
Какие легковые иномарки были в СССР?
Однажды Задорнов отметил, что настали времена, когда и «Запорожец» тоже стал иномаркой. Сегодня мы все же поговорим о других иностранных автомобилях, проникших в свое время за «железный занавес». Такое событие всегда вызывало вполне закономерный ажиотаж среди всех советских людей. Особенно, автолюбителей огромной страны. Каждый восхищался и завидовал.
Закономерно, что советские окраины могли увидеть диковинную технику разве что на страницах журнала «За рулем». Я и сам, будучи подростком, именно оттуда узнал, что кроме «Жигулей» и «Москвичей», есть огромное разнообразие недоступных советскому взгляду марок.
То время было довольно неоднозначным. Страна и ее руководители пытались понять, по какому пути надо двигаться. И что считать буржуазным пережитком, а что – просто необходимым для советского человека. Те, кто принадлежал к числу «сильных мира сего» иногда пытались показать собственное видение разных моментов. Поэтому личные автомобили зарубежного производства в предвоенные годы могли позволить себе только известные деятели государства и популярные артисты.
Ford-A был очень популярен у советской элиты 30-х. Фото: youtube.com
Например, Ford-A, который появился у знаменитой оперной певицы Антонины Неждановой, задал новую моду. Теперь стало принято проявлять дань таланту звездам экрана и эстрады в виде четырехколесных подарков. Так у балерины Лепешинской появился Ford V8, а у суперпопулярной Любови Орловой - Packard-120. Иногда знаменитости иностранные бренды просто привозили после зарубежных гастролей. Так легковой автотранспорт стал олицетворение принадлежности к советской иерархии.
Известный американский ленд-лиз времен войны подразумевал поставку в СССР тяжелой военной автотехники. Массивные «студебеккеры» успешно трудились и на послевоенном восстановлении народного хозяйства. Были среди американской помощи и легковые авто для руководящего состава Красной армии.
Некоторые из них пережили войну и стали прекрасными трофеями для высших офицеров и генералов. Еще больше подобной техники появилось после того, как нога советского солдата ступила на немецкую землю.
Сами фашисты не стеснялись грабить советскую страну во время оккупации. Умудрились даже вывозить в ж/д вагонах плодородный украинский чернозем. Не удивительно, что и советские солдаты отвечали врагу тем же. Как говорится, чужого не надо – забираем свое. Самым популярным трофеем стала отличная немецкая техника.
Первые «Шкоды» появились у нас еще до войны. Фото: youtube.com
Кажется, за последние восемь десятилетий мало что изменилось. Как сейчас, так и тогда немецкие автомобильные марки были ведущими в Европе. Поэтому немецкие легковые авто, пусть и довоенного производства, выгодно отличались от отечественных марок.
Отдельные модели OPEL, побывав в руках опытных советских специалистов, смогли сослужить важную службу для отечественного автопрома. Довоенные немецкие наработки и смекалка инженеров вывели качество нашего «Москвича» на более высокий уровень. Повысилось не только качество двигателя, но и комфортность самого хода обновленного автомобиля.
Немного расширив свой кругозор, советские чиновники от автомобильной промышленности увидели собственные просчеты. Довоенное десятилетие – время больших строек, диктовало свои правила игры. Для перевозки стройматериалов нужны были мощные многотонные грузовики. А вот легковушки презрительно назывались мечтой индивидуалистов. Таким, как известно, в советской стране было не место.
Принято считать, что это авто принадлежало самому Никулину. Фото: youtube.com
Период переосмысления после осуждения культа личности Сталина и «хрущевской оттепели», принес свои плоды. Стало развиваться производство легкового автотранспорта, а «Победы» - появляться почти во всех послевоенных фильмах. Может, теперь в страну смогут легально завозить и иностранные авто? Не будем торопить время.
В начале 60-х в Москве нередко можно было встретить, выгодно выделявшиеся в общем потоке, шикарные иномарки. В основном, это были автомобили, носившие дипломатические номера. Да, этот немалый парк был приписан к дипломатическим посольствам разных стран, располагавшимся в столице нашей родины. Но, их могли видеть только москвичи, действовал запрет выезда иностранцев за 101-й километр. Автомобили данного класса имелись и у представителей верхушки ЦК КПСС.
Думаю, всем понятно, что никакой иностранец, приехавший на работу в нашу страну, не пересядет тут же за руль «Москвича» или «Волги». Многие советские автолюбители любили поговаривать, что те, кто хоть раз побывал за рулем иномарки, в нашу уже не захочет. Здесь и разница в дизайне, комфорте и качестве, динамике движения. Выбрать свое мог только истинный патриот. Хотя, чаще всего, выбора-то никакого и не было.
Несмотря на то, что время правления Брежнева принято считать временем застоя, сам он был человеком динамичным и увлекающимся. Конечно, до того, как стал немощным и больным. Любил Леонид Ильич охоту, хоккей и различные награды. Еще одной страстью генсека были иностранные авто и быстрая езда за рулем.
Представители дипкорпуса владели исключительно иномарками. Фото: youtube.com
Зная об этом, делегации разных стран и другие высокопоставленные гости старались завоевать его расположение. Делалось это через подарок очередного дорогого заграничного авто. Руководитель государства с удовольствием принимал подарок и старался поскорее им воспользоваться.
Такая тенденция, идущая свыше и общий градус понижения прессинга в советском обществе, придал смелости и другим. Многие популярные артисты, среди которых были и всенародные любимцы Миронов и Высоцкий, заимели в свое расположение шикарные иномарки. Последний вообще за свою недолгую жизнь сменил не меньше пяти моделей. Среди них были два BMW, столько же «Мерседесов» и еще – «Рено-16». Андрей Миронов вынужден был довольствоваться BMW 3-й серии вместо желанного «Мерседеса».
Лидером по размеру иностранного автопарка все же принято считать журналиста-международника В. Луи. У него их было сразу десять, с поразительной географией:
✅ американский «Форд Мустанг»
✅ шведский «Вольво»
✅ немецкие «Мерс» и «Порше»
✅ английский «Лэнд Ровер» и другие
Арно Бабаджанян рассекал на 8-летнем «Империал де барон», а Никита Богословский, с третьей попытки, таки овладел мечтой – «Мерседес-Бенцом».
Самый популярный советский авто был копией FIAT. Фото: youtube.com
Обычно «забугорное» чудо техники было доступно лишь избранным членам общества, которым благоволила партийная верхушка страны. Обслуживающий персонал элиты мог рассчитывать разве что на списанные служебные автомобили, которые никто не жалел во время эксплуатации. Но и здесь не все так радужно – запчасти на Амазон в то время заказать было невозможно. И если не смог подобрать подходящую деталь от отечественного автопрома – машина будет стоять в гараже сколько угодно лет. А подобрал, будь готов изловчиться и найти мастера на сервисе, который поставит иномарку на колеса.
К середине 70-х в Москве было всего лишь одно СТО в Медведково, обслуживающее иностранные автомобили частных владельцев. А их количество неуклонно росло. В таких условиях даже шапочное знакомство с одним из механиков станции было верхом автомобильного «блата». Для узкого круга существовал гараж Управления делами дипломатического корпуса, обслуживающий модели этой категории.
Были у «гостей наших дорог» и другие проблемы. Моторы, рассчитанные на высокооктановый бензин, отказывались «питаться» советским суррогатом. Нередки были случаи перегрева, детонирования и отказа в работе. Спасти могла лишь одна контора, в которой, по предъявлению удостоверения, можно было получить качественное горючее. Это было лимитированное количество высокооктанового бензина с характерным одеколонным запахом. Заправка на Кропоткинской стала излюбленным местом владельцев иностранной техники.
В середине 80-х перестройка, начатая новым советским лидером М. Горбачевым, значительно смягчила отношения с капиталистическим миром. Что позволило начать официальные закупки легковых автомобилей производства этих стран.
Высоцкий был известным поклонником иномарок. Фото: youtube.com
Также военные офицеры, служащие в ограниченных контингентах и получающие валютные зарплаты, начали вкладывать их в покупку зарубежных авто. К ним присоединились моряки, привозящие иномарки из «загранки». А на Дальний Восток потянулся длинный поток японских автомобилей с правосторонним рулем.
В начале следующего десятилетия зарубежные автомобили появились и в провинциальных городах. С развалом Союза и вовсе ринул нескончаемый поток всевозможных марок. Они больше не были дефицитом и теперь воспринимаются как обычное явление в нашей стране.
Закономерно, что советские окраины могли увидеть диковинную технику разве что на страницах журнала «За рулем». Я и сам, будучи подростком, именно оттуда узнал, что кроме «Жигулей» и «Москвичей», есть огромное разнообразие недоступных советскому взгляду марок.
Первые иностранные авто в коммунистическом государстве
Первым таким автомобилем на территории нового государства рабочих и крестьян принято считать ленинский Rolls-Royce. Хотя Владимиру Ильичу он стал принадлежать только после экспроприации у царской семьи. По сути, он был в стране еще, когда она называлась Российской империей. А вот первый импортный советский автомобиль приписывают одиозному поэту – рупору революции Владимиру Маяковскому. Renault прямо из Парижа доставили ему уже после смерти Ленина, в конце 20-х гг. прошлого столетия.
То время было довольно неоднозначным. Страна и ее руководители пытались понять, по какому пути надо двигаться. И что считать буржуазным пережитком, а что – просто необходимым для советского человека. Те, кто принадлежал к числу «сильных мира сего» иногда пытались показать собственное видение разных моментов. Поэтому личные автомобили зарубежного производства в предвоенные годы могли позволить себе только известные деятели государства и популярные артисты.

Например, Ford-A, который появился у знаменитой оперной певицы Антонины Неждановой, задал новую моду. Теперь стало принято проявлять дань таланту звездам экрана и эстрады в виде четырехколесных подарков. Так у балерины Лепешинской появился Ford V8, а у суперпопулярной Любови Орловой - Packard-120. Иногда знаменитости иностранные бренды просто привозили после зарубежных гастролей. Так легковой автотранспорт стал олицетворение принадлежности к советской иерархии.
Послевоенный бум трофейной техники
Известный американский ленд-лиз времен войны подразумевал поставку в СССР тяжелой военной автотехники. Массивные «студебеккеры» успешно трудились и на послевоенном восстановлении народного хозяйства. Были среди американской помощи и легковые авто для руководящего состава Красной армии.
Некоторые из них пережили войну и стали прекрасными трофеями для высших офицеров и генералов. Еще больше подобной техники появилось после того, как нога советского солдата ступила на немецкую землю.
Сами фашисты не стеснялись грабить советскую страну во время оккупации. Умудрились даже вывозить в ж/д вагонах плодородный украинский чернозем. Не удивительно, что и советские солдаты отвечали врагу тем же. Как говорится, чужого не надо – забираем свое. Самым популярным трофеем стала отличная немецкая техника.

Кажется, за последние восемь десятилетий мало что изменилось. Как сейчас, так и тогда немецкие автомобильные марки были ведущими в Европе. Поэтому немецкие легковые авто, пусть и довоенного производства, выгодно отличались от отечественных марок.
Отдельные модели OPEL, побывав в руках опытных советских специалистов, смогли сослужить важную службу для отечественного автопрома. Довоенные немецкие наработки и смекалка инженеров вывели качество нашего «Москвича» на более высокий уровень. Повысилось не только качество двигателя, но и комфортность самого хода обновленного автомобиля.
Какими были иномарки 60-х?
Немного расширив свой кругозор, советские чиновники от автомобильной промышленности увидели собственные просчеты. Довоенное десятилетие – время больших строек, диктовало свои правила игры. Для перевозки стройматериалов нужны были мощные многотонные грузовики. А вот легковушки презрительно назывались мечтой индивидуалистов. Таким, как известно, в советской стране было не место.

Период переосмысления после осуждения культа личности Сталина и «хрущевской оттепели», принес свои плоды. Стало развиваться производство легкового автотранспорта, а «Победы» - появляться почти во всех послевоенных фильмах. Может, теперь в страну смогут легально завозить и иностранные авто? Не будем торопить время.
В начале 60-х в Москве нередко можно было встретить, выгодно выделявшиеся в общем потоке, шикарные иномарки. В основном, это были автомобили, носившие дипломатические номера. Да, этот немалый парк был приписан к дипломатическим посольствам разных стран, располагавшимся в столице нашей родины. Но, их могли видеть только москвичи, действовал запрет выезда иностранцев за 101-й километр. Автомобили данного класса имелись и у представителей верхушки ЦК КПСС.
Думаю, всем понятно, что никакой иностранец, приехавший на работу в нашу страну, не пересядет тут же за руль «Москвича» или «Волги». Многие советские автолюбители любили поговаривать, что те, кто хоть раз побывал за рулем иномарки, в нашу уже не захочет. Здесь и разница в дизайне, комфорте и качестве, динамике движения. Выбрать свое мог только истинный патриот. Хотя, чаще всего, выбора-то никакого и не было.
Любовь Брежнева к иномаркам
Несмотря на то, что время правления Брежнева принято считать временем застоя, сам он был человеком динамичным и увлекающимся. Конечно, до того, как стал немощным и больным. Любил Леонид Ильич охоту, хоккей и различные награды. Еще одной страстью генсека были иностранные авто и быстрая езда за рулем.

Зная об этом, делегации разных стран и другие высокопоставленные гости старались завоевать его расположение. Делалось это через подарок очередного дорогого заграничного авто. Руководитель государства с удовольствием принимал подарок и старался поскорее им воспользоваться.
Такая тенденция, идущая свыше и общий градус понижения прессинга в советском обществе, придал смелости и другим. Многие популярные артисты, среди которых были и всенародные любимцы Миронов и Высоцкий, заимели в свое расположение шикарные иномарки. Последний вообще за свою недолгую жизнь сменил не меньше пяти моделей. Среди них были два BMW, столько же «Мерседесов» и еще – «Рено-16». Андрей Миронов вынужден был довольствоваться BMW 3-й серии вместо желанного «Мерседеса».
Лидером по размеру иностранного автопарка все же принято считать журналиста-международника В. Луи. У него их было сразу десять, с поразительной географией:
✅ американский «Форд Мустанг»
✅ шведский «Вольво»
✅ немецкие «Мерс» и «Порше»
✅ английский «Лэнд Ровер» и другие
Арно Бабаджанян рассекал на 8-летнем «Империал де барон», а Никита Богословский, с третьей попытки, таки овладел мечтой – «Мерседес-Бенцом».

Обычно «забугорное» чудо техники было доступно лишь избранным членам общества, которым благоволила партийная верхушка страны. Обслуживающий персонал элиты мог рассчитывать разве что на списанные служебные автомобили, которые никто не жалел во время эксплуатации. Но и здесь не все так радужно – запчасти на Амазон в то время заказать было невозможно. И если не смог подобрать подходящую деталь от отечественного автопрома – машина будет стоять в гараже сколько угодно лет. А подобрал, будь готов изловчиться и найти мастера на сервисе, который поставит иномарку на колеса.
Сложности с обслуживанием
К середине 70-х в Москве было всего лишь одно СТО в Медведково, обслуживающее иностранные автомобили частных владельцев. А их количество неуклонно росло. В таких условиях даже шапочное знакомство с одним из механиков станции было верхом автомобильного «блата». Для узкого круга существовал гараж Управления делами дипломатического корпуса, обслуживающий модели этой категории.
Были у «гостей наших дорог» и другие проблемы. Моторы, рассчитанные на высокооктановый бензин, отказывались «питаться» советским суррогатом. Нередки были случаи перегрева, детонирования и отказа в работе. Спасти могла лишь одна контора, в которой, по предъявлению удостоверения, можно было получить качественное горючее. Это было лимитированное количество высокооктанового бензина с характерным одеколонным запахом. Заправка на Кропоткинской стала излюбленным местом владельцев иностранной техники.
Как иномарки перестали быть дефицитом
В середине 80-х перестройка, начатая новым советским лидером М. Горбачевым, значительно смягчила отношения с капиталистическим миром. Что позволило начать официальные закупки легковых автомобилей производства этих стран.

Также военные офицеры, служащие в ограниченных контингентах и получающие валютные зарплаты, начали вкладывать их в покупку зарубежных авто. К ним присоединились моряки, привозящие иномарки из «загранки». А на Дальний Восток потянулся длинный поток японских автомобилей с правосторонним рулем.
В начале следующего десятилетия зарубежные автомобили появились и в провинциальных городах. С развалом Союза и вовсе ринул нескончаемый поток всевозможных марок. Они больше не были дефицитом и теперь воспринимаются как обычное явление в нашей стране.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....