Что кипело в мозгах Абнера Добла и пыхтело под капотом его автомобилей
341

Что кипело в мозгах Абнера Добла и пыхтело под капотом его автомобилей

Историки индустриальной эпохи считают период на стыке 19-20 веков наиболее любопытным, притягательным. В этот момент разгорелась борьба паровой энергии с двигателями внутреннего сгорания.


Пар уже 200 лет уверенно двигал технический прогресс: вторгся в шахты и промышленные предприятия, судоходство и железные дороги. Но вдруг резко стал вчерашним днем. Во всяком случае, в машиностроении. Паровые двигатели, как бы оттесненные в сторонку, с завистью наблюдали, как мимо проносилась другая жизнь – более динамичная, с этим удивительным запахом сизых выхлопов.

Автомобильный рынок начала XX века


В 1900-х годах стало ясно, что автомобили окончательно и бесповоротно вошли в жизнь человечества. Положение на рынке сложилось интересное. Конкурировали три типа транспортных средств: на аккумуляторах, паре и ДВС. Почему победил последний, не станем углубляться: на эту тему написано много научных трудов.

Что кипело в мозгах Абнера Добла и пыхтело под капотом его автомобилей Редкий экземпляр – один из первых паромобилей Абнера Добла. Фото: YouTube.com

Вывод экспертов следующий: победи тогда паровой движок, цивилизация развивалась бы по другому сценарию. Не было бы отравления природы вредными выбросами, глобального потепления. Словом, всего того, за что надрывают голосовые связки экологи.

Но очевидно же, что паровое оборудование проигрывало: было громоздким, работало на угле. «Кочегарить» мотор для достижения необходимого давления нужно полчаса, а то и час. Непрактично для авто. Пусть такие двигатели остаются на железнодорожных локомотивах, пароходах. Даже когда появились жидкотопливные горелки на бензине и керосине, паромобили не стали легче в управлении.

Покажем начало инструкции по эксплуатации такого силового агрегата:

Для разогрева горелки, занимающего около пяти минут, используется небольшое количество спирта; затем с помощью небольшого насоса создается давление в масляном баке и открывается кран на горелку, которая загорается синим пламенем, и котел нагревается за две-три минуты. Кондуктор ставит сцепление в среднее положение…


И так далее на два листа. Куда проще дело обстояло с устройствами, сжигающими топливо. Неудивительно, что на автовыставке Мэдисон-сквер-гарден 1905 года было представлено 219 моделей на ДВС, 20 на АКБ и только 9 паровых вариантов.

Братья Стэнли и их «заноза»


Признанным лидером в производстве паровых дорожных средств передвижения в начале 20 столетия была компания Stanley Steamer. Владели предприятием братья-близнецы Стэнли. Разбогатевшие на фотографическом оборудовании бизнесмены пренебрежительно смотрели на модные двигатели внутреннего сгорания. Консерваторы по натуре, промышленники любили устаревающую форму силового агрегата самодвижущихся экипажей.

Паромобиль братьев Стэнли. Фото: YouTube.com

Не они одни, как оказалось. Неподалеку от завода Стэнли проживало почтенное семейство Доблов. Первым из четырех сыновей родился в 1890 году Абнер. Знатным был род – потомственные механики-инженеры, изобретатели, производители шахтерского оборудования.

Детей природа умом не обделила. Еще будучи школярами, между 1906 и 1909 годами, братья построили свой первый автомобиль на базе убитого паровика White. Отсюда пошло настоящее поклонение Абнера паровому двигателю.

По окончании школы, в 1910-ом, Аб поступил в Массачусетский технологический институт. Наблюдая за автомобилями Стэнли, молодой человек понял проблемы паромобилей. Придумал ряд улучшений, например, как сделать, чтобы машины на одной заправке воды проходили не 150 км, а 350 км пути.

Прародитель паромобилей – безлошадный экипаж, воссозданный по чертежам 1770 года. Фото: YouTube.com

Со своими расчетами студент помчался в правление автозавода, уверенный, что его новшества воспримут на ура. Изобретатель предложил инновационную систему конденсации пара. Ничуть не бывало. Как он не старался, доказывал, демонстрировал выкладки и чертежи, юношу выпроводили за ворота. Выставили глупым, назойливым пацаном.

Тут-то в мозгу оскорбленного парня закипело! Проучившись один семестр, он бросил институт. С братьями в небольшой мастерской собрал паровой автомобиль нового поколения. Этот тип двигателя стал навязчивой идеей упрямого рационализатора. ДВС старший отпрыск Доблов отринул, никогда в дальнейшем не рассматривал в качестве силового агрегата.

Мелкоячеистая решетка радиатора авто А. Добла охлаждает большую площадь. Фото: YouTube.com

Уже на следующий год он вызывающе дерзко нарезал круги перед офисом высокомерных зазнаек в Ньютон, штат Массачусетс. На чем катался заносчивый парень?

Doble Model A


Как и положено начинающему машиностроителю, модели дали индекс «А». Разработчик-самоучка внедрил в конструкцию ту самую усовершенствованную систему охлаждения пара в котле. С термостатом, между прочим, собственной разработки. Эта деталь предотвращала (наконец-то!) опасность взрыва оборудования.

Паромобиль Абнера Добла: вид сзади. Фото: YouTube.com

Заводское руководство увидело странную картину. Нахальные юнцы выписывают всевозможные кренделя на бесшумном авто без клубов пара и дыма. Скорость явно превосходила традиционные модели братьев Стэнли.

Ребята построили машину на «тележке» American Underslung. Паровой котел с топкой взяли от этих же злыдней Stanley Steamer, поместили в огромный отсек спереди. Бак с водой установили под сиденьем водителя и его попутчика. В качестве топлива применили керосин. Емкость, как и генератор, установили в заднем свесе авто.

В сам мост интегрировали разработанный братьями-соратниками 2-цилиндровый 5,1-литровый двигатель. Мотор, расположенный горизонтально перед ведущим задним мостом, вырабатывал 25 л. с. Пар для задействования двигателя подавался по трубам.

Рулевое колесо паромобиля А. Добла сделано из камерунского черного дерева. Фото: YouTube.com

Особенность схемы состояла в том, что ненужными стали паразитарные потребители крутящего момента:

✅ сцепление
✅ коробка передач
✅ карданный вал

Для движения задним ходом нажимали на педаль. Она переключала клапан, и агрегат крутился в обратную сторону. Автомобиль, нагло разъезжающий по площади перед заводскими воротами близнецов Стэнли, почти не вибрировал, производил минимум шума.

Немногие владельцы паромобиля Добла гордятся раритетом. Фото: YouTube.com

Насладившись видом отвисших челюстей обидчиков, утерев нос взрослым дядькам, молодой А. Добл отправился в большую жизнь. Создал компанию Abner Doble Motor Vehicle Company, разросшуюся и переименованную в Doble Steam Motors.

Дальнейшее развитие бренда


А она, беспокойная жизнь бизнесменов, еще раз доказала: отличные инженерные мозги без управленческой жилки к большому успеху не приводят. Предприниматель внедрял одно новшество за другим:

Model B. Изобретен ячеистый радиатор, улучшающий охлаждение, и конденсатор пара хитрой конструкции. Смешивание моторного масла и воды стало в пропорции, предотвращающей образование накипи и ржавчины
Model C. Применен первым в отрасли электростартер, сокращающий время розжига топки до полутора минут (на ДВС еще крутили ручкой стартер). Правда, систему реверса еще толком недоработали
Model D. Двухтактная силовая установка заменена на 4-цилиндровую. Вертикально смонтированный котел с улучшенной герметизацией стал однотрубным. Рационально продуман путь движения пара без потери энергии

Предприниматель презирал не только вонючие, чадящие ДВС, но и «фордовские» конвейерные методы сборки. Изготовленные кустарным способом вручную автомобили стоили больших денег. Так, последняя модель торговалась 13 тыс. долларов в то время, как «Жестянка Лиззи» обходилась покупателю в 300 баксов.

«Венец творения»


Им стала Model E. Потрясающей красоты и технологичности машина. Братья Доблы брали лучшее из возможного.

С затратами не считались:

✅ раму соорудили из хромоникелевого сплава
✅ на рессоры пустили полированную хром-ванадиевую сталь
✅ для массивного двойного рулевого колеса привозили камерунское черное дерево
✅ руль и некоторые детали интерьера инкрустировали слоновой костью
✅ эмблему компании на ступицах заказывали из серебра у именитых немецких ювелиров

Электрику фирмы Bosch тоже завозили из-за океана. Отдельной песней были 16-дюймовые тормозные барабаны. Брали стальную болванку весом 40 кг, ковали, точили на станке пока не оставались 4-килограммовые барабаны.

Под капотом паромобиля А. Добла. Фото: YouTube.com

Но это внешний шик. Колоссальными были и подкапотные изменения. Новая система разогревала котел на любом ветру и морозе за 23 сек. Зимой, понятное дело, нужно было следить, чтобы вода в баке не замерзала.

Паромашины летали по дорогам со скоростью 160 км/ч. Разгона до 120 км/ч достигали за 10 сек. Одной заправки воды хватало на 2400 км. Топливо сжигалось при очень высокой температуре и низком давлении. Теперешние экологи отбили бы ладоши, аплодируя чистоте выбросов автомобилей Добла.

Но… Дорогие малосерийные экземпляры с трудом находили пользователя. Коммерческая составляющая предпринимателя была слаба. В какой-то период, чтобы держать предприятие на плаву, хозяин занялся махинациями по продаже акций. Последовало судебное разбирательство, разрыв отношений с братьями.

В 1931 году, несмотря на финансовую поддержку семьи, фирма обанкротилась. Общий тираж паромобилей, по неточным данным, составил 32-50 единиц. Башковитый владелец занялся другим делом: ездил по миру автомобильным консультантом. Умер в возрасте 71 года. Братья придумали паровой самолет и автомотрису. Заразительное, выходит, дело паровая энергия…
Какой из источников энергии для авто вам кажется оптимальным?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас