Универсальный пропашной трактор МТЗ-5/МТЗ-7
Одним из первых в СССР колесных тракторов, вышедших в массовое производство, стал МТЗ-2. Эта машина выпускалась во второй половине 50-х на Минском заводе. Видя высокую потребность советского хозяйства в технике подобного типа, параллельно ее производство освоили и на мощностях Южмаша.
МТЗ-2 относился к универсально-пропашной категории, а о его востребованности лучше всего судить по цифрам. Так, за четыре года с конвейера двух заводов сошло почти полторы сотни тысяч скромных сельских тружеников. Они использовались во всем цикле выращивания зерновых: предпосевной подготовке, посеве и уборке зрелых колосьев.
Могли их применять и для вспашки легких типов почв или различных вспомогательных транспортных работах. В общем, на селе оценили по достоинству колесную технику, имевшую некоторые преимущества над гусеничными тракторами. Это и обеспечило ей постоянный спрос.
Однако, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стали нарекания, полученные от конечных пользователей из колхозов, разбросанных по всей огромной советской стране. Первым минусом многие считали недостаточное для проведения некоторых специфических работ количество передач в КПП. Также сетовали на низкую скорость, не превышавшую 13 км/ч и высокий расход горючего.
В конструкции заводской новинки постарались учесть замечания и исправить слабые места. По крайней мере, передач у этой техники оказалось побольше. Очень скоро дали отмашку на выход МТЗ-5 в серийное производство на минских мощностях.
Работа в тандеме между Минском и Днепропетровском позволило прошлой модели иметь общий среднегодовой тираж в более чем 36 тысяч экземпляров. Решили пойти по проторенной дорожке, и всего два года спустя запустили производство двойника с аналогичной конструкцией – ЮМЗ-5.
В то же время минские инженеры получили первые результаты от опытной эксплуатации своей новой машины. Естественно, они содержали ряд рекомендаций и предложений по доработке конструкции. Улучшенная версия появилась в 1958 году, уже под названием МТЗ-7. О ней мы расскажем ниже, а пока сосредоточимся на «пятерке» и ее спецмодификациях. Вначале обратим внимание на области применения трактора:
✅ пахота легких (и некоторых средних) почв
✅ полный цикл выращивания зерновых
✅ различные вспомогательные транспортные работы
Чтобы успешно их проводить, налажен выпуск дополнительного оборудования для МТЗ-5. В основном, имевшего навесной тип: вилочный погрузчик сена, стогометатель и универсальный копновоз. Параллельно шасси применялось для установки различных вариантов компактных гидравлических экскаваторов. В наличии имелись также и полунавесные сельскохозяйственные прицепы.
Для работы в разных скоростных режимах техника получила дополнительный ВОМ для привода используемых в паре с ней сельхозагрегатов. На МТЗ-5 применена гидросистема с масляным насосом (привод от ВОМ). Сначала на него устанавливался двигатель Д-40 со следующими особенностями:
✅ четырехцилиндровый
✅ дизельный
✅ имел масляный насос с редукционным клапаном
Позже его модифицировали, присвоив новый индекс – Д-48. Если первый также устанавливался и на гусеничные Т-38М, то обновленная версия стала более оборотистой, что позволило увеличить некоторые характеристики 638-килограммового привода – мощность выросла с 45 до 48 л. с при 1600 об/мин.
В течение первых двух лет выпускалась базовая модель, которая получила чуть более, чем 10-тысячный тираж. Позже пришло время сборки различных модификаций, имевших незначительные отличия в конструкции. Вот как это выглядело по годам и в цифрах:
✅ МТЗ-5К (1957/58, 14 769 штук) – с раздельно-агрегатной гидравлической системой
✅ МТЗ-5М (1958/60, 20 163 ед.) – с электростартером СТ-50
✅ МТЗ-5Л (1958/60, 41 118 экз.) – с пусковым двигателем ПД-10М
✅ МТЗ-5МС/ЛС (1959/61, 49 927 штук) – со съемной кабиной закрытого типа
Буква «С», добавленная в название самой массовой модификации, указывала на ее повышенные скоростные характеристики (мог выполнять различные работы на предельных 22 км/ч). На них также устанавливались более мощные 48-сильные дизели, а кабина легко трансформировалась в полуоткрытую или аналогичную другим модификациям. По требованию заказчика, 5МС/ЛС мог получить полугусеничный ход.
Если в базовой компоновке КПП двигателя имело следующее распределение передних и задних передач – 5/1, то в следующих модификациях ее постарались доработать, включив также пониженные. Новые КПП уже работали по схеме 10/2.
Еще одним изменением стала автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. А совмещенную с КПП конструкцию он имел изначально. Также модификации техники на разных мощностях привели к тому, что появилось много оригинальных деталей. Это нарушило первичную унификацию модели, выпускаемой одновременно в Минске и Днепропетровске.
Конечно, несмотря на иной индекс, «семерка» не являлась абсолютно другой моделью, а лишь логичным продолжением истории МТЗ-5. Она также получила две основные модификации, соответствующие прошлой серии: МТЗ-7Л и МТЗ-7М. Они отличались полноприводной конструкцией.
Такой усиленный вариант понадобился для работы в сельскохозяйственных угодьях, имевших почву с повышенной влажностью. В таких регионах их использовали, в основном, для выполнения работ общего назначения. Применяли их и в междурядной обработке низкорослых пропашных культур в диапазоне ширины от 445 до 900 мм.
Обновленную модель задействовали и в транспортных работах на участках дорог с некачественным покрытием. Этому прекрасно способствовали примененные в конструкции «седьмой» модели дополнительные доработки в виде новых:
✅ раздаточной коробки
✅ передних колес
✅ модифицированной карданной передачи
✅ переднего ведущего моста
Его изготовили по принципу, применяемому в грузовых вездеходах, т. е. к управляемым передним колесам тяговое усилие поступало от раздаточной коробки. Для привода последней в КПП предусмотрели дополнительную шестерню. А теперь – самое время обратить внимание и на физические параметры трактора. Они у обеих моделей сохранялись почти идентичными (кроме высоты и веса):
✅ длина – 4,1 м
✅ ширина – 1,89 м
✅ высота – 2,43 (базовый) или 2,73 м (5М и 5Л)
Разбежность по весовой категории стала еще более ощутимой. У основной модели она составляла 2,87 т, облегченный МТЗ-5Л/М потянул на 2,75 тонны, а МТЗ-5С – на 2,785 тонны. «Седьмая» модель оказалась самой тяжелой среди всех – 3,1 т.
Первый год серийного производства (1959) различных модификаций МТЗ-7 принес 169 новых экземпляров. На следующий – добавилось еще 1277 штук, а общий тираж составил 2790 единиц. А вот базовая «пятерка» собиралась в гораздо больших объемах – ок. 139 тысяч тракторов всех вариаций. Днепропетровский «близнец» получился намного более успешным, за 15 лет достигнув серии в 644 тысячи новых машин.
МТЗ-2 относился к универсально-пропашной категории, а о его востребованности лучше всего судить по цифрам. Так, за четыре года с конвейера двух заводов сошло почти полторы сотни тысяч скромных сельских тружеников. Они использовались во всем цикле выращивания зерновых: предпосевной подготовке, посеве и уборке зрелых колосьев.
МТЗ-5Л: удивительно, но еще в строю. Фото: youtube.com
Могли их применять и для вспашки легких типов почв или различных вспомогательных транспортных работах. В общем, на селе оценили по достоинству колесную технику, имевшую некоторые преимущества над гусеничными тракторами. Это и обеспечило ей постоянный спрос.
Новинка, в которой учли замечания пользователей
Однако, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стали нарекания, полученные от конечных пользователей из колхозов, разбросанных по всей огромной советской стране. Первым минусом многие считали недостаточное для проведения некоторых специфических работ количество передач в КПП. Также сетовали на низкую скорость, не превышавшую 13 км/ч и высокий расход горючего.
Все это требовало немедленного решения. Таковым стало представление в начале 1956 года опытного образца трактора МТЗ-5.
В конструкции заводской новинки постарались учесть замечания и исправить слабые места. По крайней мере, передач у этой техники оказалось побольше. Очень скоро дали отмашку на выход МТЗ-5 в серийное производство на минских мощностях.
Работа в тандеме между Минском и Днепропетровском позволило прошлой модели иметь общий среднегодовой тираж в более чем 36 тысяч экземпляров. Решили пойти по проторенной дорожке, и всего два года спустя запустили производство двойника с аналогичной конструкцией – ЮМЗ-5.
МТЗ-5 получил очень много разнообразного прицепного оборудования. Фото: youtube.com
В то же время минские инженеры получили первые результаты от опытной эксплуатации своей новой машины. Естественно, они содержали ряд рекомендаций и предложений по доработке конструкции. Улучшенная версия появилась в 1958 году, уже под названием МТЗ-7. О ней мы расскажем ниже, а пока сосредоточимся на «пятерке» и ее спецмодификациях. Вначале обратим внимание на области применения трактора:
✅ пахота легких (и некоторых средних) почв
✅ полный цикл выращивания зерновых
✅ различные вспомогательные транспортные работы
Чтобы успешно их проводить, налажен выпуск дополнительного оборудования для МТЗ-5. В основном, имевшего навесной тип: вилочный погрузчик сена, стогометатель и универсальный копновоз. Параллельно шасси применялось для установки различных вариантов компактных гидравлических экскаваторов. В наличии имелись также и полунавесные сельскохозяйственные прицепы.
Для работы в разных скоростных режимах техника получила дополнительный ВОМ для привода используемых в паре с ней сельхозагрегатов. На МТЗ-5 применена гидросистема с масляным насосом (привод от ВОМ). Сначала на него устанавливался двигатель Д-40 со следующими особенностями:
✅ четырехцилиндровый
✅ дизельный
✅ имел масляный насос с редукционным клапаном
Позже его модифицировали, присвоив новый индекс – Д-48. Если первый также устанавливался и на гусеничные Т-38М, то обновленная версия стала более оборотистой, что позволило увеличить некоторые характеристики 638-килограммового привода – мощность выросла с 45 до 48 л. с при 1600 об/мин.
Различные модификации МТЗ-5
В течение первых двух лет выпускалась базовая модель, которая получила чуть более, чем 10-тысячный тираж. Позже пришло время сборки различных модификаций, имевших незначительные отличия в конструкции. Вот как это выглядело по годам и в цифрах:
✅ МТЗ-5К (1957/58, 14 769 штук) – с раздельно-агрегатной гидравлической системой
✅ МТЗ-5М (1958/60, 20 163 ед.) – с электростартером СТ-50
✅ МТЗ-5Л (1958/60, 41 118 экз.) – с пусковым двигателем ПД-10М
✅ МТЗ-5МС/ЛС (1959/61, 49 927 штук) – со съемной кабиной закрытого типа
Буква «С», добавленная в название самой массовой модификации, указывала на ее повышенные скоростные характеристики (мог выполнять различные работы на предельных 22 км/ч). На них также устанавливались более мощные 48-сильные дизели, а кабина легко трансформировалась в полуоткрытую или аналогичную другим модификациям. По требованию заказчика, 5МС/ЛС мог получить полугусеничный ход.
Более чем аскетичное рабочее место тракториста. Фото: youtube.com
Если в базовой компоновке КПП двигателя имело следующее распределение передних и задних передач – 5/1, то в следующих модификациях ее постарались доработать, включив также пониженные. Новые КПП уже работали по схеме 10/2.
Еще одним изменением стала автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. А совмещенную с КПП конструкцию он имел изначально. Также модификации техники на разных мощностях привели к тому, что появилось много оригинальных деталей. Это нарушило первичную унификацию модели, выпускаемой одновременно в Минске и Днепропетровске.
Новый МТЗ-7 и его вариации сборки
Конечно, несмотря на иной индекс, «семерка» не являлась абсолютно другой моделью, а лишь логичным продолжением истории МТЗ-5. Она также получила две основные модификации, соответствующие прошлой серии: МТЗ-7Л и МТЗ-7М. Они отличались полноприводной конструкцией.
Такой усиленный вариант понадобился для работы в сельскохозяйственных угодьях, имевших почву с повышенной влажностью. В таких регионах их использовали, в основном, для выполнения работ общего назначения. Применяли их и в междурядной обработке низкорослых пропашных культур в диапазоне ширины от 445 до 900 мм.
МТЗ-7 получил улучшенные характеристики. Фото: youtube.com
Обновленную модель задействовали и в транспортных работах на участках дорог с некачественным покрытием. Этому прекрасно способствовали примененные в конструкции «седьмой» модели дополнительные доработки в виде новых:
✅ раздаточной коробки
✅ передних колес
✅ модифицированной карданной передачи
✅ переднего ведущего моста
Его изготовили по принципу, применяемому в грузовых вездеходах, т. е. к управляемым передним колесам тяговое усилие поступало от раздаточной коробки. Для привода последней в КПП предусмотрели дополнительную шестерню. А теперь – самое время обратить внимание и на физические параметры трактора. Они у обеих моделей сохранялись почти идентичными (кроме высоты и веса):
✅ длина – 4,1 м
✅ ширина – 1,89 м
✅ высота – 2,43 (базовый) или 2,73 м (5М и 5Л)
Разбежность по весовой категории стала еще более ощутимой. У основной модели она составляла 2,87 т, облегченный МТЗ-5Л/М потянул на 2,75 тонны, а МТЗ-5С – на 2,785 тонны. «Седьмая» модель оказалась самой тяжелой среди всех – 3,1 т.
МТЗ-7 на профильной выставке. Фото: youtube.com
Первый год серийного производства (1959) различных модификаций МТЗ-7 принес 169 новых экземпляров. На следующий – добавилось еще 1277 штук, а общий тираж составил 2790 единиц. А вот базовая «пятерка» собиралась в гораздо больших объемах – ок. 139 тысяч тракторов всех вариаций. Днепропетровский «близнец» получился намного более успешным, за 15 лет достигнув серии в 644 тысячи новых машин.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...