
Универсальный пропашной трактор МТЗ-5/МТЗ-7
Одним из первых в СССР колесных тракторов, вышедших в массовое производство, стал МТЗ-2. Эта машина выпускалась во второй половине 50-х на Минском заводе. Видя высокую потребность советского хозяйства в технике подобного типа, параллельно ее производство освоили и на мощностях Южмаша.
МТЗ-2 относился к универсально-пропашной категории, а о его востребованности лучше всего судить по цифрам. Так, за четыре года с конвейера двух заводов сошло почти полторы сотни тысяч скромных сельских тружеников. Они использовались во всем цикле выращивания зерновых: предпосевной подготовке, посеве и уборке зрелых колосьев.
МТЗ-5Л: удивительно, но еще в строю. Фото: youtube.com
Могли их применять и для вспашки легких типов почв или различных вспомогательных транспортных работах. В общем, на селе оценили по достоинству колесную технику, имевшую некоторые преимущества над гусеничными тракторами. Это и обеспечило ей постоянный спрос.
Однако, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стали нарекания, полученные от конечных пользователей из колхозов, разбросанных по всей огромной советской стране. Первым минусом многие считали недостаточное для проведения некоторых специфических работ количество передач в КПП. Также сетовали на низкую скорость, не превышавшую 13 км/ч и высокий расход горючего.
В конструкции заводской новинки постарались учесть замечания и исправить слабые места. По крайней мере, передач у этой техники оказалось побольше. Очень скоро дали отмашку на выход МТЗ-5 в серийное производство на минских мощностях.
Работа в тандеме между Минском и Днепропетровском позволило прошлой модели иметь общий среднегодовой тираж в более чем 36 тысяч экземпляров. Решили пойти по проторенной дорожке, и всего два года спустя запустили производство двойника с аналогичной конструкцией – ЮМЗ-5.
МТЗ-5 получил очень много разнообразного прицепного оборудования. Фото: youtube.com
В то же время минские инженеры получили первые результаты от опытной эксплуатации своей новой машины. Естественно, они содержали ряд рекомендаций и предложений по доработке конструкции. Улучшенная версия появилась в 1958 году, уже под названием МТЗ-7. О ней мы расскажем ниже, а пока сосредоточимся на «пятерке» и ее спецмодификациях. Вначале обратим внимание на области применения трактора:
✅ пахота легких (и некоторых средних) почв
✅ полный цикл выращивания зерновых
✅ различные вспомогательные транспортные работы
Чтобы успешно их проводить, налажен выпуск дополнительного оборудования для МТЗ-5. В основном, имевшего навесной тип: вилочный погрузчик сена, стогометатель и универсальный копновоз. Параллельно шасси применялось для установки различных вариантов компактных гидравлических экскаваторов. В наличии имелись также и полунавесные сельскохозяйственные прицепы.
Для работы в разных скоростных режимах техника получила дополнительный ВОМ для привода используемых в паре с ней сельхозагрегатов. На МТЗ-5 применена гидросистема с масляным насосом (привод от ВОМ). Сначала на него устанавливался двигатель Д-40 со следующими особенностями:
✅ четырехцилиндровый
✅ дизельный
✅ имел масляный насос с редукционным клапаном
Позже его модифицировали, присвоив новый индекс – Д-48. Если первый также устанавливался и на гусеничные Т-38М, то обновленная версия стала более оборотистой, что позволило увеличить некоторые характеристики 638-килограммового привода – мощность выросла с 45 до 48 л. с при 1600 об/мин.
В течение первых двух лет выпускалась базовая модель, которая получила чуть более, чем 10-тысячный тираж. Позже пришло время сборки различных модификаций, имевших незначительные отличия в конструкции. Вот как это выглядело по годам и в цифрах:
✅ МТЗ-5К (1957/58, 14 769 штук) – с раздельно-агрегатной гидравлической системой
✅ МТЗ-5М (1958/60, 20 163 ед.) – с электростартером СТ-50
✅ МТЗ-5Л (1958/60, 41 118 экз.) – с пусковым двигателем ПД-10М
✅ МТЗ-5МС/ЛС (1959/61, 49 927 штук) – со съемной кабиной закрытого типа
Буква «С», добавленная в название самой массовой модификации, указывала на ее повышенные скоростные характеристики (мог выполнять различные работы на предельных 22 км/ч). На них также устанавливались более мощные 48-сильные дизели, а кабина легко трансформировалась в полуоткрытую или аналогичную другим модификациям. По требованию заказчика, 5МС/ЛС мог получить полугусеничный ход.
Более чем аскетичное рабочее место тракториста. Фото: youtube.com
Если в базовой компоновке КПП двигателя имело следующее распределение передних и задних передач – 5/1, то в следующих модификациях ее постарались доработать, включив также пониженные. Новые КПП уже работали по схеме 10/2.
Еще одним изменением стала автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. А совмещенную с КПП конструкцию он имел изначально. Также модификации техники на разных мощностях привели к тому, что появилось много оригинальных деталей. Это нарушило первичную унификацию модели, выпускаемой одновременно в Минске и Днепропетровске.
Конечно, несмотря на иной индекс, «семерка» не являлась абсолютно другой моделью, а лишь логичным продолжением истории МТЗ-5. Она также получила две основные модификации, соответствующие прошлой серии: МТЗ-7Л и МТЗ-7М. Они отличались полноприводной конструкцией.
Такой усиленный вариант понадобился для работы в сельскохозяйственных угодьях, имевших почву с повышенной влажностью. В таких регионах их использовали, в основном, для выполнения работ общего назначения. Применяли их и в междурядной обработке низкорослых пропашных культур в диапазоне ширины от 445 до 900 мм.
МТЗ-7 получил улучшенные характеристики. Фото: youtube.com
Обновленную модель задействовали и в транспортных работах на участках дорог с некачественным покрытием. Этому прекрасно способствовали примененные в конструкции «седьмой» модели дополнительные доработки в виде новых:
✅ раздаточной коробки
✅ передних колес
✅ модифицированной карданной передачи
✅ переднего ведущего моста
Его изготовили по принципу, применяемому в грузовых вездеходах, т. е. к управляемым передним колесам тяговое усилие поступало от раздаточной коробки. Для привода последней в КПП предусмотрели дополнительную шестерню. А теперь – самое время обратить внимание и на физические параметры трактора. Они у обеих моделей сохранялись почти идентичными (кроме высоты и веса):
✅ длина – 4,1 м
✅ ширина – 1,89 м
✅ высота – 2,43 (базовый) или 2,73 м (5М и 5Л)
Разбежность по весовой категории стала еще более ощутимой. У основной модели она составляла 2,87 т, облегченный МТЗ-5Л/М потянул на 2,75 тонны, а МТЗ-5С – на 2,785 тонны. «Седьмая» модель оказалась самой тяжелой среди всех – 3,1 т.
МТЗ-7 на профильной выставке. Фото: youtube.com
Первый год серийного производства (1959) различных модификаций МТЗ-7 принес 169 новых экземпляров. На следующий – добавилось еще 1277 штук, а общий тираж составил 2790 единиц. А вот базовая «пятерка» собиралась в гораздо больших объемах – ок. 139 тысяч тракторов всех вариаций. Днепропетровский «близнец» получился намного более успешным, за 15 лет достигнув серии в 644 тысячи новых машин.
МТЗ-2 относился к универсально-пропашной категории, а о его востребованности лучше всего судить по цифрам. Так, за четыре года с конвейера двух заводов сошло почти полторы сотни тысяч скромных сельских тружеников. Они использовались во всем цикле выращивания зерновых: предпосевной подготовке, посеве и уборке зрелых колосьев.

Могли их применять и для вспашки легких типов почв или различных вспомогательных транспортных работах. В общем, на селе оценили по достоинству колесную технику, имевшую некоторые преимущества над гусеничными тракторами. Это и обеспечило ей постоянный спрос.
Новинка, в которой учли замечания пользователей
Однако, не обошлось и без ложки дегтя. Ею стали нарекания, полученные от конечных пользователей из колхозов, разбросанных по всей огромной советской стране. Первым минусом многие считали недостаточное для проведения некоторых специфических работ количество передач в КПП. Также сетовали на низкую скорость, не превышавшую 13 км/ч и высокий расход горючего.
Все это требовало немедленного решения. Таковым стало представление в начале 1956 года опытного образца трактора МТЗ-5.
В конструкции заводской новинки постарались учесть замечания и исправить слабые места. По крайней мере, передач у этой техники оказалось побольше. Очень скоро дали отмашку на выход МТЗ-5 в серийное производство на минских мощностях.
Работа в тандеме между Минском и Днепропетровском позволило прошлой модели иметь общий среднегодовой тираж в более чем 36 тысяч экземпляров. Решили пойти по проторенной дорожке, и всего два года спустя запустили производство двойника с аналогичной конструкцией – ЮМЗ-5.

В то же время минские инженеры получили первые результаты от опытной эксплуатации своей новой машины. Естественно, они содержали ряд рекомендаций и предложений по доработке конструкции. Улучшенная версия появилась в 1958 году, уже под названием МТЗ-7. О ней мы расскажем ниже, а пока сосредоточимся на «пятерке» и ее спецмодификациях. Вначале обратим внимание на области применения трактора:
✅ пахота легких (и некоторых средних) почв
✅ полный цикл выращивания зерновых
✅ различные вспомогательные транспортные работы
Чтобы успешно их проводить, налажен выпуск дополнительного оборудования для МТЗ-5. В основном, имевшего навесной тип: вилочный погрузчик сена, стогометатель и универсальный копновоз. Параллельно шасси применялось для установки различных вариантов компактных гидравлических экскаваторов. В наличии имелись также и полунавесные сельскохозяйственные прицепы.
Для работы в разных скоростных режимах техника получила дополнительный ВОМ для привода используемых в паре с ней сельхозагрегатов. На МТЗ-5 применена гидросистема с масляным насосом (привод от ВОМ). Сначала на него устанавливался двигатель Д-40 со следующими особенностями:
✅ четырехцилиндровый
✅ дизельный
✅ имел масляный насос с редукционным клапаном
Позже его модифицировали, присвоив новый индекс – Д-48. Если первый также устанавливался и на гусеничные Т-38М, то обновленная версия стала более оборотистой, что позволило увеличить некоторые характеристики 638-килограммового привода – мощность выросла с 45 до 48 л. с при 1600 об/мин.
Различные модификации МТЗ-5
В течение первых двух лет выпускалась базовая модель, которая получила чуть более, чем 10-тысячный тираж. Позже пришло время сборки различных модификаций, имевших незначительные отличия в конструкции. Вот как это выглядело по годам и в цифрах:
✅ МТЗ-5К (1957/58, 14 769 штук) – с раздельно-агрегатной гидравлической системой
✅ МТЗ-5М (1958/60, 20 163 ед.) – с электростартером СТ-50
✅ МТЗ-5Л (1958/60, 41 118 экз.) – с пусковым двигателем ПД-10М
✅ МТЗ-5МС/ЛС (1959/61, 49 927 штук) – со съемной кабиной закрытого типа
Буква «С», добавленная в название самой массовой модификации, указывала на ее повышенные скоростные характеристики (мог выполнять различные работы на предельных 22 км/ч). На них также устанавливались более мощные 48-сильные дизели, а кабина легко трансформировалась в полуоткрытую или аналогичную другим модификациям. По требованию заказчика, 5МС/ЛС мог получить полугусеничный ход.

Если в базовой компоновке КПП двигателя имело следующее распределение передних и задних передач – 5/1, то в следующих модификациях ее постарались доработать, включив также пониженные. Новые КПП уже работали по схеме 10/2.
Еще одним изменением стала автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. А совмещенную с КПП конструкцию он имел изначально. Также модификации техники на разных мощностях привели к тому, что появилось много оригинальных деталей. Это нарушило первичную унификацию модели, выпускаемой одновременно в Минске и Днепропетровске.
Новый МТЗ-7 и его вариации сборки
Конечно, несмотря на иной индекс, «семерка» не являлась абсолютно другой моделью, а лишь логичным продолжением истории МТЗ-5. Она также получила две основные модификации, соответствующие прошлой серии: МТЗ-7Л и МТЗ-7М. Они отличались полноприводной конструкцией.
Такой усиленный вариант понадобился для работы в сельскохозяйственных угодьях, имевших почву с повышенной влажностью. В таких регионах их использовали, в основном, для выполнения работ общего назначения. Применяли их и в междурядной обработке низкорослых пропашных культур в диапазоне ширины от 445 до 900 мм.

Обновленную модель задействовали и в транспортных работах на участках дорог с некачественным покрытием. Этому прекрасно способствовали примененные в конструкции «седьмой» модели дополнительные доработки в виде новых:
✅ раздаточной коробки
✅ передних колес
✅ модифицированной карданной передачи
✅ переднего ведущего моста
Его изготовили по принципу, применяемому в грузовых вездеходах, т. е. к управляемым передним колесам тяговое усилие поступало от раздаточной коробки. Для привода последней в КПП предусмотрели дополнительную шестерню. А теперь – самое время обратить внимание и на физические параметры трактора. Они у обеих моделей сохранялись почти идентичными (кроме высоты и веса):
✅ длина – 4,1 м
✅ ширина – 1,89 м
✅ высота – 2,43 (базовый) или 2,73 м (5М и 5Л)
Разбежность по весовой категории стала еще более ощутимой. У основной модели она составляла 2,87 т, облегченный МТЗ-5Л/М потянул на 2,75 тонны, а МТЗ-5С – на 2,785 тонны. «Седьмая» модель оказалась самой тяжелой среди всех – 3,1 т.

Первый год серийного производства (1959) различных модификаций МТЗ-7 принес 169 новых экземпляров. На следующий – добавилось еще 1277 штук, а общий тираж составил 2790 единиц. А вот базовая «пятерка» собиралась в гораздо больших объемах – ок. 139 тысяч тракторов всех вариаций. Днепропетровский «близнец» получился намного более успешным, за 15 лет достигнув серии в 644 тысячи новых машин.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...

Советские грузовые автопоезда – забытые гиганты дорог, оставшиеся в истории
Автопоезд – это не просто «фура», которые можно увидеть на наших дорогах каждый день. Так называют грузовые машины с несколькими прицепами, как будто вагонами....

Пока «Ладога» задерживается, «вывозить» будет Ан-26
ТВРС-44 в каком-то смысле повторяет судьбу ЛМС-901 «Байкал». Ускорить производство не получается, поэтому будут «замедлять» вывод из эксплуатации самолетов...

В шаге от серийного производства – АВТОВАЗ завершил испытания «Искры»
Машину тестировали в различных условиях. Завершение всех этапов сертификации дают «зеленый свет» массовому выпуску, дату которого уже огласили....