Ford GPA – плавающий автомобиль для кругосветки
В годы Второй Мировой номенклатура выпускаемой военной техники значительно расширилась. К обычным автомобилям на фронте добавилась и специальная техника, предназначенная для узких задач. Американцы, воюющие преимущественно на водных пространствах или на островах, нуждались в автомобилях-амфибиях.
Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.
Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.
Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.
Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.
Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.
Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.
Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.
Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.
Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.
Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.
В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.
В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.
Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Ford GPA на воде. Фото: YouTube.com
Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.
Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.
Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Технические характеристики Ford GPA
В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.
Приборная панель Ford GPA. Фото: YouTube.com
Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.
Применение Ford GPA
Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.
Автомобиль-амфибия Ford GPA. Фото: YouTube.com
Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.
Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.
Послевоенное применение амфибии Ford GPA
Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.
Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.
Ford GPA во время кругосветного путешествия в 50-е. Фото: Evillys.com
Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.
В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.
В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.
Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
- Карпов Андрей
- youtube.com, ewillys.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....