Ford GPA – плавающий автомобиль для кругосветки
В годы Второй Мировой номенклатура выпускаемой военной техники значительно расширилась. К обычным автомобилям на фронте добавилась и специальная техника, предназначенная для узких задач. Американцы, воюющие преимущественно на водных пространствах или на островах, нуждались в автомобилях-амфибиях.
Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.
Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.
Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.
Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.
Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.
Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.
Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.
Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.
Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.
Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.
В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.
В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.
Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
Одним из таких стал Ford GPA. Его выпускали с 1942 по 1943. Всего произвели свыше 12 тыс. таких автомобилей. В первый год 586 машин поставили в Советский Союз по программе «Ленд-Лиз». Американские военные быстро поняли, что машина имеет ряд недостатков. Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Ford GPA на воде. Фото: YouTube.com
Модель критиковали за плохую остойчивость. Простыми словами, амфибия была ненадежной на море. Высокие волны захлестывали воду в кабину, машину могло перевернуть. Как известно, в годы войны США провели сотни десантных операций. Для грамотного технического обеспечения боевых действий, требовались другие машины.
Именно поэтому Ford GPA так быстро сняли с производства. Но не пропадать же добру? В последние годы войны только Советский Союз получил более 3 тыс. таких машин. Как оказалось, модель хорошо подходит для форсирования небольших рек и озер. А их в Восточной Европе было достаточно.
Уже после войны Ford GPA стали активно использовать автопутешественники. Некоторые машины на ходу и сегодня.
Технические характеристики Ford GPA
В качестве силовой установки использовался двигатель от концерна Ford – GPW-500 с мощностью 60 л. с. Это был 4-х цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2199 см³. Машина могла разгоняться до 89 км/ч на твердой поверхности и до 8,6 км/ч по воде.
Приборная панель Ford GPA. Фото: YouTube.com
Габариты Ford GPA – 4620х2130х1750 мм. На борт можно было поднять до 500 кг. Объем топливного бака составлял 76 литров. Толщина стенок корпуса достигала 2 мм. В задней части амфибии устанавливался гребной винт. Средний расход топлива – 14 литров в час.
Применение Ford GPA
Несмотря на значительные недоработки конструкции, Ford GPA успел поучаствовать в десантных операциях союзников в Алжире, в Италии и в Нормандии.
Автомобиль-амфибия Ford GPA. Фото: YouTube.com
Самое широкое распространение модель получила в Советском Союзе. В 1944 году было сформировано 11 моторизированных батальонов ОСНАЗ, которые и получили на вооружение «Форд-4» – именно такое обозначение машине дали в Красной Армии. Их применяли преимущественно в десантных и разведывательных операциях.
Советские инженеры также принялись за разработку собственной модели автомобиля-амфибии. Уже в 1953 году в серийное производство запустили ГАЗ-46.
Послевоенное применение амфибии Ford GPA
Американские военные отказались от модели в 1947 году. Технически исправные машины начали продавать в гражданский сектор. Надо сказать, что концепция очень понравилась автопутешественникам и Ford GPA получил большую популярность.
Новые владельцы меняли конструкции машин под свои задачи. Например, приваривали заостренный нос, чтобы повысить мореходные качества. Часто устанавливали герметичные, застекленные кабины.
Ford GPA во время кругосветного путешествия в 50-е. Фото: Evillys.com
Главными событиями, связанными с моделью Ford GPA после войны, стали путешествия энтузиастов. В середине 50-х братья Шрейдер проехали на амфибии от полярного круга до аргентинского города Ушуая.
В 1950-м началась кругосветка Бена Карлина. Энтузиасты модернизировали свой Ford GPA и дали ему название «Half-Safe». Они совершили путешествие от города Монреаль до Азорских островов в Атлантике всего за месяц. Затем достигли Северной Африки, добрались до Европы и через пролив Ла-Манш прибыли в Англию.
В 1954 году команда продолжила свою кругосветку. Через всю Европу, Турцию и Центральную Азию они достигли Индии, а зачем прибыли в Гонконг. Оттуда по морю достигли сначала Японии, а потом через Алеутские острова дошли до Аляски. Непродолжительный сухопутный переход до Монреаля закончил кругосветку. На вторую часть маршрута понадобилось еще 4 года.
Ford GPA стал одним из первых серийных автомобилей-амфибий. Некоторые экземпляры на ходу и сегодня. Другие находятся на хранении в различных музеях автомобильный техники по всему миру.
- Карпов Андрей
- youtube.com, ewillys.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....