
Служебная автомотриса АС3М из Людиново
Среди железнодорожного типа транспорта существует своя строгая классификация. Действует это правило и в отношении локомотивов, и том, что касается самоходного подвижного состава. И если первые могут иметь как грузовую, так и пассажирскую специализацию (а иногда – и смешанную), то вторые предназначены только для перевозки людей.
При этом существует одна особая каста, называемая мотрисами. Эти аппараты предназначались для перевозки ограниченного количества пассажиров и, чаще всего, выполняли служебные функции. По сути такое понятие как «поезд начальника дороги» обычно подразумевал специально оборудованную автомотрису.
АС3М на базе запаса. Фото: youtube.com
Да, последнее наименование обозначало самоходный вагон с дизельным приводом. Хотя, конечно, существовали и такие версии как электромотрисы, но они не получили столь широкого распространения. Ведь на них можно было передвигаться только там, где имелась контактная сеть.
По большому счету, конструкция любой мотрисы представляла собой моторный вагон электрички (или дизель-поезда), выполненный в виде автономной единицы. Многие модели этого спецтранспорта именно таким образом и появились, как на предприятиях-изготовителях, так и как переделки в специализированных мастерских.
Если в таких странах с небольшим пассажиропотоком, как Чехия или Польша автомотрисы могли активно использоваться как обычные пригодные поезда, то в советском хозяйстве подобных направлений было не много. Поэтому классическим применением самоходных вагонов стали:
✅ поездки высшего руководства дороги
✅ подвоз ремонтных или путейских бригад
✅ разовые спецрейсы
Принимая во внимание текущую спецификацию РЖД, отличием мотрисы от рельсового автобуса являются два момента. Во-первых, исключительно одновагонная конструкция, а во-вторых – только служебный характер применения.
Тамбур между салоном и кабиной и одноосная тележка. Фото: youtube.com
Это привело к тому, что уже в послевоенные годы выпускалась двухосная автомотриса АС1. До середины 50-х для служебного использования советскими железнодорожниками изготовлено 174 единицы. Собирали их в Калуге, а в качестве привода выступил двигатель от серийного «газона» 51-й модели.
Она на долгое время стала верным помощником ремонтных бригад на многих ж/д СССР. Позже происходила модификация модели и ее замена на более современную АЧ2, изготовленную чехословацкими специалистами. Но к началу 90-х созрела потребность в обновлении этого специфического служебного парка.
Эта автомотриса, как и упомянутые выше, относится к т. н. пассажирскому типу. И хотя в качестве «пассажиров» выступало руководство или работники дороги, таким образом машину можно отличать от другого типа спецмотрис. Имеется в виду профильная ж/д техника, на базе которой компонуются краны, вышки, ремонтное или другое специализированное оборудование.
Так появление АС3М позволило начать постепенную замену уже довольно изношенного парка спецтранспорта на многих дорогах страны. К примеру, Орловское и Курское отделения Московской дороги долгое время использовали для контрольных поездок своих руководителей модель АС1А.
В моторном отсеке АС3М. Фото: youtube.com
Понятное дело, что повидавший многое самоходный вагон во второй половине 90-х с удовольствием заменили на АС3М. Позже, после появления более успешной версии АС4, местное начальство остановило свой выбор уже на этой новинке.
На Плехановской дистанции пути АС3М выбрали для доставки работников ремонтных бригад на отдаленном участке в направлении Белева. В это же время обновление своего внутреннего парка произвели и «туляки». Для местных нужд приобретено сразу две единицы служебных автомотрис третьего типа. Вот некоторые из особенностей ее конструкции:
✅ двухкабинная (по торцам)
✅ пассажирский салон, отделенный тамбурами
✅ 27 сидячих мест
✅ приспособлена для высадки на низкие платформы
Со временем техника не только «отметилась» на многих российских участках (к уже перечисленным стоит добавить Горький, Калининград, Красноярск и Западную Сибирь), но и получила экспортную историю в ближнее зарубежье. Ее пунктами приписки стали Казахстан и Одесская железная дорога. Учитывая тот момент, что мы фактически имеем дело с отдельным моторным вагоном, то параметры АС3М составили:
✅ длина – 14,53 м
✅ ширина – 3,25 м
✅ высота – 4,65 м
✅ служебная масса – ок. 40 т
То, что в названии модели присутствует буква «М» указывает на то, что она является модернизированной версией. Насколько это удалось людиновцам, однозначно судить непросто. С одной стороны, довольно надежная конструкция и неплохой силовой агрегат. А с другой – двухосное исполнение, что приводило к некомфортному киданию на поворотах даже при небольшой скорости движения.
Понятное дело, что обычные работяги, передвигающиеся к своему месту деятельности могли и потерпеть. Да и скорость здесь особая не требовалась (как говорится, «мы в дороге, а время смены – тикает»). А вот для использования ответственными товарищами такой транспорт уж точно не подходил, о чем ясно свидетельствовало и классическое обустройство пассажирского салона.
Пульт управления АС3М. Фото: youtube.com
Тем не менее имелись случаи применения АС3М и в обычном пригородном движении, на отдаленных участках с очень низким пассажиропотоком. Даже могли прицепить вагончик, превратив ее в подобие рельсового автобуса. И все это, несмотря на постоянно тикающий аналоговый скоростемер, чадящий двигатель ЯМЗ и слишком мудреный щиток управления. Кстати, вот и другие показатели автомотрисы:
✅ ширина колеи – классическая (1520 мм)
✅ мощность двигателя ЯМЗ-240Д – 320 л. с
✅ расход топлива – 50 л/100 км
В конструкции самоходного вагончика применили гидравлическую передачу, которая располагалась в подпольном пространстве. Кстати, сам пульт управления (в отличие от всего щита) изготовили с понятным функционалом и простотой в использовании. Он даже получил интересный дизайн, что удивительно, если принять во внимание назначение транспорта и мелкосерийное производство.
Если вернуться к оформлению салона АС3М, то стоит добавить, что внутри его хватило места для столиков и небольших тумбочек. Они использовались для хранение мелких инструментов или проведения обеденного перерыва сотрудниками ремонтных бригад. Особым элементом, относящим нас к эпохе электричек серии «ЭР», можно считать аналогичные последним потолочные светильники в пассажирском салоне автомотрисы.
В целом, несмотря на некоторые моменты и сложность в управлении, в течении 1993/94 годов на Людиновском заводе изготовили 39 единиц АС3М. Ее продолжали активно эксплуатировать, а конструкторский коллектив предприятия работал над замечаниями конечных пользователей.
Передний дизайн напоминает ТЭ116 и некоторые электрички. Фото: youtube.com
Их практическим воплощением стало появление во второй половине 90-х следующей модели – АС4. Эта автомотриса была уже четырехосной, сохранив почти все остальные показатели своего предшественника. Получив несколько модификаций, новая машина превысила полусотенный тираж. А память о АС3М увековечили, отправив один экземпляр транспорта в Музей строительства и развития Норильской железной дороги (2014 год).
При этом существует одна особая каста, называемая мотрисами. Эти аппараты предназначались для перевозки ограниченного количества пассажиров и, чаще всего, выполняли служебные функции. По сути такое понятие как «поезд начальника дороги» обычно подразумевал специально оборудованную автомотрису.

Да, последнее наименование обозначало самоходный вагон с дизельным приводом. Хотя, конечно, существовали и такие версии как электромотрисы, но они не получили столь широкого распространения. Ведь на них можно было передвигаться только там, где имелась контактная сеть.
В чем состоит принцип автомотрисы
По большому счету, конструкция любой мотрисы представляла собой моторный вагон электрички (или дизель-поезда), выполненный в виде автономной единицы. Многие модели этого спецтранспорта именно таким образом и появились, как на предприятиях-изготовителях, так и как переделки в специализированных мастерских.
Если в таких странах с небольшим пассажиропотоком, как Чехия или Польша автомотрисы могли активно использоваться как обычные пригодные поезда, то в советском хозяйстве подобных направлений было не много. Поэтому классическим применением самоходных вагонов стали:
✅ поездки высшего руководства дороги
✅ подвоз ремонтных или путейских бригад
✅ разовые спецрейсы
Принимая во внимание текущую спецификацию РЖД, отличием мотрисы от рельсового автобуса являются два момента. Во-первых, исключительно одновагонная конструкция, а во-вторых – только служебный характер применения.

Это привело к тому, что уже в послевоенные годы выпускалась двухосная автомотриса АС1. До середины 50-х для служебного использования советскими железнодорожниками изготовлено 174 единицы. Собирали их в Калуге, а в качестве привода выступил двигатель от серийного «газона» 51-й модели.
Она на долгое время стала верным помощником ремонтных бригад на многих ж/д СССР. Позже происходила модификация модели и ее замена на более современную АЧ2, изготовленную чехословацкими специалистами. Но к началу 90-х созрела потребность в обновлении этого специфического служебного парка.
За дело принялись инженеры Людиновского тепловозостроительного завода. Несмотря на то, что времена были очень сложные (в том числе, и в финансовом отношении), к 1993 году силами предприятия представлена первая АС3М.
Эта автомотриса, как и упомянутые выше, относится к т. н. пассажирскому типу. И хотя в качестве «пассажиров» выступало руководство или работники дороги, таким образом машину можно отличать от другого типа спецмотрис. Имеется в виду профильная ж/д техника, на базе которой компонуются краны, вышки, ремонтное или другое специализированное оборудование.
Так появление АС3М позволило начать постепенную замену уже довольно изношенного парка спецтранспорта на многих дорогах страны. К примеру, Орловское и Курское отделения Московской дороги долгое время использовали для контрольных поездок своих руководителей модель АС1А.

Понятное дело, что повидавший многое самоходный вагон во второй половине 90-х с удовольствием заменили на АС3М. Позже, после появления более успешной версии АС4, местное начальство остановило свой выбор уже на этой новинке.
На Плехановской дистанции пути АС3М выбрали для доставки работников ремонтных бригад на отдаленном участке в направлении Белева. В это же время обновление своего внутреннего парка произвели и «туляки». Для местных нужд приобретено сразу две единицы служебных автомотрис третьего типа. Вот некоторые из особенностей ее конструкции:
✅ двухкабинная (по торцам)
✅ пассажирский салон, отделенный тамбурами
✅ 27 сидячих мест
✅ приспособлена для высадки на низкие платформы
Со временем техника не только «отметилась» на многих российских участках (к уже перечисленным стоит добавить Горький, Калининград, Красноярск и Западную Сибирь), но и получила экспортную историю в ближнее зарубежье. Ее пунктами приписки стали Казахстан и Одесская железная дорога. Учитывая тот момент, что мы фактически имеем дело с отдельным моторным вагоном, то параметры АС3М составили:
✅ длина – 14,53 м
✅ ширина – 3,25 м
✅ высота – 4,65 м
✅ служебная масса – ок. 40 т
То, что в названии модели присутствует буква «М» указывает на то, что она является модернизированной версией. Насколько это удалось людиновцам, однозначно судить непросто. С одной стороны, довольно надежная конструкция и неплохой силовой агрегат. А с другой – двухосное исполнение, что приводило к некомфортному киданию на поворотах даже при небольшой скорости движения.
Понятное дело, что обычные работяги, передвигающиеся к своему месту деятельности могли и потерпеть. Да и скорость здесь особая не требовалась (как говорится, «мы в дороге, а время смены – тикает»). А вот для использования ответственными товарищами такой транспорт уж точно не подходил, о чем ясно свидетельствовало и классическое обустройство пассажирского салона.

Тем не менее имелись случаи применения АС3М и в обычном пригородном движении, на отдаленных участках с очень низким пассажиропотоком. Даже могли прицепить вагончик, превратив ее в подобие рельсового автобуса. И все это, несмотря на постоянно тикающий аналоговый скоростемер, чадящий двигатель ЯМЗ и слишком мудреный щиток управления. Кстати, вот и другие показатели автомотрисы:
✅ ширина колеи – классическая (1520 мм)
✅ мощность двигателя ЯМЗ-240Д – 320 л. с
✅ расход топлива – 50 л/100 км
В конструкции самоходного вагончика применили гидравлическую передачу, которая располагалась в подпольном пространстве. Кстати, сам пульт управления (в отличие от всего щита) изготовили с понятным функционалом и простотой в использовании. Он даже получил интересный дизайн, что удивительно, если принять во внимание назначение транспорта и мелкосерийное производство.
Если вернуться к оформлению салона АС3М, то стоит добавить, что внутри его хватило места для столиков и небольших тумбочек. Они использовались для хранение мелких инструментов или проведения обеденного перерыва сотрудниками ремонтных бригад. Особым элементом, относящим нас к эпохе электричек серии «ЭР», можно считать аналогичные последним потолочные светильники в пассажирском салоне автомотрисы.
В целом, несмотря на некоторые моменты и сложность в управлении, в течении 1993/94 годов на Людиновском заводе изготовили 39 единиц АС3М. Ее продолжали активно эксплуатировать, а конструкторский коллектив предприятия работал над замечаниями конечных пользователей.

Их практическим воплощением стало появление во второй половине 90-х следующей модели – АС4. Эта автомотриса была уже четырехосной, сохранив почти все остальные показатели своего предшественника. Получив несколько модификаций, новая машина превысила полусотенный тираж. А память о АС3М увековечили, отправив один экземпляр транспорта в Музей строительства и развития Норильской железной дороги (2014 год).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....