Корабль на воздушной подушке Zubr: актуальна ли сегодня советская амфибия?
2 837

Корабль на воздушной подушке Zubr: актуальна ли сегодня советская амфибия?

Корабли на воздушной подушке – судна, которые отличаются динамическим поддержанием плавучести, то есть пребывают в стабильном состоянии на воде благодаря нагнетанию под корпус воздуха с большим давлением. Во время движения они не касаются среды, по которой перемещаются, а парят в нескольких миллиметрах от поверхности.


Такие судна отличаются уникальным сочетанием грузоподъемности, скорости, способности ходить по морю и береговой зоне. С их помощью выполняются самые различные задачи. Они также способны перемещаться по земле, преодолевая неровности рельефа и препятствия в виде рвов, лиманов и пр.

«Зубр» – крупнейший в мире корабль на воздушной подушке. Этот агрегат был разработан и изготовлен в СССР: строительство первых моделей началось в 1983 году. Всего было произведено 15 таких суден, 2 из них осталось недостроенными. Однако сегодня на балансе ВМФ России числятся всего 2 «Зубр»а. Остальные модели были закуплены другими странами и эксплуатируются до сих пор. Например, Греция приобрела 3 таких корабля в 1990 году и использует их сегодня. У Китая на вооружении 4 наших гиганта, которые не выведены из состава флота.

Основные характеристики агрегата


«Зубр» отличается уникальными возможностями в сочетании с простотой, надежностью и технологичностью. Изначально оно разрабатывалось в качестве ударного катера, но способность корабля эффективно перемещаться по воде и земле стала причиной того, что его назначение пересмотрели. Так и появился малый десантный корабль под названием «Зубр», способный выполнять и вполне мирные задания.

Корабль на воздушной подушке Zubr: актуальна ли сегодня советская амфибия?Крупнейший корабль на воздушной подушке Zubr. Фото: YouTube.com

Работа над этим судном не являлась новинкой для советских конструкторов: за их плечами уже был опыт строительства кораблей «Скат», «Кальмар» и «Джейран».

Водоизмещение «Зубра» составляет 555 т, по этому значению превосходит американский аналог «LCAC» и китайский агрегат типа 726, у которых оно составляет всего 180 т. Вместимость – 150 т. Это тоже примерно в 2-3 раза больше по сравнению с упомянутыми конкурентами. Длина этого судна – 56 м, ширина – 22 м. Корабль может взять на борт полезной загрузки до впечатляющих 150 тонн.

Под размещение людей внутри корабля есть отдельные 140 мест. Увеличить их количество можно, частично используя пространство грузового отсека: в таком случае удастся разместить еще 366 человек.

Для высадки экипажа и выгрузки «Зубру» доступно 70% береговых линий планеты, при этом они могут быть совершенно к этому не предназначены. Он обладает отличной маневренностью, преодолевает узкие участки ландшафта при выходе. Судно проходит через препятствия высотой 1,6-2 м.

Выгрузка техники из корабля Zubr. Фото: YouTube.com

Скорость передвижения десантного корабля достигает 111 км/ч. Только представьте: огромное судно с полной загрузкой свободно передвигается со скоростью легковой машины!

Автономность «Зубра» немалая – 5 суток. Его способность идти по морю сохраняется при волнах высотой до 2 м и скорости ветра до 12 м/с. Запас топлива составляет 56 т. Расстояние, на которое корабль способен ходить по морю – 482 км с грузом и 1600 км – без.

Особенности эксплуатации


Судно «Зубр» подходит в качестве самостоятельной боевой единицы, основное его назначение – высадка пехоты вместе с техникой. Эта задача может осуществляться разными способами – и на береговую линию, и дальше, в тыл противника.

Управление кораблем Zubr. Фото: YouTube.com

Несмотря на долгий срок существования, такие суда так и не применялись ВМФ России в боевых действиях. Они регулярно участвуют в учениях, а благодаря своей проходимости вполне могут способствовать переброске научных экспедиций в труднодоступные районы со сложной береговой линией.

Преимущества и недостатки корабля


Цельносварной корпус «Зубра» состоит из сплава на основе алюминия и магния с повышенной устойчивостью к коррозии. Такой материал уменьшает массу судна. Основа корабля – понтон, который делает его устойчивым и обеспечивает непотопляемость. Винты с диаметром 5,5 м расположены в кормовой части, имеют 4 лопасти. Десант высаживается через ворота, которые находятся в носовой области. Они откидываются вниз и представляют собой аппарель, упирающуюся в грунт.

Нос этого корабля имеет выраженную уплощенную конфигурацию, обеспечивающую аэродинамические свойства «Зубра». Такое решение позволяет снизить лобовое сопротивление воздуха и сместить центр бортовой парусности в сторону кормы.

Носовая часть корабля Zubr. Фото: YouTube.com

Корабль разделен на 3 отсека: 2 бортовых, для расположения членов экипажа, десанта и механизированной техники, а также 1 центральный, предназначенный для загрузки техники. Члены экипажа могут находиться на борту этого гиганта в удобных условиях: здесь предусмотрены системы вентиляции и отопления, присутствуют тепло- и звукоизоляционные, а также поглощающие вибрацию материалы.

Электроустановка судна включает 5 газотурбинных двигателей общей мощностью 50000 л. с. Все системы «Зубра» обеспечиваются энергетической станцией из 4 газотурбогенераторов, общая мощность которых составляет 400 кВт.

Управление этим агрегатом и его техническими средствами выполняется централизованно, дистанционно и с применением элементов автоматизации. Несмотря на крупные габариты, судно демонстрирует повышенную маневренность. Ходовые возможности позволяют преодолевать участки суши, а также осуществлять движение в северных морях в период ледохода.

Корабль Zubr на воде. Фото: YouTube.com

Сегодня стоит вопрос о модернизации «Зубров» и производстве более современного корабля на воздушной подушке, в том числе сугубо гражданского назначения. Пока он остается открытым, но прототип является очень удачным образцом советского наследия.
Прочувствовали мощь «Зубра»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....