Ford GPA – плавающий автомобиль для кругосветки
610

Ford GPA – плавающий автомобиль для кругосветки

В годы Второй Мировой номенклатура выпускаемой военной техники значительно расширилась. К обычным автомобилям на фронте добавилась и специальная техника, предназначенная для узких задач. Американцы, воюющие преимущественно на водных пространствах или на островах, нуждались в автомобилях-амфибиях.


Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.

Ford GPA – плавающий автомобиль для кругосветкиFord GPA на воде. Фото: YouTube.com

Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.

Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.

Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.

Технические характеристики Ford GPA


В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.

Приборная панель Ford GPA. Фото: YouTube.com

Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.

Применение Ford GPA


Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.

Автомобиль-амфибия Ford GPA. Фото: YouTube.com

Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.

Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.

Послевоенное применение амфибии Ford GPA


Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.

Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.

Ford GPA во время кругосветного путешествия в 50-е. Фото: Evillys.com

Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.

В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.

В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.

Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
Видели когда-нибудь автомобили-амфибии тех лет?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас