Принцип работы маслонасоса ДВС и тонкости подборки узла на замену
Эффективная смазка узлов и деталей двигателя автомобиля может осуществляться только под давлением. Для его создания и применяется специальный насос. Его задача – непрерывная подача масла цикличным способом. От правильной работы этого устройства зависит эксплуатационный срок силовой установки, расход топлива (имеются в виду потери энергии на трение), количество вредных выбросов в атмосферу.
Принцип действия этого узла во всех его вариантах одинаковый: смазка забирается из поддона и нагнетается в магистрали под давлением. Существует несколько вариантов обеспечения работоспособности насоса и его регулировки. В соответствии с ними в машинах используют устройства трех типов.
Это нерегулируемые механизмы, приводимые в действие коленвалом двигателя. Т. е. от числа оборотов силового агрегата зависит давление в системе. Чтобы не допустить его превышения, в ней устанавливают редукционные клапаны. В конструкцию данного типа насоса входят:
Используются два вида шестеренчатых насосов. Это устройства с внешним и внутренним зацеплением шестерней. В первом случае они находятся рядом. Такое техническое решение отличает простота конструкции, однако эффективность подобных насосов невелика, особенно на малых оборотах коленвала. Во втором варианте устройства ведущая шестеренка размещается внутри ведомой. Такая конструкция компактнее и обладает лучшей производительностью.
Они немного напоминают шестеренчатые устройства с внутренним зацеплением. Только сжатие технической жидкости здесь осуществляют статор и расположенный внутри него ротор. Есть два типа механизмов:
Здесь тоже есть ротор и статор, но они смещены и образуют зазор в виде серпа. Также в специальных пазах механизма имеются пластинки. Под действием центробежной силы они выдвигаются, формирую небольшие отсеки, где сжимается техническая жидкость. Вращающийся ротор увеличивает вместимость камер и создает вакуум, благодаря которому масло всасывается. Когда отсек уменьшается в объеме, давление увеличивается, и смазка нагнетается в двигатель.
Лучше всего сделать это по VIN-коду автомобиля: тогда точно не ошибетесь. Второй вариант – ввести точные данные машины – марку, модель, год производства, основные параметры силовой установки. Здесь тоже риск купить не то минимален. Ниже представлены бренды наиболее надежных производителей.
Немецкая компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков узлов и деталей для авто (более 22 тыс. товарных позиций) и входящая в Bilstein Group. Помимо масляных насосов, Swag производит любые компоненты ДВС, детали рулевого управления, смазку разных видов и многое другое. Компания имеет все необходимые сертификаты, а продукция проходит тройной контроль качества, перед тем, как отправиться на прилавки. Запчасти поставляются на конвейеры Ford, Mercedes, Audi, VW и других автопроизводителей.
Полное название компании из Германии – Ferdinand Bilstein JR. Год основания – аж 1818-й. Бренд Febi стал упоминаться с 1844-го. За 150 лет своего существования фирма стала крупнейшим поставщиком запчастей на мировой авторынок. В арсенале Febi – свыше 9 тыс. наименований узлов и деталей для любых европейских массовых автомобилей. Продукция компании используется на конвейерах DAF и Mercedes-Benz.
Компания (ФРГ) начала свою деятельность в 1910 году и сегодня является частью концерна MSI. Кроме масляных насосов Kolbenschmidt производит практически все узлы и элементы, имеющие отношение к двигателю. Это коленвалы, поршни, клапана, ГБЦ, распылители форсунок, фильтры и многое другое. Среди заказчиков, помимо европейских и азиатских автопроизводителей, таких, как Opel, Ford, Daewoo, Nissan, DAF, Renault, Porsche, есть и российские заводы. Это КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, покупающие у Kolbenschmidt поршневые комплекты.
Это устройство имеет несложную конструкцию и проблемы с ним появляются нечасто. Эксплуатационный ресурс насоса – 120 тыс. км пробега, но на практике эта цифра выше. Обслуживания узел не требует – необходимо лишь периодически заливать свежее масло через 8-10 тыс. км. Для замены механизма потребуется смотровая яма или подъемник. Алгоритм действий:
Работы по установке новой детали выполняются в обратном порядке. После монтажа насоса рекомендуется заменить масло и фильтр. Крайне нежелательно использовать старые.
Выход из строя этого механизма и (или) несвоевременная замена износившейся детали – прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Можно выделить три основных признаков выхода из строя масляного насоса.
В первую очередь об этом будет сигнализировать индикатор, долго не потухающий после пуска двигателя и мигающий при его работе на холостых оборотах. К попутным признакам относится падение мощности мотора, его частые беспричинные остановки, плохой старт. Также, если вы увидите под машиной хотя бы совсем маленькую лужицу масла, необходимо предпринимать срочные меры. В большинстве случаев «виновником» являются сальники коленвала или износившаяся прокладка поддона. В «лучшем» случае – слабо закрученные болты его крепления.
Этот симптом связан с недостатком масла в насосе из-за падения давления. Его детали не смазываются и их трение сопровождается посторонними звуками. Особенно отчетливо они проявляются при движении авто и вращении коленвала на высоких оборотах. Основная причина заключается в износе шестеренок или ротора насоса.
При низком давлении в системе смазки повышается трение. Это вызывает естественную реакцию силового агрегата, заключающуюся в выделении большего количества тепла. В итоге сигнальный индикатор температуры начинает зажигаться, моргать (или стрелка подходит к красной зоне).
При замене смазочного материала доливайте его до уровня. Если он будет меньше нормы, детали и узлы двигателя будут страдать от масляного голодания. Но и лишняя смазка не приведет ни к чему хорошему – из-за избыточного давления могут выдавиться сальники, начнут забрызгиваться свечи и закоксовываться поршневые кольца. И еще один важный момент в обслуживании. При замене масла (хотя бы через пару раз) снимите поддон и очистите заборник.
Работа насоса и его разновидности
Принцип действия этого узла во всех его вариантах одинаковый: смазка забирается из поддона и нагнетается в магистрали под давлением. Существует несколько вариантов обеспечения работоспособности насоса и его регулировки. В соответствии с ними в машинах используют устройства трех типов.
Шестеренчатые насосы
Это нерегулируемые механизмы, приводимые в действие коленвалом двигателя. Т. е. от числа оборотов силового агрегата зависит давление в системе. Чтобы не допустить его превышения, в ней устанавливают редукционные клапаны. В конструкцию данного типа насоса входят:
- ✅ ведущая и ведомая шестерни
- ✅ корпус с проводящим каналами
- ✅ сальники
- ✅ пружинный плунжер, сбрасывающий при необходимости давление
Используются два вида шестеренчатых насосов. Это устройства с внешним и внутренним зацеплением шестерней. В первом случае они находятся рядом. Такое техническое решение отличает простота конструкции, однако эффективность подобных насосов невелика, особенно на малых оборотах коленвала. Во втором варианте устройства ведущая шестеренка размещается внутри ведомой. Такая конструкция компактнее и обладает лучшей производительностью.
Роторные насосы
Они немного напоминают шестеренчатые устройства с внутренним зацеплением. Только сжатие технической жидкости здесь осуществляют статор и расположенный внутри него ротор. Есть два типа механизмов:
- ✅ нерегулируемые, с редукционным клапаном, приводимые в движение коленвалом
- ✅ автоматически настраиваемые с помощью специальной пружины (при увеличении числа оборотов двигателя давление снижается и наоборот)
В последнем случае производительность насоса поддерживается на оптимальном уровне. При этом давление не зависит от количества оборотов силового агрегата.
Шиберные (пластинчатые) устройства
Здесь тоже есть ротор и статор, но они смещены и образуют зазор в виде серпа. Также в специальных пазах механизма имеются пластинки. Под действием центробежной силы они выдвигаются, формирую небольшие отсеки, где сжимается техническая жидкость. Вращающийся ротор увеличивает вместимость камер и создает вакуум, благодаря которому масло всасывается. Когда отсек уменьшается в объеме, давление увеличивается, и смазка нагнетается в двигатель.
Как выбрать масляный насос
Лучше всего сделать это по VIN-коду автомобиля: тогда точно не ошибетесь. Второй вариант – ввести точные данные машины – марку, модель, год производства, основные параметры силовой установки. Здесь тоже риск купить не то минимален. Ниже представлены бренды наиболее надежных производителей.
Swag
Немецкая компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков узлов и деталей для авто (более 22 тыс. товарных позиций) и входящая в Bilstein Group. Помимо масляных насосов, Swag производит любые компоненты ДВС, детали рулевого управления, смазку разных видов и многое другое. Компания имеет все необходимые сертификаты, а продукция проходит тройной контроль качества, перед тем, как отправиться на прилавки. Запчасти поставляются на конвейеры Ford, Mercedes, Audi, VW и других автопроизводителей.
Насос Swag для Mercedes-Benz Sprinter 2T и Mercedes-Benz T1. Средняя цена: 10 000 руб. Фото: ЯндексМаркет
Febi
Полное название компании из Германии – Ferdinand Bilstein JR. Год основания – аж 1818-й. Бренд Febi стал упоминаться с 1844-го. За 150 лет своего существования фирма стала крупнейшим поставщиком запчастей на мировой авторынок. В арсенале Febi – свыше 9 тыс. наименований узлов и деталей для любых европейских массовых автомобилей. Продукция компании используется на конвейерах DAF и Mercedes-Benz.
Насос Swag Febi подходит к VW Polo, Skoda Octavia, Fabia, Audi A2 и других авто. Средняя цена: 5050 руб. Фото: ЯндексМаркет
Kolbenschmidt
Компания (ФРГ) начала свою деятельность в 1910 году и сегодня является частью концерна MSI. Кроме масляных насосов Kolbenschmidt производит практически все узлы и элементы, имеющие отношение к двигателю. Это коленвалы, поршни, клапана, ГБЦ, распылители форсунок, фильтры и многое другое. Среди заказчиков, помимо европейских и азиатских автопроизводителей, таких, как Opel, Ford, Daewoo, Nissan, DAF, Renault, Porsche, есть и российские заводы. Это КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, покупающие у Kolbenschmidt поршневые комплекты.
Новый насос от Kolbenschmidt для opel Astra достают из упаковки. Средняя цена: 6503 руб. Фото: YouTube. com
Как заменить масляный насос (на примере ВАЗ-2113-15)
Это устройство имеет несложную конструкцию и проблемы с ним появляются нечасто. Эксплуатационный ресурс насоса – 120 тыс. км пробега, но на практике эта цифра выше. Обслуживания узел не требует – необходимо лишь периодически заливать свежее масло через 8-10 тыс. км. Для замены механизма потребуется смотровая яма или подъемник. Алгоритм действий:
- ✅ из поддона слейте старое масло
- ✅ снимите кожух ремня ГРМ и демонтируйте шкив коленчатого вала
- ✅ открутите болты, крепящие поддон
- ✅ с помощью торцевой головки на «12» отверните метизы, фиксирующие маслоприемник
- ✅ демонтируйте насос, «сидящий» на 6-ти болтах
Работы по установке новой детали выполняются в обратном порядке. После монтажа насоса рекомендуется заменить масло и фильтр. Крайне нежелательно использовать старые.
Симптомы поломки масляного насоса
Выход из строя этого механизма и (или) несвоевременная замена износившейся детали – прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Можно выделить три основных признаков выхода из строя масляного насоса.
Понижение давление в системе
В первую очередь об этом будет сигнализировать индикатор, долго не потухающий после пуска двигателя и мигающий при его работе на холостых оборотах. К попутным признакам относится падение мощности мотора, его частые беспричинные остановки, плохой старт. Также, если вы увидите под машиной хотя бы совсем маленькую лужицу масла, необходимо предпринимать срочные меры. В большинстве случаев «виновником» являются сальники коленвала или износившаяся прокладка поддона. В «лучшем» случае – слабо закрученные болты его крепления.
Появление шума в двигателе
Этот симптом связан с недостатком масла в насосе из-за падения давления. Его детали не смазываются и их трение сопровождается посторонними звуками. Особенно отчетливо они проявляются при движении авто и вращении коленвала на высоких оборотах. Основная причина заключается в износе шестеренок или ротора насоса.
Увеличение температуры двигателя
При низком давлении в системе смазки повышается трение. Это вызывает естественную реакцию силового агрегата, заключающуюся в выделении большего количества тепла. В итоге сигнальный индикатор температуры начинает зажигаться, моргать (или стрелка подходит к красной зоне).
Как продлить срок службы масляного насоса
При замене смазочного материала доливайте его до уровня. Если он будет меньше нормы, детали и узлы двигателя будут страдать от масляного голодания. Но и лишняя смазка не приведет ни к чему хорошему – из-за избыточного давления могут выдавиться сальники, начнут забрызгиваться свечи и закоксовываться поршневые кольца. И еще один важный момент в обслуживании. При замене масла (хотя бы через пару раз) снимите поддон и очистите заборник.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...