
Московский скоростной диаметр – 950 рублей за 68 километров
Проекты по строительству скоростных магистралей через Москву начали разрабатывать еще в 30-е годы прошлого века. Однако тогда до реализации проекта так и не дошли. Помешала начавшаяся Великая Отечественная война. А последующие генпланы подразумевали радиальную застройку со связующими кольцевыми автодорогами.
О хордах говорили и в 70-е, но подготовка к «Олимпиаде-80» и так отнимала слишком много ресурсов. Про новые магистрали можно было и не говорить. К тому же, в это время активно строился МКАД.
Только в начале 2010-х на карту нанесли сразу четыре новые трассы, которые должны были перераспределить транспортные потоки и разгрузить кольцевые автодороги в городе и области. Магистрали назвали «хордами», а от идеи строительства Четвертого транспортного кольца полностью отказались. Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды образовали единый транзитный маршрут – Московский скоростной диаметр (МСД).
Открытие МСД. Фото: YouTube.com
Далеко не все жители столицы поддержали эту инициативу. Во-первых, часть магистрали прошла по уже застроенным и заселенным кварталам. То есть, люди получили вид на оживленное шоссе с круглосуточным плотным трафиком. Во-вторых, пострадали некоторые парковые и лесопарковые зоны.
Однако с точки зрения транспортной логистики, город получил качественные магистрали, отводящие трафик от центра города. С открытием хорд свободнее стало и на Московской кольцевой автодороге. «Диаметры» соединяют между собой главные шоссе, расходящиеся от Москвы во все стороны.
СВХ открыли в 2022 году. Ее протяженность составила 43 км. Трасса связала магистрали М11 «Нева» и новую М12 «Восток». По оценкам специалистов, СВХ разгрузила МКАД на 12-15%.
Строительство хорды было разделено на несколько этапов. Объекты и участки сдавали и запускали постепенно. Рядом с СВХ в районе Черкизово в 2021 году открыли Восточный вокзал – крупный пассажирский пересадочный узел.
Строительство МСД. Фото: YouTube.com
СВХ очень быстро стала востребованной трассой. Жители восточных и северных районов Москвы получили альтернативный сквозной маршрут. До открытия СВХ все пользовались МКАД или Третьим транспортным кольцом, на которых регулярно образовывались многокилометровые заторы.
ЮВХ открыли в 2023 году, но пока что магистраль не выходит за переделы МКАД. Она связала СВХ, Третье транспортное кольцо и Южную рокаду. Главная цель ЮВХ – повысить транспортную связность Новой Москвы и центральных районов.
Новая Москва – территории области, которые присоединили к столице в 2012 году. В состав города вошли Троицкий и Новомосковский округа. Площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза.
МСД на карте Москвы. Фото: YouTube.com
Сейчас эти районы активно застраиваются новыми жилыми комплексами и торговыми центрами. Население растет большими темпами. Если в 2012 году в этих районах проживало 250 тыс. человек, то в 2020-м – более 550 тыс. Поэтому уже сейчас население нуждается в инфраструктуре ЮВХ.
Эта хорда также подвергалась критике со стороны жителей и активистов. Часть магистрали прошла по уже существующим улицам. То есть, дороги с обычным движением, светофорами и пешеходными переходами превратились в магистрали.
Много шума наделал и могильник радиоактивных отходов рядом с парком Коломенское. Была информация, что хорда пройдет прямо по этому пустырю. Общественность опасалась, что строительные работы могут привести к экологической катастрофе. В итоге хорду построили на границе опасной зоны.
В 2023 году СВХ и ЮВХ объединили в единую магистраль от трассы М-11 «Нева» до М-2 «Крым» с ответвлениями на Третье транспортное кольцо и М-12 «Восток». Общая протяженность составила 68 км. На всем протяжении возвели 140 инфраструктурных объектов – мостов, тоннелей и эстакад, а также 34 надземных и подземных пешеходных переходов.
Городские власти говорят о том, что время проезда через город по МСД составляет всего 40 минут. Наверное, это так, если исключить пробки. А они случаются с завидной регулярностью. Скоростная магистраль в городе – это высокий риск аварий. Легковые машины, такси, городской транспорт, грузовики и дорожная техника идут в едином потоке. Малейшая ошибка хотя бы одного водителя может в итоге привести к многокилометровому затору.
Один из участков МСД. Фото: YouTube.com
Пробки на МСД случаются достаточно часто. Причинами служат аварии. Иногда дорожники решаются в час пик заняться сменой информирующих знаков или подлатать ямы. Получается, что скоростным диаметр является таковым только в выходные дни или ночью.
Несмотря на все минусы, связанные с открытием диаметральных магистралей в Москве, большинство отзывается о них положительно. Они качественно дополнили дорожную сеть города и соединили 48 районов столицы, которые населяют более 4 млн человек.
Важно отметить, что проезд по МСД для машин с немосковскими номерами платный. Маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД стоит 950 рублей. Если транзитные машины едут по МСД дольше двух часов, проезд будет бесплатным. Такая поездка оценивается как рабочая или необходимая.
Если водитель не оплатил проезд в течение пяти дней с момента проезда, автоматически будет выписан штраф в размере 1,5 тыс. рублей для легковушек и 5 тыс. для грузовиков. Так что лучше оплачивать проезд вовремя. Что касается платного проезда, то здесь нужно понимать, что москвичи и жители области могут проезжать по МСД бесплатно, а процент иногородних водителей невелик. К тому же, есть и бесплатные альтернативные маршруты – МКАД или Третье транспортное кольцо.
Строительство развязки на МСД. Фото: YouTube.com
Дороги всегда были и будут драйверами для развития. Ожидается, что МСД повлияет на рост количества промышленных и логистических площадок как в Москве, так и за ее пределами. У проекта большая социальная значимость. Градостроители посчитали, что теперь скорая помощь может приезжать на вызов на 20% быстрее. Время проезда до аэропортов Домодедово и Шереметьево сократилось на 20-25 минут. Вдоль МСД строятся и новые жилые комплексы. Застройщики повышают цены на квартиры, пользуясь «высокой транспортной доступностью».
Дорожная сеть Москвы продолжает активно развиваться. Это и упрощает, и усложняет жизнь в мегаполисе. С одной стороны, чем больше альтернативных маршрутов движения, тем проще водителям. С другой, ухудшается экология, появляются дополнительные проблемные участки с заторами. Городское хозяйство получает дополнительную нагрузку по ремонту и эксплуатации этих магистралей.
Развязка на МСД. Фото: YouTube.com
Отдельным «квестом» для водителей становятся многоуровневые развязки, которые построили для интеграции уже существующей дорожной сети и МСД. Плотный трафик не всегда позволяет определить правильный маршрут по знакам, а проблемы с работой навигатора в центре Москвы еще больше осложняют выбор правильного съезда.
Но скоростные диаметры нужны такому большому мегаполису как Москва. Очевидно, что в ближайшие годы город получит новые трассы, позволяющие пересекать районы без светофоров и перекрестков.
Будет ли Южная рокада и Северо-Западная хорда еще одним полноценным диаметром, пока неясно, но такая перспектива точно есть. МСД стал знаковым проектом для столицы, во многом определившим направление развития дорожной инфраструктуры на годы вперед.
О хордах говорили и в 70-е, но подготовка к «Олимпиаде-80» и так отнимала слишком много ресурсов. Про новые магистрали можно было и не говорить. К тому же, в это время активно строился МКАД.
Только в начале 2010-х на карту нанесли сразу четыре новые трассы, которые должны были перераспределить транспортные потоки и разгрузить кольцевые автодороги в городе и области. Магистрали назвали «хордами», а от идеи строительства Четвертого транспортного кольца полностью отказались. Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды образовали единый транзитный маршрут – Московский скоростной диаметр (МСД).

Далеко не все жители столицы поддержали эту инициативу. Во-первых, часть магистрали прошла по уже застроенным и заселенным кварталам. То есть, люди получили вид на оживленное шоссе с круглосуточным плотным трафиком. Во-вторых, пострадали некоторые парковые и лесопарковые зоны.
Однако с точки зрения транспортной логистики, город получил качественные магистрали, отводящие трафик от центра города. С открытием хорд свободнее стало и на Московской кольцевой автодороге. «Диаметры» соединяют между собой главные шоссе, расходящиеся от Москвы во все стороны.
Северо-Восточная хорда
СВХ открыли в 2022 году. Ее протяженность составила 43 км. Трасса связала магистрали М11 «Нева» и новую М12 «Восток». По оценкам специалистов, СВХ разгрузила МКАД на 12-15%.
Строительство хорды было разделено на несколько этапов. Объекты и участки сдавали и запускали постепенно. Рядом с СВХ в районе Черкизово в 2021 году открыли Восточный вокзал – крупный пассажирский пересадочный узел.

СВХ очень быстро стала востребованной трассой. Жители восточных и северных районов Москвы получили альтернативный сквозной маршрут. До открытия СВХ все пользовались МКАД или Третьим транспортным кольцом, на которых регулярно образовывались многокилометровые заторы.
Юго-Восточная хорда
ЮВХ открыли в 2023 году, но пока что магистраль не выходит за переделы МКАД. Она связала СВХ, Третье транспортное кольцо и Южную рокаду. Главная цель ЮВХ – повысить транспортную связность Новой Москвы и центральных районов.
Новая Москва – территории области, которые присоединили к столице в 2012 году. В состав города вошли Троицкий и Новомосковский округа. Площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза.

Сейчас эти районы активно застраиваются новыми жилыми комплексами и торговыми центрами. Население растет большими темпами. Если в 2012 году в этих районах проживало 250 тыс. человек, то в 2020-м – более 550 тыс. Поэтому уже сейчас население нуждается в инфраструктуре ЮВХ.
Эта хорда также подвергалась критике со стороны жителей и активистов. Часть магистрали прошла по уже существующим улицам. То есть, дороги с обычным движением, светофорами и пешеходными переходами превратились в магистрали.
Много шума наделал и могильник радиоактивных отходов рядом с парком Коломенское. Была информация, что хорда пройдет прямо по этому пустырю. Общественность опасалась, что строительные работы могут привести к экологической катастрофе. В итоге хорду построили на границе опасной зоны.
МСД: плюсы и минусы
В 2023 году СВХ и ЮВХ объединили в единую магистраль от трассы М-11 «Нева» до М-2 «Крым» с ответвлениями на Третье транспортное кольцо и М-12 «Восток». Общая протяженность составила 68 км. На всем протяжении возвели 140 инфраструктурных объектов – мостов, тоннелей и эстакад, а также 34 надземных и подземных пешеходных переходов.
Городские власти говорят о том, что время проезда через город по МСД составляет всего 40 минут. Наверное, это так, если исключить пробки. А они случаются с завидной регулярностью. Скоростная магистраль в городе – это высокий риск аварий. Легковые машины, такси, городской транспорт, грузовики и дорожная техника идут в едином потоке. Малейшая ошибка хотя бы одного водителя может в итоге привести к многокилометровому затору.

Пробки на МСД случаются достаточно часто. Причинами служат аварии. Иногда дорожники решаются в час пик заняться сменой информирующих знаков или подлатать ямы. Получается, что скоростным диаметр является таковым только в выходные дни или ночью.
Несмотря на все минусы, связанные с открытием диаметральных магистралей в Москве, большинство отзывается о них положительно. Они качественно дополнили дорожную сеть города и соединили 48 районов столицы, которые населяют более 4 млн человек.
Важно отметить, что проезд по МСД для машин с немосковскими номерами платный. Маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД стоит 950 рублей. Если транзитные машины едут по МСД дольше двух часов, проезд будет бесплатным. Такая поездка оценивается как рабочая или необходимая.
Если водитель не оплатил проезд в течение пяти дней с момента проезда, автоматически будет выписан штраф в размере 1,5 тыс. рублей для легковушек и 5 тыс. для грузовиков. Так что лучше оплачивать проезд вовремя. Что касается платного проезда, то здесь нужно понимать, что москвичи и жители области могут проезжать по МСД бесплатно, а процент иногородних водителей невелик. К тому же, есть и бесплатные альтернативные маршруты – МКАД или Третье транспортное кольцо.

Дороги всегда были и будут драйверами для развития. Ожидается, что МСД повлияет на рост количества промышленных и логистических площадок как в Москве, так и за ее пределами. У проекта большая социальная значимость. Градостроители посчитали, что теперь скорая помощь может приезжать на вызов на 20% быстрее. Время проезда до аэропортов Домодедово и Шереметьево сократилось на 20-25 минут. Вдоль МСД строятся и новые жилые комплексы. Застройщики повышают цены на квартиры, пользуясь «высокой транспортной доступностью».
Дорожная сеть Москвы продолжает активно развиваться. Это и упрощает, и усложняет жизнь в мегаполисе. С одной стороны, чем больше альтернативных маршрутов движения, тем проще водителям. С другой, ухудшается экология, появляются дополнительные проблемные участки с заторами. Городское хозяйство получает дополнительную нагрузку по ремонту и эксплуатации этих магистралей.

Отдельным «квестом» для водителей становятся многоуровневые развязки, которые построили для интеграции уже существующей дорожной сети и МСД. Плотный трафик не всегда позволяет определить правильный маршрут по знакам, а проблемы с работой навигатора в центре Москвы еще больше осложняют выбор правильного съезда.
Но скоростные диаметры нужны такому большому мегаполису как Москва. Очевидно, что в ближайшие годы город получит новые трассы, позволяющие пересекать районы без светофоров и перекрестков.
Будет ли Южная рокада и Северо-Западная хорда еще одним полноценным диаметром, пока неясно, но такая перспектива точно есть. МСД стал знаковым проектом для столицы, во многом определившим направление развития дорожной инфраструктуры на годы вперед.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас