Наследие города дожей и его лагуны – величественные гондолы
64

Наследие города дожей и его лагуны – величественные гондолы

Ну что, отправимся в короткое путешествие по спокойным водам Венеции, где гондолы перевозят своих пассажиров уже много веков. В самом сердце этого итальянского города эти знаковые суда были не просто средством передвижения – они воплощали роскошь, традиции и мастерство.


Элегантность на воде


История гондолы восходит к «богатым» годам венецианского Возрождения, где-то в период 15-го и 16-го веков. В то время эти лодки символизировали роскошь и престиж, и использовались для перевозки знати по каналам Венеции. Данный вид транспорта обеспечивал максимальный уровень комфорта.

Наследие города дожей и его лагуны – величественные гондолыОтдельные элементы гондолы это как произведение искусства. Фото: YouTube.com

Эти лодки имеют плоское днище и одинаково заостренные нос и корму. Заход пассажиров осуществляется как на переднюю, так и на заднюю палубу, где их встречают две скамейки с тенделетом, который защитит от солнца или непогоды во время круиза по венецианским каналам.

Гондолы имеют следующие габариты: около 9 метров в длину, 1,40 метра в ширину и 50 сантиметров в высоту. Все они оснащались форколами – 70-сантиметровыми гребными колодками с двумя выемками. И в зависимости от предстоящего маневра гондольер, который обычно стоит на корме, решал, в какую из них следует в данный момент поместить весло. Благо, каналы Венеции достаточно узкие, и для уверенного управления хватает одного весла. Но иногда, при сложных маневрах, может потребоваться помощь второго гондольера, стоящего на носу судна.

Черный цвет как символ высшего общества


В 1609 году был принят закон, требующий, чтобы все гондолы были черными как смоль. Этот цвет символизировал элегантность и умеренность. Таким образом эта венецианская гребная лодка стала самым предпочтительным средством передвижения для знатных семей Венеции и отражала их высокий социальный статус.

Мебель в венецианской лодке также «отдает» роскошью. Фото: YouTube.com

В итоге, в 16 веке в Венеции насчитывалось около 9000 гондол. Они стали настолько важным атрибутом светской жизни, что аристократические семьи иногда даже специально перемещали главные входы в свои дома так, чтобы они выходили непосредственно на канал. Менее богатые венецианцы использовали этот транспорт, в основном, только по необходимости, для возможности пересечь Гранд-канал.

Столп венецианского могущества


Судостроение долгое время было движущей силой процветания Города дожей. В XVIII веке в Венеции находилось около пятидесяти небольших частных верфей и Благоприятные условия труда привлекали мастеров со всей округи.

Реки, впадающие в лагуну, позволяли строителям получать древесину прямо из Восточных Альп. Сырье перевозили по рекам Пьяве и Адидже. При этом, надо сказать, что Венецианская республика строго контролировала вырубку деревьев.
В целом, судостроительная промышленность использовала сложную систему цепочек поставок, ведь гондолы строились из различных пород дерева, в числе которых значится дуб, лиственница, пихта, вяз, липа, вишня, орех и самшит.

Процесс обжига гондолы на горящем тростнике. Фото: boatnews.com

Бревна тщательно отбирались и разрезались на доски с помощью специальных пил. Применялась сложная технология обработки. Так, одна сторона досок нагревалась над тростниковым огнем, чтобы согнуть ее, в то время как другая сторона оставалась влажной, чтобы сохранить гибкость. Этот метод позволял реализовывать изогнутые формы, подходящие для строительства гондол.

Спад производства произошел в первой половине 19 века. После вхождения Венеции в состав Италии началась засыпка некоторых каналов для сухопутной связи между островом и материком, а также строительство новых мостов через Гранд-канал, что радикально изменило городское движение, и соответственно, сократило использование гондол.

Создание гондолы это долгая и кропотливая работа. Фото: boatnews.com

На 2024 год в Венеции осталось всего несколько верфей, которые все так же занимаются строительством и ремонтом гондол. Массовый туризм, развивающийся с 1970-х годов, оправдывает содержание на ходу всего порядка 400 гондол.

Новый облик


Начиная где-то с 17 века облик гондол постепенно менялся. Корпус стал более изогнутым, и удлинился до 11 метров. При этом асимметрия лодки стала более выраженной. Нос стал уже, корма, наоборот, значительно расширилась, чтобы компенсировать вес гондольера. Пассажирская «каюта», называемая фельзе, получила более внушительную конструкцию и полностью покрылась парусиной. Кормовое железо становится более сдержанным, в то время как носовое железо принимает форму, близкую к той, которую мы знаем сегодня.

Совместными усилиями


Строительство гондолы, от ее первоначальной концепции до последних штрихов, занимают порядка двух месяцев скоординированных усилий плотников, краснодеревщиков и кузнецов. Последние штрихи особенно скрупулезны. Они требуют навыков, часто передаваемых из поколения в поколение.

Классический корпус традиционно пропитывается смолой, а остальные части окрашиваются смесью льняного масла, сандарака (кипарисовой смолы) и ламповой сажи. Теперь, в современном исполнении, он дополнительно защищен шестью слоями лака «gondola black», что обеспечивает идеальную отделку. Такое покрытие подчеркивает каждый изгиб и дает зеркальный эффект. Что касается весел, то они теперь сделаны не из ясеня и рамина, а из тропического дерева.

Носовая арматура гондолы олицетворяет главные символы города. Фото: YouTube.com

Что неизменно, так это носовая арматура гондолы, которая по-прежнему олицетворяет собой основные символы Венеции. Ее общая структура напоминает гребень с шестью зубцами, символизирующими количество сестиери, то есть районов Республики. Верхняя часть напоминает шапку дожа, остров Джудекка представлен откидывающейся назад перекладиной, а небольшая арка над ферро символизирует мост Риальто. Единственное, сегодня арматура изготавливается из алюминия и нержавеющей стали, а не из цельного железа, как это было раньше.

Без гондольера никуда


Быть гондольером в Венеции — значит принять на себя профессию, полную ответственности. Точное плавание по узким каналам города требует исключительного мастерства, а также досконального знания течений и приливов. Более того, гондольер должен уметь бороться с капризами венецианской погоды, подымающей иногда волны. В наши дни гондольеры также должны быть глубоко связаны с историей и культурой Венеции. Работа сложная, требующая полной самоотдачи и безусловной любви к городу и его озерному наследию.

Будущие гондольеры должны пройти строгий экзамен, который определяет их навыки навигации, знание иностранных языков и понимание венецианских традиций. Только лучшие кандидаты получают престижное звание, и заслуживают право ходить по узким каналам и под мостами Венеции. Современный гондольер — это спортсмен, ремесленник, историк и посол культуры в одном лице.

«Vogalonga» в Венеции собирает тысячи любителей гребли со всего мира. Фото: YouTube.com

Исторически эта профессия была исключительно прерогативой мужчин, однако в наши дни эта традиция была нарушена. В историю вошла Джорджия Боскола – первая в мире женщина-гондольер, которая получила в 2010 году лицензию и смогла продолжить многовековую семейную традицию.

С 1975 года в Венеции проходит ежегодная регата «Vogalonga», которая за последние годы разрослась до нескольких тысяч самых разных гребных лодок со всего мира. Красочное мероприятие не несет никакой конкурентной борьбы, а призвано лишь прославлять красоту и традиции края.
А вам довелось прокатиться на гондоле в Венеции?
  • Lilu
  • www.youtube.com, boatnews.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас