
Fiat Bravo/Brava HGT: последний успех компании в нижнем среднем классе
К середине 90-х все яснее вырисовывалась понимание того, что стареющий Tipo с квадратным дизайном нуждается в срочной замене. Конструкторский отдел компании Fiat отреагировал представлением в октябре 1995-го новинки – Bravo/Brava, сразу привлекшей внимание приятными пухлыми формами.
В принципе, элегантные и мягкие линии внешнего дизайна этого автомобиля неплохо выглядят даже в наши времена. Так что собственный Centro Stile Fiat (во главе со знаменитым Эрманом Крессони) мог вполне гордиться проделанной работой.
Fiat Bravo/Brava: на конвейере с 1995 по 2001 годы. Фото автора
Может быть, кого-то удивило двойное название, но на самом деле речь просто идет о двух модификациях, принадлежащих к нижнему среднему классу. У них был ряд отличий, но сразу в глаза бросались удивительные фары. Этот осветительный элемент разделили на три отдельных эллипса. Они стали видимой частью, а остальные отражатели просто спрятали под кузовом. А вот и основная разница между автомобилями (параметры Brava указаны в скобках):
✅ длина – 4,02 (4,19) м
✅ кузов – трех- (пятидверный)
✅ багажное отделение – 280 (380) л
После складывания задних сидений, размер грузового отделения вырастал до 1030 и 1165 литров, соответственно. Вплоть до средних стоек обе модификации имели абсолютно идентичную конструкцию и параметры. Различием можно считать разве что сегменты фар, упакованных у Fiat Bravo под общей прозрачной пластиковой крышкой.
К середине 90-х продукция низшего класса компании Fiat вызывала частые нарекания на неидеальную обработку кузовных деталей и невысокую антикоррозионную защиту. Выпуская новинку, производитель постарался исправить ситуацию. И, кажется, ему это вполне удалось.
Такой резко успешный старт побудил компанию представить сразу несколько версий сборки каждой из модификаций. У Fiat Bravo они именовались S, SX и GT. Коллега Brava получил два базовых варианта EL, а также ELX и HSX. Младшая комплектация компоновалась: одинарной подушкой безопасности, гидроусилителем руля, регулируемыми по высоте водительским сиденьем и рулем (продольная подстройка отсутствовала). Также имелась магнитола нестандартно больших размеров, которая не поместилась бы в другую машину. Версия SX получила следующие отличия:
✅ разделенное заднее сиденье
✅ тахометр
✅ центральный замок
✅ передние стеклоподъемники с электроприводом
Самая высокая по комплектации ELX могла уже похвалиться зеркалами с электроприводом, автомобильным радио с CD-чейнджером и кондиционером с ручным управлением. Картину дополняли запираемый перчаточный ящик и противотуманные фары.
У Fiat Bravo/Brava были необычные передние фары. Фото автора
Позже появились кожа в обивке, задние электростеклоподъемники, металлик, легкосплавные диски и люк. Безопасность эксплуатации выросла за счет установки второй подушки, сигнализации и ABS. В принципе, компоновка всегда сильно разнилась, в зависимости от конкретного рынка.
Предлагая широкое разнообразие комплектации автомобиля, производитель не забыл и о вариации моторов. Они начинались с малолитражных 1400, достигая солидного 2-литрового предела. Вот как это выглядело в самом начале:
✅ базовый двухклапанный четырехцилиндровый (1370 куб. см/75 л. с)
✅ четырехклапанный шестицилиндровый (1581 куб. см/90 л. с)
✅ экспортный вариант (1747 куб. см/113 л. с)
✅ дизельный атмосферник (1929 куб. см/65 л. с)
Верхом развития разнообразия силовых агрегатов стал вариант, которым комплектовался спорткар Fiat Bravo HGT. Этот пятицилиндровый двигатель обладал рабочим объемом в 1998 куб. см. Он выдавал фантастические 147 л. с при высоких 6100 об/мин. Его уникальность подтверждалась и наличием балансировочного вала. Не удивительно, что самая крутая версия линейки могла разгоняться до 218 км/ч. Такие солидные характеристики потребовали установки дисковых тормозов на все колеса, а также ABS – в качестве стандартной функции.
Обычные версии автомобиля получили барабанные тормоза только сзади. Шасси, имевшее довольно ортодоксальную конструкцию, обладало: стойками McPherson спереди, кривошипным мостом сзади и двумя стабилизаторами, винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами, обеспечивающими комфорт. Вес автомобиля колебался от 1,01 до 1,25 тонны, в зависимости от комплектации. Вот некоторые другие показатели модели:
✅ реечное рулевое управление
✅ топливный бак на 60 литров
✅ колесная база – 2540 мм
Целевой группой трехдверных хэтчбеков Bravo являлись, прежде всего, молодые люди. Поэтому комфорт их шасси несчитался первостепенной важностью. Учитывая высокий статус и разнообразие комплектации автомобиля, он получил огромный коммерческий успех уже на старте. Только за два первых месяца зафиксировали почти 220 тысяч заказов (из них – 90 000 от итальянских покупателей).
Высокая популярность модели привела к тому, что на той же платформе Tipo Due постарались предложить клиентам автомобили в других типах кузова. В первую очередь, это седаны – классика, которая всегда была в цене. Параллельно начали сборку универсалов Marea для тех, кто нуждался в очень большом багажнике.
Приборная панель Bravo/Brava. Фото автора
Эти версии почти не имели различий с базовой моделью в передней части (за исключением деталей маски), но были длиннее (4,39 и 4,49 метров, соответственно). Также эти автомобили потребовали более мощных моторов. К этому числу можно причислить не только бензиновые варианты, но и пятицилиндровый дизель.
Параллельно развивались и базовые модели линейки. С марта 1996 года они получили коробку-автомат в сочетании с бензиновым 1,58-литровым двигателем мощностью 103 л. с. В комплекте с ней предлагалась и механическая пятиступенчатая, с прямым переключением.
Немного позже пополнили гамму агрегатов и за счет 1,9-литрового турбодизеля. В разных вариациях он мог выдавать 74 либо 100 л. с. Во втором случае он имел приличную тягу с низких оборотов. Турбокомпрессор полностью включался с 2000 об/мин. От чрезмерно высоких температур в предкамере страдали только головки цилиндров.
Дизайн Bravo/Brava и сегодня выглядит неплохо. Фото автора
Это привело к полному отказу от бестурбированных дизельных двигателей с 1997 года. А осенью следующего автомобиль ждала модернизация внешности. Fiat Bravo/Brava получил ряд заметных обновлений в экстерьере:
✅ хромированную решетку радиатора с угловатыми проемами
✅ черный матовый цвет и неокрашенный пластик
✅ исчезли бамперы и зеркала от самых дешевых версий
Параллельно прошел небольшой рестайлинг приборной панели, получившей в оформлении более качественный пластик. Сзади появились крепления Isofix для детских кресел. Хотя внешне изменения казались минимальными, на самом деле 700 деталей заменили полностью, а 1700 – основательно доработали. В это же время Brava приняла участие в тестах Euro NCAP, но получила только скромные две звезды.
В октябре 2000 года произошло последнее техническое изменение. Мощность 1,24-литрового двигателя снизили до 80 л. с, также состоялась премьера нового агрегата (1596 куб. см/103 л. с). Продан и ряд ограниченных выпусков с расширенным оснащением.
К этому числу можно отнести: Steel в обоих типах кузова, Bravo Suite с кожаными сиденьями или Trofeo со спойлерами из каталога Abarth в характерной синей краске. Аксессуары со скорпионом логично предлагались с начала тысячелетия и для HGT.
Обе модификации до средних стоек были полностью идентичными. Фото автора
В Кассино (Италия) за шесть лет было произведено 1 235 496 единиц популярного автомобиля. На смену Bravo и его менее практичному аналогу Brava пришел неудачный угловатый Fiat Stila, представленный злосчастным 11 сентября 2001 года. После этого Fiat заметно сдал свои позиции в компактном сегменте, что вернуть обратно было уже почти невозможно.
В принципе, элегантные и мягкие линии внешнего дизайна этого автомобиля неплохо выглядят даже в наши времена. Так что собственный Centro Stile Fiat (во главе со знаменитым Эрманом Крессони) мог вполне гордиться проделанной работой.

Может быть, кого-то удивило двойное название, но на самом деле речь просто идет о двух модификациях, принадлежащих к нижнему среднему классу. У них был ряд отличий, но сразу в глаза бросались удивительные фары. Этот осветительный элемент разделили на три отдельных эллипса. Они стали видимой частью, а остальные отражатели просто спрятали под кузовом. А вот и основная разница между автомобилями (параметры Brava указаны в скобках):
✅ длина – 4,02 (4,19) м
✅ кузов – трех- (пятидверный)
✅ багажное отделение – 280 (380) л
После складывания задних сидений, размер грузового отделения вырастал до 1030 и 1165 литров, соответственно. Вплоть до средних стоек обе модификации имели абсолютно идентичную конструкцию и параметры. Различием можно считать разве что сегменты фар, упакованных у Fiat Bravo под общей прозрачной пластиковой крышкой.
Однозначно лучший в 1996 году
К середине 90-х продукция низшего класса компании Fiat вызывала частые нарекания на неидеальную обработку кузовных деталей и невысокую антикоррозионную защиту. Выпуская новинку, производитель постарался исправить ситуацию. И, кажется, ему это вполне удалось.
Близнецы Fiat Bravo/Brava провернули гусарский трюк: они (как и предшественник Tipo) выиграли европейский опрос «Автомобиль года» в 1996-м. Более того, все прошло так гладко, что для выявления победителя даже не понадобился второй тур.
Такой резко успешный старт побудил компанию представить сразу несколько версий сборки каждой из модификаций. У Fiat Bravo они именовались S, SX и GT. Коллега Brava получил два базовых варианта EL, а также ELX и HSX. Младшая комплектация компоновалась: одинарной подушкой безопасности, гидроусилителем руля, регулируемыми по высоте водительским сиденьем и рулем (продольная подстройка отсутствовала). Также имелась магнитола нестандартно больших размеров, которая не поместилась бы в другую машину. Версия SX получила следующие отличия:
✅ разделенное заднее сиденье
✅ тахометр
✅ центральный замок
✅ передние стеклоподъемники с электроприводом
Самая высокая по комплектации ELX могла уже похвалиться зеркалами с электроприводом, автомобильным радио с CD-чейнджером и кондиционером с ручным управлением. Картину дополняли запираемый перчаточный ящик и противотуманные фары.

Позже появились кожа в обивке, задние электростеклоподъемники, металлик, легкосплавные диски и люк. Безопасность эксплуатации выросла за счет установки второй подушки, сигнализации и ABS. В принципе, компоновка всегда сильно разнилась, в зависимости от конкретного рынка.
Различные силовые агрегаты
Предлагая широкое разнообразие комплектации автомобиля, производитель не забыл и о вариации моторов. Они начинались с малолитражных 1400, достигая солидного 2-литрового предела. Вот как это выглядело в самом начале:
✅ базовый двухклапанный четырехцилиндровый (1370 куб. см/75 л. с)
✅ четырехклапанный шестицилиндровый (1581 куб. см/90 л. с)
✅ экспортный вариант (1747 куб. см/113 л. с)
✅ дизельный атмосферник (1929 куб. см/65 л. с)
Верхом развития разнообразия силовых агрегатов стал вариант, которым комплектовался спорткар Fiat Bravo HGT. Этот пятицилиндровый двигатель обладал рабочим объемом в 1998 куб. см. Он выдавал фантастические 147 л. с при высоких 6100 об/мин. Его уникальность подтверждалась и наличием балансировочного вала. Не удивительно, что самая крутая версия линейки могла разгоняться до 218 км/ч. Такие солидные характеристики потребовали установки дисковых тормозов на все колеса, а также ABS – в качестве стандартной функции.
Обычные версии автомобиля получили барабанные тормоза только сзади. Шасси, имевшее довольно ортодоксальную конструкцию, обладало: стойками McPherson спереди, кривошипным мостом сзади и двумя стабилизаторами, винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами, обеспечивающими комфорт. Вес автомобиля колебался от 1,01 до 1,25 тонны, в зависимости от комплектации. Вот некоторые другие показатели модели:
✅ реечное рулевое управление
✅ топливный бак на 60 литров
✅ колесная база – 2540 мм
Целевой группой трехдверных хэтчбеков Bravo являлись, прежде всего, молодые люди. Поэтому комфорт их шасси несчитался первостепенной важностью. Учитывая высокий статус и разнообразие комплектации автомобиля, он получил огромный коммерческий успех уже на старте. Только за два первых месяца зафиксировали почти 220 тысяч заказов (из них – 90 000 от итальянских покупателей).
Появление седанов и дальнейшая омологация
Высокая популярность модели привела к тому, что на той же платформе Tipo Due постарались предложить клиентам автомобили в других типах кузова. В первую очередь, это седаны – классика, которая всегда была в цене. Параллельно начали сборку универсалов Marea для тех, кто нуждался в очень большом багажнике.

Эти версии почти не имели различий с базовой моделью в передней части (за исключением деталей маски), но были длиннее (4,39 и 4,49 метров, соответственно). Также эти автомобили потребовали более мощных моторов. К этому числу можно причислить не только бензиновые варианты, но и пятицилиндровый дизель.
Параллельно развивались и базовые модели линейки. С марта 1996 года они получили коробку-автомат в сочетании с бензиновым 1,58-литровым двигателем мощностью 103 л. с. В комплекте с ней предлагалась и механическая пятиступенчатая, с прямым переключением.
Немного позже пополнили гамму агрегатов и за счет 1,9-литрового турбодизеля. В разных вариациях он мог выдавать 74 либо 100 л. с. Во втором случае он имел приличную тягу с низких оборотов. Турбокомпрессор полностью включался с 2000 об/мин. От чрезмерно высоких температур в предкамере страдали только головки цилиндров.

Это привело к полному отказу от бестурбированных дизельных двигателей с 1997 года. А осенью следующего автомобиль ждала модернизация внешности. Fiat Bravo/Brava получил ряд заметных обновлений в экстерьере:
✅ хромированную решетку радиатора с угловатыми проемами
✅ черный матовый цвет и неокрашенный пластик
✅ исчезли бамперы и зеркала от самых дешевых версий
Параллельно прошел небольшой рестайлинг приборной панели, получившей в оформлении более качественный пластик. Сзади появились крепления Isofix для детских кресел. Хотя внешне изменения казались минимальными, на самом деле 700 деталей заменили полностью, а 1700 – основательно доработали. В это же время Brava приняла участие в тестах Euro NCAP, но получила только скромные две звезды.
Завершение истории
В октябре 2000 года произошло последнее техническое изменение. Мощность 1,24-литрового двигателя снизили до 80 л. с, также состоялась премьера нового агрегата (1596 куб. см/103 л. с). Продан и ряд ограниченных выпусков с расширенным оснащением.
К этому числу можно отнести: Steel в обоих типах кузова, Bravo Suite с кожаными сиденьями или Trofeo со спойлерами из каталога Abarth в характерной синей краске. Аксессуары со скорпионом логично предлагались с начала тысячелетия и для HGT.

В Кассино (Италия) за шесть лет было произведено 1 235 496 единиц популярного автомобиля. На смену Bravo и его менее практичному аналогу Brava пришел неудачный угловатый Fiat Stila, представленный злосчастным 11 сентября 2001 года. После этого Fiat заметно сдал свои позиции в компактном сегменте, что вернуть обратно было уже почти невозможно.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....