Наследие города дожей и его лагуны – величественные гондолы
Ну что, отправимся в короткое путешествие по спокойным водам Венеции, где гондолы перевозят своих пассажиров уже много веков. В самом сердце этого итальянского города эти знаковые суда были не просто средством передвижения – они воплощали роскошь, традиции и мастерство.
История гондолы восходит к «богатым» годам венецианского Возрождения, где-то в период 15-го и 16-го веков. В то время эти лодки символизировали роскошь и престиж, и использовались для перевозки знати по каналам Венеции. Данный вид транспорта обеспечивал максимальный уровень комфорта.
Эти лодки имеют плоское днище и одинаково заостренные нос и корму. Заход пассажиров осуществляется как на переднюю, так и на заднюю палубу, где их встречают две скамейки с тенделетом, который защитит от солнца или непогоды во время круиза по венецианским каналам.
Гондолы имеют следующие габариты: около 9 метров в длину, 1,40 метра в ширину и 50 сантиметров в высоту. Все они оснащались форколами – 70-сантиметровыми гребными колодками с двумя выемками. И в зависимости от предстоящего маневра гондольер, который обычно стоит на корме, решал, в какую из них следует в данный момент поместить весло. Благо, каналы Венеции достаточно узкие, и для уверенного управления хватает одного весла. Но иногда, при сложных маневрах, может потребоваться помощь второго гондольера, стоящего на носу судна.
В 1609 году был принят закон, требующий, чтобы все гондолы были черными как смоль. Этот цвет символизировал элегантность и умеренность. Таким образом эта венецианская гребная лодка стала самым предпочтительным средством передвижения для знатных семей Венеции и отражала их высокий социальный статус.
В итоге, в 16 веке в Венеции насчитывалось около 9000 гондол. Они стали настолько важным атрибутом светской жизни, что аристократические семьи иногда даже специально перемещали главные входы в свои дома так, чтобы они выходили непосредственно на канал. Менее богатые венецианцы использовали этот транспорт, в основном, только по необходимости, для возможности пересечь Гранд-канал.
Судостроение долгое время было движущей силой процветания Города дожей. В XVIII веке в Венеции находилось около пятидесяти небольших частных верфей и Благоприятные условия труда привлекали мастеров со всей округи.
Реки, впадающие в лагуну, позволяли строителям получать древесину прямо из Восточных Альп. Сырье перевозили по рекам Пьяве и Адидже. При этом, надо сказать, что Венецианская республика строго контролировала вырубку деревьев.
В целом, судостроительная промышленность использовала сложную систему цепочек поставок, ведь гондолы строились из различных пород дерева, в числе которых значится дуб, лиственница, пихта, вяз, липа, вишня, орех и самшит.
Бревна тщательно отбирались и разрезались на доски с помощью специальных пил. Применялась сложная технология обработки. Так, одна сторона досок нагревалась над тростниковым огнем, чтобы согнуть ее, в то время как другая сторона оставалась влажной, чтобы сохранить гибкость. Этот метод позволял реализовывать изогнутые формы, подходящие для строительства гондол.
Спад производства произошел в первой половине 19 века. После вхождения Венеции в состав Италии началась засыпка некоторых каналов для сухопутной связи между островом и материком, а также строительство новых мостов через Гранд-канал, что радикально изменило городское движение, и соответственно, сократило использование гондол.
На 2024 год в Венеции осталось всего несколько верфей, которые все так же занимаются строительством и ремонтом гондол. Массовый туризм, развивающийся с 1970-х годов, оправдывает содержание на ходу всего порядка 400 гондол.
Начиная где-то с 17 века облик гондол постепенно менялся. Корпус стал более изогнутым, и удлинился до 11 метров. При этом асимметрия лодки стала более выраженной. Нос стал уже, корма, наоборот, значительно расширилась, чтобы компенсировать вес гондольера. Пассажирская «каюта», называемая фельзе, получила более внушительную конструкцию и полностью покрылась парусиной. Кормовое железо становится более сдержанным, в то время как носовое железо принимает форму, близкую к той, которую мы знаем сегодня.
Строительство гондолы, от ее первоначальной концепции до последних штрихов, занимают порядка двух месяцев скоординированных усилий плотников, краснодеревщиков и кузнецов. Последние штрихи особенно скрупулезны. Они требуют навыков, часто передаваемых из поколения в поколение.
Классический корпус традиционно пропитывается смолой, а остальные части окрашиваются смесью льняного масла, сандарака (кипарисовой смолы) и ламповой сажи. Теперь, в современном исполнении, он дополнительно защищен шестью слоями лака «gondola black», что обеспечивает идеальную отделку. Такое покрытие подчеркивает каждый изгиб и дает зеркальный эффект. Что касается весел, то они теперь сделаны не из ясеня и рамина, а из тропического дерева.
Что неизменно, так это носовая арматура гондолы, которая по-прежнему олицетворяет собой основные символы Венеции. Ее общая структура напоминает гребень с шестью зубцами, символизирующими количество сестиери, то есть районов Республики. Верхняя часть напоминает шапку дожа, остров Джудекка представлен откидывающейся назад перекладиной, а небольшая арка над ферро символизирует мост Риальто. Единственное, сегодня арматура изготавливается из алюминия и нержавеющей стали, а не из цельного железа, как это было раньше.
Быть гондольером в Венеции — значит принять на себя профессию, полную ответственности. Точное плавание по узким каналам города требует исключительного мастерства, а также досконального знания течений и приливов. Более того, гондольер должен уметь бороться с капризами венецианской погоды, подымающей иногда волны. В наши дни гондольеры также должны быть глубоко связаны с историей и культурой Венеции. Работа сложная, требующая полной самоотдачи и безусловной любви к городу и его озерному наследию.
Будущие гондольеры должны пройти строгий экзамен, который определяет их навыки навигации, знание иностранных языков и понимание венецианских традиций. Только лучшие кандидаты получают престижное звание, и заслуживают право ходить по узким каналам и под мостами Венеции. Современный гондольер — это спортсмен, ремесленник, историк и посол культуры в одном лице.
Исторически эта профессия была исключительно прерогативой мужчин, однако в наши дни эта традиция была нарушена. В историю вошла Джорджия Боскола – первая в мире женщина-гондольер, которая получила в 2010 году лицензию и смогла продолжить многовековую семейную традицию.
С 1975 года в Венеции проходит ежегодная регата «Vogalonga», которая за последние годы разрослась до нескольких тысяч самых разных гребных лодок со всего мира. Красочное мероприятие не несет никакой конкурентной борьбы, а призвано лишь прославлять красоту и традиции края.
Элегантность на воде
История гондолы восходит к «богатым» годам венецианского Возрождения, где-то в период 15-го и 16-го веков. В то время эти лодки символизировали роскошь и престиж, и использовались для перевозки знати по каналам Венеции. Данный вид транспорта обеспечивал максимальный уровень комфорта.
Отдельные элементы гондолы это как произведение искусства. Фото: YouTube.com
Эти лодки имеют плоское днище и одинаково заостренные нос и корму. Заход пассажиров осуществляется как на переднюю, так и на заднюю палубу, где их встречают две скамейки с тенделетом, который защитит от солнца или непогоды во время круиза по венецианским каналам.
Гондолы имеют следующие габариты: около 9 метров в длину, 1,40 метра в ширину и 50 сантиметров в высоту. Все они оснащались форколами – 70-сантиметровыми гребными колодками с двумя выемками. И в зависимости от предстоящего маневра гондольер, который обычно стоит на корме, решал, в какую из них следует в данный момент поместить весло. Благо, каналы Венеции достаточно узкие, и для уверенного управления хватает одного весла. Но иногда, при сложных маневрах, может потребоваться помощь второго гондольера, стоящего на носу судна.
Черный цвет как символ высшего общества
В 1609 году был принят закон, требующий, чтобы все гондолы были черными как смоль. Этот цвет символизировал элегантность и умеренность. Таким образом эта венецианская гребная лодка стала самым предпочтительным средством передвижения для знатных семей Венеции и отражала их высокий социальный статус.
Мебель в венецианской лодке также «отдает» роскошью. Фото: YouTube.com
В итоге, в 16 веке в Венеции насчитывалось около 9000 гондол. Они стали настолько важным атрибутом светской жизни, что аристократические семьи иногда даже специально перемещали главные входы в свои дома так, чтобы они выходили непосредственно на канал. Менее богатые венецианцы использовали этот транспорт, в основном, только по необходимости, для возможности пересечь Гранд-канал.
Столп венецианского могущества
Судостроение долгое время было движущей силой процветания Города дожей. В XVIII веке в Венеции находилось около пятидесяти небольших частных верфей и Благоприятные условия труда привлекали мастеров со всей округи.
Реки, впадающие в лагуну, позволяли строителям получать древесину прямо из Восточных Альп. Сырье перевозили по рекам Пьяве и Адидже. При этом, надо сказать, что Венецианская республика строго контролировала вырубку деревьев.
В целом, судостроительная промышленность использовала сложную систему цепочек поставок, ведь гондолы строились из различных пород дерева, в числе которых значится дуб, лиственница, пихта, вяз, липа, вишня, орех и самшит.
Процесс обжига гондолы на горящем тростнике. Фото: boatnews.com
Бревна тщательно отбирались и разрезались на доски с помощью специальных пил. Применялась сложная технология обработки. Так, одна сторона досок нагревалась над тростниковым огнем, чтобы согнуть ее, в то время как другая сторона оставалась влажной, чтобы сохранить гибкость. Этот метод позволял реализовывать изогнутые формы, подходящие для строительства гондол.
Спад производства произошел в первой половине 19 века. После вхождения Венеции в состав Италии началась засыпка некоторых каналов для сухопутной связи между островом и материком, а также строительство новых мостов через Гранд-канал, что радикально изменило городское движение, и соответственно, сократило использование гондол.
Создание гондолы это долгая и кропотливая работа. Фото: boatnews.com
На 2024 год в Венеции осталось всего несколько верфей, которые все так же занимаются строительством и ремонтом гондол. Массовый туризм, развивающийся с 1970-х годов, оправдывает содержание на ходу всего порядка 400 гондол.
Новый облик
Начиная где-то с 17 века облик гондол постепенно менялся. Корпус стал более изогнутым, и удлинился до 11 метров. При этом асимметрия лодки стала более выраженной. Нос стал уже, корма, наоборот, значительно расширилась, чтобы компенсировать вес гондольера. Пассажирская «каюта», называемая фельзе, получила более внушительную конструкцию и полностью покрылась парусиной. Кормовое железо становится более сдержанным, в то время как носовое железо принимает форму, близкую к той, которую мы знаем сегодня.
Совместными усилиями
Строительство гондолы, от ее первоначальной концепции до последних штрихов, занимают порядка двух месяцев скоординированных усилий плотников, краснодеревщиков и кузнецов. Последние штрихи особенно скрупулезны. Они требуют навыков, часто передаваемых из поколения в поколение.
Классический корпус традиционно пропитывается смолой, а остальные части окрашиваются смесью льняного масла, сандарака (кипарисовой смолы) и ламповой сажи. Теперь, в современном исполнении, он дополнительно защищен шестью слоями лака «gondola black», что обеспечивает идеальную отделку. Такое покрытие подчеркивает каждый изгиб и дает зеркальный эффект. Что касается весел, то они теперь сделаны не из ясеня и рамина, а из тропического дерева.
Носовая арматура гондолы олицетворяет главные символы города. Фото: YouTube.com
Что неизменно, так это носовая арматура гондолы, которая по-прежнему олицетворяет собой основные символы Венеции. Ее общая структура напоминает гребень с шестью зубцами, символизирующими количество сестиери, то есть районов Республики. Верхняя часть напоминает шапку дожа, остров Джудекка представлен откидывающейся назад перекладиной, а небольшая арка над ферро символизирует мост Риальто. Единственное, сегодня арматура изготавливается из алюминия и нержавеющей стали, а не из цельного железа, как это было раньше.
Без гондольера никуда
Быть гондольером в Венеции — значит принять на себя профессию, полную ответственности. Точное плавание по узким каналам города требует исключительного мастерства, а также досконального знания течений и приливов. Более того, гондольер должен уметь бороться с капризами венецианской погоды, подымающей иногда волны. В наши дни гондольеры также должны быть глубоко связаны с историей и культурой Венеции. Работа сложная, требующая полной самоотдачи и безусловной любви к городу и его озерному наследию.
Будущие гондольеры должны пройти строгий экзамен, который определяет их навыки навигации, знание иностранных языков и понимание венецианских традиций. Только лучшие кандидаты получают престижное звание, и заслуживают право ходить по узким каналам и под мостами Венеции. Современный гондольер — это спортсмен, ремесленник, историк и посол культуры в одном лице.
«Vogalonga» в Венеции собирает тысячи любителей гребли со всего мира. Фото: YouTube.com
Исторически эта профессия была исключительно прерогативой мужчин, однако в наши дни эта традиция была нарушена. В историю вошла Джорджия Боскола – первая в мире женщина-гондольер, которая получила в 2010 году лицензию и смогла продолжить многовековую семейную традицию.
С 1975 года в Венеции проходит ежегодная регата «Vogalonga», которая за последние годы разрослась до нескольких тысяч самых разных гребных лодок со всего мира. Красочное мероприятие не несет никакой конкурентной борьбы, а призвано лишь прославлять красоту и традиции края.
- Lilu
- www.youtube.com, boatnews.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....