С-60 «Сталинец» – 5,9 км/ч и хорошая проходимость
1 809

С-60 «Сталинец» – 5,9 км/ч и хорошая проходимость

Советские тракторы – отдельная глава истории отечественного машиностроения. В 20-е годы страна столкнулась с острой нехваткой сельскохозяйственной техники. Необходимо было преодолеть системный голод времен Гражданской войны. Да и проводимая правительством коллективизация предполагала механизацию.


В кратчайшие сроки создавались предприятия для разработки тракторов, комбайнов и грузовиков. Работники машиностроительной отрасли смогли запустить в массовое производство отечественную технику, которая позже пришла в каждый регион страны.

Челябинский тракторный


После революции тракторы или отдельные агрегаты, в основном, импортировали из за рубежа. В 20-е годы были попытки разработать собственную модель и запустить ее в серию. Но опыта не хватало. В 1928 году заложили Челябинский тракторный завод. Позже в США отправилась группа советских инженеров, чтобы составить план производственных линий, а также получить начальный опыт в серийном тракторостроении.

С-60 «Сталинец» – 5,9 км/ч и хорошая проходимостьМодель трактора С-60 «Сталинец». Фото: YouTube.com

Завод еще не открылся, а в Челябинске уже появился опытно-экспериментальный цех. Начался пока еще штучный выпуск техники. Конечно, до этого у нас производились колесные тракторы. Но их проходимость оставляла желать лучшего. Тяжелые железные колеса зарывались в грязь, что делало их непригодными для массового использования в сельском хозяйстве или в промышленности.

Американские тракторы в Советском Союзе


За основу новой гусеничной машины взяли американскую модель Caterpillar 60, выпускаемую за океаном с 1921 по 1931 годы. Это был трактор безрамной конструкции с четырехтактным, черехцилиндровым карбюраторным двигателем с водяным охлаждением. В то время Caterpillar Tractor Company была одним из мировых лидеров тракторостроения. 

С 1927 году машины Caterpillar 30 поставлялись в Советский Союз. Но страна нуждалась в собственном массовом производстве более мощных тракторов. Пока шли ходовые испытания 30-ой модели, американцы представили новый Caterpillar 60. Трактор С-60 «Сталинец» рассматривался как универсальная машина для сельскохозяйственных работ и лесозаготовок, поэтому от производства Caterpillar 30 быстро отказались.

Описан случай, когда на тестовом полигоне отечественный тягач «Коминтерн» застрял в болотистой местности с тяжелой гаубицей на прицепе. Пришедший на помощь трактор «Коммунар» не смог вытащить технику. По стечению обстоятельств на этом же полигоне испытывали американский Caterpillar 60.

Тракторы «Сталинец» на реке Лена. Фото: YouTube.com

Трактору без труда удалось вытянуть увязший «Коминтерн». Это и стало определяющим фактом для принятия на вооружение Красной Армии новой машины в качестве тягача для тяжелой артиллерии. Именно этот трактор и было решено запускать в серийное производство.

«Сталинец»


Чертежи перевели в метрическую систему и адаптировали производство. В 1931 году на Челябинском тракторном заводе с конвейера сошел первый «Сталинец». С-60 стал массовым серийным гусеничным трактором, который выпускался в Советском Союзе.

Мощность двигателя составила 60 л. с. При массе в 10 тонн, карбюраторный мотор С-60 позволял разгоняться до 5,9 км/ч. Конечно, для сегодняшнего для – очень скромные цифры, но в то время это было хорошим показателем. 

Трактора «Сталинец» на службе РККА. Фото: YouTube.com

«Сталинец» имел два бака. Основной на 390 и пусковой – на 16 литров. В качестве топлива использовался лигроин – горючая смесь тяжелее бензина, получаемся в результате переработки нефти. Хотя для запуска двигателя все-таки использовался бензин или керосин. Широкие гусеницы машины обеспечивали хорошую проходимость по всем типам грунтов.

Но вот преодолевать гололед на дорогах и уплотненный снег трактору было тяжело. При дорожном просвете в 400 мм никакие канавы, ямы и борозды не были проблемой. 

Недостаточная скорость


Коробка передач имела три скорости для разгона на 3, 4,2 и 5,9 км/ч. Был и задний ход. В обратном направлении трактор мог двигаться с «невероятными» 2,2 км/ч. Если для нужд гражданского сектора этого было достаточно, то военные были явно не в восторге.

Двигатель трактора «Сталинец». Фото: YouTube.com

Стоит напомнить, что на ранних этапах советские инженеры исходили из расчета двойного применения техники. Поэтому челябинским конструкторам было поручено модифицировать модель. Долго думать не пришлось. Уже в 1931 году был изготовлен первый образец с четырехступенчатой коробкой передач.

Такой трактор мог разгоняться до 12 км/ч. Он получил серийный номер «3». В ходе испытаний трактор с грузом 10-15 тонн прошел  311 км по шоссе и 134 км по грунту. Преодолевались ямы и ухабы, броды, песчаное основание и болотистая местность. В результате были выявлены дефекты, связанные с деформацией болтов и систем креплений трактора.

Трактор «Сталинец». Фото: YouTube.com

Механизмы гусениц перегревались, что приводило к пробуксовке. Конструкция трактора была не предназначена для скорости в 12 км/ч. Он просто начинал разваливаться. К дополнительным испытаниям, назначенным на зиму часть дефектов устранили, но в целом модернизированная модель так и осталась бесперспективной.

Применение тракторов С-60 «Сталинец»


Тягачи поставляли на предприятия, в колхозы, на лесозаготовки, а также в вооруженные силы. В 1935 году благодаря тракторам С-60 удалось спасти отдаленный якутский поселок Муграб. В тот год лед на реке Лене встал очень рано. Не успели закончить «северный завоз». Поэтому довезти грузы нужно было по суше. Тракторы «Сталинец» прошли более 2 тыс. км в таежных условиях и выполнили задачу.

Поселок был спасен. Производство этой модели продолжалось до 1937 года. «Сталинец» был неплох, но он сильно устарел, учитывая что на западе его выпускали с начала 1920-х. Да и прогресс не стоял на месте. Все понимали преимущества дизеля над лигроином. Первый дешевле в производстве, да и КПД двигателей было намного выше.

Всего было произведено более 69 тыс. машин С-60 «Сталинец». Еще 1935 году начались разработки дизельного трактора С-65. «Эпоха лигроина» в Советском Союзе подошла к концу.

Реставрация трактора «Сталинец» в Крыму. Фото: YouTube.com

Эти машины сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны. В 2023 году в Керчи установили памятник – трактор «Сталинец» 1933 года выпуска. Его обнаружила поисковая экспедиция «Аджимушкай-2016». В этих местах шли тяжелые оборонительные бои Красной Армии. Защитники укрывались в каменоломнях. Именно там до войны трудился «Сталинец» и другая техника.

При помощи тракторов работали динамо-машины, дающие электричество в укрытия. Здесь располагался госпиталь, склады и казармы. В результате немецких бомбардировок тракторы оказались под завалами. «Сталинец» простоял под землей 74 года на глубине 16 метров.

Трактор поднимали на поверхность 18-метровым краном. Работа длилась более 12 часов. После подъема из-под завалов реставрацией машины занялись специалисты из Челябинска. Оказалось, что проектной документации не сохранилось. В архивах нашли только руководство по эксплуатации, несколько фотографий тех лет. Было принято решение оставить полученные повреждения. Трактор отмыли, покрасили и поставили на постамент в неизменном виде.

С-60 «Сталинец» вошел в историю отечественного машиностроения как первый тягач массового производства. Именно его конструкция легла в основу будущих моделей. Сегодня эту машину можно встретить на постаментах и в музеях.
 
Интересно ли вам почитать про историю советского тракторостроения?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....