Садово-огородный мини-трактор ДТ-20 из СССР – несбыточная мечта крестьянина
Многие россияне уверены, что в СССР никогда не выпускали компактные тракторы, предназначенные для обработки небольших участков, так называемые садово-огородные модели. Но те, чья юность пришлась на конец 1950-х и 1960-е годы, вполне могут воскресить в памяти картинки тех лет.
Например, серию спичечных коробков «Советские тракторы». Среди них был и герой нашей сегодняшней статьи – ДТ-20. Это легкая колесная сельхозтехника, которую производили с 1958 по 1969 годы. Садово-огородный трактор относился к 0,6 классу и когда-то часто встречался в колхозах.
Даже сейчас ДТ-20 иногда попадаются в частных хозяйствах. Несмотря на годы, эта техника работает, радуя своих владельцев. И никто не считает, что это раритет, ведь цена доступна – обычно она варьируется в диапазоне 100-250 тысяч рублей.
Разумеется, никто за такие деньги не предложит технику в идеале. Как правило, эти тракторы находятся в ужасном состоянии. Но при этом они продолжают работать, накручивая очередной десяток лет на свои колеса. А это достойно уважения.
Первая компактная садово-огородная модель была выпущена Харьковским тракторным заводом в 1950 году. Тогда рассудили, что фермам, теплицам и виноградникам не нужны крупные модели. Да и не смогли бы они там работать.
Потом в 1950 году появился ХТЗ-7, а далее ее сменил ДТ-14. Герой нашей сегодняшней статьи встал на конвейер в 1958 году.
Модель доработали:
✅ Увеличили мощность
✅ Добавили педаль для задействования тормозов на оба колеса
✅ Появился новый картер
Ключевая особенность ДТ-20 – возможность регулировки колеи. Колеса можно переставлять на осях, да и органы управления монтировались в противоположную сторону при надобности.
Всего за 11 лет было выпущено почти 250 тысяч ДТ-20. Эти тракторы поставлялись не только в советские республики и коммунистические страны. Модель пользовалась спросом и у капиталистов.
Например, во Франции ДТ-20 эксплуатировали на виноградниках. А в Голландии трактор «прижился» на тюльпановых и садово-огородных фермах.
Несмотря на скромные размеры, модель оказалась универсальной и востребованной. Конечно, на полях ей не хватало мощности. Зато на овощеводческих плантациях и фермах равных трактору не было в те годы.
Кроме работ с навесным, ДТ-20 применялся и для других целей. Например, в качестве тягача для доставки продукции на промежуточные склады. Особенно ценили технику на виноградниках, в первую очередь, за возможность регулировки ширины колеи.
Силовой агрегат был разработан для новой модели. Он назывался Д-20 и создан на основе Д-14В. Мотор одноцилиндровый, четырехтактный, но с водяным охлаждением.
Что касается мощности двигателя, то она составляет 18-20 л. с. Первое значение достигалось при 1 600 оборотах. Эти цифры не рекомендовалось превышать – только кратковременно. Если двигатель раскручивался до 1 800 оборотов, то он выдавал уже 20 «лошадок».
Система охлаждения в первую очередь рассчитана для использование воды. Поддержка оптимального теплового режима осуществляется автоматически, за счет термостата и шторки.
Коробка передач у трактора механическая четырехступенчатая. Три скорости с реверсом, одна без. ДТ-20 может передвигаться в пределах 5-18 км/ч.
Поворотные механизмы находятся в одном корпусе с КПП. Интересно, что тормоза отдельные для каждого из задних колес. Они активируются педалями, причем последние можно переставлять.
Передний мост трактора оснащен управляемыми колесами. Привод задний, на этой оси установлены шины, позволяющие работать даже на зыбких грунтах. Подвеска ДТ-20 полужесткая. Для прочности и надежности она усилена рессорой.
Гидравлика состоит из:
✅ Насоса
✅ Бака
✅ Маслопроводов
✅ Распределителя
✅ Силового цилиндра
Только первый элемент размещен на двигателе. Остальные собраны в узел, известный как гидроподъемник. Он находится на картере.
Трактор способен работать с рядом навесных механизмов, причем без установки переходников. Все необходимое шло в заводской комплектации. ДТ-20 работал с боронами и культиваторами. Последние могли предназначаться как для междурядной, так и сплошной прополки.
Техника подходила для опрыскивателей вроде ОШУ-50. Трактор работал и со специальным навесным для виноградарей – подборщиками и транспортировщиками лозы и гроздей.
Для работ по культивированию междурядий использовался трактор ДТ-20-С1. Основное отличие данной модели – это размер задних шин 8-32.
Следующая модификация, ДТ-20-С2, считалась более универсальной. Отличалась она задними шинами 10-28. Предназначалась не только для широкого спектра сельскохозяйственных работ, но и для транспортных перевозок на короткие дистанции.
Специально для продажи на экспорт изготавливались модификации С3, С4 и С5. Все они имели задние шины 10-28. Как было принято в Советском Союзе, за границу отправляли только улучшенные тракторы.
Собирали такие ДТ-20 из деталей высшего качества. На конвейерах работали самые опытные и высококвалифицированные сотрудники. Вся электрика получала изоляцию, позволяющую трудиться даже в самом влажном и жарком климате.
ДТ-20-С-6 – это усовершенствованный трактор для внутреннего советского рынка. Он максимально универсальный – это сделано для того, чтобы работать с большим количеством навесного и прицепного оборудования, в том числе и от другой техники. Специально для этого электрику доработали и модернизировали.
Одна из самых интересных модификаций – это ДТ-20В. Данная техника на гусеничном ходу. Основное предназначение – работа на виноградных и овощеводческих плантациях. Трактор отличался небольшим давлением на грунт и не повреждал почву.
ДТ-20К получил высокий клиренс в 1,5 метра. А еще он имел колею шириной в 2,1 м. Такой трактор спроектировали специально для опрыскивания высокорослых культур.
ДТ-20У – это зауженная модификация. Предназначена в первую очередь для работы в ограниченном пространстве, вроде старых ферм и теплиц.
Судя по воспоминаниям сельских жителей в возрасте, ДТ-20 всегда был на хорошем счету. Эти тракторы ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Единственный нюанс, который многим не нравился – это отсутствие кабины.
Последнее делало ДТ-20 «летним» трактором. Использовать технику в холодное время года или в дождь было затруднительно. Да и при химической обработке садов и посевов механизатор успевал вдоволь надышаться вредными веществами.
Сиденье ДТ-20 мягкостью не отличалось. Поэтому водители часто модернизировали его самостоятельно, подкладывая фуфайки или камеры от подходящих по размеру шин.
В колхозах ДТ-20 стали исчезать уже в начале 1980-х, уступая место более современным Т-25. Но старые тракторы еще долго эксплуатировали в небольших хозяйствах.
Кстати, ДТ-20 до сих пор трудятся у некоторых фермеров и владельцев личных подсобных участков. Правда, их внешний вид обычно удручает...
Например, серию спичечных коробков «Советские тракторы». Среди них был и герой нашей сегодняшней статьи – ДТ-20. Это легкая колесная сельхозтехника, которую производили с 1958 по 1969 годы. Садово-огородный трактор относился к 0,6 классу и когда-то часто встречался в колхозах.
Даже сейчас ДТ-20 иногда попадаются в частных хозяйствах. Несмотря на годы, эта техника работает, радуя своих владельцев. И никто не считает, что это раритет, ведь цена доступна – обычно она варьируется в диапазоне 100-250 тысяч рублей.
Несмотря на скромные габариты, ДТ-20 может справиться и с таким прицепом. Фото: youtube.com
Разумеется, никто за такие деньги не предложит технику в идеале. Как правило, эти тракторы находятся в ужасном состоянии. Но при этом они продолжают работать, накручивая очередной десяток лет на свои колеса. А это достойно уважения.
История
Первая компактная садово-огородная модель была выпущена Харьковским тракторным заводом в 1950 году. Тогда рассудили, что фермам, теплицам и виноградникам не нужны крупные модели. Да и не смогли бы они там работать.
Потом в 1950 году появился ХТЗ-7, а далее ее сменил ДТ-14. Герой нашей сегодняшней статьи встал на конвейер в 1958 году.
Модель доработали:
✅ Увеличили мощность
✅ Добавили педаль для задействования тормозов на оба колеса
✅ Появился новый картер
Ключевая особенность ДТ-20 – возможность регулировки колеи. Колеса можно переставлять на осях, да и органы управления монтировались в противоположную сторону при надобности.
Многие уверены, что ДТ-20 покупали бы и сейчас. Фото: youtube.com
Всего за 11 лет было выпущено почти 250 тысяч ДТ-20. Эти тракторы поставлялись не только в советские республики и коммунистические страны. Модель пользовалась спросом и у капиталистов.
Например, во Франции ДТ-20 эксплуатировали на виноградниках. А в Голландии трактор «прижился» на тюльпановых и садово-огородных фермах.
Где использовали в СССР
Несмотря на скромные размеры, модель оказалась универсальной и востребованной. Конечно, на полях ей не хватало мощности. Зато на овощеводческих плантациях и фермах равных трактору не было в те годы.
Кроме работ с навесным, ДТ-20 применялся и для других целей. Например, в качестве тягача для доставки продукции на промежуточные склады. Особенно ценили технику на виноградниках, в первую очередь, за возможность регулировки ширины колеи.
Мотор
Силовой агрегат был разработан для новой модели. Он назывался Д-20 и создан на основе Д-14В. Мотор одноцилиндровый, четырехтактный, но с водяным охлаждением.
Двигатель для ДТ-20 разрабатывался специально. Фото: youtube.com
Что касается мощности двигателя, то она составляет 18-20 л. с. Первое значение достигалось при 1 600 оборотах. Эти цифры не рекомендовалось превышать – только кратковременно. Если двигатель раскручивался до 1 800 оборотов, то он выдавал уже 20 «лошадок».
Для запуска мотора в системе используется электростартер. Соответственно, никаких «пускачей» на бензине не имелось. Хотя, при поломке агрегата, механизаторы его иногда устанавливали.
Система охлаждения в первую очередь рассчитана для использование воды. Поддержка оптимального теплового режима осуществляется автоматически, за счет термостата и шторки.
Другие технические особенности
Коробка передач у трактора механическая четырехступенчатая. Три скорости с реверсом, одна без. ДТ-20 может передвигаться в пределах 5-18 км/ч.
ДТ-20 в таком состоянии найти сейчас сложно. Фото: youtube.com
Поворотные механизмы находятся в одном корпусе с КПП. Интересно, что тормоза отдельные для каждого из задних колес. Они активируются педалями, причем последние можно переставлять.
Передний мост трактора оснащен управляемыми колесами. Привод задний, на этой оси установлены шины, позволяющие работать даже на зыбких грунтах. Подвеска ДТ-20 полужесткая. Для прочности и надежности она усилена рессорой.
Гидравлика состоит из:
✅ Насоса
✅ Бака
✅ Маслопроводов
✅ Распределителя
✅ Силового цилиндра
Только первый элемент размещен на двигателе. Остальные собраны в узел, известный как гидроподъемник. Он находится на картере.
Трактор способен работать с рядом навесных механизмов, причем без установки переходников. Все необходимое шло в заводской комплектации. ДТ-20 работал с боронами и культиваторами. Последние могли предназначаться как для междурядной, так и сплошной прополки.
Кое-где ДТ-20 еще используют по прямому назначению. Фото: youtube.com
Техника подходила для опрыскивателей вроде ОШУ-50. Трактор работал и со специальным навесным для виноградарей – подборщиками и транспортировщиками лозы и гроздей.
Модификации
Для работ по культивированию междурядий использовался трактор ДТ-20-С1. Основное отличие данной модели – это размер задних шин 8-32.
Следующая модификация, ДТ-20-С2, считалась более универсальной. Отличалась она задними шинами 10-28. Предназначалась не только для широкого спектра сельскохозяйственных работ, но и для транспортных перевозок на короткие дистанции.
ДТ-20 вспашет огороды как своему владельцу, так и всем соседям. Фото: youtube.com
Специально для продажи на экспорт изготавливались модификации С3, С4 и С5. Все они имели задние шины 10-28. Как было принято в Советском Союзе, за границу отправляли только улучшенные тракторы.
Собирали такие ДТ-20 из деталей высшего качества. На конвейерах работали самые опытные и высококвалифицированные сотрудники. Вся электрика получала изоляцию, позволяющую трудиться даже в самом влажном и жарком климате.
Чтобы экспортные тракторы могли ездить по дорогам общего пользования, их оборудовали фарами, фонарями и поворотниками. ДТ-20-С5 получил даже прообраз кондиционера – вентилятор для водителя.
ДТ-20-С-6 – это усовершенствованный трактор для внутреннего советского рынка. Он максимально универсальный – это сделано для того, чтобы работать с большим количеством навесного и прицепного оборудования, в том числе и от другой техники. Специально для этого электрику доработали и модернизировали.
Одна из самых интересных модификаций – это ДТ-20В. Данная техника на гусеничном ходу. Основное предназначение – работа на виноградных и овощеводческих плантациях. Трактор отличался небольшим давлением на грунт и не повреждал почву.
Органы управления ДТ-20 можно переставлять. Фото: youtube.com
ДТ-20К получил высокий клиренс в 1,5 метра. А еще он имел колею шириной в 2,1 м. Такой трактор спроектировали специально для опрыскивания высокорослых культур.
ДТ-20У – это зауженная модификация. Предназначена в первую очередь для работы в ограниченном пространстве, вроде старых ферм и теплиц.
Отзывы
Судя по воспоминаниям сельских жителей в возрасте, ДТ-20 всегда был на хорошем счету. Эти тракторы ценили за простоту, надежность и ремонтопригодность. Единственный нюанс, который многим не нравился – это отсутствие кабины.
Последнее делало ДТ-20 «летним» трактором. Использовать технику в холодное время года или в дождь было затруднительно. Да и при химической обработке садов и посевов механизатор успевал вдоволь надышаться вредными веществами.
Да, на ДТ-20 можно ездить и таким образом. Фото: youtube.com
Сиденье ДТ-20 мягкостью не отличалось. Поэтому водители часто модернизировали его самостоятельно, подкладывая фуфайки или камеры от подходящих по размеру шин.
В колхозах ДТ-20 стали исчезать уже в начале 1980-х, уступая место более современным Т-25. Но старые тракторы еще долго эксплуатировали в небольших хозяйствах.
Кстати, ДТ-20 до сих пор трудятся у некоторых фермеров и владельцев личных подсобных участков. Правда, их внешний вид обычно удручает...
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
Модернизация «Авроры» – легенда снова на рельсах
Это поезд курсировал между Москвой и Ленинградом еще в 60-е. Сегодня технику из прошлого снова запускают в эксплуатацию. А ведь в истории состава было много...
Российский завод «Кургандормаш» «расширяется» семимильными шагами
Завод открыл новую производственную площадку, которая позволит кратно нарастить объемы производства, и останавливаться на этом не собирается. Подробнее об этом...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Российские авиадвигатели будут делать быстрее – внедрено новое сварочное оборудование
Оборудование тоже отечественного производства, кстати. А это значит, что выпуск российских авиалайнеров ускорится....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
Два обхода трассы Р-255 запустят раньше срока
Долгожданные обходы планировались уже больше 50 лет. Ожидается запуск двух важных объектов. Проект планируют сдать раньше срока....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...