
Снегоходы Буран – изучаем модельный ряд
В контексте мототехники «Буран» представляет собой серию сперва советских, а ныне российских универсальных двухгусеничных снегоходов. Большая часть моделей уже канула в лету и была снята с производства по тем или иным причинам, но актуальные варианты в количестве трех штук все еще выпускаются и пользуются востребованностью, в частности, у любителей зимней рыбалки.
В глобальном плане конструкция Буранов остается практически неизменной на протяжении более 45 лет. Как говорится, зачем что-то менять, если все отлично работает? Похоже, что разработчики руководствуются именно этим принципом. Тем не менее, снегоходы постепенно адаптировались под современные требования безопасности и комфорта, и этот процесс продолжается до сих пор.
Независимо от модели снегоходы Буран имеют ряд общих конструктивных решений. Например, в качестве основы для транспорта используется одна поворотно-опорная лыжа и две гусеницы. Такая компоновка позволяет добиться большей площади опорной поверхности при небольшой длине самой техники. Благодаря этому снегоходы легко преодолевают овраги, чащу и мелкий подлесок.
Широкие гусеницы отвечают за устойчивость. Фото: youtube.com
Спереди за амортизацию отвечает рессора, сзади – независимая пружинная подвеска. Обе детали имеют фиксированный ход в размере 50 мм. С такой амплитудой о быстрой езде по серьезным неровностям можно не задумываться – сразу почувствуете кочки и руками, и остальным телом. Вот для буксировки короткий ход, наоборот, подходит хорошо, так как не позволит прицепу болтаться.
Длина обеих гусениц в зависимости от модели снегохода варьируется от 2788 до 3655 мм, а вот ширина у них всегда одинаковая – 380 мм. Умножаем на два и получаем 760 мм, куда суммируем расстояние между траками. Размер грунтозацепа тоже один на весь модельный ряд – 17,5 мм.
В небольшом моторном отсеке Буранов в зависимости от модификации встречается инжекторный либо карбюраторный 2-цилиндровый двигатель на бензине, оснащенный воздушной системой охлаждения. Мощность силовых агрегатов укладывается в диапазон от 27 до 34 л. с., что также определяется моделью. Объем топливного бака у всех модификаций одинаковый – 28 литров.
У двигателя есть мощная система охлаждения. Фото: youtube.com
Двигатели, которыми комплектуется мототехника с многолетней историей, отличаются небольшой степенью сжатия. Это позволяет изредка заправлять снегоход не самым качественным бензином типа А-76 и АИ-80, а в особо тяжелых случаях «скармливать» движку даже газолин, он же газовый конденсат. На моделях с электростартером заправка таким топливом вообще не доставляет никаких проблем.
Плавная и предсказуемая управляемость – неоспоримое преимущество снегоходов Буран. Это и неудивительно, ведь мощность мотора не очень высокая, резко дать газу и потерять управление здесь не получится чисто физически. Простая компоновка платформы из одной лыжи и двух гусениц тоже не доставляет проблем при маневрировании. Конечно, крутой вираж ни на одной из моделей не заложишь, но оно и не нужно, особенно, если сзади буксируется прицеп весом в пару центнеров.
Трансмиссия российских Буранов представлена вариатором «Альпина» со смещенным в сторону низких оборотов крутящим моментом. За счет этого техника может тянуть сани массой до 250 кг. В отличие от конкурентов, здесь нет парковочной передачи, а у бюджетных модификаций еще и нет деления на повышенную или пониженную ступень. Они имеют только одну передачу – «вперед».
Приборная панель даже у Буран Лидер весьма скромная. Фото: youtube.com
Давайте перейдем от общего к частному и рассмотрим три все еще актуальные модели Буранов, которые можно купить в новом состоянии. Чем они различаются и за какие деньги их можно взять?
Самая доступная из ныне выпускаемых моделей, которая быстро заслужила доверие среди тысяч российских рыболовов и просто любителей преодолевать непроходимые снега. Новый экземпляр стоит в районе 297 тыс. рублей. За эти деньги получаем короткобазную мототехнику, на которой можно с комфортом разместиться самому или даже посадить пассажира, если чуть подвинуться.
Итак, с минимальными вложениями мы получаем «рабочую лошадку» с ручной системой запуска, бесконтактным зажиганием, без багажника и электрического стартера. Есть фаркоп, спинка для пассажира и ветрозащитное стекло, поэтому хотя бы о минимальном комфорте говорить можно. Из ярких преимуществ модели кроме низкой цены стоит отметить неприхотливость и надежность.
От более доступной модификации «А» данная версия отличается экономичным двигателем бренда Kohler и предоставляет пользователю более высокий уровень комфорта. Сильно уменьшился шум и вибрации во время движения за счет переноса крепления глушителя на раму и модификации самого патрубка выхлопной системы. В остальном это все тот же Буран А с такими же параметрами.
У версии 4Т есть модификация с литерой «Д», что означает «длинный». Нетрудно догадаться, что в таком исполнении снегоход имеет максимально допустимую длину, а именно упомянутые ранее 3655 мм. Что расстраивает, так это отсутствие багажника в базовой комплектации, как и у версии А. В случае с модификацией 4ТД этот минус компенсируется возможностью буксировки 500 кг груза.
Самое интересное то, что Буран 4Т и 4ТД стоят дороже, чем топовая версия, которую мы рассмотрим далее. За стандартную модификацию придется заплатить порядка 375 тыс. рублей, а за удлиненную уже 397 тыс. рублей. Несмотря на это, снегоходы остаются самыми доступными в своем классе.
Наконец, добрались до топовой модели – Лидер является новейшей модификацией, появившейся в продаже в недалеком 2017 году. По сравнению с предшественниками есть целый ряд изменений:
Большой плюс модели – двухуровневое сиденье с мягкой высокой спинкой. За счет этого даже на стандартной модификации двум пассажирам будет комфортно, что уж говорить об удлиненной.
Буран Лидер имеет на борту ряд полезных опций. В их числе электростартер, электрическая система запуска и бесконтактное зажигание. Также здесь реализован вместительный багажник и фаркоп.
Примечательно, что стоимость топовой модели не сильно отличается от своих более бюджетных «коллег». В среднем стоимость составляет порядка 317 тыс. рублей за стандартную версию АЕ и 338 тыс. рублей за удлиненную модификацию АДЕ. Это всего на 20-40 тыс. дороже, чем тот же Буран А.
Купить снегоход Буран можно не только в новом, но и в поддержанном состоянии, причем зачастую встречается неплохая скидка. Старые ревизии, которые уже несколько лет не сходят с конвейеров, можно найти за 80-120 тыс. рублей, что практически в три раза дешевле новых актуальных моделей.
Пусть и не самый стильный, но практичный дизайн. Фото: youtube.com
Экземпляры топовой модели Лидер встречаются на вторичке за 290-310 тыс. рублей за технику 2021 года выпуска. Много и новых предложений без пробега, но прайс у них достигает 380 тыс. рублей.
Независимо от модели снегоходы Буран одинаково хорошо подходят отнюдь не только для зимней рыбалки. На них можно отправиться на охоту, в туристическую прогулку, или использовать технику во благо хозяйственных работ. Конечно, есть куда более интересные альтернативы в плане как дизайна, так и внешнего вида, но все они плохи высокой ценой. Буран же – решение бюджетное.
Особенности Буранов
В глобальном плане конструкция Буранов остается практически неизменной на протяжении более 45 лет. Как говорится, зачем что-то менять, если все отлично работает? Похоже, что разработчики руководствуются именно этим принципом. Тем не менее, снегоходы постепенно адаптировались под современные требования безопасности и комфорта, и этот процесс продолжается до сих пор.
Ходовая часть
Независимо от модели снегоходы Буран имеют ряд общих конструктивных решений. Например, в качестве основы для транспорта используется одна поворотно-опорная лыжа и две гусеницы. Такая компоновка позволяет добиться большей площади опорной поверхности при небольшой длине самой техники. Благодаря этому снегоходы легко преодолевают овраги, чащу и мелкий подлесок.

Спереди за амортизацию отвечает рессора, сзади – независимая пружинная подвеска. Обе детали имеют фиксированный ход в размере 50 мм. С такой амплитудой о быстрой езде по серьезным неровностям можно не задумываться – сразу почувствуете кочки и руками, и остальным телом. Вот для буксировки короткий ход, наоборот, подходит хорошо, так как не позволит прицепу болтаться.
Длина обеих гусениц в зависимости от модели снегохода варьируется от 2788 до 3655 мм, а вот ширина у них всегда одинаковая – 380 мм. Умножаем на два и получаем 760 мм, куда суммируем расстояние между траками. Размер грунтозацепа тоже один на весь модельный ряд – 17,5 мм.
Силовая установка
В небольшом моторном отсеке Буранов в зависимости от модификации встречается инжекторный либо карбюраторный 2-цилиндровый двигатель на бензине, оснащенный воздушной системой охлаждения. Мощность силовых агрегатов укладывается в диапазон от 27 до 34 л. с., что также определяется моделью. Объем топливного бака у всех модификаций одинаковый – 28 литров.

Двигатели, которыми комплектуется мототехника с многолетней историей, отличаются небольшой степенью сжатия. Это позволяет изредка заправлять снегоход не самым качественным бензином типа А-76 и АИ-80, а в особо тяжелых случаях «скармливать» движку даже газолин, он же газовый конденсат. На моделях с электростартером заправка таким топливом вообще не доставляет никаких проблем.
Управляемость
Плавная и предсказуемая управляемость – неоспоримое преимущество снегоходов Буран. Это и неудивительно, ведь мощность мотора не очень высокая, резко дать газу и потерять управление здесь не получится чисто физически. Простая компоновка платформы из одной лыжи и двух гусениц тоже не доставляет проблем при маневрировании. Конечно, крутой вираж ни на одной из моделей не заложишь, но оно и не нужно, особенно, если сзади буксируется прицеп весом в пару центнеров.
Трансмиссия
Трансмиссия российских Буранов представлена вариатором «Альпина» со смещенным в сторону низких оборотов крутящим моментом. За счет этого техника может тянуть сани массой до 250 кг. В отличие от конкурентов, здесь нет парковочной передачи, а у бюджетных модификаций еще и нет деления на повышенную или пониженную ступень. Они имеют только одну передачу – «вперед».

Давайте перейдем от общего к частному и рассмотрим три все еще актуальные модели Буранов, которые можно купить в новом состоянии. Чем они различаются и за какие деньги их можно взять?
Буран А
Самая доступная из ныне выпускаемых моделей, которая быстро заслужила доверие среди тысяч российских рыболовов и просто любителей преодолевать непроходимые снега. Новый экземпляр стоит в районе 297 тыс. рублей. За эти деньги получаем короткобазную мототехнику, на которой можно с комфортом разместиться самому или даже посадить пассажира, если чуть подвинуться.
Итак, с минимальными вложениями мы получаем «рабочую лошадку» с ручной системой запуска, бесконтактным зажиганием, без багажника и электрического стартера. Есть фаркоп, спинка для пассажира и ветрозащитное стекло, поэтому хотя бы о минимальном комфорте говорить можно. Из ярких преимуществ модели кроме низкой цены стоит отметить неприхотливость и надежность.
Буран 4Т
От более доступной модификации «А» данная версия отличается экономичным двигателем бренда Kohler и предоставляет пользователю более высокий уровень комфорта. Сильно уменьшился шум и вибрации во время движения за счет переноса крепления глушителя на раму и модификации самого патрубка выхлопной системы. В остальном это все тот же Буран А с такими же параметрами.
У версии 4Т есть модификация с литерой «Д», что означает «длинный». Нетрудно догадаться, что в таком исполнении снегоход имеет максимально допустимую длину, а именно упомянутые ранее 3655 мм. Что расстраивает, так это отсутствие багажника в базовой комплектации, как и у версии А. В случае с модификацией 4ТД этот минус компенсируется возможностью буксировки 500 кг груза.
Самое интересное то, что Буран 4Т и 4ТД стоят дороже, чем топовая версия, которую мы рассмотрим далее. За стандартную модификацию придется заплатить порядка 375 тыс. рублей, а за удлиненную уже 397 тыс. рублей. Несмотря на это, снегоходы остаются самыми доступными в своем классе.
Буран Лидер
Наконец, добрались до топовой модели – Лидер является новейшей модификацией, появившейся в продаже в недалеком 2017 году. По сравнению с предшественниками есть целый ряд изменений:
- ✅ унифицированная со снегоходами «Тайга» передняя лыжа
- ✅ автоматический натяжитель цепи на коробке реверса
- ✅ подогрев рукояток рулевого управления и курка акселератора
- ✅ видоизмененное ветровое стекло – новая геометрия и размеры
- ✅ новая цветовая схема с завода – черно-оранжевая палитра
Большой плюс модели – двухуровневое сиденье с мягкой высокой спинкой. За счет этого даже на стандартной модификации двум пассажирам будет комфортно, что уж говорить об удлиненной.
Буран Лидер имеет на борту ряд полезных опций. В их числе электростартер, электрическая система запуска и бесконтактное зажигание. Также здесь реализован вместительный багажник и фаркоп.
Примечательно, что стоимость топовой модели не сильно отличается от своих более бюджетных «коллег». В среднем стоимость составляет порядка 317 тыс. рублей за стандартную версию АЕ и 338 тыс. рублей за удлиненную модификацию АДЕ. Это всего на 20-40 тыс. дороже, чем тот же Буран А.
Цены на Б/У
Купить снегоход Буран можно не только в новом, но и в поддержанном состоянии, причем зачастую встречается неплохая скидка. Старые ревизии, которые уже несколько лет не сходят с конвейеров, можно найти за 80-120 тыс. рублей, что практически в три раза дешевле новых актуальных моделей.

Экземпляры топовой модели Лидер встречаются на вторичке за 290-310 тыс. рублей за технику 2021 года выпуска. Много и новых предложений без пробега, но прайс у них достигает 380 тыс. рублей.
Заключение
Независимо от модели снегоходы Буран одинаково хорошо подходят отнюдь не только для зимней рыбалки. На них можно отправиться на охоту, в туристическую прогулку, или использовать технику во благо хозяйственных работ. Конечно, есть куда более интересные альтернативы в плане как дизайна, так и внешнего вида, но все они плохи высокой ценой. Буран же – решение бюджетное.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....