Железная дорога «Курагино-Кызыл»: большие перспективы и туманное будущее
Южная Сибирь – регион с огромным экономическим потенциалом. Обилие природных ресурсов позволяет субъектам пополнять бюджет за счет добычи ископаемых и их приработки. У региона есть и туристический потенциал. Природные красоты этого края, а также культурные особенности местного населения привлекают путешественников со всего мира.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Однако у региона есть одна большая проблема – плохая транспортная доступность. Например, в Республику Тыва не ведет ни одна железная дорога. Главной транспортной артерией, соединяющей столицу Кызыл и «материк», является трасса Р-257 «Енисей». Еще одна дорога А-161, которая проходит через горные районы Тувы и Хакасии, частично представляет собой обычное гравийное полотно.
При этом, на территории Тывы работает несколько крупных предприятий. Добывают уголь, цветные и редкие металлы, золото, асбест и другое. Около половины населения края занято в сельском хозяйстве. Производится мясо, шкуры, шерсть и различные виды зерновых. Запасы древесины в Тыве превышают 1 млрд м³.
На трассе «Р-257 «Енисей». Фото: YouTube.com
Все пассажирское и торговое сообщение происходит по автомобильным трассам. Поэтому компании вынуждены терпеть дополнительные издержки на вывоз сырья и поставки продукции. Транспортировка по железной дороге была бы в разы дешевле, чем автомобильным транспортом.
Тувинская железная дорога
Впервые о строительстве магистрали в Тыву заговорили в конце 50-х годов прошлого века. В то время Советское руководство вкладывало значительные ресурсы в освоение и развитие Южной Сибири. Но неоднозначные отношения с Китаем, а также более масштабные планы по развитию Дальнего Востока, вынудили переключить внимание на другой регион. Все силы были брошены на модернизацию Транссиба и строительство БАМа.
Окрестности Кызыла. Фото: YouTube.com
В середине 80-х опять вспомнили про Тыву, но на этот раз проекту по улучшению транспортной связности помешала «перестройка» и последующий распад Советского Союза. Прошло больше 20-ти лет, и вот, в конце 2000-х на правительственном уровне заговорили о необходимости строительства железнодорожной ветки в Тыву.
По проекту новая железная дорога должна связать Тыву и Красноярский край. Проектируемая протяженность – около 425 км. На пути планировали построить 8 тоннелей с общей протяженностью 4,7 км, около 130 мостов и более 20 станций. Самым сложным сооружением должен стать Уюкский тоннель длиной в 2 км и глубиной залегания 200 метров.
Железная дорога «Курагино-Кызыл» предполагалась однопутной, тупиковой и без электрификации. Этого достаточно для обеспечения текущих логистических нужд Республики Тыва. Но времена меняются, и сегодня уже говорят о двухпутном сообщении.
Памятник на месте строительства железной дороги «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
В 2011 году возле Кызыла состоялась торжественная закладка памятного камня. Рядом построили несколько десятков метров железнодорожного полотна. Этот участок шуточно называют «самой короткой железной дорогой в мире». Позже начались научные и инженерные изыскания. В столице проложили около 1 км железной дороги возле проектируемой станции Кызыл-Грузовой.
Предполагалось, что магистраль включит Республику в единую железнодорожную сеть, но что-то пошло не так. Практически сразу сроки проекта стали переносить, а позже его и вовсе «заморозили».
Сохранение исторического и культурного наследия
Сразу после «утверждения» проекта историки заговорили о необходимости проведения тщательных исследований в долине реки Усы. В Тыве начались археологические раскопки. Около 3 тыс. специалистов и волонтеров приезжали из 50-ти стран мира.
В результате археологи обнаружили более 70 памятников культуры региона разных эпох. Экспедицию завершили в 2016 году. Все находки отправили в Санкт-Петербург для последующего изучения.
Почему встала стройка
Называются разные причины остановки строительства железнодорожной ветки «Курагино-Кызыл». Ругают недобросовестных подрядчиков на первых этапах проекта, вспоминают и финансовый кризис.
Правительство рассчитывало на инвестиции от горнодобывающих и металлургических предприятий, но как оказалось, они не сильно заинтересованы в тувинском угле. Например, то же кузбасское сырье намного лучше по качеству.
Кызыл – столица Тывы. Фото: YouTube.com
Проект критиковали и за экономическую нерентабельность. По расчетам, железнодорожная ветка работала бы только на вывоз сырья. В обратную сторону пришлось бы отправлять пустые вагоны. Да и долгоиграющие перспективы угольной промышленности не определены. В последние годы развивается «зеленая электрификация». Будет ли уголь также востребован через 15-20 лет?
Для улучшения инвестиционной привлекательности проекта в 2014-м году было объявлено о продолжении железной дороги в Западную Монголию, а затем в Китай. Такая магистраль действительно была бы более перспективной. У России мог появиться еще один путь сообщения со странами Азии. Да и экономика Тывы получила бы значительные инвестиции от международного транзита. К тому же, железная дорога позволит разгрузить Транссиб и БАМ на 20%.
Новый подрядчик и надежды на продолжение стройки
В 2017-м году проект продолжили разрабатывать в РЖД. Активную работу планировали начать в 2019-м, потом в 2020-м. Но проект так и не сдвинулся с места. Назывались разные бюджеты – от 100 млрд. рублей и выше. Заключались контракты с подрядчиками, определялись места для возведения инфраструктурных сооружений.
Но в 2021 году правительство распорядилось отложить начало строительства Тувинской железной дороги до 2026 года. Главной причиной назвали пандемию. Проект хотели финансировать из Фонда национального благосостояния, но из-за необходимости поддержки других секторов экономики, на магистраль «Курагино-Кызыл» денег не нашлось.
Проекту Тувинской железной дороги уже около 70-ти лет. Было как минимум три попытки реализации, но ни одна не увенчалась успехом. Здесь важно отметить, что Республика Тыва – один из самых «бедных» и «депрессивных» регионов России, если отталкиваться от экономических показателей.
Сельская местность республики Тыва. Фото: YouTube.com
Железная дорога смогла бы дать необходимый импульс к развитию. Еще в начале 2010-х посчитали, что магистраль может обеспечить дополнительные 10 тыс. рабочих мест региону. Горнодобывающие предприятия, лесозаготовители и сельское хозяйство получили бы альтернативную возможность вывоза продукции. Цены на грузоперевозки в регионе также стали бы ниже.
Вспомним и про развитие смежных отраслей. Транспортная доступность всегда приводит к развитию сектора услуг, что создает еще больший положительный экономический эффект. Возрастет и туристический поток.
А если представить наилучший сценарий с выводом железнодорожной линии в Монголию и Китай, то Тыва может превратиться из «депрессивного региона» в один из наиболее значимых логистических и экономических центров всей Сибири. Примечательно, что именно в Тыве находится географический центр Азии.
Недостроенная железная дорога «Курагино-Кызыл». Фото: YouTube.com
Но пока проектная документация магистрали стопками лежит в кабинетах и архивах. И до конца неизвестно, начнется ли строительство в 2026-м году. Будем надеяться, что чиновникам и представителям бизнеса удастся найти оптимальное решение по возведению этого пути и Тыва наконец-то соединится с железнодорожной сетью страны.
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....