурентов Piper J-3 Cub. Фото: YouTube.com
При этом даже сегодня попадаются экземпляры в летном состоянии. Поэтому трудно выбрать достойного конкурента такому воздушному судну.
Иногда встречаются сравнения Piper J-3 Cub и Aeronca 50 Chief. Последняя появилась в 1938 году, но ее тираж и близко не подобрался к «Джей-3».
Собственно, из-за изменения ситуации на рынке бюджетных самолетов, «Аэронка» и не смогла конкурировать «на равных» по цене и, как следствие, популярности.
Его активно использовали летные школы для подготовки по гражданской программе Civilian Pilot Training. Позднее «желтый кузнечик» стал верным помощником союзных войск в различных задачах.
Историческая справка
Предшественником третьей модели была, как нетрудно догадаться, вторая. С технической точки зрения, предмет нашего рассмотрения считается модернизированной конфигурацией J-2. За год до серийного выпуска, было создано 690 экземпляров переходной модели.

Первый официальный самолет с маркировкой J-3 Cub появился в 1938 году и на тот момент он стоил порядка 1300 долларов. На фоне своих предшественников он выделялся более производительным двигателем, который позднее дважды обновляли.
Спустя два года после запуска в серию, компания Piper приняла решение стандартизировать цветовую схему этого самолета. Знаменитый «желтый кузнечик», возможно, таковым бы и не стал, если бы не маркетинговый ход Генри Форда.
Модель «Т» появилась в 1909 году и впоследствии одной из его «фишек» стал черный цвет кузова. После этого многие компании перешли на стандартизированные форматы, а на момент выхода J-3 Cub этот «прием» уже использовался практически повсеместно.
Так «Джей-3» стали ярко-желтыми с черной полосой-молнией. Это не только помогло удешевить производство, но и создать узнаваемый образ даже среди людей, далеких от авиации.
Еще заметным толчком к популяризации стала рекламная кампания Piper. В числе заметных персон, которые одними из первых смогли оценить летные качества J-3, находилась Элеонора Рузвельт, на тот момент первая леди США. Фотографии ее полета также активно использовались для привлечения потенциальных покупателей.
Роль в военное время
К началу Второй мировой войны J-3 Cub уже успел получить признание и распространение. К примеру, он активно использовался в качестве основного учебного самолета в рамках подготовки гражданской авиации.
Согласно статистике, порядка 75 процентов американских пилотов того времени начинали именно с «желтого кузнечика». Разумеется, приближающаяся угроза мировой войны послужила еще большим толчком для популяризации J-3.
В период с 1937 по 1947 год было произведено более 19 тыс. экземпляров этого Piper. Во время активной фазы войны 6 тыс. из них адаптировали исключительно под нужды армии.

Помимо функции «летающей парты» для некоторых подразделений ВВС США, модель J-3 Cub использовалась для следующих задач:
✅ разведка
✅ транспортировка небольших грузов (курьерская служба)
✅ медицинская помощь
✅ корректировка артиллерийского огня
После войны многие экземпляры зарегистрировали лица, уже ставшие гражданскими. Их продолжили эксплуатировать, но уже в иных сценариях. Спрос на эту модель сохранялся. Этому послужила отличная ремонтопригодность, сравнительно бюджетная цена и относительно невысокий расход горючего.
Несмотря на то что Piper J-3 Cub уже, мягко говоря, давно не выпускается, в мире до сих пор насчитывается порядка 5 тыс. экземпляров в отличной летной форме. И это только те самолеты, которые находятся в соответствующем реестре.
Некоторые самолеты энтузиасты переделывали в «бушпланы», своего рода небесные «внедорожники». Последние, как известно, предназначены для эксплуатации в условиях, отдаленных от «цивилизации». Особое распространение этот тип воздушного судна получил в таких странах, как Канада, Австралия и США.
Они находятся в несколько ином «пласте» юридической плоскости. Поэтому не исключено, что сохранившихся и эксплуатирующихся J-3 Cub на самом деле еще больше, чем заявлено в реестре.
Внешний вид
«Пайпер» выделяется простотой конструкции. Фюзеляж этого самолета легкий, с полотняной обшивкой. Хвостовое оперение традиционное, шасси неубирающегося формата.
Основные параметры J-3 Cub выглядят следующим образом:
✅ экипаж – 1 чел.
✅ количество пассажиров – 1 чел.
✅ длина – 6,8 м
✅ высота – 2,3 м
✅ размах крыльев – 10,7 м
✅ пустой вес – 345 кг
✅ максимальный взлетный вес – 550 кг
✅ полезная нагрузка – 205 кг
Как упоминалось выше, практически все представители семейства J-3 Cub окрашены в желтый оттенок. Если экземпляр выполнен в другой цветовой схеме, то этот нюанс будет явным признаком военного самолета периода Второй мировой, который по каким-либо причинам не стали переоборудовать.
Кабина
Кабину «Джей-3» можно коротко охарактеризовать, как аскетичную. Впрочем, это и неудивительно, учитывая год выпуска модели. Пилот и пассажир располагаются друг за другом.
Приборная панель включает в себя всего пять или шесть датчиков, в зависимости от конфигурации. Их набор вполне стандартный – температура масла, давление, скорость, обороты двигателя, совмещенные со счетчиком летных часов.

В наиболее часто встречающихся версиях по правую сторону борта находится откидывающаяся «половинчатая» дверца. Кроме того, выпускались модификации с полноразмерной. Существовали вариации без остекления и с деревянными вставками в кабине.
Также нередко можно встретить экземпляры с персональными доработками. Как правило, весь «кастом» производился пилотами-энтузиастами или увлеченными механиками. Чаще всего в список доработок входили дополнительные датчики или элементы кабины.
Технические данные
На момент выхода J-3 Cub оснащался силовыми агрегатами типа Continental, Lycoming или Franklin. Вначале это был 40-сильный мотор, позднее вышло два обновления до 50 и 60 «лошадей»
Технические характеристики этого самолета следующие:
✅ максимальная скорость – 140 км/час
✅ крейсерская скорость – 121 км/час
✅ потолок – 3500 м
За питание двигателя отвечает топливный бак с относительно небольшой емкостью в 45,4 литра. Однако, это не мешает «Джей-3 Каб» преодолевать до 354 км пути при полной заправке.
Стоимость
У этого самолета есть весомый недостаток. И это даже не его стоимость. Речь идет о наличии экземпляров на вторичном рынке, а, если быть точнее, их отсутствие. В России за последний год встречался только один Piper J3 Cub в открытой продаже на площадках.
Несмотря на относительно скромный ценник в 1,2 млн рублей, этот самолет был собран буквально «с нуля». Экземпляр восстанавливали по старым чертежам и схемам. Оригинальный двигатель не сохранился и пришлось воспользоваться «контрактным» автомобильным.
К слову, имеем еще один плюс в «копилку» ремонтопригодности этого культового самолета. ДВС от Subaru с редуктором Виноградова, по заверениям продавца, вполне неплохо себя показывает. При этом расход составляет порядка 20 литров бензина АИ-95 в час.

Что касается других возможностей приобретения, но на профильных форумах ситуация немногим лучше. В этом случае может помочь лишь широкая база знакомых пилотов, механиков и просто неравнодушных друзей. Тогда шанс найти свой Piper J3 Cub из невозможного перейдет в состояние маловероятного.
Мировой вторичный рынок также не блещет обилием экземпляров. На популярных площадках можно встретить до десяти одновременных предложений. Ценник стартует с отметки в 42 тыс. долларов (3,6 млн рублей).
Стоимость можно назвать относительно доступной, но не стоит забывать о том, что самолет необходимо «пригнать» и решить все вопросы с документами. Да и более «свежих» альтернатив в этом ценовом сегменте немало.
За вышеуказанный ценник это будет модификация 1938 года выпуска, но с оригинальным двигателем Continental A-75. Внешнее состояние также будет «на уровне», учитывая, что с момента выхода самолета прошло 85 лет.
Гораздо чаще встречаются модификации Super Cub. Но они стоят гораздо дороже, да и с технической точки зрения представляют собой уже совершенно другую машину.
Заключение
Этот самолет и модификации PA11, PA14 Cruiser, PA16 Clipper и PA18 Super Cub стали наиболее известными и популярными самолетами на «Западе» за последние 80 лет.

При этом даже сегодня попадаются экземпляры в летном состоянии. Поэтому трудно выбрать достойного конкурента такому воздушному судну.
Иногда встречаются сравнения Piper J-3 Cub и Aeronca 50 Chief. Последняя появилась в 1938 году, но ее тираж и близко не подобрался к «Джей-3».
Собственно, из-за изменения ситуации на рынке бюджетных самолетов, «Аэронка» и не смогла конкурировать «на равных» по цене и, как следствие, популярности.
- Vic Samoylik
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...