Служебная автомотриса АС3М из Людиново
Среди железнодорожного типа транспорта существует своя строгая классификация. Действует это правило и в отношении локомотивов, и том, что касается самоходного подвижного состава. И если первые могут иметь как грузовую, так и пассажирскую специализацию (а иногда – и смешанную), то вторые предназначены только для перевозки людей.
При этом существует одна особая каста, называемая мотрисами. Эти аппараты предназначались для перевозки ограниченного количества пассажиров и, чаще всего, выполняли служебные функции. По сути такое понятие как «поезд начальника дороги» обычно подразумевал специально оборудованную автомотрису.
Да, последнее наименование обозначало самоходный вагон с дизельным приводом. Хотя, конечно, существовали и такие версии как электромотрисы, но они не получили столь широкого распространения. Ведь на них можно было передвигаться только там, где имелась контактная сеть.
По большому счету, конструкция любой мотрисы представляла собой моторный вагон электрички (или дизель-поезда), выполненный в виде автономной единицы. Многие модели этого спецтранспорта именно таким образом и появились, как на предприятиях-изготовителях, так и как переделки в специализированных мастерских.
Если в таких странах с небольшим пассажиропотоком, как Чехия или Польша автомотрисы могли активно использоваться как обычные пригодные поезда, то в советском хозяйстве подобных направлений было не много. Поэтому классическим применением самоходных вагонов стали:
✅ поездки высшего руководства дороги
✅ подвоз ремонтных или путейских бригад
✅ разовые спецрейсы
Принимая во внимание текущую спецификацию РЖД, отличием мотрисы от рельсового автобуса являются два момента. Во-первых, исключительно одновагонная конструкция, а во-вторых – только служебный характер применения.
Это привело к тому, что уже в послевоенные годы выпускалась двухосная автомотриса АС1. До середины 50-х для служебного использования советскими железнодорожниками изготовлено 174 единицы. Собирали их в Калуге, а в качестве привода выступил двигатель от серийного «газона» 51-й модели.
Она на долгое время стала верным помощником ремонтных бригад на многих ж/д СССР. Позже происходила модификация модели и ее замена на более современную АЧ2, изготовленную чехословацкими специалистами. Но к началу 90-х созрела потребность в обновлении этого специфического служебного парка.
Эта автомотриса, как и упомянутые выше, относится к т. н. пассажирскому типу. И хотя в качестве «пассажиров» выступало руководство или работники дороги, таким образом машину можно отличать от другого типа спецмотрис. Имеется в виду профильная ж/д техника, на базе которой компонуются краны, вышки, ремонтное или другое специализированное оборудование.
Так появление АС3М позволило начать постепенную замену уже довольно изношенного парка спецтранспорта на многих дорогах страны. К примеру, Орловское и Курское отделения Московской дороги долгое время использовали для контрольных поездок своих руководителей модель АС1А.
Понятное дело, что повидавший многое самоходный вагон во второй половине 90-х с удовольствием заменили на АС3М. Позже, после появления более успешной версии АС4, местное начальство остановило свой выбор уже на этой новинке.
На Плехановской дистанции пути АС3М выбрали для доставки работников ремонтных бригад на отдаленном участке в направлении Белева. В это же время обновление своего внутреннего парка произвели и «туляки». Для местных нужд приобретено сразу две единицы служебных автомотрис третьего типа. Вот некоторые из особенностей ее конструкции:
✅ двухкабинная (по торцам)
✅ пассажирский салон, отделенный тамбурами
✅ 27 сидячих мест
✅ приспособлена для высадки на низкие платформы
Со временем техника не только «отметилась» на многих российских участках (к уже перечисленным стоит добавить Горький, Калининград, Красноярск и Западную Сибирь), но и получила экспортную историю в ближнее зарубежье. Ее пунктами приписки стали Казахстан и Одесская железная дорога. Учитывая тот момент, что мы фактически имеем дело с отдельным моторным вагоном, то параметры АС3М составили:
✅ длина – 14,53 м
✅ ширина – 3,25 м
✅ высота – 4,65 м
✅ служебная масса – ок. 40 т
То, что в названии модели присутствует буква «М» указывает на то, что она является модернизированной версией. Насколько это удалось людиновцам, однозначно судить непросто. С одной стороны, довольно надежная конструкция и неплохой силовой агрегат. А с другой – двухосное исполнение, что приводило к некомфортному киданию на поворотах даже при небольшой скорости движения.
Понятное дело, что обычные работяги, передвигающиеся к своему месту деятельности могли и потерпеть. Да и скорость здесь особая не требовалась (как говорится, «мы в дороге, а время смены – тикает»). А вот для использования ответственными товарищами такой транспорт уж точно не подходил, о чем ясно свидетельствовало и классическое обустройство пассажирского салона.
Тем не менее имелись случаи применения АС3М и в обычном пригородном движении, на отдаленных участках с очень низким пассажиропотоком. Даже могли прицепить вагончик, превратив ее в подобие рельсового автобуса. И все это, несмотря на постоянно тикающий аналоговый скоростемер, чадящий двигатель ЯМЗ и слишком мудреный щиток управления. Кстати, вот и другие показатели автомотрисы:
✅ ширина колеи – классическая (1520 мм)
✅ мощность двигателя ЯМЗ-240Д – 320 л. с
✅ расход топлива – 50 л/100 км
В конструкции самоходного вагончика применили гидравлическую передачу, которая располагалась в подпольном пространстве. Кстати, сам пульт управления (в отличие от всего щита) изготовили с понятным функционалом и простотой в использовании. Он даже получил интересный дизайн, что удивительно, если принять во внимание назначение транспорта и мелкосерийное производство.
Если вернуться к оформлению салона АС3М, то стоит добавить, что внутри его хватило места для столиков и небольших тумбочек. Они использовались для хранение мелких инструментов или проведения обеденного перерыва сотрудниками ремонтных бригад. Особым элементом, относящим нас к эпохе электричек серии «ЭР», можно считать аналогичные последним потолочные светильники в пассажирском салоне автомотрисы.
В целом, несмотря на некоторые моменты и сложность в управлении, в течении 1993/94 годов на Людиновском заводе изготовили 39 единиц АС3М. Ее продолжали активно эксплуатировать, а конструкторский коллектив предприятия работал над замечаниями конечных пользователей.
Их практическим воплощением стало появление во второй половине 90-х следующей модели – АС4. Эта автомотриса была уже четырехосной, сохранив почти все остальные показатели своего предшественника. Получив несколько модификаций, новая машина превысила полусотенный тираж. А память о АС3М увековечили, отправив один экземпляр транспорта в Музей строительства и развития Норильской железной дороги (2014 год).
При этом существует одна особая каста, называемая мотрисами. Эти аппараты предназначались для перевозки ограниченного количества пассажиров и, чаще всего, выполняли служебные функции. По сути такое понятие как «поезд начальника дороги» обычно подразумевал специально оборудованную автомотрису.
АС3М на базе запаса. Фото: youtube.com
Да, последнее наименование обозначало самоходный вагон с дизельным приводом. Хотя, конечно, существовали и такие версии как электромотрисы, но они не получили столь широкого распространения. Ведь на них можно было передвигаться только там, где имелась контактная сеть.
В чем состоит принцип автомотрисы
По большому счету, конструкция любой мотрисы представляла собой моторный вагон электрички (или дизель-поезда), выполненный в виде автономной единицы. Многие модели этого спецтранспорта именно таким образом и появились, как на предприятиях-изготовителях, так и как переделки в специализированных мастерских.
Если в таких странах с небольшим пассажиропотоком, как Чехия или Польша автомотрисы могли активно использоваться как обычные пригодные поезда, то в советском хозяйстве подобных направлений было не много. Поэтому классическим применением самоходных вагонов стали:
✅ поездки высшего руководства дороги
✅ подвоз ремонтных или путейских бригад
✅ разовые спецрейсы
Принимая во внимание текущую спецификацию РЖД, отличием мотрисы от рельсового автобуса являются два момента. Во-первых, исключительно одновагонная конструкция, а во-вторых – только служебный характер применения.
Тамбур между салоном и кабиной и одноосная тележка. Фото: youtube.com
Это привело к тому, что уже в послевоенные годы выпускалась двухосная автомотриса АС1. До середины 50-х для служебного использования советскими железнодорожниками изготовлено 174 единицы. Собирали их в Калуге, а в качестве привода выступил двигатель от серийного «газона» 51-й модели.
Она на долгое время стала верным помощником ремонтных бригад на многих ж/д СССР. Позже происходила модификация модели и ее замена на более современную АЧ2, изготовленную чехословацкими специалистами. Но к началу 90-х созрела потребность в обновлении этого специфического служебного парка.
За дело принялись инженеры Людиновского тепловозостроительного завода. Несмотря на то, что времена были очень сложные (в том числе, и в финансовом отношении), к 1993 году силами предприятия представлена первая АС3М.
Эта автомотриса, как и упомянутые выше, относится к т. н. пассажирскому типу. И хотя в качестве «пассажиров» выступало руководство или работники дороги, таким образом машину можно отличать от другого типа спецмотрис. Имеется в виду профильная ж/д техника, на базе которой компонуются краны, вышки, ремонтное или другое специализированное оборудование.
Так появление АС3М позволило начать постепенную замену уже довольно изношенного парка спецтранспорта на многих дорогах страны. К примеру, Орловское и Курское отделения Московской дороги долгое время использовали для контрольных поездок своих руководителей модель АС1А.
В моторном отсеке АС3М. Фото: youtube.com
Понятное дело, что повидавший многое самоходный вагон во второй половине 90-х с удовольствием заменили на АС3М. Позже, после появления более успешной версии АС4, местное начальство остановило свой выбор уже на этой новинке.
На Плехановской дистанции пути АС3М выбрали для доставки работников ремонтных бригад на отдаленном участке в направлении Белева. В это же время обновление своего внутреннего парка произвели и «туляки». Для местных нужд приобретено сразу две единицы служебных автомотрис третьего типа. Вот некоторые из особенностей ее конструкции:
✅ двухкабинная (по торцам)
✅ пассажирский салон, отделенный тамбурами
✅ 27 сидячих мест
✅ приспособлена для высадки на низкие платформы
Со временем техника не только «отметилась» на многих российских участках (к уже перечисленным стоит добавить Горький, Калининград, Красноярск и Западную Сибирь), но и получила экспортную историю в ближнее зарубежье. Ее пунктами приписки стали Казахстан и Одесская железная дорога. Учитывая тот момент, что мы фактически имеем дело с отдельным моторным вагоном, то параметры АС3М составили:
✅ длина – 14,53 м
✅ ширина – 3,25 м
✅ высота – 4,65 м
✅ служебная масса – ок. 40 т
То, что в названии модели присутствует буква «М» указывает на то, что она является модернизированной версией. Насколько это удалось людиновцам, однозначно судить непросто. С одной стороны, довольно надежная конструкция и неплохой силовой агрегат. А с другой – двухосное исполнение, что приводило к некомфортному киданию на поворотах даже при небольшой скорости движения.
Понятное дело, что обычные работяги, передвигающиеся к своему месту деятельности могли и потерпеть. Да и скорость здесь особая не требовалась (как говорится, «мы в дороге, а время смены – тикает»). А вот для использования ответственными товарищами такой транспорт уж точно не подходил, о чем ясно свидетельствовало и классическое обустройство пассажирского салона.
Пульт управления АС3М. Фото: youtube.com
Тем не менее имелись случаи применения АС3М и в обычном пригородном движении, на отдаленных участках с очень низким пассажиропотоком. Даже могли прицепить вагончик, превратив ее в подобие рельсового автобуса. И все это, несмотря на постоянно тикающий аналоговый скоростемер, чадящий двигатель ЯМЗ и слишком мудреный щиток управления. Кстати, вот и другие показатели автомотрисы:
✅ ширина колеи – классическая (1520 мм)
✅ мощность двигателя ЯМЗ-240Д – 320 л. с
✅ расход топлива – 50 л/100 км
В конструкции самоходного вагончика применили гидравлическую передачу, которая располагалась в подпольном пространстве. Кстати, сам пульт управления (в отличие от всего щита) изготовили с понятным функционалом и простотой в использовании. Он даже получил интересный дизайн, что удивительно, если принять во внимание назначение транспорта и мелкосерийное производство.
Если вернуться к оформлению салона АС3М, то стоит добавить, что внутри его хватило места для столиков и небольших тумбочек. Они использовались для хранение мелких инструментов или проведения обеденного перерыва сотрудниками ремонтных бригад. Особым элементом, относящим нас к эпохе электричек серии «ЭР», можно считать аналогичные последним потолочные светильники в пассажирском салоне автомотрисы.
В целом, несмотря на некоторые моменты и сложность в управлении, в течении 1993/94 годов на Людиновском заводе изготовили 39 единиц АС3М. Ее продолжали активно эксплуатировать, а конструкторский коллектив предприятия работал над замечаниями конечных пользователей.
Передний дизайн напоминает ТЭ116 и некоторые электрички. Фото: youtube.com
Их практическим воплощением стало появление во второй половине 90-х следующей модели – АС4. Эта автомотриса была уже четырехосной, сохранив почти все остальные показатели своего предшественника. Получив несколько модификаций, новая машина превысила полусотенный тираж. А память о АС3М увековечили, отправив один экземпляр транспорта в Музей строительства и развития Норильской железной дороги (2014 год).
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....