Китайские тепловозы серии CKD для центральноазиатского региона
Особенности чешского алфавита привели к тому, что легендарные маневровые ЧКД, в латинской интерпретации известны нам как CKD. Хотя на языке оригинала они и пишутся немного иначе (присутствует верхний гачок).
А вот китайская железнодорожная техника именуется ЦКД, что как раз точно соответствует упомянутой выше аббревиатуре и совпадает с названием чешского локомотива. Но, как вы уже поняли, речь пойдет не о возрождении марки «ЧКД-Прага», а о китайских тепловозах, производимых для нужд как внутреннего рынка, так и среднеазиатских республик.
В это число входит целая серия железнодорожного транспорта, поэтому в рамках данного материала мы рассмотрим лишь некоторые из самых известных ее моделей. Многие из них трудятся в отдаленных регионах страны, используясь в различных назначениях.
Создавая свои тепловозы, китайцы остались верными себе в отношении их максимальной универсальности и функционала. Поэтому все модели производителя могут трудится, выполняя целый ряд поставленных перед ними задач.
Раньше он выполнял работы и в центральных районах страны, откуда был позже вытеснен более современными DF8 (дизельный грузовой) и DF11G (пассажирский локомотив). Он выпускался в двух основных версиях: DF4D и DF4DK («K» означает «Kuaisu» или «высокая скорость»).
Последняя модификация создана специально для сопровождения скорых поездов. А вот в стандартном исполнении локомотив может применяться как для местных пассажирских перевозок, так и в грузовом движении.
Тем не менее ни одна из вариаций этого тепловоза не оборудована генераторами HEP. Поэтому, при буксировке «люксовых» составов (распознаются по красным или синим вагонам и кондиционеру на крыше), к нему прицепляется специальный вагон-генератор HVAC Power. Вот физические параметры локомотива DF4D(K):
✅ длина – 21,11 м
✅ ширина – 3,3 м
✅ высота – 4,75 м
Основным двигателем техники является дизель 16V240ZJD, разработанный компанией ALCO. Его выходная мощность составляет 3300 л. с. Электрическая передача рассчитана как на постоянный, так и на переменный ток.
В пакете предложений китайского производителя существует также и маневровая техника. И одним из примеров можно считать тепловоз, предназначенный для эксплуатации в жарком климате с минимальным количеством осадков.
Изначально эта техника подразумевалась для эксплуатации на внутренних дорогах, но с перспективным пристрелом на экспорт в близлежащие азиатские страны. Планы производителя успешно осуществились, а тепловоз получил солидную географию внешних поставок:
✅ Казахстан
✅ Туркменистан
✅ Узбекистан
В период с 2012 по 2013 годы появилось лицензионное соглашение на сборку этой техники на мощностях Шуского локомотиворемонтного завода. Таким образом Казахстан смог сам обеспечивать потребности местных железных дорог в маневровой технике. Вот характеристики его силового агрегата:
✅ модель – 6240ZJB
✅ мощность – 1500 л. с
✅ 6 тяговых двигателей с электропередачей
После локализации выпуска техники в Казахстане, на местных мощностях собрано 19 экземпляров маневровых тепловозов. Они получили отличительное обозначение ТЭМ-KZ. Обратим внимание также и на физические параметры этого локомотива:
✅ высота – 4,76 м
✅ длина – 20 м
✅ ширина – 3,26 м
✅ конструкционная скорость – 80 км/ч
✅ служебная масса – 132 т
✅ нагрузка на ось – 22 тс
Техника создавалась на тележках для классического размера колеи (1520 мм), сохраняющейся на всем постсоветском пространстве. Осевая формула маневрового локомотива – 3о-3о. В его конструкции применена электрическая передача для смешанного тока питания. Тепловоз предназначен для работы в условиях разбега температур от –40 до +50 градусов.
Подобно многим образцам советской техники данного направления, CKD6E имеет кузов капотного типа с внешним коридором. Кроме надежных ступеней с перилами, тепловоз получил еще один удобный элемент. Это отдельная боковая дверь для входа в машинный отсек. Ее по достоинству оценят специалисты, которым придется проводить обслуживание или ремонт силового агрегата. Имеются на борту также теплоизоляционные и вентиляционные элементы, средства пожаротушения.
Несмотря на его скромное предназначение, систему управления локомотивом снабдили микропроцессором. А в электрической камере находятся контрольный шкаф, пусковая коробки передач и другие элементы энергетической части конструкции. На крышке силовой камеры создатели расположили глушитель шума выпуска. Он необходим для очистки помех, создающихся выпускной системой дизельного привода.
В середине нулевых компания CNR спроектировала еще одну модель тепловоза. На этот раз мы имеем дело с магистральной техникой. Его основным потребителем стали Туркменские железные дороги. Всего к конечному потребителю отправлено 18 локомотивов данной модели.
Учитывая специфику предстоящего использования машины, ей добавили запаса прочности и мощности. Поэтому CKD9A состоит сразу из двух секций и обладает приводом с очень серьезными характеристиками:
✅ 16-цилиндровый дизель
✅ марка – 16V280ZJA
✅ мощность – 5000 л. с
Этот привод позволяет тепловозу буксировать пассажирские составы общей массой около 1100 тонн. При этом он способен сохранять длительную скорость движения до 100 км/ч. Даже при почти 10%-м уклоне поезд сможет демонстрировать показатели не ниже 40 км/ч. А предельными являются 120 км/ч.
CKD9A также предназначен для эксплуатации на классической колее, имеющейся на всей территории Туркменистана. При движении на очень длинные расстояния есть возможность обслуживания техники сразу двумя бригадами машинистов. Для свободной смены, благодаря двойной кабине, имеется специальная комната отдыха.
Для бесперебойной эксплуатации тепловоза предусмотрен солидный набор систем: контроля безопасной скорости, микрокомпьютерного управления и резистивного тормозного устройства. Последнее имеет функцию самотестирования полной мощности, что дает общее представление об эффективности использования техники.
При 22,5-метровой длине локомотив получил запас топлива в девять и масла – в 1,2 тонны. Рабочий вес двухсекционного пассажирского тепловоза составляет 138 тонн, с нагрузкой на ось – 23тс. На борту имеются также запасы песка в количестве 800 кг.
Техника проявила себя во время эксплуатации с хорошей стороны, что позволило производителю в период с 2006 по 2014 годы предложить улучшенную модификацию CKD9C. В таком варианте собрано не менее 26 экземпляров тепловозов.
На сегодняшний день сборкой локомотивов CKD и других серий занимаются 180 тысяч сотрудников, задействованных на 24 сборочных заводах. Корпорация проводит множество направлений деятельности, но на ж/д технику приходится более 47% всех ее продаж.
А вот китайская железнодорожная техника именуется ЦКД, что как раз точно соответствует упомянутой выше аббревиатуре и совпадает с названием чешского локомотива. Но, как вы уже поняли, речь пойдет не о возрождении марки «ЧКД-Прага», а о китайских тепловозах, производимых для нужд как внутреннего рынка, так и среднеазиатских республик.
Тепловоз CKD DF4D, ведущий грузовой состав. Фото: youtube.com
В это число входит целая серия железнодорожного транспорта, поэтому в рамках данного материала мы рассмотрим лишь некоторые из самых известных ее моделей. Многие из них трудятся в отдаленных регионах страны, используясь в различных назначениях.
Шестиосный универсальный DF4D
Создавая свои тепловозы, китайцы остались верными себе в отношении их максимальной универсальности и функционала. Поэтому все модели производителя могут трудится, выполняя целый ряд поставленных перед ними задач.
Хорошим примером тому служит Sifang/DLF DF4D (Dongfeng Four), выпускаемый компанией с 1996 года. Этот шестиосный тепловоз сейчас используется в Северном и Западном Китае и имеет две модификации.
Раньше он выполнял работы и в центральных районах страны, откуда был позже вытеснен более современными DF8 (дизельный грузовой) и DF11G (пассажирский локомотив). Он выпускался в двух основных версиях: DF4D и DF4DK («K» означает «Kuaisu» или «высокая скорость»).
Шестиосный DF4D с дверью машинного отделения посредине. Фото: youtube.com
Последняя модификация создана специально для сопровождения скорых поездов. А вот в стандартном исполнении локомотив может применяться как для местных пассажирских перевозок, так и в грузовом движении.
Тем не менее ни одна из вариаций этого тепловоза не оборудована генераторами HEP. Поэтому, при буксировке «люксовых» составов (распознаются по красным или синим вагонам и кондиционеру на крыше), к нему прицепляется специальный вагон-генератор HVAC Power. Вот физические параметры локомотива DF4D(K):
✅ длина – 21,11 м
✅ ширина – 3,3 м
✅ высота – 4,75 м
Основным двигателем техники является дизель 16V240ZJD, разработанный компанией ALCO. Его выходная мощность составляет 3300 л. с. Электрическая передача рассчитана как на постоянный, так и на переменный ток.
Тепловоз для маневровых работ
В пакете предложений китайского производителя существует также и маневровая техника. И одним из примеров можно считать тепловоз, предназначенный для эксплуатации в жарком климате с минимальным количеством осадков.
Это производимый в 2011/12 годах CKD6E. Его собирали также в Шуске, всего выпущено 142 единицы.
Изначально эта техника подразумевалась для эксплуатации на внутренних дорогах, но с перспективным пристрелом на экспорт в близлежащие азиатские страны. Планы производителя успешно осуществились, а тепловоз получил солидную географию внешних поставок:
✅ Казахстан
✅ Туркменистан
✅ Узбекистан
В период с 2012 по 2013 годы появилось лицензионное соглашение на сборку этой техники на мощностях Шуского локомотиворемонтного завода. Таким образом Казахстан смог сам обеспечивать потребности местных железных дорог в маневровой технике. Вот характеристики его силового агрегата:
✅ модель – 6240ZJB
✅ мощность – 1500 л. с
✅ 6 тяговых двигателей с электропередачей
После локализации выпуска техники в Казахстане, на местных мощностях собрано 19 экземпляров маневровых тепловозов. Они получили отличительное обозначение ТЭМ-KZ. Обратим внимание также и на физические параметры этого локомотива:
✅ высота – 4,76 м
✅ длина – 20 м
✅ ширина – 3,26 м
✅ конструкционная скорость – 80 км/ч
✅ служебная масса – 132 т
✅ нагрузка на ось – 22 тс
Техника создавалась на тележках для классического размера колеи (1520 мм), сохраняющейся на всем постсоветском пространстве. Осевая формула маневрового локомотива – 3о-3о. В его конструкции применена электрическая передача для смешанного тока питания. Тепловоз предназначен для работы в условиях разбега температур от –40 до +50 градусов.
CKD6E или ТЭМ-KZ. Фото: youtube.com
Подобно многим образцам советской техники данного направления, CKD6E имеет кузов капотного типа с внешним коридором. Кроме надежных ступеней с перилами, тепловоз получил еще один удобный элемент. Это отдельная боковая дверь для входа в машинный отсек. Ее по достоинству оценят специалисты, которым придется проводить обслуживание или ремонт силового агрегата. Имеются на борту также теплоизоляционные и вентиляционные элементы, средства пожаротушения.
Несмотря на его скромное предназначение, систему управления локомотивом снабдили микропроцессором. А в электрической камере находятся контрольный шкаф, пусковая коробки передач и другие элементы энергетической части конструкции. На крышке силовой камеры создатели расположили глушитель шума выпуска. Он необходим для очистки помех, создающихся выпускной системой дизельного привода.
Магистральный локомотив CKD9A
В середине нулевых компания CNR спроектировала еще одну модель тепловоза. На этот раз мы имеем дело с магистральной техникой. Его основным потребителем стали Туркменские железные дороги. Всего к конечному потребителю отправлено 18 локомотивов данной модели.
CKD9A получил двухсекционное исполнение и компоновался двигателями асинхронного типа. Его дизайн (по сравнению с другими моделями завода) имел более современный вид, включая обтекаемую кабину.
Учитывая специфику предстоящего использования машины, ей добавили запаса прочности и мощности. Поэтому CKD9A состоит сразу из двух секций и обладает приводом с очень серьезными характеристиками:
✅ 16-цилиндровый дизель
✅ марка – 16V280ZJA
✅ мощность – 5000 л. с
Этот привод позволяет тепловозу буксировать пассажирские составы общей массой около 1100 тонн. При этом он способен сохранять длительную скорость движения до 100 км/ч. Даже при почти 10%-м уклоне поезд сможет демонстрировать показатели не ниже 40 км/ч. А предельными являются 120 км/ч.
Для грузоперевозок могут использоваться спаренные локомотивы. Фото: youtube.com
CKD9A также предназначен для эксплуатации на классической колее, имеющейся на всей территории Туркменистана. При движении на очень длинные расстояния есть возможность обслуживания техники сразу двумя бригадами машинистов. Для свободной смены, благодаря двойной кабине, имеется специальная комната отдыха.
Для бесперебойной эксплуатации тепловоза предусмотрен солидный набор систем: контроля безопасной скорости, микрокомпьютерного управления и резистивного тормозного устройства. Последнее имеет функцию самотестирования полной мощности, что дает общее представление об эффективности использования техники.
При 22,5-метровой длине локомотив получил запас топлива в девять и масла – в 1,2 тонны. Рабочий вес двухсекционного пассажирского тепловоза составляет 138 тонн, с нагрузкой на ось – 23тс. На борту имеются также запасы песка в количестве 800 кг.
CKD9A, известный в Средней Азии как «Батыр». Фото: youtube.com
Техника проявила себя во время эксплуатации с хорошей стороны, что позволило производителю в период с 2006 по 2014 годы предложить улучшенную модификацию CKD9C. В таком варианте собрано не менее 26 экземпляров тепловозов.
На сегодняшний день сборкой локомотивов CKD и других серий занимаются 180 тысяч сотрудников, задействованных на 24 сборочных заводах. Корпорация проводит множество направлений деятельности, но на ж/д технику приходится более 47% всех ее продаж.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....