Москвич-412 на водороде
527

Москвич-412 на водороде

Мировые компании регулярно представляют широкой общественности новые технологии в автомобилестроении. В уже далеком 2009 году Tesla показала свой седан Model S. В 2015-м японцы заняли свое место на новостных порталах, представив серийный водородный автомобиль Toyota Mirai.


Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.

Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.

Легендарный 412-ый


Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.

Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.

Москвич-412 на водородеДвигатель «Москвича». Фото: YouTube.com

В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.

Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.

Испытания «Москвича» на водороде. Фото: YouTube.com

Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.

Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.

Катализатор в багажнике Москвич-412. Фото: YouTube.com

И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.

У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.

В салоне Москвич-412. Фото: YouTube.com

Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.

Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
Есть ли будущее у водородного транспорта?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас