
С-60 «Сталинец» – 5,9 км/ч и хорошая проходимость
Советские тракторы – отдельная глава истории отечественного машиностроения. В 20-е годы страна столкнулась с острой нехваткой сельскохозяйственной техники. Необходимо было преодолеть системный голод времен Гражданской войны. Да и проводимая правительством коллективизация предполагала механизацию.
В кратчайшие сроки создавались предприятия для разработки тракторов, комбайнов и грузовиков. Работники машиностроительной отрасли смогли запустить в массовое производство отечественную технику, которая позже пришла в каждый регион страны.
После революции тракторы или отдельные агрегаты, в основном, импортировали из за рубежа. В 20-е годы были попытки разработать собственную модель и запустить ее в серию. Но опыта не хватало. В 1928 году заложили Челябинский тракторный завод. Позже в США отправилась группа советских инженеров, чтобы составить план производственных линий, а также получить начальный опыт в серийном тракторостроении.
Модель трактора С-60 «Сталинец». Фото: YouTube.com
Завод еще не открылся, а в Челябинске уже появился опытно-экспериментальный цех. Начался пока еще штучный выпуск техники. Конечно, до этого у нас производились колесные тракторы. Но их проходимость оставляла желать лучшего. Тяжелые железные колеса зарывались в грязь, что делало их непригодными для массового использования в сельском хозяйстве или в промышленности.
За основу новой гусеничной машины взяли американскую модель Caterpillar 60, выпускаемую за океаном с 1921 по 1931 годы. Это был трактор безрамной конструкции с четырехтактным, черехцилиндровым карбюраторным двигателем с водяным охлаждением. В то время Caterpillar Tractor Company была одним из мировых лидеров тракторостроения.
С 1927 году машины Caterpillar 30 поставлялись в Советский Союз. Но страна нуждалась в собственном массовом производстве более мощных тракторов. Пока шли ходовые испытания 30-ой модели, американцы представили новый Caterpillar 60. Трактор С-60 «Сталинец» рассматривался как универсальная машина для сельскохозяйственных работ и лесозаготовок, поэтому от производства Caterpillar 30 быстро отказались.
Описан случай, когда на тестовом полигоне отечественный тягач «Коминтерн» застрял в болотистой местности с тяжелой гаубицей на прицепе. Пришедший на помощь трактор «Коммунар» не смог вытащить технику. По стечению обстоятельств на этом же полигоне испытывали американский Caterpillar 60.
Тракторы «Сталинец» на реке Лена. Фото: YouTube.com
Трактору без труда удалось вытянуть увязший «Коминтерн». Это и стало определяющим фактом для принятия на вооружение Красной Армии новой машины в качестве тягача для тяжелой артиллерии. Именно этот трактор и было решено запускать в серийное производство.
Чертежи перевели в метрическую систему и адаптировали производство. В 1931 году на Челябинском тракторном заводе с конвейера сошел первый «Сталинец». С-60 стал массовым серийным гусеничным трактором, который выпускался в Советском Союзе.
Мощность двигателя составила 60 л. с. При массе в 10 тонн, карбюраторный мотор С-60 позволял разгоняться до 5,9 км/ч. Конечно, для сегодняшнего для – очень скромные цифры, но в то время это было хорошим показателем.
Трактора «Сталинец» на службе РККА. Фото: YouTube.com
«Сталинец» имел два бака. Основной на 390 и пусковой – на 16 литров. В качестве топлива использовался лигроин – горючая смесь тяжелее бензина, получаемся в результате переработки нефти. Хотя для запуска двигателя все-таки использовался бензин или керосин. Широкие гусеницы машины обеспечивали хорошую проходимость по всем типам грунтов.
Но вот преодолевать гололед на дорогах и уплотненный снег трактору было тяжело. При дорожном просвете в 400 мм никакие канавы, ямы и борозды не были проблемой.
Коробка передач имела три скорости для разгона на 3, 4,2 и 5,9 км/ч. Был и задний ход. В обратном направлении трактор мог двигаться с «невероятными» 2,2 км/ч. Если для нужд гражданского сектора этого было достаточно, то военные были явно не в восторге.
Двигатель трактора «Сталинец». Фото: YouTube.com
Стоит напомнить, что на ранних этапах советские инженеры исходили из расчета двойного применения техники. Поэтому челябинским конструкторам было поручено модифицировать модель. Долго думать не пришлось. Уже в 1931 году был изготовлен первый образец с четырехступенчатой коробкой передач.
Такой трактор мог разгоняться до 12 км/ч. Он получил серийный номер «3». В ходе испытаний трактор с грузом 10-15 тонн прошел 311 км по шоссе и 134 км по грунту. Преодолевались ямы и ухабы, броды, песчаное основание и болотистая местность. В результате были выявлены дефекты, связанные с деформацией болтов и систем креплений трактора.
Механизмы гусениц перегревались, что приводило к пробуксовке. Конструкция трактора была не предназначена для скорости в 12 км/ч. Он просто начинал разваливаться. К дополнительным испытаниям, назначенным на зиму часть дефектов устранили, но в целом модернизированная модель так и осталась бесперспективной.
Тягачи поставляли на предприятия, в колхозы, на лесозаготовки, а также в вооруженные силы. В 1935 году благодаря тракторам С-60 удалось спасти отдаленный якутский поселок Муграб. В тот год лед на реке Лене встал очень рано. Не успели закончить «северный завоз». Поэтому довезти грузы нужно было по суше. Тракторы «Сталинец» прошли более 2 тыс. км в таежных условиях и выполнили задачу.
Поселок был спасен. Производство этой модели продолжалось до 1937 года. «Сталинец» был неплох, но он сильно устарел, учитывая что на западе его выпускали с начала 1920-х. Да и прогресс не стоял на месте. Все понимали преимущества дизеля над лигроином. Первый дешевле в производстве, да и КПД двигателей было намного выше.
Всего было произведено более 69 тыс. машин С-60 «Сталинец». Еще 1935 году начались разработки дизельного трактора С-65. «Эпоха лигроина» в Советском Союзе подошла к концу.
Реставрация трактора «Сталинец» в Крыму. Фото: YouTube.com
Эти машины сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны. В 2023 году в Керчи установили памятник – трактор «Сталинец» 1933 года выпуска. Его обнаружила поисковая экспедиция «Аджимушкай-2016». В этих местах шли тяжелые оборонительные бои Красной Армии. Защитники укрывались в каменоломнях. Именно там до войны трудился «Сталинец» и другая техника.
При помощи тракторов работали динамо-машины, дающие электричество в укрытия. Здесь располагался госпиталь, склады и казармы. В результате немецких бомбардировок тракторы оказались под завалами. «Сталинец» простоял под землей 74 года на глубине 16 метров.
Трактор поднимали на поверхность 18-метровым краном. Работа длилась более 12 часов. После подъема из-под завалов реставрацией машины занялись специалисты из Челябинска. Оказалось, что проектной документации не сохранилось. В архивах нашли только руководство по эксплуатации, несколько фотографий тех лет. Было принято решение оставить полученные повреждения. Трактор отмыли, покрасили и поставили на постамент в неизменном виде.
С-60 «Сталинец» вошел в историю отечественного машиностроения как первый тягач массового производства. Именно его конструкция легла в основу будущих моделей. Сегодня эту машину можно встретить на постаментах и в музеях.
В кратчайшие сроки создавались предприятия для разработки тракторов, комбайнов и грузовиков. Работники машиностроительной отрасли смогли запустить в массовое производство отечественную технику, которая позже пришла в каждый регион страны.
Челябинский тракторный
После революции тракторы или отдельные агрегаты, в основном, импортировали из за рубежа. В 20-е годы были попытки разработать собственную модель и запустить ее в серию. Но опыта не хватало. В 1928 году заложили Челябинский тракторный завод. Позже в США отправилась группа советских инженеров, чтобы составить план производственных линий, а также получить начальный опыт в серийном тракторостроении.

Завод еще не открылся, а в Челябинске уже появился опытно-экспериментальный цех. Начался пока еще штучный выпуск техники. Конечно, до этого у нас производились колесные тракторы. Но их проходимость оставляла желать лучшего. Тяжелые железные колеса зарывались в грязь, что делало их непригодными для массового использования в сельском хозяйстве или в промышленности.
Американские тракторы в Советском Союзе
За основу новой гусеничной машины взяли американскую модель Caterpillar 60, выпускаемую за океаном с 1921 по 1931 годы. Это был трактор безрамной конструкции с четырехтактным, черехцилиндровым карбюраторным двигателем с водяным охлаждением. В то время Caterpillar Tractor Company была одним из мировых лидеров тракторостроения.
С 1927 году машины Caterpillar 30 поставлялись в Советский Союз. Но страна нуждалась в собственном массовом производстве более мощных тракторов. Пока шли ходовые испытания 30-ой модели, американцы представили новый Caterpillar 60. Трактор С-60 «Сталинец» рассматривался как универсальная машина для сельскохозяйственных работ и лесозаготовок, поэтому от производства Caterpillar 30 быстро отказались.
Описан случай, когда на тестовом полигоне отечественный тягач «Коминтерн» застрял в болотистой местности с тяжелой гаубицей на прицепе. Пришедший на помощь трактор «Коммунар» не смог вытащить технику. По стечению обстоятельств на этом же полигоне испытывали американский Caterpillar 60.

Трактору без труда удалось вытянуть увязший «Коминтерн». Это и стало определяющим фактом для принятия на вооружение Красной Армии новой машины в качестве тягача для тяжелой артиллерии. Именно этот трактор и было решено запускать в серийное производство.
«Сталинец»
Чертежи перевели в метрическую систему и адаптировали производство. В 1931 году на Челябинском тракторном заводе с конвейера сошел первый «Сталинец». С-60 стал массовым серийным гусеничным трактором, который выпускался в Советском Союзе.
Мощность двигателя составила 60 л. с. При массе в 10 тонн, карбюраторный мотор С-60 позволял разгоняться до 5,9 км/ч. Конечно, для сегодняшнего для – очень скромные цифры, но в то время это было хорошим показателем.

«Сталинец» имел два бака. Основной на 390 и пусковой – на 16 литров. В качестве топлива использовался лигроин – горючая смесь тяжелее бензина, получаемся в результате переработки нефти. Хотя для запуска двигателя все-таки использовался бензин или керосин. Широкие гусеницы машины обеспечивали хорошую проходимость по всем типам грунтов.
Но вот преодолевать гололед на дорогах и уплотненный снег трактору было тяжело. При дорожном просвете в 400 мм никакие канавы, ямы и борозды не были проблемой.
Недостаточная скорость
Коробка передач имела три скорости для разгона на 3, 4,2 и 5,9 км/ч. Был и задний ход. В обратном направлении трактор мог двигаться с «невероятными» 2,2 км/ч. Если для нужд гражданского сектора этого было достаточно, то военные были явно не в восторге.

Стоит напомнить, что на ранних этапах советские инженеры исходили из расчета двойного применения техники. Поэтому челябинским конструкторам было поручено модифицировать модель. Долго думать не пришлось. Уже в 1931 году был изготовлен первый образец с четырехступенчатой коробкой передач.
Такой трактор мог разгоняться до 12 км/ч. Он получил серийный номер «3». В ходе испытаний трактор с грузом 10-15 тонн прошел 311 км по шоссе и 134 км по грунту. Преодолевались ямы и ухабы, броды, песчаное основание и болотистая местность. В результате были выявлены дефекты, связанные с деформацией болтов и систем креплений трактора.
Механизмы гусениц перегревались, что приводило к пробуксовке. Конструкция трактора была не предназначена для скорости в 12 км/ч. Он просто начинал разваливаться. К дополнительным испытаниям, назначенным на зиму часть дефектов устранили, но в целом модернизированная модель так и осталась бесперспективной.
Применение тракторов С-60 «Сталинец»
Тягачи поставляли на предприятия, в колхозы, на лесозаготовки, а также в вооруженные силы. В 1935 году благодаря тракторам С-60 удалось спасти отдаленный якутский поселок Муграб. В тот год лед на реке Лене встал очень рано. Не успели закончить «северный завоз». Поэтому довезти грузы нужно было по суше. Тракторы «Сталинец» прошли более 2 тыс. км в таежных условиях и выполнили задачу.
Поселок был спасен. Производство этой модели продолжалось до 1937 года. «Сталинец» был неплох, но он сильно устарел, учитывая что на западе его выпускали с начала 1920-х. Да и прогресс не стоял на месте. Все понимали преимущества дизеля над лигроином. Первый дешевле в производстве, да и КПД двигателей было намного выше.
Всего было произведено более 69 тыс. машин С-60 «Сталинец». Еще 1935 году начались разработки дизельного трактора С-65. «Эпоха лигроина» в Советском Союзе подошла к концу.

Эти машины сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны. В 2023 году в Керчи установили памятник – трактор «Сталинец» 1933 года выпуска. Его обнаружила поисковая экспедиция «Аджимушкай-2016». В этих местах шли тяжелые оборонительные бои Красной Армии. Защитники укрывались в каменоломнях. Именно там до войны трудился «Сталинец» и другая техника.
При помощи тракторов работали динамо-машины, дающие электричество в укрытия. Здесь располагался госпиталь, склады и казармы. В результате немецких бомбардировок тракторы оказались под завалами. «Сталинец» простоял под землей 74 года на глубине 16 метров.
Трактор поднимали на поверхность 18-метровым краном. Работа длилась более 12 часов. После подъема из-под завалов реставрацией машины занялись специалисты из Челябинска. Оказалось, что проектной документации не сохранилось. В архивах нашли только руководство по эксплуатации, несколько фотографий тех лет. Было принято решение оставить полученные повреждения. Трактор отмыли, покрасили и поставили на постамент в неизменном виде.
С-60 «Сталинец» вошел в историю отечественного машиностроения как первый тягач массового производства. Именно его конструкция легла в основу будущих моделей. Сегодня эту машину можно встретить на постаментах и в музеях.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....