
Москвич-412 на водороде
Мировые компании регулярно представляют широкой общественности новые технологии в автомобилестроении. В уже далеком 2009 году Tesla показала свой седан Model S. В 2015-м японцы заняли свое место на новостных порталах, представив серийный водородный автомобиль Toyota Mirai.
Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.
Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.
Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.
Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.
Двигатель «Москвича». Фото: YouTube.com
В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.
Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.
Испытания «Москвича» на водороде. Фото: YouTube.com
Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.
Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.
Катализатор в багажнике Москвич-412. Фото: YouTube.com
И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.
У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.
В салоне Москвич-412. Фото: YouTube.com
Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.
Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
Конечно, обе модели назвали инновационными и прогрессивными. Но, по сути, из «нового» в них только дизайн и комфорт в салоне. Основные технологии были разработаны еще в XX веке. Просто тогда эти машины были очень дорогими и нерентабельными.
Советский Союз, как один из лидеров мирового машиностроения, в 76-м году построил экспериментальный автомобиль, который работает на водороде. Это был модернизированный Москвич-412, разработанный инженерами из Харькова.
Легендарный 412-ый
Сам 412-ый – культовый автомобиль. Он производился с 1967 по 1998 год и пережил несколько крупных рестайлингов и модификаций. «Москвичи» поставляли и в европейские страны. Эти машины даже продавались под бельгийским брендом Scaldia с дизельными двигателями.
Но вернемся к водородному «Москвичу». Внешне он ничем не отличался от обычного 412-го. В качестве силовой установки использовался двигатель УЗАМ-412 с мощностью 75 л. с.

В начале 70-х годов инженеры из Харьковского института проблем машиностроения начали думать над тем, как из классического «Москвича» сделать водородный автомобиль.
Привычный бензобак убирать не стали. Добавили еще один резервуар для воды. Кроме этого, в багажнике установили мини-реактор с катализаторами. Вода проходила через устройство, где в результате реакции распадался водород и кислород. Затем подача топлива осуществлялась в обычный ДВС автомобиля.

Скорость реакции контролировались усилием нажатия на педаль газа. Давишь сильнее, через катализаторы проходит большее количество воды, соответственно, машина начинает ускоряться. При этом, автомобиль мог передвигаться как на водороде, так и не бензине.
Водородный «Москвич» успешно прошел испытания и доказал свою работоспособность. Но о серийном производстве говорить не приходилось. Из-за дополнительного бака для воды и «реактора» страдал объем багажника. Фактически, там не было свободного места. Были вопросы и к безопасности таких авто при длительной эксплуатации. Для создания серийного водородного автомобиля требовалась новая конструкция.

И главная причина – технология водородного автомобиля опередила свое время на 50 лет. В середине 70-х никто не задумывался о сохранении экологии. Нефти было более чем достаточно. Да и советская экономика не могла быстро перестроиться на выпуск принципиально новых автомобилей. Не было соответствующих производственных линий. Да и зачем они, если в стране неплохо выпускаются машины с ДВС на бензине.
У водородного топлива есть свои преимущества. Первое – запасы воды на земле практически безграничны. И это очень дешевое сырье. Второе – водород дает в разы больше энергии, чем бензин или дизель. И третье – уже упомянутая экология. В процессе сгорания водорода выделятся только пар.

Сегодня автомобилям на водороде пророчат большое будущее. Даже в России в 2021 году представили модификацию Aurus Senat, который использует такой вид топлива. О массовом народном автомобиле пока говорить не приходится. Да и такой необходимости, по-прежнему, нет.
Водородный Москвич-412 так и остался экспериментом советских инженеров. Но кто знает, может быть уже обновленный завод «Москвич» в скором времени вспомнит о забытых наработках харьковчан и представит легковой автомобиль на водороде. Или это что-то из области фантастики?
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...