
Московский скоростной диаметр – 950 рублей за 68 километров
Проекты по строительству скоростных магистралей через Москву начали разрабатывать еще в 30-е годы прошлого века. Однако тогда до реализации проекта так и не дошли. Помешала начавшаяся Великая Отечественная война. А последующие генпланы подразумевали радиальную застройку со связующими кольцевыми автодорогами.
О хордах говорили и в 70-е, но подготовка к «Олимпиаде-80» и так отнимала слишком много ресурсов. Про новые магистрали можно было и не говорить. К тому же, в это время активно строился МКАД.
Только в начале 2010-х на карту нанесли сразу четыре новые трассы, которые должны были перераспределить транспортные потоки и разгрузить кольцевые автодороги в городе и области. Магистрали назвали «хордами», а от идеи строительства Четвертого транспортного кольца полностью отказались. Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды образовали единый транзитный маршрут – Московский скоростной диаметр (МСД).
Открытие МСД. Фото: YouTube.com
Далеко не все жители столицы поддержали эту инициативу. Во-первых, часть магистрали прошла по уже застроенным и заселенным кварталам. То есть, люди получили вид на оживленное шоссе с круглосуточным плотным трафиком. Во-вторых, пострадали некоторые парковые и лесопарковые зоны.
Однако с точки зрения транспортной логистики, город получил качественные магистрали, отводящие трафик от центра города. С открытием хорд свободнее стало и на Московской кольцевой автодороге. «Диаметры» соединяют между собой главные шоссе, расходящиеся от Москвы во все стороны.
СВХ открыли в 2022 году. Ее протяженность составила 43 км. Трасса связала магистрали М11 «Нева» и новую М12 «Восток». По оценкам специалистов, СВХ разгрузила МКАД на 12-15%.
Строительство хорды было разделено на несколько этапов. Объекты и участки сдавали и запускали постепенно. Рядом с СВХ в районе Черкизово в 2021 году открыли Восточный вокзал – крупный пассажирский пересадочный узел.
Строительство МСД. Фото: YouTube.com
СВХ очень быстро стала востребованной трассой. Жители восточных и северных районов Москвы получили альтернативный сквозной маршрут. До открытия СВХ все пользовались МКАД или Третьим транспортным кольцом, на которых регулярно образовывались многокилометровые заторы.
ЮВХ открыли в 2023 году, но пока что магистраль не выходит за переделы МКАД. Она связала СВХ, Третье транспортное кольцо и Южную рокаду. Главная цель ЮВХ – повысить транспортную связность Новой Москвы и центральных районов.
Новая Москва – территории области, которые присоединили к столице в 2012 году. В состав города вошли Троицкий и Новомосковский округа. Площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза.
МСД на карте Москвы. Фото: YouTube.com
Сейчас эти районы активно застраиваются новыми жилыми комплексами и торговыми центрами. Население растет большими темпами. Если в 2012 году в этих районах проживало 250 тыс. человек, то в 2020-м – более 550 тыс. Поэтому уже сейчас население нуждается в инфраструктуре ЮВХ.
Эта хорда также подвергалась критике со стороны жителей и активистов. Часть магистрали прошла по уже существующим улицам. То есть, дороги с обычным движением, светофорами и пешеходными переходами превратились в магистрали.
Много шума наделал и могильник радиоактивных отходов рядом с парком Коломенское. Была информация, что хорда пройдет прямо по этому пустырю. Общественность опасалась, что строительные работы могут привести к экологической катастрофе. В итоге хорду построили на границе опасной зоны.
В 2023 году СВХ и ЮВХ объединили в единую магистраль от трассы М-11 «Нева» до М-2 «Крым» с ответвлениями на Третье транспортное кольцо и М-12 «Восток». Общая протяженность составила 68 км. На всем протяжении возвели 140 инфраструктурных объектов – мостов, тоннелей и эстакад, а также 34 надземных и подземных пешеходных переходов.
Городские власти говорят о том, что время проезда через город по МСД составляет всего 40 минут. Наверное, это так, если исключить пробки. А они случаются с завидной регулярностью. Скоростная магистраль в городе – это высокий риск аварий. Легковые машины, такси, городской транспорт, грузовики и дорожная техника идут в едином потоке. Малейшая ошибка хотя бы одного водителя может в итоге привести к многокилометровому затору.
Один из участков МСД. Фото: YouTube.com
Пробки на МСД случаются достаточно часто. Причинами служат аварии. Иногда дорожники решаются в час пик заняться сменой информирующих знаков или подлатать ямы. Получается, что скоростным диаметр является таковым только в выходные дни или ночью.
Несмотря на все минусы, связанные с открытием диаметральных магистралей в Москве, большинство отзывается о них положительно. Они качественно дополнили дорожную сеть города и соединили 48 районов столицы, которые населяют более 4 млн человек.
Важно отметить, что проезд по МСД для машин с немосковскими номерами платный. Маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД стоит 950 рублей. Если транзитные машины едут по МСД дольше двух часов, проезд будет бесплатным. Такая поездка оценивается как рабочая или необходимая.
Если водитель не оплатил проезд в течение пяти дней с момента проезда, автоматически будет выписан штраф в размере 1,5 тыс. рублей для легковушек и 5 тыс. для грузовиков. Так что лучше оплачивать проезд вовремя. Что касается платного проезда, то здесь нужно понимать, что москвичи и жители области могут проезжать по МСД бесплатно, а процент иногородних водителей невелик. К тому же, есть и бесплатные альтернативные маршруты – МКАД или Третье транспортное кольцо.
Строительство развязки на МСД. Фото: YouTube.com
Дороги всегда были и будут драйверами для развития. Ожидается, что МСД повлияет на рост количества промышленных и логистических площадок как в Москве, так и за ее пределами. У проекта большая социальная значимость. Градостроители посчитали, что теперь скорая помощь может приезжать на вызов на 20% быстрее. Время проезда до аэропортов Домодедово и Шереметьево сократилось на 20-25 минут. Вдоль МСД строятся и новые жилые комплексы. Застройщики повышают цены на квартиры, пользуясь «высокой транспортной доступностью».
Дорожная сеть Москвы продолжает активно развиваться. Это и упрощает, и усложняет жизнь в мегаполисе. С одной стороны, чем больше альтернативных маршрутов движения, тем проще водителям. С другой, ухудшается экология, появляются дополнительные проблемные участки с заторами. Городское хозяйство получает дополнительную нагрузку по ремонту и эксплуатации этих магистралей.
Развязка на МСД. Фото: YouTube.com
Отдельным «квестом» для водителей становятся многоуровневые развязки, которые построили для интеграции уже существующей дорожной сети и МСД. Плотный трафик не всегда позволяет определить правильный маршрут по знакам, а проблемы с работой навигатора в центре Москвы еще больше осложняют выбор правильного съезда.
Но скоростные диаметры нужны такому большому мегаполису как Москва. Очевидно, что в ближайшие годы город получит новые трассы, позволяющие пересекать районы без светофоров и перекрестков.
Будет ли Южная рокада и Северо-Западная хорда еще одним полноценным диаметром, пока неясно, но такая перспектива точно есть. МСД стал знаковым проектом для столицы, во многом определившим направление развития дорожной инфраструктуры на годы вперед.
О хордах говорили и в 70-е, но подготовка к «Олимпиаде-80» и так отнимала слишком много ресурсов. Про новые магистрали можно было и не говорить. К тому же, в это время активно строился МКАД.
Только в начале 2010-х на карту нанесли сразу четыре новые трассы, которые должны были перераспределить транспортные потоки и разгрузить кольцевые автодороги в городе и области. Магистрали назвали «хордами», а от идеи строительства Четвертого транспортного кольца полностью отказались. Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды образовали единый транзитный маршрут – Московский скоростной диаметр (МСД).

Далеко не все жители столицы поддержали эту инициативу. Во-первых, часть магистрали прошла по уже застроенным и заселенным кварталам. То есть, люди получили вид на оживленное шоссе с круглосуточным плотным трафиком. Во-вторых, пострадали некоторые парковые и лесопарковые зоны.
Однако с точки зрения транспортной логистики, город получил качественные магистрали, отводящие трафик от центра города. С открытием хорд свободнее стало и на Московской кольцевой автодороге. «Диаметры» соединяют между собой главные шоссе, расходящиеся от Москвы во все стороны.
Северо-Восточная хорда
СВХ открыли в 2022 году. Ее протяженность составила 43 км. Трасса связала магистрали М11 «Нева» и новую М12 «Восток». По оценкам специалистов, СВХ разгрузила МКАД на 12-15%.
Строительство хорды было разделено на несколько этапов. Объекты и участки сдавали и запускали постепенно. Рядом с СВХ в районе Черкизово в 2021 году открыли Восточный вокзал – крупный пассажирский пересадочный узел.

СВХ очень быстро стала востребованной трассой. Жители восточных и северных районов Москвы получили альтернативный сквозной маршрут. До открытия СВХ все пользовались МКАД или Третьим транспортным кольцом, на которых регулярно образовывались многокилометровые заторы.
Юго-Восточная хорда
ЮВХ открыли в 2023 году, но пока что магистраль не выходит за переделы МКАД. Она связала СВХ, Третье транспортное кольцо и Южную рокаду. Главная цель ЮВХ – повысить транспортную связность Новой Москвы и центральных районов.
Новая Москва – территории области, которые присоединили к столице в 2012 году. В состав города вошли Троицкий и Новомосковский округа. Площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза.

Сейчас эти районы активно застраиваются новыми жилыми комплексами и торговыми центрами. Население растет большими темпами. Если в 2012 году в этих районах проживало 250 тыс. человек, то в 2020-м – более 550 тыс. Поэтому уже сейчас население нуждается в инфраструктуре ЮВХ.
Эта хорда также подвергалась критике со стороны жителей и активистов. Часть магистрали прошла по уже существующим улицам. То есть, дороги с обычным движением, светофорами и пешеходными переходами превратились в магистрали.
Много шума наделал и могильник радиоактивных отходов рядом с парком Коломенское. Была информация, что хорда пройдет прямо по этому пустырю. Общественность опасалась, что строительные работы могут привести к экологической катастрофе. В итоге хорду построили на границе опасной зоны.
МСД: плюсы и минусы
В 2023 году СВХ и ЮВХ объединили в единую магистраль от трассы М-11 «Нева» до М-2 «Крым» с ответвлениями на Третье транспортное кольцо и М-12 «Восток». Общая протяженность составила 68 км. На всем протяжении возвели 140 инфраструктурных объектов – мостов, тоннелей и эстакад, а также 34 надземных и подземных пешеходных переходов.
Городские власти говорят о том, что время проезда через город по МСД составляет всего 40 минут. Наверное, это так, если исключить пробки. А они случаются с завидной регулярностью. Скоростная магистраль в городе – это высокий риск аварий. Легковые машины, такси, городской транспорт, грузовики и дорожная техника идут в едином потоке. Малейшая ошибка хотя бы одного водителя может в итоге привести к многокилометровому затору.

Пробки на МСД случаются достаточно часто. Причинами служат аварии. Иногда дорожники решаются в час пик заняться сменой информирующих знаков или подлатать ямы. Получается, что скоростным диаметр является таковым только в выходные дни или ночью.
Несмотря на все минусы, связанные с открытием диаметральных магистралей в Москве, большинство отзывается о них положительно. Они качественно дополнили дорожную сеть города и соединили 48 районов столицы, которые населяют более 4 млн человек.
Важно отметить, что проезд по МСД для машин с немосковскими номерами платный. Маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД стоит 950 рублей. Если транзитные машины едут по МСД дольше двух часов, проезд будет бесплатным. Такая поездка оценивается как рабочая или необходимая.
Если водитель не оплатил проезд в течение пяти дней с момента проезда, автоматически будет выписан штраф в размере 1,5 тыс. рублей для легковушек и 5 тыс. для грузовиков. Так что лучше оплачивать проезд вовремя. Что касается платного проезда, то здесь нужно понимать, что москвичи и жители области могут проезжать по МСД бесплатно, а процент иногородних водителей невелик. К тому же, есть и бесплатные альтернативные маршруты – МКАД или Третье транспортное кольцо.

Дороги всегда были и будут драйверами для развития. Ожидается, что МСД повлияет на рост количества промышленных и логистических площадок как в Москве, так и за ее пределами. У проекта большая социальная значимость. Градостроители посчитали, что теперь скорая помощь может приезжать на вызов на 20% быстрее. Время проезда до аэропортов Домодедово и Шереметьево сократилось на 20-25 минут. Вдоль МСД строятся и новые жилые комплексы. Застройщики повышают цены на квартиры, пользуясь «высокой транспортной доступностью».
Дорожная сеть Москвы продолжает активно развиваться. Это и упрощает, и усложняет жизнь в мегаполисе. С одной стороны, чем больше альтернативных маршрутов движения, тем проще водителям. С другой, ухудшается экология, появляются дополнительные проблемные участки с заторами. Городское хозяйство получает дополнительную нагрузку по ремонту и эксплуатации этих магистралей.

Отдельным «квестом» для водителей становятся многоуровневые развязки, которые построили для интеграции уже существующей дорожной сети и МСД. Плотный трафик не всегда позволяет определить правильный маршрут по знакам, а проблемы с работой навигатора в центре Москвы еще больше осложняют выбор правильного съезда.
Но скоростные диаметры нужны такому большому мегаполису как Москва. Очевидно, что в ближайшие годы город получит новые трассы, позволяющие пересекать районы без светофоров и перекрестков.
Будет ли Южная рокада и Северо-Западная хорда еще одним полноценным диаметром, пока неясно, но такая перспектива точно есть. МСД стал знаковым проектом для столицы, во многом определившим направление развития дорожной инфраструктуры на годы вперед.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....