
Садово-огородный мини-трактор ДТ-20 из СССР – несбыточная мечта крестьянина
Многие россияне уверены, что в СССР никогда не выпускали компактные тракторы, предназначенные для обработки небольших участков, так называемые садово-огородные модели. Но те, чья юность пришлась на конец 1950-х и 1960-е годы, вполне могут воскресить в памяти картинки тех лет.
Например, серию спичечных коробков «Советские тракторы». Среди них был и герой нашей сегодняшней статьи – ДТ-20. Это легкая колесная сельхозтехника, которую производили с 1958 по 1969 годы. Садово-огородный трактор относился к 0,6 классу и когда-то часто встречался в колхозах.
Даже сейчас ДТ-20 иногда попадаются в частных хозяйствах. Несмотря на годы, эта техника работает, радуя своих владельцев. И никто не считает, что это раритет, ведь цена доступна – обычно она варьируется в диапазоне 100-250 тысяч рублей.
Несмотря на скромные габариты, ДТ-20 может справиться и с таким прицепом. Фото: youtube.com
Разумеется, никто за такие деньги не предложит технику в идеале. Как правило, эти тракторы находятся в ужасном состоянии. Но при этом они продолжают работать, накручивая очередной десяток лет на свои колеса. А это достойно уважения.
Первая компактная садово-огородная модель была выпущена Харьковским тракторным заводом в 1950 году. Тогда рассудили, что фермам, теплицам и виноградникам не нужны крупные модели. Да и не смогли бы они там работать.
Потом в 1950 году появился ХТЗ-7, а далее ее сменил ДТ-14. Герой нашей сегодняшней статьи встал на конвейер в 1958 году.
Модель доработали:
✅ Увеличили мощность
✅ Добавили педаль для задействования тормозов на оба колеса
✅ Появился новый картер
Ключевая особенность ДТ-20 – возможность регулировки колеи. Колеса можно переставлять на осях, да и органы управления монтировались в противоположную сторону при надобности.
Многие уверены, что ДТ-20 покупали бы и сейчас. Фото: youtube.com
Всего за 11 лет было выпущено почти 250 тысяч ДТ-20. Эти тракторы поставлялись не только в советские республики и коммунистические страны. Модель пользовалась спросом и у капиталистов.
Например, во Франции ДТ-20 эксплуатировали на виноградниках. А в Голландии трактор «прижился» на тюльпановых и садово-огородных фермах.
Несмотря на скромные размеры, модель оказалась универсальной и востребованной. Конечно, на полях ей не хватало мощности. Зато на овощеводческих плантациях и фермах равных трактору не было в те годы.
Кроме работ с навесным, ДТ-20 применялся и для других целей. Например, в качестве тягача для доставки продукции на промежуточные склады. Особенно ценили технику на виноградниках, в первую очередь, за возможность регулировки ширины колеи.
Силовой агрегат был разработан для новой модели. Он назывался Д-20 и создан на основе Д-14В. Мотор одноцилиндровый, четырехтактный, но с водяным охлаждением.
Двигатель для ДТ-20 разрабатывался специально. Фото: youtube.com
Что касается мощности двигателя, то она составляет 18-20 л. с. Первое значение достигалось при 1 600 оборотах. Эти цифры не рекомендовалось превышать – только кратковременно. Если двигатель раскручивался до 1 800 оборотов, то он выдавал уже 20 «лошадок».
Система охлаждения в первую очередь рассчитана для использование воды. Поддержка оптимального теплового режима осуществляется автоматически, за счет термостата и шторки.
Коробка передач у трактора механическая четырехступенчатая. Три скорости с реверсом, одна без. ДТ-20 может передвигаться в пределах 5-18 км/ч.
ДТ-20 в таком состоянии найти сейчас сложно. Фото: youtube.com
Поворотные механизмы находятся в одном корпусе с КПП. Интересно, что тормоза отдельные для каждого из задних колес. Они активируются педалями, причем последние можно переставлять.
Передний мост трактора оснащен управляемыми колесами. Привод задний, на этой оси установлены шины, позволяющие работать даже на зыбких грунтах. Подвеска ДТ-20 полужесткая. Для прочности и надежности она усилена рессорой.
Гидравлика состоит из:
✅ Насоса
✅ Бака
✅ Маслопроводов
✅ Распределителя
✅ Силового цилиндра
Только первый элемент размещен на двигателе. Остальные собраны в узел, известный как гидроподъемник. Он находится на картере.
Трактор способен работать с рядом навесных механизмов, причем без установки переходников. Все необходимое шло в заводской комплектации. ДТ-20 работал с боронами и культиваторами. Последние могли предназначаться как для междурядной, так и сплошной прополки.
Кое-где ДТ-20 еще используют по прямому назначению. Фото: youtube.com
Техника подходила для опрыскивателей вроде ОШУ-50. Трактор работал и со специальным навесным для виноградарей – подборщиками и транспортировщиками лозы и гроздей.
Для работ по культивированию междурядий использовался трактор ДТ-20-С1. Основное отличие данной модели – это размер задних шин 8-32.
Следующая модификация, ДТ-20-С2, считалась более универсальной. Отличалась она задними шинами 10-28. Предназначалась не только для широкого спектра сельскохозяйственных работ, но и для транспортных перевозок на короткие дистанции.
ДТ-20 вспашет огороды как своему владельцу, так и всем соседям. Фото: youtube.com
Специально для продажи на экспорт изготавливались модификации С3, С4 и С5. Все они имели задние шины 10-28. Как было принято в Советском Союзе, за границу отправляли только улучшенные тракторы.
Собирали такие ДТ-20 из деталей высшего качества. На конвейерах работали самые опытные и высококвалифицированные сотрудники. Вся электрика получала изоляцию, позволяющую трудиться даже в самом влажном и жарком климате.
ДТ-20-С-6 – это усовершенствованный трактор для внутреннего советского рынка. Он максимально универсальный – это сделано для того, чтобы работать с большим количеством навесного и прицепного оборудования, в том числе и от другой техники. Специально для этого электрику доработали и модернизировали.
Одна из самых интересных модификаций – это ДТ-20В. Данная техника на гусеничном ходу. Основное предназначение – работа на виноградных и овощеводческих плантациях. Трактор отличался небольшим давлением на грунт и не повреждал почву.
Органы управления ДТ-20 можно переставлять. Фото: youtube.com
ДТ-20К получил высокий клиренс в 1,5 метра. А еще он имел колею шириной в 2,1 м. Такой трактор спроектировали специально для опрыскивания высокорослых культур.
ДТ-20У – это зауженная модификация. Предназначена в первую очередь для работы в ограниченном пространстве, вроде старых ферм и теплиц.
Судя по воспоминаниям сельских жителей в возрасте, ДТ-20 всегда был на хорошем счету. Эти тракторы ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Единственный нюанс, который многим не нравился – это отсутствие кабины.
Последнее делало ДТ-20 «летним» трактором. Использовать технику в холодное время года или в дождь было затруднительно. Да и при химической обработке садов и посевов механизатор успевал вдоволь надышаться вредными веществами.
Да, на ДТ-20 можно ездить и таким образом. Фото: youtube.com
Сиденье ДТ-20 мягкостью не отличалось. Поэтому водители часто модернизировали его самостоятельно, подкладывая фуфайки или камеры от подходящих по размеру шин.
В колхозах ДТ-20 стали исчезать уже в начале 1980-х, уступая место более современным Т-25. Но старые тракторы еще долго эксплуатировали в небольших хозяйствах.
Кстати, ДТ-20 до сих пор трудятся у некоторых фермеров и владельцев личных подсобных участков. Правда, их внешний вид обычно удручает...
Например, серию спичечных коробков «Советские тракторы». Среди них был и герой нашей сегодняшней статьи – ДТ-20. Это легкая колесная сельхозтехника, которую производили с 1958 по 1969 годы. Садово-огородный трактор относился к 0,6 классу и когда-то часто встречался в колхозах.
Даже сейчас ДТ-20 иногда попадаются в частных хозяйствах. Несмотря на годы, эта техника работает, радуя своих владельцев. И никто не считает, что это раритет, ведь цена доступна – обычно она варьируется в диапазоне 100-250 тысяч рублей.

Разумеется, никто за такие деньги не предложит технику в идеале. Как правило, эти тракторы находятся в ужасном состоянии. Но при этом они продолжают работать, накручивая очередной десяток лет на свои колеса. А это достойно уважения.
История
Первая компактная садово-огородная модель была выпущена Харьковским тракторным заводом в 1950 году. Тогда рассудили, что фермам, теплицам и виноградникам не нужны крупные модели. Да и не смогли бы они там работать.
Потом в 1950 году появился ХТЗ-7, а далее ее сменил ДТ-14. Герой нашей сегодняшней статьи встал на конвейер в 1958 году.
Модель доработали:
✅ Увеличили мощность
✅ Добавили педаль для задействования тормозов на оба колеса
✅ Появился новый картер
Ключевая особенность ДТ-20 – возможность регулировки колеи. Колеса можно переставлять на осях, да и органы управления монтировались в противоположную сторону при надобности.

Всего за 11 лет было выпущено почти 250 тысяч ДТ-20. Эти тракторы поставлялись не только в советские республики и коммунистические страны. Модель пользовалась спросом и у капиталистов.
Например, во Франции ДТ-20 эксплуатировали на виноградниках. А в Голландии трактор «прижился» на тюльпановых и садово-огородных фермах.
Где использовали в СССР
Несмотря на скромные размеры, модель оказалась универсальной и востребованной. Конечно, на полях ей не хватало мощности. Зато на овощеводческих плантациях и фермах равных трактору не было в те годы.
Кроме работ с навесным, ДТ-20 применялся и для других целей. Например, в качестве тягача для доставки продукции на промежуточные склады. Особенно ценили технику на виноградниках, в первую очередь, за возможность регулировки ширины колеи.
Мотор
Силовой агрегат был разработан для новой модели. Он назывался Д-20 и создан на основе Д-14В. Мотор одноцилиндровый, четырехтактный, но с водяным охлаждением.

Что касается мощности двигателя, то она составляет 18-20 л. с. Первое значение достигалось при 1 600 оборотах. Эти цифры не рекомендовалось превышать – только кратковременно. Если двигатель раскручивался до 1 800 оборотов, то он выдавал уже 20 «лошадок».
Для запуска мотора в системе используется электростартер. Соответственно, никаких «пускачей» на бензине не имелось. Хотя, при поломке агрегата, механизаторы его иногда устанавливали.
Система охлаждения в первую очередь рассчитана для использование воды. Поддержка оптимального теплового режима осуществляется автоматически, за счет термостата и шторки.
Другие технические особенности
Коробка передач у трактора механическая четырехступенчатая. Три скорости с реверсом, одна без. ДТ-20 может передвигаться в пределах 5-18 км/ч.

Поворотные механизмы находятся в одном корпусе с КПП. Интересно, что тормоза отдельные для каждого из задних колес. Они активируются педалями, причем последние можно переставлять.
Передний мост трактора оснащен управляемыми колесами. Привод задний, на этой оси установлены шины, позволяющие работать даже на зыбких грунтах. Подвеска ДТ-20 полужесткая. Для прочности и надежности она усилена рессорой.
Гидравлика состоит из:
✅ Насоса
✅ Бака
✅ Маслопроводов
✅ Распределителя
✅ Силового цилиндра
Только первый элемент размещен на двигателе. Остальные собраны в узел, известный как гидроподъемник. Он находится на картере.
Трактор способен работать с рядом навесных механизмов, причем без установки переходников. Все необходимое шло в заводской комплектации. ДТ-20 работал с боронами и культиваторами. Последние могли предназначаться как для междурядной, так и сплошной прополки.

Техника подходила для опрыскивателей вроде ОШУ-50. Трактор работал и со специальным навесным для виноградарей – подборщиками и транспортировщиками лозы и гроздей.
Модификации
Для работ по культивированию междурядий использовался трактор ДТ-20-С1. Основное отличие данной модели – это размер задних шин 8-32.
Следующая модификация, ДТ-20-С2, считалась более универсальной. Отличалась она задними шинами 10-28. Предназначалась не только для широкого спектра сельскохозяйственных работ, но и для транспортных перевозок на короткие дистанции.

Специально для продажи на экспорт изготавливались модификации С3, С4 и С5. Все они имели задние шины 10-28. Как было принято в Советском Союзе, за границу отправляли только улучшенные тракторы.
Собирали такие ДТ-20 из деталей высшего качества. На конвейерах работали самые опытные и высококвалифицированные сотрудники. Вся электрика получала изоляцию, позволяющую трудиться даже в самом влажном и жарком климате.
Чтобы экспортные тракторы могли ездить по дорогам общего пользования, их оборудовали фарами, фонарями и поворотниками. ДТ-20-С5 получил даже прообраз кондиционера – вентилятор для водителя.
ДТ-20-С-6 – это усовершенствованный трактор для внутреннего советского рынка. Он максимально универсальный – это сделано для того, чтобы работать с большим количеством навесного и прицепного оборудования, в том числе и от другой техники. Специально для этого электрику доработали и модернизировали.
Одна из самых интересных модификаций – это ДТ-20В. Данная техника на гусеничном ходу. Основное предназначение – работа на виноградных и овощеводческих плантациях. Трактор отличался небольшим давлением на грунт и не повреждал почву.

ДТ-20К получил высокий клиренс в 1,5 метра. А еще он имел колею шириной в 2,1 м. Такой трактор спроектировали специально для опрыскивания высокорослых культур.
ДТ-20У – это зауженная модификация. Предназначена в первую очередь для работы в ограниченном пространстве, вроде старых ферм и теплиц.
Отзывы
Судя по воспоминаниям сельских жителей в возрасте, ДТ-20 всегда был на хорошем счету. Эти тракторы ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Единственный нюанс, который многим не нравился – это отсутствие кабины.
Последнее делало ДТ-20 «летним» трактором. Использовать технику в холодное время года или в дождь было затруднительно. Да и при химической обработке садов и посевов механизатор успевал вдоволь надышаться вредными веществами.

Сиденье ДТ-20 мягкостью не отличалось. Поэтому водители часто модернизировали его самостоятельно, подкладывая фуфайки или камеры от подходящих по размеру шин.
В колхозах ДТ-20 стали исчезать уже в начале 1980-х, уступая место более современным Т-25. Но старые тракторы еще долго эксплуатировали в небольших хозяйствах.
Кстати, ДТ-20 до сих пор трудятся у некоторых фермеров и владельцев личных подсобных участков. Правда, их внешний вид обычно удручает...
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....