Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущее
Южная Сибирь – регион с огромным экономическим потенциалом. Обилие природных ресурсов позволяет субъектам пополнять бюджет за счет добычи ископаемых и их приработки. У региона есть и туристический потенциал. Природные красоты этого края, а также культурные особенности местного населения привлекают путешественников со всего мира.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
На трассе «Р-257 «Енисей». Фото: YouTube.com
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Тувинская железная дорога
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
Окрестности Кызыла. Фото: YouTube.com
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
Памятник на месте строительства железной дороги «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сохранение исторического и культурного наследия
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Почему встала стройка
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Кызыл – столица Тывы. Фото: YouTube.com
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
Новый подрядчик и надежды на продолжение стройки
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Сельская местность республики Тыва. Фото: YouTube.com
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Недостроенная железная дорога «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...