Москвич-412 на водороде
Мировые компании регулярно представляют широкой общественности новые технологии в автомобилестроении. В уже далеком 2009 году Tesla показала свой седан Model S. В 2015-м японцы заняли свое место на новостных порталах, представив серийный водородный автомобиль Toyota Mirai.
Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.
Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.
Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.
Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.
В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.
Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.
Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.
Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.
И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.
У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.
Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.
Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.
Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.
Легендарный 412-ый
Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.
Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.
Двигатель «Москвича». Фото: YouTube.com
В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.
Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.
Испытания «Москвича» на водороде. Фото: YouTube.com
Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.
Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.
Катализатор в багажнике Москвич-412. Фото: YouTube.com
И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.
У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.
В салоне Москвич-412. Фото: YouTube.com
Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.
Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
Модернизация «Авроры» – легенда снова на рельсах
Это поезд курсировал между Москвой и Ленинградом еще в 60-е. Сегодня технику из прошлого снова запускают в эксплуатацию. А ведь в истории состава было много...
Российский завод «Кургандормаш» «расширяется» семимильными шагами
Завод открыл новую производственную площадку, которая позволит кратно нарастить объемы производства, и останавливаться на этом не собирается. Подробнее об этом...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Российские авиадвигатели будут делать быстрее – внедрено новое сварочное оборудование
Оборудование тоже отечественного производства, кстати. А это значит, что выпуск российских авиалайнеров ускорится....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
Два обхода трассы Р-255 запустят раньше срока
Долгожданные обходы планировались уже больше 50 лет. Ожидается запуск двух важных объектов. Проект планируют сдать раньше срока....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...