
Снегоходы Буран – изучаем модельный ряд
В контексте мототехники «Буран» представляет собой серию сперва советских, а ныне российских универсальных двухгусеничных снегоходов. Большая часть моделей уже канула в лету и была снята с производства по тем или иным причинам, но актуальные варианты в количестве трех штук все еще выпускаются и пользуются востребованностью, в частности, у любителей зимней рыбалки.
В глобальном плане конструкция Буранов остается практически неизменной на протяжении более 45 лет. Как говорится, зачем что-то менять, если все отлично работает? Похоже, что разработчики руководствуются именно этим принципом. Тем не менее, снегоходы постепенно адаптировались под современные требования безопасности и комфорта, и этот процесс продолжается до сих пор.
Независимо от модели снегоходы Буран имеют ряд общих конструктивных решений. Например, в качестве основы для транспорта используется одна поворотно-опорная лыжа и две гусеницы. Такая компоновка позволяет добиться большей площади опорной поверхности при небольшой длине самой техники. Благодаря этому снегоходы легко преодолевают овраги, чащу и мелкий подлесок.
Широкие гусеницы отвечают за устойчивость. Фото: youtube.com
Спереди за амортизацию отвечает рессора, сзади – независимая пружинная подвеска. Обе детали имеют фиксированный ход в размере 50 мм. С такой амплитудой о быстрой езде по серьезным неровностям можно не задумываться – сразу почувствуете кочки и руками, и остальным телом. Вот для буксировки короткий ход, наоборот, подходит хорошо, так как не позволит прицепу болтаться.
Длина обеих гусениц в зависимости от модели снегохода варьируется от 2788 до 3655 мм, а вот ширина у них всегда одинаковая – 380 мм. Умножаем на два и получаем 760 мм, куда суммируем расстояние между траками. Размер грунтозацепа тоже один на весь модельный ряд – 17,5 мм.
В небольшом моторном отсеке Буранов в зависимости от модификации встречается инжекторный либо карбюраторный 2-цилиндровый двигатель на бензине, оснащенный воздушной системой охлаждения. Мощность силовых агрегатов укладывается в диапазон от 27 до 34 л. с., что также определяется моделью. Объем топливного бака у всех модификаций одинаковый – 28 литров.
У двигателя есть мощная система охлаждения. Фото: youtube.com
Двигатели, которыми комплектуется мототехника с многолетней историей, отличаются небольшой степенью сжатия. Это позволяет изредка заправлять снегоход не самым качественным бензином типа А-76 и АИ-80, а в особо тяжелых случаях «скармливать» движку даже газолин, он же газовый конденсат. На моделях с электростартером заправка таким топливом вообще не доставляет никаких проблем.
Плавная и предсказуемая управляемость – неоспоримое преимущество снегоходов Буран. Это и неудивительно, ведь мощность мотора не очень высокая, резко дать газу и потерять управление здесь не получится чисто физически. Простая компоновка платформы из одной лыжи и двух гусениц тоже не доставляет проблем при маневрировании. Конечно, крутой вираж ни на одной из моделей не заложишь, но оно и не нужно, особенно, если сзади буксируется прицеп весом в пару центнеров.
Трансмиссия российских Буранов представлена вариатором «Альпина» со смещенным в сторону низких оборотов крутящим моментом. За счет этого техника может тянуть сани массой до 250 кг. В отличие от конкурентов, здесь нет парковочной передачи, а у бюджетных модификаций еще и нет деления на повышенную или пониженную ступень. Они имеют только одну передачу – «вперед».
Приборная панель даже у Буран Лидер весьма скромная. Фото: youtube.com
Давайте перейдем от общего к частному и рассмотрим три все еще актуальные модели Буранов, которые можно купить в новом состоянии. Чем они различаются и за какие деньги их можно взять?
Самая доступная из ныне выпускаемых моделей, которая быстро заслужила доверие среди тысяч российских рыболовов и просто любителей преодолевать непроходимые снега. Новый экземпляр стоит в районе 297 тыс. рублей. За эти деньги получаем короткобазную мототехнику, на которой можно с комфортом разместиться самому или даже посадить пассажира, если чуть подвинуться.
Итак, с минимальными вложениями мы получаем «рабочую лошадку» с ручной системой запуска, бесконтактным зажиганием, без багажника и электрического стартера. Есть фаркоп, спинка для пассажира и ветрозащитное стекло, поэтому хотя бы о минимальном комфорте говорить можно. Из ярких преимуществ модели кроме низкой цены стоит отметить неприхотливость и надежность.
От более доступной модификации «А» данная версия отличается экономичным двигателем бренда Kohler и предоставляет пользователю более высокий уровень комфорта. Сильно уменьшился шум и вибрации во время движения за счет переноса крепления глушителя на раму и модификации самого патрубка выхлопной системы. В остальном это все тот же Буран А с такими же параметрами.
У версии 4Т есть модификация с литерой «Д», что означает «длинный». Нетрудно догадаться, что в таком исполнении снегоход имеет максимально допустимую длину, а именно упомянутые ранее 3655 мм. Что расстраивает, так это отсутствие багажника в базовой комплектации, как и у версии А. В случае с модификацией 4ТД этот минус компенсируется возможностью буксировки 500 кг груза.
Самое интересное то, что Буран 4Т и 4ТД стоят дороже, чем топовая версия, которую мы рассмотрим далее. За стандартную модификацию придется заплатить порядка 375 тыс. рублей, а за удлиненную уже 397 тыс. рублей. Несмотря на это, снегоходы остаются самыми доступными в своем классе.
Наконец, добрались до топовой модели – Лидер является новейшей модификацией, появившейся в продаже в недалеком 2017 году. По сравнению с предшественниками есть целый ряд изменений:
Большой плюс модели – двухуровневое сиденье с мягкой высокой спинкой. За счет этого даже на стандартной модификации двум пассажирам будет комфортно, что уж говорить об удлиненной.
Буран Лидер имеет на борту ряд полезных опций. В их числе электростартер, электрическая система запуска и бесконтактное зажигание. Также здесь реализован вместительный багажник и фаркоп.
Примечательно, что стоимость топовой модели не сильно отличается от своих более бюджетных «коллег». В среднем стоимость составляет порядка 317 тыс. рублей за стандартную версию АЕ и 338 тыс. рублей за удлиненную модификацию АДЕ. Это всего на 20-40 тыс. дороже, чем тот же Буран А.
Купить снегоход Буран можно не только в новом, но и в поддержанном состоянии, причем зачастую встречается неплохая скидка. Старые ревизии, которые уже несколько лет не сходят с конвейеров, можно найти за 80-120 тыс. рублей, что практически в три раза дешевле новых актуальных моделей.
Пусть и не самый стильный, но практичный дизайн. Фото: youtube.com
Экземпляры топовой модели Лидер встречаются на вторичке за 290-310 тыс. рублей за технику 2021 года выпуска. Много и новых предложений без пробега, но прайс у них достигает 380 тыс. рублей.
Независимо от модели снегоходы Буран одинаково хорошо подходят отнюдь не только для зимней рыбалки. На них можно отправиться на охоту, в туристическую прогулку, или использовать технику во благо хозяйственных работ. Конечно, есть куда более интересные альтернативы в плане как дизайна, так и внешнего вида, но все они плохи высокой ценой. Буран же – решение бюджетное.
Особенности Буранов
В глобальном плане конструкция Буранов остается практически неизменной на протяжении более 45 лет. Как говорится, зачем что-то менять, если все отлично работает? Похоже, что разработчики руководствуются именно этим принципом. Тем не менее, снегоходы постепенно адаптировались под современные требования безопасности и комфорта, и этот процесс продолжается до сих пор.
Ходовая часть
Независимо от модели снегоходы Буран имеют ряд общих конструктивных решений. Например, в качестве основы для транспорта используется одна поворотно-опорная лыжа и две гусеницы. Такая компоновка позволяет добиться большей площади опорной поверхности при небольшой длине самой техники. Благодаря этому снегоходы легко преодолевают овраги, чащу и мелкий подлесок.

Спереди за амортизацию отвечает рессора, сзади – независимая пружинная подвеска. Обе детали имеют фиксированный ход в размере 50 мм. С такой амплитудой о быстрой езде по серьезным неровностям можно не задумываться – сразу почувствуете кочки и руками, и остальным телом. Вот для буксировки короткий ход, наоборот, подходит хорошо, так как не позволит прицепу болтаться.
Длина обеих гусениц в зависимости от модели снегохода варьируется от 2788 до 3655 мм, а вот ширина у них всегда одинаковая – 380 мм. Умножаем на два и получаем 760 мм, куда суммируем расстояние между траками. Размер грунтозацепа тоже один на весь модельный ряд – 17,5 мм.
Силовая установка
В небольшом моторном отсеке Буранов в зависимости от модификации встречается инжекторный либо карбюраторный 2-цилиндровый двигатель на бензине, оснащенный воздушной системой охлаждения. Мощность силовых агрегатов укладывается в диапазон от 27 до 34 л. с., что также определяется моделью. Объем топливного бака у всех модификаций одинаковый – 28 литров.

Двигатели, которыми комплектуется мототехника с многолетней историей, отличаются небольшой степенью сжатия. Это позволяет изредка заправлять снегоход не самым качественным бензином типа А-76 и АИ-80, а в особо тяжелых случаях «скармливать» движку даже газолин, он же газовый конденсат. На моделях с электростартером заправка таким топливом вообще не доставляет никаких проблем.
Управляемость
Плавная и предсказуемая управляемость – неоспоримое преимущество снегоходов Буран. Это и неудивительно, ведь мощность мотора не очень высокая, резко дать газу и потерять управление здесь не получится чисто физически. Простая компоновка платформы из одной лыжи и двух гусениц тоже не доставляет проблем при маневрировании. Конечно, крутой вираж ни на одной из моделей не заложишь, но оно и не нужно, особенно, если сзади буксируется прицеп весом в пару центнеров.
Трансмиссия
Трансмиссия российских Буранов представлена вариатором «Альпина» со смещенным в сторону низких оборотов крутящим моментом. За счет этого техника может тянуть сани массой до 250 кг. В отличие от конкурентов, здесь нет парковочной передачи, а у бюджетных модификаций еще и нет деления на повышенную или пониженную ступень. Они имеют только одну передачу – «вперед».

Давайте перейдем от общего к частному и рассмотрим три все еще актуальные модели Буранов, которые можно купить в новом состоянии. Чем они различаются и за какие деньги их можно взять?
Буран А
Самая доступная из ныне выпускаемых моделей, которая быстро заслужила доверие среди тысяч российских рыболовов и просто любителей преодолевать непроходимые снега. Новый экземпляр стоит в районе 297 тыс. рублей. За эти деньги получаем короткобазную мототехнику, на которой можно с комфортом разместиться самому или даже посадить пассажира, если чуть подвинуться.
Итак, с минимальными вложениями мы получаем «рабочую лошадку» с ручной системой запуска, бесконтактным зажиганием, без багажника и электрического стартера. Есть фаркоп, спинка для пассажира и ветрозащитное стекло, поэтому хотя бы о минимальном комфорте говорить можно. Из ярких преимуществ модели кроме низкой цены стоит отметить неприхотливость и надежность.
Буран 4Т
От более доступной модификации «А» данная версия отличается экономичным двигателем бренда Kohler и предоставляет пользователю более высокий уровень комфорта. Сильно уменьшился шум и вибрации во время движения за счет переноса крепления глушителя на раму и модификации самого патрубка выхлопной системы. В остальном это все тот же Буран А с такими же параметрами.
У версии 4Т есть модификация с литерой «Д», что означает «длинный». Нетрудно догадаться, что в таком исполнении снегоход имеет максимально допустимую длину, а именно упомянутые ранее 3655 мм. Что расстраивает, так это отсутствие багажника в базовой комплектации, как и у версии А. В случае с модификацией 4ТД этот минус компенсируется возможностью буксировки 500 кг груза.
Самое интересное то, что Буран 4Т и 4ТД стоят дороже, чем топовая версия, которую мы рассмотрим далее. За стандартную модификацию придется заплатить порядка 375 тыс. рублей, а за удлиненную уже 397 тыс. рублей. Несмотря на это, снегоходы остаются самыми доступными в своем классе.
Буран Лидер
Наконец, добрались до топовой модели – Лидер является новейшей модификацией, появившейся в продаже в недалеком 2017 году. По сравнению с предшественниками есть целый ряд изменений:
- ✅ унифицированная со снегоходами «Тайга» передняя лыжа
- ✅ автоматический натяжитель цепи на коробке реверса
- ✅ подогрев рукояток рулевого управления и курка акселератора
- ✅ видоизмененное ветровое стекло – новая геометрия и размеры
- ✅ новая цветовая схема с завода – черно-оранжевая палитра
Большой плюс модели – двухуровневое сиденье с мягкой высокой спинкой. За счет этого даже на стандартной модификации двум пассажирам будет комфортно, что уж говорить об удлиненной.
Буран Лидер имеет на борту ряд полезных опций. В их числе электростартер, электрическая система запуска и бесконтактное зажигание. Также здесь реализован вместительный багажник и фаркоп.
Примечательно, что стоимость топовой модели не сильно отличается от своих более бюджетных «коллег». В среднем стоимость составляет порядка 317 тыс. рублей за стандартную версию АЕ и 338 тыс. рублей за удлиненную модификацию АДЕ. Это всего на 20-40 тыс. дороже, чем тот же Буран А.
Цены на Б/У
Купить снегоход Буран можно не только в новом, но и в поддержанном состоянии, причем зачастую встречается неплохая скидка. Старые ревизии, которые уже несколько лет не сходят с конвейеров, можно найти за 80-120 тыс. рублей, что практически в три раза дешевле новых актуальных моделей.

Экземпляры топовой модели Лидер встречаются на вторичке за 290-310 тыс. рублей за технику 2021 года выпуска. Много и новых предложений без пробега, но прайс у них достигает 380 тыс. рублей.
Заключение
Независимо от модели снегоходы Буран одинаково хорошо подходят отнюдь не только для зимней рыбалки. На них можно отправиться на охоту, в туристическую прогулку, или использовать технику во благо хозяйственных работ. Конечно, есть куда более интересные альтернативы в плане как дизайна, так и внешнего вида, но все они плохи высокой ценой. Буран же – решение бюджетное.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....