Ресурс популярных в СССР мотоциклов – Иж, Jawa, «Минск», «Восход», «Урал» и «Днепр»
1 638

Ресурс популярных в СССР мотоциклов – Иж, Jawa, «Минск», «Восход», «Урал» и «Днепр»

Мотоциклы в Советском Союзе пользовались огромной популярностью. Особенно много их было в сельской местности. И дело не в том, что граждане СССР являлись идейными байкерами, хотя тогда и слов таких не употребляли. Просто ездить на чем-то нужно было.


Особенно актуальны мотоциклы оказались в населенных пунктах, лишенных такого блага, как общественный транспорт. Нет, при Советском Союзе автобусы ходили даже в самые отдаленные деревни, но иногда всего лишь несколько раз в неделю. А на работу и по делам нужно было ездить каждый день.

Ресурс популярных в СССР мотоциклов – Иж, Jawa, «Минск», «Восход», «Урал» и «Днепр»Мотоцикл Иж-49 считается одним из самых надежных в линейке. Фото: youtube.com

Поэтому и пользовались мотоциклами и велосипедами. Последние имелись в каждой семье, а то и по несколько штук. А вот мотоциклов уже было поменьше. Но не ошибемся, если скажем, что через двор в деревне у каждого имелась такая техника. А уважаемые читатели в комментариях могут рассказать свое видение ситуации по этому вопросу.

Классификация


Для начала разберемся с типами советских мотоциклов. Здесь же упомянем и технику из Чехословакии. Ведь именно последняя считалась самой желанной в СССР, и покупали такие мотоциклы больше товарищи «идейные».

На селе байки из Чехословакии таким спросом, как в городах, не пользовались. Проблема в запчастях. Их и в крупных магазинах приходилось долго ждать, а в сельпо вообще редко подобным торговали.

Итак, самые доступные мотоциклы для жителей Советского Союза – легкие модели. Это естественно, они простые конструктивно, с объемами двигателей 125-175 см3. К данной категории относились «Мински» и «Восходы».

Мотоцикл Ковровец К-175 сейчас найти в продаже сложно. Фото: youtube.com

Байк из Коврова стоил примерно на 100 рублей дороже. Это и понятно – у него двигатель на 175 см3, да и конструкция однозначно прочнее. Но «Мински» любили больше – они считались более надежными.

И это тоже можно объяснить – мотоциклы скопированы с немецких, и объем двигателей разных моделей не менялся. А вот ковровские инженеры доработали силовой агрегат, добавив ему 50 «кубиков».

Средние мотоциклы:

✅ Иж
✅ Jawa
✅ CZ

Ижевские модели были одно и двухцилиндровые. Объем почти у все 350 см3, только старые «Явы» встречались и в формате 250 см3.

Самое красивое в мотоцикле Pannonia T5 – это коляска. Фото: youtube.com

А еще были модели Pannonia, но они спросом не пользовались вообще. Особенно после того, как советские покупатели «распробовали» эти венгерские иномарки. Не сказать, что они были ненадежными, просто запчасти завозили редко.

А уже в середине 1970-х мотоциклы Pannonia перестали выпускать. Отсюда и миф об их ненадежности. Чинили просто подручными материалами, поэтому старая техника постоянно и ломалась в 1980-х.

Тяжелые мотоциклы – это «Урал» и «Днепр». Оппозиты, выпускавшиеся только с колясками. «Одиночки» тоже имелись, но для «органов» в качестве эскортных моделей.

Специфика использования


Итак, каждый класс советских мотоциклов нашел свое применение. Самые легкие «Мински» покупали две категории граждан. Молодые, которые позарились на низкую цену, и любители охоты, рыбалки, лесного «собирательства».

Мотоциклы Иж Юпитер на селе недолюбливали. Фото: youtube.com

Главный плюс «Минска» – это минимальный вес. За счет этого он использовался в роли эндуро, как бы сказали сейчас. Не просто же так некоторые модификации «Минскачей» получали высокое переднее крыло, как в кроссовых мотоциклах.

«Восходы» относительно легкие, но они считались больше дорожными моделями. Для леса подходят хуже, чем «Мински».

Средние мотоциклы считались самыми универсальными. Они выпускались как в одиночных исполнениях, так и с колясками. Боковой прицеп позволял перевезти сразу двух пассажиров, или какие-нибудь мешки и коробки. Для перевозки грузов эти модели не слишком годились.

Тяжелые мотоциклы в СССР были оппозитными и четырехтактными. Продавались только с колясками. Несмотря на расход топлива в 8-10 литров, что сравнимо с «Жигулями», без проблем справлялись с ролью «мула» в личном хозяйстве.

Что в общем влияло на ресурс?


Выход из строя советского мотоцикла – это однозначно проблемы с двигателем. Все остальное ремонтировалось своими руками и быстро. Конечно, частенько бывало, что техника не желала заводиться или глохла в дороге. Но эта проблема решалась запуском с «толкача», самостоятельным ремонтом или починкой общими усилиями.

Тяжелые оппозиты «Днепр» и «Урал» позволяют путешествовать с относительным комфортом. Фото: youtube.com

А двигатели выходили из строя в первую очередь из-за ненадлежащего обслуживания и отсутствия ухода. Например, молодежь часто ездила до тех пор, пока техника это терпела. Заливали только бензин, на этом все. Масло, которое мешали с топливом у двухтактных легких и средних моделей, нередко бралось отработанное.

А вот у многих пожилых владельцев мотоциклы трудились без проблем не то что годами – десятилетиями. И заводились обычно легко, если не с первого, то со второго или третьего раза.

Любая техника требует ухода, особенно советская. И не потому, что она плохая – просто это реалии той эпохи. Конечно, немецкие мотоциклы тех лет надежнее, но их тоже нужно обслуживать куда чаще, чем современные байки.

Ресурс легких мотоциклов


Модели «Минск» известны под индексом ММВЗ. Ресурс их двигателей – около 20-24 тысяч километров. Но это не значит, что до этого не придется менять кольца. А вот поршень часто отхаживает именно 20 000 километров пробега. Что касается колец, то их к этим цифрам обычно успевают сменить дважды.

Минск М1М похож на старый немецкий мотоцикл. Фото: youtube.com

Но это не значит, что каждый «Минск» имел такой ресурс. Встречались экземпляры, где пробег был в два раза больше или на столько же меньше.

Все дело не только в уходе, но и в особенностях эксплуатации. Если не перегружать технику, не ездить постоянно на высоких оборотах – она прослужит в разы дольше. А если на том же «Минске» будут передвигаться два крупных мужчины, да еще с рюкзаками и в холмистой местности, ресурса хватит в лучшем случае на 5 тысяч километров.

Примерно такая же картина с мотоциклами «Восход». Но в силу большего объема, они способны проездить до 30 000 км. Опять же, при условии щадящей эксплуатации, не выкручивая двигатель до высоких оборотов постоянно.

Ресурс средних моделей


Мотоциклы Иж проезжали по 35 тысяч километров до замены поршневой группы. Опять же, все зависело от условий эксплуатации, обслуживания и использования качественных горюче-смазочных материалов.

Jawa 634 была самой желанной в первой половине 1980-х. Фото: youtube.com

«Явы», несмотря на такой же объем двигателей, выхаживали на 50% больше – в среднем по 45 000 километров. Это объясняется другим подходом чехов к производству.

Что касается пробегов у владельцев, которые жалеют технику, то встречаются экземпляры Иж, у которых по 50 тысяч километров на одометрах без замены поршней. У Jawa, соответственно, он будет еще больше. Но ездить спокойно на мотоцикле, чтобы он выхаживал столько, способны единицы.

И есть еще один момент – если дать Иж или «Яву» человеку, привыкшему ездить «в отсечку» на спортбайке, он может «уложить» мотор за полчаса. Такие случаи тоже бывали.

Ресурс «Днепров» и «Уралов»


Тяжелые советские мотоциклы четырехтактные. Соответственно, их двигатели конструктивно рассчитаны на больший пробег. Если не перегревать оппозиты, то «Урал» и «Днепр» могут проехать по 45 000 километров до замены поршней.

Днепр МТ-16 имеет привод на колесо бокового прицепа. Фото: youtube.com

При правильно и щадящей эксплуатации ресурс смело умножается на два. С такими пробегами мотоциклы обслуживают регулярно, а ездят на них как на «туристах». Да, можно с двумя пассажирами, палаткой и прочими необходимыми в путешествии вещами. Но без булыжников в «люльке» и бревен, волочащихся сзади.

Подводя итоги, можно отметить, что советские мотоциклы не предназначены для покатушек на все 100%, как это понимают некоторые современные байкеры. Техника из СССР любит вдумчивых владельцев, способных наслаждаться неспешными поездками.

В таких случаях тот же «Минск», Иж или «Урал» порадуют ресурсами, вдвое превышающими заводские. Главное запчасти только качественные покупать, а с этим сейчас проблемы…
А какой советский мотоцикл вы бы хотели иметь сейчас?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас