Принцип работы маслонасоса ДВС и тонкости подборки узла на замену
Эффективная смазка узлов и деталей двигателя автомобиля может осуществляться только под давлением. Для его создания и применяется специальный насос. Его задача – непрерывная подача масла цикличным способом. От правильной работы этого устройства зависит эксплуатационный срок силовой установки, расход топлива (имеются в виду потери энергии на трение), количество вредных выбросов в атмосферу.
Принцип действия этого узла во всех его вариантах одинаковый: смазка забирается из поддона и нагнетается в магистрали под давлением. Существует несколько вариантов обеспечения работоспособности насоса и его регулировки. В соответствии с ними в машинах используют устройства трех типов.
Это нерегулируемые механизмы, приводимые в действие коленвалом двигателя. Т. е. от числа оборотов силового агрегата зависит давление в системе. Чтобы не допустить его превышения, в ней устанавливают редукционные клапаны. В конструкцию данного типа насоса входят:
Используются два вида шестеренчатых насосов. Это устройства с внешним и внутренним зацеплением шестерней. В первом случае они находятся рядом. Такое техническое решение отличает простота конструкции, однако эффективность подобных насосов невелика, особенно на малых оборотах коленвала. Во втором варианте устройства ведущая шестеренка размещается внутри ведомой. Такая конструкция компактнее и обладает лучшей производительностью.
Они немного напоминают шестеренчатые устройства с внутренним зацеплением. Только сжатие технической жидкости здесь осуществляют статор и расположенный внутри него ротор. Есть два типа механизмов:
Здесь тоже есть ротор и статор, но они смещены и образуют зазор в виде серпа. Также в специальных пазах механизма имеются пластинки. Под действием центробежной силы они выдвигаются, формирую небольшие отсеки, где сжимается техническая жидкость. Вращающийся ротор увеличивает вместимость камер и создает вакуум, благодаря которому масло всасывается. Когда отсек уменьшается в объеме, давление увеличивается, и смазка нагнетается в двигатель.
Лучше всего сделать это по VIN-коду автомобиля: тогда точно не ошибетесь. Второй вариант – ввести точные данные машины – марку, модель, год производства, основные параметры силовой установки. Здесь тоже риск купить не то минимален. Ниже представлены бренды наиболее надежных производителей.
Немецкая компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков узлов и деталей для авто (более 22 тыс. товарных позиций) и входящая в Bilstein Group. Помимо масляных насосов, Swag производит любые компоненты ДВС, детали рулевого управления, смазку разных видов и многое другое. Компания имеет все необходимые сертификаты, а продукция проходит тройной контроль качества, перед тем, как отправиться на прилавки. Запчасти поставляются на конвейеры Ford, Mercedes, Audi, VW и других автопроизводителей.
Полное название компании из Германии – Ferdinand Bilstein JR. Год основания – аж 1818-й. Бренд Febi стал упоминаться с 1844-го. За 150 лет своего существования фирма стала крупнейшим поставщиком запчастей на мировой авторынок. В арсенале Febi – свыше 9 тыс. наименований узлов и деталей для любых европейских массовых автомобилей. Продукция компании используется на конвейерах DAF и Mercedes-Benz.
Компания (ФРГ) начала свою деятельность в 1910 году и сегодня является частью концерна MSI. Кроме масляных насосов Kolbenschmidt производит практически все узлы и элементы, имеющие отношение к двигателю. Это коленвалы, поршни, клапана, ГБЦ, распылители форсунок, фильтры и многое другое. Среди заказчиков, помимо европейских и азиатских автопроизводителей, таких, как Opel, Ford, Daewoo, Nissan, DAF, Renault, Porsche, есть и российские заводы. Это КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, покупающие у Kolbenschmidt поршневые комплекты.
Это устройство имеет несложную конструкцию и проблемы с ним появляются нечасто. Эксплуатационный ресурс насоса – 120 тыс. км пробега, но на практике эта цифра выше. Обслуживания узел не требует – необходимо лишь периодически заливать свежее масло через 8-10 тыс. км. Для замены механизма потребуется смотровая яма или подъемник. Алгоритм действий:
Работы по установке новой детали выполняются в обратном порядке. После монтажа насоса рекомендуется заменить масло и фильтр. Крайне нежелательно использовать старые.
Выход из строя этого механизма и (или) несвоевременная замена износившейся детали – прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Можно выделить три основных признаков выхода из строя масляного насоса.
В первую очередь об этом будет сигнализировать индикатор, долго не потухающий после пуска двигателя и мигающий при его работе на холостых оборотах. К попутным признакам относится падение мощности мотора, его частые беспричинные остановки, плохой старт. Также, если вы увидите под машиной хотя бы совсем маленькую лужицу масла, необходимо предпринимать срочные меры. В большинстве случаев «виновником» являются сальники коленвала или износившаяся прокладка поддона. В «лучшем» случае – слабо закрученные болты его крепления.
Этот симптом связан с недостатком масла в насосе из-за падения давления. Его детали не смазываются и их трение сопровождается посторонними звуками. Особенно отчетливо они проявляются при движении авто и вращении коленвала на высоких оборотах. Основная причина заключается в износе шестеренок или ротора насоса.
При низком давлении в системе смазки повышается трение. Это вызывает естественную реакцию силового агрегата, заключающуюся в выделении большего количества тепла. В итоге сигнальный индикатор температуры начинает зажигаться, моргать (или стрелка подходит к красной зоне).
При замене смазочного материала доливайте его до уровня. Если он будет меньше нормы, детали и узлы двигателя будут страдать от масляного голодания. Но и лишняя смазка не приведет ни к чему хорошему – из-за избыточного давления могут выдавиться сальники, начнут забрызгиваться свечи и закоксовываться поршневые кольца. И еще один важный момент в обслуживании. При замене масла (хотя бы через пару раз) снимите поддон и очистите заборник.
Работа насоса и его разновидности
Принцип действия этого узла во всех его вариантах одинаковый: смазка забирается из поддона и нагнетается в магистрали под давлением. Существует несколько вариантов обеспечения работоспособности насоса и его регулировки. В соответствии с ними в машинах используют устройства трех типов.
Шестеренчатые насосы
Это нерегулируемые механизмы, приводимые в действие коленвалом двигателя. Т. е. от числа оборотов силового агрегата зависит давление в системе. Чтобы не допустить его превышения, в ней устанавливают редукционные клапаны. В конструкцию данного типа насоса входят:
- ✅ ведущая и ведомая шестерни
- ✅ корпус с проводящим каналами
- ✅ сальники
- ✅ пружинный плунжер, сбрасывающий при необходимости давление
Используются два вида шестеренчатых насосов. Это устройства с внешним и внутренним зацеплением шестерней. В первом случае они находятся рядом. Такое техническое решение отличает простота конструкции, однако эффективность подобных насосов невелика, особенно на малых оборотах коленвала. Во втором варианте устройства ведущая шестеренка размещается внутри ведомой. Такая конструкция компактнее и обладает лучшей производительностью.
Роторные насосы
Они немного напоминают шестеренчатые устройства с внутренним зацеплением. Только сжатие технической жидкости здесь осуществляют статор и расположенный внутри него ротор. Есть два типа механизмов:
- ✅ нерегулируемые, с редукционным клапаном, приводимые в движение коленвалом
- ✅ автоматически настраиваемые с помощью специальной пружины (при увеличении числа оборотов двигателя давление снижается и наоборот)
В последнем случае производительность насоса поддерживается на оптимальном уровне. При этом давление не зависит от количества оборотов силового агрегата.
Шиберные (пластинчатые) устройства
Здесь тоже есть ротор и статор, но они смещены и образуют зазор в виде серпа. Также в специальных пазах механизма имеются пластинки. Под действием центробежной силы они выдвигаются, формирую небольшие отсеки, где сжимается техническая жидкость. Вращающийся ротор увеличивает вместимость камер и создает вакуум, благодаря которому масло всасывается. Когда отсек уменьшается в объеме, давление увеличивается, и смазка нагнетается в двигатель.
Как выбрать масляный насос
Лучше всего сделать это по VIN-коду автомобиля: тогда точно не ошибетесь. Второй вариант – ввести точные данные машины – марку, модель, год производства, основные параметры силовой установки. Здесь тоже риск купить не то минимален. Ниже представлены бренды наиболее надежных производителей.
Swag
Немецкая компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков узлов и деталей для авто (более 22 тыс. товарных позиций) и входящая в Bilstein Group. Помимо масляных насосов, Swag производит любые компоненты ДВС, детали рулевого управления, смазку разных видов и многое другое. Компания имеет все необходимые сертификаты, а продукция проходит тройной контроль качества, перед тем, как отправиться на прилавки. Запчасти поставляются на конвейеры Ford, Mercedes, Audi, VW и других автопроизводителей.
Насос Swag для Mercedes-Benz Sprinter 2T и Mercedes-Benz T1. Средняя цена: 10 000 руб. Фото: ЯндексМаркет
Febi
Полное название компании из Германии – Ferdinand Bilstein JR. Год основания – аж 1818-й. Бренд Febi стал упоминаться с 1844-го. За 150 лет своего существования фирма стала крупнейшим поставщиком запчастей на мировой авторынок. В арсенале Febi – свыше 9 тыс. наименований узлов и деталей для любых европейских массовых автомобилей. Продукция компании используется на конвейерах DAF и Mercedes-Benz.
Насос Swag Febi подходит к VW Polo, Skoda Octavia, Fabia, Audi A2 и других авто. Средняя цена: 5050 руб. Фото: ЯндексМаркет
Kolbenschmidt
Компания (ФРГ) начала свою деятельность в 1910 году и сегодня является частью концерна MSI. Кроме масляных насосов Kolbenschmidt производит практически все узлы и элементы, имеющие отношение к двигателю. Это коленвалы, поршни, клапана, ГБЦ, распылители форсунок, фильтры и многое другое. Среди заказчиков, помимо европейских и азиатских автопроизводителей, таких, как Opel, Ford, Daewoo, Nissan, DAF, Renault, Porsche, есть и российские заводы. Это КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, покупающие у Kolbenschmidt поршневые комплекты.
Новый насос от Kolbenschmidt для opel Astra достают из упаковки. Средняя цена: 6503 руб. Фото: YouTube. com
Как заменить масляный насос (на примере ВАЗ-2113-15)
Это устройство имеет несложную конструкцию и проблемы с ним появляются нечасто. Эксплуатационный ресурс насоса – 120 тыс. км пробега, но на практике эта цифра выше. Обслуживания узел не требует – необходимо лишь периодически заливать свежее масло через 8-10 тыс. км. Для замены механизма потребуется смотровая яма или подъемник. Алгоритм действий:
- ✅ из поддона слейте старое масло
- ✅ снимите кожух ремня ГРМ и демонтируйте шкив коленчатого вала
- ✅ открутите болты, крепящие поддон
- ✅ с помощью торцевой головки на «12» отверните метизы, фиксирующие маслоприемник
- ✅ демонтируйте насос, «сидящий» на 6-ти болтах
Работы по установке новой детали выполняются в обратном порядке. После монтажа насоса рекомендуется заменить масло и фильтр. Крайне нежелательно использовать старые.
Симптомы поломки масляного насоса
Выход из строя этого механизма и (или) несвоевременная замена износившейся детали – прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Можно выделить три основных признаков выхода из строя масляного насоса.
Понижение давление в системе
В первую очередь об этом будет сигнализировать индикатор, долго не потухающий после пуска двигателя и мигающий при его работе на холостых оборотах. К попутным признакам относится падение мощности мотора, его частые беспричинные остановки, плохой старт. Также, если вы увидите под машиной хотя бы совсем маленькую лужицу масла, необходимо предпринимать срочные меры. В большинстве случаев «виновником» являются сальники коленвала или износившаяся прокладка поддона. В «лучшем» случае – слабо закрученные болты его крепления.
Появление шума в двигателе
Этот симптом связан с недостатком масла в насосе из-за падения давления. Его детали не смазываются и их трение сопровождается посторонними звуками. Особенно отчетливо они проявляются при движении авто и вращении коленвала на высоких оборотах. Основная причина заключается в износе шестеренок или ротора насоса.
Увеличение температуры двигателя
При низком давлении в системе смазки повышается трение. Это вызывает естественную реакцию силового агрегата, заключающуюся в выделении большего количества тепла. В итоге сигнальный индикатор температуры начинает зажигаться, моргать (или стрелка подходит к красной зоне).
Как продлить срок службы масляного насоса
При замене смазочного материала доливайте его до уровня. Если он будет меньше нормы, детали и узлы двигателя будут страдать от масляного голодания. Но и лишняя смазка не приведет ни к чему хорошему – из-за избыточного давления могут выдавиться сальники, начнут забрызгиваться свечи и закоксовываться поршневые кольца. И еще один важный момент в обслуживании. При замене масла (хотя бы через пару раз) снимите поддон и очистите заборник.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....