
Ford GPA – плавающий автомобиль для кругосветки
В годы Второй Мировой номенклатура выпускаемой военной техники значительно расширилась. К обычным автомобилям на фронте добавилась и специальная техника, предназначенная для узких задач. Американцы, воюющие преимущественно на водных пространствах или на островах, нуждались в автомобилях-амфибиях.
Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Ford GPA на воде. Фото: YouTube.com
Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.
Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.
Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.
Приборная панель Ford GPA. Фото: YouTube.com
Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.
Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.
Автомобиль-амфибия Ford GPA. Фото: YouTube.com
Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.
Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.
Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.
Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.
Ford GPA во время кругосветного путешествия в 50-е. Фото: Evillys.com
Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.
В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.
В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.
Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.

Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.
Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.
Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Технические характеристики Ford GPA
В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.

Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.
Применение Ford GPA
Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.

Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.
Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.
Послевоенное применение амфибии Ford GPA
Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.
Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.

Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.
В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.
В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.
Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
- Карпов Андрей
- youtube.com, ewillys.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....