Какие легковые иномарки были в СССР?
Однажды Задорнов отметил, что настали времена, когда и «Запорожец» тоже стал иномаркой. Сегодня мы все же поговорим о других иностранных автомобилях, проникших в свое время за «железный занавес». Такое событие всегда вызывало вполне закономерный ажиотаж среди всех советских людей. Особенно, автолюбителей огромной страны. Каждый восхищался и завидовал.
Закономерно, что советские окраины могли увидеть диковинную технику разве что на страницах журнала «За рулем». Я и сам, будучи подростком, именно оттуда узнал, что кроме «Жигулей» и «Москвичей», есть огромное разнообразие недоступных советскому взгляду марок.
То время было довольно неоднозначным. Страна и ее руководители пытались понять, по какому пути надо двигаться. И что считать буржуазным пережитком, а что – просто необходимым для советского человека. Те, кто принадлежал к числу «сильных мира сего» иногда пытались показать собственное видение разных моментов. Поэтому личные автомобили зарубежного производства в предвоенные годы могли позволить себе только известные деятели государства и популярные артисты.
Например, Ford-A, который появился у знаменитой оперной певицы Антонины Неждановой, задал новую моду. Теперь стало принято проявлять дань таланту звездам экрана и эстрады в виде четырехколесных подарков. Так у балерины Лепешинской появился Ford V8, а у суперпопулярной Любови Орловой - Packard-120. Иногда знаменитости иностранные бренды просто привозили после зарубежных гастролей. Так легковой автотранспорт стал олицетворение принадлежности к советской иерархии.
Известный американский ленд-лиз времен войны подразумевал поставку в СССР тяжелой военной автотехники. Массивные «студебеккеры» успешно трудились и на послевоенном восстановлении народного хозяйства. Были среди американской помощи и легковые авто для руководящего состава Красной армии.
Некоторые из них пережили войну и стали прекрасными трофеями для высших офицеров и генералов. Еще больше подобной техники появилось после того, как нога советского солдата ступила на немецкую землю.
Сами фашисты не стеснялись грабить советскую страну во время оккупации. Умудрились даже вывозить в ж/д вагонах плодородный украинский чернозем. Не удивительно, что и советские солдаты отвечали врагу тем же. Как говорится, чужого не надо – забираем свое. Самым популярным трофеем стала отличная немецкая техника.
Кажется, за последние восемь десятилетий мало что изменилось. Как сейчас, так и тогда немецкие автомобильные марки были ведущими в Европе. Поэтому немецкие легковые авто, пусть и довоенного производства, выгодно отличались от отечественных марок.
Отдельные модели OPEL, побывав в руках опытных советских специалистов, смогли сослужить важную службу для отечественного автопрома. Довоенные немецкие наработки и смекалка инженеров вывели качество нашего «Москвича» на более высокий уровень. Повысилось не только качество двигателя, но и комфортность самого хода обновленного автомобиля.
Немного расширив свой кругозор, советские чиновники от автомобильной промышленности увидели собственные просчеты. Довоенное десятилетие – время больших строек, диктовало свои правила игры. Для перевозки стройматериалов нужны были мощные многотонные грузовики. А вот легковушки презрительно назывались мечтой индивидуалистов. Таким, как известно, в советской стране было не место.
Период переосмысления после осуждения культа личности Сталина и «хрущевской оттепели», принес свои плоды. Стало развиваться производство легкового автотранспорта, а «Победы» - появляться почти во всех послевоенных фильмах. Может, теперь в страну смогут легально завозить и иностранные авто? Не будем торопить время.
В начале 60-х в Москве нередко можно было встретить, выгодно выделявшиеся в общем потоке, шикарные иномарки. В основном, это были автомобили, носившие дипломатические номера. Да, этот немалый парк был приписан к дипломатическим посольствам разных стран, располагавшимся в столице нашей родины. Но, их могли видеть только москвичи, действовал запрет выезда иностранцев за 101-й километр. Автомобили данного класса имелись и у представителей верхушки ЦК КПСС.
Думаю, всем понятно, что никакой иностранец, приехавший на работу в нашу страну, не пересядет тут же за руль «Москвича» или «Волги». Многие советские автолюбители любили поговаривать, что те, кто хоть раз побывал за рулем иномарки, в нашу уже не захочет. Здесь и разница в дизайне, комфорте и качестве, динамике движения. Выбрать свое мог только истинный патриот. Хотя, чаще всего, выбора-то никакого и не было.
Несмотря на то, что время правления Брежнева принято считать временем застоя, сам он был человеком динамичным и увлекающимся. Конечно, до того, как стал немощным и больным. Любил Леонид Ильич охоту, хоккей и различные награды. Еще одной страстью генсека были иностранные авто и быстрая езда за рулем.
Зная об этом, делегации разных стран и другие высокопоставленные гости старались завоевать его расположение. Делалось это через подарок очередного дорогого заграничного авто. Руководитель государства с удовольствием принимал подарок и старался поскорее им воспользоваться.
Такая тенденция, идущая свыше и общий градус понижения прессинга в советском обществе, придал смелости и другим. Многие популярные артисты, среди которых были и всенародные любимцы Миронов и Высоцкий, заимели в свое расположение шикарные иномарки. Последний вообще за свою недолгую жизнь сменил не меньше пяти моделей. Среди них были два BMW, столько же «Мерседесов» и еще – «Рено-16». Андрей Миронов вынужден был довольствоваться BMW 3-й серии вместо желанного «Мерседеса».
Лидером по размеру иностранного автопарка все же принято считать журналиста-международника В. Луи. У него их было сразу десять, с поразительной географией:
✅ американский «Форд Мустанг»
✅ шведский «Вольво»
✅ немецкие «Мерс» и «Порше»
✅ английский «Лэнд Ровер» и другие
Арно Бабаджанян рассекал на 8-летнем «Империал де барон», а Никита Богословский, с третьей попытки, таки овладел мечтой – «Мерседес-Бенцом».
Обычно «забугорное» чудо техники было доступно лишь избранным членам общества, которым благоволила партийная верхушка страны. Обслуживающий персонал элиты мог рассчитывать разве что на списанные служебные автомобили, которые никто не жалел во время эксплуатации. Но и здесь не все так радужно – запчасти на Амазон в то время заказать было невозможно. И если не смог подобрать подходящую деталь от отечественного автопрома – машина будет стоять в гараже сколько угодно лет. А подобрал, будь готов изловчиться и найти мастера на сервисе, который поставит иномарку на колеса.
К середине 70-х в Москве было всего лишь одно СТО в Медведково, обслуживающее иностранные автомобили частных владельцев. А их количество неуклонно росло. В таких условиях даже шапочное знакомство с одним из механиков станции было верхом автомобильного «блата». Для узкого круга существовал гараж Управления делами дипломатического корпуса, обслуживающий модели этой категории.
Были у «гостей наших дорог» и другие проблемы. Моторы, рассчитанные на высокооктановый бензин, отказывались «питаться» советским суррогатом. Нередки были случаи перегрева, детонирования и отказа в работе. Спасти могла лишь одна контора, в которой, по предъявлению удостоверения, можно было получить качественное горючее. Это было лимитированное количество высокооктанового бензина с характерным одеколонным запахом. Заправка на Кропоткинской стала излюбленным местом владельцев иностранной техники.
В середине 80-х перестройка, начатая новым советским лидером М. Горбачевым, значительно смягчила отношения с капиталистическим миром. Что позволило начать официальные закупки легковых автомобилей производства этих стран.
Также военные офицеры, служащие в ограниченных контингентах и получающие валютные зарплаты, начали вкладывать их в покупку зарубежных авто. К ним присоединились моряки, привозящие иномарки из «загранки». А на Дальний Восток потянулся длинный поток японских автомобилей с правосторонним рулем.
В начале следующего десятилетия зарубежные автомобили появились и в провинциальных городах. С развалом Союза и вовсе ринул нескончаемый поток всевозможных марок. Они больше не были дефицитом и теперь воспринимаются как обычное явление в нашей стране.
Закономерно, что советские окраины могли увидеть диковинную технику разве что на страницах журнала «За рулем». Я и сам, будучи подростком, именно оттуда узнал, что кроме «Жигулей» и «Москвичей», есть огромное разнообразие недоступных советскому взгляду марок.
Первые иностранные авто в коммунистическом государстве
Первым таким автомобилем на территории нового государства рабочих и крестьян принято считать ленинский Rolls-Royce. Хотя Владимиру Ильичу он стал принадлежать только после экспроприации у царской семьи. По сути, он был в стране еще, когда она называлась Российской империей. А вот первый импортный советский автомобиль приписывают одиозному поэту – рупору революции Владимиру Маяковскому. Renault прямо из Парижа доставили ему уже после смерти Ленина, в конце 20-х гг. прошлого столетия.
То время было довольно неоднозначным. Страна и ее руководители пытались понять, по какому пути надо двигаться. И что считать буржуазным пережитком, а что – просто необходимым для советского человека. Те, кто принадлежал к числу «сильных мира сего» иногда пытались показать собственное видение разных моментов. Поэтому личные автомобили зарубежного производства в предвоенные годы могли позволить себе только известные деятели государства и популярные артисты.
Ford-A был очень популярен у советской элиты 30-х. Фото: youtube.com
Например, Ford-A, который появился у знаменитой оперной певицы Антонины Неждановой, задал новую моду. Теперь стало принято проявлять дань таланту звездам экрана и эстрады в виде четырехколесных подарков. Так у балерины Лепешинской появился Ford V8, а у суперпопулярной Любови Орловой - Packard-120. Иногда знаменитости иностранные бренды просто привозили после зарубежных гастролей. Так легковой автотранспорт стал олицетворение принадлежности к советской иерархии.
Послевоенный бум трофейной техники
Известный американский ленд-лиз времен войны подразумевал поставку в СССР тяжелой военной автотехники. Массивные «студебеккеры» успешно трудились и на послевоенном восстановлении народного хозяйства. Были среди американской помощи и легковые авто для руководящего состава Красной армии.
Некоторые из них пережили войну и стали прекрасными трофеями для высших офицеров и генералов. Еще больше подобной техники появилось после того, как нога советского солдата ступила на немецкую землю.
Сами фашисты не стеснялись грабить советскую страну во время оккупации. Умудрились даже вывозить в ж/д вагонах плодородный украинский чернозем. Не удивительно, что и советские солдаты отвечали врагу тем же. Как говорится, чужого не надо – забираем свое. Самым популярным трофеем стала отличная немецкая техника.
Первые «Шкоды» появились у нас еще до войны. Фото: youtube.com
Кажется, за последние восемь десятилетий мало что изменилось. Как сейчас, так и тогда немецкие автомобильные марки были ведущими в Европе. Поэтому немецкие легковые авто, пусть и довоенного производства, выгодно отличались от отечественных марок.
Отдельные модели OPEL, побывав в руках опытных советских специалистов, смогли сослужить важную службу для отечественного автопрома. Довоенные немецкие наработки и смекалка инженеров вывели качество нашего «Москвича» на более высокий уровень. Повысилось не только качество двигателя, но и комфортность самого хода обновленного автомобиля.
Какими были иномарки 60-х?
Немного расширив свой кругозор, советские чиновники от автомобильной промышленности увидели собственные просчеты. Довоенное десятилетие – время больших строек, диктовало свои правила игры. Для перевозки стройматериалов нужны были мощные многотонные грузовики. А вот легковушки презрительно назывались мечтой индивидуалистов. Таким, как известно, в советской стране было не место.
Принято считать, что это авто принадлежало самому Никулину. Фото: youtube.com
Период переосмысления после осуждения культа личности Сталина и «хрущевской оттепели», принес свои плоды. Стало развиваться производство легкового автотранспорта, а «Победы» - появляться почти во всех послевоенных фильмах. Может, теперь в страну смогут легально завозить и иностранные авто? Не будем торопить время.
В начале 60-х в Москве нередко можно было встретить, выгодно выделявшиеся в общем потоке, шикарные иномарки. В основном, это были автомобили, носившие дипломатические номера. Да, этот немалый парк был приписан к дипломатическим посольствам разных стран, располагавшимся в столице нашей родины. Но, их могли видеть только москвичи, действовал запрет выезда иностранцев за 101-й километр. Автомобили данного класса имелись и у представителей верхушки ЦК КПСС.
Думаю, всем понятно, что никакой иностранец, приехавший на работу в нашу страну, не пересядет тут же за руль «Москвича» или «Волги». Многие советские автолюбители любили поговаривать, что те, кто хоть раз побывал за рулем иномарки, в нашу уже не захочет. Здесь и разница в дизайне, комфорте и качестве, динамике движения. Выбрать свое мог только истинный патриот. Хотя, чаще всего, выбора-то никакого и не было.
Любовь Брежнева к иномаркам
Несмотря на то, что время правления Брежнева принято считать временем застоя, сам он был человеком динамичным и увлекающимся. Конечно, до того, как стал немощным и больным. Любил Леонид Ильич охоту, хоккей и различные награды. Еще одной страстью генсека были иностранные авто и быстрая езда за рулем.
Представители дипкорпуса владели исключительно иномарками. Фото: youtube.com
Зная об этом, делегации разных стран и другие высокопоставленные гости старались завоевать его расположение. Делалось это через подарок очередного дорогого заграничного авто. Руководитель государства с удовольствием принимал подарок и старался поскорее им воспользоваться.
Такая тенденция, идущая свыше и общий градус понижения прессинга в советском обществе, придал смелости и другим. Многие популярные артисты, среди которых были и всенародные любимцы Миронов и Высоцкий, заимели в свое расположение шикарные иномарки. Последний вообще за свою недолгую жизнь сменил не меньше пяти моделей. Среди них были два BMW, столько же «Мерседесов» и еще – «Рено-16». Андрей Миронов вынужден был довольствоваться BMW 3-й серии вместо желанного «Мерседеса».
Лидером по размеру иностранного автопарка все же принято считать журналиста-международника В. Луи. У него их было сразу десять, с поразительной географией:
✅ американский «Форд Мустанг»
✅ шведский «Вольво»
✅ немецкие «Мерс» и «Порше»
✅ английский «Лэнд Ровер» и другие
Арно Бабаджанян рассекал на 8-летнем «Империал де барон», а Никита Богословский, с третьей попытки, таки овладел мечтой – «Мерседес-Бенцом».
Самый популярный советский авто был копией FIAT. Фото: youtube.com
Обычно «забугорное» чудо техники было доступно лишь избранным членам общества, которым благоволила партийная верхушка страны. Обслуживающий персонал элиты мог рассчитывать разве что на списанные служебные автомобили, которые никто не жалел во время эксплуатации. Но и здесь не все так радужно – запчасти на Амазон в то время заказать было невозможно. И если не смог подобрать подходящую деталь от отечественного автопрома – машина будет стоять в гараже сколько угодно лет. А подобрал, будь готов изловчиться и найти мастера на сервисе, который поставит иномарку на колеса.
Сложности с обслуживанием
К середине 70-х в Москве было всего лишь одно СТО в Медведково, обслуживающее иностранные автомобили частных владельцев. А их количество неуклонно росло. В таких условиях даже шапочное знакомство с одним из механиков станции было верхом автомобильного «блата». Для узкого круга существовал гараж Управления делами дипломатического корпуса, обслуживающий модели этой категории.
Были у «гостей наших дорог» и другие проблемы. Моторы, рассчитанные на высокооктановый бензин, отказывались «питаться» советским суррогатом. Нередки были случаи перегрева, детонирования и отказа в работе. Спасти могла лишь одна контора, в которой, по предъявлению удостоверения, можно было получить качественное горючее. Это было лимитированное количество высокооктанового бензина с характерным одеколонным запахом. Заправка на Кропоткинской стала излюбленным местом владельцев иностранной техники.
Как иномарки перестали быть дефицитом
В середине 80-х перестройка, начатая новым советским лидером М. Горбачевым, значительно смягчила отношения с капиталистическим миром. Что позволило начать официальные закупки легковых автомобилей производства этих стран.
Высоцкий был известным поклонником иномарок. Фото: youtube.com
Также военные офицеры, служащие в ограниченных контингентах и получающие валютные зарплаты, начали вкладывать их в покупку зарубежных авто. К ним присоединились моряки, привозящие иномарки из «загранки». А на Дальний Восток потянулся длинный поток японских автомобилей с правосторонним рулем.
В начале следующего десятилетия зарубежные автомобили появились и в провинциальных городах. С развалом Союза и вовсе ринул нескончаемый поток всевозможных марок. Они больше не были дефицитом и теперь воспринимаются как обычное явление в нашей стране.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....