
Наследие города дожей и его лагуны – величественные гондолы
Ну что, отправимся в короткое путешествие по спокойным водам Венеции, где гондолы перевозят своих пассажиров уже много веков. В самом сердце этого итальянского города эти знаковые суда были не просто средством передвижения – они воплощали роскошь, традиции и мастерство.
История гондолы восходит к «богатым» годам венецианского Возрождения, где-то в период 15-го и 16-го веков. В то время эти лодки символизировали роскошь и престиж, и использовались для перевозки знати по каналам Венеции. Данный вид транспорта обеспечивал максимальный уровень комфорта.
Отдельные элементы гондолы это как произведение искусства. Фото: YouTube.com
Эти лодки имеют плоское днище и одинаково заостренные нос и корму. Заход пассажиров осуществляется как на переднюю, так и на заднюю палубу, где их встречают две скамейки с тенделетом, который защитит от солнца или непогоды во время круиза по венецианским каналам.
Гондолы имеют следующие габариты: около 9 метров в длину, 1,40 метра в ширину и 50 сантиметров в высоту. Все они оснащались форколами – 70-сантиметровыми гребными колодками с двумя выемками. И в зависимости от предстоящего маневра гондольер, который обычно стоит на корме, решал, в какую из них следует в данный момент поместить весло. Благо, каналы Венеции достаточно узкие, и для уверенного управления хватает одного весла. Но иногда, при сложных маневрах, может потребоваться помощь второго гондольера, стоящего на носу судна.
В 1609 году был принят закон, требующий, чтобы все гондолы были черными как смоль. Этот цвет символизировал элегантность и умеренность. Таким образом эта венецианская гребная лодка стала самым предпочтительным средством передвижения для знатных семей Венеции и отражала их высокий социальный статус.
Мебель в венецианской лодке также «отдает» роскошью. Фото: YouTube.com
В итоге, в 16 веке в Венеции насчитывалось около 9000 гондол. Они стали настолько важным атрибутом светской жизни, что аристократические семьи иногда даже специально перемещали главные входы в свои дома так, чтобы они выходили непосредственно на канал. Менее богатые венецианцы использовали этот транспорт, в основном, только по необходимости, для возможности пересечь Гранд-канал.
Судостроение долгое время было движущей силой процветания Города дожей. В XVIII веке в Венеции находилось около пятидесяти небольших частных верфей и Благоприятные условия труда привлекали мастеров со всей округи.
Реки, впадающие в лагуну, позволяли строителям получать древесину прямо из Восточных Альп. Сырье перевозили по рекам Пьяве и Адидже. При этом, надо сказать, что Венецианская республика строго контролировала вырубку деревьев.
В целом, судостроительная промышленность использовала сложную систему цепочек поставок, ведь гондолы строились из различных пород дерева, в числе которых значится дуб, лиственница, пихта, вяз, липа, вишня, орех и самшит.
Процесс обжига гондолы на горящем тростнике. Фото: boatnews.com
Бревна тщательно отбирались и разрезались на доски с помощью специальных пил. Применялась сложная технология обработки. Так, одна сторона досок нагревалась над тростниковым огнем, чтобы согнуть ее, в то время как другая сторона оставалась влажной, чтобы сохранить гибкость. Этот метод позволял реализовывать изогнутые формы, подходящие для строительства гондол.
Спад производства произошел в первой половине 19 века. После вхождения Венеции в состав Италии началась засыпка некоторых каналов для сухопутной связи между островом и материком, а также строительство новых мостов через Гранд-канал, что радикально изменило городское движение, и соответственно, сократило использование гондол.
Создание гондолы это долгая и кропотливая работа. Фото: boatnews.com
На 2024 год в Венеции осталось всего несколько верфей, которые все так же занимаются строительством и ремонтом гондол. Массовый туризм, развивающийся с 1970-х годов, оправдывает содержание на ходу всего порядка 400 гондол.
Начиная где-то с 17 века облик гондол постепенно менялся. Корпус стал более изогнутым, и удлинился до 11 метров. При этом асимметрия лодки стала более выраженной. Нос стал уже, корма, наоборот, значительно расширилась, чтобы компенсировать вес гондольера. Пассажирская «каюта», называемая фельзе, получила более внушительную конструкцию и полностью покрылась парусиной. Кормовое железо становится более сдержанным, в то время как носовое железо принимает форму, близкую к той, которую мы знаем сегодня.
Строительство гондолы, от ее первоначальной концепции до последних штрихов, занимают порядка двух месяцев скоординированных усилий плотников, краснодеревщиков и кузнецов. Последние штрихи особенно скрупулезны. Они требуют навыков, часто передаваемых из поколения в поколение.
Классический корпус традиционно пропитывается смолой, а остальные части окрашиваются смесью льняного масла, сандарака (кипарисовой смолы) и ламповой сажи. Теперь, в современном исполнении, он дополнительно защищен шестью слоями лака «gondola black», что обеспечивает идеальную отделку. Такое покрытие подчеркивает каждый изгиб и дает зеркальный эффект. Что касается весел, то они теперь сделаны не из ясеня и рамина, а из тропического дерева.
Носовая арматура гондолы олицетворяет главные символы города. Фото: YouTube.com
Что неизменно, так это носовая арматура гондолы, которая по-прежнему олицетворяет собой основные символы Венеции. Ее общая структура напоминает гребень с шестью зубцами, символизирующими количество сестиери, то есть районов Республики. Верхняя часть напоминает шапку дожа, остров Джудекка представлен откидывающейся назад перекладиной, а небольшая арка над ферро символизирует мост Риальто. Единственное, сегодня арматура изготавливается из алюминия и нержавеющей стали, а не из цельного железа, как это было раньше.
Быть гондольером в Венеции — значит принять на себя профессию, полную ответственности. Точное плавание по узким каналам города требует исключительного мастерства, а также досконального знания течений и приливов. Более того, гондольер должен уметь бороться с капризами венецианской погоды, подымающей иногда волны. В наши дни гондольеры также должны быть глубоко связаны с историей и культурой Венеции. Работа сложная, требующая полной самоотдачи и безусловной любви к городу и его озерному наследию.
Будущие гондольеры должны пройти строгий экзамен, который определяет их навыки навигации, знание иностранных языков и понимание венецианских традиций. Только лучшие кандидаты получают престижное звание, и заслуживают право ходить по узким каналам и под мостами Венеции. Современный гондольер — это спортсмен, ремесленник, историк и посол культуры в одном лице.
«Vogalonga» в Венеции собирает тысячи любителей гребли со всего мира. Фото: YouTube.com
Исторически эта профессия была исключительно прерогативой мужчин, однако в наши дни эта традиция была нарушена. В историю вошла Джорджия Боскола – первая в мире женщина-гондольер, которая получила в 2010 году лицензию и смогла продолжить многовековую семейную традицию.
С 1975 года в Венеции проходит ежегодная регата «Vogalonga», которая за последние годы разрослась до нескольких тысяч самых разных гребных лодок со всего мира. Красочное мероприятие не несет никакой конкурентной борьбы, а призвано лишь прославлять красоту и традиции края.
Элегантность на воде
История гондолы восходит к «богатым» годам венецианского Возрождения, где-то в период 15-го и 16-го веков. В то время эти лодки символизировали роскошь и престиж, и использовались для перевозки знати по каналам Венеции. Данный вид транспорта обеспечивал максимальный уровень комфорта.

Эти лодки имеют плоское днище и одинаково заостренные нос и корму. Заход пассажиров осуществляется как на переднюю, так и на заднюю палубу, где их встречают две скамейки с тенделетом, который защитит от солнца или непогоды во время круиза по венецианским каналам.
Гондолы имеют следующие габариты: около 9 метров в длину, 1,40 метра в ширину и 50 сантиметров в высоту. Все они оснащались форколами – 70-сантиметровыми гребными колодками с двумя выемками. И в зависимости от предстоящего маневра гондольер, который обычно стоит на корме, решал, в какую из них следует в данный момент поместить весло. Благо, каналы Венеции достаточно узкие, и для уверенного управления хватает одного весла. Но иногда, при сложных маневрах, может потребоваться помощь второго гондольера, стоящего на носу судна.
Черный цвет как символ высшего общества
В 1609 году был принят закон, требующий, чтобы все гондолы были черными как смоль. Этот цвет символизировал элегантность и умеренность. Таким образом эта венецианская гребная лодка стала самым предпочтительным средством передвижения для знатных семей Венеции и отражала их высокий социальный статус.

В итоге, в 16 веке в Венеции насчитывалось около 9000 гондол. Они стали настолько важным атрибутом светской жизни, что аристократические семьи иногда даже специально перемещали главные входы в свои дома так, чтобы они выходили непосредственно на канал. Менее богатые венецианцы использовали этот транспорт, в основном, только по необходимости, для возможности пересечь Гранд-канал.
Столп венецианского могущества
Судостроение долгое время было движущей силой процветания Города дожей. В XVIII веке в Венеции находилось около пятидесяти небольших частных верфей и Благоприятные условия труда привлекали мастеров со всей округи.
Реки, впадающие в лагуну, позволяли строителям получать древесину прямо из Восточных Альп. Сырье перевозили по рекам Пьяве и Адидже. При этом, надо сказать, что Венецианская республика строго контролировала вырубку деревьев.
В целом, судостроительная промышленность использовала сложную систему цепочек поставок, ведь гондолы строились из различных пород дерева, в числе которых значится дуб, лиственница, пихта, вяз, липа, вишня, орех и самшит.

Бревна тщательно отбирались и разрезались на доски с помощью специальных пил. Применялась сложная технология обработки. Так, одна сторона досок нагревалась над тростниковым огнем, чтобы согнуть ее, в то время как другая сторона оставалась влажной, чтобы сохранить гибкость. Этот метод позволял реализовывать изогнутые формы, подходящие для строительства гондол.
Спад производства произошел в первой половине 19 века. После вхождения Венеции в состав Италии началась засыпка некоторых каналов для сухопутной связи между островом и материком, а также строительство новых мостов через Гранд-канал, что радикально изменило городское движение, и соответственно, сократило использование гондол.

На 2024 год в Венеции осталось всего несколько верфей, которые все так же занимаются строительством и ремонтом гондол. Массовый туризм, развивающийся с 1970-х годов, оправдывает содержание на ходу всего порядка 400 гондол.
Новый облик
Начиная где-то с 17 века облик гондол постепенно менялся. Корпус стал более изогнутым, и удлинился до 11 метров. При этом асимметрия лодки стала более выраженной. Нос стал уже, корма, наоборот, значительно расширилась, чтобы компенсировать вес гондольера. Пассажирская «каюта», называемая фельзе, получила более внушительную конструкцию и полностью покрылась парусиной. Кормовое железо становится более сдержанным, в то время как носовое железо принимает форму, близкую к той, которую мы знаем сегодня.
Совместными усилиями
Строительство гондолы, от ее первоначальной концепции до последних штрихов, занимают порядка двух месяцев скоординированных усилий плотников, краснодеревщиков и кузнецов. Последние штрихи особенно скрупулезны. Они требуют навыков, часто передаваемых из поколения в поколение.
Классический корпус традиционно пропитывается смолой, а остальные части окрашиваются смесью льняного масла, сандарака (кипарисовой смолы) и ламповой сажи. Теперь, в современном исполнении, он дополнительно защищен шестью слоями лака «gondola black», что обеспечивает идеальную отделку. Такое покрытие подчеркивает каждый изгиб и дает зеркальный эффект. Что касается весел, то они теперь сделаны не из ясеня и рамина, а из тропического дерева.

Что неизменно, так это носовая арматура гондолы, которая по-прежнему олицетворяет собой основные символы Венеции. Ее общая структура напоминает гребень с шестью зубцами, символизирующими количество сестиери, то есть районов Республики. Верхняя часть напоминает шапку дожа, остров Джудекка представлен откидывающейся назад перекладиной, а небольшая арка над ферро символизирует мост Риальто. Единственное, сегодня арматура изготавливается из алюминия и нержавеющей стали, а не из цельного железа, как это было раньше.
Без гондольера никуда
Быть гондольером в Венеции — значит принять на себя профессию, полную ответственности. Точное плавание по узким каналам города требует исключительного мастерства, а также досконального знания течений и приливов. Более того, гондольер должен уметь бороться с капризами венецианской погоды, подымающей иногда волны. В наши дни гондольеры также должны быть глубоко связаны с историей и культурой Венеции. Работа сложная, требующая полной самоотдачи и безусловной любви к городу и его озерному наследию.
Будущие гондольеры должны пройти строгий экзамен, который определяет их навыки навигации, знание иностранных языков и понимание венецианских традиций. Только лучшие кандидаты получают престижное звание, и заслуживают право ходить по узким каналам и под мостами Венеции. Современный гондольер — это спортсмен, ремесленник, историк и посол культуры в одном лице.

Исторически эта профессия была исключительно прерогативой мужчин, однако в наши дни эта традиция была нарушена. В историю вошла Джорджия Боскола – первая в мире женщина-гондольер, которая получила в 2010 году лицензию и смогла продолжить многовековую семейную традицию.
С 1975 года в Венеции проходит ежегодная регата «Vogalonga», которая за последние годы разрослась до нескольких тысяч самых разных гребных лодок со всего мира. Красочное мероприятие не несет никакой конкурентной борьбы, а призвано лишь прославлять красоту и традиции края.
- Lilu
- www.youtube.com, boatnews.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....