Экспортная версия ВАЗ-21061-37 или просто «канадка»
1 176

Экспортная версия ВАЗ-21061-37 или просто «канадка»

Развитие линейки заднеприводных ВАЗов в 80-е годы прошлого столетия происходило под одобрительный аккомпанемент всех советских автолюбителей. Впрочем, имелись и не очень радостные отзывы – от тех, кому «не досталось».


Ведь для того времени «Жигули» являлись самой прогрессивной моделью в СССР, и в любом исполнении считалась очень удачным приобретением. Конечно же, к этой категории относилась и моя ровесница – легендарная «тройка».

Экспортная версия ВАЗ-21061-37 или просто «канадка»Классическая «шестерка» ведет свою историю с 1976 года. Фото: youtube.com

Когда ее сравнивали с «копейкой», то всегда – не в пользу последней. Это побудило конструкторов прибегнуть к модернизации популярной модели в 1976 году. Так родился ВАЗ-2106, простоявший на заводском конвейере аж до начала нашего тысячелетия (на основных мощностях – по 2001-й).

География производства ВАЗ-2106


В постсоветский период востребованность «шестерки» продолжала сохраняться на довольно высоком уровне. Прежде всего за счет тех, «кто раньше не мог, а сейчас – пожалуйста». Позже к данному процессу добавились и легкие нотки ностальгии по прошедшей эпохе. Поэтому на стыке веков география сборки ВАЗ-2106 заметно выросла:

✅ «Рослада» в Сызране (с 1998-го)
✅ ИжАвто – с 2000-го
✅ Анто-Рус в Херсоне (с 2001-го)

Благодаря вспомогательным сборочным мощностям жизнь модели на конвейере пролонгировалась до 2006 года, составив ровно сорок лет. После этого «старичок» отправился на покой. Но был в судьбе рассматриваемого автомобиля еще один не менее важный и знаковый период – это его экспортная история.

Главное отличие ВАЗ-21061-37 – мощные противоударные бамперы. Фото: youtube.com

Хотя внутренний транспортный рынок нашей страны в советские времена сохранял достаточную закрытость, иномарки к нам все же поступали. Более того, уважающие себя представители богемы тех лет почти никогда не соглашались ездить на отечественном авто. Поэтому (особенно, в главных городах страны) автомобили зарубежного производства были редкостью, но уж точно не диковинкой.

Экспортная привлекательность советских моделей


К счастью, советский автопром (несмотря на некоторую техническую отсталость от западных коллег) тоже мог предложить что-то для рынка других стран. И не только из социалистического лагеря. В Великобритании и иных странах наши «Москвичи» (а позже – и «Жигули») ценились за ряд преимуществ:

✅ очень доступная цена
✅ чрезвычайная выносливость
✅ простота обслуживания
✅ некая экстравагантность

Да, наши авто на Западе часто помогали их владельцу подчеркнуть свою индивидуальность – такой уж точно ни у кого из друзей нет! Надежность конструкции тоже давала немало преимуществ, ведь и в тех странах хватало людей, имеющих невысокий достаток. И, следовательно, считающих каждую копейку. Но одному нашему автомобилю выпала еще более высокая честь – быть представленным на североамериканском континенте.

Основным рынком сбыта спецверсии ВАЗ-21061-37 стал рынок соседа Соединенных Штатов, имеющего с ними самую длинную в мире общую границу. Поэтому в народе эта экспортная модификация получила прозвище «канадка».


Как вы сами прекрасно понимаете, автомобиль для заокеанских клиентов готовился по наивысочайшим техническим требованиям. К его сборке привлекли самых опытных работников, а проверки и приемка проходили с особой тщательностью. Поэтому в таких экземплярах не найдешь каких-то явных люфтов или бракованных деталей. В целом же, экспортная «шестерка» получила:

✅ классическую начинку салона
✅ обычный внешний дизайн
✅ усилители дверных проемов
✅ специальные бамперы спереди и сзади

На этом элементе можно остановиться более подробно. Начнем с того, что издалека они напоминают (особенно, по дизайну) бамперы, устанавливаемые на внедорожники «Нива». Но эта схожесть обманчива, и дальше мы объясним почему.

Клиент всегда прав


Стоит начать с того, что североамериканский рынок всегда придумывал что-нибудь эдакое, максимально ограничивающее экспортный поток автомобилей из Европы и Азии. Таким образом они пытались поддержать местных производителей, которых в США всегда хватало.

Усиленные двери и видоизмененное торпедо. Фото: youtube.com

Но требования выдвигались, как казалось на первый взгляд, вполне разумные. В этот раз они касались норм пассивной безопасности. Поэтому, составляя с Канадой в 1977 году контракт на поставку советских автомобилей Lada, наша сторона обязалась обеспечить этот пункт.

Для чего и понадобилось создание специальных бамперов, с установкой внутри гидравлических буферов. Их предназначением было поглощение энергии в случае лобового столкновения. Причем, при скорости до 5 миль/час (8 км/ч), кузовные детали должны были остаться полностью невредимыми. Новая массивная деталь внешнего интерьера потребовала и других изменений. Так подфарники пришлось переместить на новый элемент пассивной безопасности.

Другие особенности ВАЗ-21061-37


А вот в отношении остальных изменений все держалось только на слухах. Так использование более качественного металла при изготовлении кузовов модификации «37» – не больше чем миф. Также как и особая техника покраски, с нанесение более толстого слоя.

Все тот же 1,3-литровый двигатель как у оригинала. Фото: youtube.com

Более того, все внутренние детали салона полностью соответствуют аналогам, созданным для советских пользователей. Отличием можно считать лишь пояснительные надписи, сделанные на английском языке. И еще – дополнительная кнопка под названием Check eight. Ее назначение оказалось двойным: сгоревший катализатор или не пристегнувшийся водитель/пассажир. Отделка салона экспортной версии выполнена из следующих материалов:

✅ хлорвинил
✅ велюр
✅ матерчатые коврики (в противовес резиновым – в обычных ВАЗ-2106)

Экспорт в Канаду во второй половине 70-х стал пробным шаром для советского «Автоэкспорта». Ведь их конечной целью являлось завоевание более обширного американского рынка. Правда, начальным планах так и не удалось сбыться, а канадские поставки имели очень лимитированные размеры. А ведь наши ребята сильно постарались, снабдив ВАЗ-21061-37 несколькими «плюшками»:

✅ видоизмененным торпедо
✅ задним стеклом с подогревом от шведского TREMPEX
✅ системой абсорбции выхлопных газов

Сиденья в салоне получили обшивку красивым кожзамом (чаще – цвета кофе с молоком). Передний ряд оснастили стильными подголовниками. На панели имелись светящиеся кнопки печки и других элементов. А вот под капотом находился все тот же классический для модели 1,3-литровый двигатель ВАЗ.

Надписи на английском выдавали экспортное предназначение. Фото: youtube.com

В общем, для своего времени, автомобиль выглядел очень неплохо. Поэтому неудивительно, что именно шестой модели «поручили» открытие заокеанского рынка для советских легковушек. Может быть, все и прошло бы довольно неплохо, если бы не вмешались сразу несколько политических и иных факторов:

✅ охлаждение отношений между СССР и США с начала 80-х
✅ экономический спад в СССР с середины 80-х
✅ распад страны в 1992 году

Сегодня автомобили ограниченной серии ВАЗ-21061-37 можно считать крайней редкостью. Ведь мало того, что подавляющее большинство из них прожили свой век за океаном, так еще и выпуск данной версии прекращен более четырех десятилетий назад. Поэтому те коллекционеры, кому удалось отыскать экспортную «шестерку», могут считать себя вполне успешными и с гордостью демонстрировать другим имеющийся у них диковинный экземпляр.
Как считаете, экспортные версии ВАЗ сильно отличались от оригиналов?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....