
Принцип работы маслонасоса ДВС и тонкости подборки узла на замену
Эффективная смазка узлов и деталей двигателя автомобиля может осуществляться только под давлением. Для его создания и применяется специальный насос. Его задача – непрерывная подача масла цикличным способом. От правильной работы этого устройства зависит эксплуатационный срок силовой установки, расход топлива (имеются в виду потери энергии на трение), количество вредных выбросов в атмосферу.
Принцип действия этого узла во всех его вариантах одинаковый: смазка забирается из поддона и нагнетается в магистрали под давлением. Существует несколько вариантов обеспечения работоспособности насоса и его регулировки. В соответствии с ними в машинах используют устройства трех типов.
Это нерегулируемые механизмы, приводимые в действие коленвалом двигателя. Т. е. от числа оборотов силового агрегата зависит давление в системе. Чтобы не допустить его превышения, в ней устанавливают редукционные клапаны. В конструкцию данного типа насоса входят:
Используются два вида шестеренчатых насосов. Это устройства с внешним и внутренним зацеплением шестерней. В первом случае они находятся рядом. Такое техническое решение отличает простота конструкции, однако эффективность подобных насосов невелика, особенно на малых оборотах коленвала. Во втором варианте устройства ведущая шестеренка размещается внутри ведомой. Такая конструкция компактнее и обладает лучшей производительностью.
Они немного напоминают шестеренчатые устройства с внутренним зацеплением. Только сжатие технической жидкости здесь осуществляют статор и расположенный внутри него ротор. Есть два типа механизмов:
Здесь тоже есть ротор и статор, но они смещены и образуют зазор в виде серпа. Также в специальных пазах механизма имеются пластинки. Под действием центробежной силы они выдвигаются, формирую небольшие отсеки, где сжимается техническая жидкость. Вращающийся ротор увеличивает вместимость камер и создает вакуум, благодаря которому масло всасывается. Когда отсек уменьшается в объеме, давление увеличивается, и смазка нагнетается в двигатель.
Лучше всего сделать это по VIN-коду автомобиля: тогда точно не ошибетесь. Второй вариант – ввести точные данные машины – марку, модель, год производства, основные параметры силовой установки. Здесь тоже риск купить не то минимален. Ниже представлены бренды наиболее надежных производителей.
Немецкая компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков узлов и деталей для авто (более 22 тыс. товарных позиций) и входящая в Bilstein Group. Помимо масляных насосов, Swag производит любые компоненты ДВС, детали рулевого управления, смазку разных видов и многое другое. Компания имеет все необходимые сертификаты, а продукция проходит тройной контроль качества, перед тем, как отправиться на прилавки. Запчасти поставляются на конвейеры Ford, Mercedes, Audi, VW и других автопроизводителей.
Насос Swag для Mercedes-Benz Sprinter 2T и Mercedes-Benz T1. Средняя цена: 10 000 руб. Фото: ЯндексМаркет
Полное название компании из Германии – Ferdinand Bilstein JR. Год основания – аж 1818-й. Бренд Febi стал упоминаться с 1844-го. За 150 лет своего существования фирма стала крупнейшим поставщиком запчастей на мировой авторынок. В арсенале Febi – свыше 9 тыс. наименований узлов и деталей для любых европейских массовых автомобилей. Продукция компании используется на конвейерах DAF и Mercedes-Benz.
Насос Swag Febi подходит к VW Polo, Skoda Octavia, Fabia, Audi A2 и других авто. Средняя цена: 5050 руб. Фото: ЯндексМаркет
Компания (ФРГ) начала свою деятельность в 1910 году и сегодня является частью концерна MSI. Кроме масляных насосов Kolbenschmidt производит практически все узлы и элементы, имеющие отношение к двигателю. Это коленвалы, поршни, клапана, ГБЦ, распылители форсунок, фильтры и многое другое. Среди заказчиков, помимо европейских и азиатских автопроизводителей, таких, как Opel, Ford, Daewoo, Nissan, DAF, Renault, Porsche, есть и российские заводы. Это КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, покупающие у Kolbenschmidt поршневые комплекты.
Новый насос от Kolbenschmidt для opel Astra достают из упаковки. Средняя цена: 6503 руб. Фото: YouTube. com
Это устройство имеет несложную конструкцию и проблемы с ним появляются нечасто. Эксплуатационный ресурс насоса – 120 тыс. км пробега, но на практике эта цифра выше. Обслуживания узел не требует – необходимо лишь периодически заливать свежее масло через 8-10 тыс. км. Для замены механизма потребуется смотровая яма или подъемник. Алгоритм действий:
Работы по установке новой детали выполняются в обратном порядке. После монтажа насоса рекомендуется заменить масло и фильтр. Крайне нежелательно использовать старые.
Выход из строя этого механизма и (или) несвоевременная замена износившейся детали – прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Можно выделить три основных признаков выхода из строя масляного насоса.
В первую очередь об этом будет сигнализировать индикатор, долго не потухающий после пуска двигателя и мигающий при его работе на холостых оборотах. К попутным признакам относится падение мощности мотора, его частые беспричинные остановки, плохой старт. Также, если вы увидите под машиной хотя бы совсем маленькую лужицу масла, необходимо предпринимать срочные меры. В большинстве случаев «виновником» являются сальники коленвала или износившаяся прокладка поддона. В «лучшем» случае – слабо закрученные болты его крепления.
Этот симптом связан с недостатком масла в насосе из-за падения давления. Его детали не смазываются и их трение сопровождается посторонними звуками. Особенно отчетливо они проявляются при движении авто и вращении коленвала на высоких оборотах. Основная причина заключается в износе шестеренок или ротора насоса.
При низком давлении в системе смазки повышается трение. Это вызывает естественную реакцию силового агрегата, заключающуюся в выделении большего количества тепла. В итоге сигнальный индикатор температуры начинает зажигаться, моргать (или стрелка подходит к красной зоне).
При замене смазочного материала доливайте его до уровня. Если он будет меньше нормы, детали и узлы двигателя будут страдать от масляного голодания. Но и лишняя смазка не приведет ни к чему хорошему – из-за избыточного давления могут выдавиться сальники, начнут забрызгиваться свечи и закоксовываться поршневые кольца. И еще один важный момент в обслуживании. При замене масла (хотя бы через пару раз) снимите поддон и очистите заборник.
Работа насоса и его разновидности
Принцип действия этого узла во всех его вариантах одинаковый: смазка забирается из поддона и нагнетается в магистрали под давлением. Существует несколько вариантов обеспечения работоспособности насоса и его регулировки. В соответствии с ними в машинах используют устройства трех типов.
Шестеренчатые насосы
Это нерегулируемые механизмы, приводимые в действие коленвалом двигателя. Т. е. от числа оборотов силового агрегата зависит давление в системе. Чтобы не допустить его превышения, в ней устанавливают редукционные клапаны. В конструкцию данного типа насоса входят:
- ✅ ведущая и ведомая шестерни
- ✅ корпус с проводящим каналами
- ✅ сальники
- ✅ пружинный плунжер, сбрасывающий при необходимости давление
Используются два вида шестеренчатых насосов. Это устройства с внешним и внутренним зацеплением шестерней. В первом случае они находятся рядом. Такое техническое решение отличает простота конструкции, однако эффективность подобных насосов невелика, особенно на малых оборотах коленвала. Во втором варианте устройства ведущая шестеренка размещается внутри ведомой. Такая конструкция компактнее и обладает лучшей производительностью.
Роторные насосы
Они немного напоминают шестеренчатые устройства с внутренним зацеплением. Только сжатие технической жидкости здесь осуществляют статор и расположенный внутри него ротор. Есть два типа механизмов:
- ✅ нерегулируемые, с редукционным клапаном, приводимые в движение коленвалом
- ✅ автоматически настраиваемые с помощью специальной пружины (при увеличении числа оборотов двигателя давление снижается и наоборот)
В последнем случае производительность насоса поддерживается на оптимальном уровне. При этом давление не зависит от количества оборотов силового агрегата.
Шиберные (пластинчатые) устройства
Здесь тоже есть ротор и статор, но они смещены и образуют зазор в виде серпа. Также в специальных пазах механизма имеются пластинки. Под действием центробежной силы они выдвигаются, формирую небольшие отсеки, где сжимается техническая жидкость. Вращающийся ротор увеличивает вместимость камер и создает вакуум, благодаря которому масло всасывается. Когда отсек уменьшается в объеме, давление увеличивается, и смазка нагнетается в двигатель.
Как выбрать масляный насос
Лучше всего сделать это по VIN-коду автомобиля: тогда точно не ошибетесь. Второй вариант – ввести точные данные машины – марку, модель, год производства, основные параметры силовой установки. Здесь тоже риск купить не то минимален. Ниже представлены бренды наиболее надежных производителей.
Swag
Немецкая компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков узлов и деталей для авто (более 22 тыс. товарных позиций) и входящая в Bilstein Group. Помимо масляных насосов, Swag производит любые компоненты ДВС, детали рулевого управления, смазку разных видов и многое другое. Компания имеет все необходимые сертификаты, а продукция проходит тройной контроль качества, перед тем, как отправиться на прилавки. Запчасти поставляются на конвейеры Ford, Mercedes, Audi, VW и других автопроизводителей.

Febi
Полное название компании из Германии – Ferdinand Bilstein JR. Год основания – аж 1818-й. Бренд Febi стал упоминаться с 1844-го. За 150 лет своего существования фирма стала крупнейшим поставщиком запчастей на мировой авторынок. В арсенале Febi – свыше 9 тыс. наименований узлов и деталей для любых европейских массовых автомобилей. Продукция компании используется на конвейерах DAF и Mercedes-Benz.

Kolbenschmidt
Компания (ФРГ) начала свою деятельность в 1910 году и сегодня является частью концерна MSI. Кроме масляных насосов Kolbenschmidt производит практически все узлы и элементы, имеющие отношение к двигателю. Это коленвалы, поршни, клапана, ГБЦ, распылители форсунок, фильтры и многое другое. Среди заказчиков, помимо европейских и азиатских автопроизводителей, таких, как Opel, Ford, Daewoo, Nissan, DAF, Renault, Porsche, есть и российские заводы. Это КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, покупающие у Kolbenschmidt поршневые комплекты.

Как заменить масляный насос (на примере ВАЗ-2113-15)
Это устройство имеет несложную конструкцию и проблемы с ним появляются нечасто. Эксплуатационный ресурс насоса – 120 тыс. км пробега, но на практике эта цифра выше. Обслуживания узел не требует – необходимо лишь периодически заливать свежее масло через 8-10 тыс. км. Для замены механизма потребуется смотровая яма или подъемник. Алгоритм действий:
- ✅ из поддона слейте старое масло
- ✅ снимите кожух ремня ГРМ и демонтируйте шкив коленчатого вала
- ✅ открутите болты, крепящие поддон
- ✅ с помощью торцевой головки на «12» отверните метизы, фиксирующие маслоприемник
- ✅ демонтируйте насос, «сидящий» на 6-ти болтах
Работы по установке новой детали выполняются в обратном порядке. После монтажа насоса рекомендуется заменить масло и фильтр. Крайне нежелательно использовать старые.
Симптомы поломки масляного насоса
Выход из строя этого механизма и (или) несвоевременная замена износившейся детали – прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Можно выделить три основных признаков выхода из строя масляного насоса.
Понижение давление в системе
В первую очередь об этом будет сигнализировать индикатор, долго не потухающий после пуска двигателя и мигающий при его работе на холостых оборотах. К попутным признакам относится падение мощности мотора, его частые беспричинные остановки, плохой старт. Также, если вы увидите под машиной хотя бы совсем маленькую лужицу масла, необходимо предпринимать срочные меры. В большинстве случаев «виновником» являются сальники коленвала или износившаяся прокладка поддона. В «лучшем» случае – слабо закрученные болты его крепления.
Появление шума в двигателе
Этот симптом связан с недостатком масла в насосе из-за падения давления. Его детали не смазываются и их трение сопровождается посторонними звуками. Особенно отчетливо они проявляются при движении авто и вращении коленвала на высоких оборотах. Основная причина заключается в износе шестеренок или ротора насоса.
Увеличение температуры двигателя
При низком давлении в системе смазки повышается трение. Это вызывает естественную реакцию силового агрегата, заключающуюся в выделении большего количества тепла. В итоге сигнальный индикатор температуры начинает зажигаться, моргать (или стрелка подходит к красной зоне).
Как продлить срок службы масляного насоса
При замене смазочного материала доливайте его до уровня. Если он будет меньше нормы, детали и узлы двигателя будут страдать от масляного голодания. Но и лишняя смазка не приведет ни к чему хорошему – из-за избыточного давления могут выдавиться сальники, начнут забрызгиваться свечи и закоксовываться поршневые кольца. И еще один важный момент в обслуживании. При замене масла (хотя бы через пару раз) снимите поддон и очистите заборник.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....