
Немецкие локомотивы Siemens Eurorunner для еврорынка
В семейство Siemens Eurorunner входит целая серия дизель-электрических локомотивов как средней, так и высокой мощности. Впервые они были представлены в 2002 году, за чем сразу же последовал выход в серийное производство.
При их конструировании задействован положительный опыт эксплуатации электровозов Eurosprinter, ранее производившихся той же компанией. Чтобы обеспечить повышенную надежность техники, создателям пришлось прибегнуть к модульному типу конструкции.
Siemens Eurorunner ER20: 10 лет на конвейере. Фото: youtube.com
Машина создана таким образом, чтобы состоять из максимально низкого количества комплектующих. Дополнительным удобством стало то, что основные компоненты конструкции, в том числе силовой привод и электроначинка, расположены в отдельных блоках. Это давало возможность, в случае выхода из строя, быстрой автономной замены каждого из них.
Для разворачивания любого производства важнейшим фактором является наличие заказов от серьезных клиентов. И здесь немецкой компании очень повезло. Ведь уже в начале пути у них появилась солидная заявка от OBB.
Первичный положительный опыт привел к расширению как модельной линейки, так и географии поставок. Позже интерес к сотрудничеству с Siemens проявили компании из таких стран как Чехия, Словакия и Словения. Но сначала все выглядело так:
✅ мелкие заказы от небольших ж/д компаний
✅ шестиосные версии ER20CF для Литовских дорог
✅ более мощный ER30, долго не находивший своего покупателя
Кроме модульной конструкции, электровозы серии Siemens Eurorunner заслужили хорошую репутацию своей очень тихой работой двигателя. Это привело к тому, что и мелкие австрийские перевозчики решили обзавестись надежными локомотивами средней мощности. Некоторые из них планировали использовать технику в грузовом хозяйстве, что потребовало от компании проведения мелкой модернизации:
✅ установку меньших батарей
✅ увеличение объема топливных баков
✅ другие небольшие переделки
Такой подход заметно расширил диапазон поставок и задействования немецкого универсального электровоза. Что, в свою очередь, вылилось в появление экзотического заказа из Гонконга. Для азиатского пользователя потребовалось изготовить несколько модифицированных единиц на базе Siemens Eurorunner. Пять машин были доставлены в KCRC (теперь MTRCL).
Популярность модели росла и в области пассажирских перевозок с открытым доступом. К примеру, услуги ALEX в Южной Германии требовали надежной современной техники с дизель-электрическим приводом. Все началось со сдачи в аренду нескольких единиц Siemens Eurorunner через дочернюю компанию Dispolok.
Их успешная эксплуатация привела к тому, что Angel Trains и CBRail приняли решение инвестировать в машины ER20, позже используя их во внутригосударственных пассажироперевозках. Это сделало марку доступной и на внутреннем рынке, что убедило сразу нескольких операторов приобрести их для задействования в грузовом хозяйстве. Среди них были:
✅ WLE
✅ Press
✅ EVB
✅ OHE
Завоевав немецкоговорящий рынок, компания переместила свои интересы в регион Восточной Европы. После положительного опыта эксплуатации в соседних странах и проведения омологации модели, наступила пора серьезных контрактов с CTV (Румыния) и Metrans (Чехия), заключенных в 2010 году.
Все же самым надежным клиентом, имеющим длительный срок сотрудничества, стали литовские LG. Еще до того, как шестиосный ER20 дебютировал на международной железнодорожной выставке InnoTrans-2006 в Берлине в качестве макета, имелся предварительный заказ.
Пульт управления ER20. Фото: youtube.com
Литовский пользователь годом ранее пожелал получить десять единиц такой техники. Позже сотрудничество продолжилось, приобретя вид фиксированных поставок. Параллельно производилась версия LE4700 для португальских железных дорог.
В 2006 году подписано одно из самых крупных соглашений на сумму в 450 млн евро между Siemens и Iran Islamic Republic Railways (RAI). Согласно его пунктам немцы обязывались построить 150 локомотивов для скоростных перевозок (режим до 160 км/ч).
Первые тридцать из них собраны в Мюнхене. Остальные, в течение последующих шести лет, строились уже в Иране. Это стало возможным благодаря передаче немецкой стороной технологий производства своему иранскому партнеру Iran Power Plant Projects Management.
В машинном отделе ER20. Фото: youtube.com
Важная веха в истории линейки произошла 19 января 2009 года. В тот день был подписан контракт с местным перевозчиком (активно работающим также и на территории соседней Чехии). Согласно его условиям, сборка Siemens Eurorunner на принципах аутсорсинга переходила в цеха Arriva, находящиеся в восточногерманском Нойштрелице.
Мы уже много раз отметили востребованность немецких дизель-электрических локомотивов у различных клиентов. Пожалуй, пришла пора обратить внимание на их техническую сторону и преимущества, вызывавшие у потребителей такую неизменно положительную оценку.
Начнем с того, что маркетинговая стратегия производителя ставила на одно из первых мест энергосберегающие характеристики и технологии, минимизирующие выброс твердых частиц. Поэтому вся его техническая составляющая была ориентирована в этом направлении.
ER20, используемый в пассажирском сообщении. Фото: youtube.com
Так, на холостом ходу, половина из 16 цилиндров могла отключаться, что давало заметную экономию топлива и значительно снижало уровень вредных выбросов в атмосферу. В плане мощности двигатели у разных модификаций имели свои характеристики:
✅ ER20 – 2150-2350 л. с
✅ шестиосный ER20CF – 3600-4700 л. с
✅ ER30 – 2700 л. с
Речь идет о 16-цилиндровом дизеле с наддувом серии MTU 4000, приводящем в действие трехфазный бесщеточный генератор переменного тока. Тот, в свою очередь, генерирует питание (преобразованное в постоянный ток) для четырех асинхронных тяговых двигателей, установленных параллельно.
Источник питания для пассажирского состава, включающий отопление, освещение вагонов и другое, является дополнительным. Поэтому он расположен отдельно, под основной рамой, в то время как остальная электрочасть смонтирована прямо в кузове.
Локомотив, трудящийся под знаменами Arriva. Фото: youtube.com
Еще один интересный момент – это способность электродинамических тормозов заряжать аккумуляторную батарею. Параллельно подпитываются и конденсаторы большой емкости. Таким образом, энергия, поглощаемая при замедлении хода, не пропадает напрасно, получая возможность быть использованной позже. Затронем также физические параметры и показатели локомотива:
✅ длина – 19,275 м
✅ ширина – 2,87 м
✅ вес – 80 (ER20 CF – 135,7) т
✅ запас топлива – 2500-4000 (ER30 – 5000/7000, 20CF – 7000) л
✅ максимальная скорость – 140 (ER30 – 120/160, 20CF – 120) км/ч
В 2011 году компания поставила на конвейер финишную партию серийных единиц техники. Когда Adria Transport в 2012 году приобрела последний из Siemens Eurorunner, их десятилетнюю историю можно было считать завершенной. Они освободили место на сборочных площадях для своего преемника – локомотива Vectron DE.
При их конструировании задействован положительный опыт эксплуатации электровозов Eurosprinter, ранее производившихся той же компанией. Чтобы обеспечить повышенную надежность техники, создателям пришлось прибегнуть к модульному типу конструкции.

Машина создана таким образом, чтобы состоять из максимально низкого количества комплектующих. Дополнительным удобством стало то, что основные компоненты конструкции, в том числе силовой привод и электроначинка, расположены в отдельных блоках. Это давало возможность, в случае выхода из строя, быстрой автономной замены каждого из них.
Локомотив, быстро нашедший своих клиентов
Для разворачивания любого производства важнейшим фактором является наличие заказов от серьезных клиентов. И здесь немецкой компании очень повезло. Ведь уже в начале пути у них появилась солидная заявка от OBB.
Австрийские федеральные дороги оставили спецзаказ на 100 единиц четырехосных локомотивов модели ER20 (у конечного пользователя они получили наименование OBB тип 2016). В обиходе машины стали более известны как Hercules.
Первичный положительный опыт привел к расширению как модельной линейки, так и географии поставок. Позже интерес к сотрудничеству с Siemens проявили компании из таких стран как Чехия, Словакия и Словения. Но сначала все выглядело так:
✅ мелкие заказы от небольших ж/д компаний
✅ шестиосные версии ER20CF для Литовских дорог
✅ более мощный ER30, долго не находивший своего покупателя
Кроме модульной конструкции, электровозы серии Siemens Eurorunner заслужили хорошую репутацию своей очень тихой работой двигателя. Это привело к тому, что и мелкие австрийские перевозчики решили обзавестись надежными локомотивами средней мощности. Некоторые из них планировали использовать технику в грузовом хозяйстве, что потребовало от компании проведения мелкой модернизации:
✅ установку меньших батарей
✅ увеличение объема топливных баков
✅ другие небольшие переделки
Такой подход заметно расширил диапазон поставок и задействования немецкого универсального электровоза. Что, в свою очередь, вылилось в появление экзотического заказа из Гонконга. Для азиатского пользователя потребовалось изготовить несколько модифицированных единиц на базе Siemens Eurorunner. Пять машин были доставлены в KCRC (теперь MTRCL).
Дальнейшее расширение географии поставок Siemens Eurorunner
Популярность модели росла и в области пассажирских перевозок с открытым доступом. К примеру, услуги ALEX в Южной Германии требовали надежной современной техники с дизель-электрическим приводом. Все началось со сдачи в аренду нескольких единиц Siemens Eurorunner через дочернюю компанию Dispolok.
Их успешная эксплуатация привела к тому, что Angel Trains и CBRail приняли решение инвестировать в машины ER20, позже используя их во внутригосударственных пассажироперевозках. Это сделало марку доступной и на внутреннем рынке, что убедило сразу нескольких операторов приобрести их для задействования в грузовом хозяйстве. Среди них были:
✅ WLE
✅ Press
✅ EVB
✅ OHE
Завоевав немецкоговорящий рынок, компания переместила свои интересы в регион Восточной Европы. После положительного опыта эксплуатации в соседних странах и проведения омологации модели, наступила пора серьезных контрактов с CTV (Румыния) и Metrans (Чехия), заключенных в 2010 году.
Все же самым надежным клиентом, имеющим длительный срок сотрудничества, стали литовские LG. Еще до того, как шестиосный ER20 дебютировал на международной железнодорожной выставке InnoTrans-2006 в Берлине в качестве макета, имелся предварительный заказ.

Литовский пользователь годом ранее пожелал получить десять единиц такой техники. Позже сотрудничество продолжилось, приобретя вид фиксированных поставок. Параллельно производилась версия LE4700 для португальских железных дорог.
В 2006 году подписано одно из самых крупных соглашений на сумму в 450 млн евро между Siemens и Iran Islamic Republic Railways (RAI). Согласно его пунктам немцы обязывались построить 150 локомотивов для скоростных перевозок (режим до 160 км/ч).
Первые тридцать из них собраны в Мюнхене. Остальные, в течение последующих шести лет, строились уже в Иране. Это стало возможным благодаря передаче немецкой стороной технологий производства своему иранскому партнеру Iran Power Plant Projects Management.

Важная веха в истории линейки произошла 19 января 2009 года. В тот день был подписан контракт с местным перевозчиком (активно работающим также и на территории соседней Чехии). Согласно его условиям, сборка Siemens Eurorunner на принципах аутсорсинга переходила в цеха Arriva, находящиеся в восточногерманском Нойштрелице.
Технические особенности Siemens Eurorunner и завершение производства
Мы уже много раз отметили востребованность немецких дизель-электрических локомотивов у различных клиентов. Пожалуй, пришла пора обратить внимание на их техническую сторону и преимущества, вызывавшие у потребителей такую неизменно положительную оценку.
Начнем с того, что маркетинговая стратегия производителя ставила на одно из первых мест энергосберегающие характеристики и технологии, минимизирующие выброс твердых частиц. Поэтому вся его техническая составляющая была ориентирована в этом направлении.

Так, на холостом ходу, половина из 16 цилиндров могла отключаться, что давало заметную экономию топлива и значительно снижало уровень вредных выбросов в атмосферу. В плане мощности двигатели у разных модификаций имели свои характеристики:
✅ ER20 – 2150-2350 л. с
✅ шестиосный ER20CF – 3600-4700 л. с
✅ ER30 – 2700 л. с
Речь идет о 16-цилиндровом дизеле с наддувом серии MTU 4000, приводящем в действие трехфазный бесщеточный генератор переменного тока. Тот, в свою очередь, генерирует питание (преобразованное в постоянный ток) для четырех асинхронных тяговых двигателей, установленных параллельно.
Источник питания для пассажирского состава, включающий отопление, освещение вагонов и другое, является дополнительным. Поэтому он расположен отдельно, под основной рамой, в то время как остальная электрочасть смонтирована прямо в кузове.

Еще один интересный момент – это способность электродинамических тормозов заряжать аккумуляторную батарею. Параллельно подпитываются и конденсаторы большой емкости. Таким образом, энергия, поглощаемая при замедлении хода, не пропадает напрасно, получая возможность быть использованной позже. Затронем также физические параметры и показатели локомотива:
✅ длина – 19,275 м
✅ ширина – 2,87 м
✅ вес – 80 (ER20 CF – 135,7) т
✅ запас топлива – 2500-4000 (ER30 – 5000/7000, 20CF – 7000) л
✅ максимальная скорость – 140 (ER30 – 120/160, 20CF – 120) км/ч
В 2011 году компания поставила на конвейер финишную партию серийных единиц техники. Когда Adria Transport в 2012 году приобрела последний из Siemens Eurorunner, их десятилетнюю историю можно было считать завершенной. Они освободили место на сборочных площадях для своего преемника – локомотива Vectron DE.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...