
Универсальный пропашной трактор МТЗ-5/МТЗ-7
Одним из первых в СССР колесных тракторов, вышедших в массовое производство, стал МТЗ-2. Эта машина выпускалась во второй половине 50-х на Минском заводе. Видя высокую потребность советского хозяйства в технике подобного типа, параллельно ее производство освоили и на мощностях Южмаша.
МТЗ-2 относился к универсально-пропашной категории, а о его востребованности лучше всего судить по цифрам. Так, за четыре года с конвейера двух заводов сошло почти полторы сотни тысяч скромных сельских тружеников. Они использовались во всем цикле выращивания зерновых: предпосевной подготовке, посеве и уборке зрелых колосьев.
МТЗ-5Л: удивительно, но еще в строю. Фото: youtube.com
Могли их применять и для вспашки легких типов почв или различных вспомогательных транспортных работах. В общем, на селе оценили по достоинству колесную технику, имевшую некоторые преимущества над гусеничными тракторами. Это и обеспечило ей постоянный спрос.
Однако, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стали нарекания, полученные от конечных пользователей из колхозов, разбросанных по всей огромной советской стране. Первым минусом многие считали недостаточное для проведения некоторых специфических работ количество передач в КПП. Также сетовали на низкую скорость, не превышавшую 13 км/ч и высокий расход горючего.
В конструкции заводской новинки постарались учесть замечания и исправить слабые места. По крайней мере, передач у этой техники оказалось побольше. Очень скоро дали отмашку на выход МТЗ-5 в серийное производство на минских мощностях.
Работа в тандеме между Минском и Днепропетровском позволило прошлой модели иметь общий среднегодовой тираж в более чем 36 тысяч экземпляров. Решили пойти по проторенной дорожке, и всего два года спустя запустили производство двойника с аналогичной конструкцией – ЮМЗ-5.
МТЗ-5 получил очень много разнообразного прицепного оборудования. Фото: youtube.com
В то же время минские инженеры получили первые результаты от опытной эксплуатации своей новой машины. Естественно, они содержали ряд рекомендаций и предложений по доработке конструкции. Улучшенная версия появилась в 1958 году, уже под названием МТЗ-7. О ней мы расскажем ниже, а пока сосредоточимся на «пятерке» и ее спецмодификациях. Вначале обратим внимание на области применения трактора:
✅ пахота легких (и некоторых средних) почв
✅ полный цикл выращивания зерновых
✅ различные вспомогательные транспортные работы
Чтобы успешно их проводить, налажен выпуск дополнительного оборудования для МТЗ-5. В основном, имевшего навесной тип: вилочный погрузчик сена, стогометатель и универсальный копновоз. Параллельно шасси применялось для установки различных вариантов компактных гидравлических экскаваторов. В наличии имелись также и полунавесные сельскохозяйственные прицепы.
Для работы в разных скоростных режимах техника получила дополнительный ВОМ для привода используемых в паре с ней сельхозагрегатов. На МТЗ-5 применена гидросистема с масляным насосом (привод от ВОМ). Сначала на него устанавливался двигатель Д-40 со следующими особенностями:
✅ четырехцилиндровый
✅ дизельный
✅ имел масляный насос с редукционным клапаном
Позже его модифицировали, присвоив новый индекс – Д-48. Если первый также устанавливался и на гусеничные Т-38М, то обновленная версия стала более оборотистой, что позволило увеличить некоторые характеристики 638-килограммового привода – мощность выросла с 45 до 48 л. с при 1600 об/мин.
В течение первых двух лет выпускалась базовая модель, которая получила чуть более, чем 10-тысячный тираж. Позже пришло время сборки различных модификаций, имевших незначительные отличия в конструкции. Вот как это выглядело по годам и в цифрах:
✅ МТЗ-5К (1957/58, 14 769 штук) – с раздельно-агрегатной гидравлической системой
✅ МТЗ-5М (1958/60, 20 163 ед.) – с электростартером СТ-50
✅ МТЗ-5Л (1958/60, 41 118 экз.) – с пусковым двигателем ПД-10М
✅ МТЗ-5МС/ЛС (1959/61, 49 927 штук) – со съемной кабиной закрытого типа
Буква «С», добавленная в название самой массовой модификации, указывала на ее повышенные скоростные характеристики (мог выполнять различные работы на предельных 22 км/ч). На них также устанавливались более мощные 48-сильные дизели, а кабина легко трансформировалась в полуоткрытую или аналогичную другим модификациям. По требованию заказчика, 5МС/ЛС мог получить полугусеничный ход.
Более чем аскетичное рабочее место тракториста. Фото: youtube.com
Если в базовой компоновке КПП двигателя имело следующее распределение передних и задних передач – 5/1, то в следующих модификациях ее постарались доработать, включив также пониженные. Новые КПП уже работали по схеме 10/2.
Еще одним изменением стала автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. А совмещенную с КПП конструкцию он имел изначально. Также модификации техники на разных мощностях привели к тому, что появилось много оригинальных деталей. Это нарушило первичную унификацию модели, выпускаемой одновременно в Минске и Днепропетровске.
Конечно, несмотря на иной индекс, «семерка» не являлась абсолютно другой моделью, а лишь логичным продолжением истории МТЗ-5. Она также получила две основные модификации, соответствующие прошлой серии: МТЗ-7Л и МТЗ-7М. Они отличались полноприводной конструкцией.
Такой усиленный вариант понадобился для работы в сельскохозяйственных угодьях, имевших почву с повышенной влажностью. В таких регионах их использовали, в основном, для выполнения работ общего назначения. Применяли их и в междурядной обработке низкорослых пропашных культур в диапазоне ширины от 445 до 900 мм.
МТЗ-7 получил улучшенные характеристики. Фото: youtube.com
Обновленную модель задействовали и в транспортных работах на участках дорог с некачественным покрытием. Этому прекрасно способствовали примененные в конструкции «седьмой» модели дополнительные доработки в виде новых:
✅ раздаточной коробки
✅ передних колес
✅ модифицированной карданной передачи
✅ переднего ведущего моста
Его изготовили по принципу, применяемому в грузовых вездеходах, т. е. к управляемым передним колесам тяговое усилие поступало от раздаточной коробки. Для привода последней в КПП предусмотрели дополнительную шестерню. А теперь – самое время обратить внимание и на физические параметры трактора. Они у обеих моделей сохранялись почти идентичными (кроме высоты и веса):
✅ длина – 4,1 м
✅ ширина – 1,89 м
✅ высота – 2,43 (базовый) или 2,73 м (5М и 5Л)
Разбежность по весовой категории стала еще более ощутимой. У основной модели она составляла 2,87 т, облегченный МТЗ-5Л/М потянул на 2,75 тонны, а МТЗ-5С – на 2,785 тонны. «Седьмая» модель оказалась самой тяжелой среди всех – 3,1 т.
МТЗ-7 на профильной выставке. Фото: youtube.com
Первый год серийного производства (1959) различных модификаций МТЗ-7 принес 169 новых экземпляров. На следующий – добавилось еще 1277 штук, а общий тираж составил 2790 единиц. А вот базовая «пятерка» собиралась в гораздо больших объемах – ок. 139 тысяч тракторов всех вариаций. Днепропетровский «близнец» получился намного более успешным, за 15 лет достигнув серии в 644 тысячи новых машин.
МТЗ-2 относился к универсально-пропашной категории, а о его востребованности лучше всего судить по цифрам. Так, за четыре года с конвейера двух заводов сошло почти полторы сотни тысяч скромных сельских тружеников. Они использовались во всем цикле выращивания зерновых: предпосевной подготовке, посеве и уборке зрелых колосьев.

Могли их применять и для вспашки легких типов почв или различных вспомогательных транспортных работах. В общем, на селе оценили по достоинству колесную технику, имевшую некоторые преимущества над гусеничными тракторами. Это и обеспечило ей постоянный спрос.
Новинка, в которой учли замечания пользователей
Однако, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стали нарекания, полученные от конечных пользователей из колхозов, разбросанных по всей огромной советской стране. Первым минусом многие считали недостаточное для проведения некоторых специфических работ количество передач в КПП. Также сетовали на низкую скорость, не превышавшую 13 км/ч и высокий расход горючего.
Все это требовало немедленного решения. Таковым стало представление в начале 1956 года опытного образца трактора МТЗ-5.
В конструкции заводской новинки постарались учесть замечания и исправить слабые места. По крайней мере, передач у этой техники оказалось побольше. Очень скоро дали отмашку на выход МТЗ-5 в серийное производство на минских мощностях.
Работа в тандеме между Минском и Днепропетровском позволило прошлой модели иметь общий среднегодовой тираж в более чем 36 тысяч экземпляров. Решили пойти по проторенной дорожке, и всего два года спустя запустили производство двойника с аналогичной конструкцией – ЮМЗ-5.

В то же время минские инженеры получили первые результаты от опытной эксплуатации своей новой машины. Естественно, они содержали ряд рекомендаций и предложений по доработке конструкции. Улучшенная версия появилась в 1958 году, уже под названием МТЗ-7. О ней мы расскажем ниже, а пока сосредоточимся на «пятерке» и ее спецмодификациях. Вначале обратим внимание на области применения трактора:
✅ пахота легких (и некоторых средних) почв
✅ полный цикл выращивания зерновых
✅ различные вспомогательные транспортные работы
Чтобы успешно их проводить, налажен выпуск дополнительного оборудования для МТЗ-5. В основном, имевшего навесной тип: вилочный погрузчик сена, стогометатель и универсальный копновоз. Параллельно шасси применялось для установки различных вариантов компактных гидравлических экскаваторов. В наличии имелись также и полунавесные сельскохозяйственные прицепы.
Для работы в разных скоростных режимах техника получила дополнительный ВОМ для привода используемых в паре с ней сельхозагрегатов. На МТЗ-5 применена гидросистема с масляным насосом (привод от ВОМ). Сначала на него устанавливался двигатель Д-40 со следующими особенностями:
✅ четырехцилиндровый
✅ дизельный
✅ имел масляный насос с редукционным клапаном
Позже его модифицировали, присвоив новый индекс – Д-48. Если первый также устанавливался и на гусеничные Т-38М, то обновленная версия стала более оборотистой, что позволило увеличить некоторые характеристики 638-килограммового привода – мощность выросла с 45 до 48 л. с при 1600 об/мин.
Различные модификации МТЗ-5
В течение первых двух лет выпускалась базовая модель, которая получила чуть более, чем 10-тысячный тираж. Позже пришло время сборки различных модификаций, имевших незначительные отличия в конструкции. Вот как это выглядело по годам и в цифрах:
✅ МТЗ-5К (1957/58, 14 769 штук) – с раздельно-агрегатной гидравлической системой
✅ МТЗ-5М (1958/60, 20 163 ед.) – с электростартером СТ-50
✅ МТЗ-5Л (1958/60, 41 118 экз.) – с пусковым двигателем ПД-10М
✅ МТЗ-5МС/ЛС (1959/61, 49 927 штук) – со съемной кабиной закрытого типа
Буква «С», добавленная в название самой массовой модификации, указывала на ее повышенные скоростные характеристики (мог выполнять различные работы на предельных 22 км/ч). На них также устанавливались более мощные 48-сильные дизели, а кабина легко трансформировалась в полуоткрытую или аналогичную другим модификациям. По требованию заказчика, 5МС/ЛС мог получить полугусеничный ход.

Если в базовой компоновке КПП двигателя имело следующее распределение передних и задних передач – 5/1, то в следующих модификациях ее постарались доработать, включив также пониженные. Новые КПП уже работали по схеме 10/2.
Еще одним изменением стала автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. А совмещенную с КПП конструкцию он имел изначально. Также модификации техники на разных мощностях привели к тому, что появилось много оригинальных деталей. Это нарушило первичную унификацию модели, выпускаемой одновременно в Минске и Днепропетровске.
Новый МТЗ-7 и его вариации сборки
Конечно, несмотря на иной индекс, «семерка» не являлась абсолютно другой моделью, а лишь логичным продолжением истории МТЗ-5. Она также получила две основные модификации, соответствующие прошлой серии: МТЗ-7Л и МТЗ-7М. Они отличались полноприводной конструкцией.
Такой усиленный вариант понадобился для работы в сельскохозяйственных угодьях, имевших почву с повышенной влажностью. В таких регионах их использовали, в основном, для выполнения работ общего назначения. Применяли их и в междурядной обработке низкорослых пропашных культур в диапазоне ширины от 445 до 900 мм.

Обновленную модель задействовали и в транспортных работах на участках дорог с некачественным покрытием. Этому прекрасно способствовали примененные в конструкции «седьмой» модели дополнительные доработки в виде новых:
✅ раздаточной коробки
✅ передних колес
✅ модифицированной карданной передачи
✅ переднего ведущего моста
Его изготовили по принципу, применяемому в грузовых вездеходах, т. е. к управляемым передним колесам тяговое усилие поступало от раздаточной коробки. Для привода последней в КПП предусмотрели дополнительную шестерню. А теперь – самое время обратить внимание и на физические параметры трактора. Они у обеих моделей сохранялись почти идентичными (кроме высоты и веса):
✅ длина – 4,1 м
✅ ширина – 1,89 м
✅ высота – 2,43 (базовый) или 2,73 м (5М и 5Л)
Разбежность по весовой категории стала еще более ощутимой. У основной модели она составляла 2,87 т, облегченный МТЗ-5Л/М потянул на 2,75 тонны, а МТЗ-5С – на 2,785 тонны. «Седьмая» модель оказалась самой тяжелой среди всех – 3,1 т.

Первый год серийного производства (1959) различных модификаций МТЗ-7 принес 169 новых экземпляров. На следующий – добавилось еще 1277 штук, а общий тираж составил 2790 единиц. А вот базовая «пятерка» собиралась в гораздо больших объемах – ок. 139 тысяч тракторов всех вариаций. Днепропетровский «близнец» получился намного более успешным, за 15 лет достигнув серии в 644 тысячи новых машин.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....