Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущее
949

Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущее

Южная Сибирь – регион с огромным экономическим потенциалом. Обилие природных ресурсов позволяет субъектам пополнять бюджет за счет добычи ископаемых и их приработки. У региона есть и туристический потенциал. Природные красоты этого края, а также культурные особенности местного населения привлекают путешественников со всего мира.


Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.

При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.

Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущееНа трассе «Р-257 «Енисей». Фото: YouTube.com

Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.

Тувинская железная дорога


Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.

Окрестности Кызыла. Фото: YouTube.com

В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.

По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.

Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.

Памятник на месте строительства железной дороги «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com

В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.

Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».

Сохранение исторического и культурного наследия


Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.

В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.

Почему встала стройка


Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.

Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.

Кызыл – столица Тывы. Фото: YouTube.com

Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?

Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.

Новый подрядчик и надежды на продолжение стройки


В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.

Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.

Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.

Сельская местность республики Тыва. Фото: YouTube.com

Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.

Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.

А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.

Недостроенная железная дорога «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com

Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Достроят ли когда-нибудь железную дорогу в Тыву?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Горные дороги Китая: попробуй проедь!

Горные дороги Китая: попробуй проедь!

Когда мы говорим о горной трассе, сразу представляется узкий серпантин: одно неверное движение рулем, и вот она – бездонная пропасть. Но, оказывается, в Китае...