Корабль на воздушной подушке Zubr: актуальна ли сегодня советская амфибия?
Корабли на воздушной подушке – судна, которые отличаются динамическим поддержанием плавучести, то есть пребывают в стабильном состоянии на воде благодаря нагнетанию под корпус воздуха с большим давлением. Во время движения они не касаются среды, по которой перемещаются, а парят в нескольких миллиметрах от поверхности.
Такие судна отличаются уникальным сочетанием грузоподъемности, скорости, способности ходить по морю и береговой зоне. С их помощью выполняются самые различные задачи. Они также способны перемещаться по земле, преодолевая неровности рельефа и препятствия в виде рвов, лиманов и пр.
«Зубр» – крупнейший в мире корабль на воздушной подушке. Этот агрегат был разработан и изготовлен в СССР: строительство первых моделей началось в 1983 году. Всего было произведено 15 таких суден, 2 из них осталось недостроенными. Однако сегодня на балансе ВМФ России числятся всего 2 «Зубр»а. Остальные модели были закуплены другими странами и эксплуатируются до сих пор. Например, Греция приобрела 3 таких корабля в 1990 году и использует их сегодня. У Китая на вооружении 4 наших гиганта, которые не выведены из состава флота.
«Зубр» отличается уникальными возможностями в сочетании с простотой, надежностью и технологичностью. Изначально оно разрабатывалось в качестве ударного катера, но способность корабля эффективно перемещаться по воде и земле стала причиной того, что его назначение пересмотрели. Так и появился малый десантный корабль под названием «Зубр», способный выполнять и вполне мирные задания.
Работа над этим судном не являлась новинкой для советских конструкторов: за их плечами уже был опыт строительства кораблей «Скат», «Кальмар» и «Джейран».
Водоизмещение «Зубра» составляет 555 т, по этому значению превосходит американский аналог «LCAC» и китайский агрегат типа 726, у которых оно составляет всего 180 т. Вместимость – 150 т. Это тоже примерно в 2-3 раза больше по сравнению с упомянутыми конкурентами. Длина этого судна – 56 м, ширина – 22 м. Корабль может взять на борт полезной загрузки до впечатляющих 150 тонн.
Под размещение людей внутри корабля есть отдельные 140 мест. Увеличить их количество можно, частично используя пространство грузового отсека: в таком случае удастся разместить еще 366 человек.
Для высадки экипажа и выгрузки «Зубру» доступно 70% береговых линий планеты, при этом они могут быть совершенно к этому не предназначены. Он обладает отличной маневренностью, преодолевает узкие участки ландшафта при выходе. Судно проходит через препятствия высотой 1,6-2 м.
Скорость передвижения десантного корабля достигает 111 км/ч. Только представьте: огромное судно с полной загрузкой свободно передвигается со скоростью легковой машины!
Автономность «Зубра» немалая – 5 суток. Его способность идти по морю сохраняется при волнах высотой до 2 м и скорости ветра до 12 м/с. Запас топлива составляет 56 т. Расстояние, на которое корабль способен ходить по морю – 482 км с грузом и 1600 км – без.
Судно «Зубр» подходит в качестве самостоятельной боевой единицы, основное его назначение – высадка пехоты вместе с техникой. Эта задача может осуществляться разными способами – и на береговую линию, и дальше, в тыл противника.
Несмотря на долгий срок существования, такие суда так и не применялись ВМФ России в боевых действиях. Они регулярно участвуют в учениях, а благодаря своей проходимости вполне могут способствовать переброске научных экспедиций в труднодоступные районы со сложной береговой линией.
Цельносварной корпус «Зубра» состоит из сплава на основе алюминия и магния с повышенной устойчивостью к коррозии. Такой материал уменьшает массу судна. Основа корабля – понтон, который делает его устойчивым и обеспечивает непотопляемость. Винты с диаметром 5,5 м расположены в кормовой части, имеют 4 лопасти. Десант высаживается через ворота, которые находятся в носовой области. Они откидываются вниз и представляют собой аппарель, упирающуюся в грунт.
Нос этого корабля имеет выраженную уплощенную конфигурацию, обеспечивающую аэродинамические свойства «Зубра». Такое решение позволяет снизить лобовое сопротивление воздуха и сместить центр бортовой парусности в сторону кормы.
Корабль разделен на 3 отсека: 2 бортовых, для расположения членов экипажа, десанта и механизированной техники, а также 1 центральный, предназначенный для загрузки техники. Члены экипажа могут находиться на борту этого гиганта в удобных условиях: здесь предусмотрены системы вентиляции и отопления, присутствуют тепло- и звукоизоляционные, а также поглощающие вибрацию материалы.
Электроустановка судна включает 5 газотурбинных двигателей общей мощностью 50000 л. с. Все системы «Зубра» обеспечиваются энергетической станцией из 4 газотурбогенераторов, общая мощность которых составляет 400 кВт.
Управление этим агрегатом и его техническими средствами выполняется централизованно, дистанционно и с применением элементов автоматизации. Несмотря на крупные габариты, судно демонстрирует повышенную маневренность. Ходовые возможности позволяют преодолевать участки суши, а также осуществлять движение в северных морях в период ледохода.
Сегодня стоит вопрос о модернизации «Зубров» и производстве более современного корабля на воздушной подушке, в том числе сугубо гражданского назначения. Пока он остается открытым, но прототип является очень удачным образцом советского наследия.
Такие судна отличаются уникальным сочетанием грузоподъемности, скорости, способности ходить по морю и береговой зоне. С их помощью выполняются самые различные задачи. Они также способны перемещаться по земле, преодолевая неровности рельефа и препятствия в виде рвов, лиманов и пр.
«Зубр» – крупнейший в мире корабль на воздушной подушке. Этот агрегат был разработан и изготовлен в СССР: строительство первых моделей началось в 1983 году. Всего было произведено 15 таких суден, 2 из них осталось недостроенными. Однако сегодня на балансе ВМФ России числятся всего 2 «Зубр»а. Остальные модели были закуплены другими странами и эксплуатируются до сих пор. Например, Греция приобрела 3 таких корабля в 1990 году и использует их сегодня. У Китая на вооружении 4 наших гиганта, которые не выведены из состава флота.
Основные характеристики агрегата
«Зубр» отличается уникальными возможностями в сочетании с простотой, надежностью и технологичностью. Изначально оно разрабатывалось в качестве ударного катера, но способность корабля эффективно перемещаться по воде и земле стала причиной того, что его назначение пересмотрели. Так и появился малый десантный корабль под названием «Зубр», способный выполнять и вполне мирные задания.
Крупнейший корабль на воздушной подушке Zubr. Фото: YouTube.com
Работа над этим судном не являлась новинкой для советских конструкторов: за их плечами уже был опыт строительства кораблей «Скат», «Кальмар» и «Джейран».
Водоизмещение «Зубра» составляет 555 т, по этому значению превосходит американский аналог «LCAC» и китайский агрегат типа 726, у которых оно составляет всего 180 т. Вместимость – 150 т. Это тоже примерно в 2-3 раза больше по сравнению с упомянутыми конкурентами. Длина этого судна – 56 м, ширина – 22 м. Корабль может взять на борт полезной загрузки до впечатляющих 150 тонн.
Под размещение людей внутри корабля есть отдельные 140 мест. Увеличить их количество можно, частично используя пространство грузового отсека: в таком случае удастся разместить еще 366 человек.
Для высадки экипажа и выгрузки «Зубру» доступно 70% береговых линий планеты, при этом они могут быть совершенно к этому не предназначены. Он обладает отличной маневренностью, преодолевает узкие участки ландшафта при выходе. Судно проходит через препятствия высотой 1,6-2 м.
Выгрузка техники из корабля Zubr. Фото: YouTube.com
Скорость передвижения десантного корабля достигает 111 км/ч. Только представьте: огромное судно с полной загрузкой свободно передвигается со скоростью легковой машины!
Автономность «Зубра» немалая – 5 суток. Его способность идти по морю сохраняется при волнах высотой до 2 м и скорости ветра до 12 м/с. Запас топлива составляет 56 т. Расстояние, на которое корабль способен ходить по морю – 482 км с грузом и 1600 км – без.
Особенности эксплуатации
Судно «Зубр» подходит в качестве самостоятельной боевой единицы, основное его назначение – высадка пехоты вместе с техникой. Эта задача может осуществляться разными способами – и на береговую линию, и дальше, в тыл противника.
Управление кораблем Zubr. Фото: YouTube.com
Несмотря на долгий срок существования, такие суда так и не применялись ВМФ России в боевых действиях. Они регулярно участвуют в учениях, а благодаря своей проходимости вполне могут способствовать переброске научных экспедиций в труднодоступные районы со сложной береговой линией.
Преимущества и недостатки корабля
Цельносварной корпус «Зубра» состоит из сплава на основе алюминия и магния с повышенной устойчивостью к коррозии. Такой материал уменьшает массу судна. Основа корабля – понтон, который делает его устойчивым и обеспечивает непотопляемость. Винты с диаметром 5,5 м расположены в кормовой части, имеют 4 лопасти. Десант высаживается через ворота, которые находятся в носовой области. Они откидываются вниз и представляют собой аппарель, упирающуюся в грунт.
Нос этого корабля имеет выраженную уплощенную конфигурацию, обеспечивающую аэродинамические свойства «Зубра». Такое решение позволяет снизить лобовое сопротивление воздуха и сместить центр бортовой парусности в сторону кормы.
Носовая часть корабля Zubr. Фото: YouTube.com
Корабль разделен на 3 отсека: 2 бортовых, для расположения членов экипажа, десанта и механизированной техники, а также 1 центральный, предназначенный для загрузки техники. Члены экипажа могут находиться на борту этого гиганта в удобных условиях: здесь предусмотрены системы вентиляции и отопления, присутствуют тепло- и звукоизоляционные, а также поглощающие вибрацию материалы.
Электроустановка судна включает 5 газотурбинных двигателей общей мощностью 50000 л. с. Все системы «Зубра» обеспечиваются энергетической станцией из 4 газотурбогенераторов, общая мощность которых составляет 400 кВт.
Управление этим агрегатом и его техническими средствами выполняется централизованно, дистанционно и с применением элементов автоматизации. Несмотря на крупные габариты, судно демонстрирует повышенную маневренность. Ходовые возможности позволяют преодолевать участки суши, а также осуществлять движение в северных морях в период ледохода.
Корабль Zubr на воде. Фото: YouTube.com
Сегодня стоит вопрос о модернизации «Зубров» и производстве более современного корабля на воздушной подушке, в том числе сугубо гражданского назначения. Пока он остается открытым, но прототип является очень удачным образцом советского наследия.
- Lyvj
- YouTube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...