
Двухдверный спорткар из 70-х Alfa Romeo Alfasud
Хотя многие успешные модели происходили из каких-то предшественников, базируясь на их основе, так бывало не всегда. Есть немало достойных автомобилей, проектирование которых начиналось буквально с чистого листа. И это особо делает им честь, также как и их создателям.
Сегодняшнего героя тоже можно отнести к этому числу. Ведь все начиналось с того, что компания Alfa Romeo решила задействовать новые мощности в Помильяно-д’Арко (Южная Италия), чтобы представить технически инновационную модель.
Alfa Romeo Alfasud: на конвейере с 1971 по 1989 годы. Фото: youtube.com
Ее история началась на стыке 50-х и 60-х годов, когда руководство компании выступило с идеей создания небольшого автомобиля со скромным двигателем. Как ни странно, но он позже оказал заметное влияние и на развитие самой Alfa Romeo, и на отрасль в целом.
Все стартовало с представления 3,6-метрового прототипа Tipo 103. Хотя его стилистические наработки и использовались позже в Giulia, все же основные революционные решения пока решили отправить «под сукно». Да, для поперечного расположения двигателя малого объема с двумя распредвалами и переднего привода время еще не пришло.
Основная идея компании состояла в том, чтобы предложить вариант «народного автомобиля», включавший самые современные технические решения. Это могло стать огромным вызовом и явной авантюрой – ведь сегмент, в который упорно пытались внедриться итальянцы, был очень плотно занят конкурентами из числа акул мирового автопроизводства.
Alfasud получил округлый дизайн кузова. Фото: youtube.com
Да и отличия будущей новинки от привычного Alfa Romeo казались слишком уж разительными. Несмотря на это, собралась внушительная команда единомышленников, состоявшая из блестящих умов и прекрасных чертежников:
✅ Рудольф Хрушка – работавший в Alfa Romeo во времена Giulietta
✅ Доменико Кирико – руководитель проекта Alfasud с 1966 года
✅ Джорджетто Джуджаро – из Italdesign
✅ Альдо Мантовани – коллега и соратник Джуджаро
Сроки казались такими сжатыми, что хотелось вторить известному персонажу: «вы ставите нереальные планы!». Однако Кирико смог собрать молодую и сплоченную команду, сумевшую удивить многих. Очень скоро они уже тестировали отдельные компоненты конструкции, а позже – и сам готовый опытный образец автомобиля. И все это – еще задолго до завершения строительства самого завода! А сам инженер Кирико присутствовал на всех важных этапах зарождения новинки:
✅ первые стендовые испытания двигателя 14 июля 1968 года
✅ запуск раннего прототипа на испытательном треке Балокко (ноябрь 1968-го)
✅ дальнейшие доработки конструкции и представление окончательного типа
Творческая группа настолько успешно двигалась вперед, что родился миф о закамуфлированном образце, проходящем дорожные испытания. Но на самом деле, то была еще далеко не финальная версия. Ведь опытным моделям требовалось накатать сотни километров по обычным дорогам, чтобы понять насколько хорошим будет «итальянское чудо».
Кожзам в салоне Alfa Romeo Alfasud. Фото: youtube.com
Ну и, конечно же, найти его слабые места, чтобы устранить уже на этапе проектирования. С этой целью австрийский инженер Хрушка собственноручно садился за руль прототипа, отправляясь на выходные в Турин или перевозя его к испытателям.
Несколько месяцев опытная спецверсия ускользала от объективов вездесущих папарацци. Но долго это не могло продолжаться. Очень скоро создатели «прокололись» недалеко от завода в Портелло (Милан). Что и привело к появлению статьи с фото загадочного примерно 2,5-метрового авто с укороченной задней частью и небольшим багажником. Репортеры прозвали его «субкомпактной Alfa». Но из того прототипа в конечной версии использовались лишь:
✅ скрытый кузов
✅ двери
✅ лобовое и заднее стекло
А еще, с некоторыми стилистическими намеками на Alfasud, базировался Alfa Romeo 33 с укороченной задней частью. Уже к началу 70-х группа подготовила инновационную новинку, включавшую не только передовые технические характеристики, но и эстетическую привлекательность или неплохой функционал.
Модель получила переднюю подвеску типа псевдо-МакФерсон, передний привод и четыре дисковых тормоза. Это все дополняла жесткая балка со спиральными пружинами сзади. Результатом стал двухобъемный четырехдверный автомобиль с низким капотом, рассчитанный на пять пассажиров. В добавок он получил компактный оппозитный двигатель со следующими характеристиками:
✅ плоский, продольный, четырехцилиндровый
✅ с верхним распредвалом на каждой головке
✅ рабочим объемом 1186 куб. см
✅ мощностью 63 л. с при 6000 об/мин
Грамотно продуманная эргономичность позволила автомобилю предложить довольно неплохой внутренний простор. А внешний дизайн сопровождался гладкими линиями со спортивным подтекстом. Первоначальный план проекта включал возможность компоновки модели различными типами кузовов на одной платформе: четырехдверный седан, двухдверный спорткар Giardinetta, трех- или пятидверные хэтчбеки и т. д.
Дополнением стало и выпускавшееся до 1989 года купе Sprint. Спортивный оттенок авто усиливался также за счет постепенных увеличения рабочего объема и мощностных показателей двигателя. А вот и другие характеристики Alfasud образца 1971 года:
✅ длина – 3,89 м
✅ ширина – 1,59 м
✅ высота – 1,37 м
✅ колесная база – 2455 мм
✅ максимальная скорость – 152 км/ч
✅ масса – 830 кг
Оппозитник и передний привод создали благоприятную среду для отличной устойчивости автомобиля на дороге. Возможно, технические характеристики и не соответствовали прежним традициям бренда, зато они вывели итальянскую компанию на новый уровень популярности, гарантировав владельцам отличное качество вождения. К тому же, очень скоро появились более мощные версии от Alfa Romeo:
✅ Turismo Internazionale (1973) – 1,2-литра, 68 л. с, двухкамерный карбюратор Weber
✅ Alfasud ti 1977 года – 1,3 литра, 76 л. с
✅ Quadrifoglio Verde 1981 года – 1,3/1,5-литровый двигатель
Двухдверная версия Alfasud ti продемонстрировала спортивные способности модели. Со временем она стала базой для создания настоящих гоночных автомобилей (Trofeo Alfasud), которые позволили (из-за доступной цены) приобщиться к спорту новым поклонникам. Даже был учрежден чемпионат Alfa boxer single brand, направленный на открытие молодых талантов.
Простенькая приборная панель. Фото: youtube.com
А в седане работали над улучшением удобства использования и грузоподъемностью багажного отсека. Правда, рекорда в этом отношении добились с трехдверным универсалом Giardinetta, получившем вертикальную заднюю дверь. Параллельно выросли бортовые характеристики, методы обработки и покраски кузовных и других деталей. А это благотворно сказалось и на общем качестве, и на востребованности автомобиля.
Верхом развития линейки стало купе Alfasud Sprint. Оно получило клиновидную форму и традиционный вместительный салон. Капот стал еще ниже, чем у седана, а положение водителя – более спортивным. Выпуск этой версии продлился дольше всех – до 1989 года, уже с 1,7-литровым двигателем мощностью 114 л. с. А последний седан собрали в 1984 году, когда эстафета перешла к Alfa Romeo 33.
Так, с коммерческой точки зрения Alfasud охватил гораздо больший сегмент рынка, чем Alfa Romeo удавалось до тех пор. И все это – благодаря предложению простого, но очень практичного и функционального продукта. Это сделало модель самым технически продвинутым автомобилем в своем классе, обеспечив ему более чем миллионный тираж.
Alfa Romeo Alfasud, запечатленная в игрушечной модели. Фото: youtube.com
Созданный с нуля, проект позволил инженерам и дизайнерам разработать широкий спектр автомобилей, подходящих для различных целей, подразумевая максимальное использование совместных компонентов. Не утратил он своей популярности и четыре десятилетия спустя. За экземпляр в хорошем состоянии сейчас могут запросить в районе 2,4 млн рублей.
Сегодняшнего героя тоже можно отнести к этому числу. Ведь все начиналось с того, что компания Alfa Romeo решила задействовать новые мощности в Помильяно-д’Арко (Южная Италия), чтобы представить технически инновационную модель.

Ее история началась на стыке 50-х и 60-х годов, когда руководство компании выступило с идеей создания небольшого автомобиля со скромным двигателем. Как ни странно, но он позже оказал заметное влияние и на развитие самой Alfa Romeo, и на отрасль в целом.
Вначале были революционные прототипы
Все стартовало с представления 3,6-метрового прототипа Tipo 103. Хотя его стилистические наработки и использовались позже в Giulia, все же основные революционные решения пока решили отправить «под сукно». Да, для поперечного расположения двигателя малого объема с двумя распредвалами и переднего привода время еще не пришло.
Основная идея компании состояла в том, чтобы предложить вариант «народного автомобиля», включавший самые современные технические решения. Это могло стать огромным вызовом и явной авантюрой – ведь сегмент, в который упорно пытались внедриться итальянцы, был очень плотно занят конкурентами из числа акул мирового автопроизводства.

Да и отличия будущей новинки от привычного Alfa Romeo казались слишком уж разительными. Несмотря на это, собралась внушительная команда единомышленников, состоявшая из блестящих умов и прекрасных чертежников:
✅ Рудольф Хрушка – работавший в Alfa Romeo во времена Giulietta
✅ Доменико Кирико – руководитель проекта Alfasud с 1966 года
✅ Джорджетто Джуджаро – из Italdesign
✅ Альдо Мантовани – коллега и соратник Джуджаро
Основа завода в Помильяно-д'Арко заложена в апреле 1968 года. На церемонии председатель Alfa Romeo Джузеппе Лураги ознакомил премьер-министра Италии Альдо Моро с плотным графиком, ведущим к началу производства модели Alfasud в 1971 году.
Сроки казались такими сжатыми, что хотелось вторить известному персонажу: «вы ставите нереальные планы!». Однако Кирико смог собрать молодую и сплоченную команду, сумевшую удивить многих. Очень скоро они уже тестировали отдельные компоненты конструкции, а позже – и сам готовый опытный образец автомобиля. И все это – еще задолго до завершения строительства самого завода! А сам инженер Кирико присутствовал на всех важных этапах зарождения новинки:
✅ первые стендовые испытания двигателя 14 июля 1968 года
✅ запуск раннего прототипа на испытательном треке Балокко (ноябрь 1968-го)
✅ дальнейшие доработки конструкции и представление окончательного типа
Творческая группа настолько успешно двигалась вперед, что родился миф о закамуфлированном образце, проходящем дорожные испытания. Но на самом деле, то была еще далеко не финальная версия. Ведь опытным моделям требовалось накатать сотни километров по обычным дорогам, чтобы понять насколько хорошим будет «итальянское чудо».

Ну и, конечно же, найти его слабые места, чтобы устранить уже на этапе проектирования. С этой целью австрийский инженер Хрушка собственноручно садился за руль прототипа, отправляясь на выходные в Турин или перевозя его к испытателям.
Уверенный путь к выходу в серию
Несколько месяцев опытная спецверсия ускользала от объективов вездесущих папарацци. Но долго это не могло продолжаться. Очень скоро создатели «прокололись» недалеко от завода в Портелло (Милан). Что и привело к появлению статьи с фото загадочного примерно 2,5-метрового авто с укороченной задней частью и небольшим багажником. Репортеры прозвали его «субкомпактной Alfa». Но из того прототипа в конечной версии использовались лишь:
✅ скрытый кузов
✅ двери
✅ лобовое и заднее стекло
А еще, с некоторыми стилистическими намеками на Alfasud, базировался Alfa Romeo 33 с укороченной задней частью. Уже к началу 70-х группа подготовила инновационную новинку, включавшую не только передовые технические характеристики, но и эстетическую привлекательность или неплохой функционал.
Представление Alfasud широкой публике состоялось в рамках Туринского автосалона (ноябрь 1971 года). Так обещания руководителя компании премьер-министру страны успешно воплотили в жизнь.
Модель получила переднюю подвеску типа псевдо-МакФерсон, передний привод и четыре дисковых тормоза. Это все дополняла жесткая балка со спиральными пружинами сзади. Результатом стал двухобъемный четырехдверный автомобиль с низким капотом, рассчитанный на пять пассажиров. В добавок он получил компактный оппозитный двигатель со следующими характеристиками:
✅ плоский, продольный, четырехцилиндровый
✅ с верхним распредвалом на каждой головке
✅ рабочим объемом 1186 куб. см
✅ мощностью 63 л. с при 6000 об/мин
Грамотно продуманная эргономичность позволила автомобилю предложить довольно неплохой внутренний простор. А внешний дизайн сопровождался гладкими линиями со спортивным подтекстом. Первоначальный план проекта включал возможность компоновки модели различными типами кузовов на одной платформе: четырехдверный седан, двухдверный спорткар Giardinetta, трех- или пятидверные хэтчбеки и т. д.
Другие характеристики Alfa Romeo Alfasud
Дополнением стало и выпускавшееся до 1989 года купе Sprint. Спортивный оттенок авто усиливался также за счет постепенных увеличения рабочего объема и мощностных показателей двигателя. А вот и другие характеристики Alfasud образца 1971 года:
✅ длина – 3,89 м
✅ ширина – 1,59 м
✅ высота – 1,37 м
✅ колесная база – 2455 мм
✅ максимальная скорость – 152 км/ч
✅ масса – 830 кг
Оппозитник и передний привод создали благоприятную среду для отличной устойчивости автомобиля на дороге. Возможно, технические характеристики и не соответствовали прежним традициям бренда, зато они вывели итальянскую компанию на новый уровень популярности, гарантировав владельцам отличное качество вождения. К тому же, очень скоро появились более мощные версии от Alfa Romeo:
✅ Turismo Internazionale (1973) – 1,2-литра, 68 л. с, двухкамерный карбюратор Weber
✅ Alfasud ti 1977 года – 1,3 литра, 76 л. с
✅ Quadrifoglio Verde 1981 года – 1,3/1,5-литровый двигатель
Двухдверная версия Alfasud ti продемонстрировала спортивные способности модели. Со временем она стала базой для создания настоящих гоночных автомобилей (Trofeo Alfasud), которые позволили (из-за доступной цены) приобщиться к спорту новым поклонникам. Даже был учрежден чемпионат Alfa boxer single brand, направленный на открытие молодых талантов.

А в седане работали над улучшением удобства использования и грузоподъемностью багажного отсека. Правда, рекорда в этом отношении добились с трехдверным универсалом Giardinetta, получившем вертикальную заднюю дверь. Параллельно выросли бортовые характеристики, методы обработки и покраски кузовных и других деталей. А это благотворно сказалось и на общем качестве, и на востребованности автомобиля.
Завершение производства и важная роль
Верхом развития линейки стало купе Alfasud Sprint. Оно получило клиновидную форму и традиционный вместительный салон. Капот стал еще ниже, чем у седана, а положение водителя – более спортивным. Выпуск этой версии продлился дольше всех – до 1989 года, уже с 1,7-литровым двигателем мощностью 114 л. с. А последний седан собрали в 1984 году, когда эстафета перешла к Alfa Romeo 33.
Так, с коммерческой точки зрения Alfasud охватил гораздо больший сегмент рынка, чем Alfa Romeo удавалось до тех пор. И все это – благодаря предложению простого, но очень практичного и функционального продукта. Это сделало модель самым технически продвинутым автомобилем в своем классе, обеспечив ему более чем миллионный тираж.

Созданный с нуля, проект позволил инженерам и дизайнерам разработать широкий спектр автомобилей, подходящих для различных целей, подразумевая максимальное использование совместных компонентов. Не утратил он своей популярности и четыре десятилетия спустя. За экземпляр в хорошем состоянии сейчас могут запросить в районе 2,4 млн рублей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....