Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущее
Южная Сибирь – регион с огромным экономическим потенциалом. Обилие природных ресурсов позволяет субъектам пополнять бюджет за счет добычи ископаемых и их приработки. У региона есть и туристический потенциал. Природные красоты этого края, а также культурные особенности местного населения привлекают путешественников со всего мира.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
На трассе «Р-257 «Енисей». Фото: YouTube.com
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Тувинская железная дорога
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
Окрестности Кызыла. Фото: YouTube.com
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
Памятник на месте строительства железной дороги «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сохранение исторического и культурного наследия
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Почему встала стройка
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Кызыл – столица Тывы. Фото: YouTube.com
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
Новый подрядчик и надежды на продолжение стройки
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Сельская местность республики Тыва. Фото: YouTube.com
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Недостроенная железная дорога «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Горные дороги Китая: попробуй проедь!
Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...