Садово-огородный мини-трактор ДТ-20 из СССР – несбыточная мечта крестьянина
Многие россияне уверены, что в СССР никогда не выпускали компактные тракторы, предназначенные для обработки небольших участков, так называемые садово-огородные модели. Но те, чья юность пришлась на конец 1950-х и 1960-е годы, вполне могут воскресить в памяти картинки тех лет.
Например, серию спичечных коробков «Советские тракторы». Среди них был и герой нашей сегодняшней статьи – ДТ-20. Это легкая колесная сельхозтехника, которую производили с 1958 по 1969 годы. Садово-огородный трактор относился к 0,6 классу и когда-то часто встречался в колхозах.
Даже сейчас ДТ-20 иногда попадаются в частных хозяйствах. Несмотря на годы, эта техника работает, радуя своих владельцев. И никто не считает, что это раритет, ведь цена доступна – обычно она варьируется в диапазоне 100-250 тысяч рублей.
Разумеется, никто за такие деньги не предложит технику в идеале. Как правило, эти тракторы находятся в ужасном состоянии. Но при этом они продолжают работать, накручивая очередной десяток лет на свои колеса. А это достойно уважения.
Первая компактная садово-огородная модель была выпущена Харьковским тракторным заводом в 1950 году. Тогда рассудили, что фермам, теплицам и виноградникам не нужны крупные модели. Да и не смогли бы они там работать.
Потом в 1950 году появился ХТЗ-7, а далее ее сменил ДТ-14. Герой нашей сегодняшней статьи встал на конвейер в 1958 году.
Модель доработали:
✅ Увеличили мощность
✅ Добавили педаль для задействования тормозов на оба колеса
✅ Появился новый картер
Ключевая особенность ДТ-20 – возможность регулировки колеи. Колеса можно переставлять на осях, да и органы управления монтировались в противоположную сторону при надобности.
Всего за 11 лет было выпущено почти 250 тысяч ДТ-20. Эти тракторы поставлялись не только в советские республики и коммунистические страны. Модель пользовалась спросом и у капиталистов.
Например, во Франции ДТ-20 эксплуатировали на виноградниках. А в Голландии трактор «прижился» на тюльпановых и садово-огородных фермах.
Несмотря на скромные размеры, модель оказалась универсальной и востребованной. Конечно, на полях ей не хватало мощности. Зато на овощеводческих плантациях и фермах равных трактору не было в те годы.
Кроме работ с навесным, ДТ-20 применялся и для других целей. Например, в качестве тягача для доставки продукции на промежуточные склады. Особенно ценили технику на виноградниках, в первую очередь, за возможность регулировки ширины колеи.
Силовой агрегат был разработан для новой модели. Он назывался Д-20 и создан на основе Д-14В. Мотор одноцилиндровый, четырехтактный, но с водяным охлаждением.
Что касается мощности двигателя, то она составляет 18-20 л. с. Первое значение достигалось при 1 600 оборотах. Эти цифры не рекомендовалось превышать – только кратковременно. Если двигатель раскручивался до 1 800 оборотов, то он выдавал уже 20 «лошадок».
Система охлаждения в первую очередь рассчитана для использование воды. Поддержка оптимального теплового режима осуществляется автоматически, за счет термостата и шторки.
Коробка передач у трактора механическая четырехступенчатая. Три скорости с реверсом, одна без. ДТ-20 может передвигаться в пределах 5-18 км/ч.
Поворотные механизмы находятся в одном корпусе с КПП. Интересно, что тормоза отдельные для каждого из задних колес. Они активируются педалями, причем последние можно переставлять.
Передний мост трактора оснащен управляемыми колесами. Привод задний, на этой оси установлены шины, позволяющие работать даже на зыбких грунтах. Подвеска ДТ-20 полужесткая. Для прочности и надежности она усилена рессорой.
Гидравлика состоит из:
✅ Насоса
✅ Бака
✅ Маслопроводов
✅ Распределителя
✅ Силового цилиндра
Только первый элемент размещен на двигателе. Остальные собраны в узел, известный как гидроподъемник. Он находится на картере.
Трактор способен работать с рядом навесных механизмов, причем без установки переходников. Все необходимое шло в заводской комплектации. ДТ-20 работал с боронами и культиваторами. Последние могли предназначаться как для междурядной, так и сплошной прополки.
Техника подходила для опрыскивателей вроде ОШУ-50. Трактор работал и со специальным навесным для виноградарей – подборщиками и транспортировщиками лозы и гроздей.
Для работ по культивированию междурядий использовался трактор ДТ-20-С1. Основное отличие данной модели – это размер задних шин 8-32.
Следующая модификация, ДТ-20-С2, считалась более универсальной. Отличалась она задними шинами 10-28. Предназначалась не только для широкого спектра сельскохозяйственных работ, но и для транспортных перевозок на короткие дистанции.
Специально для продажи на экспорт изготавливались модификации С3, С4 и С5. Все они имели задние шины 10-28. Как было принято в Советском Союзе, за границу отправляли только улучшенные тракторы.
Собирали такие ДТ-20 из деталей высшего качества. На конвейерах работали самые опытные и высококвалифицированные сотрудники. Вся электрика получала изоляцию, позволяющую трудиться даже в самом влажном и жарком климате.
ДТ-20-С-6 – это усовершенствованный трактор для внутреннего советского рынка. Он максимально универсальный – это сделано для того, чтобы работать с большим количеством навесного и прицепного оборудования, в том числе и от другой техники. Специально для этого электрику доработали и модернизировали.
Одна из самых интересных модификаций – это ДТ-20В. Данная техника на гусеничном ходу. Основное предназначение – работа на виноградных и овощеводческих плантациях. Трактор отличался небольшим давлением на грунт и не повреждал почву.
ДТ-20К получил высокий клиренс в 1,5 метра. А еще он имел колею шириной в 2,1 м. Такой трактор спроектировали специально для опрыскивания высокорослых культур.
ДТ-20У – это зауженная модификация. Предназначена в первую очередь для работы в ограниченном пространстве, вроде старых ферм и теплиц.
Судя по воспоминаниям сельских жителей в возрасте, ДТ-20 всегда был на хорошем счету. Эти тракторы ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Единственный нюанс, который многим не нравился – это отсутствие кабины.
Последнее делало ДТ-20 «летним» трактором. Использовать технику в холодное время года или в дождь было затруднительно. Да и при химической обработке садов и посевов механизатор успевал вдоволь надышаться вредными веществами.
Сиденье ДТ-20 мягкостью не отличалось. Поэтому водители часто модернизировали его самостоятельно, подкладывая фуфайки или камеры от подходящих по размеру шин.
В колхозах ДТ-20 стали исчезать уже в начале 1980-х, уступая место более современным Т-25. Но старые тракторы еще долго эксплуатировали в небольших хозяйствах.
Кстати, ДТ-20 до сих пор трудятся у некоторых фермеров и владельцев личных подсобных участков. Правда, их внешний вид обычно удручает...
Например, серию спичечных коробков «Советские тракторы». Среди них был и герой нашей сегодняшней статьи – ДТ-20. Это легкая колесная сельхозтехника, которую производили с 1958 по 1969 годы. Садово-огородный трактор относился к 0,6 классу и когда-то часто встречался в колхозах.
Даже сейчас ДТ-20 иногда попадаются в частных хозяйствах. Несмотря на годы, эта техника работает, радуя своих владельцев. И никто не считает, что это раритет, ведь цена доступна – обычно она варьируется в диапазоне 100-250 тысяч рублей.
Несмотря на скромные габариты, ДТ-20 может справиться и с таким прицепом. Фото: youtube.com
Разумеется, никто за такие деньги не предложит технику в идеале. Как правило, эти тракторы находятся в ужасном состоянии. Но при этом они продолжают работать, накручивая очередной десяток лет на свои колеса. А это достойно уважения.
История
Первая компактная садово-огородная модель была выпущена Харьковским тракторным заводом в 1950 году. Тогда рассудили, что фермам, теплицам и виноградникам не нужны крупные модели. Да и не смогли бы они там работать.
Потом в 1950 году появился ХТЗ-7, а далее ее сменил ДТ-14. Герой нашей сегодняшней статьи встал на конвейер в 1958 году.
Модель доработали:
✅ Увеличили мощность
✅ Добавили педаль для задействования тормозов на оба колеса
✅ Появился новый картер
Ключевая особенность ДТ-20 – возможность регулировки колеи. Колеса можно переставлять на осях, да и органы управления монтировались в противоположную сторону при надобности.
Многие уверены, что ДТ-20 покупали бы и сейчас. Фото: youtube.com
Всего за 11 лет было выпущено почти 250 тысяч ДТ-20. Эти тракторы поставлялись не только в советские республики и коммунистические страны. Модель пользовалась спросом и у капиталистов.
Например, во Франции ДТ-20 эксплуатировали на виноградниках. А в Голландии трактор «прижился» на тюльпановых и садово-огородных фермах.
Где использовали в СССР
Несмотря на скромные размеры, модель оказалась универсальной и востребованной. Конечно, на полях ей не хватало мощности. Зато на овощеводческих плантациях и фермах равных трактору не было в те годы.
Кроме работ с навесным, ДТ-20 применялся и для других целей. Например, в качестве тягача для доставки продукции на промежуточные склады. Особенно ценили технику на виноградниках, в первую очередь, за возможность регулировки ширины колеи.
Мотор
Силовой агрегат был разработан для новой модели. Он назывался Д-20 и создан на основе Д-14В. Мотор одноцилиндровый, четырехтактный, но с водяным охлаждением.
Двигатель для ДТ-20 разрабатывался специально. Фото: youtube.com
Что касается мощности двигателя, то она составляет 18-20 л. с. Первое значение достигалось при 1 600 оборотах. Эти цифры не рекомендовалось превышать – только кратковременно. Если двигатель раскручивался до 1 800 оборотов, то он выдавал уже 20 «лошадок».
Для запуска мотора в системе используется электростартер. Соответственно, никаких «пускачей» на бензине не имелось. Хотя, при поломке агрегата, механизаторы его иногда устанавливали.
Система охлаждения в первую очередь рассчитана для использование воды. Поддержка оптимального теплового режима осуществляется автоматически, за счет термостата и шторки.
Другие технические особенности
Коробка передач у трактора механическая четырехступенчатая. Три скорости с реверсом, одна без. ДТ-20 может передвигаться в пределах 5-18 км/ч.
ДТ-20 в таком состоянии найти сейчас сложно. Фото: youtube.com
Поворотные механизмы находятся в одном корпусе с КПП. Интересно, что тормоза отдельные для каждого из задних колес. Они активируются педалями, причем последние можно переставлять.
Передний мост трактора оснащен управляемыми колесами. Привод задний, на этой оси установлены шины, позволяющие работать даже на зыбких грунтах. Подвеска ДТ-20 полужесткая. Для прочности и надежности она усилена рессорой.
Гидравлика состоит из:
✅ Насоса
✅ Бака
✅ Маслопроводов
✅ Распределителя
✅ Силового цилиндра
Только первый элемент размещен на двигателе. Остальные собраны в узел, известный как гидроподъемник. Он находится на картере.
Трактор способен работать с рядом навесных механизмов, причем без установки переходников. Все необходимое шло в заводской комплектации. ДТ-20 работал с боронами и культиваторами. Последние могли предназначаться как для междурядной, так и сплошной прополки.
Кое-где ДТ-20 еще используют по прямому назначению. Фото: youtube.com
Техника подходила для опрыскивателей вроде ОШУ-50. Трактор работал и со специальным навесным для виноградарей – подборщиками и транспортировщиками лозы и гроздей.
Модификации
Для работ по культивированию междурядий использовался трактор ДТ-20-С1. Основное отличие данной модели – это размер задних шин 8-32.
Следующая модификация, ДТ-20-С2, считалась более универсальной. Отличалась она задними шинами 10-28. Предназначалась не только для широкого спектра сельскохозяйственных работ, но и для транспортных перевозок на короткие дистанции.
ДТ-20 вспашет огороды как своему владельцу, так и всем соседям. Фото: youtube.com
Специально для продажи на экспорт изготавливались модификации С3, С4 и С5. Все они имели задние шины 10-28. Как было принято в Советском Союзе, за границу отправляли только улучшенные тракторы.
Собирали такие ДТ-20 из деталей высшего качества. На конвейерах работали самые опытные и высококвалифицированные сотрудники. Вся электрика получала изоляцию, позволяющую трудиться даже в самом влажном и жарком климате.
Чтобы экспортные тракторы могли ездить по дорогам общего пользования, их оборудовали фарами, фонарями и поворотниками. ДТ-20-С5 получил даже прообраз кондиционера – вентилятор для водителя.
ДТ-20-С-6 – это усовершенствованный трактор для внутреннего советского рынка. Он максимально универсальный – это сделано для того, чтобы работать с большим количеством навесного и прицепного оборудования, в том числе и от другой техники. Специально для этого электрику доработали и модернизировали.
Одна из самых интересных модификаций – это ДТ-20В. Данная техника на гусеничном ходу. Основное предназначение – работа на виноградных и овощеводческих плантациях. Трактор отличался небольшим давлением на грунт и не повреждал почву.
Органы управления ДТ-20 можно переставлять. Фото: youtube.com
ДТ-20К получил высокий клиренс в 1,5 метра. А еще он имел колею шириной в 2,1 м. Такой трактор спроектировали специально для опрыскивания высокорослых культур.
ДТ-20У – это зауженная модификация. Предназначена в первую очередь для работы в ограниченном пространстве, вроде старых ферм и теплиц.
Отзывы
Судя по воспоминаниям сельских жителей в возрасте, ДТ-20 всегда был на хорошем счету. Эти тракторы ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Единственный нюанс, который многим не нравился – это отсутствие кабины.
Последнее делало ДТ-20 «летним» трактором. Использовать технику в холодное время года или в дождь было затруднительно. Да и при химической обработке садов и посевов механизатор успевал вдоволь надышаться вредными веществами.
Да, на ДТ-20 можно ездить и таким образом. Фото: youtube.com
Сиденье ДТ-20 мягкостью не отличалось. Поэтому водители часто модернизировали его самостоятельно, подкладывая фуфайки или камеры от подходящих по размеру шин.
В колхозах ДТ-20 стали исчезать уже в начале 1980-х, уступая место более современным Т-25. Но старые тракторы еще долго эксплуатировали в небольших хозяйствах.
Кстати, ДТ-20 до сих пор трудятся у некоторых фермеров и владельцев личных подсобных участков. Правда, их внешний вид обычно удручает...
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....