Москвич-412 на водороде
Мировые компании регулярно представляют широкой общественности новые технологии в автомобилестроении. В уже далеком 2009 году Tesla показала свой седан Model S. В 2015-м японцы заняли свое место на новостных порталах, представив серийный водородный автомобиль Toyota Mirai.
Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.
Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.
Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.
Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.
В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.
Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.
Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.
Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.
И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.
У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.
Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.
Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.
Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.
Легендарный 412-ый
Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.
Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.
Двигатель «Москвича». Фото: YouTube.com
В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.
Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.
Испытания «Москвича» на водороде. Фото: YouTube.com
Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.
Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.
Катализатор в багажнике Москвич-412. Фото: YouTube.com
И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.
У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.
В салоне Москвич-412. Фото: YouTube.com
Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.
Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...