
Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущее
Южная Сибирь – регион с огромным экономическим потенциалом. Обилие природных ресурсов позволяет субъектам пополнять бюджет за счет добычи ископаемых и их приработки. У региона есть и туристический потенциал. Природные красоты этого края, а также культурные особенности местного населения привлекают путешественников со всего мира.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
На трассе «Р-257 «Енисей». Фото: YouTube.com
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
Окрестности Кызыла. Фото: YouTube.com
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
Памятник на месте строительства железной дороги «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Кызыл – столица Тывы. Фото: YouTube.com
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Сельская местность республики Тыва. Фото: YouTube.com
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Недостроенная железная дорога «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.

Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Тувинская железная дорога
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.

В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.

В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сохранение исторического и культурного наследия
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Почему встала стройка
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.

Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
Новый подрядчик и надежды на продолжение стройки
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.

Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.

Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....